УДК 17+33
Э.Е. Гордова (НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева) Тел.: (48762) 4-84-49; e-mail: gordova.ella@yandex.ru
ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается предпринимательская деятельность, которая, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность граждан, должна основываться на этических нормах, критериях, установках, правил поведения, отступление от которых может привести к негативным последствиям.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, этические основы бизнеса, культура организации, ценностные установки, социальная ответственность.
Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную,
инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.
Каждый предприниматель, бизнесмен уникален. Вместе с тем можно привести перечень качеств, необходимых личности для достижения успеха в бизнесе. Преуспевать в бизнесе - значит не только умело вести свои дела. Бизнес - это состязание людей в интеллекте, деловой хватке, энергии, выносливости, трудоспособности. Предприниматель, бизнесмен должен, во-первых, иметь желание достигать высот в своем деле, быть первым во всем, что происходит в его бизнесе, знать, чего он хочет, поэтому нужно постоянно жаждать роста и совершенствования; во-вторых, быть уверенным в себе, решительным, способным рисковать, с одной стороны, и брать на себя ответственность, с другой; в-третьих, ему должны быть присущи дальновидность, проницательность, контактность, честность и надежность, верность данному слову, ибо без этих качеств бизнесмена невозможен цивилизованный рынок; в-четвертых, умение работать с людьми, находить нужных и хороших сотрудников, предоставлять им широкие полномочия, самостоятельность и т.д. [1, с. 77]. Поэтому, предпринимательство - это не обычная, рядовая деятельность, а творческая активность, необходимая тем, кто занимается бизнесом. Среди многообразных целей предпринимателя наиболее
важными являются следующие: производство товаров и услуг, прибыль, социальные цели, развитие бизнеса.
Недаром слова «предприниматель», «предприимчивый» означают то, что у истоков социально - экономического развития должен стоять инициативный, находчивый, смелый, творчески мыслящий деловой человек, способный к новому делу и новаторскому подходу. Кроме того, к таким исконным чертам бизнесмена, как энергичность, самостоятельность, предприимчивость и т.д., добавилось чувство социальной ответственности. Заключение честных и взаимовыгодных сделок - важная функция современного предпринимательства. В соединении с другими она является важным практическим приложением его философии, суть которой - в служении обществу. Отметим также, что предприниматель должен создавать свой имидж. Он должен ясно осознавать, что вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, иметь свой цивилизованный стиль поведения, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [2, с. 29]. Одним из главных «орудий» создания имиджа служит этикет, который является важнейшей стороной профессионального поведения делового человека, менеджера, предпринимателя. Он помогает избежать промахов, конфликтов и сгладить их доступными, общепринятыми способами. Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона, эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения [3, с. 9-13]. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения [4, с. 276-292].
В свое время американский экономист М. Фридман и его последователи А. Ренд и Д. Хиршлейфер разработали теорию, согласно которой в бизнесе оправданы любые действия, если они не противоречат закону. Предприниматели вправе игнорировать любой негативный эффект, который их деятельность может принести служащим, потребителям, акционерам. Единственным ограничением в их деятельности могут быть юридические законы или законы рынка. Соображения честности, морали и справедливости не должны влиять на их бизнес. Их позиция получила название «жесткой этики». Эта концепция имеет как своих поклонников, так и противников.
Тезисы сторонников этой теории
1. Законы - это институционализированное выражение моральных норм, т.е., соблюдая законы, предприниматель не нарушает моральных принципов.
2. Законы, за соблюдением которых специально следят официальные лица, оказывают более эффективное влияние на бизнес, чем мораль.
3. Нормы морали многозначны и зависят от разных факторов, и в жизни они понимаются по - разному. Представление об этичности конкретного решения зависит от эмоций, личного интереса, опыта, группового давления. В бизнесе нельзя полагаться на столь зыбкие вещи. Ему необходим порядок и закон.
4. Моральные нормы сильнее ограничивают свободу, чем юридические законы и могут наложить также ограничения на предпринимательство.
5. Существует сложная структура взаимоотношений бизнеса и правительства через налоговую систему, контролирующие организации, общественные корпорации, правительственные контракты. Правительство регулирует бизнес и, наоборот, через лоббирование, финансирование выборных компаний, участие в государственных экономических советах бизнес воздействует на правительство. Многие считают, что в этой системе функция правительства - содействовать развитию бизнеса, а единственная моральная санкция в бизнесе - это законодательная санкция.
6. Если вести бизнес, руководствуясь этическими соображениями, то можно оказаться уязвимым в конкурентной борьбе.
7. Основные конструкции этой теории основываются на постулате функционирования предпринимательства в условиях свободного рынка.
Критика основных тезисов
1. Не все моральные нормы являются предметом законодательного регулирования.
2. Никто еще не доказал, что законы действуют на людей сильнее, чем мораль. Можно привести много примеров, когда люди нарушают законы, но не могут преступить нормы морали.
3. Законы тоже допускают многозначные трактовки, поэтому точное следование закону не гарантирует этически безупречное решение проблемы.
4. Число ситуаций, в которых моральные нормы сильнее ограничивают свободу бизнеса в целом меньше, чем число обратных им ситуаций. Кроме того, где моральные нормы сильнее ограничивают свободу, чем законы, моральный кодекс выступает в качестве неписаного законодательного кодекса.
5. Из сложной взаимосвязи бизнеса и правительства не следует, что к бизнесу следует применять только законодательные санкции; некоторые законы, регулирующие отношения бизнеса и правительства, сомнительны с моральной точки зрения (законы о налогообложении, позволяющие скрывать налоги). Возникают сомнения о том, насколько внимательно следит правительство за выполнением закона, не оказывает ли бизнес давление на правительство. Одних юридических законов для бизнеса недостаточно.
6. Уязвимость в конкурентной борьбе - понятие относительное. Цель бизнеса - извлечение прибыли. С моральной точки зрения здесь нет ничего плохого. Проблемы могут возникнуть из-за средств и последствий этого удовлетворения, т.е. если бизнес принесет вред другим.
7. Реальная экономическая жизнь - это не свободный рынок. Его свобода ограничена монополиями, формами собственности, регулирующей деятельностью государства [5]. Таким образом, авторы данной теории считали, что, следуя этим правилам, бизнесмены принесут обществу больше пользы, чем, если бы они следовали нормам морали. В то время как, с моральной точки зрения в бизнесе недостаточно руководствоваться только юридическими законами и законами рынка, и представители предпринимательской и управленческой среды должны придерживаться таких установок и ценностей этического характера, как долг, справедливость, честность, порядочность и т.д.
Помимо перечисленных факторов необходимо также соблюдать кодекс предпринимательской этики. В общем плане отметим, что по решению Торгово-промышленной палаты РФ началась разработка национальной программы «Российская деловая культура» и был подготовлен Кодекс предпринимательской этики для обсуждения и последующего принятия деловым сообществом России. Во введении этого документа говорится о том, что предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе, - неотъемлемая и важнейшая часть современной экономики. Предприниматели - фермент общества и благодаря их предприимчивости, энергии, творчеству, изобретательности, одержимости, увлеченности своим делом растет благосостояние общества. Далеко не каждый может стать настоящим предпринимателем, поскольку для этого требуется редкое сочетание многих качеств и способностей.
Значение предпринимательства определяет его права и ответственность в обществе. Никакое законодательство, никакие контракты не в силах предусмотреть возможные повороты жизни. Очень часто предприниматель должен принимать решение, исходя из того, что подсказывает здравый смысл и совесть. Без опоры на совесть, моральные принципы и ценности он обрекает себя на личный крах, экономику - на гибель. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где все более прозрачными становятся границы между государствами, принципы ведения дел предпринимателями являются мерилом репутации в международном деловом сообществе, по ним «встречают» и «провожают». Российские предприниматели стремятся к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.
I. Принципы личности
1. Честь и достоинство человека, свобода принятия решения - превыше всего. Право на них дается и обеспечивается выполнением принятых обязательств перед собой и людьми.
2. Уважение к другим участникам дела - основа отношений с ними и самоуважения.
3. За все хорошее и плохое нам неизбежно воздается. Не плоди зла, множь добро.
II. Принципы профессионала
4. Показатель делового успеха - прибыль. Гарантия прибыли - хорошее качество товара и услуг, владение современной техникой делового общения, репутация надежного, компетентного и порядочного партнера.
5. Лучшая основа делового взаимодействия - взаимное доверие; самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Будь таким, каким ты хочешь видеть лучшего своего партнера.
6. Конкуренция двигает дело, ориентация на сотрудничество укрепляет его, стремление раздавить конкурента - уничтожает.
III. Принципы гражданина России
7. Не нравятся власть и закон - меняй, пока не заменил - подчиняйся и соблюдай.
8. Своевременно делись своими благами с теми, кому повезло в жизни меньше, чем тебе. Установи социальную справедливость до того, как тебя принудят это сделать другие.
9. Бери на себя ответственность за судьбу России, ее процветание и достойное место в мире.
IV. Принципы гражданина Земли
10. Ничего лучшего, чем Земля и ее природа, мы не создадим, а бездумно уничтожить - можем.
11. Преступность и коррупция процветают во всем мире за счет страха перед ними, но сами боятся союза нормальных, ответственных, влиятельных и порядочных людей. Мы - эти люди.
12. Представители других культур, верований и стран, в том числе предприниматели, не хуже и не лучше нас, они просто другие. Будем учиться у них, не стремясь поучать. Многие проблемы у нас общие [6, с. 267]. Конечно, трудно надеяться на то, что все предприниматели будут в полной мере соблюдать все указанные пункты кодекса, но к этому надо стремиться. И все же, какие-то отступления, отклонения, упущения неизбежны, но необходимо, чтобы эта мера отклонений была невелика, и отход от принципов этики предпринимательства носил характер исключений. Еще раз стоит подчеркнуть, что главное - это, прежде всего, честность и вытекающее из нее доверие друг к другу участников предпринимательских операций, ответственность, уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики деловых отношений, способствование успеху других. Это правопослушность, умеренность, умение справиться с необузданными желаниями, соблюдать разумные пределы, и наконец, культура поведения в самом непосредственном смысле этого слова.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура. Организация является базовым основанием организационной культуры, в которой отражена, прежде всего, культура общества в целом: ценности, идеалы, религиозные символы и верования, традиции и обычаи. В то же самое время организация создает собственную культуру, в процессе производства материальных благ создаются
не только услуги или соответствующий товар, но и некое культурное пространство: соответствующие ценности, определенные символы, обычаи и традиции. Этический стиль взаимоотношений внутри организации, фирмы, вырабатывается всеми ее сотрудниками и зависит от их совместных усилий [7]. Организация представляет собой сложную систему, состоящую из различных подсистем: технологической, административной, социальной и т.д. Культура в этом подходе рассматривается как одна из подсистем, выполняющая функции адаптации предприятия к окружающей среде и идентификации его сотрудников [8, с. 73-81].
Культура организации, фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами: организацией предпринимательской деятельности; уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и работников; наличием особого стиля управления; созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы; наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма; высокой профессиональной компетентностью руководителей, менеджеров, сотрудников и возможностью их обучения; достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением; ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг; хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей; внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг; созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда; обеспечением здорового морального климата в фирме и др. Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Для поддержания сложившейся системы культурных ценностей организации, необходимо постоянно оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций сотрудников для максимального сближения их с ценностями самой организации. Ценностные ориентации - это та картинка, которая отражается в нашем сознании. То, что мы считаем как должно быть. Ценностные установки - то, чем мы реально руководствуемся, порой даже не осознавая этого. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации. Ценностные установки ориентируют человека, предпринимателя, бизнесмена в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.
Особо выделяются моральные обязательства предпринимателей и компаний по отношению к следующим категориям лиц: покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства); работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права, стимулирование и поощрение); владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал,
свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции); поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.); конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности).
Следовательно, этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Это положение справедливо как на макроуровне, так и на микроуровне. На первом учитывается важность этики в масштабе экономической системы. Неэтичное поведение искажает, деформирует рыночную систему, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. На втором рассматривается важность этики для отдельно взятой компании. В долгосрочной перспективе неэтичное поведение приводит к ухудшению результатов деятельности [9, с. 35]. Мы видим, что и на макро- и на микроуровне, этика является атрибутивной составляющей успешного бизнеса. Этичное поведение поддерживает рыночную систему, а неэтичное -препятствует нормальному функционированию рынка. Покупатели получают выгоды от этичного поведения, которое порождает доверие, необходимое для поддержания отношений обмена. Продавцы - также извлекают выгоды из отношений обмена, которые возможны лишь при наличии доверия, обеспечиваемого этичным поведением.
Этической нормой поведения бизнесмена в США считается рационализм, основанный на следующих принципах: индивидуальность личности; объективная оценка деятельности личности; суверенитет личности, предполагающий личный выбор предпочтений и свободу в их реализации; сопоставление затрат и результатов деятельности: личной выгоды и усилий по ее достижению. В концепции американского бизнеса неэтичным поведением, наказуемым по законодательству, являются: коррупция, укрывательство доходов от налогообложения, предоставление недостоверных сведений в финансовой отчетности фирмы. В США строго контролируется выполнение законов. Большое значение придается прозрачности деятельности компании, честности в отношении уплаты налогов и выполнение договорных обязательств [10, с. 19].
Этика современных бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. Следует отметить, что в России сложились определенные поведенческие установки и стереотипы мышления. Имеются в виду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Некоторые новые российские бизнесмены осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах, как «Прибыль любой ценой», «Не обманешь - не продашь» и т.п. Новоявленные бизнесмены заботятся больше о своих карманах, чем о своей репутации. Отсюда - случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежение
интересами партнера, а то и откровенное стремление обмануть его [11, с. 5255].
К сожалению, безупречная этика современных бизнесменов пока у нас не совсем прижилась. Они считают, что в обстановке неуверенности и страха главное - выжить и тут не до соблюдения этических требований. Но на деле это - глубокое заблуждение. Острейшая конкуренция часто толкает бизнесменов на преступления. Но все равно основа бизнеса - это честность, порядочность, стремление не «объегорить партнера», а действовать взаимовыгодно, развивать партнерские отношения. Сегодня во всем мире рыночные связи базируются на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга, что и составляет основу деловой этики предпринимателя. Все же подлинные этические основы бизнеса в России, по-видимому, предстоит сформировать. Самостоятельный выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе - личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, предпринимателя, руководителя какой-либо организации, корпорации этот выбор весьма существенно сказывается как на его работниках, так и самого бизнеса в целом.
В различных публикациях содержатся замечания и пожелания западных предпринимателей своим российским коллегам. Их можно сгруппировать следующим образом.
1. Бизнес делается на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции. Деловой риск ничего не имеет общего с риском переступать закон. Порядочность -визитная карточка предпринимателя.
2. Незнание трех «золотых правил» предпринимательства - причина многих неудач российских предпринимателей. Эти правила следующие: рекламируя себя, не порочь своих соперников; потребитель - король; умей выбирать партнера, не жги мосты общения с ним.
3. Главный показатель эффективности предпринимательства -практические результаты: получение прибыли, профессиональное удовлетворение, утверждение положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда прочности фирмы.
4. Морально-психологическая неподготовленность к бизнесу предпринимателей проявляется в их неуемном стремлении к сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, недопонимании важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности.
5. До сих пор в России можно констатировать мизерный объем маркетинговой информации. Отсутствуют справочники о фирмах, а также информационные механизмы нахождения партнеров. Неэффективная реклама. Отсутствие практики сбора информации о потребительском и покупательском спросе.
6. Технология деловых отношений недостаточно развита. Необходимо знать технику переговорных отношений, соблюдать деловой протокол, этику
коммерческого общения, ориентироваться в особенностях национальной и региональной психологии партнеров.
7. Все еще существуют языковые и терминологические трудности. Необходимо иметь ясное представление о базовых понятиях в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела, грамотно оформлять документацию.
8. Самое трудное в общении с российскими предпринимателями -несовременное мировоззрение, упрощенная деловая мотивация, недостаток нестандартных подходов при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач [5].
В условиях перехода к рыночным отношениям усвоение навыков делового общения, развитие его культуры значительно актуализировалось, ибо на повестку дня встал вопрос о том, какой рынок будет в России -«цивилизованный» (нравственный) или «дикий» (безнравственный). Если в России создается цивилизованный рынок, а не криминальный, то без соблюдения этических норм и подходов не обойтись, деловых успехов не добиться, а имеющийся капитал легко растерять. В этом плане Уткин Э. А. подчеркивает, что по мере продвижения России в современную рыночную экономику постепенно меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении, вновь проявляются на новом качественном уровне старые добрые российские традиции в предпринимательстве. Бизнесмены России все активнее приобретают новые черты, более современные ценностные ориентиры. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура, нацеленная на удовлетворение требований рынка, на приоритет общественных, а не личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах наших предпринимателей, что свидетельствует о том, что процесс приобщения их к требованиям и условиям современного рынка форсируется, появляется новая основа для выкристаллизации совершенно иной этики бизнеса [12, с. 8]. Размышляя над тем, как же предотвратить нарушения морали предпринимателями, следует сказать, что закон не обеспечивает это, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Следовательно, опираться нужно на нравственные и ценностные установки самого предпринимателя.
В заключение остается добавить, что чем больше предпринимателей в России заинтересуются в продолжительном успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и этики бизнеса в частности. Должно существовать честное предпринимательство, основанное на общечеловеческих ценностях, на принципах высокой морали, уважении людей с которыми работаешь.
Литература
1. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учеб. пособие. М., 2000. 196 с. Библиогр. в конце кн.
2. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М.: Изд-во УРАО, 2001. 136 с.
3. Земляков Ю.Д., Гордова Э.Е., Гордов Ю.В. Структурно-функциональные компоненты профессиональной этики // Вестник Международной Академии Системных Исследований. Информатика, Экология, Экономика. 2013. Т. 15. № 2. С. 9-13.
4. Гордова Э.Е. Этика и этикет: аспекты взаимодействия в сфере бизнеса // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 4.2. С. 276-292.
5. Гордова Э.Е. Философское исследование этических отношений в бизнесе. Новомосковск: Российский хим.-технологич. ун-т им. Д. И. Менделеева, Новомосковский ин-т (фил.), 2011. 174 с. Библиогр.: с. 165174.
6. Назаров В.Н. Прикладная этика. М.: Гардарики, 2005. 302 с.
7. Гуськова Э.Е. Современные концепции экономической этики : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. Тула, 2006. 19 с.
8. Мелешко Е.Д., Гордов Ю.В. Нравственные ценности организационной культуры [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2012. № 4. С. 73-81. URL: http://tsput.ru/fb/hum/4/index.html#73/z
9. Фритцше Д. Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 336 с.
10. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консалтбанкир, 2002. 576 с.
11. Гордова Э.Е. Этика бизнеса: установки, ценности, приоритеты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1-1. С. 52-55.
12. Уткин Э.А. Этика бизнеса. М.: Зерцало, 2000. 256 с.
E.E. Gordova
ETHICAL ORIENTATION AND VALUABLE INSTALLATIONS IN ENTERPRISE ACTIVITY
In given article enterprise activity which, as well as any economic, economic, professional work of citizens, should be based on ethical standards, criteria, installations, behaviour rules deviation from which can lead to negative consequences is considered.
Keywords: enterprise activity, ethical bases of business, culture of the organisation, valuable installations, social responsibility.