Научная статья на тему 'Проблемы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО'

Проблемы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / БИЗНЕС-КЛИМАТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ / ЭКСПОРТ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие адаптации российского бизнеса к условиям и стандартам Всемирной торговой организации в рамках международной экономической интеграции. Автором очерчены основные направления взаимодействия бизнеса и государства, а также предложены некоторые методы для адаптации российского бизнеса в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию и выхода в международное торговое пространство. Подчеркнута тесная взаимосвязь процессов международной экономической интеграции и адаптации российского бизнеса к стандартам и нормам ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО»

ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЕЭИ — № 3 (24) май '14

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА К УСЛОВИЯМ ВТО

Анастасия

Анастасия Сергеевна Логинова — к. ю.н., старший преподаватель кафедры конститу- Логинова

ционного и административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Является действующим членом Ассоциации юристов России с 2009 года, экспертом кадровой комиссии Приволжского таможенного управления. Опубликовала 24 научные работы, из них две монографии.

Электронная почта: pantera-cut84@mail.ru

Problems of adaptation of Russian business to the WTO context

Anastasia Loginova

The article addresses the main issues hindering adaptation of Russian business to the terms and standards of the World Trade Organization in the framework of international economic integration. The author outlines the main areas of cooperation between business and government, as well as proposes some of the methods for the adaptation of Russian business in the framework of Russia's accession to the WTO and entering the international trade space. The close relationship between the processes of international economic integration and adaptation of Russian business to the standards and norms of the World Trade Organization is emphasized. Keywords: WTO, business climate, regulation of trade, exports, foreign direct investment

JEL: F13, H25, M16, P33

В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие адаптации российского бизнеса к условиям и стандартам Всемирной торговой организации в рамках международной экономической интеграции. Автором очерчены основные направления взаимодействия бизнеса и государства, а также предложены некоторые методы для адаптации российского бизнеса в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию и выхода в международное торговое пространство. Подчеркнута тесная взаимосвязь процессов международной экономической интеграции и адаптации российского бизнеса к стандартам и нормам ВТО.

Ключевые слова: ВТО, бизнес-климат, регулирование торговли, экспорт, прямые иностранные инвестиции.

JEL: Р13, H25, M16, P33

В условиях активной экономической интеграции малый и средний бизнес становится важным фактором, обеспечивающим динамичное развитие предпринимательской среды, и, как следствие, необ-

ходимым условием функционирования инновационной экономики (Захарова, Соменкова, 2012). Один из наиболее важных ожидаемых результатов вступления России в ВТО — получение доступа к развивающемуся по нелинейным правилам и многомерному организму мировой торговли. Для России членство в ВТО — это возможность практической интеграции в мировую торговлю в режиме реального времени на более эквивалентных условиях с другими странами, означающая новую реальность, где существующая система сдержек и противовесов способствует дальнейшему развитию российского бизнеса и его переходу на качественно новый, еще более конкурентный уровень.

Однако стоит понимать, что экономическая интеграция любого государства в систему ВТО — это намного более объемный вопрос. Он включает в себя принятие ряда обязательств в области внутренней и внешней экономической политики, которые в будущем окажут комплексное воздействие как на общий характер социально-экономического развития страны в целом, так и на отдельные области ведения бизнеса.

В начале 2000-х годов Министерство экономического развития России обратилось к Всемирному банку с просьбой провести цикл исследований, направленных на изучение процессов экономической интеграции и последствий вступления России в ВТО. Исследования показали, что основное потенциальное преимущество присоединения к ВТО заключается в повышении производительности сектора бизнес-услуг в результате увеличения объема прямых иностранных инвестиций. Однако процесс и масштаб положительных изменений в интеграционных процессах в целом и в сфере бизнеса напрямую будет зависеть от успешного проведения реформ по улучшению бизнес-климата в России. Работа в данном направлении должна включать в себя снижение и упрощение административных барьеров, реформирование российской судебной и правовой системы, борьбу с коррупцией, развитие инфраструктуры, изменение системы высшего профессионального образования и обеспечение международного рекрутинга ведущих вузов России. Отметим, что за последние семь лет исследований Всемирного банка 163 государства приняли меры для создания оптимальных условий по ведению и регулированию бизнеса внутри страны. При этом Россия входит в число 30 стран, которые в наибольшей мере приложили усилия и оптимизировали условия для ведения бизнеса. Россия начиная с 2005 года осуществила 15 изменений по девяти показателям из 10, которые рассматриваются Всемирным банком как ключевые. Изменения не коснулись только защиты инвесторов.

Некоторые исследователи полагают, что Россия, присоединившись к ВТО, получила законный выход в международное правовое пространство и возможность международно-правовой защиты своих экономических интересов (Бойко, Фролова, 2012). Большое значение

для регулирования предпринимательской деятельности с участием иностранного элемента в настоящее время имеет Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В целях максимального соответствия положениям ГАТТ-1994 (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и сближения с соглашениями ВТО в закон включены главы и статьи, которые отсутствовали в ранее действовавшем Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Внесенные изменения в основном коснулись снижения административных барьеров. Однако стоит заметить, что ряд важных положений так и не нашел отражения в документе. Например, нет упоминания о развитии системы саморегулируемых организаций в области внешней торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность; не говорится о роли торгово-промышленных палат в проведении внешнеторговой политики России; не отражены такие функции торгово-промышленных палат, как функция обучения предпринимателей — участников внешнеэкономической деятельности и консультативно-информационная деятельность. Особо отметим, что Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ отражает императивную модель взаимодействия государства и предпринимателей. Согласно нормам закона государство предписывает правила, а предприниматели их неукоснительно выполняют. Таким образом, концепция постоянного и оптимального взаимодействия государства и предпринимателей на законодательном уровне, способствующая успешной адаптации российского бизнеса в условиях возрастающей экономической интеграции, по-прежнему отсутствует.

Процесс адаптации российского бизнеса к нормам ВТО напрямую зависит от нормативно-правовой базы как на национальном уровне, так и на уровне норм международного права. К соглашению об учреждении ВТО прилагается пакет документов, состоящий из полусотни соглашений, направленных на регулирование торговли товарами, услугами, правами на интеллектуальную собственность и так далее. Россия, вступая в ВТО, автоматически берет на себя обязательства по всему комплексу соглашений. Автор С. Н. Овчинников совершенно точно подмечает, что право ВТО находится в тесном взаимодействии с внутренним законодательством государств-участников. Так, оно прямо определяет, каким должно быть внутреннее национальное законодательство в соответствующих вопросах (Овчинников, 2012). По нашему мнению, право ВТО императивно устанавливает, каким должно быть внутреннее законодательство в соответствующих вопросах, и тем самым выступает в качестве механизма унификации внутренних правовых систем. Оно демонстрирует нам постепенную смену методов регулирования международной торговли различными государствами мира на разных этапах интеграции в мировую экономику. Полагаем, что необходимо учиться применять нормы права ВТО на практике. Нужно четко знать, как поступать, как дей-

ствовать, если бизнесмены столкнулись с барьерами на иностранных рынках или, наоборот, если на российском рынке иностранные предприниматели используют приемы недобросовестной конкуренции, (например, демпинг). Необходима отлаженная система подготовки высококвалифицированных специалистов, область интересов которых лежит в глубоком изучении процессов интеграции, права ВТО и ведения бизнеса на международном уровне. Пока таких специалистов очень мало, и российский бизнес при выходе на международный рынок не защищен в настоящее время с правовой точки зрения на достаточном уровне. Представители бизнеса в большинстве своем не обладают необходимыми знаниями и навыками в сфере грамотного построения бизнеса на внешних рынках.

Изучая исследования российских авторов, посвященные процессу вступления России в ВТО, стоит отметить недостаточную разработанность проблемы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО. Трудности адаптации связаны с неумением использовать те преимущества, которые дает членство России в ВТО, и непринятием во внимание правил и процессов международной экономической интеграции в реальном времени. Полагаем, что это связано с недостаточной информационной обеспеченностью представителей бизнеса, что напрямую обусловлено недостатком инициативы со стороны отечественных бизнесменов. Социологические опросы показали, что большинство российских организаций не проявляют особого интереса к теме вступления в ВТО. По результатам опроса, проведенного издательским домом «Коммерсантъ», лишь около 6% компаний разработали стратегию адаптации к ВТО. При этом 48% опрошенных предположили, что, возможно, примут отдельные меры, а 34% заявили, что никакую стратегию разрабатывать они не намерены (Казимирко-Кириллова, 2012). Из данных социологического опроса ясно, что мало кто из российских бизнесменов учитывает меняющиеся правила ведения бизнеса с учетом процессов международной экономической интеграции России и готовит адаптационную программу к условиям ВТО. Считаем, что причина такого подхода кроется в недостатке долгосрочного экономического планирования. Ситуация в российской экономике стремительно меняется, и мало кто из российских предпринимателей озадачен разработкой перспективного плана на годы вперед.

Эксперты агентства Grayling отмечают, что к членству России в ВТО наиболее тщательно подготовились иностранные компании-конкуренты. Например, министерство торговли США подготовило отдельный блок на своем сайте, где проанализированы условия вступления России в ВТО и приведен краткий аналитический обзор вновь открывающихся перспектив для американского бизнеса в плане улучшения доступа на российский рынок. Обозначены 17 наиболее приоритетных отраслей экономики. Подобный анализ произведен не только в отраслевом разрезе, но и в разрезе потенциальной применимости

для каждого из 50 штатов (Grayling, 2013)*.

Полагаем, что заинтересованному российскому бизнесу также полезно было бы до 2015 года разработать стратегию по адаптации к условиям ВТО, поскольку именно с 2015 года иностранные организации начнут свою деятельность на российском рынке. Российские бизнесмены говорят о целесообразности разработки подобной стратегии при наличии согласованных действий таможенных, налоговых органов и Министерства финансов с представителями бизнеса. Считаем, что посредством именно согласованных действий и продуманных мер со стороны государства и при условии активного участия представителей бизнеса можно разработать адаптивную стратегию, которая будет применена на практике.

При разработке подобной стратегии необходимо учитывать и устранять такие недостатки, как:

• низкое качество менеджмента;

• отсутствие системных знаний или опыта их применения в построении процессов бизнес-управления с учетом процессов международной экономической интеграции;

• стандартно сформулированные предложения, не соответствующие современным экономическим потребностям рынка;

• слабые коммуникативные навыки предпринимателей и их сотрудников;

• слабое осознание необходимости и возможности получения помощи извне;

• сложность или отсутствие доступа для малого и среднего бизнеса к современным финансовым инструментам необходимого качества и объема;

• высокая себестоимость услуг и товаров в условиях завышенных арендных ставок и высокой стоимости транспортных услуг;

• недостаточная автономизация процессов производства;

• скромные достижения в сфере инноваций.

Полагаем, что при разработке мер по адаптации российского бизнеса к условиям ВТО необходимо учитывать процессы международной экономической интеграции, применять взаимодействие российских компаний с иностранными, а также привлекать консультантов в сфере права и устанавливать тесную связь с государственными органами.. Считаем, что подобное взаимодействие окажет положительный эффект и позволит более результативно управлять рисками в предпринимательской деятельности. Оно поможет заложить прочный фундамент создания благоприятных условий для ведения

Восприятие последствий присоединения России к ВТО бизнесом и экспертным сообществом. Подготовлено и опубликовано Grayling (2013).

бизнеса как с точки зрения соответствия будущим требованиям законодательства, так и в плане построения долгосрочных отношений с ключевыми представителями органов власти, отвечающих за торговые отношения и инвестиции.

Немаловажным для адаптации российского бизнеса к условиям ВТО является снижение издержек для экспортеров. Обращаясь к опыту Китая, который ориентирован на экспорт, следует задуматься о целенаправленной политике продвижения национального экспорта. Вступление России в ВТО обусловливает необходимость развития механизма экспорта товаров. Однако в настоящее время российские фирмы-экспортеры несут высокие издержки из-за таких факторов, как лицензирование, таможенные формальности, излишние административные барьеры. Данное положение ставит их в менее благоприятные условия по сравнению с конкурентами из стран, в которых уровень таких издержек значительно ниже (например, Китай и США).

Анализируя проблемы, которые преодолевают российские компании в ходе экспортных операций, отметим важную роль государства, региональных властей и бизнес-ассоциаций в возможном повышении конкурентоспособности российского экспорта. Следует оптимизировать процесс разработки и реализации государственной политики продвижения национальных торговых марок на мировой рынок. Для этого необходимо проведение масштабных рекламных кампаний, развитие ярмарочно-выставочной деятельности, информационноконсультативной поддержки экспортеров. Считаем важным в целях развития российского экспорта модифицировать систему торговых представительств за рубежом, сделать эту систему частью программы содействия предпринимательскому сообществу в обеспечении его заграничных интересов.

Не стоит забывать и о поддержке экспорта на уровне субъектов Российской Федерации. Программа развития экспорта на уровне субъектов может быть реализована в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. Названные программы должны предусматривать предоставление субсидий субъектам малого и среднего бизнеса на оплату услуг по выполнению обязательных требований национального законодательства и законодательства стран-импортеров; компенсации затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в выставках; проведение для субъектов малого и среднего предпринимательства семинаров, «круглых столов», издание различных пособий по теме продвижения продукции на иностранные рынки.

Интересными представляются стратегические задачи по участию России в ВТО, разработанные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее — ТПП РФ) и опубликованные на ее официальном сайте. Названные задачи определены следующим образом:

• содействие построению многосторонней системы правил

международной торговли, базирующейся на равенстве прав и обязанностей ее участников;

• принятие и реализация решений, проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО, что способствовало бы дальнейшему укреплению позиций России в мире как полноправного участника международной торговли;

• обеспечение преференциальных условий для доступа российских товаров, услуг, а также капиталовложений на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов;

• контроль над выполнением договоренностей членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для российского бизнеса;

• обеспечение выполнения обязательств России, принятых в процессе присоединения к ВТО;

• выработка мер по нейтрализации возможных отрицательных последствий членства России в ВТО на экономику страны на секторальном уровне*.

Анализируя последнюю стратегическую задачу, разработанную Торгово-промышленной палатой России, отметим, что в случае возникновения проблем для отдельных отраслей национальной экономики Россия намерена применять легитимный, гибкий инструментарий мер защиты рынка. ТПП РФ сообщает, что в настоящее время заинтересованные ведомства обсуждают программу мер, декларирующую перечень потенциальных рисков, и разрабатывают набор готовых решений в рамках правового поля «ВТО для конкретных проблемных ситуаций» (Солуянов, 2013). Полагаем, что такая программа позволит в случае необходимости оперативно реагировать на возникающие риски и принимать меры по их нейтрализации.

Для повышения конкурентоспособности национальной экономики и адаптации российского бизнеса к стандартам ВТО необходимо разработать и реализовать безошибочную экономическую, промышленную и социальную политику, тиражировать внедрение инноваций в российский бизнес. Также важно достоверно определить приоритеты развития стратегии в отраслях экономики. Полагаем, что экономическая политика должна обеспечивать конкурентоспособность национальной экономики по следующим направлениям: активная разработка и внедрение механизмов стимулирования инновационной и инвестиционной активности; регулирование форм и условий государственной поддержки отечественной промышленности; развитие доступа малого и среднего бизнеса на финансовые рынки и использование оптимального набора финансовых инструментов (Губарева, 2013).

Доступно на: http://www.tpprf.ru/ common/upload/WTO_itogi.doc

Подводя итоги, отметим ряд проблем, препятствующих адаптации российского бизнеса к нормам ВТО:

• низкий уровень профессиональных знаний и навыков представителей бизнеса в процессах международной экономической интеграции и в области осуществления внешнеторговой деятельности согласно праву ВТО;

• неумение использовать те преимущества и механизмы защиты, которые дает членство России в ВТО;

• недостаточный уровень конкурентоспособности российского экспорта;

• отсутствие инициативы при разработке адаптивной стратегии со стороны представителей бизнеса.

Считаем, что для успешного процесса адаптации российского бизнеса к условиям ВТО с учетом выделенных проблем и изложенных рекомендаций необходимо провести качественную работу по следующим направлениям:

1. 1Сотрудничество государства и бизнеса в условиях присоединения к ВТО (например, программа «Дорожная карта бизнеса-2020», реализуемая в настоящее время).

2. 2Усиление роли саморегулируемых организаций в сфере бизнеса, что позволит снизить уровень коррупции, выявить недобросовестных контрагентов, а также позволит сформировать профессиональные сообщества по наиболее важным вопросам.

3. Улучшение бизнес-климата.

4. Оптимизация руководства бизнес-процессами и предпринимательской деятельностью посредством разработки оптимальной системы взаимодействия бизнеса и государства.

5. Повышение эффективности логистической системы (в настоящее время Россия, по мнению Всемирного банка, значительно уступает своим основным конкурентам и занимает 99-е место из 150 возможных).

6. Создание системы бизнес-образования, так как реализация права ВТО потребует появления в России высококвалифицированных специалистов в области экономики и права, способных эффективно отстаивать интересы российского бизнеса в сфере международной торговли.

ЛИТЕРАТУРА

Бойко Т., Фролова Н. (2012) Влияние вступления России в ВТО на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края. Безопасность бизнеса. № 4. С. 7.

Grayling (2013) Восприятие последствий присоединения России к ВТО бизнесом и экспертным сообществом. Москва. С. 22.

Губарева А. (2013) Вступление в ВТО: проблемы и угрозы для малого и среднего бизнеса. Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. Т. 20. № 6 (20). С. 15.

Департамент ТПП РФ по законодательству (2004) Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (аналитическая записка). Доступно на: http://www.businesspravo.ru/ Analyst/AnlShow_AnlID_79.html

Захарова Ю., Соменкова Н. (2012) Повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса: Российский и зарубежный опыт. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 2 (2) С. 114-117.

Казимирко-Кириллова А. (2012) ВТО бизнесу не указ. Доступно на: http:// www.tpp-inform.ru/economy_business/2041.html

Кичигин Н., Нанба С., Рафалюк Е. (2012) «Дорожная карта» бизнеса в правовом пространстве. Журнал российского права. № 5. С. 24-34.

Овчинников С. (2012) Соотношение права ВТО и международного таможенного права. Право ВТО. № 2. С. 13.

Портанский А. (2012) Россия должна стать активным игроком в ВТО. Промышленник России. № 12. С. 23.

Сакаева М. (2011) Крупный бизнес и государство: от согласования интересов к вынужденному партнерству. Безопасность бизнеса. № 1. С. 25.

Солуянов А. (2013) Предыстория и предпосылки создания Всемирной торговой организации, последствия вступления России в ВТО, влияние на российский бизнес. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 6. С. 186-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.