Научная статья на тему 'Формирование и развитие стандартов инновационного предпринимательства как инструментов его организационно-управленческого стимулирования и поддержки'

Формирование и развитие стандартов инновационного предпринимательства как инструментов его организационно-управленческого стимулирования и поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАНДАРТ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ENTREPRENEURSHIP / STANDARD / SELF-REGULATION / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джуха Владимир Михайлович, Кокин Андрей Николаевич

В статье рассмотрены вопросы инновационного предпринимательства. Раскрыта сущность инновационного предпринимательства, рассмотрены вопросы саморегулирования бизнеса, формирования стандартов инновационного предпринимательства. Предложен механизм системы стандартов инновационной предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of innovation entrepreneurship are considered in this article. The essence of innovation entrepreneurship was discovered the questions of business self-regulation, formation of innovation entrepreneurship standards were considered. The standard system mechanism of innovation entrepreneurial activity was offered.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие стандартов инновационного предпринимательства как инструментов его организационно-управленческого стимулирования и поддержки»

В.М. Джуха, А.Н. Кокин

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СТАНДАРТОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТОВ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

Решение задач преодоления сырьевой зависимости отечественной экономики в условиях периодически обостряемых финансовых кризисов современного мирового хозяйства требует скорейшего качественного обновления российского предпринимательства, выработки собственных подходов в формировании рыночных механизмов,

обеспечивающих инновационное развитие.

Становление отечественных рыночных механизмов в период реформ шло в направлении освоения существовавших в зарубежной практике методов хозяйственной деятельности, формирования современной инфраструктуры товарных операций. Отечественное предпринимательство формировалось в ходе коренной трансформации государственной собственности, либерализации цен, высокой инфляции, что крайне негативно влияло на квалификацию и компетенцию предпринимательской среды,

качество создаваемой системы хозяйственных связей и товаропроводящей инфраструктуры.

Несмотря на все сложности развития в настоящее время можно констатировать, что в целом инфраструктура предпринимательской деятельности сформирована, сложились правила и нормы ее общественного и законодательного признания. Однако сформировавшиеся основы предпринимательской деятельности в значительной степени являются результатом адаптации зарубежной практики хозяйствования к отечественным условиям, что позволяет использовать передовой опыт рыночной деятельности, но его еще недостаточно для раскрытия собственного творческо-новаторского потенциала отечественного предпринимательства.

Более того, создание и функционирование множества коммерческих фирм, выпускающих и реализующих товары и услуги широкого назначения

на свободном рынке, и иные процессы организационно-структурной пере-

стройки экономики и замены государственно-командных механизмов распределения и обмена рыночными структурами уже давно освоены в мировой хозяйственной практике. Не освоив мирового опыта предпринимательской деятельности, невозможно предлагать новые бизнес-подходы. За десятилетия рыночных реформ существующий опыт рыночной деятельности в значительной степени освоен, и в настоящее время становится возможным ставить и решать задачи формирования качественно новых подходов в предпринимательской деятельности. Если в кризисных условиях переходного периода появление новаторских механизмов хозяйственной деятельности было в большей степени инициировано активным поиском способов выживания субъектов хозяйствования, то в настоящее время, когда рыночная инфраструктура экономики сложилась и сформировалась устойчивая система предпринимательства, появление творческих и инновационных проектов становится значимым фактором обновления экономики и общества.

Одним словом, в стране назрела настоятельная необходимость развития современной рыночной инфраструктуры в направлении стимулирования появления новых механизмов и способов предпринимательства. Необходимо

формирование качественно новых организационно-экономических механизмов рынка, способствующих росту и развитию предпринимательства, снижению риска хозяйственно деятельности и повышению доверия общества к инициативной коммерческой деятельности.

Существующие социально-

экономические условия для осуществления предпринимательской деятельности не являются запретительными, но реализуют достаточно строгие финансово-регламентные ограничения при осуществлении свободной хозяйствен-

ной деятельности. Существование и развитие таких ограничений - это необходимость реализации государственной управленческой деятельности, обеспечения прозрачности и безопасности функционирования рынков. В то же время новые предпринимательские

инициативы могут противоречить сложившимся правилам и условиям хозяйствования и требовать их обновления и развития. Без такого обновления и развития институциональных условий

предпринимательства оно или будет противоречить сложившимся нормам и правилам, или будет чрезмерно ресурсозатратно за счет расходования сил и средств на выполнение множества избыточных требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

Следует подчеркнуть, что если для предпринимательства в традиционных областях существующие административные, налоговые, таможенные барьеры анализируются и работа по их преодолению ведется, то в областях хозяйственной деятельности, характеризуемых использованием передовых технологий, продуктов, услуг, способов организации, то есть там, где реализуется инновационное предпринимательство (инновация в данном понимании рассматривается как новое явление не только в технике, но и в бизнесе), сами барьеры выявить достаточно сложно, тем более, разработать соответствующие механизмы преодоления. Другими словами, в областях предпринимательства, использующих новизну как в технике, так и в организации, формирование норм и правил деятельности крайне сложно, но зачастую выступает ключевым условием реализации новых для бизнеса и общества процессов.

Данный аспект необходимо подчеркнуть. Понятие инновационного предприятия подразумевает разработку и выпуск новой продукции [2], [4], [8],

[10], которая и учитывается как передовая или вновь созданная [6]. В рассмат-

риваемом контексте под инновационным предпринимательством понимаются новые формы и методы ведения бизнеса, то есть хозяйственные операции и действия, содержание которых еще детально не изучено, могут вызывать недоверие у потребителей и даже входить в конфликт с налоговым законодательством. Такое понимание не противоречит сути предпринимательской деятельности, которая достаточно полно раскрыта в научной литературе [1], [5],

[11].

Основной формой обновления условий предпринимательской деятельности является развитие ее законодательной базы. Однако развитие нормативноправовых условий предпринимательской деятельности - это длительный процесс, и не всегда установленные законом рамки могут четко описать складывающиеся обстоятельства хозяйственной деятельности. Поэтому важным элементом обновления условий и правил ведения предпринимательской деятельности является формирование собственных норм и стандартов осуществления бизнес-деятельности, которые ясны и доступны не только предпринимательским кругам, но и государственным структурам, и всему обществу.

Особенно актуально обновление условий предпринимательства в сфере развития инновационных технологий, обладание которыми является ключевым моментом конкурентоспособности в современной экономике. Законодательство в этой сфере никогда не будет успевать за быстро-формирующейся хозяйственной практикой, поэтому необходимо опережающее развитие норм и правил предпринимательской деятельности, которые будут ясны и понятны обществу, обеспечат доверие к фирмам, занимающимся инновационными разработками, станут препятствием для использования высокотехнологичного бизнеса в целях недобросовест-

ного получения преференций или, тем более, присвоения бюджетных средств.

Одним из направлений формирования подобных норм и правил предпринимательской деятельности, новой для хозяйственного оборота, является разработка стандартов бизнес-процессов для новаторских коммерческих предприятий. Сразу необходимо отметить, что стандарт, как правило, не может существовать на новый процесс или явление, так как стандарты - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к известному объекту стандартизации.

В то же время широкая разработка в отечественной научной литературе методологии норм и стандартов как инструмента управления ([3], [7], [9]) позволяет рассматривать их использование не только как средство обеспечения единства и соответствия в технической сфере, но и как способ определения и формулирования параметров новых процессов и явлений в хозяйственной деятельности, что крайне важно для стимулирования предпринимательства к новым направлениям деятельности.

Использование норм и стандартов активно используется в технических сферах различных отраслей: в науке, технике, промышленности и сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, здравоохранении, других сферах народного хозяйства, а в последние десятилетия все более активно применяется для управления хозяйственными системами.

Содержание норм и стандартов -это термины, правила и требования к продуктам, услугам и процессам, которые учитывают передовой опыт конкретной деятельности и нацелены на достижение оптимальных для общества решений. Из технической сферы стандарты перешли в область управления достаточно давно, и в настоящее время стоит не только задача их уточнить и

дополнить для совершенствования предпринимательской деятельности, но и придать им опережающий характер.

Возможность использования стандартов для развития условий предпринимательской деятельности определяется тем, что стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического характера. Поскольку стандарт должен представлять целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определённой цели и содержать показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности её производства, то существование стандарта является крайне эффективным средством общественного признания конкретного направления предпринимательской деятельности, ее институционализации, обретения устойчивых форм. Существование стандарта позволяет распространить новацию, придать ей широкий масштаб, раскрыть суть производимых операций для государства и граждан, стать препятствием для развития активности недобросовестных коммерческих деятелей.

В настоящее время уже сложилось многообразие международных, государственных, отраслевых стандартов. Активно развиваются процессы формирования стандартов предприятий и общественных объединений. Следует отметить, что последние типы стандартов в наименьшей степени распространены в отечественной практике, но именно они имеют значительный потенциал для формирования системы организационно-экономического обеспечения новаторской предпринимательской деятельности. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полу-

ченных в различных областях знаний результатов исследований и разработок.

Стандарты общественных объединений разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг, передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Стандарты научно-технических,

инженерных и других общественных объединений не являются строгими нормативными документами, так как реализуются в рамках добровольного объединения в общественную организацию. Это обеспечивает свободу и высокую скорость разработки и принятия стандартов подобного вида, а широкое и многообразное развитие системы стандартизации общественных организаций является мощным фактором качественного роста рыночных механизмов. Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты общественных объединений служат важным источником информации о передовых достижениях, и по решению самого предприятия они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Закрепляя новые бизнес-схемы в стандартах предпринимательской деятельности, субъекты хозяйствования обеспечивают их легитимность. Поэтому оценка эффективности формирования стандартов предпринимательской деятельности в инновационной сфере не ограничивается определением финансового эффекта, а предполагает оценку более широких параметров научнотехнического, социального и экологического развития. Например, разработан-

ные стандарты могут стать основой последующего законодательного закрепления норм государственного регулирования бизнеса в определенных сферах, его налогообложения и государственной поддержки. Стандарты могут стать источником формирования самостоятельного общественного института, обеспечивающего воспроизводство одной или нескольких бизнес-систем.

Кроме собственно набора стандартов как документов, формулирующих нормы, соблюдаемые в ходе хозяйственной деятельности, большое значение для поддержки инновационного предпринимательства имеет сама работа по принятию единой позиции и формированию содержания стандарта. Значение нормативного документа определяется тем, что стандарт разрабатывается, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

Достижение согласия реализуется в условиях добровольного участия и является ключевым фактором интеграции предпринимателей, выработки новых механизмов всей системы их отношений как в рамках рыночного обмена, так и в целом с государством и обществом. Реализация мероприятий по выработке стандартов инновационной предпринимательской деятельности требует создания организации по саморегулированию бизнеса на основе добровольного объединения коммерческих предприятий, учреждённого на членстве, созданное для достижения поставленных общественно значимых целей, подчинённых единому этическому стандарту, соблюдение которого обеспечивается наличием механизмов по урегулированию конфликтов.

Формируя механизмы согласия, работа по принятию стандартов инновационного предпринимательства выступает как элемент развития рыночных

отношений на основе самоорганизации субъектов хозяйствования.

Необходимо подчеркнуть, что в зарубежной бизнес-практике добровольная стандартизация - довольно распространенное явление, когда некоторая корпорация или группа корпораций выпускает стандарт, который не имеет каких-либо обязательств для применения другими лицами, но декларирует о том, что все присоединившиеся к стандарту соблюдают определенные правила выпуска продукции или оказания услуг, что повышает качество и конкурентоспособность производства.

Добровольность и самостоятельность организации по разработке стандартов инновационного предпринимательства являются важнейшими принципами осуществления всей работы -иначе будет сформирован новый административно-бюрократический орган,

обременяющий деятельность производителей различного рода условиями и ограничениями - в данном случае искусственно обязательными стандартами. Участие в системе стандартизации должно быть выгодно самим предпринимателям как средство формирования цивилизованного рынка и механизм взаимодействия с властью и обществом.

Таким образом, добровольная

стандартизация инновационного предпринимательства становится организацией саморегулирования бизнеса и обладает следующими основными признаками:

- выступает как добровольное объединение ряда коммерческих предприятий, основанное на членстве, для достижения поставленных целей;

- делегирует ряд функций предприятий, в частности по информированию потребителей;

- является организацией по саморегулированию;

- осуществляет выработку единого добровольного информационного

и этического стандарта поведения на рынке;

- формирует механизмы внесудебного урегулирования конфликтов.

Таким образом, может быть сформирована организация по саморегулированию бизнеса как инициативного объединения коммерческих предприятий, основанная на членстве, созданная для достижения поставленных общественно значимых целей, деятельность которых подчинена единому этическому стандарту, обеспечиваемому наличием механизмов по урегулированию конфликтов. Как указывалось выше, организации подобного рода, реализующие саморегулирование бизнеса, еще недостаточно развиты в отечественных условиях, хотя во многих странах мира они весьма распространены и их действия эффективны. Добровольные организации являются важным элементом системы социального партнерства и баланса интересов производителей и потребителей при координирующей роли государства, местных органов власти. В преодолении существующего недостатка институтов гражданского общества формирование общественных форм саморегулирования бизнеса - один из резервов ускорения проведения реформ и повышения эффективности экономики. Создание и развитие системы добровольной стандартизации инновационного предпринимательства - один из шагов по движению в этом направлении.

Разработка и формирование стандартов инновационного предпринимательства могут быть реализованы как на федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках регионального подхода система добровольной стандартизации инновационного предпринимательства выступает как межотраслевое территориальное объединение, интегрирующее усилия по освоению новых приемов и методов производства товаров и услуг

предприятий различных отраслей региона.

Как любая другая апеллирующая к обществу некоммерческая организация, система должна быть открыта для вступления других компаний и организаций при соблюдении последними принципов, заложенных в уставе объединения. Для предпринимателей, участников системы добровольной стандартизации, деятельность в рамках указанной системы должна стать одной из форм маркетингового сигнала покупателю: если фирма стала членом организации, что подтверждается наличием специального знака, то для потребителя это гарантия определенного уровня обслуживания и внесудебного урегулирования конфликта, если такой возникнет. Основной результат функционирования некоммерческих организаций относится к достижению институциональных эффектов -построению системы упорядоченных взаимосвязей, в том числе и путем стандартизации хозяйственных процессов. Классические приемы, используемые при определении эффективности деятельности, в данном случае неприменимы: некоммерческая организация не

преследует цели извлечения прибыли из своей деятельности, следовательно, отнести затраты к получаемым доходам невозможно. В данном случае можно рассматривать результаты деятельности организации с точки зрения порождения определенных эффектов и заинтересованности участников организации в достижении этих эффектов.

Предлагаемая организация является одной из не распространенных в России форм коллективной ответственности перед потребителями. Более того, подобным образом реализуется социальная ответственность предпринимателей, поскольку при осуществлении своей деятельности данная организация выполняет определенные функции государства, оказывая поддержку гражданам, и не препятствует нарушениям в

сфере хозяйствования, то есть является реально работающим институтом, обеспечивающим защиту интересов граждан. Рост конкуренции на российском рынке способствует развитию подобных организаций саморегулирования бизнеса.

Предлагаемая система разработки стандартов инновационного предпринимательства дополняет существующие обязательные стандарты и требования как в области производства, так и в области финансово-организационной деятельности. В целом они формируют системные и комплексные нормы и правила ведения предпринимательской деятельности, что небезразлично для потребителя и общества с учетом не только экономических, но и всего спектра характеристик социальных, экологических и культурных параметров осуществления современной предпринимательской деятельности.

Формирование системы стандартов инновационной предпринимательской деятельности - это новаторская задача, требующая инициативы и творческого подхода. Основой ее успеха яв-

ляется деятельность инициативного лица или группы лиц, которые готовы затратить свои временные, материальные, информационные и финансовые ресурсы для развития инфраструктуры новых рыночных механизмов предпринимательства. В целом вся работа по формированию и принятию стандартов инновационной предпринимательской деятельности является инициативной и добровольной, и успех её в значительной степени определяется квалификацией участвующих специалистов и управленцев. Добровольность и открытость предлагаемых мероприятий позволяют привлечь заинтересованных и компетентных специалистов в сфере бизнеса, государственного управления и стандартизации, что должно стать основой успешности разработки новых подходов к развитию передовых и новаторских бизнес-инструментов, способных обеспечить высокую конкурентоспособность отечественной экономики в рамках мирового хозяйства, сформировать новые источники стабильного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.