Научная статья на тему 'Понятие потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств'

Понятие потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2271
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / COMMODITY-MONEY RELATIONS / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / УСЛУГИ / ТОВАРЫ / ПОКУПАТЕЛЬ / ПРОДАВЕЦ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER LEGAL PROTECTION / SERVICE / MERCHANDISE / CUSTOMER / SELLER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пискунов С. А.

Автор раскрывает понятие потребительского рынка и возникающих при этом экономических отношений, в том числе рассматривает понятие потребительского кредитования, что является значимым показателем направленности общества на удовлетворение потребностей конечного потребителя. В статье анализируется массив существующих подходов к пониманию потребительского рынка в экономической литературе, приводя достоверные примеры многих авторов, которые дают свое обоснованное понятие. Автор справедливо отмечает, что понятие потребительского рынка возможно изучить путем характерных признаков предмета существующих на нем отношений. Это возможно путем анализа содержания гражданско-правовых сделок, совершаемых в данной сфере. Также в статье приводится свое понятие потребительского рынка, что позволяет уточнить и понятие преступлений, совершаемых в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the consumer market and committed to its encroachments

In article the file of existing approaches to understanding of the consumer market in the economic literature is analyzed, resulting authentic examples of many authors which give the well-founded concept.

Текст научной работы на тему «Понятие потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств»

Понятие потребительского рынка

и совершаемых на нем посягательств

Пискунов С.А. *

In article the file of existing approaches to understanding of the consumer market in the economic literature is analyzed, resulting authentic examples of many authors which give the well-founded concept.

Oi 01 Z

О

о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Как известно, любой производимый и распределяемый товар в конечном итоге будет потреблен (если, конечно, не утратит своих полезных свойств) — или в процессе производства новых экономических благ, или в процессе удовлетворения личных потребностей граждан. Сколько бы ни было различных видов субъектов рыночных отношений, так или иначе на нижнем уровне они представлены гражданами — например, в организациях (юридических лицах) граждане работают, являются их собственниками и руководителями; государство же выступает в качестве организации политической власти в обществе, которое также представлено совокупностью индивидов.

Потребляя разнообразные товары и услуги, индивид удовлетворяет широчайший спектр своих нужд вплоть до самых жизненно необходимых (в питании, медицинском обеспечении и др.). Даже если сам гражданин выступает в качестве производителя товаров народного потребления, в быту он все равно становится потребителем. Фермер, вырастивший урожай зерновых, в любом случае для обеспечения своей жизнедеятельности нуждается, например, в разнообразном питании. Продукты питания, которые он не может самостоятельно произвести для индивидуального потребления, будут им приобретены (пускай даже в форме обмена). Подобные аналогии можно приводить до бесконечности.

Следовательно, можно отметить, что потребление товаров и услуг гражданами, основанное на их личных (непроизводственных) потребностях, выступает в качестве ключевой с социальной точки зрения цели экономической деятельности, а рынок, на котором совершается соответствующий товарно-денежный обмен, — одним из наиболее значимых объектов общественных отношений.

Такая роль потребительского рынка предопределяет значительное внимание исследователей к его сущности и механизмам.

Уже в Средневековье исследователи всерьез приступили к изучению механизмов товарообмена, отношений между участниками той или иной сферы взаимоотношений в экономическом, рыночном смысле. Начали разрабатываться первые термины и принципы, связанные с рынком и потреблением, выводиться и подтверждаться (или опровергаться) первые законы рыночной экономики.

В дальнейшем теоретическая и эмпирическая базы знаний в сфере рыночной экономики стали накапливаться, а также трансформироваться под влиянием новых общественных реалий. Имели место промышленная революция, индустриализация, транснационализация экономики; в настоящее время во все сферы жизни внедряются новейшие информационные технологии. Мир и рынок действуют в принципиально новых условиях, отличающихся от тех, которые существовали несколько веков назад. Более того, страны наподобие бывших республик СССР, относительно недавно пережившие трансформацию социально-политических устоев, сразу окунулись в атмосферу рынка, которым, как утверждают множество специалистов, сегодня полностью владеет атмосфера потребления1.

Отмечавшийся вплоть до последнего времени бум потребительского кредитования 2, активное развитие розничных торговых сетей — вот реальные показатели направленности общества на удовлетворение потребностей конечного потребителя 3.

В настоящее время данный рынок становится предметом как отраслевых (экономических, социологических и пр.), так и дисциплинарных исследований.

Не осталась в стороне и юридическая наука — интерес к потребительскому рынку в исследованиях правового характера наблюдается в ряде отраслей — в частности, таких как административное, гражданское, уголовное право.

Инспектор отдела организации сопровождения нормативных правовых актов организационно-правового управления Правового департамента МВД России.

С уголовно-правовой точки зрения потребность в исследовании сущности потребительского рынка особо актуализируется вследствие того, что переход России к рыночным отношениям коренным образом изменил криминальную ситуацию во всех сферах экономики. Разрушение имевшихся организационно-экономических связей, разбалансированность экономических интересов и правовая неурегулированность взаимоотношений участников цепочки «производство — переработка — сфера обращения — потребитель» самым негативным образом отразились на состоянии преступности на объектах потребительского рынка.

Одним из важнейших вопросов уголовно-правовой охраны потребительского рынка выступает четкое определение потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств.

Для начала отметим, что сам термин «потребительский рынок» нельзя назвать окончательно устоявшимся как в экономической, так и в правовой литературе. Между тем он активно используется и в публикациях, и в нормативно-правовых актах, и в распорядительных документах 4.

Структурно-логический анализ понятия «потребительский рынок» надлежит осуществить в несколько этапов, рассмотрев понятия «рынок» и «потребительский рынок» с экономической и правовой точек зрения.

Категория «рынок» выступает в качестве одной из самых распространенных в экономической теории; это — одно из основных понятий хозяйственной практики.

Как правило, данное понятие применяется как очевидное, всем известное и потому не требующее пояснений. Это обстоятельство предопределило недостаточную изученность самого термина в рамках экономической науки. В действительности имеются самые различные толкования рынка у нас в стране и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто бы до сих пор никому не известно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К. Маркса дает ответы на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как экономическая категория.

В настоящее время рынок рассматривается в широком и узком смыслах слова.

Первоначально рынок определялся как базар, место розничной торговли. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Данное понимание обусловлено тем фактом, что сам рынок возник еще в момент разложения первобытного уклада, в период, когда товарный обмен осуществлялся в определенном месте в определенное время.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных, специфических для обращения функций.

В итоге ученый мир приходит к пониманию рынка как некой формы обращения (товарно-денежного обмена). Данное понимание и получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе.

Приведем некоторые из трактовок понимания рынка в широком смысле. Рынок представляет собой:

1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Так, в учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения5. Такой же позиции придерживаются авторы учебника «Экономика»6. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся определения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг;

2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения7;

3) сферу обмена внутри страны и между странами, связывающего между собой производителей и потребителей продукции 8.

Эти определения могут быть положены и в основу правового определения

0) 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

ü S I

н

о ф

со

рынка как совокупности общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.

Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.

В ст. 4 (п. 4) Федерального закона «О защите конкуренции» утверждается, что товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами9.

Данный подход к определению рынка как сферы обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке.

Понятие «потребительский рынок», безусловно, уже понятие рынка в целом; это предопределило и менее существенный разброс соответствующих ему дефиниций.

Так же как и в общем случае, можно выделить правовой10 и экономический подходы к определению понятия «потребительский рынок».

С экономической точки зрения наиболее примечательными мы находим следующие определения.

По мнению С.М. Зорина, «потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики, где реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом» 11.

По мнению А.Н. Чаплиной, «в настоящее время потребительский рынок рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания... [Потребительский рынок] — это подсистема социально ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют человеческий фак-

тор и субъекты хозяйствования, производящие материальные и нематериальные товары и услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья и духовное и физическое развитие человека» 12.

Согласно определению А.Ю. Чмыре-вой, потребительский рынок — «это система экономических отношений по поводу всей совокупности актов купли-продажи потребительских товаров и услуг, используемых в целях личного и общественного потребления, в обмен на денежные доходы населения и коллективных потребителей общества, обусловленная общественным разделением труда» 13.

А.М. Борисов отождествляет потребительский рынок с «рынком торговых услуг» и определяет его как «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающую обмен продуктами труда» 14.

По мнению Ш.М. Амарова, «потребительский рынок, будучи инструментом, посредством которого достигается общая сбалансированность всей экономической системы, выполняет множество разнообразных функций, наиболее важными из которых являются:

> обеспечение рационального распределения ресурсов;

> активное влияние на объем и структуру производства, приспосабливая его через ценовую политику к платежеспособному спросу;

> обеспечение оздоровления экономики, освобождая ее от убыточных и неконкурентоспособных предприятий;

> ориентировка потребителя на выбор рациональной структуры потребления, соответствующей его доходам и ценам;

> через рыночные цены выполнение роли носителя экономической информации, сообщение динамик изменений товарных запасов, их количества и качества, издержек производства, полезности для потребителя»15.

В результате рассмотрения массива существующих подходов к пониманию потребительского рынка в экономической литературе мы находим целесообразным согласиться с мнением Е.Р. Мингазиновой о том, что наиболее адекватным существующим экономическим реалиям в современ-

ной России выступает понимание потребительского рынка как «совокупности экономических отношений, связанных с процессом купли и продажи потребительских благ на основе эффективного взаимодействия и взаимовлияния конкурентно-рыночного и государственного регулирования в условиях формирующейся новой институциональной среды» 16.

Переходя к правовому определению потребительского рынка, остановимся также на некоторых авторских дефинициях, при этом отметим, что само понятие «потребитель» уже имеется в нормативно-правовом акте — Федеральном законе «О защите прав потребителей»17. В преамбуле к данному закону определено, что потребитель — «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

В целом большинство авторов рассматривают проблему и понятие потребительского рынка в двух аспектах: первым выступает специфика административно-правового регулирования потребительского рынка, а во втором случае рассмотрение потребительского рынка ведется через призму субъекта — потребителя и специфики защиты его прав. Данный аспект раскрыт в большинстве работ.

Детальное исследование правовой дефиниции потребительского рынка проведено в указанной ранее работе И.Е. Чики-на. Обобщив имеющиеся в литературе точки зрения относительно правовой сущности потребительского рынка, он делает следующее заключение: «Потребительский рынок» — понятие не только многогранное, но и многоплановое. Оно, как уже отмечено выше, включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Поэтому представляется, что нельзя из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно сам процесс производства товаров, так как основная масса недостатков в них, в том числе потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства... Потребительский рынок — это общественно-правовые отношения, возникающие между государс-

твом, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг»18.

В последнее время в литературе появился ряд уточняющих и более объемных определений потребительского рынка, которые отражают его сущность как систему соответствующих правовых отношений:

а) возникающих с участием определенного субъекта — потребителя;

б) происходящих в ходе осуществления определенного рыночного процесса — производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

С точки зрения Ф.Н. Зейналова, «потребительский рынок — система общественных отношений, урегулированных нормами российского и международного права, складывающихся между органами власти, общественными организациями, производителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе товарооборота, оказания услуг, выполнения работ и осуществления контроля и надзора за безопасностью товаров, работ и услуг на протяжении всех стадий их су-

ществования»

19

Уточнить понятие «потребительский рынок» возможно путем изучения характерных признаков предмета существующих на нем отношений. Это возможно путем анализа содержания гражданско-правовых сделок, совершаемых в сфере потребительского рынка. К числу наиболее распространенных гражданско-правовых договоров в сфере потребительского рынка следует отнести договор розничной купли-продажи и договор бытового подряда.

Анализ исследований в области договорного права позволяет прийти к выводу, что существенным признаком предмета таких сделок, опосредующим цель потребителей, выступает характер потребления, не связанный с ведением последними предпринимательской деятельности.

Так, предметом договора розничной купли-продажи «могут быть только вещи, используемые для личного, семейного, домашнего (то есть бытового) или иного потребления, не связанного с ведением

предпринимательской деятельности»

20

О) 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

Предметом договора бытового подряда выступает «результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан» 21.

Представляется удачной дихотомическая конструкция целей потребления на производительное и непроизводительное, предложенная И.В. Елисеевым. Разграничивая предмет договора поставки и розничной купли-продажи, автор подчеркивает, что по договору поставки товар приобретается «для дальнейшего производительного потребления, то есть такого его использования, в ходе которого товар либо непосредственно сохраняет свою стоимость (в результате перепродажи), либо переносит ее на другие товары (в процессе производства). Между тем в результате личного и другого бытового (то есть непроизводительного) потребления товар как определенная стоимость прекращает свое существование (независимо от того, как скоро это происходит). Это и позволяет охарактеризовать цели использования товаров по договору поставки как хозяйственные» 22.

Кроме того, исключительно важной характеристикой отношений в сфере потребительского рынка выступает активное вмешательство государства в регулирование процессов на этапе потребления товаров и услуг посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей.

Таким образом, можно дать следующее определение потребительского рынка.

Потребительский рынок — это совокупность общественных отношений, возникающих между изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом — с одной стороны, и потребителем (гражданином) — с другой, связанных с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления, и охраняемых государством посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей.

Субъектами потребительского рынка, с одной стороны, выступают потребители, то есть конечные приобретатели това-

ров (работ, услуг) для целей, не связанных с коммерческой деятельностью, а с другой стороны — изготовители, исполнители или продавцы, то есть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели:

а) производящие товары для реализации потребителям;

б) выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

в) реализующие потребителям товары по договору купли-продажи.

Кроме того, к числу субъектов потребительского рынка представляется возможным отнести и иных физических лиц, хотя и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке, но фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) населению.

Приведенное в публикации исследование понятия «потребительский рынок» позволяет уточнить и понятие преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка.

Правонарушения в сфере потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи как общие социально-правовые признаки (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и о возможности его выделения из всей массы противоправных деяний.

Под преступлениями же в сфере потребительского рынка следует понимать общественно опасные, виновно совершаемые деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления гражданами.

Литература и примечания

1. Талалаева Е. Сектор с большим будущим // Рынок ценных бумаг. 2007. № 12. С. 20—22; Верхоланцев А. Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста // Рынок ценных бумаг. 2007. № 12. С.24— 26; Все внимание на ритейл // Рынок ценных бумаг. 2007. № 18. С. 8—9 и др.

2. Луков В.В. Рынок финансовых услуг населению становится шире и безопаснее: интервью зам. директора Департамента финансовой политики Минфина России // Финансы. 2007. № 4. С. 14—18; Кирьянов М. Потребкредиторы и банковская система России // Банковское дело. 2007. № 3. С. 48—50; Рыкова И.Н., Н.В.Фисенко Влияние потребительского кредитования на кредитный потенциал коммерческих банков // Финансы и кредит. 2007. № 25. С. 2—6 и др.

3. Спиридонов А.И. Обзор рынка гипермаркетов электробытовой техники: статистический анализ // Вопросы статистики. 2007. № 3. С. 62—65; Кузнецова Н. Ритейл: российский сценарий // Новости торговли, 2007. № 3. С. 16—19; Панфилов В.С., Черноволов М.П. Состояние и перспективы развития современной системы розничного рынка в России: макроэкономический и финансовый аспект // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 114—132 и др.

4. Закон Московской области № 171/2006-0З от 7 октября 2006 г. «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области»; приказ министра потребительского рынка и услуг правительства Московской области № 33-П от 7 июня 2006 г. «Об утверждении Положения об аккредитации хозяйствующих субъектов при Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области» и др.

5. Политическая экономия / под ред. В.В. Радаева. М.: МГУ, Ч.1. 1992.

6. Самуэльсон Пауль А. Экономика: ввод. курс / пер. с англ. К.В. Пушкаревой. М.: Алфавит, 1993. Т.1. С. 430.

7. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 1998. С. 28.

8. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс / Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики; сост. и научн. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добрякова. М.: РОССПЭН, 2004. С. 101—103; Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997. С. 4—6 и др.

9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 18.07.09) «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. № 162. 27 июля.

10. Здесь следует отдельно выделить труды, в которых предпринята попытка системного анализа понятия «потребительский рынок», в частности: Агафонов А.В. Понятие «потребительский рынок» в России // Кратко о «черных дырах» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 68—69; он же: О некоторых проблемах, связанных с правовым определением понятия «потребительский рынок» в России // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 356—359; Чикин Е.И. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12. С. 32—36; Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. № 8. С. 20—22; Гурьев Е.Н. Потребительский рынок России: проблемы и перспективы // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2003. № 4. С. 21—44 и др.

11. Зорин С.М. Проблемно-целевой метод регулирования регионального потребительского рынка: авто-реф.... к.э.н. Ижевск, 2007. С. 3.

12. Чаплина А.Н. Управление потребительским рынком в региональной экономике // Проблемы современной экономики. 2003. № 2 (6).

13. Чмырева А.Ю. Факторы развития и эффективность потребительского рынка в трансформируемой экономике: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 11.

14. Борисов А.М. Управление предприятиями регионального торгового комплекса: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Н.Новгород, 2003. С. 10.

15. Амаров Ш.М. Формирование организационно-экономического механизма регулирования потребительского рынка (на примере Республики Дагестан): автореф. ... к.э.н. Махачкала, 2007. С. 15. о>

16. Мингазинова Е.Р. Развитие механизма государственного регулирования регионального потребительского oi рынка: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермь, 2007. С. 8—9.

17. Закон Российской Федерации № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (ред. от 23.07.08) // Ведомости СНД и ВС РФ. 9 апреля 1992. № 15. Ст. 766.

18. Чикин Е.И. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12. о С. 32-36. N

19. Зейналов Ф.Н. Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка: авто реф. ... к.ю.н. Орел, 2007. С. 9-10.

20. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Валявина Е.Ю., Елисеев И.В. [и др.]; отв. о ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой; 4-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. Т. 2. С. 47.

21. Там же. С. 381. _

22. Там же. С. 61-62 (автор раздела — Елисеев И.В.). ^

СО

Ш

s н о о

X

о л с

о

т <з> vo

>5

О *

О ф

У S 2

0

1

о *

0

S S

2

ф d

л *

<

*

S

1

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.