Научная статья на тему 'Анализ влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на малый и средний бизнес'

Анализ влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на малый и средний бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВОЗМОЖНОСТИ / РИСКИ И УГРОЗЫ / ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ОТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURS / OPPORTUNITIES / RISKS AND THREATS / ASSESSMENT PROSPECTS FROM JOINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрявцев Д.С.

В данной статье оценивается влияние вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию на малый и средней бизнес. Как инструмент анализа риска предложена матрица SWOT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF INFLUENCE OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION ON SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

This article consideres influence on small and medium enterprises of membership of the Russian Federation in the World Trade Organization. SWOT matrix is offered as the tool of the analysis risk.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на малый и средний бизнес»

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

УДК: 338.1(470+571):339.543.622:061.1

Дмитрий Сергеевич Кудрявцев,

аспирант ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской федерации» Тел.: 8 (926) 704-72-11 Эл. почта: dimakud@bk.ru

В данной статье оценивается влияние вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию на малый и средней бизнес. Как инструмент анализа риска предложена матрица SWOT.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, малый и средний бизнес, возможности, риски и угрозы, оценка перспектив от присоединения.

Dmitry S. Kudryavtsev,

Postgraduate student «Financial University under the Government of the Russian Federation» Tel.: 8 (926) 704-72-11 E-mail: dimakud@bk.ru

THE ANALYSIS OF INFLUENCE OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION ON SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

This article consideres influence on small and medium enterprises of membership of the Russian Federation in the World Trade Organization. SWOT matrix is offered as the tool of the analysis risk. Keywords: The World Trade Organization, small and medium entrepreneurs, opportunities, risks and threats, assessment prospects from joining.

1. Введение

Для российской экономики 22 августа 2012 года стало переломной датой — в этот день закончилась 18-летняя эпоха переговоров по вопросу вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Все усилия Российской Федерации по присоединению оказались бы напрасными, в случае, если 6 декабря 2013 года крупнейший за всю историю ВТО пакет реформ не завершился подписанием. Существование ВТО как организации для разрешения торговых споров между странами находилось под угрозой в случае неподписания пакета реформ [11].

Дохийский раунд переговоров ВТО, который длился с 2001 года, призван устранить торговые противоречия между развивающимися и развитыми странами.

Процесс обсуждения и согласования проходил сложно, против принятия пакета реформ выступили следующие государства: Индия, Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа. Так, например, Индию не устраивал пункт о прекращении продовольственных субсидий. Однако, в процессе обсуждения все вопросы были успешно урегулированы, и соглашение было подписано министрами торговли.

Пакет реформ предусматривает расширение помощи развивающимся странам, облегчает доступ бедных стран к мировым рынкам, а также упрощает таможенные процедуры.

Основная цель пакета реформ - снижение тарифов на торговлю промышленными товарами и сельскохозяйственной продукцией.

Эксперты ожидают, что данное соглашение увеличит объемы мировой торговли на 1 триллион долларов США. К тому же будет создано более 20 миллионов дополнительных рабочих мест.

В номинальном выражении в 2012 году объем международной торговли товарами вырос до 18,2 триллионов долларов США, поэтому увеличение объема мировой торговли на 1 триллион долларов дает прирост на 5,5% [4].

К сожалению, точной оценки эффективности от присоединения Российской Федерации к ВТО не проводилось.

2. Роль малого бизнеса в экономике Российской Федерации

Членство в ВТО означает расширение сферы международных финансовых отношений, в том числе обострение конкуренции в экономике. В связи с этим интерес вызывает оценка влияния интеграционных процессов на российский малый и средний бизнес. В Российской Федерации в настоящее время доля малого бизнеса в ВВП составляет 25,5%.

Наибольшую роль среди предприятий малого бизнеса играют малые предприятия, которые занимают значимую часть всей российской экономики, а именно: 13,88%, в отличие от микро- и средних предприятий, чьи доли составляют 0,01% и 3,61% соответственно. Доля индивидуальных предпринимателей несколько меньше малых предприятий и составляет 8%.

В группе малого бизнеса основную роль занимают малые предприятия, которые генерируют больше 54% от всей выручки предприятий малого бизнеса. Вторым по значимости сегментом являются индивидуальные предприниматели, которые занимают 31% от объема всей выручки сектора. Средние предприятия малого бизнеса занимают 14% от общей выручки. Доля микропредприятий в секторе незначительна.

3. Влияние членства в ВТО на малый бизнес

Для более точной оценки влияния членства в ВТО на малый и средний бизнес ознакомимся с результатами опроса малых, средних и крупных предприятий [9]. Данный опрос проводился уже после присоединения Рос-

сийской Федерации к ВТО, его итоги были подведены 12 ноября 2013 года.

Итоговое мнение малого, среднего и крупного бизнеса о присоединении к ВТО радикально разошлось.

Наиболее оптимистично присоединение России к ВТО оценивают небольшие отечественные компании-инвесторы, занимающиеся строительством, а также компании по предоставлению услуг. Несколько иначе относятся к ВТО небольшие отечественные компании в сферах, отличных от торговли и предоставления услуг, а таких 73%. По их мнению, оценка присоединения к ВТО нейтральная.

Представители среднего бизнеса резко негативно восприняли вступление страны к ВТО, особенно критично были настроены предприятия в сферах сельского хозяйства и промышленности. Ухудшение положения бизнеса спрогнозировали 34% руководителей средних предприятий, тогда как улучшение -только 12,5%

Бизнесмены - респонденты оценивали последствия присоединения к ВТО для своего бизнеса по шкале от -5 (условия сильно ухудшатся) до +5 (условия существенно улучшатся). Итоговый результат -0,35 означает, что в среднем оценка предпринимателями последствий близка к нейтральной, однако некоторые сектора склонны к пессимизму.

По мнению Президента «Опоры России» Александра Бречалова, данная ситуация с малым бизнесом сложилась по ряду причин. За неполный 2013 год в России стало на 500 тыс. индивидуальных предпринимателей меньше, что связано с двукратным повышением страховых взносов. «Самые наболевшие проблемы предпринимателей связаны с действующей фискальной моделью, подключением к инфраструктуре, доступностью финансов и поиском кадров», — констатирует глава «ОПОРА России» [5]. На данном фоне присоединение к ВТО не кажется бизнесменам слишком серьезной проблемой. Должно пройти несколько лет, прежде чем малые предприниматели ощутят на себе все последствия членства в ВТО.

Тем не менее, руководители крупного бизнеса считают, что вступление в ВТО не отразится на экономике негативно. По результатам исследования российского Союза промышленников и предпринимателей, 86% компаний вообще не почувствовали никаких последствий от присоединения к Всемирной торговой организации.

4. Оценка перспектив присоединения к ВТО

Попытаемся самостоятельно выделить риски, которые ожидают малые предприятия от присоединения к ВТО. Основной риск - это ослабление протекционизма российских производителей и малых торговых компаний в результате снижения ввозных пошлин. Ильенкова Н.Д отмечает, что «Снижение ...средневзвешенной импортной пошлины на промышленные товары с 9,5% до 7,3% приведет к поступлению на российский рынок сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности, автомобилестроения, фармацевтической промышленности, техники, содержащей средства шифрования (криптографии)» [6, с.35]. Производители в условиях усиления глобальной конкуренции откажутся от насыщения рынка более конкурентоспособными товарами с меньшей входной ценой, чем их текущая себестоимость. В настоящее время на рынке цены на товар определяют крупные компании, которые импортируют товары из-за рубежа. До присоединения страны к ВТО малый бизнес закупал эти товары за рубежом по серым схемам, что позволяло малому бизнесу продавать товар по ценам ниже, чем цены крупных ри-тейлеров. После присоединения к ВТО себестоимость товара у крупных ритейлеров снизится. Скорее всего, крупные игроки не будут снижать розничные цены, а оставят их на прежнем уровне, начав работать с более высокой маржой. Маржа малого бизнеса останется на прежнем уровне. Однако в случае если крупные ритейлеры не захотят работать с высокой маржой, а захотят снизить цены, чтобы привлечь дополнительных покупателей, малый

бизнес вынужден будет терпеть убытки. Поэтому опережающий рост доходности крупных компаний окажет давление на малый бизнес. При этом надо согласиться с Ильенковой Н.Д., что «ценовые методы в сложившейся ситуации крайне ограничены» [7].

Она также отмечает, что существуют и другие возможные отрицательные последствия вступления России в ВТО, риски и угрозы, которые, прежде всего, отразятся на малом бизнесе и его участниках, например, удорожание лицензионной продукции (фильмов, музыки, компьютерных программ) вследствие усиления борьбы с «пиратами [6,7].

Однако помимо минусов от присоединения к ВТО для малого бизнеса есть еще и прямые преимущества, а именно:

• Снижение таможенных и административных барьеров;

• Стабильность правил и условий внешней торговли;

• Улучшение условий для доступа на внешние рынки;

• Возможность участия Российской Федерации в выработке правил международного экономического сотрудничества.

Данные прямые выгоды-преимущества более ощутимы для конечного потребителя. Несмотря на опасения и некоторую тревогу, малый бизнес сможет иметь некоторые дополнительные выгоды:

• Получение заемных средств на более выгодных условиях;

• Эволюция сектора экономики, рост конкуренции, в результате которой рынок будет более оперативно и более гибко реагировать на быстроменяющиеся условия и перестраивать свои каналы продаж, поставок, технологии, отрасль деятельности.

Хотелось обратить внимание, что получение и одновременно предоставление заемных средств имеет свои ограничения.

Малые предприятия в большинстве случаев специализируются на реализации и производстве товаров и услуг для повседневного потребления, неэластичный спрос на которые более-менее стабилен, несмотря даже на влияние финан-

совых кризисов и сокращение доходов населения. Дополнительным положительным фактором является связь между компанией и потребителем, которая у малого бизнеса значительно прочнее, постоянные покупатели при равных условиях будут выбирать проверенных поставщиков.

По нашему мнению, для успешной конкуренции малому бизнесу необходимо внедрять инновации и новые технологии, сокращать себестоимость за счет снижения издержек, расходов на оплату труда, оптимизировать бизнес-процессы, выносить производства в регионы с менее развитой экономикой, в которых построить производственный бизнес дешевле. Также уже сегодня необходимо развивать менеджмент и маркетинг на предприятиях, улучшать систему управления отношениями с клиентами, развивать новые формы и каналы продаж, участвовать в различных государственных гарантийных программах, повышать доверие потребителей. Ильенкова Н.Д. отмечает значительность финансовых вложений в инновации по сравнению с обычной операционной деятельностью и одновременно наличие временного лага между вложением финансовых ресурсов в разработку и реализацией инновационного продукта [8, с.42]. Отсюда следует, что малым предприятиям, особенно, занимающимся инновационной деятельностью, требуется полноценный доступ к финансовым ресурсам. Для этого необходимо минимизировать количество наличных денег в обращении, открыть счета в банках и использовать безналичную форму оплаты. Впоследствии малым предприятиям весьма желательно получить положительную кредитную историю.

На основании вышеизложенного построим матрицу SWOT рисков, сильных и слабых сторон малого бизнеса в связи с вступлением России в ВТО ( Рис.1).

Получение кредитной истории может быть осложнено фактом недостаточного количества необходимой информации для проведения банком финансового анализа пе-

ред получением кредита. В работе [3,с.5] отмечается, что в России исторически «у ремесленников и крестьян не было того имущественного обеспечения, которого обычно требуют банки при открытии кредита, а у банков не было надежных сведений о кредитоспособности своих мелких клиентов». Так, например, индивидуальным предпринимателям, которые в свою очередь не обязаны вести бухгалтерский учет, получить кредит будет значительно сложнее, чем организациям, применяющим общую систему налогообложения.

В работах [6,7] Ильенковой Н.Д. показано, что самостоятельно российскому малому бизнесу, как без помощи государства, так и без помощи банков не удержать конкурентоспособных позиций в условиях присоединения страны к ВТО.

В текущей ситуации самой банковской системе нужна серьезная реформа кредитования малого бизнеса. В ходе реформы необходимо полномасштабно охватить малый бизнес банковскими услугами. Это нужно, чтобы помимо процентных доходов банки получали еще и комиссионные доходы. Для банков идеальное соотношение процентных и комиссионных доходов 1 : 1. В настоящее время в структуре доходов процентные доходы занима-

ют 70%. Реформированием занимается очень ограниченное число банков, поскольку «промышленный» подход к сегменту малого бизнеса требует от банков первоначальных серьезных инвестиций как финансовых, так и интеллектуальных и трудовых. При этом многие банки рассматривают работу в сегменте малого бизнеса как слишком сложный, чрезмерно рискованный и длительный путь получения прибыли.

Условием успеха, по мнению Королева О.Г., [10] является разработка банками собственных стратегий, определение инструментов для реализации, а также разработка собственных управленческих теорий и методик.

Банкам следует развивать пла-тежно-кассовый сервис, дистанционные каналы обслуживания, стимулировать использование карточных платежных систем и эквай-ринга в малом бизнесе. Предлагать обслуживание не только самого предприятия, но и его сотрудников в части зарплатных проектов, кредитных программ, вкладов.

Самым важным условием успеха, без которого не получится осуществить задуманное, является создание Банком России более комфортных условий для коммерческих банков при обслуживании и кредитовании малого бизнеса. В настоящее время

Возможности

Угрозы

-

х

о р

о т с

ы н

л

к

и

О

Снижение барьеров; Стабильность правил и условий внешней торговли; Участие Российской Федерации в выработке правил международного экономического сотрудничества; Расширение экспортных возможностей бизнеса.

Рост конкуренции, быстрое реагирование рынка, необходимость перестройки каналов продаж, технологии;

Оптимизация бизнес-процессов, снижение издержек.

ы н

о р

о т

ы

»с я

О

Повышение финансовой грамотности предпринимателей, ведение бухгалтерского учета; Получение хорошей кредитной истории и рекомендаций партеров по бизнесу;

Преимущественное использование безналичных форм расчетов.

Ослабление протекционизма; Повышение конкуренции; Снижение себестоимости товаров и услуг;

Удорожание лицензионной продукции;

Неиспользование ряда механизмов поддержки;

Отсутствие стремления предпринимателей к нововведениям; Отсутствие общедоступной информации о финансовом положении предпринимателя.

Рис. 1. Матрица SWOT рисков, в связи с вступлением России в ВТО

ощущается недостаток банковского капитала для осуществления массового кредитования малых предприятий. Обеспечительной мерой для банка является создание на балансе обязательных резервов, которые создаются для покрытия ожидаемых потерь по сделкам. Однако в настоящее время резервы создаются не на основании индивидуальных ожидаемых потерь, а по одинаковым ставкам для всех банков. В конечном итоге резервы отражаются на стоимости кредита для малого предпринимателя.

Государству необходимо продолжать усиливать поддержку малого бизнеса. В настоящее время в России уже созданы соответствующие институты, однако они не могут удовлетворить даже текущих потребностей. Принимая по внимание, что на 70% малый бизнес — это торговля, которая не поддерживается государственными программами, крайне полезно было бы снять это ограничение. Целесообразно также увеличить объемы господдержки при кредитовании торгового малого бизнеса. Необходимо дополнительно наполнить активами региональные гарантийные фонды, объемы поддержки и лимиты которых пока незначительны в сравнении с рынком кредитования малого бизнеса.

Таким образом, возможно классифицировать как внутренние, так и внешние проблемы, которые необходимо урегулировать для успешной интеграции российского малого бизнеса в мировую экономику.

К внутренним проблемам относятся:

• Низкая бухгалтерская культура субъектов малого бизнеса;

• Низкая банковская корпоративная культура;

• Расчеты субъектов малого бизнеса осуществляются преимущественно с помощью наличных денежных средств;

• Отсутствие у субъектов малого бизнеса кредитных историй.

К внешним проблемам относятся:

• Выборочная поддержка Го су -дарством определенных отраслей;

• Чрезмерное регулирование банковского сектора, отсутствие поддержки со стороны Государства.

5. Заключение

Присоединение страны к ВТО -это импульс для роста предпринимательской активности в стране, вход России в новую экономику, основанную на динамизме и конкуренции. Данный импульс приведет к росту благосостояния как самого Государства, так и народа. Однако чтобы импульс не перешел в горизонтальную прямую, как Государству, так и регуляторам необходимо планомерно решать ряд задач, а именно:

• Повышение бухгалтерской грамотности населения;

• Стимулирование использования безналичных форм оплаты;

• Увеличение объема господдержки торгового малого бизнеса;

• Предоставление долгосрочного финансирования на льготных условиях для коммерческих банков, осуществляющих кредитование малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Предоставление информации коммерческим банкам о налоговых платежах субъектов малого бизнеса.

Решение данного комплекса проблем позволит как и банкам, так и предприятиям взаимодействовать на более выгодных условиях. В результате малый бизнес будет защищен от давления крупного и среднего бизнеса, а также будет обеспечен достаточными финансовыми ресурсами, которые предоставят банки в виде ссуд. для развития. Решение данного комплекса проблем позволит увеличить ВВП, а также улучшить качество жизни населения.

Литература

1. Ахмедов А. Вступление в ВТО и рынок труда. М., 2004. С. 30.

2. Брагина Е.А., Гутник В.П., Дмитриев С.С. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. М.: Наука, 2003. С. 327.

3. Бурдина Е.В., Ильенкова Н.Д., Ильенкова С. Д., Ковалев В. Л., Ляль-ков М.И., Орехов С. А. Методы анализа деятельности коммерческих банков./ Е.В.Бурдина, Н.Д.Ильенкова. С.Д.Ильенкова, В.Л.Ковалев, М.И. Ляльков, С.А.Орехов// - М.: Диалог-МГУ 1998. - С.128.

4. Гетьман Н. Мировая торговля: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Центр международной торговли Москва: [сайт]. [2013]. URL: http://wto.wtcmoscow. ru/novosti/1029 (дата обращения: 09.01.2014).

5. Евстигнеева А. Малому бизнесу ВТО не помеха [Электронный ресурс] // Газета RBC daily: [сайт]. [2013]. URL: http://www.rbcdaily. ru/economy/562949989540103 (дата обращения: 09.01.2014).

6. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкурентоспособности как условие экономической безопасности./ Н.Д. Ильенкова // Экономика, предпринимательство, окружающая среда. Международный журнал. - 2012. - №1. - С. 35-39.

7. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкурентоспособности и экономическая безопасность государства./Н.Д. Ильенкова// Транспортное дело России. - 2011. - №8. -С. 52-56.

8. Ильенкова Н.Д. Проблемы анализа инновационного риска. / Н.Д. Ильенкова // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 3 (86). -С. 41-43.

9. Кайзер Н. МСП Банк оценил последствия вступления в ВТО для бизнеса [Электронный ресурс] // Ленинградская Торгово-Промышленная Палата: [сайт]. [2013]. URL: http://www.baltpp.ru/a/2013/11/12/ Nam_ne_strashna_VTO/ (дата обращения: 09.01.2014).

10. Королёв О.Г. Изменение функций специалистов финансово-аналитической сферы при формировании инновационной экономики. / Королёв О.Г. // Сибирская финансовая школа. - 2011. -№ 3 (86). - С.48-52.

11. Кукол Е. ВТО оказалась под угрозой [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. [2013]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/04/ torgovlia.html (дата обращения: 09.01.2014).

References

1. Akhmedov A. Entry into the WTO and the labor market. M., 2004. p. 30.

2. Bragina E.A., Gutnick V.P., Dmitriev S.S. World Trade Organiza-

_

tion and national economic interests / Institut mirovoj ekonomiki i mezhd-unarodnyh otnoshenij RAN. M.: Nau-ka, 2003. S. 327.

3. Burdina E.V. Ilyenkova N.D., Il-yenkova, S.D., Kovalev V.L., Lyalkov M.I., Orehov S.A. Methods of analysis of commercial banks. / E.V. Burdina, N.D. Ilenkova, S.D. Ilenkova, V.L. Kovalev, MI Lyalkov, S.A. Orehov // -M.: Dialog-MGU, 1998 . - p.128 .

4. Getman N. World trade: status and prospects [Electronic resource] // Centr mezhdunarodnoj torgovli Moskva: [site]. [2013]. URL: http:// wto.wtcmoscow.ru/novosti/1029 (date accessed: 01/09/2014).

5. Evstigneeva A. WTO is not an obstacle for small business [electronic

resource] // Gazeta RBC daily: [site]. [2013]. URL: http://www.rbcdaily.ru/ economy/562949989540103 (date accessed: 09/01/2014).

6. Ilyenkova N.D. System analysis of competitiveness as a condition of economic security. / N.D. Ilyenkova // Ekonomika, predprinimatelstvo, okruzhayushchaya sreda. Mezhdunar-odnyj zhurnal. - 2012. - №1. - S. 35-39.

7. Ilyenkova N.D. System analysis of competitiveness and economic security of the state. / N.D. Ilyenkova // Transportnoe delo Rossii. - 2011. -№8. - S. 52-56.

8. Ilyenkova N.D. Innovation risk analysis problems. / N.D. Ilyenkova // // Sibirskaya finansovaya shkola. -2011. - № 3 (86). - S. 41-43.

9. Kaiser N. SME Bank has assessed the implications of WTO accession for business [electronic resource] // Leningradskaya Torgovo-Promyshlennaya Palata: [web site]. [2013]. URL: http://www.baltpp. ru/a/2013/11/12/Nam_ne_strashna_ VTO/ (date accessed: 01/09/2014).

10. Korolev O.G. Changing the functions of financial and analytical specialists in the sphere of innovation economy formation. / O.G. Korolev // Sibirskaya finansovaya shkola. -2011. - № 3 (86). - S.48-52.

11. Kukol E. WTO under threat [Electronic resource] // Rossiyskaya Gazeta: [site]. [2013]. URL: http:// www.rg.ru/2013/12/04/torgovlia.html (date accessed: 01/09/2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.