Специфика инфраструктурного обеспечения российской предпринимательской среды
Specificity of infrastructural support of the Russian business environment
БлаженковаНаталья Михайло вна д.э.н., профессор
Уфимский государственный университет экономики и сервиса
Петрова Анастасия Дмитриевна
аспирантка
Уфимский государственный университет экономики и сервиса
В статье авторами проведен анализ специфических особенностей инфраструктурного обеспечения предпринимательской среды на территории России. Методологией служит анализ динамики развития инфраструктурного обеспечения предпринимательства, основанный на статистических данных. Авторы пришли к выводу, что развитие инфраструктурного обеспечения предпринимательстваи его модернизация позволят расширить конкурентный потенциал отечественного бизнеса, что, безусловно, станет преамбулой на пути к созданию суверенной экономики Российской Федерации.
In the article the authors analyzed the specific characteristics of infrastructure business environment in Russia. The methodology is the analysis of the dynamics of development of infrastructure of entrepreneurship, based on statistical data. The authors concluded that the development of infrastructure of entrepreneurship and its modernization will enhance the competitive capacity of domestic business, which will certainly become a preamble on the way to the creation of a sovereign economy of the Russian Federation.
Ключевые слова: инфраструктурное обеспечение, предпринимательская среда, Российская Федерация, модернизация, конкурентный потенциал, экономика.
Keywords: infrastructure support, business environment, the Russian Federation, modernization, the competitive potential of the economy.
Сложившаяся на современном этапе геополитическая обстановка диктует свои правила по развитию экономик стран являющихся ключевыми фигурами на «шахматной доске» мировой экономики. Стратегические комбинации, периодически осуществляемые экономическими игроками, зачастую меняют ход дальнейших событий всех международных хозяйственных связей. Так, вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию повлекло за собой расширение торгово-экономических отношений нашей страны с заключением новых обоюдно выгодных партнёрских соглашений, что, несомненно, вывело экономику России на новый уровень.
Неоспоримым является тот факт, что основополагающим фактором устойчивого экономического развития и создания стабильного уровня жизни населения является становление цивилизационного современного предпринимательства во всех сферах и отраслях экономики России. Для достижения благополучного развитияпредпринимательской среды, Правительством предприняты шаги, направленные на модернизацию инфраструктурного обеспечения предпринимательского сектора страны, как на федеральном, так и на региональном уровне. Основными направлениями, по которым будет осуществляться модернизация, стали: строительство и реконструкция каналов и дорог, развитие транспорта, связи и энергетического хозяйства, наука и образование, здравоохранение, информационное обеспечение, банковская система и другие элементы инфраструктуры, которые обеспечивают обслуживание процесса предпринимательства на уровне макро-,
мезо - и микроэкономики. [4]. Дальнейшее развитие системы инфраструктурного обеспечения современного предпринимательства представляет собой плавный процесс. Специфической особенностью, и в то же время характерной чертой предпринимательства, на современном этапе развития, является инновационность и рациональная рискованность, поэтому оно не может быть сформировано мгновенно. Для формирования полноценной инфраструктуры потребуются годы и значительные финансовые вливания. На рисунке 1 приведена общая структура инфраструктуры предпринимательства.
< Инфраструктура предпринимательства -
Обеспечивающая ^ С Поддерживающая ) [ Контролирующая
дороги, банки и кредитные учреждения, различные коммуникации и пр.
V
фонды поддержки, ассоциации предпринимателей, комитеты при
ад министр ациях, бизне с -инкуб агоры и пр.
Г
налоговая инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии и
!
V_у
Рисунок 1. Инфраструктура предпринимательства
На рисунке видно, что инфраструктура предпринимательства состоит из трех компонентов: обеспечивающего, поддерживающего и контролирующего. Рассмотрим более подробно развитие каждого из них.
Согласно исследованию «Измерение условий видения бизнеса в российских регионах», проведённому за период с 2011 по 2014 годы,Центром экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе (РЭШ) совместно с американской транснациональной аудиторско-консалтинговой компанией Emst&Young, было установлено, что показатели развития инфраструктуры имеют положительную динамику,
исключением стал слабый уровень развития фиксированных телефонных линий (рисунок 2).
Качество дорог 150
Доступность мобильной связи
Фиксированные телефонные линии
Качество электроснабжения
Доступность авиаперевозок
Качество железнодорожной нфраструктуры
Качество портовой инфраструктуры
Качество инфраструктуры воздушного...
-----Индекс 2011-2012
Индекс 2012-2013
Индекс 2013-2014
Рисунок 2. Рейтинг Российской Федерации по состоянию инфраструктуры за 2011-2014 гг.
Исследование проходило в десяти регионах Российской Федерации, в числе которых Воронежская, Иркутская, Ростовская, Томская и Тверская области, Пермский край, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Базисом данного исследования послужила методология Всемирного банка, в соответствии с которой в указанных регионах был проведён опрос около ста предприятий стратифицированных по отрасли (промышленность, транспортный и строительный сектор, сектор услуг) и размеру (малый, средний, крупный бизнес). Ответы ранжируются по шкале от 0 до 4, что соответствует уровню ограничений, обусловленному данным фактором: 0 - означает отсутствие проблемы, соответственно 4 - очень значимую проблему для деятельности [7].
По результатам исследования была выявлена значительная неоднородность основных проблемных факторов предпринимательского
климата между регионами России. Наряду с проблемой доступа к финансированию, к числу основных неблагоприятных факторов, характерных для большинства регионов, относят: высокий уровень коррупции, недобросовестная конкуренция со стороны неформального сектора экономики и низкий уровень квалификации рабочей силы. Также в качестве препятствия предприниматели указывали развитие инфраструктуры, в среднем 30% из общего числа опрошенных.
Следовательно, становится очевидным, что уровень развития предпринимательства, условий ведения бизнеса, конкурентоспособности и экономической свободы в России по-прежнему находится на уровне стран уступающих ей по экономическому развитию. Однако международные аналитики склонны предполагать, что Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для развития инфраструктуры, но необходимые для этого ресурсы распределены неравномерно. В качестве ресурсов следует подразумевать наличие у предпринимательского субъекта финансовой, правовой, информационной, сырьевой и других видов обеспеченности и способности их эффективного преобразования в конечный продукт.
Недостаточно целостная и продуманная политика в области развития инфраструктуры предпринимательства способна привести к тому, что, с одной стороны, создаётся все, всеми и одновременно, а с другой - набор элементов инфраструктуры почти по всей территории достаточно узок и граничит, как правило, инкубаторами, парками разносторонней направленности, учебно- , социально- и бизнес - деловыми центрами[5]. Сегодня назрела существенная необходимость систематизации данного процесса и налаживания контента (связи) между всеми элементами инфраструктуры, создавая, тем самым, региональные и отраслевые ассоциации с общими критериями и стандартами качества и минимальным набором услуг. Средствами упорядочения объектов инфраструктуры могут стать их аккредитация в местных органах власти, а
также развитие процессов саморегулирования в рамках профессиональных ассоциаций и предпринимательских объединений [10].
В настоящее время со стороны государства уже осуществляется работа по реализации перечисленных выше аспектов. В качестве поддерживающей инфраструктуры по всей территории страны открыто около 60 бизнес-инкубаторов, созданы 25 венчурных и 35 гарантийных фонда, реализуются программы микрокредитования и выдачи грантов начинающим предпринимателям [6]. Стоит отметить, что неизменно качественным ориентиром поддержки субъектов отечественного бизнеса, в ежедневно изменяющемся политическом пространстве, остаются Программы поддержки предпринимательского сектора, осуществляемые на всех уровнях [8]. К числу таких программ можно отнести:
— Федеральный проект «Ты - предприниматель»;
— Федеральная программа поддержки «Содействие развитию молодежного предпринимательства»;
— Федеральная программа поддержки «Создание и обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства»;
— Федеральная программа поддержки «Создание и обеспечение деятельности Центра инноваций социальной сферы»;
— Федеральная программа поддержки «Поддержка социального предпринимательства»;
— Федеральная программа поддержки «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях»;
— Федеральная программа поддержки «Реализация мер, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства»;
— Федеральная программа поддержки «Создание и (или) обеспечение деятельности центров прототипирования».
К числу субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на территории Республики Башкортостан относят:
— Долгосрочная целевая инновационная программа Республики Башкортостан на 2011 -2015 годы;
— Государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»;
— Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан;
— Автономная некоммерческая организация «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан».
Также не стоит забывать и о контролирующем компоненте инфраструктурного обеспечения российской предпринимательской среды, деятельность которого выражена в такой мере поддержки, как снижение административной и фискальной нагрузки на малый и средний бизнес [1]. Для ее реализации необходимо расширить круг малых и средних компаний, имеющих право учувствовать в государственных и муниципальных программах поддержки. Преамбулой этому должно служить двукратное повышение значения годовой выручки от реализации товаров и работ, которое является критерием для отнесения предприятия к категории микро-, малое или среднее [2]. Это позволит малым и средним предприятиям увеличить период роста и продлить действие налоговых льгот.
Что же касается налоговой нагрузки, то стоит расширить перечень видов деятельности, по которым можно применять решения о патентной системе налогообложения. Соответственно, большее количество людей сможет получить патент на свою деятельность и, по сути, не только легализовать свои
доходы, что, безусловно, важно, но и уберечь себя от несанкционированного использования авторских прав конкурентами [3].
Для обеспечения дальнейшего устойчивого развития экономики, в период неустойчивой геополитической обстановки, Правительством Российской Федерации был утвержден «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» (от 27 января 2015 года). Одним из ключевых направлений которого стало «... содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек» [9]. Результатом реализации данного Плана станет снижение барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятыми гражданами, увеличение спроса на продукцию субъектов предпринимательства, расширение участия быстрорастущих предпринимательских структур в государственных и муниципальных программах поддержки; поддержка существующих и создание новых малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты, с последующей модернизацией рабочих на данных предприятиях; снижение налоговой нагрузки для предпринимателей, занимающихся мелкосерийным производством.
В качестве апробации статьи стоит указать на то, чтоввиду сложившейся экономико-политической обстановки в мире, создание и постоянная модернизация инфраструктурногообеспечения российской
предпринимательской среды становится неотъемлемым фактором на пути к развитию современного предпринимательства в России, основным подспорьем которого является нормативно-правовая и финансовая поддержка со стороны государства.Результатом реализации заданной политики станет создание суверенной экономики, способной противостоять влиянию внешних экономических и политических факторов, что олицетворит собой надежность Российской Федерации, как делового партнера.
Библиографический список
1.Блаженкова Н.М., Баталова Н.Т., Петрова А.Д. Механизмы воздействия ВТО на конкурентоспособность предпринимательских структур. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции/ Под общ.ред. С.С. Чернова.- Новосибирск: Издательство ЦРНС, 21 октября 2014, - 180с. С 157162;
2. Блаженкова Н.М., Баталова Н.Т., Петрова А.Д. Инфраструктурное обеспечение, как фактор конкурентоспособности предпринимательства в условиях ВТО. Проблемы современной экономики: сборник материалов XXI Между-народной научно-практической конференции / Под общ.ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 29 октября 2014. - 168 с. С. 21-25;
3. Блаженкова Н.М., Петрова А.Д. Соглашения ВТО, как механизм воздействия на конкурентоспособность предпринимательских структур. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. Научно-практ. издание. Выпуск XLI /Под общей ред. В.С. Балабанова. - М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2014, - 552 с. С 256-263. ISBN 978-5-903893-91-1;
4. Ламанский М.Г. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства// Известия ИГЭА, 2009, № 5 (67). С. 124 - 126;
5. Петрова А.Д., Блаженкова Н.М. Соглашения ВТО, как механизм воздействия на конкурентоспособность предпринимательских структур. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. Научно-практ. издание. Выпуск XLI / Под общей ред. В.С. Балабанова. - М.: Российская академия предпринимательства; Агенство печати «Наука и образование», 2014, - 552 с. С 256-263. ISBN 978-5-903893-91-1;
6. Медведев: На поддержку малого и среднего бизнеса в 2014 выделят более 21 млрд. рублей [Электронный ресурс]/ Информационное агентство REX. - Режим доступа: http://www.iarex.ru/news/44522.html - статья в интернете;
7. Изменение условий ведения бизнеса в российских регионах [Электронный ресурс] /исследование Национального института системных исследований проблем предпринимательства.- Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/file/BEEPS_2011_RUS.pdf, свободный;
8. Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства. - Режим доступа: http://smb.gov.ru;
9. Правительство Российской Федерации. [Сайт] - [Режим доступа] URL: http ://government.ru;
10. http: //www. kurs ach .com/! pravovoeobe spech/52. htm.