Научная статья на тему 'Классификация типов услуг деловой инфраструктуры'

Классификация типов услуг деловой инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1033
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко М. Н.

The author presents a classification of types of services of a business infrastructure, reveals out the basic estimation criteria of quality of a service, the structure of sphere of services, typology of business services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of types of services of business infrastructure

The author presents a classification of types of services of a business infrastructure, reveals out the basic estimation criteria of quality of a service, the structure of sphere of services, typology of business services.

Текст научной работы на тему «Классификация типов услуг деловой инфраструктуры»

обеспечивающих глубокую аналитическую проработку, развитие теории и методологии данного явления.

К числу рекомендаций по усилению воздействия благотворительной деятельности российских компаний на рост стоимости можно отнести следующие оптимизирующие меры, осуществляемые не в ущерб социальной направленности, филантропических мероприятий:

а) целесообразно повысить благотворительную активность в тех сферах, которые соответствуют профилю основного бизнеса компании;

б) благотворительные инициативы должны быть эффективными и оптимизиро-ваными и восприниматься окружением как эффективные (для оптимизации благотворительных инвестиций зарубежные компании используют, например, калькулятор благотворительных расходов - специальную методику, позволяющую итерационным способом на основе анализа основных параметров экономической деятельности компании определить оптимальный объем финансо-

вых ресурсов, которые компания может выделить на благотворительную деятельность);

в) партнеры компании должны быть максимально осведомлены о благотворительной активности компании.

1. ЗагорулъкоН.М., Казаков О.Б., Потапенко М.С. // Благотворительность в России. 2003/2004: Исторические и социально-экономические исследования / под общ. ред. О.Л. Лейкинда. М., 2004. С. 304.

2. Голомидова М.В., Штинова Г.Н. // Милосердие и благотворительность в российской провинции: тез. докл. Всерос. конф. 22-23 марта 2002 г. / под ред. М.Е. Главацкого. М., 2002. С. 56.

3. Вандышев М.Н., Петрова Л.Е. // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования / под общ. ред. О.Л. Лейкинда. М., 2002. С. 504.

4. Загорулъко Н.М. // Там же. С. 473-481.

Поступила в редакцию 25.01.2007 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УСЛУГ ДЕЛОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

М.Н. Руденко

Rudenko M.N. Classification of types of services of business infrastructure. The author presents a classification of types of services of a business infrastructure, reveals out the basic estimation criteria of quality of a service, the structure of sphere of services, typology of business services.

Находясь в прямой зависимости от уровня общественного воспроизводства, социально-экономическая жизнь общества базируется на четырех важнейших составляющих: сфера производства, сфера распределения, сфера обращения, сфера потребления. В этой связи сфера потребления является необходимым элементом общественного воспроизводства, а по отношению к сферам производства, распределения и обращения - инструментом и результатом реализации данных сфер. Координирующую и ре-

гулирующую роль между ними играет социальная сфера.

В настоящее время социальной сфере1 уделяется постоянно возрастающее внимание. Данное обстоятельство объясняется, прежде всего, пониманием необходимости рассмотрения человека с его разнообразными потребностями, возникающими в процессе

1 Социальная сфера общественного производства -сфера, в которой не создаются непосредственно материальные блага [1].

жизнедеятельности, в качестве ориентира при определении социально-экономической политики на всех уровнях управления [2].

Сегодня сфера делового сервиса, являясь составной частью социальной сферы, становится все более значимой в экономике России: она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Данная тенденция определяет постиндустриальное развитие экономики страны, и приоритетным направлением данного развития выступает уровень качества жизни, который, в свою очередь, измеряется объемом и спектром предоставляемых и потребляемых услуг. Кроме этого, значимость деловых услуг определяется не только их вкладом в создание рабочих мест, но и тем, что многие виды деловых услуг, не являясь самостоятельным значением для конечных потребителей, являются услугами, которые используются промежуточными покупателями, такими как отделы и подразделения организаций, в производстве и реализации товаров и услуг конечному потребителю.

По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе деловых (профессиональных).

По международным данным статистики, ежегодно свыше 40 % иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

В обобщенной трактовке сфера услуг может быть охарактеризована как совокупность отраслей, с помощью которых организуется процесс обслуживания населения и производств на основе предоставления разнообразных услуг [3].

Исследование сферы деловых услуг, как составной части отрасли нематериального производства, требует определения основных понятий и характеристик самой услуги. В теории и практике существует множество определений термина «непроизводственная сфера». В качестве базового определения нами предлагается использовать следующую интерпретацию: «Непроизводственная сфера - это сфера приложения труда, в которой в рамках

производственных отношений производятся как материальные, так и не материальные услуги, а также организуется обслуживание процесса потребления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги» [4].

Совершенствование процессов управления непроизводственной сферой требует определения и учета специфических черт, обуславливающих разработку особого подхода к предпринимательской деятельности в сфере услуг, определение социальных и экономических целей деятельности предприятия делового сервиса. Особенности сферы услуг определяются отличительными характеристиками услуги. Услугу будем определять как «любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне, и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо» [5]. Специфическая особенность услуги - удовлетворять конкретные потребности потребителей услуги. Данная характеристика отличает деятельность нематериальной сферы от деятельности в сферах производства материальных товаров.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1) деловые услуги - 46 отраслевых видов услуг;

2) услуги связи - 25 видов;

3) строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов;

4) дистрибьюторские услуги - 5 видов;

5) общеобразовательные услуги - 5 видов;

6) услуги по защите окружающей среды -4 вида;

7) финансовые услуги, включая страхование, - 17 видов;

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида;

9) туризм и путешествия - 4 вида;

10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта - 5 видов;

11) транспортные услуги - 33 вида;

12) прочие услуги.

Исходя из того, что услуга по своей природе не является материальным предметом, а представляет собой процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых дейст-

вий, услуги, как правило, не транспортабельны, их нельзя складировать, они не подлежат хранению. Это особенность услуг означает, что услугу нельзя изготовить заранее, как товары, складировать и предлагать в моменты повышенного спроса. Данная проблема становится особо актуальной, когда спрос на услуги нестабилен и носит ярко выраженную сезонность, как, например, аудиторские услуги. Преодолеть несохраняемость услуги возможно с помощью привлечения внештатных сотрудников в период повышенного спроса на услуги, установления дифференцированных цен в зависимости от сезона. Кроме того, несохраняемость услуги проявляется в невозможности ознакомиться с услугой до покупки. Все это обязывает производителей услуг концентрировать усилия на регулировании спроса и предложения, разрабатывать стратегии для своевременного решения данных проблем.

Нематериальная природа услуг (неосязаемость) обуславливает особенности качественных критериев оценки услуги. Потребитель способен оценить качество только после получения услуги. В связи с этим клиент сталкивается с высокой неопределенностью при выборе поставщика услуг. Стремясь снизить риски, клиенты анализируют внешние признаки качества услуги (субъективные). Преодолеть неосязаемость услуг возможно с помощью ряда мероприятий: развитие бренда компании, разработка отличительного имиджа компании, предоставление клиентам правдивой информации о предыдущем опыте, использовать стратегию активного взаимодействия с постоянными потребителями услуг.

Временные рамки выполнения услуги и ее потребления совпадают, и это является другим важным свойством услуги, которое не характерно для товара. Одновременность производства и потребления означает, что услуга производится в условиях реального времени и, следовательно, покупатель присутствует физически во время выполнения услуги. Товары могут изготовляться в одном месте, складированы в другом, а проданы в третьем. Если рассмотреть этапы процессов выполнения услуги и предложений товаров, то можно видеть, что товары вначале производятся, а затем продаются. Услуги же вначале продаются, а затем производятся и по-

требляются. Одновременность производства и потребления услуги означает присутствие в одно и то же время исполнителя и потребителя услуги [6].

Производитель услуги является составной частью услуги, что предъявляет повышенные требования к его профессиональным и коммуникативным навыкам. Другим очень важным следствием является то, что чаще всего деловые услуги невозможно распространить через посредников. Реализация и производство в деловом сервисе базируется на прямых контактах между производителями и потребителями. Функция посредников в данном случае заключается только в распространении информации. Таким образом, производители деловых услуг являются единственными продавцами услуг, а посредники выступают лишь вспомогательным звеном в процессе продвижения и реализации услуг. Уникальность рассматриваемой характеристики деловой услуги определяется тем, что производители услуг имеют возможность полностью контролировать процессы продвижения, реализации, производства и потребления услуги, получая полную информацию об уровне удовлетворенности клиента. И самым важным следствием неотделимости услуги от источника, на наш взгляд, является тот факт, что ответственность за качество оказываемых услуг компании лежит на персонале и является одним из показателей профессионализма и компетентности персонала. В целях предотвращения трудностей, возникающих по причине неотделимости услуги от источника, производителю услуги следует усилить мотивацию персонала и разработать стратегию эффективного взаимодействия персонала компании с потребителем услуги.

Большинство услуг до момента реализации не могут быть рассчитаны, измерены и проверены с целью подтверждения их качества. В силу неосязаемости услуг фирмам-производителям непросто получить информацию о том, как потребители воспринимают результаты их деятельности и оценивают ее качество [7].

Оценка качества услуг может быть определена условно. Л. Берри выделяет основные критерии оценки качества услуги [6]:

- осязаемые характеристики;

- скорость решения проблем;

- надежность - способность выполнить обещанную услугу точно и основательно;

- уверенность - честность, компетентность, безопасность;

- сопереживание - общительность, доступность, желание помочь.

Качество услуг в значительной степени зависит от того, кто обеспечивает процесс оказания услуги, а также где, когда и как производится услуга. Каждый потребитель деловой услуги является уникальным, и каждая услуга в значительной степени отражает индивидуальные требования потребителя услуги. Данная особенность делает невозможным массовое производство многих видов услуг и определяет индивидуальный подход в работе с клиентами.

Наряду с вышеперечисленными критериями для оценки качества деловых услуг также выделяются: уникальные решения для каждого клиента, дифференцированность подходов, профессиональный опыт и мотивация производителя услуги, долгосрочные партнерские отношения с клиентами и партнерами, конфиденциальность, комплексные услуги на уровне мировых стандартов, широкий географический охват и собственные научные разработки.

На современном этапе главным конкурентным преимуществом сервисной компании является оперативность выполнения заказов. Одновременно оперативность предоставления услуги является важной особенностью услуги. В отличие от других видов деятельности, услуги, как правило, дают тем больший экономический и социальный эффект, чем быстрее происходит воплощение самой услуги [8]. При ускорении производства услуг одновременно ускоряется и потребление услуг и, наоборот, замедление темпа процесса производства тормозит процесс потребления. Для делового потребителя важно, чтобы производственные и коммерческие процессы протекали в непрерывном режиме. В этой связи потребитель часто выбирает производителя услуги, который оперативно и компетентно удовлетворит требования клиента.

Отличительная черта деловых услуг характеризуется индивидуализацией отношений с партнерами и заказчиками услуг. Данная особенность отличает деловой сервис от производства материальной продукции и

комплекса потребительских услуг, которые производятся, как правило, ориентируясь не на конкретного потребителя, а на общий рынок спроса.

Раскрывая социально-экономическое содержание деловых услуг необходимо выделить социальные и экономические цели рассматриваемых услуг. Существование социальных целей обусловлено принадлежностью рынка деловых услуг к социальной сфере. В этой связи социальные цели могут быть определены как ценностные установки компании, предоставляющей профессиональные услуги:

- непосредственное удовлетворение потребностей предпринимательских структур в профессиональных и консультационных услугах в процессе производства, обращения и доведения до конечного потребителя производимых товаров и услуг;

- воспроизводство сферы обращения и потребления товаров и услуг;

- обучение и подготовка соответствующих кадров;

- развитие квалификационного и научно-технического потенциала предпринимательских организаций.

Социальную (глобальную) цель сферы профессиональных услуг можно интерпретировать как оптимизация и рационализация процессов, протекающих в сферах производства, распределения, обращения, потребления и социального (государственного и муниципального) управления. Достижение этой цели способствует увеличению товарооборота, росту числа занятых в разработке, производстве и реализации товаров и услуг, а следовательно, увеличению валового внутреннего продукта.

Социальные цели дополняются профессионально-экономическими ориентирами

фирмы, предоставляющей профессиональноделовые услуги производителям и продавцам товаров и услуг.

Экономические цели профессиональных услуг, связанные с созданием благоприятных условий для развития бизнеса, могут быть определены следующим образом:

- развитие деловой инфраструктуры -совокупности предпринимательских структур, осуществляющих информационно-коммерческие, торгово-посреднические, финансово-кредитные, правовые функции, обеспечивающие формирование эффективных ма-

териальных, финансовых и информационных связей и трудовых потоков между субъектами рынка;

- подготовка квалифицированных кадров, востребованных в различных отраслях промышленности, торговли, сферы услуг для развития производства;

- содействие малому и среднему предпринимательству путем предоставления услуг бизнес-образования, бизнес-консультирования в области организации производства, обращения продукции, финансового контроля, инвестиций, инноваций, маркетинга, управления персоналом.

Важно отметить, что профессиональноэкономические и социальные цели производства деловых услуг взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым рациональное сочетание экономической и социальной направленности функционирования предприятия делового сервиса.

В экономической литературе по проблемам формирования и функционирования деловых услуг в системе предпринимательства выделяют отличительную особенность деловых услуг от комплекса потребительских услуг [8]: деловые услуги носят производительный характер. В зависимости от направления деятельности предпринимательской организации и вида производимых товаров и услуг деловые услуги имеют непосредственное или условное влияние на конечный результат деятельности предпринимательских структур. Эта характеристика является отличительной чертой деловых услуг по отношению к услугам социально-бытового комплекса.

Среди объективных причин, обусловливающих динамичное развитие спроса на профессиональные услуги, необходимо выделить следующие: потребность в приобретении профессиональных навыков; концентрация на основной деятельность компании, что требует дополнительного привлечения ресурсов для разработки, производства и реализации продукции и услуг.

Исследование и знание социальных и экономических особенностей деловых партнеров позволяет установить, будут ли они содействовать или препятствовать развитию долгосрочных партнерских отношений.

Возрастание роли и влияния сферы профессиональных услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с

целью классификации деловых услуг и выявления уровней регулирования взаимоотношений субъектов рынка деловых услуг. В теории и практике современного предпринимательства имеет место достаточно обобщенное деление инфраструктуры на производственную и социальную, обусловленное функциональным назначением каждой из них.

На наш взгляд, для более объективной классификации услуг необходимо выделить 4 сферы в системе народно-хозяйственного комплекса:

1) сфера производства потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения (производственная сфера);

2) сфера оказания потребительских услуг (непроизводственная сфера);

3) сфера социально-бытового обслуживания населения (социальная сфера);

4) сфера делового и профессионального обслуживания предприятий и организаций в производстве товаров и услуг, распределении и доведении конечной продукции до потребителей (сфера делового обслуживания).

Следуя вышеприведенному принципу разделения сферы услуг на основе соотнесения той или иной услуги в зависимости от предназначения и особенностей использования в процессе жизнеобеспечения предпринимательских структур и отдельных физических лиц, сделаем следующие выводы:

1. К потребительским услугам будем относить те услуги, которые приобретаются и потребляются для личного пользования и за счет личных средств. Такого рода услуги характерны для физических лиц.

2. К социальной сфере будем относить услуги, удовлетворяющие социально-бытовые потребности населения. Отличительной особенностью такого типа услуг является социальный принцип организации и отсутствие коммерческого характера деятельности.

3. Деловые услуги будем определять как услуги, оказываемые предпринимательским структурам, а также отдельным физическим лицам, в производстве, обращении и потреблении товара/услуги в целях обеспечения их профессиональной деятельности и получения прибыли.

Таким образом, схематически структуру сферы услуг можно обозначить следующим образом (рис. 1).

Сфера услуг

Потребительские услуги Услуги социальнобытового характера

Деловые услуги

Сфера делового обслуживания

Рис. 1. Положение услуг различной категории в общей системе услуг

В практике предпринимательской деятельности наиболее распространенным принципом для классификации услуг, участвующих в деятельности предпринимательских структур является принцип целевого назначения. Этот принцип является основополагающим при определении типологии услуг в деловой сфере. Однако необходимо отметить, что два вида группировок объектов -классификация и типология - имеют схожую направленность, которая заключается в том, что происходит процесс разбиения изучаемого объекта на однородные группы. Тем не менее, существуют некоторые различия. Так, например, классификация предполагает процесс группировки объекта на основе определенного выделенного критерия группировки. Типология также предполагает выделение определенных групп на основе отдельного критерия. Однако основное отличие типологии от классификации заключается в том, что при разделении изучаемого объекта на отдельные группы появляются новые качественные характеристики каждой отдельной выделенной группы, позволяя, тем самым, наиболее точно и качественно выделить группы. Таким образом, типология является более совершенной формой классификации и в большей степени отражает сущность изучаемого объекта.

Изучение рынка деловых услуг на основе типологии по принципу целевого назначения позволяет выделить профильные направления деловых услуг. Тип деловой услуги

определяет специфику деятельности по удовлетворению потребности клиента в деловой услуге. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что в основе определения профильного рынка деловых услуг лежит четко сформированный тип услуги. Процесс формирования и развития деловой инфраструктуры предпринимательства требует разработки эффективных методов для структуризации рынка деловых услуг. Структура рынка деловых услуг включает совокупность профильных рынков, основу которых составляют выделенные по определенному критерию типы деловых услуг.

Отразим в таблице 1 типологию деловых услуг, выстроенных по принципу целевого назначения деловой услуги.

Приведенная группировка является наиболее удобной в использовании в процессе изучения деловых услуг. Однако при изучении специфики организации и функционирования отдельной деловой услуги возможно использование других подходов. В зависимости от сложности решаемой проблемы деловые услуги могут быть классифицированы по следующим критериям:

- трудоемкость производства;

- уровень регулирования законодательными и правовыми актами;

- степень контакта с клиентами;

- по сегментам потребителей;

- по технологическому признаку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по характеру спроса и предложения на деловые услуги;

Таблица 1

Типология деловых услуг

№ п/п Группа профильного направления профессионального обслуживания Типологическая структура деловых услуг

1 Услуги в области финансового обслуживания - Банковские услуги - Бухгалтерские услуги (аудит, ведение бухгалтерской отчетности) - Услуги финансового управления (бизнес-планирование, привлечение инвестиций, управление портфелем инвестиций, финансовое оздоровление, управление инвестиционным проектом и др.)

2 Услуги в области логистического обслуживания - Услуги по организации материально-технического обеспечения (в т. ч. услуги по хранению) - Торгово-посреднические услуги (оптовая торговля, биржевая торговля) - Транспортно-экспедиционные услуги

3 Услуги по информационному обеспечению предпринимательской деятельности - Информационно-вычислительные услуги - Услуги в области информационных технологий (создание и внедрение средств автоматизации, разработка программного обеспечения) - 1Т-консалтинг (разработка, внедрение индивидуальных программных продуктов, консультирование и техническое сопровождение в течение срока службы)

4 Маркетинговые услуги - Услуги в области стратегического планирования и организационного развития (консалтинговые услуги) - Услуги по проведению маркетинговых исследований - Услуги в области анализа и прогноза развития - Услуги по формированию товарной политики и разработки стратегии - Услуги по формированию ценовой политики - Услуги по формированию сбытовой политики - Услуги по формированию комплекса программ по эффективному продвижению продукции на рынок - Услуги по разработке имиджа, фирменного стиля и бренда компании - Услуги по разработке и формированию системы контроллинга

5 Услуги правового обеспечения предпринимательской деятельности - Юридические услуги: регистрация и ликвидация предприятий, разработка соглашений и договоров - Услуги по разрешению споров и конфликтов - Услуги по обеспечению безопасности и проведению корпоративной разведки - Страхование

6 Услуги по формированию и развитию кадровой политики - Услуги по найму рабочей силы и подбору кадров - Кадровый консалтинг (управление персоналом, обучение, организация и проведение тренингов в целях повышения квалификации персонала)

- по степени адаптации деловой услуги потребностям деловых покупателей;

- по способу оказания услуги и др.

В теории и практике наибольшее распространение получил способ разделения услуги по принципу экономического содержания: услуги материального характера (услуги в области логистического обслуживания, услуги по информационному обеспечению предпринимательской деятельности) и нематериального характера (различные формы консалтинговых услуг, маркетинговые услуги) [9-17].

Наиболее актуальным вопросом современного предпринимательства становится вопрос развития деловой и информационной

инфраструктуры предприятия [18-21]. Решение таких проблем в рамках оптимизации бизнес-процессов и технологических реформ является компетенцией профессиональных консалтинговых компаний. Этот факт и определяет динамичное развитие консалтинговых услуг в современной экономике как необходимый элемент формирования деловой инфраструктуры предпринимательства.

1. Багиев Г.Л. Экономика маркетинга СПб., 2004.

2. Иванов H.H. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход. СПб., 2003.

3. Аренков И.А., Блында С.А., Песоцкая Е.В. Концепция управления маркетинговыми услугами. СПб., 2003.

4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб., 2000.

5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., 1999.

6. Березин И.С. // Практический маркетинг.

2001. № 2. С. 5-6.

7. Березин И. Рынок маркетинговых исследова-

ний и консалтинга: состояние, проблемы и перспективы. Режим доступа: ЬйрУМ'я^.

bcimarketing.aha.ru/s_berez.htm. Загл. с экрана.

8. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. СПб., 2005.

9. АнуринВ., МуромкинаИ, Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб., 2004.

10. Аренков ИА. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга. СПб., 2000.

11. Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. М., 1993.

12. ДееваЕ. // Маркетинг. 1998. № 4. С. 93-105.

13. ДихтлъЕ., Хершген Е. Практический маркетинг. М., 1995.

14. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. М., 2005

15. Стоун М., Вудкок H., Мэтчингел Л. Маркетинг, ориентированный на потребителя / пер. с англ. М. Веселковой. М., 2003.

16. ЧеленковА. // Маркетинг. 1998. № 3. С. 117-122.

17. Keen P.G.W. Shaping the Future: Business Design through Information Technology. Harvard, 1991.

18. Советский энциклопедический словарь. M., 1985.

19. Малый бизнес и инфраструктура. СПб., 1995.

20. Мордовченков Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры. Н. Новгород, 2002.

21. Савченко М.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательских структур. СПб.,

2002.

Поступила в редакцию 28.02.2007 г.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

С.А. Аронова

Aronova S.A. Institutional and categorical analysis of the economical essence of scientific and technological changes. Having non-institutional nature, scientific and technological progress becomes involved in the system of institutionl ties and relations because of the specific role of people and society in the process of its advent, assessment and evolution.

Развитие экономисты часто связывают с наличием научно-технических изменений, включая НТП. Тенденции трансформаций развитых стран показывают, что без научнотехнических изменений, характеризующихся научной новизной вводимой в оборот техники, превосходством ее над средним уровнем, быстротой ее ввода, достигнутые данными государствами темпы прироста макроэкономических показателей, уровня доходов населения были бы просто невозможны.

С. Кузнец, проанализировав историю экономического роста развитых стран, сделал вывод о том, что технический прогресс является основой экономического роста, его необходимым условием, хотя и недостаточным [1]. Начиная примерно с 1770 г. средние

темпы роста подушевого дохода составляли в течение примерно 200 лет 2 % в год при росте населения 1 % в год, что означало удвоение доходов на душу населения каждые 35 лет, реального ВНП - каждые 24 года [2]. Имеющаяся информация о динамике ВВП на душу населения в ведущих странах, начиная с середины XIX в., показывает, что в странах-лидерах в области научно-технического прогресса (Великобритания в XIX в., а США - в XX в.) влияние данного фактора на экономический рост было определяющим. В период с 1820 по 1895 гг. среднегодовой темп прироста ВВП на душу населения Великобритании, страны - лидера НТП, достиг 1,4 %, что в 7 раз выше, чем в предыдущий период. Еще более интенсивным был процесс накопления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.