Понятие потребительского рынка
и совершаемых на нем посягательств
Пискунов С.А. *
In article the file of existing approaches to understanding of the consumer market in the economic literature is analyzed, resulting authentic examples of many authors which give the well-founded concept.
Oi 01 Z
О
о сч
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Как известно, любой производимый и распределяемый товар в конечном итоге будет потреблен (если, конечно, не утратит своих полезных свойств) — или в процессе производства новых экономических благ, или в процессе удовлетворения личных потребностей граждан. Сколько бы ни было различных видов субъектов рыночных отношений, так или иначе на нижнем уровне они представлены гражданами — например, в организациях (юридических лицах) граждане работают, являются их собственниками и руководителями; государство же выступает в качестве организации политической власти в обществе, которое также представлено совокупностью индивидов.
Потребляя разнообразные товары и услуги, индивид удовлетворяет широчайший спектр своих нужд вплоть до самых жизненно необходимых (в питании, медицинском обеспечении и др.). Даже если сам гражданин выступает в качестве производителя товаров народного потребления, в быту он все равно становится потребителем. Фермер, вырастивший урожай зерновых, в любом случае для обеспечения своей жизнедеятельности нуждается, например, в разнообразном питании. Продукты питания, которые он не может самостоятельно произвести для индивидуального потребления, будут им приобретены (пускай даже в форме обмена). Подобные аналогии можно приводить до бесконечности.
Следовательно, можно отметить, что потребление товаров и услуг гражданами, основанное на их личных (непроизводственных) потребностях, выступает в качестве ключевой с социальной точки зрения цели экономической деятельности, а рынок, на котором совершается соответствующий товарно-денежный обмен, — одним из наиболее значимых объектов общественных отношений.
Такая роль потребительского рынка предопределяет значительное внимание исследователей к его сущности и механизмам.
Уже в Средневековье исследователи всерьез приступили к изучению механизмов товарообмена, отношений между участниками той или иной сферы взаимоотношений в экономическом, рыночном смысле. Начали разрабатываться первые термины и принципы, связанные с рынком и потреблением, выводиться и подтверждаться (или опровергаться) первые законы рыночной экономики.
В дальнейшем теоретическая и эмпирическая базы знаний в сфере рыночной экономики стали накапливаться, а также трансформироваться под влиянием новых общественных реалий. Имели место промышленная революция, индустриализация, транснационализация экономики; в настоящее время во все сферы жизни внедряются новейшие информационные технологии. Мир и рынок действуют в принципиально новых условиях, отличающихся от тех, которые существовали несколько веков назад. Более того, страны наподобие бывших республик СССР, относительно недавно пережившие трансформацию социально-политических устоев, сразу окунулись в атмосферу рынка, которым, как утверждают множество специалистов, сегодня полностью владеет атмосфера потребления1.
Отмечавшийся вплоть до последнего времени бум потребительского кредитования 2, активное развитие розничных торговых сетей — вот реальные показатели направленности общества на удовлетворение потребностей конечного потребителя 3.
В настоящее время данный рынок становится предметом как отраслевых (экономических, социологических и пр.), так и дисциплинарных исследований.
Не осталась в стороне и юридическая наука — интерес к потребительскому рынку в исследованиях правового характера наблюдается в ряде отраслей — в частности, таких как административное, гражданское, уголовное право.
Инспектор отдела организации сопровождения нормативных правовых актов организационно-правового управления Правового департамента МВД России.
С уголовно-правовой точки зрения потребность в исследовании сущности потребительского рынка особо актуализируется вследствие того, что переход России к рыночным отношениям коренным образом изменил криминальную ситуацию во всех сферах экономики. Разрушение имевшихся организационно-экономических связей, разбалансированность экономических интересов и правовая неурегулированность взаимоотношений участников цепочки «производство — переработка — сфера обращения — потребитель» самым негативным образом отразились на состоянии преступности на объектах потребительского рынка.
Одним из важнейших вопросов уголовно-правовой охраны потребительского рынка выступает четкое определение потребительского рынка и совершаемых на нем посягательств.
Для начала отметим, что сам термин «потребительский рынок» нельзя назвать окончательно устоявшимся как в экономической, так и в правовой литературе. Между тем он активно используется и в публикациях, и в нормативно-правовых актах, и в распорядительных документах 4.
Структурно-логический анализ понятия «потребительский рынок» надлежит осуществить в несколько этапов, рассмотрев понятия «рынок» и «потребительский рынок» с экономической и правовой точек зрения.
Категория «рынок» выступает в качестве одной из самых распространенных в экономической теории; это — одно из основных понятий хозяйственной практики.
Как правило, данное понятие применяется как очевидное, всем известное и потому не требующее пояснений. Это обстоятельство предопределило недостаточную изученность самого термина в рамках экономической науки. В действительности имеются самые различные толкования рынка у нас в стране и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто бы до сих пор никому не известно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К. Маркса дает ответы на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как экономическая категория.
В настоящее время рынок рассматривается в широком и узком смыслах слова.
Первоначально рынок определялся как базар, место розничной торговли. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Данное понимание обусловлено тем фактом, что сам рынок возник еще в момент разложения первобытного уклада, в период, когда товарный обмен осуществлялся в определенном месте в определенное время.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных, специфических для обращения функций.
В итоге ученый мир приходит к пониманию рынка как некой формы обращения (товарно-денежного обмена). Данное понимание и получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе.
Приведем некоторые из трактовок понимания рынка в широком смысле. Рынок представляет собой:
1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Так, в учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения5. Такой же позиции придерживаются авторы учебника «Экономика»6. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся определения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг;
2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения7;
3) сферу обмена внутри страны и между странами, связывающего между собой производителей и потребителей продукции 8.
Эти определения могут быть положены и в основу правового определения
0) 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
ü S I
н
о ф
со
рынка как совокупности общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.
Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.
В ст. 4 (п. 4) Федерального закона «О защите конкуренции» утверждается, что товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами9.
Данный подход к определению рынка как сферы обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке.
Понятие «потребительский рынок», безусловно, уже понятие рынка в целом; это предопределило и менее существенный разброс соответствующих ему дефиниций.
Так же как и в общем случае, можно выделить правовой10 и экономический подходы к определению понятия «потребительский рынок».
С экономической точки зрения наиболее примечательными мы находим следующие определения.
По мнению С.М. Зорина, «потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики, где реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом» 11.
По мнению А.Н. Чаплиной, «в настоящее время потребительский рынок рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания... [Потребительский рынок] — это подсистема социально ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют человеческий фак-
тор и субъекты хозяйствования, производящие материальные и нематериальные товары и услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья и духовное и физическое развитие человека» 12.
Согласно определению А.Ю. Чмыре-вой, потребительский рынок — «это система экономических отношений по поводу всей совокупности актов купли-продажи потребительских товаров и услуг, используемых в целях личного и общественного потребления, в обмен на денежные доходы населения и коллективных потребителей общества, обусловленная общественным разделением труда» 13.
А.М. Борисов отождествляет потребительский рынок с «рынком торговых услуг» и определяет его как «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающую обмен продуктами труда» 14.
По мнению Ш.М. Амарова, «потребительский рынок, будучи инструментом, посредством которого достигается общая сбалансированность всей экономической системы, выполняет множество разнообразных функций, наиболее важными из которых являются:
> обеспечение рационального распределения ресурсов;
> активное влияние на объем и структуру производства, приспосабливая его через ценовую политику к платежеспособному спросу;
> обеспечение оздоровления экономики, освобождая ее от убыточных и неконкурентоспособных предприятий;
> ориентировка потребителя на выбор рациональной структуры потребления, соответствующей его доходам и ценам;
> через рыночные цены выполнение роли носителя экономической информации, сообщение динамик изменений товарных запасов, их количества и качества, издержек производства, полезности для потребителя»15.
В результате рассмотрения массива существующих подходов к пониманию потребительского рынка в экономической литературе мы находим целесообразным согласиться с мнением Е.Р. Мингазиновой о том, что наиболее адекватным существующим экономическим реалиям в современ-
ной России выступает понимание потребительского рынка как «совокупности экономических отношений, связанных с процессом купли и продажи потребительских благ на основе эффективного взаимодействия и взаимовлияния конкурентно-рыночного и государственного регулирования в условиях формирующейся новой институциональной среды» 16.
Переходя к правовому определению потребительского рынка, остановимся также на некоторых авторских дефинициях, при этом отметим, что само понятие «потребитель» уже имеется в нормативно-правовом акте — Федеральном законе «О защите прав потребителей»17. В преамбуле к данному закону определено, что потребитель — «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
В целом большинство авторов рассматривают проблему и понятие потребительского рынка в двух аспектах: первым выступает специфика административно-правового регулирования потребительского рынка, а во втором случае рассмотрение потребительского рынка ведется через призму субъекта — потребителя и специфики защиты его прав. Данный аспект раскрыт в большинстве работ.
Детальное исследование правовой дефиниции потребительского рынка проведено в указанной ранее работе И.Е. Чики-на. Обобщив имеющиеся в литературе точки зрения относительно правовой сущности потребительского рынка, он делает следующее заключение: «Потребительский рынок» — понятие не только многогранное, но и многоплановое. Оно, как уже отмечено выше, включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Поэтому представляется, что нельзя из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно сам процесс производства товаров, так как основная масса недостатков в них, в том числе потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства... Потребительский рынок — это общественно-правовые отношения, возникающие между государс-
твом, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг»18.
В последнее время в литературе появился ряд уточняющих и более объемных определений потребительского рынка, которые отражают его сущность как систему соответствующих правовых отношений:
а) возникающих с участием определенного субъекта — потребителя;
б) происходящих в ходе осуществления определенного рыночного процесса — производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
С точки зрения Ф.Н. Зейналова, «потребительский рынок — система общественных отношений, урегулированных нормами российского и международного права, складывающихся между органами власти, общественными организациями, производителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе товарооборота, оказания услуг, выполнения работ и осуществления контроля и надзора за безопасностью товаров, работ и услуг на протяжении всех стадий их су-
ществования»
19
Уточнить понятие «потребительский рынок» возможно путем изучения характерных признаков предмета существующих на нем отношений. Это возможно путем анализа содержания гражданско-правовых сделок, совершаемых в сфере потребительского рынка. К числу наиболее распространенных гражданско-правовых договоров в сфере потребительского рынка следует отнести договор розничной купли-продажи и договор бытового подряда.
Анализ исследований в области договорного права позволяет прийти к выводу, что существенным признаком предмета таких сделок, опосредующим цель потребителей, выступает характер потребления, не связанный с ведением последними предпринимательской деятельности.
Так, предметом договора розничной купли-продажи «могут быть только вещи, используемые для личного, семейного, домашнего (то есть бытового) или иного потребления, не связанного с ведением
предпринимательской деятельности»
20
О) 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Предметом договора бытового подряда выступает «результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан» 21.
Представляется удачной дихотомическая конструкция целей потребления на производительное и непроизводительное, предложенная И.В. Елисеевым. Разграничивая предмет договора поставки и розничной купли-продажи, автор подчеркивает, что по договору поставки товар приобретается «для дальнейшего производительного потребления, то есть такого его использования, в ходе которого товар либо непосредственно сохраняет свою стоимость (в результате перепродажи), либо переносит ее на другие товары (в процессе производства). Между тем в результате личного и другого бытового (то есть непроизводительного) потребления товар как определенная стоимость прекращает свое существование (независимо от того, как скоро это происходит). Это и позволяет охарактеризовать цели использования товаров по договору поставки как хозяйственные» 22.
Кроме того, исключительно важной характеристикой отношений в сфере потребительского рынка выступает активное вмешательство государства в регулирование процессов на этапе потребления товаров и услуг посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей.
Таким образом, можно дать следующее определение потребительского рынка.
Потребительский рынок — это совокупность общественных отношений, возникающих между изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом — с одной стороны, и потребителем (гражданином) — с другой, связанных с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления, и охраняемых государством посредством установления усиленного режима правовой защиты потребителей.
Субъектами потребительского рынка, с одной стороны, выступают потребители, то есть конечные приобретатели това-
ров (работ, услуг) для целей, не связанных с коммерческой деятельностью, а с другой стороны — изготовители, исполнители или продавцы, то есть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели:
а) производящие товары для реализации потребителям;
б) выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
в) реализующие потребителям товары по договору купли-продажи.
Кроме того, к числу субъектов потребительского рынка представляется возможным отнести и иных физических лиц, хотя и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке, но фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) населению.
Приведенное в публикации исследование понятия «потребительский рынок» позволяет уточнить и понятие преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка.
Правонарушения в сфере потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи как общие социально-правовые признаки (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и о возможности его выделения из всей массы противоправных деяний.
Под преступлениями же в сфере потребительского рынка следует понимать общественно опасные, виновно совершаемые деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, предназначенных для личного и бытового (непроизводительного) потребления гражданами.
Литература и примечания
1. Талалаева Е. Сектор с большим будущим // Рынок ценных бумаг. 2007. № 12. С. 20—22; Верхоланцев А. Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста // Рынок ценных бумаг. 2007. № 12. С.24— 26; Все внимание на ритейл // Рынок ценных бумаг. 2007. № 18. С. 8—9 и др.
2. Луков В.В. Рынок финансовых услуг населению становится шире и безопаснее: интервью зам. директора Департамента финансовой политики Минфина России // Финансы. 2007. № 4. С. 14—18; Кирьянов М. Потребкредиторы и банковская система России // Банковское дело. 2007. № 3. С. 48—50; Рыкова И.Н., Н.В.Фисенко Влияние потребительского кредитования на кредитный потенциал коммерческих банков // Финансы и кредит. 2007. № 25. С. 2—6 и др.
3. Спиридонов А.И. Обзор рынка гипермаркетов электробытовой техники: статистический анализ // Вопросы статистики. 2007. № 3. С. 62—65; Кузнецова Н. Ритейл: российский сценарий // Новости торговли, 2007. № 3. С. 16—19; Панфилов В.С., Черноволов М.П. Состояние и перспективы развития современной системы розничного рынка в России: макроэкономический и финансовый аспект // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 114—132 и др.
4. Закон Московской области № 171/2006-0З от 7 октября 2006 г. «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области»; приказ министра потребительского рынка и услуг правительства Московской области № 33-П от 7 июня 2006 г. «Об утверждении Положения об аккредитации хозяйствующих субъектов при Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области» и др.
5. Политическая экономия / под ред. В.В. Радаева. М.: МГУ, Ч.1. 1992.
6. Самуэльсон Пауль А. Экономика: ввод. курс / пер. с англ. К.В. Пушкаревой. М.: Алфавит, 1993. Т.1. С. 430.
7. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 1998. С. 28.
8. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс / Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики; сост. и научн. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добрякова. М.: РОССПЭН, 2004. С. 101—103; Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997. С. 4—6 и др.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 18.07.09) «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. № 162. 27 июля.
10. Здесь следует отдельно выделить труды, в которых предпринята попытка системного анализа понятия «потребительский рынок», в частности: Агафонов А.В. Понятие «потребительский рынок» в России // Кратко о «черных дырах» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 68—69; он же: О некоторых проблемах, связанных с правовым определением понятия «потребительский рынок» в России // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 356—359; Чикин Е.И. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12. С. 32—36; Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. № 8. С. 20—22; Гурьев Е.Н. Потребительский рынок России: проблемы и перспективы // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2003. № 4. С. 21—44 и др.
11. Зорин С.М. Проблемно-целевой метод регулирования регионального потребительского рынка: авто-реф.... к.э.н. Ижевск, 2007. С. 3.
12. Чаплина А.Н. Управление потребительским рынком в региональной экономике // Проблемы современной экономики. 2003. № 2 (6).
13. Чмырева А.Ю. Факторы развития и эффективность потребительского рынка в трансформируемой экономике: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 11.
14. Борисов А.М. Управление предприятиями регионального торгового комплекса: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Н.Новгород, 2003. С. 10.
15. Амаров Ш.М. Формирование организационно-экономического механизма регулирования потребительского рынка (на примере Республики Дагестан): автореф. ... к.э.н. Махачкала, 2007. С. 15. о>
16. Мингазинова Е.Р. Развитие механизма государственного регулирования регионального потребительского oi рынка: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермь, 2007. С. 8—9.
17. Закон Российской Федерации № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (ред. от 23.07.08) // Ведомости СНД и ВС РФ. 9 апреля 1992. № 15. Ст. 766.
18. Чикин Е.И. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12. о С. 32-36. N
19. Зейналов Ф.Н. Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка: авто реф. ... к.ю.н. Орел, 2007. С. 9-10.
20. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Валявина Е.Ю., Елисеев И.В. [и др.]; отв. о ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой; 4-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. Т. 2. С. 47.
21. Там же. С. 381. _
22. Там же. С. 61-62 (автор раздела — Елисеев И.В.). ^
СО
Ш
s н о о
X
о л с
о
т <з> vo
>5
О *
О ф
У S 2
0
1
о *
0
S S
2
ф d
л *
<
*
S
1
н
о ф
со