Научная статья на тему 'Система взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса'

Система взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFRASTRUCTURE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS / ГОСУДАРСТВО / STATE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / REGIONAL PROGRAM / БЮДЖЕТ РЕГИОНА / BUDGET / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / FRAMEWORK / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Е.В., Овешникова Л.В.

Предмет. Статья посвящена разработке комплексных систематизированных процедур в области стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, основанных на исследовании тенденций и проблем, сложившихся при формировании инфраструктурного комплекса Российской Федерации. Это позволит сформировать обоснованную, рациональную и действенную систему взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса. Цель. Решение научно-практической проблемы создания благоприятных условий развития бизнеса на основе разработки системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения частных задач: уточнения барьеров инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, создания системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса на различных уровнях, оценки эффективности инфраструктурного обеспечения. Методология. Исследование проведено на основе использования системного подхода к изучению концептуально-методологических проблем взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса. Результаты. Представленные концептуально-методологические положения системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса послужат методологической платформой для дальнейших теоретических и прикладных исследований как в научной сфере, так и в профессиональной деятельности предпринимательских структур. Данная система позволит на макроуровне создать общие условия функционирования предпринимательской деятельности, на микроуровне влиять на определенные группы субъектов рынка, на региональном уровне будет содействовать в выполнении федеральных и областных программ. Выводы. Предложеннная схема взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса на различных уровнях власти, направленная на формирование платформы эффективного взаимодействия, предоставит возможность государству и бизнесу удовлетворять собственные и общественные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сибирская Е.В., Овешникова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system of interaction between the State and business structures in the strategic development of infrastructure for business

Importance The article focuses on outlining comprehensive and systematized procedures for strategic planning of the business infrastructure framework based on the study of trends and issues existing in the infrastructure complex of the Russian Federation. It will allow formulating a reasonable, logical and efficient system of interaction between governmental organizations and business structures in the process of strategic development of the business infrastructure framework. Objectives The study aims at solving the scientific and practical issue of creating a favorable environment for business development through elaboration of the system of interaction between authorities and business entities. To implement this objective, the researchers have to resolve specific tasks: clarification of barriers for the business infrastructure framework, setting up the system of interaction between governmental organizations and business structures in strategic development of the business infrastructure framework at various levels, evaluation of the infrastructure framework efficiency. Methods The research relies on a systems approach to studying the conceptual and methodological issues of interaction between governmental and business structures in strategic development of the business infrastructure framework. Results Conceptual and methodological provisions of the system of interaction between governmental and business structures in strategic development of the business infrastructure framework will become the methodological basis for further theoretical and applied researches within scientific and professional activities of business structures. This system will allow setting up general conditions for business operations at the macroeconomic level, influencing certain groups of market actors at the microeconomic level, assisting in implementation of federal and regional programs at the regional level. Conclusions The authors propose a pattern for interaction of governmental and business structures in strategic development of the business infrastructure framework at various levels, which is designated to establish an efficient interaction platform, enables the State and businesses to satisfy their own and public needs.

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса»

регион в национальной экономике

УДК 330.342

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИЗНЕСА

Е.В. СИБИРСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры статистики E-mail: Ien.sibirskaya@yandex.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация

Л.В. ОВЕШНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики E-mail: Iud_proz@maiI.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация

Предмет. Статья посвящена разработке комплексных систематизированных процедур в области стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, основанных на исследовании тенденций и проблем, сложившихся при формировании инфраструктурного комплекса Российской Федерации. Это позволит сформировать обоснованную, рациональную и действенную систему взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса.

Цель. Решение научно-практической проблемы создания благоприятных условий развития бизнеса на основе разработки системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения частных задач: уточнения барьеров инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, создания системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии ин-

фраструктурного обеспечения бизнеса на различных уровнях, оценки эффективности инфраструктурного обеспечения.

Методология. Исследование проведено на основе использования системного подхода к изучению концептуально-методологических проблем взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса.

Результаты. Представленные концептуально-методологические положения системы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса послужат методологической платформой для дальнейших теоретических и прикладных исследований как в научной сфере, так и в профессиональной деятельности предпринимательских структур.

Данная система позволит на макроуровне создать общие условия функционирования предпринимательской деятельности, на микроуровне - влиять

на определенные группы субъектов рынка, на региональном уровне будет содействовать в выполнении федеральных и областных программ.

Выводы. Предложенная схема взаимодействия государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса на различных уровнях власти, направленная на формирование платформы эффективного взаимодействия, предоставит возможность государству и бизнесу удовлетворять собственные и общественные потребности.

Ключевые слова: инфраструктурное обеспечение, предпринимательство, бизнес, государство, взаимодействие, региональная программа, бюджет региона, региональная экономика

Одной из основных задач государства является формирование благоприятной предпринимательской среды, включающей развитие инфраструктурных объектов, являющихся посредниками в ее создании. Исследование объектов взаимодействия дает возможность сформировать базис их эффективного сотрудничества, а также выявить перспективы получения синергетического эффекта, который может проявляться во взаимодействии государства и бизнеса, что дает им возможность для удовлетворения собственных и общественных потребностей [4, 7, 9, 19]. Следует заметить, что в развитии инфраструктурного обеспечения имеют место определенные барьеры [3, 5, 6], определяющие ее специфику:

во-первых, значительные положительные вне-

шние достоинства, т.е. такие результаты функционирования отраслей инфраструктуры, которые проявляются не в доходах ее собственных организаций, а в сокращении затрат и увеличении прибыли организаций-потребителей;

- во-вторых, услуги, предоставляемые инфраструктурой предпринимательства, носят межотраслевой характер, результативность их реализации обеспечивается для различных видов экономической деятельности в определенных масштабах;

- в-третьих, объекты инфраструктуры выполняют задачу обеспечения, поэтому необходимы специальные процессы инвестирования и стимулирования развития данной сферы; в-четвертых, инфраструктурное обеспечение способствует не только развитию предпринимательства, но и обеспечению производства общественных благ, следовательно, такие

результаты оказания услуг не могут раздельно оплачиваться каждым потребителем. Авторы рассматривают инфраструктурное обеспечение предпринимательства как совокупность взаимосвязанных компонент1:

- передающей (дороги, связь, передаточные устройства и т.д.);

- поддерживающей (фонды поддержки предпринимательства, государственные программы развития предпринимательства, ассоциации предпринимателей и др.);

- инвестиционной (финансово-кредитные учреждения, инвестиционные фонды);

- инновационно-развивающей (научные организации, бизнес-инкубаторы, организации сертификации и оценки качества, консалтинговые и инжиниринговые компании);

- организующей (контролирующие органы власти и общественные организации, обеспечение ресурсами производства);

- безопасности (арбитражные суды, службы безопасности и т.д.).

Наличие развитой инфраструктуры предпринимательства становится основополагающим условием развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности и формируется на основе развитости страховых, кредитных, инвестиционных институтов, научно-технологических комплексов; дорог, магистралей, энергетических систем и сетей; социально-культурных объектов; качественной связи и телекоммуникаций, а также на основе комплекса формальных и неформальных ограничений, регламентирующих деятельность субъектов рыночных отношений.

В то же время для достижения перманентного количественного и качественного роста объектов инфраструктуры необходим анализ сложившейся ресурсной базы и издержек функционирования инфраструктур, обладающих особыми отличительными свойствами, базирующимися на систематизации комплекса показателей в целях разработки управленческих решений по созданию оптимальных условий для их динамичного развития2. Данная задача

1 Овешникова Л.В. Содержание стратегического планирования и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/109-9363.

2 Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Строева О.А. Методика оценки эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательства // Peer-reviewed materials digest (collective

требует не только достижения консенсуса интересов деловых кругов и государства по вопросам разделения рисков и ресурсов, но и по формированию взаимосвязей между объектами инфраструктуры предпринимательства в соответствии с новыми стандартами обслуживания общественных, деловых и личных потребностей бизнеса и граждан.

В связи с этим необходимо постоянно проводить исследование эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в динамике. Эта информация необходима для разработки рациональных управленческих решений по развитию и совершенствованию инфраструктуры предпринимательства, которые могут быть реализованы на основе детальных, точных и грамотных прогнозов и стратегических планов.

С этой целью авторы предлагают применять сводный показатель оценки эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Он может быть определен в виде суммы множества средневзвешенных оценок по всем составляющим эффективности. Общая эффективность инфраструктурного обеспечения определяется как сумма средневзвешенных эффективностей всех компонент инфраструктуры:

[16]. При этом эффективность каждой компоненты рассчитывается по формуле

Эи.о = У Эк.и.оP ^ ma^

Э

УУ P

к.и

i=1 j=1

где Эио - суммарная взвешенная оценка эффективности инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности; Экио - эффективность по каждой компоненте инфраструктурного обеспечения; P. - вес i-го компонента инфраструктурного обеспечения, определяется исходя из значимости компоненты в инфраструктурном обеспечении;

n - количество компонент инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.

Далее в целях выявления наиболее значимых компонент и их роли в процессе взаимодействия государственных и негосударственных систем в сфере поддержки бизнеса предлагается исследование эффективности компонент инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

monograph) published following the results of the LXXIX International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Economics, Management and Jurisprudence, Sociology, Political and Military sciences. London, March 21 -March 26, 2014. P. 88-93.

УУ З

^^ ^^ обсл ¿=1 }=1

где Рки - выгода функционирования ]-х инфраструктурных составляющих в 1-х компонентах инфраструктуры (как правило, речь идет о доходе, получаемом благодаря функционированию данной составляющей компоненты инфраструктуры);

Зобсл - затраты на формирование и обслуживание ]-х инфраструктурных составляющих в 1-х компонентах инфраструктуры; m - количество исследуемых составляющих в компонентах инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Любой тип инфраструктуры предполагает наличие дохода от функционирования соответствующих инфраструктурных составляющих и издержек, необходимых для развития данной компоненты инфраструктуры. Применение предлагаемых показателей дает возможность оценить результативность инфраструктурного обеспечения для развития бизнеса, а также определить значимость каждой компоненты в реализации различных программ и проектов.

В инфраструктурном обеспечении бизнес-структур особую значимость имеет взаимодействие их с государственными структурами. Подробнее следует остановиться на формировании процесса взаимодействия государственных и негосударственных систем в сфере поддержки бизнеса. Структуру формирования данного процесса можно проиллюстрировать в виде следующей схемы (см. рисунок).

Экономическая система государства представлена целым рядом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой составляющих, которые становятся в определенных условиях компонентой обеспечивающей инфраструктуры для других подсистем хозяйствования3.

Инфраструктуру предпринимательства формируют наряду с государственными структурами также негосударственные структуры и зарубежные партнеры. Государственная поддержка необходима

3 МалышковВ.И. Государственная поддержка малого бизнеса: задачи, проблемы, принципы, структура // Вестник Академии. 2013. № 4. С. 5-7.

для обеспечения факторов интенсивного роста бизнес-структур и сбалансированности потенциала его развития в разных регионах государства на основе формирования современной предпринимательской среды посредством государственных структур.

Среди государственных структур, воздействующих на бизнес, можно выделить:

- таможенные организации;

- центры занятости;

- налоговые структуры;

- арбитражные суды;

- администрации регионов;

- управления поддержкой малого бизнеса;

- фонды имущества, структуры управления образования.

Воздействие государства на предпринимательские структуры происходит организованно на различных уровнях хозяйствования:

1) на макроуровне обеспечиваются общие условия функционирования предпринимательской деятельности [17]:

- разрабатываются соответствующие законопроекты;

- происходят процессы регулирования отраслевой структуры экономики и регионов;

- осуществляется стимулирование социальной ответственности предпринимательства;

- реализуется обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма и его совершенствование;

2) на микроуровне государственные структуры воздействуют на определенные группы рыночных субъектов хозяйствования.

На региональном уровне, по мнению Л.А. Жеребцовой, следует предложить меры по содействию в выполнении государственных и региональных программ и проектов, оказанию поддержки в развитии межотраслевых экономических отношений между организациями на основе долгосрочных контрактов, опираясь на принципы перспективного планирования и прогнозирования региональной экономики [13].

Одной из основных структур государственной поддержки развития предпринимательской деятельности являются налоговые органы, которые выполняют государственную налоговую политику, представляющую собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая поли-

тика выражается в соответствующих изменениях налогового законодательства, определенных видах применяемых налогов, налоговых ставках, установлении круга налогоплательщиков и сфер налогообложения, в установлении налоговых льгот4.

Центры занятости стимулируют предпринимательские структуры к расширению возможностей безработных и других граждан, желающих создавать и развивать собственное дело через имеющиеся различные программы государственной поддержки [14].

Малое предпринимательство - важная составляющая современной рыночной системы хозяйствования, без которой экономика и общество не могут адаптивно развиваться [2]. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, является «плацдармом» для самореализации граждан и способом решения проблем занятости населения страны, экспериментальной площадкой для нововведений в области управления, гарантирует налоговые поступления в бюджет региона.

Успешность и эффективность малого бизнеса находятся в прямой зависимости от поддержки его на соответствующих уровнях власти: государственной, региональной и муниципальной. Структура системы государственной поддержки имеет следующие уровни, которые строятся по вертикальному принципу: первый уровень - федеральный, второй -региональный, третий - муниципальный.

На федеральном уровне формируются и утверждаются законодательные и правовые документы, регламентирующие деятельность малого бизнеса в Российской Федерации и формы его поддержки, нормативные акты и рекомендации для малых предприятий. Для этого необходимо создавать координационные и совещательные органы федеральной власти, которые будут осуществлять общее руководство, регулирование, поддержку и координацию развития предпринимательства в России. Принципы, формы и направления государственной поддержки, установленные на федеральном уровне, должны реализовываться на региональном и муниципальном уровнях.

На региональном уровне органы власти, располагая информацией о местных особенностях развития, могут осуществлять следующие преобразующие действия:

4 Головастикова А. Государственные административные и

финансовые ресурсы стимулирования конкурентной среды.

URL: http://otvetila.ru/dlya-studenta/3-kurs/gosudarstvennye-ad-ministrativnye-i-finansovye-resursy-stimulirov.

- самостоятельно определять порядок оказания государственной поддержки малому предпринимательству в рамках установленного федерального плана,

- разрабатывать правовые документы в соответствии с выявленными региональными потребностями малого бизнеса;

- осуществлять непосредственное финансирование малого бизнеса;

- обеспечивать эффективный и скоординированный коммуникационный процесс между властью и субъектами малого бизнеса;

- создавать и развивать условия для формирования комплексного механизма государственной поддержки.

Муниципальный уровень оказывает прямое воздействие на субъекты малого бизнеса в рамках государственной поддержки. Его функции заключаются в реализации федеральных и региональных концепций в границах муниципального района. На муниципальном уровне осуществляется контроль за деятельностью местных органов власти по осуществлению государственных программ развития малого предпринимательства и поддержки его субъектов.

В настоящее время взаимодействие муниципальных органов и малого бизнеса не имеет эффективности. Это объясняется несогласованностью в действиях всех уровней власти, что связано с введением дополнительных контролирующих мероприятий деятельности малого бизнеса на разных уровнях, особенно в рамках второго и третьего уровней5.

История практической реализации государственной поддержки малого бизнеса начинается с первой федеральной программы «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»6, предусматривающей целый комплекс шагов в области стимулирования малых предприятий.

В настоящее время в регионах Российской Федерации действуют собственные программы поддержки малого бизнеса. Как правило, за их реализацию отвечают региональные министерства (департаменты) экономического развития [10]. Зна-

5 Малышков В.И. Государственная поддержка малого бизнеса: задачи, проблемы, принципы, структура // Вестник Академии. 2013. № 4. С. 5-7

6 О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1993 № 446.

чительные средства направляются на финансирование малого предпринимательства. Это возмещение доли расходов по кредитам и лизинговым договорам, льготные микрозаймы, гранты на открытие предпринимательских организаций. В большинстве регионов действуют гарантийные фонды.

Гарантийный фонд представляет собой фактически часть активов Федерального фонда поддержки предпринимательства в виде неснижаемого остатка денежных средств, находящихся на счетах банка-агента, предназначенных для обеспечения взятых фондом обязательств по договорам поручительства.

Региональные фонды содействия кредитованию бизнеса или гарантийные фонды, созданные при участии региональных бюджетов, действуют более чем в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Марий-Эл, Республике Коми, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Архангельской, Пермской, Тульской, Ленинградской, Новосибирской, Белгородской, Кемеровской, Воронежской, Московской, Ростовской областях7.

Одним из наиболее рациональных способов поддержки и развития предпринимательства является создание бизнес-инкубаторов, поскольку именно они предоставляют возможности формирования основ новой генерации субъектов малого бизнеса, обеспечения поддержки уже действующих предпринимателей, а также решения многих социальных и экономических проблем муниципального образования [6, 11].

В некоторых случаях бизнес-инкубаторы могут также осуществлять поддержку предпринимателей с привлечением других видов ресурсов: трудовых, финансовых, материальных и нематериальных. В целом по стране формирование систематизированного процесса оказания поддержки бизнеса не завершено: в ряде субъектов Российской Федерации еще не созданы структуры, ориентированные на эту деятельность, а существующие - недостаточно развиты либо медленно разворачивают свою работу. Для предпринимателей ряда регионов, особенно небольших городов, остаются малодоступными различные финансовые льготы8.

7 Левина Е.И. Проблемы финансирования предпринимательства и механизмы государственной поддержки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 3.С. 62-66.

8 Минеева Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 2. С. 230-236.

Малые и средние предприниматели продолжают испытывать трудности, связанные с недостатком информированности о мерах поддержки их бизнеса, с административным давлением, с монополизацией различных рынков (невозможностью подключиться к государственным закупкам).

В стратегическом планировании при обосновании региональных программ и проектов следует стимулировать развитие региональных преимуществ инфраструктурного обеспечения предпринимательства, ограничиваясь при этом не только материальной сферой, но и сферой сервиса, которая обеспечивает реформирование деловой и социальной инфраструктуры в соответствии с инновационными стандартами [1, 12, 20] обслуживания общественных, деловых и личных потребностей граждан.

Авторы считают, что усиление положительных тенденций, а также решение многих обозначенных проблем, сложившихся при формировании инфраструктурного комплекса Российской Федерации, возможно благодаря применению следующих масштабных систематизированных процедур в области стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности на макро-, мезо- и микроуровнях, к которым можно отнести:

1) разработку методологического подхода к выбору методов стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства, целями которого являются алгоритмизация ситуационного применения подходов на основе построения сетевых графов и «дерева на перспективу», создание условий для обоснованного применения методов стратегического планирования, а также обеспечение возможности для регулирования действий исходя из целей стратегического планирования и направлений развития инфраструктуры предпринимательства;

2) структурирование модели процесса прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, сформированной на основе систематизированной логической модульной структуры, построенной на основе проведения прогностического анализа и выполненной в виде входных и выходных параметров, а также последовательности процедур [15], которые позволяют смоделировать во времени процесс реализации регламентированных и стохастических действий предпринимательских фирм, оценить рас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пределение объектов инфраструктуры, определить функциональный комплекс дальнейших действий в соответствии с типизацией прогнозирования;

3) разработку инструментария применения форм и алгоритмов прогнозирования развития инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности [16, 18] на основе применения дескриптивной и прескриптивной форм прогнозирования, который позволяет сформировать упорядоченный комплекс действий, основанных на применении способов, методов, методик и подходов, обеспечивающих оптимизацию уровня инфраструктурного обеспечения бизнеса;

4) применение в стратегическом планировании инфраструктурного обеспечения бизнеса методологии форсайт [8], основанной на ряде креативных методов, одним из которых является процедура дорожного картирования, обеспечивающая повышение результативности стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса, основанная на креативном управленческом подходе к прогнозированию инфраструктурного обеспечения на основе форсайт-действий, обосновывающих оптимальность предлагаемых альтернатив с позиций экономической эффективности использования ресурсов в каждой точке принятия решений.

Систематическое и обоснованное применение рассмотренных процедур позволит обеспечить эффективное взаимодействие государственных и предпринимательских структур в стратегическом развитии инфраструктурного обеспечения бизнеса. Результаты комплексного взаимодействия различных структур в сфере поддержки предпринимательства обеспечат качественное преобразование элементов инфраструктуры бизнеса в соответствии с целями, задачами и потребностями развития предпринимательства, обеспечивая получение положительного результата предпринимательской деятельности в динамике.

Список литературы

1. Акчурин А.И., Плотников А.Н. Модель формирования системы управления инновационно-инвестиционными проектами на базе аксиом и стандартов // Инновационная деятельность. 2014. № 1. С. 5-13.

2. Альхимович И.Н. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели. Архангельск: САФУ, 2014.114 с.

3. Андронов В.В. Правовые проблемы развития и совершенствования законодательства в сфере малого и среднего бизнеса // Актуальные проблемы государства и права. М.: ИГП РАН, 2012. С. 35-56.

4. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. СПб.: СПбГЭУ, 1997. 386 с.

5. Вагизова В.И. Инфраструктурное обеспечение инновационного взаимодействия бизнеса, власти и социума в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2009. № 3. С. 76-84.

6. Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 17. С. 2-8.

7. Глушко Е.К. Административные барьеры в предпринимательстве: правовой аспект. М.: ТЕИС, 2012.133 с.

8. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: Финстатинформ, 1999. 175 с.

9. Катихин О. Экономическая система устойчивого развития: содержание и факторы формирования // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 10. С. 27-32.

10. Кичигин Н.В., Нанба С.Б., Рафалюк Е.Е. «Дорожная карта» бизнеса в правовом пространстве // Журнал российского права. 2012. № 5. С. 24-34.

11. Кундиус В.А., Ан Е.А. Перспективы развития вузовской науки в формировании базиса инновационной экономики // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11 С. 70-75.

12. Малый бизнес России: проблемы и перспек-

тивы. М.: Российская ассоциация развития малого предпринимательства, 2008. 186 с.

13. Матвейкин В.Г. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Машиностроение, 2007. 256 с.

14. Омаров М.М., Жеребцова Л.А. Проблемы взаимодействия властных и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2007. № 8-2. С. 100-104.

15. ПодлесныхВ.И., ГончаровА.С., КузнецовН.В. Разработка проекта модернизации предпринимательских структур. Структурная реорганизация. СПб: СПбНИУ ИТМО, 2012. 76 с.

16. Пыханов Д.А. Оценка функционирования инфраструктуры предпринимательской деятельности. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 118 с.

17. Солодова Е.П. Взаимодействие государства и субъектов малого предпринимательства // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2. С.16-20.

18. Строева О.А., Кузовлева И.Ю. Проектирование инновационной инфраструктуры на микро-, мезо- и макроуровнях // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2014. № 2. С.15-26.

19. Тараненко О.Н. Теоретико-методологический базис повышения эффективности института государственно-частного партнерства в системе институционального обеспечения развития региона // Пространство экономики. 2012. Т. 10. № 4-2. С.155-158.

20. Яковлев В. Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 5-16.

Regional Economics: Theory and Practice Region in National Economy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

A SYSTEM OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS STRUCTURES IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE FOR BUSINESS

Elena V. SIBIRSKAYA, Lyudmila V. OVESHNIKOVA

Abstract

Importance The article focuses on outlining comprehensive and systematized procedures for strategic planning of the business infrastructure framework based on the study of trends and issues existing in the infrastruc-

ture complex of the Russian Federation. It will allow formulating a reasonable, logical and efficient system of interaction between governmental organizations and business structures in the process of strategic development of the business infrastructure framework.

Objectives The study aims at solving the scientific and practical issue of creating a favorable environment for business development through elaboration of the system of interaction between authorities and business entities. To implement this objective, the researchers have to resolve specific tasks: clarification of barriers for the business infrastructure framework, setting up the system of interaction between governmental organizations and business structures in strategic development of the business infrastructure framework at various levels, evaluation of the infrastructure framework efficiency. Methods The research relies on a systems approach to studying the conceptual and methodological issues of interaction between governmental and business structures in strategic development of the business infrastructure framework.

Results Conceptual and methodological provisions of the system of interaction between governmental and business structures in strategic development of the business infrastructure framework will become the methodological basis for further theoretical and applied researches within scientific and professional activities of business structures. This system will allow setting up general conditions for business operations at the macroeconomic level, influencing certain groups of market actors at the microeconomic level, assisting in implementation of federal and regional programs at the regional level.

Conclusions The authors propose a pattern for interaction of governmental and business structures in strategic development of the business infrastructure framework at various levels, which is designated to establish an efficient interaction platform, enables the State and businesses to satisfy their own and public needs.

Keywords: infrastructure, framework, entrepreneurship, business, State, interaction, regional program, budget, region, regional economy

References

1. Akchurin A.I., Plotnikov A.N. Model' formi-rovaniya sistemy upravleniya innovatsionno-inves-titsionnymi proektami na baze aksiom i standartov [A model for setting up an innovation and investment project management system on the basis of axioms and standards]. Innovatsionnaya deyatel 'nost ' = Innovative Activity, 2014, no. 1, pp. 5-13.

2. Al'khimovich I.N. Predprinimatel'stvo kak faktor stanovleniya sotsial'no-ekonomicheskikh us-

lovii rynochnoi modeli [Entrepreneurship as a factor of socio-economic conditions of the market model]. Arkhangelsk, NArFU Publ., 2014, 114 p.

3. Andronov V.V. Pravovye problemy razvitiya i sovershenstvovaniya zakonodatel 'stva v sfere malogo i srednego biznesa. V kn.: Aktual 'nye problemy go-sudarstva i prava [Legal issues of development and improvement of the legislation on small and medium-sized businesses. In: Actual problems of State and law]. Moscow, ISL RAS Publ., 2012, pp. 35-56.

4. Bondarenko N.I. Metodologiya sistemnogo pod-khoda k resheniyu problem: istoriya, teoriya, praktika [A methodology for the systems approach to solving issues: history, theory, practice]. St. Petersburg, SPSUE Publ., 1997, 386 p.

5. Vagizova V.I. Infrastrukturnoe obespechenie innovatsionnogo vzaimodeistviya biznesa, vlasti i sotsiuma v sovremennoi ekonomike [Infrastructure framework for innovative cooperation of business, State and society in the modern economy]. Problemy sovre-mennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2009, no. 3, pp.76-84.

6. Vilenskii A.V. Vozmozhnosti otsen -ki rezul'tatov podderzhki rossiiskogo malogo i srednego predprinimatel'stva na federal'nom i regional'nom urovne [Possibilities of the evaluation of results of support to the Russian small and medium-sized businesses at the federal and regional levels]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 17, pp. 2-8.

7. Glushko E.K. Administrativnye bar'ery v predprinimatel'stve: pravovoi aspect [Administrative barriers in business: a legal aspect]. Moscow, TEIS Publ., 133 p.

8. Govorin A.A. Infrastruktura sovremennogo predprinimatel 'stva: problemy teorii i praktiki [A modern business infrastructure: problems of theory and practice]. Moscow, Finstatinform Publ., 1999, 175 p.

9. Katikhin O. Ekonomicheskaya sistema ustoi-chivogo razvitiya: soderzhanie i faktory formirovaniya [The economic system of sustainable development: content and formation factors]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2014, no. 10, pp. 27-32.

10. Kichigin N.V., Nanba S.B., Rafalyuk EE. Dorozhnaya karta biznesa v pravovom prostranstve [The road map of businesses in the legal environment]. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2012, no. 5, pp.24-34.

11. Kundius V.A., An E.A. Perspektivy razvitiya vuzovskoi nauki v formirovanii bazisa innovatsionnoi ekonomiki [Development prospects of the research at higher schools to form an innovative economy basis]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obra-zovaniya = International Journal of Experimental Education, 2014, no. 11, pp. 70-75.

12. Malyi biznes Rossii: problemy i perspektivy [Small business in Russia: problems and prospects]. Moscow, RASME Publ., 2008, 186 p.

13. Matveikin V.G. Innovatsionnyipotentsial: sovre-mennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Innovation potential: the current state and prospects for development]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 2007, 256 p.

14. Omarov M.M., Zherebtsova L.A. Problemy vzaimodeistviya vlastnykh i predprinimatel'skikh struktur [Problems of interaction between authorities and business entities]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2007, no. 8-2, pp.100-104.

15. Podlesnykh V.I., Goncharov A.S., Kuznet-sov N.V. Razrabotka proekta modernizatsii predprinimatel 'skikh struktur. Strukturnaya reorganizatsiya [Development of a business improvement project. Restructuring]. St. Petersburg, ITMO University Publ., 2012, 76 p.

16. Pykhanov D.A. Otsenka funktsionirovaniya in-frastrukturypredprinimatel 'skoi deyatel 'nosti [Evaluation of the business infrastructure operation]. Stavropol, NCSU Publ., 2007, 118 p.

17. Solodova E.P. Vzaimodeistvie gosudarstva i sub"ektov malogo predprinimatel'stva [Interaction of the State and small business entities]. Osnovy

ekonomiki, upravleniya iprava = Essentials of Economics, Management and Law, 2012, no. 2, pp. 16-20.

18. Stroeva O.A., Kuzovleva I.Yu. Proektirov-anie innovatsionnoi infrastruktury na mikro-, mezo- i makrourovnyakh [Designing an innovation infrastructure at the micro-, meso- and macrolevels]. Teoret-icheskie i prikladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug = Theoretical and Applied Aspects of Economics and Services, 2014, no. 2, pp. 15-26.

19. Taranenko O.N. Teoretiko-metodologicheskii bazis povysheniya effektivnosti instituta gosudarstven-no-chastnogo partnerstva v sisteme institutsional'nogo obespecheniya razvitiya regiona [Theoretical and methodological basis for improving the efficiency of public-private partnership in the institutional framework of the region]. Terra Economicus, 2012, vol. 10, no. 4-2, pp. 155-158.

20. Yakovlev V.F., Talapina E.V. Rol' publichnogo i chastnogo prava v regulirovanii ekonomiki [The role of public and private law in regulation of the economy]. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2012, no. 2, pp. 5-16.

Elena V. SIBIRSKAYA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation len.sibirskaya@yandex.ru

Lyudmila V. OVESHNIKOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation lud_proz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.