Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА ”УМНЫЙ ДЕТСКИЙ САД” ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА ”УМНЫЙ ДЕТСКИЙ САД” ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
Дошкольное образовательная организация / старший дошкольный возраст / профессия / профессиональные комнаты / техника / медицина / ИКТ / сельское хозяйство / экономические профессии / платформа / карта профессиональных интересов.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н.Джамилова, Ш.Т.Хасанова, Н.З.Имамова

В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. А также создание модели вебплатформы”Умный детский сад”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Н.Джамилова, Ш.Т.Хасанова, Н.З.Имамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА ”УМНЫЙ ДЕТСКИЙ САД” ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

International scientific and practical conference "Economies, management and digital innovation in éducation: modern trends and approaches"

March 13, 2024

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА "УМНЫЙ ДЕТСКИЙ САД" ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1Н.Н.Джамилова, 2Ш.Т.Хасанова, 3Н.З.Имамова

1Доктор педагогических наук (DSc), профессор ТГПУ им.Низами 2,3РШ,доцент ТГПУ им.Низами https://doi.org/10.5281/zenodo.10805386

Аннотация. В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. А также создание модели веб- платформы "Умный детский сад".

Ключевые слова: Дошкольное образовательная организация, старший дошкольный возраст, профессия, профессиональные комнаты, техника, медицина, ИКТ, сельское хозяйство, экономические профессии; платформа; карта профессиональных интересов.

Концепция развития дошкольного образования до 2030 года будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, формированию здорового, активного, полноценного, социально адаптированного ребенка, внедрению инновационного и основанного на ИКТ обучения в дошкольном образовании и внедрению элементов образования STEAM - технологий. Создание личностно-ориентированной, творческой среды для детей, направленной на развитие у них профессиональных интересов является одной и приоритетных задач.

Для правильного развития и социализации детей очень важно организовать им знакомство с профессиями взрослых. При изучении профессий ребёнок может лучше понять мир старших людей. К тому же так закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом. Основная цель профориентации - создать фундамент для осознанного самоопределения, будущего самостоятельно построения планов, анализа, продвижения по карьерной лестнице.

Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области. Для этого нужно разработать инновационные формы ознакомления старших дошкольников с миром профессии. Нами планируется создание платформы для ознакомления дошкольников разными профессиями.

Основной целью этого проекта является создание специально оснащённых профессиональных, технических, медицинских, художественных, ИКТ и сельскохозяйственных комнат в дошкольных организациях на основе инновационной модели «Умного детского сада», для контроля за деятельностью детей в этих комнатах, а также для изменения их профессиональных интересов на возрастном и индивидуально-психологическом и когнитивном уровнях.; разработка программной платформы, а также мониторинга профессиональных интересов детей на основе наблюдений и электронной базы данных, создание карт развития.

Основными задачами проекта являются:

- изучение и обобщение опыта Узбекистана и изучение опыта ведущих зарубежных стран по вопросу развития профессиональных интересов у детей;

International scientific and practical conference "Economies, management and digital innovation in éducation: modern trends and approaches"

March 13, 2024

- разработка методики профессиональной ориентированной деятельности в специальных комнатах в дошкольных образовательных организациях. Основанных на инновационной модели «Умный детский сад»;

- разработка программной платформы изменения и мониторинга профессиональных интересов старших дошкольников на возрастном и индивидуально-психологическом и когнитивном уровнях;

- разработка карт развития профессиональных интересов детей.

Научная новизна проекта :

- разработка методических пособий для воспитателей по организации деятельности детей в специальных комнатах, основанной на инновационой модели "Умный детский сад";

- разработка программной платформы изменения и мониторинга профессиональных интересов старших дошкольников на возрастном и индивидуально-психологическом и когнитивном уровнях;

- на основе создания карт развития профессиональных интересов детей старшего дошкольного возраста будет разработан «Сертификат профессиональных интересов»

Основные вопросы исследования:

- психолого - педагогическое обоснование использования специальных комнат основанных на инновационой модели «Умный детский сад»;

- систематический мониторинг развития свободных профессиональных интересов старших дошкольников в специализированных профессиональных кабинетах на основе программной платформы;

- организация семинар - тренингов для педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций с целью подготовки их к использованию карт профессионального развития старших дошкольников и составлению сопутствующих выводов.

Теоретическая и практическая значимость. Научные и теоретические идеи, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для улучшения содержания образовательных программ высших учебных заведений и педагогических колледжей в области «Дошкольного образования», для разработки методики преподавания, а также для улучшения содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Практическая значимость. будет созданы практические рекомендации и основы электронного программного обеспечения для педагогов и тренеров, студентов педагогических колледжей и ВУЗов, что обеспечит практическую реализацию инновационной модели «Умный детский сад», ориентированной на свободный выбор детьми профессии.

Ожидаемые результаты пректа и их значимость

- разработка методических пособий для воспитателей по организации деятельности детей в специальных комнатах, основанной на инновационой модели "Умный детский сад";

- разработка программной платформы изменения и мониторинга профессиональных интересов старших дошкольников на возрастном и индивидуально-психологическом и когнитивном уровнях;

International scientific and practical conference "Economics, management and digital innovation in education: modern trends and approaches"

March 13, 2024

- на основе создания карт развития профессиональных интересов детей старшего дошкольного возраста будет разработан «Сертификат профессиональных интересов»

Социально-экономическая значимость проекта может быть определена тем фактом, что дети дошкольного возраста могут развивать свои таланты и профессиональные интересы.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Министерства дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года № Р-5198

2. Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 мая 2019 года № 391 «О дополнительных мерах по дальнейшей поддержке государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования»

3. DIRECTING PRESCHOOL CHILDREN TO PROFESSION AT THE EARLY AGE N.N.Djamilova, D.Isabekova, O.Abduqodirova Doctor of Pedagogical sciences, Professor TSPU SCIENCE AND INNOVATION INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 2 ISSUE 9 SEPTEMBER 2023 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337 | SCIENTISTS.UZ

4. Djamilova Nargiza Nuritdinovna Education of physical culture in children of preschool age. Preschool education: international experience and modern approaches "Proceedings of the international scientific and practical conference 2021, May 27, Tashkent 80-81b.

5. Qosimov I., Xakimov R.R., Djamilova N.N. "Maktabgacha ta'lim tashkilotlarida bolalarni erkin kasb tanlashga yo'naltirish bo'yicha "Aqlli bog'cha" innovatsion modelini yaratish" zaruriyati. Maktabgacha talimda davlat va nodavlat sectorlari rivozhlantirish va yangi shakillari va talim mazmuni mavzusidagi Halkoro ilmiy-amaliy online conference materiallari typlami. Nizomiy nomidagi davlat pedagogy university. May 13, 2020.

6. Koshimov E, Koshimov I.I. "Akli bogcha" innovation talim-tarbiya usuli. Yangi Uzbekiston newspaper No. 265 (787) 2022 December 29.

7. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

8. Н.Е. Теремкова.«Профессии»; Издательство «Гном»2006.стр.1-4

9. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.