Кокин А.Н.
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Исследование экономического содержания инфраструктурного обеспечения важно для поиска решения проблем различных сфер хозяйствования - будь то промышленность или АПК, а также для развития инновационной и инвестиционной деятельности в целом. Несмотря на разнообразие данных исследований ([1], [2], [4], [6], [7]), следует отметить, что они преимущественно нацелены на формирование инновационных инфраструктурных комплексов в целом и только в отдельные разработки ([4]) ориентированы на конкретные отраслевые системы обеспечения. Вероятно, это объясняется тем, что в отечественной экономике только формируются полноценные организационно-экономические механизмы развития инфраструктурной сферы. Так, только 2009 году в рамках исследования эффективных механизмов инвестирования в инфраструктуру было: «Введено в научный оборот понятие инфраструктурной концессии как формы частногосударственного партнерства, заключающейся в предоставлении концедентом (органами государственной власти или местного самоуправления) концессионеру (физическому или юридическому лицу) исключительных прав, предусмотренных концессионным соглашением, на создание, модернизацию и/или управление объектом инфраструктуры» [6]. Данное относительно недавнее выделение инфраструктурной концессии как самостоятельного специфичного инвестиционного механизма отражает относительную новизну для широкого использования в отечественной системе экономического развития механизма концессии, хотя он существовал и использовался еще в практике советского хозяйствования.
Переход к детальным отраслевым исследованиям проблем и перспектив инфраструктурного развития становится доступным в результате
формирования достаточно обстоятельной разработки сути и назначения инфраструктуры рыночной деятельности в целом. Так, при анализе сферы инфраструктурного обслуживания всегда обращается внимание на важность устойчивого и бесперебойного обеспечения. В отличие от потребительского рынка, на котором один из товаров или услуг может быть заменена аналогичным предложением другого производителя в сфере инфраструктурного обслуживания сама возможность такой замены являются преимущественно исключением и в случае сбоя в функционировании инфраструктурной системы его последствия ощущают на себе непосредственно потребители. Это означает, что предпринимательство в данной сфере не может носить случайный или пробный характер - создание и эксплуатация инфраструктурных систем требует длительной ориентации бизнеса фирмы.
Важность постоянства и устойчивости предоставления отражается в самом термине обслуживание по сравнению с услугой: если услуга - это разовое действия между поставщиком и потребителем, то обслуживание предполагает процесс. Данный терминологический аспект уже нашел свое отражение у специалистов: «В научной литературе понятие «обслуживания» практически не выделяется как самостоятельная категория, поскольку рассматривается как деятельность по оказанию услуг, характеризуемая некоторой структурой и постоянством. В то же время, данные параметры взаимодействия предполагают качественно более сложное взаимодействие производителя и потребителя услуг: постоянную готовность производителя к оказанию услуги, формирование своих действий потребителем с учетом возможности или необходимости обслуживания у конкретного производителя и т.д. То есть, обслуживание предполагает определенные этапы предоставления услуг, некоторую структуру и объем самих услуг, временную определенность» [3]. Для осуществления предпринимательской деятельности данный аспект хозяйствования крайне важен, так как он переносит акцент с традиционного для рыночной активности ориентации на предложение потребителю постоянно обновляемых товаров и услуг во все возрастающем объеме на устойчивость и
бесперебойность работы с определенным кругом потребителей.
Данная особенность не является единственной и требуется уточнение содержания инфраструктурного обслуживания специальный анализ его особенностей, которые в значительной степени определяют состав и структуру предпринимательской деятельности в данной сфере.
Инфраструктурного обслуживания (инфраструктурные сервисы) может быть определено как совокупность производственно-коммерческих услуг, обеспечивающих функционирование промышленных объектов, аграрных предприятий, а также организаций социальной сферы и индивидуальных потребителей.
Инфраструктурная деятельность реализуется в процессе функционирования комплекса технологически и организационно взаимосвязанных предприятий, предоставляющих ресурсы и осуществляющих процессы, значимые для пользователей инфраструктурных сервисов. Состав предоставляемых ресурсов и организуемых процессов определяется как спецификой конкретных потребителей (промышленные или аграрные производства, системы жизнеобеспечения и пр.), так и носит общехозяйственный характер, который традиционно обозначается как функции инфраструктуры (обеспечение энергией, транспортом, связью, коммунальными сервисами и пр.).
Инфраструктурное обслуживание выступает как достаточно масштабный и длительный социально-экономический процесс, когда в рамках определенной группы субъектов хозяйствования совместно используются природные ресурсы, материальные блага, сооружения, техника и труд людей. Безусловно, состав и структура инфраструктурного облуживания определяется производственными и социальными запросами хозяйства и общества. Однако, и инфраструктурное обслуживание оказывает обратное влияние на осуществляемую хозяйственную деятельность, формируя определенные условия для ее реализации. Причем это влияние достаточно сложное и многогранное - оно воздействует не только на масштабы хозяйства, но и на его
качество - достигнутый уровень инфраструктурного обслуживания в значительной степени определяет современность, технологичность, уровень экологического воздействия хозяйственно деятельности.
Как элемент производственной деятельности инфраструктурное обслуживания связано со всеми стадиями хозяйствования в зависимости от применяемых технологий производства и доставки продуктов и услуг. То есть, инфраструктурное обслуживание может соответствовать различным - как начальным, так и конечным стадиям производства, а также охватывать весь производственный процесс и стадию потребления выпущенной продукции -вплоть до ее утилизации.
Не будет ошибкой утверждение, что уровень применяемых в экономике технологических и организационных решений в значительной степени обуславливается степенью совершенства инфраструктурных систем, обеспечивающих хозяйственную деятельность. Это крайне важно для понимания механизмов стимулирования развития инновационного предпринимательства в инфраструктурном обслуживании, которое будет рассмотрено в дальнейшем, но сейчас необходимо отметить, что именно условия инфраструктурного обслуживания формируют базу применения передовых производственных технологий - обеспеченность телекоммуникационной, транспортной, энергетической инфраструктурой, профессиональными кадрами - все это является важным параметром для развития современных технологий.
Кроме инновационной компоненты, оказание инфраструктурных услуг должно носить стабильный и устойчивый характер, быть эффективным. Важность устойчивости инфраструктурных систем никто не отрицает, но и специальных разработок в данной области достаточно мало. То есть, в отличии от оптимизации и совершенствования различных аспектов обеспечения производственной деятельности, которые находятся в центре внимания отраслевых ученых и управленцев, проблематика эффективности и устойчивости инфраструктурного обеспечения исследована мала.
Например, вопросы производственной оптимизации и рационализации межфирменного взаимодействия реализуются в рамках специально разрабатываемых логистических подходов, нацеленных на своевременное и точное предоставление требуемых производственных элементов каждым звеном цепочки товародвижения. Наиболее известный подход - японская система Канбан («точно вовремя»), которая предполагает отсутствие складов и точное поступление требуемых узлов и деталей на производственные участки от смежников. В то же время, инфраструктурное обслуживание остается вне поля зрения как исследователей, так и практических организаторов бизнеса. Бесперебойное инфраструктурное представляется как само собой разумеющееся явление, практически полностью сводящееся к стабильности и бесперебойности работы технологических систем инфраструктуры. Но понятие устойчивости системы обслуживания предполагает постоянное совершенствование как производственно-технологических, так и организационно-экономических механизмов. Более того, устойчивость инфраструктурного обслуживания - это параметр функционирования априори сложной системы, так как инфраструктура предполагает не изолированное функционирование, а взаимодействие с другой системой.
Само инфраструктурное обслуживание является одновременно предоставлением материальных благ, имеющих вещную форму, и оказанием услуг - доставка этих благ нужное время и место. Например, коммунальный сервис горячего водоснабжения - это не только предоставление определенного количества нагретой воды, но и доставка ее до места и устройства, в котором эта вода необходима и может быть использована потребителем. Сочетание вещной и процессной формы в ходе инфраструктурного обслуживания придает этой деятельности значительно более сложный характер, нежели оказание услуг на потребительском рынке.
Также формы инфраструктурного обслуживания, в отличии от потребительских сервисов, предоставляемых в режиме свободного доступа индивидуальным или групповым потребителям, в значительно большей
степени ограничены конкретными условиями технологических процессов. С этой точки зрения формы инфраструктурного обслуживания, а соответственно и предпринимательская деятельность в данной сфере, значительно ограничены конкретными естественно-историческими условиями хозяйствования по сравнению с иными сферами и видами предпринимательства.
В качестве специфики хозяйствования в инфраструктурной сфере можно выделить то, что по способам предоставления инфраструктурные сервисы предполагают, прежде всего, коллективное использование, которое органически связанное с технологиями потребителя, а в случае социального обеспечения - с массовым предоставлением соответствующих сервисов. Причем, коллективность инфраструктурной деятельности реализуется даже тогда, когда определенные ресурсы или комплексы инфраструктуры используются отдельным предприятием индивидуально - осуществление хозяйственной деятельности в инфраструктурной сфере настолько тесно находится во взаимодействии с органами ведомственного и регионального регулирования и контроля (например, в плане соблюдения экологических требований, обеспечения равноправного доступа к элементами инфраструктуры и т.д.), что рассматривать функционирование данных системы обособленно от потребителей было бы ошибочным.
В целом, представленный выше анализ инфраструктурного обслуживания можно резюмировать тем, что данная сфера обладает значительной хозяйственной спецификой, которая формирует особые условия для осуществления предпринимательской деятельности.
Данная специфика хозяйствования в инфраструктурной сфере делает обоснованным выделение инфраструктурного предпринимательства как самостоятельного вида бизнес-активности, характеризуемой сложными условиями реализации и значительными отличиями от промышленного, аграрного, финансового, коммерческого и других видов предпринимательства. Очень верно подмечено отсутствие предпринимательской мотивации в инфраструктурном обслуживании, которое содержится в определении
инфрастуктуры П. Самуэльсона: «увеличение общественного вспомогательного капитала» - (social overhead capital) создает «неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов», так как: «масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими интересовались» [5]. В этом положении четко зафиксирована низка коммерческая привлекательность инфраструктурных систем и необходимость дополнительного стимулирования предпринимательской деятельности в данной сфере. Поэтому
предпринимательство в данной сфере специфично и может быть определено следующим образом.
Инфраструктурное предпринимательство связано с организацией производства и распределением сервисов технического, материального, энергетического, транспортно-складского, коммуникативного,
информационного и иного обеспечения промышленности, аграрного сектора, социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Инфраструктурное предпринимательство реализуется в значительном спектре отраслей - энерго, электроснабжение, коммунальное обслуживание, транспортно-складская поддержка товародвижения, узкоотраслевые системы поддержки промышленных и аграрных производств и пр. Следует отметить, что основным критерием инфраструктурного предпринимательства выступает не столько конкретная технологическая особенность организации хозяйствования, сколько система взаимодействия с потребителями сервисов, роль данных сервисов в базовых производственных процессах.
Так, важным аспектом инфраструктурного предпринимательства является его участие в сфере обмена и выстраивание распределительных систем, обеспечивающих доставку сервисов до потребителей. Более того, не будет преувеличением утверждение, именно в сфере инфраструктурного предпринимательства процессы производства и распределения наиболее тесно интегрированы в рамках единой системы обслуживания.
Также особенностью инфраструктурного предпринимательства является более сложный механизм ценообразования - предоставляемые сервисы в значительной части поставляются по специально утверждаемым и согласовываемым с органами государственного регулирования тарифов и не являются полностью свободными механизмами ценообразования. Поэтому доход инфраструктурного предпринимателя может быть меньше, чем при ведении бизнеса в других отраслях и сферах экономики, но он достаточно устойчив и надежен в виду постоянной востребованности инфраструктурного обслуживания.
Основные особенности осуществления предпринимательской деятельности в инфраструктурном обслуживании могут быть проанализированы следующим образом.
Содержательным отличием ведения предпринимательской деятельности в сфере инфраструктурного обслуживания выступает то, что оно осуществляется путем активного взаимодействия субъекта хозяйствования с широким спектром потребителей, представляющими собой самые различные структуры и учреждениями как производственно-коммерческой, так и социальной сферы, а также с организационно-управленческими структурами (контрольные и надзорные органы в финансовой, экологической, строительно-архитектурной сферах, в области техногенной и личной безопасности и т.д.). Это взаимодействие и само содержание производственного инфраструктурного обслуживания обуславливает существование целого комплекса значимых экономических характеристик ведения предпринимательской деятельности:
1) оказание инфраструктурных услуг вторично процессам промышленного и аграрного развития и предпринимательская деятельность в инфраструктурном обслуживании в значительной степени зависит от экономического и технического состояния отраслей - потребителей услуг;
2) ведение предпринимательской деятельности в сфере инфраструктурного обслуживания наиболее чувствительно к изменениям производственных, социальных, экологических и даже к общественно-
политическим условиям бизнеса;
3) ограниченное число участников инфраструктурной предпринимательской деятельности;
4) сложность и многоуровневость управления инфраструктурным обслуживанием, выход значительного числа управленческих решений за рамки компетенции предпринимателя.
Определение инфраструктурного предпринимательства формулируется впервые и нацелено на активизацию научного поиска в сфере развития систем регулирования предпринимательской деятельностью, так как ведение бизнеса в инфраструктурной сфере значительно отличается от работы на рынках потребительской или промышленной продукции. В то же время, развитие инфраструктуры - важнейший аспект повышения конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и хозяйства в целом, что крайне важно для отечественной экономики, остро нуждающейся в преодолении сырьевой зависимости и переходу на инновационные факторы роста.
Литература
1. Болдырев В. В. Развитие национальной инновационной системы: направления совершенствования инфраструктурного обеспечения ее функционирования: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Тамбов, 2011.
2. Круглова А. С. Формирование механизма инфраструктурного обеспечения малых инновационных предприятий: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2013.
3. Кузьмин П. П. Интеллектуальные системы самообслуживания. Монография - Ростов-на-Дону: ДонИздат, 2013. - 170 с.
4. Рыбцев В. В. Развитие системы инфраструктурного обеспечения рынка как условие инновационного развития: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. -Санкт-Петербург, 2013.
5. Самуэльсон П. Экономика. 2 т. - М.: НПО “Алгон” ВНИИСИ, 1992 .
6. Спицына Т. А. Оценка эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10.- Москва, 2009.
7. Сюткин М. В. Проектное финансирование инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства (на примере автодорожного строительства): Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - Санкт-Петербург, 2013.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Инфраструктура, инфраструктурные сервисы, рынок инфраструктурных услуг, предпринимательство, инновации
KEY WORDS:
Infrastructure, infrastructural services, the market of infrastructural services, business, innovations
АННОТАЦИЯ:
В статье дается определение понятию инфраструктурного обслуживания, рассматриваются особенности ведения предпринимательской деятельности в данной сфере. Выделяются отличия предпринимательства на рынке инфраструктурных сервисов от ведения бизнеса на традиционных рынках. Отмечается недостаточная разработанность проблем инфраструктурного предпринимательства в научной литературе.
The SUMMARY:
In article is defined as concept of infrastructural service, features of conducting entrepreneurial business in the given sphere are considered. Differences of business in the market of infrastructural services from business dealing in the traditional markets are allocated. It is marked insufficient разработанность problems of infrastructural business in the scientific literature.