Научная статья на тему 'Сущность права: социально-философский подход'

Сущность права: социально-философский подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1366
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВО / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / БЫТИЕ ПРАВА / СВОЙСТВА ПРАВОСОЗНАНИЯ / ЦЕННОСТЬ / ПРАВОВЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LAW / LEGAL LIFE / PUBLIC CONSCIENCE / LEGAL CONSCIENCE PROPERTIES / PUBLIC RELATIONS / LEGAL CONSCIENCE / EXISTENCE OF LAW / IMPORTANCE / LEGAL VALUES / SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белинова Оксана Анатольевна

В статье обсуждается концепция социально-философской трактовки сущности права и структуры правосознания. Право раскрывается в качестве факта социальной жизни, имеющего антропоморфную структуру бытия и отражающего все многообразие социальных отношений посредством правосознания. Обосновывается высокая императивная сила правовой сферы общества по отношению к поведению людей. Впервые даются описание структуры правосознания с позиции доминанты ценностно-нормативной составляющей, авторская интерпретация понятия права и правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF LAW: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL APPROACH

The conception of social and philosophical interpretation of the essence of law and the structure of legal conscience is discussed in the article. The law is revealed as a fact of social life having an anthropomorphic structure of existence and reflecting all variety of social relations by means of legal conscience. The high imperative force of the legal sphere of society in relation to behavior of people is substantiated. The description of the structure of legal conscience from a perspective of a leitmotiv of a valuable and standard component is given for the first time. The article also gives the author's inter-pretation of law conception and legal conscience

Текст научной работы на тему «Сущность права: социально-философский подход»

СУЩНОСТЬ ПРАВА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

ESSENCE OF LAW:

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL APPROACH

О. А. Белинова O.A. Belinova

Правосознание, право, правовая жизнь, общественное сознание, бытие права, свойства правосознания, ценность, правовые установки, ценностные ориентации, общественные отношения. В статье обсуждается концепция социально-философской трактовки сущности права и структуры правосознания. Право раскрывается в качестве факта социальной жизни, имеющего антропоморфную структуру бытия и отражающего все многообразие социальных отношений посредством правосознания. Обосновывается высокая императивная сила правовой сферы общества по отношению к поведению людей. Впервые даются описание структуры правосознания с позиции доминанты ценностно-нормативной составляющей, авторская интерпретация понятия права и правосознания.

Legal conscience, law, legal life, public conscience, existence of law, legal conscience properties, importance, legal values, system of values, public relations. The conception of social and philosophical interpretation of the essence of law and the structure of legal conscience is discussed in the article. The law is revealed as a fact of social life having an anthropomorphic structure of existence and reflecting all variety of social relations by means of legal conscience. The high imperative force of the legal sphere of society in relation to behavior of people is substantiated. The description of the structure of legal conscience from a perspective of a leitmotiv of a valuable and standard component is given for the first time. The article also gives the author's interpretation of law conception and legal conscience.

В современном обществе право предстает в качестве основного регулятора всей совокупности общественных отношений, образуя собой весомую часть социальной жизни. На наш взгляд, оценка права как реального социального факта имеет решающее значение в процессе построения правового государства и гражданского общества. От того, насколько и как различные социальные группы осознают необходимость в правовом регулировании общественных отношений, во многом зависит, какую конкретную форму принимает общественный процесс развития в той или иной стране. Между тем в научных исследованиях преобладает позитивистский подход к объяснению правовых явлений, в котором социальный аспект их сущности слабо акцентирован.

На необходимость социально-философс-кого изучения сущности права было обращено внимание отечественными учеными в семиде-

сятых годах XIX века. Идеологами социально-философской теории права являются С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский, Г.Д. Гурвич, Н.М. Коркунов. Отечественные исследования в социологическом и социально-философском направлениях конца XIX - начала XX веков заложили основы нового концептуального взгляда на право, традиции которого в некотором смысле были утеряны или не усвоены до конца в XX веке. В частности, передовой является идея о том, что право является не застывшей догмой или объективным правом, а системой норм, постоянно и регулярно осуществляющихся в жизни, т. е. социальным фактом. В частности, Б.А. Кистяковский поясняет это положение тем, что «надо смотреть на то право, которое живет в народе и выражается в его поведении, в его поступках, в его сделках, а не на то право, которое установлено в параграфах кодексов» [Кистяковский, 1999, с. 206]. Для

развития социально-философской методологии обозначенной нами проблемы современные исследователи используют понятие «правовая жизнь». Здесь следует отметить работы К.Т. Вельского [Вельский, 1982], A.B. Малькова, А.Е. Михайлова, И.Д. Невважай [Мальков, Михайлов, Невважай, 2002]. Применение принципа «философии жизни» к социальной реальности позволяет понять повседневную жизнь как органическую динамическую систему, способную к самоорганизации, продуцированию норм рационального поведения и социальной деятельности. В данной статье автор делает попытку применения комплексного подхода к описанию социально-философской методологии правосознания, определению места правосознания в структуре общественной жизни.

Одной из задач методологии в данном случае является определение структуры правовой жизни. Сточки зрения диалектического подхода общество есть материально-идеальная реальность, т. е. единство общественного бытия и общественного сознания. Последнее, в свою очередь, отражает общественное бытие. Можно предположить, что, обладая диалектическим единством с обществом, право имеет ту же структуру. Тем самым правовое бытие (материальное) и правовое сознание (идеальное) образуют право как социальный факт, проявляясь в правоотношениях и правовой практике.

Бытие права имеет многогранную структуру, и создание ее теоретической модели представляет некоторые трудности, обусловленные глубиной феномена права. Тем не менее в работах ряда исследователей представлены определенные взгляды на этот вопрос. Согласно одному из них, считается, что философия общества - это другая сторона философии человека, его роли в мире и отношения к Универсуму. С.А. Ан справедливо замечает: «В стремлении познать универсальные истины мы приходим к необходимости познания сущности человека» [Ан, 2010, с. 6]. Человек - субстрат любой формы социальности, от простейшей общности до современных цивилизационных и по-

литических суперсистем. Более того, он сам же и создает эту социальность, которая приобретает свойство антропоморфности. Антропоморфный подход к структуре бытия права выделяет в ней, подобно бытию человека, такие сферы сущего, как «дух права», «душа права», «тело права» [Мишина, 2011, с. 98; Белинова, Фомин, 2012, с. 31-32]. «Дух права» представляет собой воплощение абсолютных духовных (нравственно-правовых) ценностей, прежде всего ценности жизни, собственной ценности права. Дух права, как и дух времени (гене-зисного направленного характера социальной жизни), есть его абсолютный смысл. «Душа права» воплощается в форме естественного права в значении осуществленного человечеством восприятия высших общечеловеческих ценностей и «социально оправданной свободы (возможности) определенного поведения людей» [Алексеев, 1999, с. 26]. Естественное право составляют правовые требования, идеалы и прообразы юридических норм, которые не могут быть нормативно-ценностной основой регулирования поведения людей, требующей определенности и обеспеченности критериев поведения. Такие конкретизированные социальные нормы образуют «тело права» -право позитивное, выраженное в источниках права (нормативно-правовых актах).

Юристы пользуются термином «бытие», как правило, не в философском смысле, а для обозначения всего относящегося к праву, связанного с правом. Таким образом, «правовое бытие» - это все сущее, имеющее атрибут правового, существование всех правовых явлений, или «жизнь права». Бытие права, таким образом, является более узким понятием, чем правовая жизнь. Последняя, в свою очередь, включает в себя не только «жизнь права», правоотношения и правовую практику, но и совокупность общественных отношений, отражаемых правосознанием.

Без включения в правовую жизнь всех общественно значимых явлений социальной реальности трудно объяснить своеобразие правосознания. Обзор различных трактовок право-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

сознания в специальной литературе свидетельствует об отсутствии некоторого общего взгляда на его сущность, но в своей совокупности позволяет выделить его ключевые свойства:

1) свойство отражения. Социальный подход к правосознанию предполагает, что оно есть форма отражения реально существующей объективной правовой действительности. Данный взгляд несколько ограничен, поскольку, во-первых, связь правового сознания с отражением правовой действительности не исключает его связь с другими видами этой действительности (экономической, политической, культурной); во-вторых, в структуру правосознания включено не только отражение действительного (или сущего), но и определенные идеи права, т. е. представления о должном в праве. В связи с этим необходимо выделить уровни объекта правового отражения: во-первых, общественные отношения, урегулированные правом, лежащие в основе всей правовой структуры общества; во-вторых, общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании; в-третьих, механизмы правового регулирования, включающие государственно-правовые институты и основанные на них правовую практику, нормы права, правовые отношения, законность, правопорядок; в-четвертых, правовые идеи, взгляды, теории, правовая наука;

2) свойство когнитивности. В любом факте проявления материального бытия заложена некоторая идея (сущность), которую и обнаруживает сознание. Другими словами, материальное бытие, воспринимаясь сознанием и проявляясь в нем, преобразовывается в идеально-материальную субстанцию, формируя тем самым мир идей, представлений, взглядов. Это относится и к правосознанию. Общественные отношения формируют в индивидуальном сознании не только определенные представления о должном поведении в правоотношениях, т. е. мир идей о праве, знания о праве, но и определенную «социально-правовую "картину" окружающей его действительности» [Щегорцов, 1981, с. 31]. Благодаря

смыслообразующему свойству правосознания формируется образ права;

3) свойство ценностной оценки. Правосознание активно и целенаправленно творит правовые идеи (смыслы), транслирующиеся через ценностные ориентации и проявляющиеся в правовых установках личности в акте правового взаимодействия. Правосознание выступает как некоторая психоинтеллектуальная структура, имеющая ценностное содержание [Фабрика, 2007]. Благодаря этому свойству и при помощи волевого компонента знание о праве превращается в стойкое убеждение или ценностную оценку этого знания, определение его значимости в структуре общественных отношений;

4) волевое или регулятивное свойство проявляется в социально-правовых установках и ценностных ориентациях. Правовые установки и ценностные ориентации личности представляют собой «...определенную систему, которая характеризует человека как личность, составляет ядро его мировоззрения, основу морального облика, определяет направленность и характер его поведения» [Гендин, 2012, с. 274].

Обозначенные свойства правосознания позволяют определить его как ценностное отношение к социальной действительности, которое является выражением активности общественного сознания и составляет основу практического правового действия.

Таким образом, многочисленные исследования сущности права привели к тому, что из дихотомии абстрактных естественных прав и догматического юридического закона право понимается как факт социальной жизни. Правовая жизнь общества представляет собой совокупность идеалов, ценностей, норм, реализующихся в законности и правопорядке, отражающих все многообразие общественных отношений и уровень правовой культуры. Среди других социальных явлений правовая сфера общества обладает высокой императивной силой по отношению к поведению людей, выступает важным средством социального контроля

и социальной регуляции. Правосознание представляет собой ценностно-нормативное отражение всей правовой жизни. Знания, полученные правосознанием в ходе отражения социальной действительности, требующей правового регулирования, обязательно подвергаются оценке, которая обусловливает выбор правовых средств и определяет направленность и характер общественного поведения.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. 330 с.

2. Ан С.А. Новый подход к философии гуманитарного образования // Проблемы гуманитарного образования: сб. науч. ст. / под ред. С.А. Ан. Барнаул: АлтГПА, 2010. С. 4-9.

3. Белинова О.А., Фомин В.Е. Ценность права и ценности в праве // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1. С. 29-34.

4. Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: монография. М.: Высшая школа, 1982. 183 с.

5. Гендин A.M. Ценности и ценностные ориентации в системе факторов детерминации деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 269-277.

6. Кистяковский Б.А. Социология и философия права. СПб.: РХГИ, 1999. 800 с.

7. Мальков A.B., Михайлов А.Е., Невважай И.Д. Правовая жизнь: философские и общетеоретические проблемы // Новая правовая мысль. 2002. № 1. С. 4-12.

8. Мишина И. Аксиологическое правопонима-ние // Право Украины. 2011. № 1. С. 96-100.

9. Фабрика И.В. Аксиологическая сущность правосознания личности: теоретический аспект: дис. ...канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 203 с.

10. Щегорцев В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. 174 с.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.