Научная статья на тему 'Сущность, принципы и проблемы предпринимательской деятельности'

Сущность, принципы и проблемы предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5521
703
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEUR / PRINCIPALS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES / PROBLEMS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Марина Александровна

Предлагается новый подход к анализу предпринимательской деятельности. Рассматривая инновационную составляющую как основную черту предпринимательства, автор анализирует влияние производимых предпринимателями изменений на окружающую среду. Предлагается обобщение принципов деятельности и основных ошибок предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new way of entrepreneurship activities is presented in this article. The author emphasizes that the innovative component is the main characteristic of entrepreneurship. Thus its essential to analyze the influence of changes on environment. The article also includes the list of principals and common entrepreneurs mistakes.

Текст научной работы на тему «Сущность, принципы и проблемы предпринимательской деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 8 (262).

Экономика. Вып. 36. С. 22-25.

М. А. Потапова

сущность, принципы и проблемы предпринимательской деятельности

Предлагается новый подход к анализу предпринимательской деятельности. Рассматривая инновационную составляющую как основную черту предпринимательства, автор анализирует влияние производимых предпринимателями изменений на окружающую среду. Предлагается обобщение принципов деятельности и основных ошибок предпринимателя.

Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, принципы предпринимательской деятельности, проблемы предпринимательской деятельности.

Уже не вызывает сомнения тот факт, что развитие предпринимательской деятельности является залогом роста конкурентоспособности страны на мировом уровне. Деловая активность определяется количеством и качеством имеющихся организаций, а также факторами среды наибольшего благоприятствования, обеспечивающими оптимальные условия ведения бизнеса.

Существенное увеличение законов и указов, регулирующих порядок ведения бизнеса в Российской Федерации, свидетельствует о повышенном внимании государства к проблемам предпринимательства и об осознании необходимости изменения условий деятельности для достижения положительных сдвигов [1].

Современный подход к развитию определяет порядок взаимоотношений в стране и мире. В соответствии с новым взглядом, предпринимательская деятельность обеспечивает не только экономическое развитие страны, но и играет роль посредника между государством и обществом, а следовательно, несёт ответственность и за социальное развитие. Данная позиция ещё не вполне одобрена деловыми кругами, однако история развития ведущих экономик мира подтверждает её состоятельность. В связи с этим мы не только рассматривает предпринимательскую деятельность, но и определяем проблемы и основные принципы, которые появляются в результате современных мировых преобразований.

Предпринимательство является инновационным процессом, конечная цель которого — непрерывность воспроизводства, связанного с увеличением спроса и удовлетворением меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, а также общества в целом. Более того, предпринимательство представляет собой определённый стиль рыночного хозяйствования, основанный на непрерывном поиске изменений в потребностях конечного потребителя,

удовлетворении этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента; ориентации на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

Основы современного понимания предпринимательства заложил Й. Шумпетер. Он считал, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства — реализации нововведений [2].

В условиях устоявшегося порядка, невозможно добиться эффективного функционирования без кардинальных изменений, подразумевающих ликвидацию устаревших подходов и схем для последующего привнесения новых. Процесс разрушения закономерен в связи с тем, что новая идея, воплощенная в технологии или оборудовании, при условии её востребованности, вытесняет уже имеющиеся аналоги. Таким образом, имеет место процесс «творческого разрушения», который является результатом предпринимательской деятельности на мезо- и макроуровне [2].

Предпринимательская деятельность принимает различные формы независимо от вида деятельности, степени законопослушности, оригинальности производимого товара или услуги, размера и количества сотрудников, технологичности производства, места дислокации и распространенности. При этом опыт экономического развития показывает, что инновационная деятельность является основой предпринимательства, но без свободы в своих действиях и полной ответственности за её результаты предпринимательство невозможно. Следовательно, предприниматель является центральной и активно действующей фигурой процесса творческого разрушения, несёт ответственность за формирование, развитие и продвижение новых технологий, концепций и методов, а также за их коммерциализацию.

В нашем понимании, предприниматель — человек, который, обладая стратегическим видением, желанием и возможностью реализовать имеющийся ресурсный потенциал, добровольно принимает на себя роль стратегического агента, отвечающего за изменение экономической ситуации в предпринимательской среде путём созидания необходимого, ликвидации устаревшего и продвижения нового.

Основной чертой предпринимателя является наличие сильной мотивации, которая не подкреплена видимыми стимулами. Увидеть возможность, найти ресурсы и технологию для реализации возможности, трансформировать интересную идею в прибыльный бизнес способны именно предприниматели, но для исполнения всего вышесказанного предприниматель должен эволюционировать. Совершенствование навыков, приобретение знаний, обновление компетенций — вот только небольшая часть повседневной работы предпринимателя. Кроме этого, он регулярно отслеживает изменения внешней среды, с целью получения данных, анализ, структурирование и обработка которых позволит получить информацию о новых перспективных возможностях, включая появление новой ниши, дешёвой технологии или способа усовершенствования текущей деятельности. Критический анализ информации, понимание перспективности идеи, привлечение необходимых ресурсов для реализации нового подхода, принятия нестандартного решения или снижения последствий воздействия имеющихся проблем — также являются прерогативой предпринимателей.

В связи с этим основным богатством предпринимателя являются именно знания и информация. Скорость движения информационных потоков, а также их регулярность имеет место, если предприниматель активно взаимодействует с другими индивидуумами, что возможно в случае его единения с другими сообществами. Сосуществование бизнеса и общества перерастает в единую систему, характеризующуюся наличием крепких связей обеспечивающих взаимозависимость и взаимодополняемость всех элементов.

Неразвитость социальной составляющей или неэффективность экономической, снижает уровень прочности связей, а следовательно, и количество предпринимательских возможностей, что в свою очередь негативно отражается на развитии предпринимательской деятельности, снижает деловую активность и, как результат, устойчивость экономического развития.

Предпринимательская деятельность отличается от других видов не только новизной и нестандартностью подхода, а также значимостью личности (рисунок). Центральной частью процесса формирования предпринимательской деятельности является индивидуум, который готов принять рискованное решение на базе имеющихся у него знаний, навыков, компетенций и интуиции. Целеустремленность и высокий уровень амбиций, а также ощущение себя частью социального капитала составляют психологическую сущность предпринимателя.

Влияние окружающей среды, требующей изучения, исследования и контроля, подталкивает

Процесс формирования предпринимательства

24

М. А. Потапова

предпринимателя к рискованному решению и указывает на нереализованные возможности. При этом типичный предприниматель сопоставляет имеющуюся информацию о появившихся возможностях и их перспективности. В случае если внутреннее решение о попытке реализации представленной возможности принято, наступает активная стадия действий, включающая глубокий и доскональный анализ рынка, источников информации, потенциала и возможных альтернатив; определяются источники финансирования и создается бизнес-план.

Предпринимательство аккумулирует в себе черты любой экономической деятельности, придавая им особое качество, но в то же время зависит от внешней среды, обусловливающей наличие и развитие самоуправления и самоменеджмента; свободу хозяйственного выбора; привлечение дополнительных средств из различных источников; возможность инвестирования дохода; распределение средств на основании рационального, ограниченно рационального и нерационального решения и др.

Результативность экономических действий предпринимателя или предпринимательской структуры, направленных на достижение поставленной цели, реализуется, в определённых условиях отраслевого образования, секторального региона и т. д., в котором создаётся система самосохранения предприятия, комплексно и целенаправленно решаются проблемы сбалансированного развития в условиях нестабильности внешней среды.

Цель предпринимательской деятельности не только в максимизации прибыли, но и в удовлетворении комплекса потребностей индивидуума или общества в целом, что благодаря высокому уровню организации предпринимательства может принести желаемый доход. Только непрерывность процесса самосовершенствования, включающего качественное и количественное изменение, позволяет рассматривать организацию, как предпринимателя.

К основным принципам предпринимательства следует отнести:

— самостоятельный поиск и анализ информации с целью выявления потенциальных возможностей развития;

— привлечение материальных и нематериальных ресурсов как собственных, так и других физических и юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности;

— самостоятельный выбор поля деятельности, а также индивидуальный подход к формулирова-

нию программы развития и составлению стратегических планов;

— привлечение по собственному усмотрению сотрудников, партнеров, поставщиков и потребителей;

— свободное установление цен в пределах, установленных законодательством;

— распределение чистой прибыли в соответствии с собственными материальными и морально-этическими потребностями;

— ведение внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных партнеров в рамках установленных законодательством.

В развитых странах в настоящее время эксплуатируется еще два принципа:

— добровольное ограничение деятельности в соответствии с морально-этическими нормами;

— ответственность перед обществом (социальная ответственность).

Деятельность любой организации подчиняется рамочному порядку, представляющему собой набор правил, предназначенных решить пять основных проблем — проблему контроля, планирования, организации, координации (руководства) и морально-этическую. Первые четыре проблемы имеют прямое отношение к функциям менеджмента и уже достаточно изучены. Наличие пятой проблемы не так давно стало признаваться отечественными исследователями, в связи с чем возник вопрос о формировании системы морально-этических ценностей, являющихся базой для предпринимательской социальной ответственности.

Однако в процессе осуществления предпринимательской дельности многие руководители допускают ошибки, которые могут иметь трагические последствия для всей организации. Основные сводятся к переоценке своих возможностей, недальновидности или отсутствую предпринимательского видения.

Во-первых, предприниматели часто считают, что новая идея принесет баснословные прибыли, стоит только запустить процесс её реализации. Заблуждение заключается в том, что продвижение инновационного подхода или товара требует зачастую длительной маркетинговой кампании, направленной на ознакомление и объяснение преимуществ по сравнению с уже имеющимися аналогами, что требует значительных финансовых и временных затрат.

Во-вторых, попытка воевать с конкурентом на основании стратегии снижения цены — тупиковый вариант стратегии, но, к сожалению, весьма

распространённый. Как правило, политика низких цен срабатывает только на начальном этапе продвижения товара или услуги на рынке, а издержки должны компенсироваться за счет других бизнес-единиц.

Также некоторым предпринимателям свойственно игнорировать необходимость регулярного проведения ревизии возможностей и стратегий, обозначенных ранее как бесперспективные. Вероятность перерождения бесперспективного направления в прибыльное зависит от флуктуа-ций внешней среды (отрасли), отслеживание которых также лежит в зоне ответственности предпринимателя.

Кроме этого, негативное влияние на предпринимательскую деятельность оказывает недостаточная сфокусированность на цели; распыление усилий по реализации большого количества целей; попытка реализовать большую амбициозную цель без предварительного анализа имеющихся ресурсов, а также уровня своей компетенции.

Ещё одна ошибка предпринимателя заключается в небрежном отношении к анализу перспектив и возможностей, на первый взгляд, привлекательного рынка. Для достижения успеха необходимо оценивать барьеры на входе и выходе из отрасли, а также её прибыльность. При этом необходимо понимать, что низкие барьеры в развивающуюся отрасль далеко не всегда являются маркёром возможных выгод.

Некачественный анализ рынка является причиной ошибок в выборе времени прорыва (продукт еще слишком нов и чужероден), сегмента (аудитория не заинтересована в данном продукте, отсутствуют причины для перехода на новый товар), рынка (перспективы ограничены).

Чрезмерные амбиции и попытка сделать все на уровне «High-class» без предварительной подготовки также отражается на эффективности деятельности. Не имея запаса ресурсов на длительное время, компания не может удерживать высокий уровень сервиса. Если торговая марка не идентифицируется потребителями по причине чрезмерной дифференциации или просто из-за того, что вы являетесь новичком, то ожидания прибыли могут не оправдаться. Ситуация могла бы изменить качественная агрессивная и поддерживающая рекламная кампания, но на ее проведение требуются существенные средства.

На первый взгляд, понятная и известная, но весьма распространенная оплошность связана с недостаточный контролем и нежеланием при-

знать свои просчеты. Снижение эффективности производства и уровня мотивации персонала — минимальные последствия, которые могут перерасти в неразрешимую проблему. Рискованное решение идти ва-банк, приравниваемое успешными предпринимателями к самонадеянной глупости, способно привести к банкротству.

Доведение любой конфликтной ситуации до судебного разбирательства свидетельствует о плохой организации процесса коммуникаций и, в общем, о низкой эффективности управления компанией. Бесконечные судебные тяжбы как средство решения спорных вопросов способствуют приобретению репутации «акулы» бизнеса, «хищника», что может оттолкнуть потенциальных клиентов или партнеров. Поведение и решение проблем на базе определенных морально-этических норм в досудебном порядке зачастую может принести значительно больше выгоды.

Несмотря на кажущуюся изученность предпринимательской деятельности, существует масса белых пятен, исследование которых позволит определить наиболее эффективный путь развития предпринимательства. Формирование условий, благоприятствующих эффективному ведению бизнеса, зависит от группы факторов, оптимальное сочетание которых и стимулирует предпринимательскую деятельность. Бытующее ранее мнение о необходимости формирования единой среды на уровне страны уже не актуально. Более того, именно на региональном уровне создаются условия максимально комфортные для развития предпринимательской деятельности.

Основная задача государства заключается в создании качественной системы, обеспечивающей функционирование и развитие предпринимательской среды посредством группы механизмов (экономических, организационных, правовых, информационных, социальных и др.), которые позволили бы создать среду, способствующую активизации предпринимательской инициативы деловых людей, а также приобщению к ней возможно более широких кругов населения.

Список литературы

1. Перун, М. А. Формирование и развитие конкурентоспособной среды предпринимательства / М. А. Перун. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. 190 с.

2. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетр. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.