Научная статья на тему 'Управление ресурсной базой в туриндустрии'

Управление ресурсной базой в туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СРЕДА МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БЛОК РЕГИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / PROCESS OF INNOVATION AND INVESTMENT / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS ENVIRONMENT OF MODERNIZED ENTREPRENEURSHIP / REGIONAL LEGAL REGULATIONS OF TOURISM INDUSTRY / REGIONAL INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Антон Борисович

В статье рассмотрены особенности формирования и развития организационно-экономического механизма реализации ресурсного потенциала в туриндустрии: в частности система принципов формирования инновационно-инвестиционных процессов; структура организационно-экономического механизма предпринимательства и привлечения инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the features of formation and development of organizational-economic mechanism, which utilizes the potential resources in the tourism industry, in particular the principles of developing the system of innovation-investment processes, structure of the organizational and economic mechanism of entrepreneurship and attraction of investment.

Текст научной работы на тему «Управление ресурсной базой в туриндустрии»

3. Маринец И. Н. Социально ориентированное управление изменениями в городском хозяйстве: моногр. / И. Н. Маринец. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.

4. Широкова Г. В. Управление изменениями в российских компаниях / Г. В. Широкова. — СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006.

5. Daft R. Management / R. Daft. — Chicago: Dryden Press, 1988.

6. Schumpeter J. Theorie des wirtschaftliche Entwicklung / J. Schumpeter. — 1911.

7. Van de Ven A. Explaining ofdevelopment and change in organization / A. Van de Ven, M. S. Pool // Academy of Management Review. — 1995. — № 20 (3).

8. Watzlawik P. Change: principles of problem formation and problem resolution / P. Watzlawik, J. H. Waakland, R. Fisch. — N. Y.: Norton, 1974.

УДК 658 (075.8) А. Б. Смирнов,

В статье рассмотрены особенности формирования и развития организационно-экономического механизма реализации ресурсного потенциала в туриндустрии: в частности система принципов формирования инновационно-инвестиционных процессов; структура организационно-экономического механизма предпринимательства и привлечения инвестиций.

This article describes the features of formation and development of organizational-economic mechanism, which utilizes the potential resources in the tourism industry, in particular the principles of developing the system of innovation-investment processes, structure of the organizational and economic mechanism of entrepreneurship and attraction of investment.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционный процесс, организационно-экономический механизм предпринимательства, среда модернизационного предпринимательства, блок регионального регулирования отрасли, региональная инвестиционная политика.

Key words: process of innovation and investment, organizational-economic mechanism of entrepreneurship, business environment of modernized entrepreneurship, regional legal regulations of tourism industry, regional investment policy.

канд. экон. наук, доцент, СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗОЙ В ТУРИНДУСТРИИ

RESOURCE BASIS MANAGEMENT IN TOURISM INDUSTRY

ЫНОК туриндустрии имеет двойственную природу, что сказывается и на особенностях управления ее

Туриндустрия сегодня — это предпринимательский сектор, выполняющий весьма существенные функции в экономике страны. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, способствует развитию специализации и разветвленной кооперации, позволяет оптимизировать использование ресурсного потенциала отрасли, без чего невозможно добиться ее высокой эффективности. Во-вторых, предпринимательство создает атмосферу конкуренции в исследовательской сфере, порождает многообразие

ресурсной базой. Являясь в большей степени коммерческой средой, он имеет социально ориентированный характер — направлен на удовлетворение и развитие общественных потребностей, оказывает влияние на процесс социализации личности, выступает инструментом перераспределения национального дохода внутри региона и страны в целом.

Выпуск 2

Выпуск 2

форм и обладает готовностью оперативно реагировать на изменения, вызываемые динамикой научно-технического прогресса. В-третьих, оно создает ту среду, в которой экономика отрасли развивается на принципах личной заинтересованности и инициативы разработчиков и производителей.

Однако предпринимательский сектор отечественной экономики сегодня развит недостаточно для перехода на инновационный тип развития хозяйственных объектов. Существует несовершенный рынок с достаточно высокой степенью монополизма и слабой интеграцией в мировое хозяйство. Серьезно обострены проблемы мобилизации накоплений для проведения структурных реформ.

Объективные причины, вызванные необходимостью перехода экономики туринду-стрии на инновационный тип развития, требуют в настоящее время активизации инновационно-инвестиционной деятельности на основе функционирования эффективного механизма привлечения инвестиций в инновационную инфраструктуру предпринимательства.

Закономерным и объективным процессом реализации экономических преобразований в туриндустрии является становление и развитие нового предпринимательства. Оно не только инновационно по своей сути, но и постоянно воспроизводит инновационную направленность деятельности и необходимые для этого условия.

Принципы формирования инновационно-инвестиционного проце сса в модернизационном предпринимательс тве

1. Принцип целенаправленности

4. Принцип научности

7. Принцип синергии

2. Принцип комплексности

5. Принцип сбалансированности

8. Принцип устойчивости и надежности

10. Принцип

экономической

безопасности

3. Принцип многовариантности

6. Принцип гибкости

9. Принцип

экологической

безопасности

11. Принцип

социальной

безопасности

II

III

/-------------------\

12. Принцип экономического протекционизма \________ ___________/

16. Принцип

предельной

эффективности

17. Принцип достоверной оценки

эффективности

18. Принцип

адаптационных

издержек

19. Принцип мультипликатора

13. Принцип динамичности

14. Принцип адаптивности

15. Принцип равноусловности

Важным компонентом любой научной концепции являются руководящие научные принципы. С. И. Ожегов определяет принцип как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, программы». В. Н. Спицнан-дель представляет более удачную трактовку этого понятия: «Принцип — это обобщенные опытные данные, это закон явлений, найденный из наблюдений. Поэтому их истинность связана только с фактами, а не с домыслами».

Многие проблемы формирования инновационно-инвестиционного процесса в тур-индустрии обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционно-инновационной политики. Система принципов инвестиционно-инновационной политики является стержнем развития отрасли, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех экономических агентов, начиная от предпринимательских структур и охватывая органы власти всех уровней.

Рассмотрим систему принципов формирования инновационно-инвестиционных процессов в новом предпринимательстве (рис. 1).

В соответствии с теориями инноваций и инвестиций основными общими принципами управления инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве являются: целенаправленность, комплексность, многовариантность, научность, сбалансированность, системность, гибкость, синергия, устойчивость и надежность, а также социальная, экологическая и экономическая безопасность. Они должны реализовываться в инвестиционно-инновационной политике органов власти различного уровня.

Помимо основных базовых принципов, необходимо учитывать также следующие принципы управления инновационно-инвестиционным процессом, исходящие из специфических особенностей инновационного процесса [2]: экономического протекционизма, динамичности, адаптивности, равноусловности.

На современном сложном этапе трансформации экономики производственный и экономический ресурсный потенциал туристской отрасли не может быть сохранен, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный ме-

ханизм управления инновационным процессом во взаимосвязи и взаимозависимости его с инвестиционным процессом в рамках экономико-организационного механизма предпринимательства. Для стабилизации и развития инновационного и инвестиционного процессов, создания определенных правил действий и реализации возможностей предпринимателей необходимы современные методы управления по различным направлениям структурных преобразований.

В экономической теории понятие «механизм» часто применяется в сочетании с эпитетами «экономический», «хозяйственный» и «организационный». В специальной литературе нет четкого разграничения сфер их применения, многое зависит от приверженности авторов той или иной научной школе. Следует различать механизмы и те институты, с помощью которых объясняется функционирование механизмов и которые следует относить к категории «экономический режим». Одна и та же экономическая система может существовать и действовать в различных режимах [3].

Механизмы, экономические или хозяйственные, являются результатом целенаправленной или же неосознаваемой деятельности человеческих масс и представляют собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных экономических явлений.

Следует отличать экономический или хозяйственный механизм от неупорядоченной совокупности некоторых институций, правил и норм: детали экономического или хозяйственного механизма, находясь в строго определенной последовательности — порядке, составляют тот или иной механизм, носящий целеустремленный характер. Отсутствие или несоответствие одной из них определенным параметрам ведет к утрате работоспособности хозяйственного механизма в целом. Хозяйственный механизм не сводится к простой сумме его составных частей. В силу очевидных системных свойств он становится чем-то большим, превосходящим совокупность его деталей. Отдельные механизмы могут являться частью других, более общих экономических и хозяйственных механизмов.

Выпуск 2

Таким образом, экономический и хозяйственный механизм представляет собой организованную или упорядоченную систему взаимодействия экономических явлений на основе совокупности институциональных становлений, обеспечивающую субъектам хозяйствования в определенных расчетных режимах достижение заданных или прогнозируемых результатов.

Научное понимание экономической сущности и содержания хозяйственного механизма и современного предпринимательс-

тва дает основание утверждать, что организационно-экономический механизм модер-низационного предпринимательства — это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономико-организационных форм и методов его регулирования.

Структурно такой механизм должен состоять из трех взаимосвязанных функциональных блоков (рис. 2):

Организационно-экономический механизм предпринимательства

I

Государстве иное регулирование

Региональное

регулирование

Экономическое

саморегулирование

т

200]

[

— налогообложение;

— кредитование;

— амортизация;

— страхование;

— система федеральных и региональных заказов

Экономическое, социальное, правовое и ^политическое обеспечение среды для формирования и устойчивого развития предпринимательства

— система региональных льгот, содействующая инвестициям:

— по налогу на прибыль,

— по налогу на имущество,

— по налогу на пользователей автодорог;

— освобождение от местных налогов;

— целевые региональные инвестиционные программы;

— система экспертизы, лицензирования и сертификации цродукции

Конкретизация общих правил воздействия на \ инновационный и инвестиционный процессы в регионе

Регуляция независимыми субъектами инновационно-инвестиционного (модернизационного) процесса своей предпринимательской деятельности в условиях конкуренции

— макроэкономическое (государственное) регулирование;

— мезоэкономическое (региональное) регулирование;

— экономическое саморегулирование.

Государственное регулирование предпринимательства в туриндустрии представляет собой систему экономического, социального, правового и политического обеспечения государственными органами среды для формирования и устойчивого развития предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательства выполняет следующие основные функции [5]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) формирование субъектов предпринимательства;

2) формирование конкурентной среды;

3) создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества;

4) стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию;

5) формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства;

6) обеспечение социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства.

В современных условиях России особенно необходим инновационный механизм привлечения инвестиций в предпринимательство (рис. 3).

Развитие предпринимательства в направлении повышения уровня инновационной деятельности возможно только при активизации всего комплексного инновационно-инвестиционного процесса. Техника, основанная на принципиально новых технологических решениях, должна быть востребована производителями, то есть необходимо создание адекватной для освоения такой техники производственной базы. Речь в первую очередь идет о модернизации и обновлении основного капитала компаний, о соответствующих для этих целей финансовых ресурсах. Для этого необходимо задействовать всю систему государственного регулирования: налогообложение, кредитование, амортизационную политику, страхование, систему федеральных и региональных заказов, приватизацию, инфраструктуру, финансы коммерческих структур и т. д.

Инновационная политика

Это создание условий для устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещения импортной продукции на внутреннем рынке за счет повышения технологического уровня и конкурентосп особности производства. Особое значение имеют в опросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара_____________

Инвестиционная политика

Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе

Инновационно-инвестиционная политика

Это комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инновационной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности вложения вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов и решения социальных проблем

Новое предпринимательство

Выпуск 2

Выпуск 2

На макроэкономическом уровне в настоящее время осуществляются государственная инновационная и инвестиционная политика.

Государственная инновационная политика решает многочисленные задачи, необходимые для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской инновационной деятельности. Целью государственной инновационной политики является создание условий для устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещения импортной продукции на внутреннем рынке за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства. Особое значение имеют вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара.

Главными целями государственной инвестиционной политики являются: последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Основной задачей в связи с этим является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.

Создание оптимальных условий для активизации инновационного потенциала предпринимательских структур туриндустрии и перехода от факторной стадии конкурентного развития к инновационной, совмещенной с инвестиционной стадией, требует в настоящее время разработки соответствующей новой инновационно-инвестиционной политики.

Новая политика — это комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инновационной деятельности, подъема экономики отрасли, повышения эффективности вложения вовлеченных в развитие отрасли инвестиционных ресурсов и решения социальных проблем. Новая политика является важным рычагом воздействия как на экономику отрас-

ли, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов при переходе на инновационный путь развития.

Блок регионального регулирования отрасли конкретизирует общие правила государственного воздействия на инновационный и инвестиционный процессы в отрасли в регионе.

В настоящее время регулирующее воздействие на участников инвестиционного процесса осуществляется с помощью совокупности следующих основных экономических инструментов и рычагов:

— результаты нормотворческой деятельности в регионе;

— региональная инновационная политика;

— целевые региональные инвестиционные программы;

— региональная финансово-кредитная политика;

— региональная налоговая политика;

— политика ценообразования;

— амортизационная политика;

— градостроительная и экологическая политика;

— система экспертизы, лицензирования и сертификации продукции.

Следует отметить, что реализация региональных интересов связана не только с интегрированным территориально-отраслевым хозяйствованием, но и, прежде всего, с развитием в регионах системы предпринимательства. В качестве основных причин, вызывающих необходимость усиления экономических реформ (и их основы — развития предпринимательства), на региональном уровне выступают следующие:

— необходимость учета специфики регионов в осуществлении федеральной экономической политики отрасли;

— возможность эффективно реализовывать конкурентное преимущество отдельных регионов;

— возможность эффективно развивать предпринимательство с учетом местных условий, местного рынка, местных ресурсов.

Сущность инновационного подхода к формированию региональной инвестиционной политики заключается в следующем:

— региональная инвестиционная политика связывается с внутрифирменными вложениями в технико-технологическую структуру предприятий;

— региональная инвестиционная

политика соотносится с привлечением внешнего как отечественного, так и иностранного финансирования;

— сферой инновационного подхода в региональной инвестиционной политике могут стать: налоги, влияющие на рентабельность инновационных проектов и стимулирующие инновационную деятельность; финансовая политика, предполагающая систему финансирования приоритетных направлений регионального развития отрасли.

Инновационный подход формирования региональной инвестиционной политики может быть реализован в условиях структурно-функциональных преобразований в экономике регионов. Сама по себе инновационная деятельность — это не просто создание и применение новых технологий, а прежде всего целенаправленное формирование и воспроизводство инвестиционного потенциала регионов.

При разработке методов управления инновационным и инвестиционным процессами в регионе необходимо учитывать опыт (положительные и отрицательные стороны) других стран, их умение вести себя на рынке, ставить потребителя в центр всей предпринимательской деятельности. Создание инноваций в развитых странах привело к бурному росту наукоемких отраслей, широкому распространению информационных технологий, возникновению новых форм стимулирования творчества. Использование инноваций позволяет получать результаты, приводящие к инвестициям и росту благосостояния населения. Большинство методов, используемых в развитых странах местными властями с целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, условно можно разделить:

— на прямые финансовые стимулы;

— внебюджетные инвестиции;

— налоговые меры;

— формирование экономических стимулов для мобилизации инвестиционных ресурсов (прибыли и амортизационных отчис-

лений);

— применение различных технологий по созданию и поддержке имиджа инвестиционной территории.

Другим важным направлением развития региональных инновационного и инвестиционного процессов в странах с развитой рыночной экономикой является привлечение внебюджетных ресурсов.

В настоящее время передовыми технологиями управления инновационным и инвестиционным процессами являются механизмы создания гарантийных программ для кредитования малого, среднего и крупного бизнеса. Кредитные гарантийные системы предназначены для снижения банковских ограничений по кредитным рискам для того, чтобы включить долгосрочные кредиты заемщикам, не имеющим залога или имеющим недостаточный залог. Кредитные гарантийные программы имеют три модификации:

— гарантии предоставляются по каждому отдельному случаю с привязыванием их к конкретным кредитам;

— гарантируются только высокорискованные займы;

— предоставляются гарантии аккредитованным заимодателям для всех займов, независимо от степени риска.

Эксперты полагают, что источники долгосрочного конкурентного преимущества российских предприятий туриндустрии находятся в области инвестиций в принципиально новые технические разработки и «мозги». Поэтому в ближайшем будущем будет наблюдаться концентрация инвестиционных ресурсов на новых разработках, ориентированных на высокоспециализированные рыночные ниши, а также будет осуществляться интенсивный поиск и привлечение «мозгов» [1, с. 88-92].

Основой экономики любого развитого государства являются крупные фирмы и компании, активно сотрудничающие с предприятиями и фирмами малого и среднего бизнеса. Несмотря на исключительную важность государственного регулирования НИОКР, именно крупная фирма остается лидером, не только экономически и организационно интегрирующим различные стадии инновационного про-

Выпуск 2

Выпуск 2

цесса, но и привлекающим необходимые финансовые ресурсы [4]. Крупные корпорации, работающие на олигополистических рынках, стали основным источником технологических нововведений. Нововведения в свою очередь стали основным источником прибыли, экономического роста и структурных сдвигов. Как известно, первым экономистом, ясно сформулировавшим эти выводы, стал Й. Шумпетер. Работы его учеников и последователей заложили основы современных теорий инновационной деятельности.

Таким образом, выводы отечественных и зарубежных ученых и практиков говорят о том, что выход из затянувшегося кризиса, затронувшего и туристкую отрасль, возможен лишь на инновационно-предпринимательской основе. Для этого необходимо продуманное реформирование инвестиционной сферы, основанное на органичном сочетании рыночного механизма, его саморазвития с активным государственным регулированием функционирования экономики. При этом возрастает роль регулирования экономики на региональ-

ном уровне. Для реального оживления инновационной и инвестиционной активности необходимо достижение оптимального баланса применения соответствующих инструментов государственного и регионального регулирования инновационного и инвестиционного процессов и развитие организационно-экономического механизма предпринимательства отрасли. Необоснованное уменьшение роли государства в пользу идеи самозарождения, саморазвития и саморегулирования формирующихся рыночных отношений лишь увеличивает издержки и продолжительность переходного периода к становлению цивилизованной социально ориентированной экономики. При этом со стороны предприятий требуется разработка инноваций как преддверия будущих инвестиций, выработка инновационно-инвестиционной стратегии. Со стороны государства и регионов требуется создание условий для стабильности, упорядочение налоговой системы, содействие в формировании современной рыночной инфраструктуры и помощь инновационным научным разработкам.

Список литературы

1. Воронов С. А. Инновационные факторы повышения региональной конкурентоспособности / С. А. Воронов, Н. В. Казакова // Логистические подходы в управлении инвестициями и инновациями: сб. науч. тр.— Саратов: СГТУ, 2009.

2. Головач Л. Г. Регулирование инновационных процессов в регионе / Л. Г. Головач, Г. А. Кра-юхин, Л. Ф. Шайбакова. — СПб.: СПбГИЭА, 2005.

3. Жданов В. П. Инвестиционные механизмы регионального развития / В. П. Жданов. — Калининград: БИЭФ, 2010.

4. Инновационная экономика / под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. — М.: Наука, 2009.

5. Олейников Ю. В. Природный фактор российского социума / Ю. В. Олейников. — М.,

2008.

6. Спицнандель В. Н. Основы системного анализа: учеб. пособие / В. Н. Спицнандель. — СПб.: БГТУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.