Научная статья на тему 'Принципы непрерывности и преемственности в развитии коммуникативной компетенции школьников и студентов'

Принципы непрерывности и преемственности в развитии коммуникативной компетенции школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИЯ / THE COMMUNICATIVE COMPETENCE / DEVELOPMENT / CONTINUITY / EDUCATIONAL SPACE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стурикова Марина Владимировна

Статья посвящена вопросам развития коммуникативной компетенции обучающихся способности использовать речевые средства общения в едином образовательном пространстве при обучении по непрерывным или преемственным программам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стурикова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted questions of development of the communicative competence trained to ability to use speech means of dialogue in uniform educational space at training under continuous or successive programs

Текст научной работы на тему «Принципы непрерывности и преемственности в развитии коммуникативной компетенции школьников и студентов»

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

СТУРИКОВА М.В.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативной компетенции обучающихся - способности использовать речевые средства общения в едином образовательном пространстве при обучении по непрерывным или преемственным программам

Article is devoted questions of development of the communicative competence trained to ability to use speech means of dialogue in uniform educational space at training under continuous or successive programs

Непрерывность в современной системе российского образования рассматривается не только как перспективная тенденция, но и как условие достижения нового качества образования, которое проявляется в сближении двух самостоятельных систем - общего образования и профессионального в рамках многоуровневого образования. Особое значение в связи с этим приобретает проблема развития коммуникативной компетенции школьников и студентов в условиях непрерывного образования, т.к. в основе любой профессиональной деятельности специалиста лежит речевая деятельность. Анализ понятийного содержания категории «компетенция» на основе работ по данной проблеме позволяет нам представить компетенцию как целостную систему, состоящую из определенных структурных компонентов, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Мы рассматриваем коммуникативную компетенцию как способность школьником или студентом использовать языковые и речевые средства применительно к задачам общения и как развитие умений понимать, правильно истолковывать и строить речевое произведение, обусловленное владением норм речи и умением учитывать конкретную речевую ситуацию, а также способность речевой личности к восприятию чужих высказываний и порождению своих в соответствии с принятыми нормами речевого этикета. Коммуникативная компетенция включает в себя знания орфоэпических, грамматических, лексических норм, основных стилистических, риторических, речеведческих понятий. От уровня развития коммуникативной компетенции зависит эффективность дальнейшей профессиональной деятельности школьника, студента, степень их социализации в современном мире, успешность и самодостаточность, т.к. в основе любой деятельности человека лежит речь. Развитие коммуникативной компетенции проходит через всю жизнь человека, поэтому основано, прежде всего, на принципе непрерывности.

Общефилософское понимание непрерывности предполагает целостность образовательной системы, состоящей из дискретных элементов (образовательные программы разных видов и уровней). В реальности единство изначально противоположных непрерывности и дискретности элементов иногда вызывает в образовательной системе рассогласованность действий ее субъектов, что снижает эффективность процессов внутри системы и усилий при достижении внешних целей. Осуществляемая рационализация процессов в системе непрерывного образования призвана сблизить эти противоположности до единства и наделить их свойствами взаимопереходности, амбивалентности, что дает возможность рассматривать процессы в образовательной системе как непрерывные и дискретные одновременно. [5]. «Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности» [1]. Причины такого внимания к непрерывному образованию во всем мире едины: стоящие перед обществом проблемы не решить вне образования, т.к. главным субъектом дея-

Профессиональное образование. Столица | № 6 2010

1

тельности становится человек [5]. Компонентом единой системы непрерывного образования является система образования, получившая в последние годы значительное распространение в различных странах мира и обозначенная термином «Continuous Education», что связано в первую очередь с профессиональной подготовкой работников [3]. Российская Федерация активно поддерживает программу непрерывного образования для всех, но «непрерывного не только в плане связей между разными уровнями образования, но и в плане того, что человек должен иметь право и возможность повысить свою квалификацию и получать новые знания нового уровня не только в рамках своей специальности и не только в своей стране» [4].

Можно согласиться с мнением Л. Клинберга, утверждающего, что основой системы непрерывного образования должна быть концепция развития, предусматривающая все характерные черты диалектического процесса, а именно: развитие как качественный процесс, развитие как самодвижение, противоречие, единство и борьбу противоположностей как источник и движущую силу развития; необратимость развития. Концепция непрерывного развития коммуникативной компетенции учащихся и студентов признает «учение нормальной деятельностью человека во все периоды его жизни и предполагает возможность и необходимость для всех в любом возрасте постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, обновлять и дополнять ранее приобретенные знания и умения, получать специальность и совершенствоваться в ней» [2].

Чтобы реализовать принцип непрерывности в развитии коммуникативной компетенции, необходимо создание единого образовательного пространства на основе существующих традиций и культурного языкового наследия страны.

Непрерывность развития коммуникативной компетенции предполагает создание системы, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и последовательных действий педагога, направленных на формирование у учеников, студентов теоретических знаний, профессиональнопрактических и коммуникативных умений и навыков, профессиональных качеств, а также создание условий для формирования и развития у них интереса и потребности в непрерывном развитии коммуникативной компетенции, осуществляющем следующие функции:

- обеспечение целостности и самодостаточности развития коммуникативной компетенции для решения коммуникативных задач, для возможно более полного удовлетворения на местах всех образовательных запросов и потребностей общества в целом;

- стимулирование развития и саморазвития коммуникативной компетенции, целостно отражающей ее особенности и специфику.

Непрерывность предполагает наличие множества уровней и ступеней развития коммуникативной компетенции (школа - техникум (колледж) - вуз). Каждый уровень имеет свою завершенность, поэтому обучаемый получает возможность выбора посильного для него образования или его изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Студенты имеют возможность продолжить образование без перехода для обучения на следующий уровень. Маневренность предусматривает движение «по горизонтали» и возможность смены человеком области профессиональной деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких профессиональных областях на основе развития коммуникативной компетенции. В ФГАОУ ВПО РГППУ студенты, начиная с 3 курса, могут приобрести второе высшее образование и к окончанию вуза таким образом иметь два документа о высшем образовании. В этом случае коммуникативная компетенция студента становится развитой на более высоком уровне, т.к. его профессиональный тезаурус включает профессионально ориентированную лексику еще одной специальности.

Принцип непрерывности тесно связан с принципом преемственности. Преподавателям вуза хорошо известно, какие трудности в области коммуникации испытывает вчерашний школьник в вузе, причины этого - недостаточная преемственность школьного и вузовского обучения, неготовность выпускников школы к новым видам учебной деятельности в вузе, поэтому в условиях

постоянного обновления научных знаний, быстрых темпов развития техники и технологий закономерно встает вопрос о необходимости преемственности образовательного процесса. Принцип преемственности направлен на состыковку образовательных программ, предусматривающую согласование на всех этапах: от первоначальной подготовки до последипломного образования. Предполагается, что «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую, т.е. необходима сквозная стандартизация всех программ на основе единых целей всей системы развития коммуникативной компетенции в условиях непрерывного образования. «Такое естественное совмещение выхода из одной образовательной программы со входом в последующую обеспечивает студенту или специалисту возможность свободного передвижения в образовательном пространстве. Реализация этого принципа сопровождается множеством трудностей. Это связано с тем, что такая реализация касается не только преемственности государственных стандартов, но и образовательных программ» [5]. Созданная нами программа «Развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов» содержит 9 тем, которые могут быть изучены в средней и высшей школе. Разница в содержании тем заключается в степени сложности и глубине теоретического и практического материала.

Следует отметить, что развитие коммуникативной компетенции происходит на всех учебных предметах, но непосредственное обучение коммуникации ведется только на речеведческих дисциплинах (русский язык, риторика, культура речи и др.) Начинаясь в общеобразовательной школе, оно продолжается в учреждениях профессионального образования, тем самым обеспечивается преемственность ступеней развития: первоначальная подготовка (проводится в МОУ, лицеях, гимназиях, срок подготовки 4 года); среднее образование (проводится в МОУ, лицеях, гимназиях, срок подготовки- 5 - 7 лет); среднее профессиональное образование (училище, колледж, срок подготовки-4 года); высшее образование (академия, институт, срок подготовки-5 лет); послевузовское образование (защита кандидатских и докторских диссертаций, срок подготовки - 34 года); дополнительное образование, которое осуществляется на основе базового (переподготовка в учебных центрах, срок подготовки определяется обучаемым самостоятельно).

Таким образом, сквозная линия содержания развития коммуникативной компетенции распределяется по годам и ступеням обучения и представляет собой систему, которая позволяет обеспечить принцип преемственности образования с учетом реальной потребности в знаниях в зависимости от выбранной специальности.

Важным фактором, способным повлиять на проблему преемственности развития коммуникативной компетенции школьников и студентов в условиях непрерывного образования является введение профильного обучения в старших классах школы. Это одно из важнейших направлений обновления отечественного школьного образования. На старшей ступени школы завершается общее образование учащихся, обеспечивающее их общее развитие. Гибкость Базисного учебного плана (БУП) старшей ступени школы в условиях введения профильного обучения позволяет формировать на его основе вариативные по структуре и содержанию учебные планы отдельных профилей обучения во взаимосвязи с непрерывным развитием коммуникативной компетенции. Это обеспечивает возможность для адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям высшего образования.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования через средства коммуникации.

2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ на основе коммуникативных дисциплин.

3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Переход к профильному образованию позволит расширить возможности дифференциации содержания развития коммуникативной компетенции старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; создать условия для самореализации старшеклассников, обоснованной оценки своих познавательных способностей, намерений, поиска путей дальнейшего самоопределения; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, а также эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения и непрерывного развития коммуникативной компетенции. Эта включает следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся (в отличие от факультативных курсов), входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне. Примером таких элективных курсов в рамках коммуникативных дисциплин могут служить следующие: «Искусство дискуссии и полемики», «Культура политической дискуссии», «Культура публичного выступления», «Культура устной и письменной речи делового человека», «Массовая коммуникация и риторика», и т.д. для классов гуманитарного профиля.

Элективные курсы ориентированы на познавательные интересы отдельных учащихся в области деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля. Элективные курсы могут восполнить пробелы базовых и профильных курсов, они формируют умения и способы деятельности, связанные с решением практических задач, дают дополнительные знания, востребованные в системе профессионального обучения и на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы: «Экскурсионная речь» (для школьников, которые впоследствии выберут специальность «Туризм и гостиничный сервис»), «Риторика», «Язык юридических текстов» (для будущих юристов), «Языковые средства современной рекламы» (для будущих экономистов) и т.д.

Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к непрерывному профильному обучению и развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Таким образом, развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов строится на принципах непрерывности и преемственности. на концепции развития, а также предусматривает переход от обучения к самообучению; при этом обеспечивает учащимся переход от преимущественно репродуктивного типа деятельности к творческому, от познания в обучении - к познанию в исследовательском процессе. Социально-философская сущность развития коммуникативной компетенции учащихся и студентов характеризуется возрастанием роли человеческого фактора в современных условиях вообще и в системе образования, в частности. Переход к развитию коммуникативной компетенции учащихся и студентов, основанный на принципах непрерывности и преемственности создает новые условия для осуществления школьного и вузовского образования и актуализирует эту проблему. Важнейшим условием эффективного решения задачи развития коммуникативной компетенции учащихся и студентов на принципах непрерывности и преемственности является педагогическое обеспечение всех ее ступеней. Необходимо также отметить роль взаимосвязи общего и профессионального образования: общее образование не является базой, предшествующей профессиональному, а рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного развития коммуникативной компетен-

ции, ступень, которая предшествует профессиональной подготовке. Также переосмысливается сущность и функции профессионального образования, которое представляет собой сквозную линию через всю жизнь человека. Такой подход меняет взгляд на проблему непрерывности и преемственности общего и профессионального образования.

Преемственность не может быть реализована без создания инновационных учебников, учебных пособий по развитию коммуникативной компетенции, обеспечивающих интеграцию фундаментальных и специальных знаний; без разработки форм обучения, основанных на инновационных технологиях (в том числе информационных), созданию способов квалиметрии среднего и высшего образования. К инновационным можно отнести учебное пособие по стилистике научной речи, которое готовит к выпуску кафедра русского языка и культура речи. Учебное пособие состоит из двух частей, в первой части находится теоретический материал и практические задания для студентов гуманитарных специальностей, во второй части - практические задания для студентов негуманитарных специальностей; особенностью учебника является то, что весь практический материал подобран в соответствии с выбранной специальностью студента, т.е. является профессионально ориентированным. В процессе учебных занятий по стилистике научной речи у студентов развивается коммуникативная профессионально ориентированная компетенция.

Особая роль в интеграции методов, организационных форм и средств обучения, влияющих на развитие коммуникативной компетенции в школе и вузе, отводится активным формам работы (полемика, дебаты, тренинги и др.) и новым интерактивным технологиям, внедрение которых - одно из важных направлений модернизации отечественного образования. Студенты имеют возможность развивать коммуникативную компетенцию через современные средства связи - Интернет посредством изучения теоретического материала и выполнения практических заданий по всем учебным дисциплинам в целом и речеведческим, в частности, в любое удобное для них время без отрыва от основной деятельности. Технология дистанционного обучения активно внедряется в ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», с каждым годом увеличивается количество студентов, желающих обучаться по этой технологии.

Итак, развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов, основанное на принципах непрерывности и преемственности, должно строиться с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, что позволит создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого. Построение образовательных программ для каждого обучаемого потребует новых подходов к составлению учебных планов, программ, организации образовательного пространства, которое сохраняет непрерывность и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдает права каждого гражданина государства на развитие коммуникативной компетенции вне зависимости от места проживания. Актуализируется задача организации преемственности ступеней не только на уровне содержания образования, но и в методах, организационных формах, средствах обучения. Система преподавания включает в себя комплекс коммуникативных дисциплин, результатом усвоения которых становится развитая коммуникативная компетенция - в школе, развитая профессионально ориентированная коммуникативная компетенция- в профессиональном вузе, а следствием из этого - усиление интереса к выбранной профессии, сформированность навыков непрерывного самосовершенствования в течение всей жизни.

Библиографический список

1. Бухарова Г.Д. Современное образование: тенденции и направления развития // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. - С.95.

2. Владиславлев А.П. Система непрерывного образования - реальность и перспектива. -Ташкент, 1983. - С.39

3. Матушанский Г. Поддержка и/или повышение квалификации? // Высшее образование в России. - 2002. - №5. - С. 104.

4. Ткаченко Е.В. На пути к непрерывному образованию для всех (выступление на 28 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. -Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. - С. 210 - 212.

5. Федоров В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука, 2000. - №2(4). - С. 60.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, развитие, непрерывность, преемственность, образовательное пространство, инновация.

Keywords: the communicative competence, development, continuity, continuity, educational space, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.