Научная статья на тему 'Некоторые пути минимизации негативных последствий вступления России в ВТО'

Некоторые пути минимизации негативных последствий вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАНЫ ЧЛЕНЫ ВТО / ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ / ПОДДЕРЖКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СУБСИДИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / WTO / NEGOTIATION PROCESS / THE COUNTRIES MEMBERS OF THE WTO / PROTECTION MEASURES / SUPPORT FOR LIGHT INDUSTRY / SUBSIDIES / TRAINING SPECIALISTS / THE TRANSITION PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алифанов В. С., Ахмедина Г. Б., Сунаева Г. Г.

Авторы рассматривают вступление России во Всемирную торговую организацию на базе основных принципов. Происходит сравнение первоначальных условий вступления и тех условий, которые предлагаются на данный момент. Ратификация России соглашения по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS OF MINIMIZATION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OFRUSSIA’S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO)

The authors consider Russian membership in the world Trade Organization on the basis of main principles. Passes a comparison of the initial conditions of accession and those conditions. Which are available at the moment. Ratification of Russia, the WTO agreement means the automatic cancellation of some restrictive measures of the Russian export.

Текст научной работы на тему «Некоторые пути минимизации негативных последствий вступления России в ВТО»

Далее ЛПР следует приведенной выше последовательности действий и отбирает наиболее подходящие для реализации ИД ФЭМ и ОПМ ГЧП.

Приведенная в работе Методика дает ЛПР возможность принять всесторонне обоснованное решение об использовании на практике ФЭМ и ОПМ ГЧП при реализации ИД.

Список литературы:

1. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. - М.: Деловая литература, 2007. - 352 с.

2.МильнерБ.З., Макаров В.Л., Маевский В.И. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с.

3. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: Зарубежный и российский опыт / Общ. ред. и предисл. С.Н. Сильвестрова.

- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 256 с.

4. ГолдбергИ, ГоддарДГ., Куриакосе С., РасинЖ.-Л. Расширяя горизонты инноваций. Переосмысление роли государства в развивающихся странах региона Европы и Центральной Азии. - Washington: The World Bank, 2011.-201 с.

5. Логинов В.П., Кулагина А.С. Повышение инновационной эффективности экономики России. - М.: ИЭ РАН, 1994. - 262 с.

6. Лещинская А.Ф. Коммерциализация проектов как основа для финансирования // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 29-38.

7. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции - 2012: статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_l 140095471812.

8. Данные ЦБ РФ по состоянию на 31.12.11. - URL: http://www.cbr.ru.

9. Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе P.M.

Государственно-частное партнерство: Механизмы

реализации. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 196 с.

10. Зиннуров У.Г., Закирова Э.О. Институциональные механизмы государственно-частного партнерства в развитии инновационной деятельности. - Уфа.: УГАТУ, 2013. - 152 с.

11. Zwickv F. Discovery Invention. Research the morphological approach. - New York: McMillan, 1969. - 276 p.

12. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МАИ, 2004. - 359 с.

Алифанов В. С.

ведущий специалист по ВТО Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа

Ахмедина Г.Б.

профессор Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Сунаева Г.Г.

доцент Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 338.124.4(470+571):339.543

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Авторы рассматривают вступление России во Всемирную торговую организацию на базе основных принципов. Происходит сравнение первоначальных условий вступления и тех условий, которые предлагаются на данный момент. Ратификация России соглашения по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту.

Ключевые слова: ВТО, переговорный процесс, страны - члены ВТО, защитные меры, поддержка легкой промышленности, субсидии, подготовка кадров, переходный период.

SOME WAYS OF MINIMIZATION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OFRUSSIA’S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO)

The authors consider Russian membership in the world Trade Organization on the basis of main principles. Passes a comparison of the initial conditions of accession and those conditions. Which are available at the moment. Ratification of Russia, the WTO agreement means the automatic cancellation of some restrictive measures of the Russian export.

Key words: WTO, negotiation process, the countries - members of the WTO, protection measures, support for light industry, subsidies, training specialists, the transition period.

В России обсуждается сегодня поистине эпохальное событие, значение которого распространяется не на десятилетие, а на поколение. Деятельность ВТО основана на принципах недискриминации, взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима в торговле, регулирования торговли преимущественно тарифными методами и отказа от использования различного рода ограничений, транспарентности торговой политики, разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров. Вступлением в ВТО Россия добровольно принуждает себя к конкуренции и всякой модернизации, то есть мы купили себе кнут, как мы выдержим этот кнут - никто пока сказать ничего не может. Право ВТО стоит над законодательством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития экономики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и ТНБ) сферы своей экономики одну за другой. Так как экономика России стала частью мировой экономики, то возвращение к изоляционизму государству невозможно. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления. В то же самое время страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли, обгоняющий рост ВВП. Следует отметить, что это - общая тенденция и она не может быть развернутой вспять. Следовательно, Россия не может абстрагироваться от существования ВТО или игнорировать Всемирную торговую организацию, через страны-члены которой проходит около 95 % мировой торговли, и которая определяет правила поведения на мировых рынках.

Подчеркнем, что первоначальные требования, предъявляемые России, на которые согласились наши партнеры по переговорам, отличаются от окончательных. Первоначально России предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов и транспортировке нефти

и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута договоренность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоение будет далее определяться российским правительством и законодательной российской властью. В начале переговорного процесса от России требовали полного открытия рынка банковских и страховых услуг. По итогам переговоров Россия добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны. Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных пошлин на ввоз самолетов и автомобилей. Россия взяла обязательства не на обнуление, а на снижение пошлин, но в течение семи лет.

Следует добавить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства значительно лучше стандартных, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. Известно также, что Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. В отношении российских товаров действовало около ста таких ограничительных мер. Ратификация России соглашения по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту. Среди них: сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование. На следующем этапе будут сняты еще 92 ограничительные меры.

При вступлении в ВТО, с учетом того, что уровень производства у нас не позволяет нам свободно конкурировать с иностранными производителями, могут сократиться возможности экономического роста России и развитие внешней торговли. У Китая, который уже 11 лет состоит членом ВТО, ВВП вырос в четыре раза, внешняя торговля - в семь раз. После вступления в ВТО из Китая за рубеж пошли большие объемы инвестиций, а в Китай объем прямых инвестиций увеличился в два с лишним раза. За 11 лет вступления Китая в ВТО страна превратилась в одну из самых мощных экономик мира.

По объему внешней торговли Китай в 2011 году занял второе место в мире. В то же время следует отметить, что более чем 3000 китайских законов и нормативных актов были приняты во время членства Китая в ВТО, а средний уровень таможенных тарифов снизился с 15,3 до 9,80%.

Для отдельных предприятий и отраслей регионов России ситуация может оказаться достаточно сложной. В тяжелом положении могут оказаться некоторые регионы, где пострадают системообразующие для города или района предприятия. Все это требует от предпринимателей и руководителей регионов необходимости приспосабливаться к новым условиям. Для нашего бизнеса сужается возможность лоббирования в органах власти решений по усилению различных форм государственной поддержки, которое сейчас является главной формой поддержки, к которой прибегает наш бизнес. Но в новых условиях наш бизнес должен сделать упор на рост производительности труда, снижение издержек, повышение конкурентоспособности своих товаров и услуг. Как показывает российская практика, в настоящее время это происходит в минимальных размерах.

Особое внимание необходимо уделить поддержке моногородов, которые могут быть наиболее уязвимыми. Кстати, такая поддержка предусматривается правилами ВТО в отношении депрессивных регионов. В целом, наше вступление в ВТО - это не окончание, а начало процесса.

По словам министра финансов России, за 3 года

- 2013, 2014 и 2015 - Минфин намерен отчислять в резервный фонд все доходы, получаемые при цене нефти свыше 91 американского доллара за баррель. В сумме эти доходы составят 1 триллион 753 миллиарда рублей (в сумме за 3 года). Если солидная часть этих средств была бы использована на государственные инвестиции и на расходную часть госбюджета, то эффекта от вступления в ВТО было бы больше. А пока цифры берутся с потолка, без продуманного анализа будущей ситуации. Раньше решение этих проблем замыкалось на необходимости еще большего увеличения финансирования здравоохранения, образования, науки, увеличения пенсий, вложения государства в развитие социальной сферы и безопасности. Теперь к этому прибавляется и тот факт, что после вступления в ВТО наступает новый период для нашей экономики. Ожидаемые после присоединения к ВТО усиления конкуренции нужно использовать для ускорения структурной перестройки российской экономики.

Намного сложнее во время структурных преобразований придется на ряду с сельским хозяйством и легкой промышленности, так как таможенные пошлины сокращаются с 40 до 5 %. На рынке сегодня превалирует импортная продукция (примерно 80%), следователь-

но, легкой промышленности будет достаточно тяжело конкурировать. Поэтому правительством примерно 5 миллиардов рублей будет выделяться дополнительно на поддержку различных отраслей промышленности. Это сумма пойдет на субсидирование процентных ставок, на то, что касается самолетостроения, композитных материалов и деревообработки, а в первую очередь, легкой промышленности. На легкую промышленность из этих 5 миллиардов правительство намеревается направить 3 миллиарда, это где-то примерно 600 миллионов рублей на субсидирование процентных ставок.

На сегодня бизнес-сообщества предлагают правительству освободить легкую промышленность от налога на прибыль, так как всего от легкой промышленности в федеральный бюджет сегодня собирается примерно 2,5 миллиарда рублей, и при ВТО показатели, наверное, еще больше могут ухудшиться. Поэтому есть положительная реакция от руководства России - освободить легкую промышленность на 5-10 лет от этого налога. Соответственно, бизнес эти средства будет инвестировать сам в себя, будет направлять на модернизацию. Если данное предложение будет услышано, то есть достаточно неплохие перспективы по поддержке и легкой промышленности. Все остальные отрасли тоже у нас достаточно неплохо поддерживаются и работа ведется и дальше в этом направлении. Готовятся поправки в федеральную контрактную систему, и закон уже принят в Государственной Думе в первом чтении.

Достаточно большие резервы, ресурсы имеются по федеральной контрактной системе. Закупки производятся примерно на 6 триллионов рублей, и это будет достаточно существенная помощь нашим предприятиям, сельскому хозяйству, легкой промышленности и другим отраслям.

Американцы посчитали, что по промышленным патентам они первый раз в жизни проиграли китайцам только потому, что в свое время вывели реальный сектор экономики за рубеж и огромное количество предприятий в азиатские страны. В результате, не на чем было эти инновации апробировать, развивать, то есть не было реального сектора. Поэтому нам, действительно, нужно сегодня поддержать наш реальный сектор экономики, все предприятия, и у нас, кстати, для этого есть большие возможности в бюджете.

Становится вновь актуальным для России лозунг «Кадры решают все!». Уязвимые моменты, которые затрагивают сегодня все наши отрасли, в чем сегодня нуждаются все отрасли - это недостаток квалифицированных кадров. Нам нужно сделать все, чтобы обучать востребованных в условиях ВТО специалистов. Необходимо поднимать темы по упрощению таможенных процедур, так как основная проблема, которая коснется всех предприятий, - это те регламенты, которые сегодня принимаются на уровне и евразийского пространства. Не только предприятия сегодня, а целые

отрасли выступают именно с темой о проблемах технических регламентов, которые мешают развиваться в рамках нашего евразийского пространства.

Для адаптации к условиям ВТО российские бизнес-предприятия хотели бы увидеть реализованным обеспечение преференций при государственных закупках, повышение пошлин на отдельные товары. Многие предприятия работают уже по изменению формата субсидий, поскольку ВТО не запрещает субсидии, но предъявляет определенные требования к формату. Следовательно, необходимо все программы действующей поддержки сохранить, но некоторые из них в измененной форме.

Предстоит огромная совместная с регионом работа, связанная с упрощением формальностей и поддержкой экспорта. Теперь активно заниматься нужно этой темой, и вместе с теми правами, которые Россия получает по ВТО, что даст тоже позитивный среднесрочный эффект для нашей промышленности. В новых условиях российской промышленности придется конкурировать с сильнейшими мировыми игроками, которые обладают достаточными для внешней экспансии опытом работы на зарубежных рынках и ресурсами. Параллельно с этой программой на федеральном и региональном уровнях необходимо продолжить мониторинг влияния ВТО на экономику России. Он ведется по двум направлениям: прикладном и стратегическом - в постоянном режиме, что происходит с ввозом «чувствительных» товаров. Этот список чувствительных товаров был определен вместе с бизнесом. В том случае если рост будет подтвержден и он будет наносить ущерб соответствующей отрасли промышленности, то можно применять меры защиты рынка, об этом говорить с российским бизнесом, объяснить, как ими пользоваться.

Самое крупное направление работы, которым нам сейчас необходимо заниматься - это работа не только по адаптации, а уже по обеспечению участия России в ВТО. В год в ВТО проходит 5 ООО переговорных заседаний, где обсуждаются применение 70000 страниц правовых обязательств. Это огромный массив работы, огромный массив информации, с которыми наши переговорщики давно начали разбираться. Однако прогноз, который нам делали некоторые члены ВТО, что «вам будет трудно присоединяться к ВТО, но когда вы присоединитесь, вам будет намного труднее», похоже, становится реальностью. Сейчас наши представители в Женеве каждую неделю участвуют в разных заседаниях и наша позиция в ближайшее время будет нейтральная, так как мы должны окончательно понять «плюсы» и «минусы» и наши конкретные экономические интересы в работе по отдельным направлениям ВТО.

Для полноценной работы России в ВТО не обойтись без помощи бизнеса, потому что ВТО -

это организация, которая ориентирована на интересы бизнеса. Необходимо продолжать налаживание бизнес-диалога совершенно в разных форматах и с разными ассоциациями по объединению бизнеса в России. Базовые варианты, которые перед нами стоят - варианты развязок: должна ли Россия поддерживать в ВТО страны Кернской группы, которые выступают за радикальное сокращение сельскохозяйственных субсидий, либо Россия должна поддерживать страны США, ЕС, которые выступают за сохранение сельскохозяйственных субсидий?

Очень трудный вопрос, и ответ на него во многом зависит от российской долгосрочной политики в сельскохозяйственной сфере, прогнозов федерального и регионального бюджета, тех прав, которые мы получили в результате присоединения к ВТО, и какой вариант в долгосрочном плане нам более выгоден? Переговоры, которые ведутся сейчас в Женеве и связаны с облегчением процедур торговли, близятся к завершению. И там тоже есть две разные позиции. Позиции развитых стран, которые направлены на радикальное снижение таможенных формальностей и радикальное облегчение всего, что связано с экспортными операциями, и позиции развивающихся стран, которые к этому относятся сдержанно. Нам нужно тоже определяться, так как у нас есть в резерве примерно 2-3 месяца до того, как нам предложат уже сказать свое слово, высказать свои предпочтения.

ВТО - это системное решение, которое не предполагает дороги назад. Дорога будет идти только в сторону дальнейшего сужения возможностей традиционных методов поддержки конкурентоспособности, которые наше правительство освоило за последние годы. Это касается и таможенного тарифа, и государственных закупок, и субсидий, включая субсидирование процентных ставок, и ветеринарного контроля и многих других вещей. Ситуация по возможностям использования этих инструментов будет ухудшаться, так как ждет присоединения в ВТО Казахстан, который вел переговоры с более либеральных позиций. Имеются планы присоединения Киргизии, которая зафиксировала совсем либеральный режим. Таким образом, мы должны понимать, что тенденция будет дальше идти на сужение возможностей России.

Из этого можно сделать вывод - что нам нужно искать возможности поддержки конкурентоспособности нашей экономики больше за пределами ВТО, в тех сферах регулирования, на которые ВТО не распространяется. Сюда можно отнести работу через банки развития и институты развития. Это денежно-кредитная политика, политика рефинансирования и политика процентных ставок, это обменный курс, это финансирование НИОКР, это техническое регулирование и тому подобное.

Во всех странах идет активнейшее использование этих инструментов. Например, чудовищный кредитный демпинг, используемый некоторыми странами, перерос в финансовую пирамиду. Некоторые страны снижают все количественные ограничения на денежную эмиссию, эмитируют свою валюту по отрицательной процентной ставке, в то время как Российский Центральный банк вернулся на старую монетарную политику, эмитируя рубли только под прирост иностранной валюты. Следствием этого является недоразвитость нашей банковской системы, отсутствие «длинных» денег в экономике, переход наших лучших заемщиков на кредитование за рубежом, отсутствие возможности получения кредита.

В этой финансовой борьбе на кредитном рынке мы несем чудовищные потери. По оценкам экспертов, ежегодный трансфер, который российская экономика делает в финансовую пользу стран-эмитентов резервных валют, составляет 80 миллиардов долларов, то есть Россия 80 миллиардов в год просто дарит из-за неэквивалентного внешнеэкономического обмена по денежно-кредитным инструментам. Денежно-кредитная политика, которая используется как механизм компенсации и поддержки конкурентоспособности, у нас действует наоборот - она снижает конкурентоспособность нашей экономики.

В условиях ВТО и без вышесказанного ухудшается целевая конкурентоспособность страны и дальше будет это ухудшение продолжаться. Нам необходимо добиваться, чтобы деньги эмитировались не просто так, а под обязательства предприятий реального сектора. Это непростые инструменты и опять есть риски перетока денег на валютный рынок, как это было в период кризиса. Поэтому необходимо расширение инструментов нормативного регулирования банковской системы РФ. Необходимо ограничивать соотношение между собственными и заемными средствами не только для банковской системы, но и для предприятий, которые иногда, как по кризису неплатежей, становились квазибанками, получая дешевые деньги. Необходимо, с одной стороны, энергично расширять приток дешевых денег, но в то же время очень сильно совершенствовать нормативную систему таким образом, чтобы деньги не перетекали на сферу валютных спекуляций и в сооружение финансовых пирамид.

Анализ и мониторинг регионов и предприятий России покажет, что, возможно, потребуются меры и по деоффшоризации российской экономики, потому что если мы хотим большое количество «длинных» кредитных ресурсов, под них нужны залоги.

Политика, когда мы свои «дешевые» деньги отдаем за границу, а сами занимаем «дорогие» деньги, в конечном счете и привела к тому, что мы 80 миллиардов долларов теряем каждый год.

Многие эксперты и экономисты считают, что резервный фонд необходимо направить на кредитование институтов развития, на долгосрочные инвестиции. У России есть этот ресурс, но для того чтобы его задействовать, нужно менять денежно-кредитную политику.

Российскому бизнесу очень важно иметь прямой контакт с правительством и иметь контакт между собой, торгово-промышленной палатой и информационными ресурсами, ресурсами 1Ш:р://\¥1:0Л¥1:ст08С0\¥. ги/ и ресурсами Министерства экономического развития, отраслевыми ассоциациями бизнеса и др. Все эти ресурсы должны быть связаны между собой и выложены в открытый доступ.

Департамент торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ сегодня является ключевым по координации всех усилий учебных заведений и в то же время усилий Центра международной торговли по образовательным программам. При содействии департамента с 1 ноября 2012 года открылись программы для бизнеса, а с 15 ноября программы для региональной власти.

На конец 2012 года Евразийская экономическая комиссия, а до этого Таможенный союз, приняли целый ряд антидемпинговых и специальных защитных мер по отдельным видам продукции, которые позволяют препятствовать импорту в Россию отдельных видов товаров. Однако есть опасность работы и в рамках ЕврАзЭс, так как сегодня любая из стран - членов Всемирной торговой организации имеет право возбудить ходатайство о пересмотре тех мер, которые приняты в отношении товаров, которые поступают из других стран.

Сегодня говорить надо не о модернизации нашей экономики, а нужно заниматься реиндустриализацией нашей экономики по тем областям, которые являются для нас главными, приоритетными, и которые должны быть элементами национальной промышленной политики. У нас до сих пор не разработан федеральный закон, который бы определил порядок работы в промышленной сфере, определил бы порядок подготовки и формирования приоритетных направлений промышленности. Такой закон и обязал бы все министерства и ведомства работать в соответствии с обозначенными законодательными приоритетами. В этих целях необходимо совместными усилиями исполнительных и законодательных органов сформировать предложения по концепции нового законопроекта «О промышленной политике» на основании наработанных стратегий с учетом баланса интересов государства и реального сектора экономики.

В современных условиях в регионах бессмысленно заниматься поддержками, субсидиями, например, текстильной отрасли, которая вынуждена на откры-

том рынке приобретать сырье. Своего собственного хлопка, своей собственной качественной шерсти пока в Российской Федерации нет, да и в ближайшем будущем не появится. Однако нужно создать соответствующий комбинат, который бы позволял производить синтетическое волокно, а синтетическое волокно сегодня применяется во многих технических областях, во многих видах промышленной деятельности. Россия это синтетическое волокно до сих пор закупает по импорту. В стране есть все основания для того, чтобы создать надлежащего уровня по мощности комбинат, который загрузит текстильные мощности, трикотажные и хлопчатобумажную отрасли. Создание технологического текстильного кластера на конкурентных условиях, которые дает нам наша собственная сырьевая база - это задача, которую необходимо решать в монопромышленных регионах и в ряде других отраслей.

Эйнштейн в свое время говорил, что «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же самое мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме». Мировой кризис быстро все поставил на свои места, и законы в России принимались почти молниеносно, что доказывает начало изменения мышления многих наших депутатов, бизнес-сообществ и населения. Остается надежда, что в результате работы в ВТО Правительство РФ направит свой взор все-таки на развитие предпринимательства, бизнеса и на экспорт не сырьевых ресурсов, а на готовые к потреблению товары и услуги. Тогда именно вступление России в ВТО дает эффективно заработать сельскому хозяйству, появлению своей авиационной, автомобильной промышленности и сохранению многих секторов реальной экономики.

За рубежом (например, в Италии, в США) идет активная государственная политика поддержки собственных производителей. В связи с этим основная задача российского бизнеса и государства - это поддерживать российского производителя. Поскольку в России сегодня не устают повторять «привлечение инвестиций», такое ощущение, что хотят сделать в стране филиал иностранных компаний, и россияне должны на их инвестиции всем населением страны работать. При этом почему-то мало говорят, что у нас огромный финансовый потенциал и собственный потенциал для создания собственных инвестиций.

До сих пор не рассматриваются условия, что же надо сделать для того, чтобы собственные предприниматели реинвестировали в экономику и развивали производство, покупая на Западе технологии и получая добавочную прибыль. Перезагрузку сознания может дать работа в жесточайших условиях ВТО.

Необходимо проработать механизмы средств защиты от недобросовестных конкурентов извне. У нас

есть семь-девять лет «переходного периода» и целый банковский страховой блок. Это эффективное оружие, но не до конца надежное. Из легальных средств защиты - это дух и буквы Соглашений и принципов ВТО. При этом мы можем двигаться в каких-то рамках, коридорах, но действуем в соответствии с правилами торговой организации.

Безусловно, присоединение России к ВТО повышает уровень рисков для российской экономики. У нас много других рисков, в том числе внешних рисков, связанных со структурой нашего экспорта. Благосостояние россиян во многом зависит на сегодняшний день от конъюнктуры рынков, где мы являемся далеко не определяющим игроком, особенно по стратегическим товарам.

На сегодня думать придется гораздо больше и гораздо серьезнее над тем, что ты делаешь, для чего делаешь - просто такова реальность. Кроме того, вступление в ВТО требует нового качества взаимодействия государства и бизнеса. Работа в этом направлении идет в том числе и в Торгово-промышленной палате, но здесь еще предстоит большая работа. Сложность работы для субъектов РФ состоит в том, что не была разработана комплексная стратегия действий органов власти, бизнес-сообщества в новых условиях.

На сегодня существуют четыре основных направления работы по линии ВТО: первое - это работа в самой ВТО (Женеве), второе - это работа по защите рынка производителей, по адаптации наших отраслей к новым условиям деятельности в рамках ВТО. Третье направление - это использование преимуществ ВТО для усиления присутствия России на глобальном рынке, четвертое направление работы

- это подготовка кадров, потому что подготовка кадров нужна для того, чтобы обеспечить нормальное продвижение вперед по всем предыдущим направлениям работы.

Россия вступила в ВТО, рассчитывая на будущие дивиденды. Однако у нас только одно предприятие из 250 зарегистрированных является экспортером готовых товаров. Это очень низкий показатель, так как в других странах он намного выше - там до одной трети предприятий являются экспортерами в отдельных странах. В России и ее регионах крайне низкая степень диверсификации экспорта, где мы находимся в последней пятерке стран мира. Получается то, что российский экспорт концентрируется на двух-трех позициях, при этом стартовая база очень низкая. Следовательно, нам очень важно при этой низкой стартовой базе грамотно использовать те инструменты, которые можем использовать при нашей ограниченной конкурентоспособности для получения преимуществ, связанных с обеспечением лучших условий доступа на внешние рынки в условиях ВТО.

Многое (как отмечалось выше) предстоит сделать в отношении подготовки кадров. Работа все-таки ведется в разных направлениях. На сегодня подготовлены программы по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, подготовки специалистов в области торговой политики, причем в нескольких вузах России (в том числе в УГУЭС). Специалистов требуется очень много, потому что работа по ВТО - многоаспектная деятельность. Есть надежда, что с этой частью работы мы справимся, однако сложнее будет с обеспечением конкурентоспособности страны.

Хочется обратить внимание на абсурдное (на наш взгляд) обсуждение среди чиновников «высшего эшелона» тем по поддержке нефтегазовых отраслей. В условиях ВТО для нефти и газа проблемы нет и не будет. Тезис «Давайте защитим через ВТО экспортный потенциал» не так актуален, так как практически весь экспортный потенциал - это нефть и газ, его и защищать не надо. Абсолютно неправильно ставится акцент, а потом делаются на этом неправильном акценте какие-то усилия и бессмысленные финансовые вливания. Защищать нефтегазовый экспортный потенциал не надо, он самый защищенный.

В переговорных процессах в Женеве стало понятно, что для России есть два пути движения работы в ВТО. Первый - это Россия будет выполнять дух и букву ВТО. Второй путь - Россия пойдет в обход. Поэтому от того, как мы захотим и соберемся, или найдется кое-кто, который будет «стричь под одну гребенку» - зависит наше членство в ВТО. Все зависит от нас, от того, какие мы себе сможем сделать правила, которые соответствовали бы правилам ВТО, если мы хотим быть цивилизованными.

ВТО - это не только экономическая, но и идеологическая организация, что надо прекрасно понимать. Сейчас в средствах массовой информации идет очень сильное наступление («холодная информационная война»), когда нам говорят: «Ребята, а чего вы, собственно, боитесь? Давайте вашу нефть, а мы вас завалим ширпотребом. Как хорошо, ничего делать не надо. Ваша нефть, ваш газ, а мы вам - ширпотреб. Выиграет потребитель». Безусловно, этому надо дать очень серьезный отпор и не наращивать прикрепленный России так называемый статус «сырьевой придаток».

Некоторые пытаются доказать, что ВТО полностью парализует всякую правительственную деятельность по поддержке тех или иных приоритетов. Сегодня весь мир живет в мире двойных, тройных стандартов, где существует очень много разных обстоятельств, которые можно использовать для поддержки каких-то брендов и производить готовую продукцию, если мы еще хотим ее производить. Если мы будем ограничиваться только риторикой, то все будет так, как есть. Хочется верить, что суб-

сидирование процентной ставки или финансовые льготы для инвесторов в НИОКР создают много возможностей для того, чтобы выделенные приоритеты максимально поддерживать и хоть как-то нарастить диверсификацию российской экономики. Если по отраслевому признаку на сегодняшний день зарождается система мониторинга, а вот в региональном аспекте есть колоссальное количество проблем. Даже при рассмотрении проектировок бюджета на следующий год и плановый период никоим образом этот вопрос не отражен в формировании Федерального фонда поддержки регионов. Это означает, что имеются определенные зарезервированные деньги, а в какие регионы и отрасли они пойдут, что будет в жизни регионов, нужна ли поддержка, какая поддержка - такая комплексная оценка на сегодняшний день не проводилась.

Таким образом, без продуманной, целеустремленной государственной промышленной и аграрной политики, где учитываются и нормы ВТО, нам не обойтись. Необходимо, прежде всего, провести исследования и мониторинг, как в полной мере использовать выделенный при нашем вступлении в ВТО срок для адаптации, а также научиться маневрировать, уже находясь в ВТО, как это делают многие страны - участницы ВТО. При этом в срочном порядке придется разработать методические рекомендации по проведению мероприятий по подготовке экономики субъекта РФ внести изменения в систему госстатистики и бухучета с учетом требований МСФО, разработать систему предоставления информации о реализуемых мерах государственной поддержки региональных товаропроизводителей, разработать меры по переобучению и обеспечению занятости работников, высвобождаемых в связи с закрытием неконкурентоспособных предприятий.

Список литературы:

1. Внешнеэкономические аспекты модернизации и конкурентоспособности в мировой экономике: материалы научно-практической конференции (Москва, 22 апреля, 2010 год). - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 218 с.

2. Медеедкое М. ВТО - это не волшебная палочка. -РБК, 22.08.2012.

3. Материалы заседания Меркурий-клуба в ЦМТ 11 октября 2012 года «Проблемы участия России в ВТО».

4. Хафизова Г.Б. Международная торговля: Монография. - Уфа, 2011. - С. 113.

5. Решение расширенного заседания Временной комиссии СФ по мониторингу участия РФ в ВТО и Таможенного Союза, г. Самара, 23 октября 2012 г.

6. Алифанов B.C., Ахмедина Г.Б., Бармин П.П. Модернизация в ВТО невозможна? // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. -2013. -№ 1.-С. 133.

ОБ АВТОРАХ

Аввакумов А. А.

старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета, Россия, г. Уфа.

Алифанов B.C.

ведущий специалист по ВТО, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа. Ахмедина Г.Б.

профессор, заведующая кафедрой зарубежного регионоведения, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Блаженкова Н.М.

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Гавриленко И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старший преподаватель кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Галиуллина С.Д.

кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой истории, психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Герасимова Д.И.

аспирант, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа. Гришин К.Е.

кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Зайнашева З.Г.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление»

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Зиннуров У.Г.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета, Россия, г. Уфа.

Зулькарнай И. У.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Ислакаева Г.Р.

кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра управления внутренней и международной торговли, Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, Россия, г. Уфа.

Калимуллина Э.Р.

кандидат социологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Карачурина Р.Ф.

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Каримова А.Р.

старший преподаватель кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.

Комаров Ю.Л.

кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры радиоэлектронных и квантовых устройств КНИТУ - КАИ, Россия, г. Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.