Научная статья на тему 'ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ'

ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС ДО / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Елена Викторовна

В статье рассматривается актуальная в дошкольной педагогике проблема формирования представлений о профессиях. Обозначаются цель и задачи ранней профессиональной ориентации. Ранняя профессиональная ориентация рассматривается в статье как процесс знакомства с профессией, который носит информационный характер. Делается акцент на сензитивности старшего дошкольного возраста для формирования представлений о профессиях, поскольку в этот период у ребенка появляется повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, расширяются контакты с окружающим миром, увеличивается число социальных связей, обогащается кругозор. Обозначаются проблемы, с которыми сталкивается воспитатель в современном детском саду, организуя процесс формирования представлений о профессиях. Описывается опыт работы автора статьи по формированию представлений о профессиях у старших дошкольников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 341», где работа по формированию у дошкольников представлений о профессиях организуется в различных видах деятельности: совместной деятельности воспитателя с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. Со старшими дошкольниками проводятся занятия (наблюдения, чтение художественной литературы, игры, беседы). Описывается опыт проведения встреч с представителями разных профессий из цикла «Вхождение в профессию». В заключении автор статьи оценивает результаты проведенной работы, обозначает перспективы дальнейшей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варламова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION TO THE PROFESSION: FROM THE EXPERIENCE ON DEVELOPING HIGH SCHOOL STUDENTS’ IDEAS ABOUT JOBS

The article discusses an issue of pre-school pedagogy of developing ideas about professions. The main goal and objectives of early career guidance are presented. Early career guidance is discussed as the process of profession exposition which implies information. The paper focuses on the sensitivity of senior preschool age that is suitable for introducing jobs to the child since at this age they get interested in the world around them, establish social contacts, expand their outlook. The author highlights the difficulties the educator faces in the modern preschool institution when they develop children’s ideas about jobs. She shares her experience of working at the problem in the MBPEI “Child Care Centre of General Education № 341” where the ideas mentioned above are developed in educator-child activities and child’s independent ones as well. Senior preschool kids are involved in observations, reading fiction, games, discussions. The author also recalls meeting the representatives of different professions what was the part of the course “Introduction to the Profession”. In the final part of the article she evaluates the results of the work and outlines the perspectives of further steps.

Текст научной работы на тему «ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ»

УДК 371.78

ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ

INTRODUCTION TO THE PROFESSION: FROM THE EXPERIENCE ON DEVELOPING HIGH SCHOOL STUDENTS' IDEAS

ABOUT JOBS

© 2020

Е.В. Варламова E.V. Varlamova

В статье рассматривается актуальная в дошкольной педагогике проблема формирования представлений о профессиях. Обозначаются цель и задачи ранней профессиональной ориентации. Ранняя профессиональная ориентация рассматривается в статье как процесс знакомства с профессией, который носит информационный характер. Делается акцент на сензитивности старшего дошкольного возраста для формирования представлений о профессиях, поскольку в этот период у ребенка появляется повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, расширяются контакты с окружающим миром, увеличивается число социальных связей, обогащается кругозор. Обозначаются проблемы, с которыми сталкивается воспитатель в современном детском саду, организуя процесс формирования представлений о профессиях. Описывается опыт работы автора статьи по формированию представлений о профессиях у старших дошкольников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 341», где работа по формированию у дошкольников представлений о профессиях организуется в различных видах деятельности: совместной деятельности воспитателя с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. Со старшими дошкольниками проводятся занятия (наблюдения, чтение художественной литературы, игры, беседы). Описывается опыт проведения встреч с представителями разных профессий из цикла «Вхождение в профессию».

В заключении автор статьи оценивает результаты проведенной работы, обозначает перспективы дальнейшей деятельности.

Ключевые слова: профессия; формирование представлений о профессиях; дошкольный возраст; старший дошкольный возраст; дошкольное образование; ФГОС ДО; познавательное развитие.

The article discusses an issue of pre-school pedagogy of developing ideas about professions. The main goal and objectives of early career guidance are presented. Early career guidance is discussed as the process of profession exposition which implies information. The paper focuses on the sensitivity of senior preschool age that is suitable for introducing jobs to the child since at this age they get interested in the world around them, establish social contacts, expand their outlook. The author highlights the difficulties the educator faces in the modern preschool institution when they develop children's ideas about jobs. She shares her experience of working at the problem in the MBPEI "Child Care Centre of General Education № 341" where the ideas mentioned above are developed in educator-child activities and child's independent ones as well. Senior preschool kids are involved in observations, reading fiction, games, discussions. The author also recalls meeting the representatives of different professions what was the part of the course "Introduction to the Profession".

In the final part of the article she evaluates the results of the work and outlines the perspectives of further

steps.

Keywords: profession; developing ideas about professions; pre-school age; senior pre-school age; preschool education; Federal Educational Standards of Preschool Education; cognitive development.

Проблема формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста актуальна во все времена. Значительный вклад в ее разработку внесли такие отечественные ученые, как Р.С. Буре [1], С.А. Козлова, Т.А. Куликова [2], Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова [3], В.И. Логинова [4], и многие другие. В работах указанных авторов основной акцент был сделан на воспитании трудолюбия, необхо-

димости овладения детьми трудовыми навыками. Так, С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагали знакомить детей с лучшими представителями профессий, их отношением к труду, формировать понимание того, что профессии возникают как ответ на потребности людей [2, с. 236-278]. В.И. Логинова делала акцент на содержании труда, предлагала знакомить детей с продуктами деятельности представителей разных про-

фессий, воспитывать уважительное отношение к труду. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова полагали, что важно знакомить детей со спецификой труда людей конкретного региона страны [3, с. 6-17].

В наше время в дошкольной педагогике в соответствии с социальным запросом общества и государства акцент в этом направлении работы с детьми сместился на ориентацию в сфере будущей профессиональной деятельности, что подчеркивается во ФГОС ДО [5] и подтверждается учеными (О.В. Дыбина [6], В.П. Кондрашов [7], Н.В. Наумова, О.Г. Макарова, О.Г. Шара-хова [8, с. 65-71], Т.Г. Сальникова [9], Т.А. Шорыгина [10] и др.). Вводится и начинает использоваться понятие «ранняя профессиональная ориентация» [7].

Профориентация дошкольников - относительно новое направление в дошкольном образовании. Как отмечают Н.В. Наумова, О.Г. Макарова, О.Г. Шарахова, ранняя профессиональная ориентация на дошкольном уровне - сложная задача. В этот возрастной период у детей могут быть сформированы лишь предпосылки профессиональных компетенций, однако эти предпосылки в дальнейшем могут значительно облегчить процесс профессионального самоопределения [8, с. 65-71].

Согласно В.П. Кондрашову, ранняя профориентация проводится задолго до непосредственного выбора профессии, носит информационный характер (знакомство с профессиями), а также предполагает обсуждение с ребенком мечты и опыта, приобретенного в том или ином виде трудовой деятельности [7, с. 10-12].

Основная цель ранней профессиональной ориентации - формирование у детей эмоционального отношения к миру профессий.

Задачи профориентации детей дошкольного возраста:

- знакомить с многообразием профессий;

- формировать любовь к трудовым усилиям;

- формировать интерес к труду;

- формировать элементарные трудовые умения в некоторых сферах трудовой деятельности.

Работа по ранней профориентации дошкольников должна строиться при учете следующих основных принципов:

- соотнесение материалов различных образовательных областей с возрастными возможностями и особенностями детей;

- поддержка инициативы детей в любых видах детской деятельности;

- сотрудничество детей и взрослых;

- признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- соответствие условий, методов и приемов обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- развивающее обучение;

- новизна (внедрение новых педагогических технологий) [8, с. 65-71].

Сведения о профессиональной деятельности взрослых, их труде, его условиях и значении, формирование трудовых навыков входят в содержание основных и парциальных образовательных программ дошкольного образования, однако, как показывает практика, в ограниченном масштабе.

Несмотря на то, что изучение различных аспектов профессиональной ориентации дошкольников в теории дошкольного образования и воспитания еще продолжается, практическое значение этой работы не вызывает сомнений. На практике эта работа не всегда идет успешно: представления о профессиях, как правило, формируются у детей бессистемно, отрывочно; зачастую используются устаревшие средства обучения. Конечно, этого недостаточно, чтобы заинтересовать детей, а без их искреннего интереса работа в данном направлении будет малоэффективной. К тому же, число профессий неуклонно растет. Появляются профессии и сферы деятельности, о которых сложно было представить раньше. Кроме того, содержание труда представителей некоторых профессий изменилось, благодаря развитию науки и техники. Если ознакомлению с профессиями, в том числе с современными, в дошкольном детстве

уделять недостаточно внимания, в будущем детям будет сложно ориентироваться в мире профессий, будет трудно определиться с делом своей жизни.

Особенно важной работа по формированию представления о профессиях становится в старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст - особый период развития ребенка. У ребенка достаточно хорошо развиты речь, мышление, память. Как правило, для старших дошкольников характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, расширяются их контакты с окружающим миром, увеличивается число социальных связей, обогащается кругозор. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными профессиями - важная задача их познавательного развития и социализации, решение которой позволяет им лучше узнать мир взрослых, понять его. Работа в данном направлении формирует интерес к труду, часто приводит к зарождению мечты о профессии будущего, что является основой профессионального самоопределения.

В практике работы с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 341» г.о. Самара формированию у детей представлений о профессиях уделяется много внимания.

Для работы в данном направлении была обогащена развивающая предметно-пространственная среда старшей группы. Были оформлены специальные центры по ознакомлению с профессиями, где разместились наглядные пособия, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет углублять знания детей и их практические умения, выявлять интересы и склонности, предпочтения в игре, развивать познавательные интересы.

Работа по формированию у дошкольников представлений о профессиях организуется в различных видах деятельности: совместной деятельности воспита-

теля с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Основная форма работы с детьми старшей группы - непосредственно образовательная деятельность. На занятиях по ознакомлению детей с различными профессиями решение образовательных, развивающих и воспитательных задач достигается через организацию различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). Работа на занятиях осуществляется как в группах и подгруппах, так и в индивидуально. Проводятся занятия, приуроченные к праздникам 23 февраля и 8 марта: «Профессии наших пап», «Профессии наших мам». На этих занятиях детям предоставляется возможность рассказать о профессиях родителей, узнать о том, чем занимаются родители других детей. Эмоциональный рассказ сверстников вызывает искренний интерес у детей, у них формируется представление о значимости труда взрослых, расширяется кругозор.

При организации образовательной деятельности с детьми старшей группы мы стремимся использовать различные методы и приемы, средства обучения, на каждом занятии о профессиях разные, чтобы постоянно поддерживать интерес детей к теме, стимулировать познавательную активность. В рамках НОД у детей формируются представления о многообразии профессий, структуре деятельности представителей разных профессий. При проведении занятий реализуются дифференцированный и индивидуальный подходы, а также используются современные педагогические технологии (ИКТ, игровая технология).

Образовательная деятельность в режимных моментах включает наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровую деятельность: сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры и т.д.

Доступными для наблюдения детей в детском саду являются профессии сотрудников детского сада. В старшей группе

организуются наблюдения за трудом воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, повара, медицинского работника, инструктора по физической культуре, дворника. В процессе организации наблюдений особое внимание уделяется концентрации на тех элементах труда взрослых, которые оказывают воспитательное воздействие на детей. В процессе наблюдений дети старшей группы могут наглядно представить значимость труда, увидеть его процесс и результаты.

Рассматривание иллюстраций является традиционным наглядным методом ознакомления детей с профессиями. Рассматривая иллюстрации с изображением представителей той или иной профессии, дети получают наглядное представление о ней, знакомятся с орудиями труда. Особенно актуален этот метод в ознакомлении с профессиями, которые дети не могут наблюдать в реальном времени.

В список художественной литературы, позволяющей детям старшей группы знакомиться с профессиями, достаточно широк. В него входят как произведения классиков детской литературы, так и новые книги.

Сюжетно-ролевые игры («Почта», «Пожарные», «Магазин», «Парикмахерская», «Банк» и т.п.) позволяют расширить представления детей о деятельности представителей разных профессий. Подобные игры предполагают активность детей: дети берут на себя роль и стремятся как можно лучше ее исполнить.

В работе с детьми старшей группы используются дидактические игры «Детям о профессиях», «Кому что нужно для работы». Мы постарались обогатить их содержание путем включения новых профессий, которые на слуху у детей, но знаний о которых у них недостаточно.

Настольно-печатные «Кому что нужно», «Вкладыши», «Чего не хватает» позволяет уточнять и закреплять знания детей.

Грамотно организованная беседа позволяет углублять знания детей, активизировать речь по теме, обогащать словарь детей,

формировать познавательные интересы, развивать мышление, память, внимание. Проводятся следующие беседы: «Все профессии нужны, все профессии важны» (формирование представлений о значимости профессий), «Профессии бывают разные» (формирование представлений о многообразии профессий», «Все профессии нужны - выбирай на вкус» (формирование предпосылок к профессиональному самоопределению), «Профессии родителей», «Профессии бабушек и дедушек» (формирование уважительного отношения к представителям разных профессий, к труду близких родственников).

В старшей группе возможно формировать представления о редких профессиях, а также профессиях специфичных или востребованных в том регионе, где проживают дети. Кроме того, появляется возможность обобщать и углублять знания детей через организацию встреч с представителями профессий. В старшей группе организуется цикл встреч «Вхождение в профессию». На каждую встречу приглашается представитель какой-нибудь профессии, который приходит в специальной одежде, а также приносит орудия труда (если это возможно). В рамках цикла встреч проводились встречи со спасателем, сотрудником ДПС.

Спасатель рассказал детям о своей работе, напомнил правила поведения на воде, показал спасательные жилеты, объяснил, зачем они нужны и почему они яркого цвета. Затем предложил детям примерить жилеты. Дети получили памятки «Поведение на воде», на которых схематично были отражены основные правила. Затем в игровой форме закреплялись знания правил безопасного поведения на воде и на пляже.

Сотрудник ДПС на встрече с детьми также рассказал, в чем заключается его работа, показал элементы форменной одежды (фуражка), а также показал жезл регулировщика, объяснил его назначение. Затем вместе с сотрудником ДПС дети повторили правила дорожного движения. Были разыграны ситуации «Внимательный пешеход», действия детей в которых оценивал сотрудник ДПС.

Проведенная работа по формированию представлений о профессиях у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад об-щеразвивающего вида № 341» г.о. Самара оказалась эффективной. Дети проявляют активный интерес к профессиям своих близких родственников, знают и могут рассказать о представителях многих профессий, объяснить, в чем заключаются особенности их работы, знают о назначении разных видов техники, оборудования и мате-

риалов в трудовой деятельности представителей разных профессий, понимают значимость труда в жизни общества.

Перспективы дальнейшей работы в рамках данной темы видятся в расширении содержания деятельности (разработка новых игр, организация встреч с представителями профессий), а также в закреплении полученных знаний (организация викторин, вечеров загадок).

* * *

1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-синтез, 2011. 134 с.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 416 с.

3. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2009. 68 с.

4. Логинова В.И. Теоретические подходы к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. URL: https://mybiblioteka.su/tom2/3-181134.html (дата обращения: 18.10.2019).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 5-6 лет. Старшая группа. М. : Мозаика-синтез, 2017. 80 с.

7. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 23 с.

8. Наумова Н.В., Макарова О.Г., Шарахова О.Г. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2016. № 2(20). С. 65-71.

9. Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Вып. 1. СПб. : Детство-пресс, 2017. 40 с.

10. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.