Д.В. Воробьев,
отдел полиции №1 УМВД России по г. Воронежу
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
POLICE ACTIVITIES TO PROTECT LAW AND ORDER AND THE RULE OF LAW IN THE CONSUMER MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION
В статье исследованы понятия потребительского рынка, существующие в научной литературе, предложено авторское понятие потребительского рынка. Проанализирована значимость полиции в области охраны правопорядка в сфере потребительского рынка, показаны показатели эффективности потребительского рынка Воронежской области.
The article examines the concepts of the consumer market, existing in the scientific literature, proposed the author's concept of the consumer market. Analyzed the importance of the police in the field of law enforcement in the consumer market, shows the performance indicators of the consumer market of the Voronezh region.
Охрана правопорядка и обеспечение соблюдения законности в сфере потребительского рынка осуществляется в том числе силами органов внутренних дел. В Российской Федерации в качестве общих приоритетов выступают обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, поддержание национальной безопасности путем осуществления правоохранительной деятельности, связи с чем преодоление кризисных явлений и проблем находится в числе первоочередных задач текущей правовой политики.
Полагаем, что можно выделять в качестве приоритетных нижеуказанные задачи:
1. Обеспечение повышения уровня и качества правовой жизни как граждан, так и общества в целом.
Успешность решения данной задачи обеспечивает создание общего благоприятного фона для того, чтобы были решены многие проблемы пра-
воохранительной деятельности, управления ее административно-правовыми средствами. То есть повышение уровня и качества правовой жизни — это значимый объективный фактор в осуществлении правовой политики.
2. Сокращение (или устранение) разрыва, существующего в настоящее время между конституционным декларированием прав человека и право-реализационной деятельностью в данном направлении. Отметим общую тенденцию обострения данной проблемы во многих современных государствах. Способствовало указанному обострению не столько то обстоятельство, что нарушения в рассматриваемой области приобрели массовый и существенный характер, сколько чрезвычайное расширение круга общепризнанных прав человека и гражданина, в связи с чем их обеспечение со стороны государства стало более сложной задачей.
3. Устранение в действующем законодательстве РФ и правоохранительной деятельности полиции коррупциогенных положений и проявлений как главного препятствия повышению ее эффективности.
4. Активная борьба с бюрократизмом, а именно: неоправданным формализмом нормативных правовых актов, их превращением в инструмент, приведение в действие которого безразлично и к конкретной ситуации, и к конкретному человеку; подменой простым администрированием государственного управления.
5. Многие социально значимые проблемы могут быть решены в результате активного и постоянного взаимодействия с обществом. Указанное направление правовой политики является особо актуальным для полиции, поскольку большинство функций органами внутренних дел осуществляются именно в повседневной общественной среде путем непосредственного контакта с населением.
6. Безусловную значимость для повышения эффективности правоохранительной деятельно -сти имеет улучшение качества правовых актов, которыми регламентируется деятельность полиции. Их качество — это один из важнейших критериев административно-правовой обеспеченности функций полиции.
7. Систематичность в повышении профессионализма сотрудников полиции, что изначально обеспечивается качественным профессиональным образованием и обучением. Достаточно частые нововведения и преобразования этих процессов свидетельствуют о неразрешенности этой проблемы.
Таким образом, можно говорить о том, что большая часть первоочередных задач, которые сформулированы в рамках правовой политики России, находится во взаимосвязи с правоохранительной деятельностью, с определением функций полиции [11. — С. 32].
Обращаясь к понятию потребительского рынка как области осуществления администра-тивно-юрисдикционных полномочий полиции, отметим, что при квалификации противоправных деяний в данной сфере достаточно часто в правоприменительной деятельности возникает проблемная ситуация. Наличие подобной неопределенности, по нашему мнению, во многом обуславливается тем, что в действующем законодательстве отсутствует единая дефиниция «потребительский рынок».
Так, например, потребительский рынок согласно Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов [1] представляют: организации независимо от их организационно -
правовых форм, индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых — производство товаров, их реализация по договору купли-продажи, выполнение работ или оказание по возмездному договору определенных видов услуг (бытовых, транспортных и т.д.) исключительно для удовлетворения личных, семейных, домашних и других нужд граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью.
П. 5 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» [2] дает определение потребительского рынка как системы общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, регулирующих возникающие отношения, между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Дискуссионным определение правовой категории «потребительский рынок» является и для научной среды.
Так, например, в научной литературе можно встретить большое количество различных определений рынка. Ведь рынок — это сложная и многоаспектная категория, включающая в себя самые разные проявления. В частности, это и взаимодействие людей в процессе торговли друг с другом, и взаимоотношения, складывающиеся между потенциальными покупателями и продавцами, и отношения по обороту общественного продукта, выраженного в товарно-денежной форме, и т.д.
Отметим, что экономическая литература содержит бесчисленное множество мнений. Так, рынок определен как:
1) обмен, организованный по законам товарного производства, обращение, совокупность отношений товарообмена;
2) механизм взаимодействия покупателя и продавца, отношения по спросу и предложению;
3) сфера обмена как внутри страны, так и между странами.
Вместе с тем значимость формирования единого подхода к понятию потребительского рынка отмечается в трудах В. В. Катасонова [7. — С. 58] и Е. В. Зверевой [8. — С. 80].
С позиции Н. М. Зубко, рынок—это такая форма хозяйствования, с помощью которой можно оперативно реагировать на изменение спроса [3. — С. 89].
Структурно-логическим анализом термина «потребительский рынок» предопределена необходимость рассмотрения понятия «потребительский рынок» как с экономической, так и с правовой точки зрения.
Некоторые ученые определяют потребительский рынок как «рынок, на котором отдельные
лица и домохозяйства покупают товары и используют услуги для удовлетворения личных и семейных нужд» [4. — С. 615].
Т. И. Николаева и Н. Р. Егорова определяют рынок потребительских товаров как сферу товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю-продажу потребительских товаров, исходя из их вещественного содержания и стоимости, классифицирующихся по видам товаров и услуг [5. — С. 17].
В свою очередь, Е. Зверева обосновывает позицию о том, что под потребительским рынком понимается совокупность хозяйственно-экономических отношений, которые возникают между производителем и потребителем [6. — С. 34].
На основании изложенного констатируем, что само понятие «потребительского рынка» научной литературой определяется очень неоднозначно, что отчасти следует из того, что на законодательном уровне рассматриваемое понятие закрепления так и не получило. Это влечет возникновение отдельных сложностей, связанных с отнесением правонарушений к исследуемой категории.
Конечно, можно утверждать, что понятие «потребительский рынок» по своей сути собирательно, так как характеризует сложную совокупность отдельных видов потребительских рынков, классифицируемых по объектам, субъектам, особенностям взаимодействия и т.д. А потребитель-
ский рынок — это своего рода стимулятор производства конкурентоспособных товаров, регулятор правоотношений, возникающих между товаропроизводителем и потребителем. Все это в совокупности оказывает безусловное влияние на экономику в целом [8. — С. 35].
В ст. 4 (п. 4) Федерального закона «О защите конкуренции» [9] дано понятие товарного рынка, согласно которому рынок, являясь областью обращения товаров, может выступать в качестве отправной точки для анализа многих явлений, которые на нем возникают.
По мнению С. М. Зорина, «потребительский рынок является важнейшей частью современной экономики, он дает возможность реализовывать повседневные потребности населения, а уровнем их удовлетворения определяется эффективность функционирования экономики в целом» [10. — С. 3].
Структуру потребительского рынка составляют самые различные сферы, к которым относят торговлю; общественное питание; пищевую промышленность; легкую промышленность; заготовительную деятельность; бытовое обслуживание населения; туризм и гостиничный комплекс и т.д.
Применительно к субъектам РФ считаем целесообразным отметить, что для каждого показатели эффективности потребительского рынка индивидуальны. Так, например, показатели эффективности потребительского рынка Воронежской области представлены в таблице [12].
Наименование показателя Единица измерения Плановое значение за предыдущий 2017 год Фактическое значение за предыдущий 2017 год % выполнения годового плана за 2017 год Плановое значение на 2018 год
1. Количество субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения ВО, единиц единиц 34 37,8 111,18 34,1
2. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями (без учета микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) млн рублей 1 058 816 1 083 688,4 102,35 1 166 500
3. Оборот розничной торговли (нарастающим итогом) млн рублей 509 591,7 515 987,5 101,26 533 216,4
4. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по специализированным налоговым режимам от субъектов малого и среднего предпринимательства млн рублей 5 000 5545,47 110,91 6 000
В результате проведенного анализа научной литературы и правоохранительной практики выделим наличие двух наиболее актуальных проблемных моментов в развитии правовой политики, которая проводится в настоящее время по отношению к деятельности органов правоохраны.
Сначала отметим первичность перспективиру-ющей, а не констатирующей роли правовой политики, связи с чем чрезвычайно важной является ее научная обоснованность. Вместе с тем, как представляется, ее научность является вторичной по сравнению с предельно общими установками и правовыми конструкциями. Ясность в общих установках сочетается с размытыми конкретными границами их реализуемости. Однако если это является понятным и естественным на доктринальном уровне, то для уровня административно-правового обеспечения правоохранительной практики подобное состояние является недопустимым, поскольку административно-правовые средства не могут быть достаточно действенны для того, чтобы реализовать надлежащим образом функции полиции.
На основании изложенного отметим, что одна из проблем правовой политики государства — это преодоление практики неадекватного переноса общих ценностных ориентиров на уровень определения конкретных полномочий и функциональных обязанностей сотрудников подразделений органов внутренних дел.
Обращаясь к рассмотрению второй проблемы, отметим, что следует осуществлять свою деятельность в правовом поле, поскольку это — важнейшее условие для максимального включения в дело правоохраны гражданского общества. Однако еще одним условием является ограничение административно-правовых мер, то есть недопущение ситуации полного поглощения правоохраны правовыми регламентациями. Этим затрудняется правоохранительная деятельность полиции, поскольку
излишняя регламентированность создает благоприятную среду для развития коррупционных проявлений.
В завершение отметим следующее:
1. На основании проведенного анализа определений и характеристик определим понятие потребительского рынка: потребительский рынок — это совокупность хозяйственно-экономических отношений, возникающих между производителем и потребителем в области продвижения товаров (услуг) от производителя к конечному потребителю в определенной внешней среде, регламентирующей взаимоотношения всех участников потребительского рынка.
2. Правоохранительная практика является более динамичной, чем существующая правовая политика, в связи с чем практика влияет на изменения, происходящие в политике, конкретизируя ее. Правовая политика должна допускать практику, а никак не довлеть над ней.
Показатель эффективности правовой политики проявляет себя в достижении и поддержании тонкой меры соответствия между идейно-политическими установками, насыщением правоохранительной деятельности административно-правовыми средствами и механизмами правоохранительной практики.
3. Существующие в настоящее время приоритеты правоохранительной деятельности полиции, которые заложены в правовой политике государства, а также общественную безопасность и права граждан нельзя определить как неразрывно связанные и взаимообусловленные, поскольку они выступают в качестве двух самостоятельных направлений, вносящих в обеспечение функций полиции некоторую проблемность, если не конфликтность.
4. Последовательно осуществляемой демократизацией деятельности государственного аппарата
(и правоохранительных органов) усложняется осуществление функций полиции и их административно-правовая обеспеченность в сфере потребительского рынка. Ведь процесс демократизации яв-
ляется сложным многослойным процессом, и правовое поле не только не охватывает его целиком, но и не является первичным, если проводить сравнение, например, с полем политическим.
ЛИТЕРАТУРА
1. О едином учете преступлений : приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — № 5.
2. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (ред. от 29.03.2016) // СПС «Консультант Плюс».
3. Зубко Н. М. Экономическая теория. — Минск : НТЦ «АПИ», 1999. — С. 89.
4. Краткий экономический словарь / А. Н. Азри-лиян [и др.]. — М. : Ин-т новой экономики, 2001. — 1084 с.
5. Николаева Т. И., Егорова Н. Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования. — Екатеринбург, 1998. — С. 17.
6. Зверева Е. В. Понятие потребительского рынка // Безопасность бизнеса. — 2015. — № 3.
7. Катасонов В. В. Квалификация преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка // Законность. — 2017. — № 1. — С. 58—60.
8. Зверева Е. В. Интеграция Украины в мировую экономику и регламентация потребительского рынка // Международное публичное и частное право. — 2014. — № 4(79). — С. 35.
9. О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — 31 (ч. 1). — Ст. 3434.
10. Зорин С. М. Проблемно-целевой метод регулирования регионального потребительского рынка : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ижевск, 2007. — С. 3.
11. Грищенко А. Н. Функции полиции в сфере предоставления государственных услуг населению // Административное право и процесс. — 2018. — № 5. — С. 31—37.
12. Официальный портал органов власти Воронежской области. — ШЬ: https://www.govvrn.ru/ pokazateli-effektivnosti-deatel-nosti7 (дата обращения: 10.11.2018 г.).
REFERENCES
1. O edinom uchete prestupleniy : prikaz Genpro-kuraturyi Rossii № 39, MVD Rossii № 1070, MChS Rossii № 1021, Minyusta Rossii № 253, FSB Rossii № 780, Minekonomrazvitiya Rossii № 353, FSKN Rossii № 399 ot 29.12.2005 (red. ot 20.02.2014) // Byulleten normativnyih aktov federalnyih organov ispolnitelnoy vlasti. — 2006. — № 5.
2. GOST R 51303-2013. Natsionalnyiy standart Rossiyskoy Federatsii. Torgovlya. Terminyi i opre-deleniya (utv. Prikazom Rosstandarta ot 28.08.2013 № 582-st) (red. ot 29.03.2016) // SPS «Konsultant Plyus».
3. Zubko N. M. Ekonomicheskaya teoriya. — Minsk : NTTs «API», 1999. — S. 89.
4. Kratkiy ekonomicheskiy slovar / A. N. Azrili-yan [i dr.]. — M. : In-t novoy ekonomiki, 2001. — 1084 s.
5. Nikolaeva T. I., Egorova N. R. Potrebitelskiy ryinok i torgovlya: problemyi razvitiya i reguliro-vaniya. — Ekaterinburg, 1998. — S. 17.
6. Zvereva E. V. Ponyatie potrebitelskogo ryinka // Bezopasnost biznesa. — 2015. — № 3.
7. Katasonov V. V. Kvalifikatsiya prestupleniy, sovershaemyih v sfere potrebitelskogo ryinka // Za-konnost. — 2017. — № 1. — S. 58—60.
8. Zvereva E. V. Integratsiya Ukrainyi v mi-rovuyu ekonomiku i reglamentatsiya potrebitelskogo ryinka // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. — 2014. — № 4(79). — S. 35.
9. O zaschite konkurentsii : federalnyiy zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ (red. ot 04.06.2018) // So-branie zakonodatelstva RF. — 2006. — № 31 (ch. 1).
— St. 3434.
10. Zorin S. M. Problemno-tselevoy metod reguli-rovaniya regionalnogo potrebitelskogo ryinka : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. — Izhevsk, 2007. — S. 3.
11. Grischenko A. N. Funktsii politsii v sfere pre-dostavleniya gosudarstvennyih uslug naseleniyu // Administrativnoe pravo i protsess. — 2018. — № 5.
— S. 31—37.
12. Ofitsialnyiy portal organov vlasti Voronezh-skoy oblasti. — URL: https://www.govvrn.ru/poka-zateli-effektivnosti-deatel-nosti7 (data obrascheniya: 10.11.2018 g.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Воробьев Дмитрий Валерьевич. Инспектор по исполнению административного законодательства группы по исполнению административного законодательства.
Отдел полиции № 1 УМВД России по г. Воронежу.
E-mail: [email protected]
Россия, 394010, г. Воронеж, ул. Богдана Хмельницкого, 60а. Тел. (473) 222-81-94.
Vorobev Dmitry Valerievich. Inspector of the administrative law of the group for the implementation of administrative law.
Police Department № 1 of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Voronezh.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, Russia, 394010, Voronezh, Bogdana Hmelnitskogo Str., 60a. Tel. (473) 222-81-94.
Ключевые слова: полиция; потребительский рынок; государство; правонарушение; правопорядок; законность.
Key words: police; consumer market; state; offense; law and order; legality.
УДК 351.749
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Меньших В. В. Дискретная математика. Типовой расчёт : учебное пособие / В. В. Меньших, И. В. Щербакова. - Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. - 205 с.
В.В. Меньших И.В. Щербакова
Учебное пособие предназначено для проведения практических занятий, выполнения контрольных работ и самостоятельной работы по дисциплине «Дискретная математика».
ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА. ТИПОВОЙ РАСЧЁТ
Воронеж 2018