Научная статья на тему 'Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «Школа - вуз»'

Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «Школа - вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUATION IN THE LEARNING PROCESS / PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION / CONTINUATION OF CONTENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Алексеевич

В статье проведен анализ научных подходов к исследованию проблемы; даны определения преемственности с целью раскрытия её сущности; выделены задачи, решение которых будет способствовать повышению эффективности взаимодействия школьного и вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE PROBLEM OF CONTINUATION OF THE CONTENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION IN THE SCHOOL-UNIVERSITY SYSTEM

In this article an analysis of scientific approaches to this problem is performed; the definitions of continuation are formulated; the problems, whose resolution would increase the efficiency of interaction between school and university education, are distinguished.

Текст научной работы на тему «Сущность проблемы преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «Школа - вуз»»

УДК 37.046

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

© 2015 А.А.Попов

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 14.01.2015

В статье проведен анализ научных подходов к исследованию проблемы; даны определения преемственности с целью раскрытия её сущности; выделены задачи, решение которых будет способствовать повышению эффективности взаимодействия школьного и вузовского образования.

Ключевые слова: преемственность в процессе обучения, профессионально-ориентированное образование, преемственность содержания профессионально-ориентированного образования.

В условиях формирования многоуровневых образовательных комплексов, которые включают в себя образовательные организации (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения) особую актуальность приобретают вопросы обеспечения преемственности различных уровней образования в системе «школа-вуз». Решение данной проблемы подразумевает выявление новых областей знаний, которые будут общими для систем общего и высшего образования. Ученые рассматривали различные аспекты проблемы преемственности начального и основного образования, средней школы и вуза (Г.Н.Александров), преемственности содержания учебно-воспитательного процесса школы (Г.В.Дорофеев), преемственности школьного и профессионального образования (В.В.Ахмет-жанова Н.Р.Жарова, Ю.М.Колягин, С.В.Плотникова, Г.Т.Солдатова и другие авторы). Психолого-педагогическая сущность преемственности школьного и вузовского образования (двусторонний характер преемственности) была изучена С.М.Годником. Автор заключает, что «преемственность высшей и средней школы можно рассматривать как принцип, процесс и способ разрешения противоречия между специальными задачами высшей школы и общеобразовательным характером подготовки в средней школе»

Многие ученые подчеркивают многоаспектный характер преемственности в обучении. Например, И.Е.Малова считает, что «преемственность может выступать как закономерность, как принцип, как условие, как требование, как фак-

тор, как способ, как правило, как средство обучения и др.»2. Следует отметить, что российский союз ректоров в числе основополагающих принципов образования отметил принцип единства и преемственности уровней образования («образование через жизнь»)3, который является базисом компетентностной образовательной парадигмы.

Для того чтобы иметь представление о проблеме преемственности, необходимо знать его методологическую основу, раскрыть сущность данного понятия. Философская трактовка понятия преемственность отражает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как сис-темы»4, что позволяет рассматривать преемственность в контексте непрерывности развития, связанности и устойчивости.

В современном понимании преемственность рассматривается в качестве «векторной основы стабильности» образовательного процесса. Феномен преемственности в образовательном пространстве понимается как общедидактический принцип (Р.М.Зайниев, О.В.Кожевникова,

Попов Андрей Алексеевич, аспирант кафедры педагогики. E-mail: popovsky [email protected]

1 Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С.М.Годник. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. - 207 с.

2 Малова, И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения обучающихся: монография / И.Е.Малова. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 225 с.

3 Садовничий, В.А. Концепция и стратегия развития образовательного законодательства России: доклад на заседании комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Москва, 31.01.2011 г.) / В.А.Садовничий // Вестник образования России. -2011. - № 4. - С.68 - 75.

4 Баллер, Э.А. Преемственность. Текст / Философская энциклопедия / Э.А.Баллер; под ред. Ф.В.Константинова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1967. - 360 с.

О.А.Шуватова), однако в контексте компетентностью подхода в образовании, понятие преемственности расширяется за счет выделения «единства, координации, целостности, системности, взаимосвязи»5 как сущностных особенностей.

Понятие преемственности включает в себя требования, которые предъявляются к знаниям и умениям обучающихся на каждой ступени обучения. Преемственность в обучении - это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.

А.П.Сманцер рассматривает сущность понятия преемственности и выделяет следующие направления: раскрытие значимости преемственности в обучении, изучение ее места и роли в педагогическом процессе; раскрытие содержания преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой; раскрытие вопросов преемственности в конкретной предметной области между разными классами в общеобразовательных школах, училищах, техникумах; исследование преемственности между средней и высшей школой.

Преемственность затрагивает содержание обучения, его формы, способы, различные стратегии взаимодействия участников педагогического процесса, изменение в личности обучающихся. Преемственность способствует систематизации и построению иерархии различных этапов учебного процесса в целостный учебный процесс.

На основе анализа подходов к определению понятия преемственность, сформулируем определения преемственности в системе образования, преемственности школьного и вузовского образования и применительно к нашему исследованию определение преемственности профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз», которые позволят раскрыть сущность преемственности.

Рассматривая определение преемственности по описанию действий, можно сделать вывод, что в одних случаях действие включено в процесс, и результат преемственности в обучении и рассматривается как цель: установление связей, расширение и углубление знаний, полученных на предыдущих ступенях обучения, преобразование личности обучающегося, в других случаях действие связано с процессом преемственности:

5 Лунёв, А.П. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России / Л.А.Лунёв, С.А.Храпов // Вестник Астраханского технического университета. Серия: Экономика. - 2013. -№ 1. - С.149 - 155.

системное и последовательное расположение учебного материала, сохранение и преобразование старого с заменой более прогрессивным, изменение структуры содержания материала в учебниках для каждого этапа образования, комбинация различных методов обучения.

Преемственность в системе образования определяется как общепедагогический принцип, который требует тесной связи между этапами и ступенями образовательного процесса и внутри них; развитие компетенций, сформированных на предыдущих этапах образования; преобразование отдельных понятий в целостную систему профессиональных и общекультурных компетенций в связи с формами, методами обучения, содержанием, динамикой и тенденциями качественных изменений в личности обучающегося.

Преемственность школьной и вузовской ступени образования включает содержание образования, формы, методы и средства образования, социально-психологические аспекты нравственного развития личности, психологические и педагогические условия формирования активной творческой личности, объективность в оценке качества знаний выпускников средних образовательных учреждений, а также совместимость школьной и вузовской учебной литературы.

Преемственность профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз» определяется как общепедагогический принцип, который требует постоянного обеспечения неразрывной связи между этапами и ступенями обучения в процессе изучения различных дисциплин в направлении профессионального развития; повышение уровня профессиональной культуры и профессиональной компетентности; преобразование отдельных понятий в целостную систему общекультурных и профессиональных компетенций в связи с формами, методами обучения и содержанием профессионально-ориентированного образования при качественном повышении сформированности уровня профессиональной культуры и профессиональной компетентности обучающегося.

В современных условиях стандарты общего и профессионального образования трудно совместимы. Например, в высшей школе, в рамках государственного образовательного стандарта, развит подход, направленный на структурирование научных знаний, которые, в свою очередь, преобразуются в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. В общеобразовательной школе содержание общего среднего образования представляется в виде образовательных областей, в то время как учебный процесс носит дисципли-

нарный характер. Следовательно, содержание профессионально-ориентированного образования в школах не ориентирует выпускников школ на обучение в вузах разного направления. На основе анализа результатов своих работ ученые пришли к выводу о том, что большая часть выпускников чаще всего не готова к продолжению образования, так как они не владеют приемами переработки, анализа, отбора и создания новой информации. Для решения данной задачи необходимо выявить области знания, которые являются общими для системы полного общего среднего образования и высшей школы. Общеобразовательная подготовка является базовым компонентом в рассмотрении преемственности содержания профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз». Преемственность включает в себя разработку и принятие определенных целей и содержания образования во время обучения. В системе российского образования наблюдается рассогласованность учебных программ общеобразовательных учреждений, учебников и форм контроля на различных этапах и формах обучения.

Для решения проблемы преемственности стандартов школьного и вузовского образования, необходимо провести научную экспертизу образовательных программ, как в средних образовательных учреждениях, так и в высших учебных заведениях. Программы обучения в школах должны содержать такой набор ключевых компетенций, который соотносится с набором компетенций, которыми должен обладать будущий выпускник вуза. Для обучающихся с разным уровнем подготовки, разным уровнем личностной зрелости необходимо предусмотреть вариативность учебных программ. Принцип вариативности позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, а также адаптирует его к особенностям обучающихся.

Результаты анализа вузовских и школьных образовательных программ составят базу для создания единого образовательного стандарта, так как взаимодействие образовательной системы «школа-вуз» определяется их участием в разрешении вопросов о непрерывности образования с учетом методических, содержательных и целевых различий в их деятельности. Школьники, перешедшие из школы в вуз, не имеют опыта обучения в новом образовательном пространстве. В связи с этим, возникает противоречие между новым социальным статусом обучающихся (бывшие школьники, уже студенты) и их подготовкой к обучению в новых условиях. В свою очередь, для повышения качества подготовки будущих специалистов требуется активный по-

иск эффективной модели организации практической подготовки студентов, основанный на принципах непрерывности и преемственности6.

Эффективность взаимодействия школьного и вузовского образования встает в прямую зависимость от решения проблемы совместимости стандартов общего, среднего (полного) и высшего профессионального образования, а также организации учебного процесса в школе и вузе, поэтому необходимо определить содержание образовательных программ в зависимости от профиля обучения и обеспечить взаимосвязь форм и методов обучения в школе и вузе; применять разные формы сотрудничества школ и вузов; устанавливать школьный (по результатам ЕГЭ) и вузовский контроль уровней образовательной подготовки обучающихся; согласовывать школьные и вузовские образовательные программы.

Проведенный анализ говорит, что имеют место объективные причины, которые нарушают преемственность содержания профессионально-ориентированного образования в системе «школа-вуз». Следует отметить, что содержание и процесс подготовки в школах ориентируют субъектов образовательного процесса на воспроизводство знаний в отличие от вузовской системы, которая с первых курсов требует от студентов владение навыками простейшего анализа, умением пользоваться понятийным аппаратом для изучения смежных дисциплин.

Разногласия между необходимостью обеспечения преемственности подготовки обучающихся в школах и вузах разрешимы через создание организационных, дидактических и методических механизмов.

6 Горячев, М.Д. Средства формирования профессиональных компетенций социально-педагогической деятельности в условиях клиники педагогической поддержки детей и их семей / М.Д.Горячев, М.М.Горячев, А.В.Долгополова, О.И.Ферапонтова, В.В.Мантуленко // Вестник СамГУ. - 2013. - № 5(106). - С. 141 - 145.

THE ESSENCE OF THE PROBLEM OF CONTINUATION OF THE CONTENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION IN THE SCHOOL-UNIVERSITY SYSTEM

© 2015 A.A.Popov°

Samara State University

In this article an analysis of scientific approaches to this problem is performed; the definitions of continuation are formulated; the problems, whose resolution would increase the efficiency of interaction between school and university education, are distinguished.

Key words: continuation in the learning process, professionally-oriented education, continuation of content of professionally-oriented education.

Andrey Alexeevich Popov, Postgraduate of Department of pedagogy. E-mail: popovsky [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.