Научная статья на тему 'Формирование управленческих стандартов и активизация ассоциирования как инструменты становления системы инновационного инфраструктурного предпринимательства'

Формирование управленческих стандартов и активизация ассоциирования как инструменты становления системы инновационного инфраструктурного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ СЕРВИСЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокин А.Н.

В статье обосновывается важность использования управленческих стандартов для развития предпринимательства в инфраструктурной сфере. В качестве организационного механизма разработки и внедрения стандартов предлагается создание ассоциации предпринимателей инфраструктурной сферы, работа которой позволит систематизировать меры развития предпринимательства, интегрирует усилия региональных властей и субъектов хозяйствования по повышению инвестиционной привлекательности инфраструктурного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческих стандартов и активизация ассоциирования как инструменты становления системы инновационного инфраструктурного предпринимательства»

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ И АКТИВИЗАЦИЯ АССОЦИИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кокин А.Н.

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается важность использования управленческих стандартов для развития предпринимательства в инфраструктурной сфере. В качестве организационного механизма разработки и внедрения стандартов предлагается создание ассоциации предпринимателей инфраструктурной сферы, работа которой позволит систематизировать меры развития предпринимательства, интегрирует усилия региональных властей и субъектов хозяйствования по повышению инвестиционной привлекательности инфраструктурного обслуживания.

THE SUMMARY

In article importance of use of administrative standards for development of business in infrastructural sphere is proved. As the organizational mechanism of development and introduction of standards creation of association of businessmen of infrastructural sphere which work will allow to systematize measures of development of business is offered, integrates efforts of regional authorities and subjects of managing on increase of investment appeal of infrastructural service.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

инфраструктурные сервисы, предпринимательство, управление и организация предприятиями

инновации,

KEY WORDS

Infrastructural services, business, innovations, management and the organization by the enterprises

Функционирование инновационно-ориентированной системы инфраструктурного предпринимательства представляет собой механизм развития, основывающийся на договорных заимодействиях и существующих нормах и правилах ведения хозяйственной деятельности. Функционирование подобной системы реализует хозяйственный механизм инфраструктурного обслуживания в виде рыночного привлечения ресурсов и распределения сервисов. Также функционирование инновационно-ориентированной системы инфраструктурного предпринимательства можно рассматривать с точки зрения возможностей регулирования и регламентирования производственно-коммерческой деятельности в инфраструктурной сфере с учетом соблюдения технических, экономических, организационных, социальных, экологических правил и требований. Данный аспект важен, так как ориентация регулятивных воздействий на систему предпринимательства в целом, а не на отдельного субъекта хозяйствования, предполагает более совершенные и справедливые механизмы регулирования, учитывающие интересы всех участников социально-экономической деятельности, а не только ограничивающие действия отдельного предпринимателя.

Результатом функционирования инновационно-ориентированной системы инфраструктурного предпринимательства должно не стать не только количественное расширение инфраструктурных сервисов, но и повышение эффективности использования ресурсов, совершенствование ценообразования, в том числе и тарифов на предоставляемые сервисы, а также поддержка научной деятельности и применение передового опыта в сфере инфраструктурного обслуживания. Достижение данных результатов становится возможным, только при условии формирования и реализации предпринимательскими структурами и отраслевыми органами регулирования стратегических и тактических планов, анализа их выполнения и определения

ясных и обоснованных приоритетов развития.

Формирование инновационно-ориентирвоанной системы

инфраструктурного предпринимательства выдвигает множество качественно новых управленческих проблем, требующих теоретического осмысления и разработки методов практического решения. Для создания и развития столь сложного механизма, каковым является предпринимательство в сфере инфраструктурного обслуживания требуются новые управленческие подходы, среди которых важное место занимают добровольные объединения агентов рынка, механизмы согласования всех участников социально-экономической системы.

Методический подход к формированию системы инфраструктурного предпринимательства основывается на том, что, как и любой системе, ей свойственны свои закономерности и противоречия. Условий и факторов, от которых зависят процессы развития предпринимательства большое множество, все они составляют внешнюю среду инфраструктурного обслуживания -экономические и социальные обстоятельства, которые находятся в постоянном взаимодействии с предпринимателями и покупателями их продукции и услуг.

Основное противоречие формирования системы инфраструктурного предпринимательства заключается в необходимости обеспечения разнообразия и избыточности методов стабилизации возможных возмущений. Вместе с тем, реализация их типичности и строгой регламентации является следствием нормативно-правовой основы функционирования органов управления. Указанное противоречие проявляется в необходимости сочетания инициативности предпринимательской деятельности с ее значительной правовой регламентацией.

Поэтому и формирование системы предпринимательства должно гармонизировать формализацию и легитимность процессов и действий и обеспечить возможность проявления инициативы. Вследствие того, что в процессе развития предпринимательских структур большая часть принадлежит инициативному субъективному фактору, в процессе формирования системы не

могут не возникнуть противоречия между ее субъективными и объективными началами. Фактический приоритет того или иного начала в какой-то момент может вызвать преобладание тенденции либо к субъективной, либо к объективной основе функционирования системы. Для снятия этого противоречия необходим постоянный поиск оптимального сочетания, при котором могли бы иметь место и достаточная активность субъективного, и необходимое детерминирование объективного. Субъективный фактор стремится к организации системы предпринимательства как активного института, формирующего свои собственные условия и механизмы самоорганизации. Объективный фактор сказывается в материально-техническом и правовом обеспечении предпринимательской деятельности, что ограничивает ее проведение уже сложившимися рамками организационно-экономических мероприятий. Действие объективного фактора может выражаться также в развитии стихийных предпринимательских форм инфраструктурной деятельности.

Анализ путей гармонизации активных и инициативных изменений инфраструктуры рынка и обеспечение ее устойчивости уже рассматривался ранее с точки зрения формирования системы добровольных стандартов коммерческой деятельности [4]. Данные стандарты были преимущественно направлены на обеспечение качества предоставляемых товаров и услуг. Однако, необходим более широкий подход и использование инструментария добровольной стандартизации и сертификации в целях формирования инновационно-ориентированной системы инфраструктурного

предпринимательства.

Необходимость такой работы определяется важностью согласования отмеченных выше противоречивых свойств системы предпринимательства - ее изменчивостью и активностью при необходимости соответствия внешним условиям и сохранения устойчивостью.

Особенно важно это согласование для становления системы инфраструктурного предпринимательства, предполагающего создание

новаторских форм хозяйственной деятельности, способствующих адаптации к постоянно изменяющимся экономическим условиям, обладающими действенными механизмами инновационного развития. Вполне очевидно, что новаторские формы хозяйствования могут входить в противоречие с существующими правилами делового оборота, но именно новые формы необходимы для развития инфраструктурного предпринимательства. Поэтому только обновление и развития институциональных условий предпринимательства позволит преодолеть противоречие между функционированием новых хозяйственных системами, реализующих инновационные товары и услуги, и сложившихся норм и правил, регулирующих традиционные экономические процессы.

Вместе с тем, стремление к новизне, - это неотъемлемый элемент конкурентной предпринимательской деятельности, нацеленной на выпуск новой продукции [1], [2], [3], [5]. В рассматриваемом контексте под инновационным предпринимательством понимается новые формы и методы ведения бизнеса, то есть хозяйственные операции и действия, содержание которых еще детально не изучено, может вызывать недоверие у потребителей и даже входить в конфликт с налоговым законодательством.

Формирование системы стандартов инновационной инфраструктурной предпринимательской деятельности - это новаторская задача, требующая инициативы и творческих подходов. Основой ее успеха является деятельность инициативного лица или группы лиц, которые готовы затратить свои временные, материальные, информационные и финансовые ресурсы для развития новых рыночных механизмов предпринимательства. В целом, вся работа по разработке и формированию стандартов инновационной инфраструктурной предпринимательской деятельности. является инициативной и добровольной работой, успех которой в значительной степени определяется квалификацией специалистов и управленцев, участвующих в ее работе. Добровольность и открытость предлагаемых мероприятий позволяют привлечь заинтересованных и компетентных специалистов в сфере бизнеса,

государственного управления и стандартизации, что должно стать основой успешности разработки новых подходов к развитию передовых и новаторских бизнес-инструментов, способных обеспечить высокую конкурентоспособность отечественной экономики в рамках мирового хозяйства, сформировать новые источники стабильного экономического роста, преодоления кризисных процессов и явлений.

Добровольность и самостоятельность организации по разработке стандартов инновационного инфраструктурного предпринимательства является важнейшим принципом осуществления всей работы - иначе будет сформирован новый административно-бюрократический орган, обременяющий деятельность производителей различного рода условиями и ограничениями - в данном случае искусственно обязательными стандартами. Участие в системе стандартизации должно быть выгодно самим предпринимателям - как средство формирования цивилизованного рынка и механизм взаимодействия с властью и обществом.

В рамках регионального подхода, реализация стандартизации инновационного инфраструктурного предпринимательства может быть осуществлено в рамках межотраслевого территориального объединения, интегрирующее усилия по развитию предпринимательской деятельности.

Проведение такой работы представляется реализуемым в рамках существующего научного обеспечения экономики и управления агропроизводства и на настоящем этапе исследование нет необходимости в разработке новых хозяйственных показателей или приемов оценок предпринимательской деятельности. Прежде всего, требуется завершить формирование теоретико-методологических разработок в сфере формирования подходов к пониманию роли и значения инфраструктурного предпринимательства и раскрытия уже имеющегося организационного и инструментального потенциала его развития. Так, стандартизация управленческой деятельности вполне доступна для реализации в существующих условиях, что уже подтверждалось практической разработкой приемов и методов работы региональной Ассоциации обеспечения стандартов

системы в одной их инфраструктурных сфер АПК [4]. Основными целями деятельности данной Ассоциации были определены: стимулирование поставщиков ресурсов к росту качества обслуживания, содействие конкурентоспособности, ознакомление потребителей с новой продукцией и услугами. Однако, для организационного обеспечения процессов формирования инновационной системы инфраструктурного предпринимательства деятельность подобной структуры может рассматриваться шире - как Ассоциация инфраструктурного предпринимательства (АИП).

Ассоциация должна быть негосударственной некоммерческой организацией, действующей на добровольной основе.

Так, меры поддержки инфраструктурного предпринимательства, реализуемые Ассоциацией могут быть определены в следующем составе:

- разработка системы бизнес-стандартов инфраструктурной деятельности;

- определение инновационных ориентиров развития инфраструктуры отдельной отрасли;

- создание мотивационного механизма предпринимательства в инфраструктурной сфере;

- привлечение инвестиций.

В состав последней группы мер входят такие процедуры как:

- подбор участников для локализации инвестиционных проектов;

- урегулирование вопросов обеспечения будущих сооружений коммуникациями;

- содействие максимально быстрому прохождению необходимых бюрократических процедур, оформлению документов;

- поиск местных партнеров для реализации проектов;

- содействие в получении аналитической информации о текущем потенциале различных сегментов рынка ;

- информационное сопровождение проектов.

Приоритетным направлением деятельности Ассоциации является привлечение инвесторов в инфраструктурные проекты. Тем самым оказывается

непосредственное воздействие на повышение обеспеченности инфраструктурного обслуживания на основе предпринимательских механизмов хозяйствования.

Следует отметить, что деятельность Ассоциации должна осуществляться параллельно усилиям, принимаемым администрацией региона для привлечения инвесторов и заключаться в совершенствовании системы взаимодействия предпринимателей инфраструктурной сферы. В этом плане деятельность Агентства должна носить комплексный характер и не дублировать работу администрации региона. Поэтому необходимо четкое установление целей работы данной структуры: создание привлекательных условий для осуществления предпринимательской деятельности в регионе, содействие формированию конкурентной среды на рынке инфраструктурных сервисов, информирование субъектов хозяйствования по вопросам использования экономического потенциала региона.

Активизация управленческой деятельности в указанных направлениях позволит значительно улучшить институциональные условия для развития отечественного предпринимательства, сформирует новые мотивационные механизмы предпринимательства, что в целом повысит ее устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики, позволит ей эффективно интегрироваться в мировое хозяйство.

Литература

1. Барышева А. В., Балдин К. В., Галдицкая С. Н., Ищенко М. М., Передеряев И. И. Инновации. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 382 с.

2. Гончар К. Р., Голикова В. В. Инновационное поведение предприятия// Российский журнал менеджмента. Том 7. - № 3. - 2009. - С. 113-138.

3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента/ Под ред. проф. В А Шваддара - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 208 с.

4. Кокин А.Н. Обеспечение организационно-экономической устойчивости

инфраструктурной подсистемы АПК в условиях рынка (на примере системы химической защиты растений): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2005.

5. Лебедева Н.Н. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности// Журнал институциональных исследований. - №4. -2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.