Sources:
1. Balyhin M.G. Razvitie predprinimatel'stva v vysshem uchebnom zavedenii na osnove kommerciaHzacii rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti: dis... d-r. ekonom. nauk / M.G. Balyhin. Sankt-Peterburg, 2016. 41 s.
2. Grigor'ev Yu.V. Vyyavlenie novyh ob"ektov intellektual'noj sobstvennosti predpriyatiya [Elektronnyj resurs]. URL: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129770 (data obrashcheniya: 01.04.2019).
3. Ermolenko V.V., Lanskaya D.V., Meteleva E.P. Model' sistemy problemno- orientirovannogo upravleniya infrastrukturoj innovacionnoj ekosistemy universiteta // Vestnik Akademii znanij. 2018. № 3(26). S. 129-140.
4. Ermolenko V.V., Yakovlenko A.E. Formirovanie effektivnoj sistemy upravleniya kommercializaciej universitetskih inno-vacij v usloviyah ekonomiki znanij // Ekonomika znanij v Rossii: ot generacii znanij i innovacij k novoj industrializacii: materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakaryan. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2018. S. 132-143.
5. Kuznecov P.A. Proektnyj ofis kak klyuchevoe zveno upravleniya innovaciyami v universitete // Ekonomicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. №10 (71). S. 297-299.
6. Lanskaya D.V. Koordinaciya deyatel'nosti ob"ektov infrastruktury innovacionnoj ekosistemy // Vestnik Akademii Znanij. 2018. № 6 (29). S.180-186.
7. Chernov S.A. Zashchita intellektual'nyh prav pri vedenii innovacionnoj deyatel'nosti na predpriyatii // Biznes v zakone. 2009. № 5. S. 362-366.
В.А. Исмаилов - докторант Азербайджанского Технологического Университета, [email protected],
V.A. Ismayilov - Doctoral candidate Azerbaijani Technological University.
СУЩНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ESSENCE OF THE CONSUMER MARKET AND ITS ROLE IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
Аннотация. В работе исходя из новых экономических условий впервые исследуется фундаментальная проблема экономической науки - уточнение роли потребительского рынка в социально-экономическом развитии национальной экономики в условиях формирования новых экономических отношений. Работе изучается круг актуальных вопросов, связанных с оценокй содержания и сущности потребительского рынка, формированием данного рынка в трансформационных период, проводится анализ различных теоретических подходов к понятию потребительского рынка, осуществляется типология потребительского рынка на основе различных классификационных признаков, производится классификация основных функций потребительского рынка и т.д. В заключении статьи отражаются научные выводы по исследуемой теме. В работе особо отмечается то, что по результатам исследования было выявлено, что потребительский рынок - это система экономических отношений, которые развиваются на основе конкуренции, оценки, маркетинга, механизмов государственного регулирования, координируют сферы производства и потребления, создают баланс между спросом и предложением путем обеспечения спроса населения и интересов производителей на основе инфраструктуры, организованной в сфере купли-продажи потребительских благ.
Annotation. In work proceeding from new economic conditions the fundamental problem of economic science - specification of a role of the consumer market in social and economic development of national economy in the conditions of formation of the new economic relations is for the first time investigated. To work the circle of the topical issues connected with value contents and entities of the consumer market, formation of this market in transformational the period is studied, the analysis of various theoretical approaches to a concept of the consumer market is carried out, the typology of the consumer market on the basis of various classification signs is carried out, classification of the main functions of the consumer market, etc. is made. In the conclusion of article scientific conclusions on the studied subject are reflected. In work the fact that by results of a research it was revealed that the consumer market is the system of the economic relations which develop on the basis of the competition, assessment, marketing, mechanisms of state regulation is especially noted, coordinate spheres of production and consumption, create balance between supply and demand by ensuring demand of the population and the interests of producers on the basis of the infrastructure organized in the sphere of purchase and sale of the consumer benefits.
Ключевые слова: потребительский рынок, регулирование потребительского рынка, классификация потребительского рынка, функции потребительского рынка, региональный рынок.
Keywords: consumer market, regulation of the consumer market, classification of the consumer market, function of the consumer market, regional market.
Из-за продолжающегося долгосрочного глобального экономического кризиса потребительский рынок работает в самых сложных и неблагоприятных условиях. Многие экономисты отмечают, что происходящие процессы носят системный характер. Реформы, проведенные в последние годы в национальных экономиках, привели к увеличению предложения товаров (на рынке появилось изобилие, в основном, за счет импортных товаров), активизируется процесс формирования рынка жилья, страховых, медицинских, образовательных услуг, начали развиваться рыночная экономика, малый бизнес, конкуренция и другие институты.
Следует отметить, что в зависимости от вступления экономики в фазу рецессии наблюдается стагнация промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение реальных доходов и уровня жизни населения, а также рост потребительских цен.
Снижение инвестиционной активности, износ основных фондов может привести к техногенному экономическому кризису. Такой кризис может привести к сокращению товарного производства и новой волне рецессии.
Будущие цели и задачи развития народного хозяйства, приоритеты структурной и инвестиционной политики, принципы социально-экономической структуры нашли свое отражение в программах экономического развития и государственных программах развития регионов страны. Однако следует учитывать, что необходимо принять срочные меры для сохранения сбалансированного потребительского спроса и предложения товаров, чтобы нормализовать ситуацию на потребительском рынке.
Прежде чем выявлять роль потребительского рынка в экономике страны, в ее развитии, необходимо четко определить содержание понятия «потребительский рынок».
Идеология рыночной экономики формировалась в течение нескольких столетий. Естественно, что изменения, произошедшие в производительных силах и производственных отношениях, оказали свое влияние на идеологию рыночной экономики. В результате такого влияния произошли изменения в аппарате этого понятия, а также, в содержании понятия рынок и потребительский рынок.
Не случайно, что существуют различные мнения о понятии рынка в контексте его содержания как экономической категории. Однако, несмотря на все это, в их основе лежат операции по купле-продаже. Эти операции осуществляются в рамках формирования и развития рыночных экономических отношений. Необходимо отметить, что темпы и границы рыночных отношений зависят от того, насколько этот обмен выгоден, полезен и благоприятен для всех участников этих отношений.
В центре всех этих отношений стоит обмен и сам рынок, на котором осуществляются ряд экономических, финансовых и других операций. По характеру функциональных операций, которые осуществляет рынок, как экономическая категория в экономической и хозяйственной практике, существуют различные формы его проявления. Как одну из форм проявления рынка можно показать потребительский рынок. На этой основе, было бы правильным отметить, что существует тесная связь между производством и потреблением, реализуемая через потребительский рынок. Многое в хозяйственной практике зависит от состояния этой связи.
В целом, следует отметить, что нет ничего более естественного, чем серьезное отношение к феномену рынка, его различным формам и типам проявления в странах с развитой рыночной экономикой, в особенности -развитой классической рыночной экономикой.
Еще в XVIII веке Адам Смит особо отмечал, что конечной целью производства является потребление. Позже, эта мысль была развита К.Марксом. Он писал, что производство выступает посредником потребления, создает материал для него, без него не было бы предмета у потребителя... Без производства нет потребления, однако и без потребителя нет производства, потому что, в этом случае у производства не было бы никакой цели
[4].
Распределение спроса и предложения между субъектами рынка происходит в сфере потребительского рынка. В процессе деятельности потребительского рынка реализуется основная цель всей хозяйственной жизни - осуществляется более полное обеспечение различных потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах. Необходимо отметить, что на рынке средств производства нет спроса на такое обеспечение.
Наряду с другими рынками (рынка средств производства, рынка труда, финансового рынка, кредитного рынка и др.), потребительский рынок обеспечивает эффективность и развитие процесса воспроизводства. Это связано со всеми производственными фазами: производство, распределение, обмен и потребление, что обеспечивает согласование интересов между субъектами процесса переработки посредством механизма баланса спроса и предложения. Потребительский рынок активно участвует в материальном и денежном обращении, регулирует экономические отношения между отдельными субъектами воспроизводства. Он обеспечивает движение денежного обращения в стране, и в своей основной массе действует в сфере кредитования. Нарушение равновесия на потребительском рынке приводит к сбоям в финансовой системе страны, количество денег в обращении меняется.
Потребительский рынок действует наряду с рынком труда, потому что спрос и предложение на рабочую силу влияет на конъюнктуру потребительского рынка. В то же время, различные формы и типы проявления рынка, включая и рынок жилья, оказывают взаимное влияние друг на друга. Рост купли недвижимости населением изменяет структуру его денежных расходов, снижает объем денежных средств на приобретение товаров потребления, или же процессы идут в обратном направлении. Соответственно, развитие рынка недвижимости ослабляет денежное бремя потребительского рынка.
В то же время, потребительский рынок напрямую взаимодействует с информационным рынком. Субъекты потребительского рынка определяют направление и объемы своей деятельности, каналы движения товаров на основе получаемой ими информации. Все звенья процесса расширенного воспроизводства, как саморазвивающаяся система, выступают инструментом социально-экономического развития.
В XIX-XX вв. политическая экономия рассматривалась как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, благодаря которому был полностью признан общественный характер труда.
В таком контексте концепция, используемая многими современными экономистами, имеет более глубокое содержание. Они рассматривают рынок в контексте общественного воспроизводства.
В рамках выбранной темы, на основе изучения основных направлений и содержания исследований, проводимых в современный период, можно прийти к такому выводу, что за последние десятилетия существует особая необходимость в систематизации научных взглядов, сформированных в связи с потребительским рынком.
С другой стороны, существуют важные причины, которые актуализируют проведение исследований в этих областях. Необходимо отметить, что одна из причин этого заключается в том, что в экономической литературе зарубежных стран отсутствует всеобъемлющая концепция понимания потребительского рынка. Тем не менее, существует необходимость в широком концептуальном подходе и здесь должны быть отражены все аспекты сложной экономической системы.
В результате, некоторые авторы отождествляют это с условиями продажи товаров, сферой торговли, в то время как другие, говоря о потребительском рынке, имеют ввиду всю совокупность субъектов рынка, или товарно-денежные отношения, выражающие связь между производителями и потребителями материальных ценностей и услуг.
В третьем подходе, потребительский рынок рассматривается как совокупность операций по купле-продаже, а в четвертом подходе - как сфера реализации товаров и услуг, предусмотренных для личного потребления, и т.д.
Следует отметить, что Ф.Котлер представляет потребительский рынок как сферу покупки товаров и услуг для личного потребления отдельными лицами и домохозяйствами [2 , с. 313].
А.Хоскинг считает, что потребительский рынок существует тогда, когда люди, напрямую или через посредников, встречаются друг с другом для продажи или покупки товаров или услуг, или отдельные лица или домохозяйства покупают или берут в аренду товары и услуги для личного (некоммерческого) потребления. [8., с. 127].
Т.В.Погодина считает, что потребительский рынок является составной частью товарного рынка, а в покупке и продаже товаров и услуг участвуют отдельные лица, домохозяйства, другие субъекты рыночных отношений [7, с. 132].
В энциклопедическом словаре по экономике потребительский рынок предстает в виде такого рынка, где отдельные лица, домашние хозяйства или же потребительские товары и услуги (предназначенные непосредственно для потребления человека) или покупаются, или продаются [1, с. 383].
В.А.Николаев считает, что потребительский рынок является системой экономических отношений, связывающих производство с потреблением при помощи купли-продажи [5, с. 111].
В.И.Малышков рассматривает потребительский рынок как совокупность экономических отношений между продавцами и потребителями по поводу денег и взаимного движения товаров, предусмотренных для личного потребления [3, с. 21].
Все вышеприведенные взгляды можно оценить как механический подход. Эти взгляды касаются только внешних особенностей характеризуемого процесса. Однако экономическая сущность процесса купли-продажи остается за пределами этой оценки. В соответствии с этим, на основе всех рассмотренных мнений и взглядов можно сделать определенные обобщения. На основе этих обобщений можно дать широкую и всеобъемлющую интерпретацию потребительского рынка как экономической категории. Здесь, потребительский рынок предстает как система экономических отношений:
- в своем развитии он подвержен влиянию государства, а также рыночному законодательству и конкуренции, ценообразованию и маркетинговым механизмам;
- потребление действует на основе спроса и предложения на товары и услуги;
- соединительное звено, которое координирует движение товаров и услуг от производителей к потребителям в экономическом и географическом пространстве на основе конкуренции и соответствующей инфраструктуры, формирует оптимальные пропорции между этими сферами, обмен товаров и услуг осуществляется на основе цен, сформированных под влиянием рынка;
- баланс между интересами рыночных субъектов осуществляется посредством полного обеспечения спроса потребителей на рыночные товары, решением социальных проблем, соответствием распределения дохода для продолжения будущей экономической деятельности между производителем и посредниками.
В определении, связанном с содержанием потребительского рынка, потребительский рынок выступает как самостоятельная категория, что в свою очередь, создает условия для формирования методологического подхода, служащего решению практических задач для его стабилизации. Все это формирует благоприятные условия для его дальнейшего развития и эффективной деятельности.
Все это имеет принципиальное значение для осуществления мероприятий по регулированию потребительского рынка. Эти регулирующие мероприятия, обычно, служат сохранению баланса между спросом и предложением. В целом, потребительский рынок является составной частью структуры рыночной экономики, обеспечивает движение товаров, завершает процесс воспроизводства. Потребительский рынок имеет крепкие связи
со всей рыночной системой и вместе с ней, оказывает серьезное влияние на систему экономических отношений. На потребительском рынке находят свое отражение все позитивные и негативные изменения, происходящие в производстве и производственных отношениях. Уровень потребительского рынка позволяет характеризовать состояние экономики страны, а также эффективность всей хозяйственной системы.
В наших исследованиях мы подходим к потребительскому рынку как к воспроизводственному. Основные положения этого подхода следующие:
1) факторы, оказывающие влияние на деятельность этого рынка;
2) формирование спроса и предложения на текущем и отложенном потребительском рынке за счет различных источников: за счет доходов населения, предпринимательских структур и государства, и других материальных и финансовых источников;
3) развитие инфраструктуры и формирование конкурентной среды потребительского рынка.
В Азербайджанской Республике, в условиях трансформации экономики, в состав потребительского рынка (в том числе продовольственного и непродовольственного) и рынка услуг входит также и непроизводственный рынок. В структуре потребительского рынка ведущую роль играет рынок потребительских товаров, потому что, при помощи его каналов, произведенная продукция направляется на личное потребление, завершается процесс общественного воспроизводства, создаются условия для его обновления. Основная часть доходов населения направляется на покупку товаров и услуг (в 2007 году этот показатель составил 79,9%), что формирует текущий спрос на потребительском рынке.
После уплаты обязательных платежей и членских взносов из существующих доходов, остальная часть прибыли, например, вклады в банках, наличные деньги, остающиеся на руках у населения, купленная иностранная валюта идет в сферу накопления, принимает форму отложенного спроса.
Отложенный и текущий спрос формирует потенциальный платежеспособный спрос, который, в свою очередь, может быть предложен потребителям на рынке. Предложение товаров и услуг на потребительском рынке состоит из совокупности товаров и услуг, произведенных в стране и за рубежом и предназначенных для продажи. В период осуществления реформ, импортные товары заняли свободные ниши, появившиеся в результате снижения уровня потребительских товаров и услуг. За счет импортных товаров формируется большая часть товарооборота.
Снижение реальных денежных доходов населения, наряду с воздействием других факторов, привело к увеличению объема производства товаров, особенно, продуктов питания в личных подсобных хозяйствах. Естественно, существуют важные факторы, обусловливающие особенности проявления деятельности какого-либо рынка. Как один из факторов, можно отметить формирование конкурентной среды и ее влияние на рынок.
Как правило, в розничной торговой сфере между торговыми предприятиями существует значительная конкуренция. В зависимости от уровня социально-экономического развития муниципальных учреждений и их удаленности от центра города, в других сегментах потребительского рынка его уровень более низкий.
Ясно, что рассматривая потребительский рынок как систему экономических отношений, можем сказать, что его деятельность служит полному обеспечению потребностей в произведенных материальных благах. Поэтому, этот рынок необходимо рассматривать в контексте произведенных товаров и услуг и их дальнейшей реализации.
Региональный потребительский рынок является частью регионального товарного рынка (или рынка благ). Ученые экономисты считают, что региональный потребительский рынок - является основной составной частью современной рыночной экономики. Здесь, часть ВВП материализована в форме производства товаров и услуг, покупается или приобретается другим образом региональными потребителями с целью личного потреблении. [9,с. 115].
Деятельность потребительского рынка проявляется в его функциях. Среди функций потребительского рынка можно отметить следующие: регулирующие, стимулирующие, посреднические, контролирующие, формирующие цену, информационные, социальные, экономические и другие.
Регулирующая функция - эта функция служит для установления обратной связи в экономике, для координации объемов производства и потребления в условиях их постоянных изменений.
Стимулирующая функция - является функцией повышения эффективности производства. То есть, эта функция мотивирует производство высококачественной продукции с низкими затратами, на которое существует высокий спрос.
Посредническая функция - потребительский рынок играет посредническую роль между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Контролирующая функция и функция, формирующая цену - контроль показателей качества и количества товарооборота, связан с формированием сбалансированных и устойчивых цен, реализуемых на потребительском рынке.
Информационная функция - предусматривает сбор информации по различным общим и специфическим вопросам. Эта информация связана с дифференциацией спроса на товары и услуги, денежными доходами, структурой ассортиментов товаров и т.д.
Потребительский рынок
I I I I I I 1
Рисунок 1. Классификация потребительского рынка на основе различных классификационных признаков
Функция экономии - поощряет покупателя сравнивать свои доходы и потребности, а производителя -экономно использовать свои ресурсы.
Необходимо особо отметить социальную функцию потребительского рынка, который служит обеспечению спроса населения на материальные блага и услуги. Здесь в первую очередь необходимо отметить, что торговые предприятия не только оказывают торговые услуги, но также одновременно выступают как посредники для бизнес-связей.
Говоря о конкурентной среде, мы имеем в виду, что производители товаров и услуг пытаются завоевать доминирующее положение на рынке в борьбе за потребителей, поставщиков, партнеров. Необходимо отметить, что относительно низкий уровень конкурентной среды может быть характерен и для рынков с более высоким потребительским спросом. Такое положение мы можем наблюдать в городе Баку.
Региональный потребительский рынок выполняет специфические функции в системе общественного воспроизводства. Эти функции связаны с экономическим обеспечением товаров и услуг, и выступают как предмет обмена на этом рынке. Они выполняют следующие функции в экономике региона [3, с. 45]:
- обеспечение платежеспособного спроса населения региона на товары и услуги;
- осуществление распределения товаров и услуг между различными социальными группами населения
региона;
- обеспечение взаимных связей между покупателями и продавцами при осуществлении операций по купле-продаже, координация экономических интересов контрагентов;
- играет роль системы сигнализации для производителей и потребителей посредством прямой и обратной связи;
- определяет соотношение структуры спроса и предложения;
- определяет уровень равноценных цен, пропорции между ценами различных товаров;
- организует торгово-экономические связи между регионами;
- создает конкурентную среду, стимулирует снижение расходов и эффективность производства, внедрение результатов научно-технического прогресса, специализацию, кооперацию;
- оказывает влияние на ликвидацию предприятий, деятельность которых считается неприемлемой (предприятий, производящих товары потребления и организующих потребление этой продукции) с точки зрения критериев общественной полезности и эффективности хозяйственной деятельности.
По результатам исследования выявлено, что потребительский рынок - это система экономических отношений, которые развиваются на основе конкуренции, оценки, маркетинга, механизмов государственного регулирования, координируют сферы производства и потребления, создают баланс между спросом и предложением путем обеспечения спроса населения и интересов производителей на основе инфраструктуры, организованной в сфере купли-продажи потребительских благ.
Таким образом, в существующих условиях, необходимо учесть планы правительства по размеру денежной эмиссии в прогнозировании конъюнктуры потребительского рынка; способность погашать накопленную задолженность по заработной плате и переводам населению; сроки и индексацию выплаты заработной платы и пенсий. Вместе с тем, считаем, что одним из важных особенностей потребительского рынка, является уровень его насыщенности товарами и динамика розничной торговли.
Источники:
1. Золотогоров В. Г. //Энциклопедический словарь по экономике. - Минск: Полымя, 1997.-571 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 702 с.
3. Малышков В. И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее завтра. - М: Типография им. А.С. Пушкина, 1997. - 221 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - т. 12. - С. 717.
5. Николаев В. А. Экономика муниципального образования: сущность, проблемы развития и технологии решения. - М.: Изд-во РАГС, 1998. — 125 с.
6. Новоселов А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики. / Отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.-364 с.
7. Погодина Т. В. Потребительский рынок и его структура: Дисс. к. э. н., Чебоксары, 1995. - 164 с.
8. ХоскингА. Курс предпринимательства: Практическое пособие. - М.: Международные отношения, 1993. -352 с., с. 127
9. Шабунина И. М., Ломовцева О. Д., Трубин М. Ю. Теория и практика региональной экономики. - Волгоград: Изд-во Вол.ГУ, 1996. - 184 с.
10. Тахумова О.В. Проблемы государственного регулирования в развитии регионального потребительского рынка // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика». - №2 (12). - 2004. - с. 181.
Sources:
1. Zolotogorov VG // Encyclopedic Dictionary of Economics. - Minsk: Polymya, 1997.-571 p.
2. Kotler F. Basics of marketing. - M .: Progress, 1990. - 702 p.
3. Malyshkov V. I. Moscow consumer market: yesterday, today and near tomorrow. - M: Printing them. A.S. Pushkin, 1997.
- 221 p.
4. Marx K., Engels F. Soch. 2nd ed. - V. 12. - P. 717.
5. Nikolaev V. А. Economics of a municipal formation: essence, problems of development and technology of solution. - M .: Publishing house of RAGS, 1998. - 125 p.
6. Novoselov A.S. Regional consumer market. Problems of theory and practice. / Ed. ed. V.V. Kuleshov. - Novosibirsk: Siberian Agreement, 2003.-364 p.
7. Pogodina TV. Consumer market and its structure: Diss. cond. n., Cheboksary, 1995. - 164 p.
8. Hosking. The course of entrepreneurship: a practical guide. - M .: International Relations, 1993. - 352 p., P. 127
9. Shabunina, IM, Lomovtseva, OD, Trubin, M. Yu. Theory and Practice of Regional Economics. - Volgograd: Publishing house Vol.GU, 1996. - 184 p.
10. Takhumova O.V. Problems of state regulation in the development of the regional consumer market // Vestnik NKVGTU, Series "Economy". - №2 (12). - 2004. - p. 181.
О.С. Капнинова - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Орел), [email protected],
O. S. Kapninova - post-graduate student of the Department of management and public administration, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa (Orel);
А.В. Павлова - доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Орел), [email protected],
A. V. Pavlova - associate Professor of Economics and economic security, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa (Orel);
А.В. Полянин - профессор кафедры менеджмента и государственного управления, д.э.н., Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Орел), [email protected],
A. V. Polyanin - Professor of the Department of management and public administration, doctor of economics, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa (Orel).
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ CLUSTERING OF AGRICULTURAL PRODUCTION AND FOOD INDUSTRY
Аннотация. В статье рассмотрена кластеризация сельского хозяйства и пищевой промышленности как один из инструментов, позволяющих обеспечить экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики России. В развитых странах кластеризация стала естественным этапом эволюции способов агропромышленного производства, а в развивающихся странах кластеры выступают основным способом достижения мирового уровня развития сельского хозяйства и выхода на международные рынки. Формирование кластерных объединений организаций является формой интеграционного взаимодействия которая доказала свою эффективность при использовании в различных отраслях. Целесообразным выступает использование кластерного подхода для организации эффективного взаимодействия между производителями сельскохозяйственного сырья и предприятиями пищевой промышленности при создании качественной конкурентоспособной продукции, для обеспечения ускоренного развития данных отраслей хозяйства. Зарубежный опыт может быть взят на вооружение при формировании кластеров АПК в России, для нивелирования имеющихся проблем и выхода кластеров на международный уровень. Практически все российские кластеры, действующие в сфере АПК, находятся на начальном уровне развития. Важным аспектом выступает совершенствование информационного обеспечения и развитие инновационных платформ для тиражирования лучших практик функционирования кластерных объединений организаций. Создание кластеров в АПК позволит активизировать инновационную и инвестиционную деятельность и повысить конкурентоспособность российской экономики.
Annotation. The article considers the clustering of agriculture and food industry as one of the tools to ensure economic growth and competitiveness of the Russian economy. In developed countries, clustering has become a natural step in the evolution of agricultural production methods, and in developing countries, clusters are the main way to achieve the world level of agricultural development and access to international markets. The formation of cluster associations of organizations is a form of integration interaction which has proved its effectiveness when used in various industries. It is expedient to use the cluster approach for the organization of effective interaction between producers of agricultural raw materials and food industry enterprises in the creation of high-quality competitive products, to ensure the accelerated development of these sectors of the economy. Foreign experience can be adopted in the formation of clusters of agriculture in Russia, to level the existing problems and the output of clusters at the international level. Almost all Russian clusters operating in the agricultural sector are at the initial level of development. An important aspect is the improvement of information support and the development of innovative platforms for replication of the best practices of functioning of cluster associations of organizations. The creation of clusters in the agro-industrial complex will enhance innovation and investment activities and increase the competitiveness of the Russian economy.
Ключевые слова: сельское хозяйство, пищевая промышленность, кластер, управление, конкурентоспособность, продовольственная безопасность, АПК.
Keywords: agriculture, food industry, cluster, management, competitiveness, food security, agriculture.
Введение. В настоящее время зарубежными странами активно используется кластерный подход для обеспечения высоких темпов развития и конкурентоспособности экономики. В России применении кластерной концепции является новым инструментом, позволяющим осуществить структурную трансформацию экономических систем и создать ряд преимуществ для участников кластеров, территорий их расположения и государства. Кластеризация может осуществляться на базе различных отраслей народного хозяйства. Традиционно агропро-