наследие: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. - Саратов: Издательство СГУ, 2006.
5. Петрова Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М.: Издательство РГСУ, 2009.
6. Шеин Ю.П. Информационное поле: философский аспект // Организация территории: статика, динамика, управление / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.- С. 274-275.
7. Шеин Ю.П., Шеина Л.П. К проекту туристско-рек-реационной зоны «Урал» (маркетинговый аспект) // В сб. «Древние цивилизации Южного Урала». - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.
8. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.
List of literature: 1. Galizdrava A.S. The phenomenon of tourism: socio-philosophical analysis / Abstract of dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences. - Saratov: Publishing SSU, 2006.
2. Dusenko S.V Structure and function of the social space tourism / Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Social Sciences. - Khabarovsk: Publishing Pacific GU, 2014.
3. Hubert K. Holistic nature tourism // Theory and Practice of Physical Education. - 2000. - № 8.
4. Milinchuk E.S. Systematic approach to the study of the basic problems of tourism // Tourism and cultural heritage: Interuniversity collection of scientific papers. Issue 3. - Saratov: Publishing SSU, 2006.
5. Petrova E.V. Socio-cultural aspects of tourism in modern Russia: the sociological analysis / Abstract of dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. - M.: Publisher RSSU, 2009.
6. Shein Y.P. Information field: philosophical aspect // Organization territory: statics, dynamics and control. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. - Ufa: Univ BSPU, 2007. - P. 274-275.
7. Shein Y.P., Shein L.P. To the project of tourist-recreational zone «Ural» (marketing aspect) // In Proc. «The ancient civilization of the South Urals». - Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2010.
8. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.
Баталова Н.Т.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Петрова А.Д.
аспирант кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 334.012.6
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВТО
Сегодня мы живем в эпоху колоссальных потрясений, так как вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию повлекло за собой множество преобразований во всех сферах и областях предпринимательской деятельности, что, несомненно, повлияло на ее конкурентоспособность. В статье авторами рассмотрены закономерности и тенденции развития российского предпринимательства в условиях Всемирной торговой организации. Методологией служит анализ динамики развития субъектов предприни-
ВЫ^т USUES. Science, education, economy. Series economy. № 4 (10), 2014
117
мательства, основанный на статистических данных. Авторы приходят к выводу, что в современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования достойных условий для полноценного развития субъектов малого и среднего бизнеса. Разрабатываемые и осуществляемые комплексные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства полностью способствуют интеграции бизнеса во Всемирную торговую организацию. Всецело сбалансированная политика, применяемая правительством, не только сохраняет сложившееся к настоящему времени социальное положение в бизнесе и интересы занятых в нем работников, но и значительно приумножает степень их приверженности рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен и надежду на предполагаемые перспективы развития бизнеса после вступления нашей страны в ВТО.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Российская Федерация, субъекты малого и среднего предпринимательства, конкурентоспособность.
REGULARITIES AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS
OF THE WTO
Today we live in an era of tremendous upheaval since the introduction of the Russian Federation to the WTO led to a lot of changes in all spheres and areas of business, which undoubtedly affected its competitiveness. The authors examined patterns and trends of development of Russian business in the context of the World Trade Organization. Methodology is the analysis of the dynamics of the business entities, based on statistical data. The authors conclude that in modern Russia made steps towards democratic reforms and formation of decent conditions for the full development of small and medium-sized businesses. Develop and implement comprehensive measures to support small and medium-sized businesses, fully contribute to the integration of business into the World Trade Organization. Fully balanced policy applied by the government not only keeps the prevailing so far in the business of social status and interests of its employees, but also greatly multiplies the degree of their commitment to a market economy, the nature of the expected change and hope for the anticipated business prospects after the entry of our country in WTO.
Key words: World Trade Organization, Russian Federation, subjects of small and medium entrepreneurship, competitiveness.
Со дня ратификации соглашения о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) прошло полтора года. За это время лишь некоторые предприниматели смогли перестроиться и адаптировать свое производство к новым международным требованиям и стандартам. Значительную роль в этом, безусловно, сыграло наличие достаточной материально-технической и финансовой базы у малого бизнеса. Предприятия, не обладающие подобными ресурсами, либо объединились с более крупными предприятиями, либо совсем ушли с занимаемого рынка [6].
Для поддержания функционирования предприятий малого и среднего бизнеса Правительством РФ был разработан и введен в действие ряд мероприятий, направленных на совершенствование, по следующим направлениям:
- во-первых, обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет региональных перечней целевого имущества в субъектах Российской Федерации, а также перечней имущества во всех муниципальных образованиях;
- во-вторых, обеспечение доступности свободного от прав третьих лиц федерального имущества для
предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет создания перечня федерального имущества, установления долгосрочных договоров аренды;
- в-третьих, упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, была сформирована налоговая среда, благоприятная для развития малого и среднего предпринимательства [1].
Также основной мерой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации стало продолжение реализации Федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Программа).
По данным Министерства экономического развития России на 1 января 2014 года, средства федерального бюджета по Программе направлены в размере 55 % на прямые субсидии предпринимателям, 45 % - на создание объектов инфраструктуры поддержки. В 2013 году в реализации Программы приняли участие 82 субъекта Российской Федерации (за исключением Еврейской АО) [3].
Важным условием реализации Программы является право субъекта Российской Федерации подать
заявку на любые наиболее приоритетные и востребованные мероприятия, утвержденные региональной программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данные меры финансовой поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, выходящие на экспорт предприниматели и другие) [4].
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Минэкономразвития Российской Федерации на 2014 год и на период 2015-2016 годы планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:
- совершенствование законодательства по отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование методики проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
Стоит отметить, что в процессе разработки новых основ государственной политики поддерж-
- совершенствование нормативной правовой базы Центрального Банка России, регулирующей ведение кассовых операций субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в секторе малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
- разработка принципов и механизмов передачи на аутсорсинг работ (услуг) компаний с государственным участием, утвердивших программы инновационного развития;
- повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Министерством экономического развития РФ составлен прогноз на 2014-2016 годы, в соответствии с которым доля среднесписочной численности работников, занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, за анализируемый период увеличится на 7,7-14,2 % в общей численности занятого населения. В свою очередь, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации в среднем вырастет на 12,3-13,7 % [5].
Более подробно показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2016 годы представлены в таблице.
ки предпринимательства необходимо учесть мировой опыт симбиоза защиты собственных интересов
Показатели прогноза социально-экономического развития РФ
Прогнозируемые показатели 2012 г. отчет 2013 г. оценка Прогноз 2016 г. в % к 2012 г.
2014 2015 2016
1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, % 24,6 25,0 25,5 27,0 26,0 27,4 26,5 28,1 7,7 14,2
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения РФ, единиц 42,2 43,4 44,7 45,6 46,0 47,0 47,4 48,0 12,3 13,7
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших господдержку (ежегодно), тыс. единиц 196 230 190 251 190 250 190 250 -3,1 27,5
В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (10), 2014
119
с членством в ВТО, что поможет быстрее адаптироваться к новым реалиям глобальной экономики. Несомненно, этот опыт должен быть скорректирован с учетом социально-экономических и внутриполитических целей, национальных традиций предпринимательской культуры, состоянием российской экономики и задач формирования инновационной экономики России. Правила ВТО способствуют ориентации государственного стимулирования на создание технологических инноваций, применяемых во всем мире, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих национальную инновационную систему России в мировое хозяйство [2].
Таким образом, разрабатывая и осуществляя комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, государственные органы способствуют интеграции бизнеса во Всемирную торговую организацию. Всецело применяя сбалансированную политику, правительство не только сохранит сложившееся к настоящему времени социальное положение в бизнесе и интересы занятых в нем работников, но и приумножит степень их приверженности рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен и надежду на предполагаемые перспективы.
Только при этих условиях государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.
Список литературы:
1. Блаженкова Н.М., Петрова А.Д. Интеграция инновационных предприятий как компонента национальной системы в условиях вступления России в ВТО// Международная научно-практическая конференция студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых VI «Нугаевские чтения»: сборник материалов. - Казань: КНИТУ, ВШЭ, 2013. - 504 с. - С. 200-202.
2. Петрова А.Д., Баталова Н.Т. Россия и ВТО: перспективы развития банковского сектора // Банковская система и пути ее совершенствования: сборник материалов Студенческой научно-практической конференции, 2012 г. - Уфа: Уфимская гос. академия эк. и сервиса, 2012. - 156 с. - С. 91-96.
3. Петрова А.Д., Галиева Г.А. Влияние вступления России в ВТО на российский рынок ценных бумаг // Инновации и перспективы сервиса: сборник научных статей VIII Международной научно-технической конференции, 2011 г. Ч. III. - Уфа: Уфимская гос. академия эк. и сервиса, 2011. - 321 с. - С. 79-83.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www. gks.ru.
5. Официальный сайт Министерства экономического развития. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// website.vzfei.ru/volgograd/node/817.
List of literature:
1. Blazhenkova N.M., Petrovа A.D. Integration of innovative companies as part of the national system in terms of Russia's WTO accession // International scientific-practical conference of students, masters, postgraduate and young scientists VI «Nugaevskie reading»: collection of materials. - Kazan: KNITU, HSE, 2013. - 504 p.
- P. 200-202.
2. Petrovа A.D., Batalovа N.T. Russia and the WTO: Prospects for Development of the banking sector // Banking system and ways to improve it: collection of Student scientific conference, 2012. - Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, in 2012. - 156 p.
- P. 91-96.
3. Petrova A.D., Galiyeva G.A. Impact of Russia's WTO accession on the Russian securities market // Innovations and perspectives of service: Collected articles VIII International Scientific and Technical Conference, 2011. Part III. - Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2011. - 321 p. - P. 79-83.
4. The official website of the Federal State Statistics Service. - URL: http://www.gks.ru.
5. The official website of the Ministry of Economic Development. Social and Economic Development of the Russian Federation for 2014 and the planning period of 2015 and 2016. - URL: http://www.economy.gov.ru.
6. Electronic resourse. - URL: http://website.vzfei.ru/ volgograd/node/817.