Научная статья на тему 'Формы и направления развития инфраструктурного предпринимательства'

Формы и направления развития инфраструктурного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / BUSINESS / INFRASTRUCTURE SERVICE / ORGANIZATION OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокин А. Н.

В статье анализируются направления развития инфраструктурного предпринимательства и предлагается создание Сервисно-cбытовых центров для расширения инфраструктурного обслуживания в агропромышленном комплексе. Раскрываются состав и структура данного центра, его основные функции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the directions of development of infrastructure business are analyzed and creation of Service and Marketing Centers for expansion of infrastructure service in agro-industrial complex is offered. Structure and structure of this center, its main functions reveal.

Текст научной работы на тему «Формы и направления развития инфраструктурного предпринимательства»

А. Н. Кокин

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье анализируются направления развития инфраструктурного предпринимательства и предлагается создание Сервисно-cбытовых центров для расширения инфраструктурного обслуживания в агропромышленном комплексе. Раскрываются состав и структура данного центра, его основные функции.

Ключевые слова

Предпринимательство, инфраструктурное обслуживание, организация бизнеса.

A. N. Kokin

FORMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE BUSINESS

Annotation

In article the directions of development of infrastructure business are analyzed and creation of Service and Marketing Centers for expansion of infrastructure service in agro-industrial complex is offered. Structure and structure of this center, its main functions reveal.

Keywords

Business, infrastructure service, organization of business.

Современная экономика ведущих стран мира характеризуется повышением роли инфраструктурного комплекса, но рыночные механизмы данной сферы еще не позволяют реализовать весь ее потенциал, что обусловливает важность исследования инфраструктурного предпринимательства. Само понятие инфраструктурного предпринимательства остается достаточно новым, поскольку большинство исследователей рассматривают отдельные виды предпринимательской деятельности в инфраструктурной сфере (на транспорте, в дорожном хозяйстве, водо-, энерго-, газо-,и электроснабжении и ином ресурсном обеспечении, в коммуникационной сфере и пр.) [6, 9, 11], но не углубляются в изучение специфики ведения бизнеса в данной сфере. Исследования отдельных отраслей инфраструктуры важны для выявления проблем развития, но огра-

ничение исследований предпринимательства рамкам отдельной отрасли или рынка не позволяет сформировать целостную научную картину развития отечественного инфраструктурного комплекса, без построения которой невозможно его глубокое реформирование, заключающееся в полноценном освоении рыночных методов хозяйствования. А такое реформирование остро необходимо, так как не будет преувеличением утверждение, что инфраструктурная сфера является областью хозяйственной деятельности в наибольшей степени унаследовавшей административно-директивные приемы управления. Кроме того, в инфраструктурной сфере преобладает монополизм, который также не позволяет полноценно использовать рыночные механизмы хозяйствования. Данные недостатки функционирования инфраструктурной сферы сфор-

мировались объективно в результате сложности и специфики действия рыночных механизмов в данной области, что признается всеми исследователями. Эта специфика сказывается и на развитии предпринимательства и требует новых научных разработок как в теории предпринимательской деятельности, так и в области поиска новых форм ее реализации.

Важность исследования инфраструктурного предпринимательства определяется и тем, что развитие инфраструктурной сферы, несмотря на ее крайне специфичную экономическую природу, является важным направлением повышения эффективности обслуживающих отраслей, которые остро нуждаются в обновлении механизма хозяйствования, в обретении источников инновационного роста. Присущая предпринимательству заинтересованность в конечном результате производства, ответственность за итоги своей деятельности, осуществляемой в условиях хозяйственного риска, активность в проведении преобразования — все эти качества крайне необходимы для формирования современной экономической системы инфраструктурной сферы. На разработку форм и механизмов реализации предпринимательской активности в инфраструктурной сфере направлено данное исследование, что свидетельствует о его актуальности.

Также следует отметить, что, несмотря на то что основное внимание в исследовании сосредоточено на разработке единых подходов к формированию целостной системы инфраструктурного предпринимательства, ее реализация на примере конкретной сферы инфраструктурного обслуживания АПК позволяет перейти от общих принципов предпринимательства в инфраструктурной сфере к частным приемам и методам обновления отраслевых инфраструктурных сервисов. Такое исследование крайне важно для аграрного про-

изводства, эффективность которого определяется наиболее широкими факторами социально-экономических и природных воздействий — от климатических до политических. Именно в инфраструктурном обеспечении аграрного производства раскрывается мощный инновационный потенциал инфраструктурного предпринимательства, когда за счет предоставления новых сервисов и услуг появляется возможность резко интенсифицировать производство, перейти на новые технологии. Кроме того, рыночные механизмы и предпринимательство в аграрной сфере также крайне специфичны, и разработка специальных подходов к ведению бизнеса в обслуживающих отраслях агропроизводства крайне важна.

Вопросы развития предпринимательства на современном этапе, анализ различных форм организации предпринимательской деятельности находятся в центре внимания ученых и практиков. Развитие систем предпринимательства и работа инфраструктурных комплексов в рыночных условиях освещается в научной литературе [2, 4, 5, 10]. Отмечая глубину разработки и фундаментальность ведущих концепций развития предпринимательства, представленных в научных трудах, многообразие подходов к формированию систем предпринимательства, следует отметить, что целый ряд проблем, связанных с развитием предпринимательства в инфраструктурной сфере остается не решенным. Попытки использовать подходы, связанные со становлением и ростом предпринимательских структур на рынках потребительских товаров и услуг [1, 3, 7, 8], зачастую неэффективны для развития рыночных институтов в сфере инфраструктурного обслуживания. Теоретические разработки принципов организации предпринимательства в инфраструктурной сфере, особенности торгов, ценообразования, обеспечения устойчивости, а также оценки эффективности

хозяйствования в данной области не нашли должного отражения в научной литературе, что и определяет важность их исследования.

Основные элементы данного исследования могут быть охарактеризованы следующим образом.

Инфраструктурные комплексы являются масштабными и значимыми для экономики и социальной сферы хозяйственными системами. Их функционирование обладает значительной экономической спецификой, заключающейся в высоком уровне естественной монополизации, низкой инвестиционной привлекательности, значительном государственном регулировании. Это осложняет развитие рыночных механизмов в данной сфере и можно утверждать, что отечественная инфраструктура еще находится в переходном состоянии с периода административно регулируемой экономики, так как все ключевые параметры ее функционирования напрямую регулируются государством. В то же время предпринимательские начала хозяйствования в данной сфере активно развиваются, но требуют разработки специальных теоретических и методологических подходов, учитывающих особенности инфраструктурного обслуживания.

Инфраструктурное предпринимательство отличается от ведения бизнеса на потребительском рынке или на рынке товаров и услуг промышленного назначения целевыми ориентирами — надежность и бесперебойность снабжения имеют приоритет над прибыльностью предпринимательства, которое реализуется в условиях ограниченной конкуренции и практически полном тарифном регулировании. В то же время, предпринимательство в данной сфере имеет и определенные преимущества, связанные с длительностью эксплуатации сервисных объектов, возможностью устойчивого получения дохода, что должно стать

основой для привлечения инвестиций в инфраструктурное обслуживание.

Специфика инфраструктурного предпринимательства является не просто набором отличительных черт бизнеса, а выступает следствием функционирования самостоятельных экономических подсистем, обладающих собственными закономерностями развития. Поэтому инфраструктурное предпринимательство необходимо рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности наряду с производственным, аграрным, финансовым, посредническим видами. Такой подход позволяет глубже и детальнее анализировать процессы становления и развития инфраструктурного предпринимательства, раскрывать его потенциал и значение для обслуживаемых систем.

Система инфраструктурного предпринимательства рассматривается как взаимосвязанный комплекс рыночных структур и институтов, целью которой является создание и функционирование устойчивого хозяйственного механизма предпринимательской деятельности в сфере инфраструктурного обслуживания; предполагает разработку и использование современных систем и методик экономического управления, повышение мотивации предпринимательской деятельности в инфраструктурной сфере, совершенствование управления инфраструктурными системами и разработку новых организационных механизмов предпринимательства, учитывающих специфику хозяйствования в инфраструктурной сфере.

Цель функционирования системы инфраструктурного предпринимательства — достижение оптимальной обеспеченности сервисами, которая обозначает наилучший состав и структуру инфраструктурных услуг, гарантированно доступный потребителям. Понятие обеспеченности является интегральной характеристикой уровня развития инфраструктурной системы и должно анализи-

роваться с помощью специально разработанной системы показателей.

Инновации в инфраструктурной сфере реализуются не только в виде новых технологий, продуктов и услуг, но и в форме организационных и маркетинговых инноваций. Само становление предпринимательства в инфраструктурной сфере выступает во многих аспектах как организационная инновация. Потому при формировании системы инфраструктурного обслуживания необходимо обеспечить становление среды распространения новшеств, которая должна обеспечить всестороннюю поддержку инноваций в данной сфере как организационно, так и информационно.

Становление предпринимательских начал в инфраструктурной сфере требует адаптации традиционных механизмов, реализующих согласование спроса и предложения к специфике инфраструктурного обслуживания. Одним из таких механизмов является система открытых торгов на предоставление услуг, которые необходимо реализовать с учетом возможных условий монопольного положения поставщика и низкой прибыльности для ведения бизнеса. Для организации торгов инфраструктурными сервисами необходимо использовать широкий спектр критериев отбора, дополняя ценовые параметры характеристикой обеспеченности потребителей сервисами и надежностью обслуживания.

Для обеспечения устойчивого функционирования инфраструктурного комплекса система предпринимательства должна максимально полно использовать инструментарий риск-менеджмента, который не только позволяет выполнять анализ и предотвращение рисков для бизнеса для отдельного предпринимателя, но и способствует координации рыночных связей предпринимателей по согласованному противодействию негативным изменениям внешней среды. Риск-менеджмент рассматривается как компонент управления

инфраструктурной предпринимательской деятельностью и реализуется в виде системы прогнозирования неблагоприятных изменений рыночных условий и противодействия негативным влияниям на бизнес.

Становление инфраструктурного предпринимательства крайне актуально для агропромышленного комплекса. Повышая уровень и качество обеспеченности аграриев ресурсами и материалами, инфраструктурное обслуживание напрямую определяет эффективность агро-производства и прирост выпуска продукции, при этом сама инфраструктура остро нуждается в развитии различных форматов хозяйствования, способных обеспечить становление полноценных систем инфраструктурного предпринимательства, образование и развитие которых необходимо реализовывать на основе четких и ясных теоретических и методологических позиций, учитывая сложную проблемы становления рыночных механизмов отечественного АПК, формировавшихся без должной инфраструктурной поддержки. Так, чрезмерная ориентация на мелкотоварное аграрной производство на первых этапах рыночных реформ привела к деградации крупного агропроизводства, его разрушения в ходе приватизации, перехода на примитивные агротехнологии.

В инфраструктурной сфере АПК также предстоит пройти путь формирования многообразных хозяйственных механизмов, который уже проделан в агропроизводстве, но при проведении этой работы нельзя повторить ошибок становления многоукладности в сельском хозяйстве: использование только монетарных приемов регулирования, либерализацию цен, сворачивание государственной поддержки инфраструктурных отраслей. Недооценка инфраструктурных факторов стала одной из причин нарушения технологического базиса отечественного АПК, привела к разрушению индустриальных сельско-

хозяйственных технологий, которые с 1980-х годов базировались на создании крупного машинного производства.

В современных условиях определение размеров агропредприятия в соответствии с уровнем инфраструктурного обеспечения становится исходным пунктом достижения эффективности всего последующего агропроизводства. Например, в растениеводстве напрямую масштабы и формы организации производства напрямую связаны с технологией производства культур, следовательно, с уровнем их инфраструктурного обеспечения.

Для понимания воздействия инфраструктурного предпринимательства на развитие АПК необходимо предварительно уточнить ее структуризацию по функциональным сферам:

1) общая инфраструктура (энергетика, транспорт, водоснабжение, связь и пр.);

2) производственная инфраструктура (снабженческая, ремонтная, мелиоративная, защиты почвы, растений и животных и пр.);

3) потребительско-сбытовая инфраструктура.

Необходимо отметить определенную условность данного выделения инфраструктурных подсистем, которые в реальном агропроизводстве находятся в едином комплексе и, более того, — тесно интегрированы с социально-коммунальной инфраструктурой поселения, на территории которого размещается сельскохозяйственное предприятие. В то же время представленная иерархия инфраструктурных подсистем отражает их функциональную значимость, прежде всего, с точки зрения определения круга активных участников ее создания и эксплуатации.

Инфраструктура общего назначения является элементом хозяйственной деятельности всех субъектов АПК, предоставляя им возможности транспорта и связи, энергетические и иные ресурсы: производителей сельхозпро-

дукции, поставщиков техники и материалов, потребителей продукции АПК. Также используют инфраструктуру общего назначения подсистемы производственных сервисов и снабженческо-сбытового обслуживания.

Развитие инфраструктурного комплекса требует совершенствования механизмов согласования пропорций роста различных обслуживающих отраслей, что может быть реализовано в деятельности соответствующих центров, выполняющих координационные функции. Сейчас эти функции частично реализуются региональными органами экономического регулирования. Это тем более актуально, что потенциал современных организационных механизмов потребительски-сбытовой инфраструктуры представляется недостаточно раскрытым, так как ограничивается функциями реализации сельхозпродукции, но подобная система может интегрироваться с элементами агроснабженческой инфраструктуры. Такого вида инфраструктурные системы активно зарождаются в виде агроцентров, интегрирующих процессы как сбыта сельхозпродукции, так и приобретения агропроизводителями необходимых ресурсов и получения квалифицированной помощи: об этом свидетельствуют многочисленные факты развития региональной снабженческо-сбытовой инфраструктуры. Становление подобной формы интеграции снабжен-ческо-сбытовых сервисов, сводящих к минимуму участие посредников, пока только начинает развиваться и обозначается по-разному: агропарки, агропромышленные парки. Обозначение подобных комплексов как Сервисно-сбытовые центры (ССЦ) представляется более точным, так как подчеркивает ключевую интеграционную функцию.

Сервисно-сбытовой центр — это интегрированное многофункциональное предприятие, предоставляющие инфраструктурные услуги как сельхозпроизводителям, так и ресурсно-

снабженческим организациям. Такой Центр должен быть приближен к потребителю — размещаться около крупных населенных пунктов или в их черте. Он может включать услуги хранения сельхозпродукции, мелкооптовой и розничной торговли, а также предоставлять аграриям ремонтные и снабженческие услуги. Более того, подобные предприятия также могут включать: бизнесцентры, гостиницы, постоянно или се-зонно действующие выставки-продажи как продукции сельского хозяйства, так и агротехники, оборудования и материалов. Также данный Центр способен стать местом проведения общественных, деловых, научных мероприятий. Если реализации бизнес-функций центра будет уделено достаточно внимания, то возможно предоставление консультационных, правовых услуг, организация работы отраслевых ассоциаций, что снизит их административные издержки и приблизит к клиентам, которым не надо будет обращаться по различным адресам для решения вопросов, требующих документального оформления и привлечения специалистов в области экономики и права. Более того, с работой данного центра могут интегрировать свои усилия государственные органы — межфункциональные центры гос. услуг, представительства службы занятости, Пенсионного фонда и иных ведомств, обеспечивающих социально-правовое условия жизни в регионе.

В современных условиях подобные Центры должны стать звеном, обеспечивающим регион оптовым и мелкооптовым продуктовым потоком, соответствующим по качеству снабжения импортному (ритмичность и надежность поставок, безопасность и качество продукции, удобство упаковки и пр.) и способным заместить его, предоставляя рознице достаточный объем сельхозпродукции. То есть логистические функции данного Центра могут быть ведущими, но они не должны стано-

виться единственными, противопоставляться иным инфраструктурным сервисам и препятствовать достижению синергии в работе. Более того, именно в рамках функционирования подобных Центров наиболее эффективной будет работа по распространению новшеств, и данные центры смогут обеспечить инновационную ориентацию системы инфраструктурного предпринимательства.

Работа подобной структуры должна обеспечить как кардинальное повышение эффективности хозяйственного механизма инфраструктурного обслуживания АПК на основе обновления сбытовой инфраструктуры, так и стремительное распространение новшеств в производственной инфраструктуре путем повышения спроса на как новую продукцию, так и на дополнительные инфраструктурные сервисы. Кроме того, предлагаемая организационная форма Сервисно-сбытового центра позволяет сконцентрировать и объединить управленческие усилия различных субъектов социально-экономической системы (бизнеса, власти и общества) по формированию современной системы инфраструктурного предпринимательства АПК, что, непосредственно воздействует на обретение устойчивого и заметного роста не только сельскохозяйственного производства, но и всей экономики страны.

Библиографический список

1. Акопова, Е. С. Рыночные и нерыночные начала в рыночной трансформации народнохозяйственных систем // Общество и экономика. — 2001. — С. 47-54.

2. Алчанова, Р. Д. Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности : дисс. ... к. э. н. — Уфа, 2009.

3. Анохин, С. Мотивационные аспекты предпринимательской деятельно-

сти // Предпринимательство. — 2010. — № 3. — С. 99-104.

4. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности. — СПб. : АНО ИПЭВ, 2009.

5. Бутыркин, А. Я. Учет факторов риска при разработке стратегии промышленного предприятия // Управление риском. — 2005. — № 1. — С. 59-63.

6. Зверев, В. В. Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Астраханской области // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2007. — №4.

7. Кабаков, В. С. Теоретико-методологические основы развития предпринимательства в РФ // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Экономика. — 2011. — № 02.

8. Кретов, С. И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. — М. : Знание, 2007.

9. Матвеев, В. В. Модернизация российской промышленности на основе инфраструктурного обеспечения долгосрочного роста национальной экономики : дисс. ... д. э. н. — М., 2012.

10. Оценка инновационного потенциала малого бизнеса Ростовской области, формы и методы его поддержки: монография / под ред. В. М. Джухи, О. Б. Черненко. — Ростов н/Д, 2009.

11. Яковлева-Чернышева, А. Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере // Общество. Среда. Развитие. — 2010. — № 4 (17).

Bibliographic list

1. Akopova, E. S. Market and non-market beginnings in market transfor-

mation of economic systems // Society and economy. — 2001. — P. 47-54.

2. Alchanova, R. D. Development of system of infrastructure providing an entrepreneurial activity : diss. — Ufa, 2009.

3. Anokhin, S. Motivational aspects of entrepreneurial activity // Business. — 2010. — № 3. — P. 99-104.

4. Asaul, A. N. Organization of an entrepreneurial activity. — SPb. : ANO IPEV, 2009.

5. Butyrkin, A. Ya. Accounting of risk factors when developing strategy of industrial enterprise // Management risk. — 2005. — № 1. — P. 59-63.

6. Zverev, V. V. Development of system of infrastructure providing an entrepreneurial activity in Astrakhan region // Bulletin of Astrakhan state technical university. — 2007. — № 4.

7. Kabakov, V. S. Theoretic methodological bases of development of business in Russian Federation // Bulletin of Leningrad state university named by A. S. Pushkin. Economy series. — 2011. — № 02.

8. Kretov, S. I. Business: essence, directives and prospects. — M. : Knowledge, 2007.

9. Matveev, V. V. Modernization of Russian industry on basis of infrastructure ensuring long-term growth of national economy : diss. — M., 2012.

10. Assessment of innovative potential of small business of Rostov region, form and methods of its support: monograph / ed. by V. M. Dzhukha, O. B. Cher-nenko. — Rostov-on-Don, 2009.

11. Yakovleva-Chernysheva, A. Yu. Methodological approaches to formation of infrastructure of an entrepreneurial activity in recreational cluster // Society. Development. — 2010. — № 4 (17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.