Научная статья на тему 'Социальная ответственность и культура предпринимательства'

Социальная ответственность и культура предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1714
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горшенина Е.В., Вицелярова К.Н.

В статье рассматриваются основные требования, которые общество и государство предъявляют к бизнесу в связи с ожиданиями от предпринимателей социальной активности и ответственности. Кроме того, предпринимательская деятельность рассматривается в рамках правовых и этических критериев, норм, правил поведения, невыполнение которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность и культура предпринимательства»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Экономика предпринимательства

Авторы: Е.В. ГОРШЕНИНА, д.э.н., профессор Южного института менеджмента (г. Краснодар),

К.Н. ВИЦЕЛЯРОВА, к.э.н., доцент Краснодарского государственного института культуры.

В статье рассматриваются основные требования, которые общество и государство предъявляют к бизнесу в связи с ожиданиями от предпринимателей социальной активности и ответственности. Кроме того, предпринимательская деятельность рассматривается в рамках правовых и этических критериев, норм, правил поведения, невыполнение которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

The article discusses the basic requirements that society and the state present to the business in connection with the expectations from the entrepreneurs of social activity and responsibility. In addition, entrepreneurial activity is considered in the framework of legal and ethical criteria, norms, rules of conduct, the failure of which threatens the subjects of entrepreneurial activities negative consequences.

Ключевые слова: предпринимательство, социальная ответственность, уровни социальной ответственности, предпринимательская этика, деловой этикет, моральные и нравственные нормы, деловое общение.

Keywords: entrepreneurship, social responsibility, levels of social responsibility, business ethics, business etiquette, moral and ethical standards, business communication.

Социальная ответственность в предпринимательской деятельности

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется социальная поддержка за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Однако общество и государство предъявляют к бизнесу определённые требования, связанные с

ожиданиями от предпринимателей социальной активности и ответственности, принятие ими добровольных обязательств. В настоящее время различают три уровня социальной ответственности в предпринимательской деятельности.

Первый уровень - базовый уровень ответственности, без достижения которого не возможна предпринимательская деятельность. Предприниматель должен выполнять следующие обязательства: быть законопослушным, своевременно платить налоги и заработную плату, по возможности предоставлять новые рабочие места (расширять рабочий штат). Например, оформление работников по Трудовому Кодексу РФ и полная выплата налогов означает снятие социальной напряженности в обществе и гарантии стабильности, а соблюдение законов РФ обеспечивает ведение хозяйственной деятельности в правовом поле.

Второй уровень - продвинутый уровень ответственности (корпоративная ответственность), который представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды предпринимателя. Предприниматель считает необходимым обеспечивать работников адекватными условиями не только работы, но и жизни, т.к. несёт ответственность за развитие своих сотрудников. К обязательствам предпринимателя относятся следующие: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Ведение такой деятельности делает привлекательной работу предприятия для инвесторов и потребителей.

Третий уровень - высший уровень социальной ответственности предполагает деятельность, которая не имеет своей целью получение экономических выгод. На этом уровне имеет место планирование и реализация таких мероприятий, которые направлены на снятие социальной напряженности, усиление имиджа предприятия, но при этом - отсутствует прибыль в денежном выражении. Это ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество. На этом уровне предприниматель считает необходимым поощрять и развивать какие-либо общественно значимые формы деятельности. Например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры, назначение и выплата специальным стипендий и премий талантливым гражданам, пенсий -заслуженным людям, участие в формировании фондов для поддержания определенных направлений жизни общества (больные дети, талантливые исполнители и пр.). Благотворительность как материальная помощь нуждающимся не относится социальной ответственности бизнеса. Также нельзя ассоциировать социальную ответственность с пиаром, саморекламой, политической деятельностью, государственными проектами и программами.

Социальная ответственность - это реализация не только экономических интересов и целей предпринимателя, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей, партнёров по бизнесу и общество в целом.

Предприниматель сам решает, на каком уровне он работает, но следует отметить, что реализация высшего уровня невозможна, если отсутствует предыдущий. Например, участие в серьезных мероприятиях на региональном уровне невозможно, если работники получают «черную» зарплату и работают нелегально, без выплаты полных налогов. Кроме того, предприниматель должен оценивать не только аргументы в пользу социальной ответственности предпринимательства (табл. 1), но и аргументы против - это нарушение принципа максимизации прибыли, расходы на социальную вовлеченность, недостаточный уровень отчетности широкой общественности, недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Таблица 1 - Социальная ответственность предпринимательства:

аргументы «за»

АРГУМЕНТЫ «ЗА» ОБОСНОВАНИЕ

Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. В долгосрочной перспективе у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ организации

Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности Сужается разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предпринимателей, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться ожидаемой и необходимой, а это повышает доверие к бизнесу

Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды, т.к. предприниматели сами являются членами общества

Моральное обязательство вести себя социально ответственно Предприниматель является членом общества, поэтому он должен действовать социально ответственно и способствовать укреплению моральных основ общества

Каждый предприниматель добровольно и самостоятельно составляет план социальных мер, но может и согласовать его с другими заинтересованными сторонами проекта. Эффективность социально ответственного бизнеса очевидна, но моментального эффекта ожидать не следует и положительные последствия можно увидеть спустя некоторое время. Важно на уровне составления плана выполнить полный мониторинг

ситуации и выявить проблемы общества, а затем формировать план социально-ориентированных мероприятий.

В результате проведения социально ориентированных мероприятий достигаются следующие результаты:

• повышается репутация и имидж бизнеса на уровне целевой аудитории;

• увеличивается объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

• развивается и укрепляется корпоративный бренд;

• появляются новые партнерские контакты;

• укрепляются связи с представителями бизнеса, государства, с гражданскими объединениями и организациям.

Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны. Вознаграждение социально ориентированных предприятий со стороны государства является ожидаемым, но не обязательным фактором данной деятельности. Иногда такие предприятия освобождаются от некоторых видов местных налогов, иногда предоставляются приоритеты в конкурсах и тендерах. Но такие меры не гарантированы никому, они не являются самоцелью бизнесменов.

Социально ответственная деятельность должна быть видна и воспринята обществом и бизнес-партнерами. Для этого предприниматель, реализующий план социально-ориентированных мероприятий, должен придерживаться основных правил: обязательность, честность, соблюдение этических норм во всём. Другими словами, во-первых, предприниматель должен всегда выполнять все свои обещания, демонстрируя этим своё уважение к потребителям и партнерам. Во-вторых, быть честным в рекламе, т.е. никогда не обещать того, что не может реализовать в своих продуктах или услугах. В-третьих, демонстрировать в своих продуктах или услугах соблюдение этических норм.

Выгоды для предпринимателя от ведения социально-ответственного бизнеса очевидны: граждане предпочитают покупать продукцию таких компаний; сотрудники предпочитают работу в таких компаниях; такие компании имеют показатели эффективности выше, чем у обычных компаний.

Предпринимательская этика и деловой этикет

Предпринимательская деятельность имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, невыполнение которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Предпринимательская этика - важнейший элемент поведения в условиях рынка, который имеет сложную систему взаимоотношений и существует по своим правилам. Рыночные отношения продавцов с покупателями в обязательном порядке регламентируются законами страны и проходят в правовом поле. Однако наравне с этими законами взаимодействие в предпринимательстве, как внутри фирм, так и за их пределами, определяется традициями рынка и его этикой.

Предпринимательская этика - это система моральных и нравственных норм, которая используется в условиях ведения бизнеса. Культура цивилизованного предпринимательства базируется на этике в общем смысле, т.е. предполагает практику поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, о моральных принципах, об обязательных нормах поведения.

Предпринимательская этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Противоречие между этикой и бизнесом остро проявляется в деловом общении, причем на разных уровнях: как между организацией и средой, так и внутри самой организации. В среде предпринимателей и вообще деловых людей по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции, первая - этические нормы соблюдать не обязательно, вторая - этические нормы в предпринимательстве обязательны.

Сторонники первой позиции - прагматики, которые полагают, что в деловом общении этика не нужна, т.к. единственная цель предпринимательства - это достижение любыми доступными средствами максимальной прибыли. С этой позиции этические нормы и сам язык этики рассматривается как помеха в деловом общении. Крайним случаем неэтичного поведения руководителей является нарушение закона. Сторонники второй более цивилизованной позиции считают обязательным соблюдение этических норм в деловом общении и рассматривают этику не только как необходимый нравственный элемент поведения, но и как инструмент для увеличения прибыли и укрепления деловых связей. Такой подход более эффективный, т.к. способствует становлению благополучной атмосферы в обществе, и соответственно, более благоприятной обстановке для ведения бизнеса.

Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране и мире, а также в профессиональной сфере деятельности. Общие положительные (позитивные) нормы поведения предпринимателей связаны с такими

понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость и др. Отрицательные (негативные) проявления неэтичного поведения характеризуются следующими чертами предпринимателя: необязательность, некомпетентность, лживость, недобросовестность, грубость и др.

Представим портрет цивилизованного предпринимателя, соблюдающего этические нормы. Это человек, который

• верит в свой бизнес и убеждён в полезности своей деятельности для себя и для общества;

• уважает государственную власть, законы, социальный порядок, собственность, общественные движения;

• оценивает риски конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

• уважает профессионализм и компетентность сотрудников и партнеров по бизнесу;

• ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы;

• уважает себя как личность, а любую личность - как себя.

Правила поведения предпринимателя с другими

предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами определяется деловым этикетом.

Основные элементы делового общения, которые предопределяют правила поведения в процессе общения, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные элементы делового общения

ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЕ

Соблюдение регламента Необходимо соблюдать правила приветствия и представления, нормы поведения, нормы речевого этикета

Строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа Необходимо учитывать ситуацию и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Т.к. в процессе общения деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия

Повышенная ответственность участников делового общения за его результат Необходимо уметь четко сформулировать цели коммуникации и верно определить интересы партнеров, т.к. успешное деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения

Строгое отношение к использованию языковых средств Не допускать в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, просторечных слов, слов ограниченной сферы употребления (архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов)

Деловой этикет - установленный порядок поведения и важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание делового этикета, умение культурно вести себя - основа предпринимательского успеха. Соблюдение правил поведения - признак респектабельности предпринимателя, его воспитанности и уверенности в себе. Чтобы овладеть навыками корректного поведения, предпринимателю необходимо соблюдать:

• правила представления и знакомства;

• правила проведения деловых контактов;

• правила поведения на переговорах;

• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

• требования к речи;

• культуру служебных документов;

• и другие элементы предпринимательского этикета.

Предприниматель должен иметь цивилизованный стиль поведения,

соблюдать предпринимательский этикет и создавать свой положительный имидж. Культура общения, чувство меры, доброжелательность, контроль над своими эмоциями определяют образ и тот самый имидж предпринимателя, который способствует его успешной деятельности.

Список литературы

1. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. - 90 с.

2. Мартиросян К.М. Основы социокультурного менеджмента: Учебное пособие / К. М. Мартиросян, Л.В. Янковская. - Краснодар: КГИК, 2016. - 154 с.

3. Предпринимательство: Учебник / Под. ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 687 с.

4. Пчелина О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. -92 с.

5. Ротать Л.С. Профессиональная этика и психология делового общения. - Санкт-Петербург: «Александровский лицей», 2011. - 120 с.

6. Федорянич О.И. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности: Учебник. - М.: Академия, 2015. -189 с. - ISBN 978-5-4468-1572-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.