Научная статья на тему 'Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел'

Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ / ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ И МОСКВЫ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазур Сергей Филиппович

В научной статье раскрываются некоторые проблемы совершенствования правового и организационного потенциала развития потребительского рынка, а также вопросы правовой защиты малого и среднего предпринимательства в данной сфере и основные точки зрения о его совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазур Сергей Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL ISSUES OF THE RUSSIAN CONSUMER MARKET AND ITS LEGAL PROTECTION BY BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

In a scientific article describes some of the problems of improving the legal and institutional capacity development of the consumer market, as well as the legal protection of small and medium-sized businesses in this area and the main terms of its improvement.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ И ЕГО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Мазур Сергей Филиппович, полковник полиции, д.ю.н., профессор. Должность: профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения. Место работы: Академия управления МВД России. E-mail: dingo3@list.ru

Аннотация. В научной статье раскрываются некоторые проблемы совершенствования правового и организационного потенциала развития потребительского рынка, а также вопросы правовой защиты малого и среднего предпринимательства в данной сфере и основные точки зрения о его совершенствовании.

Ключевые слова: реформирование подразделений МВД России, направленных на защиту потребительского рынка от преступлений и иных правонарушений; основные тенденции развития потребительского рынка России и г. Москвы; правовая защита малого и среднего предпринимательства на потребительском рынке; продовольственная безопасность; защита прав потребителей.

INDIVIDUAL ISSUES OF THE RUSSIAN CONSUMER MARKET

AND ITS LEGAL PROTECTION BY BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Mazur Sergey Filippovich, police colonel, Dr of law, professor. Position: professor of economic and financial organization and logistics chair. Place of employment: Academy of the Interior Ministry of Russia. E-mail: dingo3@list.ru

Annotation: In a scientific article describes some of the problems of improving the legal and institutional capacity development of the consumer market, as well as the legal protection of small and medium-sized businesses in this area and the main terms of its improvement.

Keywords: reform of the Interior Ministry of Russia, aimed at protecting the consumer market from crimes and other offenses; major trends of the consumer market in Russia and Moscow; legal protection of small and medium-sized businesses in the consumer market; food security; consumer protection.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон России «О полиции». Концепция этого чрезвычайно важного, основополагающего для модернизации правоохранительных органов, Закона строится на четырех основных позициях: расширение форм общественного контроля за деятельностью полиции, ужесточение требований, предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел, социальная защита этих сотрудников и основополагающие нормы международных документов, касающихся полицейской деятельности. Россий-

ским законодательством также предусмотрена усиленная социальная защищенность сотрудников ОВД, Федеральный закон об этом введен в действие с 1 января 2012 г.1 - налицо значительный временной разрыв вступления в силу данных, на наш взгляд, взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативных правовых актов(которые должны были бы вступить в силу комплексно, одновременно).Тем более концепции всемерной социальной защиты сотрудников органов внутренних дел противоречит, на наш взгляд, непоследовательность последних изменений анализируемого законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел: действие части 5 ст. 2 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, приостановлено до 1 января 2014 года»2 (в этой норме закреплено положение об индексации размеров окладов денежного содержания с учетом уровня роста потребительских цен). Таким образом, материальные условия жизни сотрудников органов внутренних дел (кстати, так же как и военнослужащих) в течение 2013 года будет ухудшаться соответственно росту уровня инфляции. Безусловно, сотрудники органов внутренних дел (как и военнослужащие) с пониманием отнесутся к бюджетным трудностям нашего государства, но остается вопрос - почему вместо общего «затягивания поясов» это предлагается в первую очередь сделать именно гражданам, которые объективно лишены возможности (и не имеют права) дополнительно заработать на второй работе и как-то улучшить свое материальное положение? Такое положение (как и иные произошедшие одновременно с повышением денежных доходов сотрудников органов внутренних дел лишения их некоторых материальных льгот) не способствует усилению реальных социальных гарантий их жизнедеятельности (а выше мы уже говорили о необходимости единого, комплексного подхода в вопросе реформирования деятельности правоохранительных органов).

Общепризнано, что сегодня полиция выполняет много функций, не свойственных ее правоохранительной функции, в частности, в сфере потребительского рынка, предпринимательской деятельности и природопользования. Контроль в экономической сфере должны осуществлять преимущественно налоговые, таможенные, санитарно-эпидемиологические и другие

1См.: Федеральный закон России от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 8.ноября 2011 г. № 309-Ф3, от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3, с изм., внесенными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 237-Ф3) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»//СЗ РФ. 2011. № 30 (часть 1). Ст. 4595; № 346. Ст. 6407.

2 О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»: Федеральный закон Рф от 3 декабря 2012 г. № 237-ФЗ//Рос.газ. 2012. 7 декабря.

органы, а полиция должна вмешиваться только в случае выявления правонарушений (входящих в сферу ее компетенции). Иначе это приводит к появлению дополнительных административных барьеров. В процессе реформы органов внутренних дел России предполагается освободить их от сорока не свойственных ей функций (эти и еще большое число конкретных предложений по изменению и дополнению проекта Федерального закона «О полиции» были высказаны в ходе его всенародного обсуждения).

В ГУ МВД по г. Москве с 1 марта 2010 г. была упразднена служба по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. - Сейчас трудно сказать, правильным ли будет решение об упразднении (либо значительное сокращение численности работников) данных подразделений во всех органах внутренних дел страны (если оно состоится, как это было с упразднением Федеральной службы Налоговой полиции РФ, Департамента по организованной преступности МВД России и др. организационными изменениями по формированию органов, направленных на противодействие экономическим и иным преступлениям, в том числе и в изучаемой в настоящей работе сфере).

Думается, что определяющими здесь являются две взаимосвязанные тенденции в совершенствовании организации правоохранительной деятельности: специализация либо консолидация соответствующих правоохранительных и контролирующих органов. На разных этапах развития общества и построения государственного механизма по управлению противодействием негативным проявлениям в экономике страны возможны усиление как одной, и другой тенденции в совершенствовании организации изучаемой правоохранительной деятельности: специализация (функционирование специализированных правоохранительных и контролирующих органов и организаций в различных формах присуще организации правозащитной деятельности наиболее экономически развитых государств), либо консолидация (объединение) правоохранительных и контролирующих органов (что присуще государственному механизму всех других стран, включая Россию). Возможно, для нашей страны пока преждевременно (и не по средствам) иметь вышеназванные специализированные органы и подразделения по противодействию отдельным видам правонарушений. Но, со временем, по мере экономического и организационного развития управления нашим государством, совершенствования его механизма, вопрос специализации правоохранительных и контролирующих органов неизбежно возникнет вновь и тогда, очевидно, в преобразованном виде будет воссоздана и Федеральная служба Налоговой полиции, и специализированная служба по организованной преступности, и, возможно, подразделения по противодействию иным видам правонарушений (включая подразделения органов внутренних дел по преступлениям и иным правонарушениям, совершаемым на потребительском рынке).

Вышеуказанные и иные меры по совершенствованию организационной структуры подразделений по тем или иным видам правонарушений, разумеется, не исключают необходимости продолжения важной и сложной работы по борьбе с ними и вследствие этого меняются только формы работы, организационная структура и подчиненность подразделений, направленных на противодействие будь то налоговым, организованным или иным формам преступлений или иным правонарушениям (так, недавно прошло значительное сокращение числа штатных единиц сотрудни-

ков подразделений Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, направленных на борьбу с налоговыми преступлениями). Однако, по мнению автора настоящей статьи, любые серьезные реорганизации правоохранительных органов объективно мешают накапливанию опыта, выращивания кадров профессионалов и, в конечном счете, противодействию отдельным видам преступности. В этом, как представляется, одна из наиболее существенных проблем реформирования правоохранительных органов (включая и нынешнюю реорганизацию МВД) - с одной стороны, серьезная реформа органов внутренних дел вызвана объективными потребностями общественно-политической и экономической жизни страны и потому необходима и неизбежна; а с другой, она на первом этапе невольно порождает значительный отток наиболее квалифицированных кадров и, вследствие этого (и, конечно, также ряда других серьезных причин) - снижению качества работы правоохранительных органов (как это не раз бывало в прошлом нашей страны - вспомним реформы органов внутренних дел середины 1950-х, начала 19б0-х, 1990-х гг. и др.). И здесь как никогда важна четкая политическая воля со стороны государства при формировании обновленных органов внутренних дел, организационные и экономические средства обеспечения как их деятельности в целом, так и жизнедеятельности каждого отдельного сотрудника ОВД, его нового социального статуса и правовой защиты.

В этой связи для успешного продолжения реформы деятельности МВД нашей страны представляется весьма положительным использование зарубежного опыта работы полицейских структур - в частности, опыта работы Финансовой гвардии Италии (направленной, в том числе, и на защиту итальянского потребительского рынка). Так, общеизвестна общественная опасность налоговых правонарушений - только в 2012 г. итальянская казна недосчиталась 120 млрд. евро налоговых поступлений (приблизительно по две тысячи евро на каждого жителя страны). Только производство и реализация контрафактных товаров лишает итальянцев 110 тыс. рабочих мест, а государство - 1,7 млрд. евро налогов в год. В результате серьезных изменений принципов и методов работы Финансовой гвардии Италии с населением - вплоть до выплаты гражданам существенного вознаграждения за сообщение о налоговом нарушении либо неосновательном обогащении соседа либо сотрудника по работе (что в конечном счете позволило в значительной степени изменить правосознание граждан - в частности, в сфере отрицательного отношения к уклонению от уплаты налогов, а также к правонарушениям, совершаемым на потребительском рынке). С начала 2011 года произошел резкий рост сигналов граждан с сообщениями

о таких нарушениях: так, по круглосуточному телефонному номеру оперативного штаба налоговой службы за этот год поступило на 92% больше сообщений о данных правонарушениях, чем за предыдущий (50 тыс. обращений). Причем лидируют сигналы по поводу отказа выдавать покупателю или заказчику фискальные чеки или квитанции - они выросли сразу на 228% (24 тыс. обращения). В результате число совершения правонарушений данного вида на потребительском рынке Италии резко сократилось3.

3Миракян Н.//Рос. газ., Рим. 2012. 25 октября. Приведенные

примеры успешной работы Финансовой гвардии Италии говорят о

необходимости не сворачивания, а, наоборот, развития активно-

сти работы правоохранительных органов нашей страны по защи-

Общеизвестен также положительный опыт противодействия Финансовой гвардии Италии совершению организованных преступлений - он считается одним из наиболее передовых в мире по нейтрализации экономической базы осуществления такой деятельности (как известно, каждое преступление, совершенное преступной организацией, оставляет «экономический след»).

Потребительский рынок России - одна из наиболее динамически развивающихся сфер экономики. Исследователи отмечают начало потребительского «бума» в России, начиная с 2003 года. Так, отечественная розничная торговля уже долгое время находится в ее лидерах. В 2011 г. в России объем продаж на продовольственном рынке достиг 314 млрд. долл. США4. Впервые после финансового кризиса 2008-2009 гг. бурно растет потребительское кредитование. Только по итогам первого полугодия 2012 г. - более чем на 40%5 Наше государство ведет большую практическую работу по упорядочению ситуации на потребительском рынке, причем в основном рыночными методами. Для наведения порядка на нем необходима хорошо функционирующая современная правовая база, прежде всего состоящая из норм гражданского права (принятие и, главное, полноценная реализация Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»6 стало первым шагом в создании кодифицированного торгового (коммерческого) законодательства России, по примеру Торговых кодексов ряда развитых стран). Данный Федеральный закон призван стимулировать реальную конкуренцию в торговле, в том числе за счет дополнительных антимонопольных мер, за счет развития не только крупных торговых сетей, но и малого и среднего бизнеса. Поставлена цель более справедливого перераспределения прибыли в цепочке «производитель - переработчик - продавец» и более адекватной конечной цены на потребительские товары. Мы заинтересованы в том, чтобы права и интересы всех участников потребительского рынка эффективно защищались и потребительский рынок России развивался динамично и цивилизованно.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких

те потребительского рынка - и уже, наверное, второстепенным вопросом является ведомственная принадлежность подразделений, направленных на противодействие организованной преступности либо налоговым преступлениям или преступлениям, совершаемым на потребительском рынке (автор).

4 По объему продовольственного рынка на первое место в мире в 2012 г. вышел Китай - 963 млрд. долл. США, в США он составил 907 млрд. долл. По данным британских экспертов IGD, к 2015 г. в России этот показатель увеличится в два раза и при сравнительно небольшом населении Россия станет четвертым рынком продовольствия в мире после Китая, США и Индии//Рос.газ. 2012. 5 апреля.

5 Кукол Е., Костин А. Войти в пятерку//Рос.газ. 2012. 7 сентября. Однако необходимо учесть, что в США потребительские кредиты предоставляют под 0,8%, в Китае - 0,5%, а в России ставки по потребительским кредитам начинаются с 12% годовых (автор).

6Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ// Рос.газ. 2009. 30 декабря.

стандартов жизнеобеспечения. Россия все еще остается импортозависимой страной - она обеспечена собственным продовольствием только на 65%7 Как считает Е.М. Примаков, «страна находится в зоне опасности, если доля импорта продовольствия превышает 25%»8. По экспертным оценкам - например, по мнению председателя совета Ассоциации отраслевых союзов Агропромышленного комплекса В. Семенова9, потребуется около 10 лет, чтобы достичь продовольственной безопасности по большей части видов продовольствия. Что же касается развития рынка текстильной и легкой промышленности в России, то отечественное производство занимает на нем долю в 2021% (причем китайская продукция составляет в ней 60%). Согласно Стратегии развития легкой и текстильной промышленности России до 2020г., ее основная цель - увеличить долю присутствия российских товаров до 50 процентов10. Важным аспектом продовольственной безопасности страны является экономическая и физическая доступность пищи для всех социальных категорий граждан. По данным экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), сегодня мировые запасы продовольствия находятся на рекордно низком уровне и прогнозируется дальнейшее подорожание продуктов питания (которое за сентябрь 2012 г. уже прибавили в цене 7%)11. В настоящее время разница в объемах потребления между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения (в том числе и в России) огромна. Первые едят вдвое больше мяса, молока и рыбы и втрое больше фруктов и ягод (не говоря уже о качестве вышеназванных продуктов). По данным президента Института гуманитарных и экономических проблем продовольственной безопасности А. Новикова, в среднем по стране на еду у наших соотечественников уходит 30% доходов, в отдельных случаях - до 50%. Отметим, что в развитых экономиках этот показатель колеблется на уровне 15-18%12 В Доктрине продовольственной безопасности России речь прямо идет об адресной помощи тем группам населения, уровень доходов которых не позволяет обеспечить полноценное питание. Чтобы повысить физическую доступность продовольствия, необходимо развивать межрегиональную интеграцию, более эффективно поддерживать регионы, в которых продуктов производится недостаточно, повышать транспортную доступность отдаленных регионов и создавать условия для развития объемов торговли и общественного питания.

В качестве в основном положительного примера развития потребительского рынка России можно привести данные, характеризующие розничную торговлю г. Москвы (как известно, в Москве не только самый большой объем потребительского рынка - она еще является «перевалочной базой» для реализации зна-

7 Что не соответствует показателям продовольственной безопасности, закрепленным в ст. 8 Доктрины продовольственной безопасности/См.: Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120//Рос.газ. 2010. 3 февраля.

8Узбекова А. В доле с импортом//Рос.газ. 2011. 28 сентября.

9Чкаников М.//Рос.газ. 2010. 3 февраля.

10Фомненков Т. Более половины товаров легкой промышленности на российском рынке - китайский ширпотреб//Рос.газ. 2011.

16 ноября.

11 Маркелов Р. За общим столом//Рос.газ. 2012. 16 октября. По данным ООН, больше 1 млрд. человек на планете ежедневно голодают, а при этом от 30 до 50% всех продуктов в мире выбрасывается (автор).

12 См.: Там же.

чительной части потребительских товаров страны). В сфере потребительского рынка в Москве работает 1,4 млн. человек. Оборот розничной торговли в столице, полученный через все каналы реализации товаров, в 2011г. превысил 2 трлн. руб. и это не предел - в отрасль весьма активно идут инвестиции (18 млрд. в год или вдвое больше, чем два года назад). В розничных торговых центрах москвичи в 2011 г. купили товары на

1 трлн. 600 млрд. руб. Объем продажи товаров на рынках Москвы составил 19% розничного товарооборота, при 11% в среднем по стране13. Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса в Москве принадлежит предприятиям организованной розничной торговли - 78%. Вместе с тем, по ряду показателей развития торговли Россия отстает от многих европейских стран (так, например, в большинстве регионов России положение по обеспеченности современными торговыми площадями гораздо хуже, чем в Москве. В России на 100 тыс. жителей приходится примерно 0,02 одного гипермаркета, торгующего продовольственными товарами, а в Германии на то же количество людей - три гипермаркета). По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли И. Белоновского, потребительский рынок России не достиг и половины своего потенциала, в ближайшее время инвестиции в развитие этого сектора будут только увеличиваться, торговые сети продолжат укрупняться по европейскому сценарию. «Нужно еще 20-25 лет», -говорит он, «чтобы достичь среднеевропейского уровня насыщенности торговыми сетями. Сетевая розница у нас составляет 38%, пять крупнейших игроков занимают долю только в 10%. Для сравнения: в Германии пять крупнейших игроков розничной торговли контролируют почти 70% рынка»14.

Эти проблемы должна решать в первую очередь сама торговая отрасль, используя разнообразные стимулы, которые она получит в результате формирования нового торгового законодательства. Однако основным приоритетом развития торговли должны быть интересы потребителя. Во всем мире развиваются различные формы торговли - и рынки, и сети и др. У людей должна быть возможность выбора, поэтому должно быть многообразие торгового бизнеса (в России наряду с гипермаркетами и супермаркетами должны быть и небольшие семейные магазины, фирменные магазины производителей, магазины и павильоны у дома). По данным столичного Департамента потребительского рынка и услуг, Москва давно уже проводит политику по преобразованию розничной торговли и реорганизации деятельности рынков. Так, в Москве за тринадцать лет (с 1999 по 2012 г.) число розничных рынков сократилось более чем в четыре раза - с 240 до 51. В настоящее время в Москве действует 5 универсальных рынков, 2 специализированных (где более 80% товаров одного вида) и 44 сельскохозяйственных рынка (к концу 2012 г. планируется оставить 48 рыночных площадок, из которых 42 сельскохозяйственных). Причем универсальные и специализированные рынки расположены в капитальных строениях, а сельскохозяйственные - как в капитальных помещениях, так и в некапитальных - сельскохозяйственным рынкам раз-

13 Кукол Е., Костин А. Войти в пятерку//Рос.газ. 2012. 7 сентября.

14 Экономика. Потребительский рынок//Рос.газ. 2012. 20 сентября.

решено находиться в таких строениях до 1 января 2015 г.15.

Меньше всего розничных рынков расположено в Центральном административном округе Москвы (что закономерно - где население победнее, там рынков побольше). Однако розничные рынки по-прежнему в значительной степени востребованы. Что же привлекает людей на них? Прежде всего цены. По данным экспертов, рыночные цены в большинстве своем на 15-20% ниже магазинных. В подавляющем большинстве случаев дешевле продается одежда и обувь. По данным ВЦИОМ, вещевыми рынками пользуются 56% опрошенных. В основном - это малоимущие и пожилые граждане16. «Сегодня отовариваются на рынках прежде всего граждане с низкими доходами, - не более 10-15 тыс. руб. в месяц на человека», - говорит руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» О. Репченко. - «Во-вторых, это региональные предприниматели, которые оптом закупают на московских рынках товары для дальнейшей перепродажи в своих городах. В-третьих, в условиях кризиса и снижения доходов населения с современных торговых комплексов на рынки переориентируются часть среднего класса». В «Мосрегионторге» считают, что сегодня особо востребованы специализированные рынки, то есть те, которые торгуют стройматериалами, радиоаппаратурой, сельхозинвентарем, саженцами, автозапчастями. Дефицит рынков в Москве пытаются восполнить ярмарки выходного дня - сейчас их в городе 145. Туда каждую неделю приезжают более 2 тыс. производителей из 40 регионов, а с осени 10 ярмарок город полностью отдал регионам, чтобы они наводили там порядок самостоятельно и следили за тем, чтобы перекупщики не вытесняли фермеров. Этим ярмаркам разрешается работать не только в выходные, но и в будние дни. «Мы не считаем, что рыночная форма торговли должна совсем уйти из Москвы», - говорит замруководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Д. Краснов, - «...в одночасье реконструировать рынки не получится». В качестве примера он приводит Барселону, где работают 200 розничных рынков. Это высокотехнологичные объекты, где применяются энергосберегающие технологии, помогающие сохранять свежесть продуктов и перерабатывать их прямо на месте. На эти рынки охотно ходят даже туристы. Чтобы в Москве появились подобные торговые комплексы, столичные власти намерены прописать обязательные условия к внешнему виду зданий, организации торговых мест, технологиям приемки, переработки и хранения продукции17.

В Москве для сдерживания роста цен и обеспечения безопасности населения от негативного влияния экономического кризиса, создана сеть агрохолдингов, которые уже производят 20% сельскохозяйственной продукции, от производимой в стране. Сегодня в них принимают участие уже 147 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, расположенных в 26

15 См.: О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ (с изм., внесенными 2 июня 2007 г. Федеральным законом РФ № 86-ФЗ)//СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 34//Рос.газ. 2007. 8 июня; Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке: постановление Правительства РФ от 19 мая 2007 г. № 297//Рос. газ. 2007. 29 мая.

16 Пучков. Г.//Рос.газ. 2012. 5 апреля.

17 Игнатова О. Власти Москвы ставят задачу: за три года сде-

лать рынки не хуже, чем в Европе//Рос.газ. 2012. 4 октября.

регионах России. Именно от этих предприятий Москва получает почти 100% птицы, 75% свинины, 57% зерна, около 40% овощей, что составляет 17% общего количества продовольствия, поставляемого в Москву (к концу 2012 г. поставлена задача увеличить эту долю до 19% - если бы не финансовые трудности, которые переживает сама Москва, прирост был бы значительно больше). По постановлению Правительства г. Москвы от 22 декабря 2009 г., в обеспечение продовольственной безопасности в 2010-2012 гг. вкладывается более 140 млрд. рублей18.

Немаловажной становится правильная оценка роли посредников в торговой деятельности. Само по себе посредничество в предпринимательстве - это инфраструктура, без которой не может существовать рыночная экономика. Однако в нашей стране оно зачастую принимает извращенные формы - доля посредников на пути товара к потребителю иногда значительно больше, чем в других странах мира. Нередко посредники фактически сращиваются с бюрократическим аппаратом, что ведет к повышению цен. Например, в Западной Европе напрямую в торговлю поступает до 60% товаров, в США - 80%, а в настоящее время в России, по данным Торгово-промышленной палаты19, -всего 15 процентов. Так, на рынке лекарств в России работают более 2 тыс. дистрибьюторов, тогда как в развитых странах их - единицы. При прохождении всей этой цепочки до потребителя отпускные цены производителя зачастую возрастают на порядки. Доля оптовой наценки на поставки в розничную торговлю в России составляет 8 - 10%, в других странах - 1-2 процента. Вместе с тем, наше государство пытается поддержать полезных посредников в торговой деятельности - тех, что помогают производителям наладить связи с крупными розничными сетями, организуют доставку товаров из одного региона в другой, способствуют небольшим производителям пробиться на соседнем рынке - это закреплено в Стратегии развития торговли до 2015 г.20.

К одной из причин высокой инфляции в России (рост цен в нашей стране идет даже независимо от того, находится ли экономика в стадии подъема или спада) относят то, что в России очень мало продавцов и производителей товаров, иначе говоря, ввиду отсутствия конкуренции. Основными способами снижения цен и социальной защиты населения является субсидирование производства определенного круга базовых продовольственных товаров. В таком случае ценообразование остается рыночным, а государство поддерживает товаропроизводителя. Второй способ - выдача субсидий потребителям, введение так называемых хлебных дотаций. Уже решается вопрос бесплатной раздачи (или реализации с существенными скидками) продуктов питания социально незащищенным слоям населения (а в ряде регионов всерьез рассматривается установление карточной системы). Вместе с тем широкое внедрение в практику таких мер может повлечь и ряд отрицательных социальных последствий, таких как иждивенчество, нецелевое использование помощи, социальные возмущения и др.

31 октября 2012 г. Москва приняла закон «О патентной системе налогообложения», который вступил в силу 1 января 2013 г. Основная цель данного закона -легализация индивидуальных предпринимателей (од-

18 Постановление Правительства г. Москвы от 22 декабря 2009 г.// Рос.газ. 2009. 23 декабря.

19 Кукол Е. Цена посредника//Рос.газ. 2009. 21 октября.

20 Кукол Е. Цена посредника//Рос.газ. 2009. 21 октября.

нако, данный закон распространяется и на ряд категорий лиц, получающих доход, но не признанных индивидуальными предпринимателями - например, на лиц, сдающих квартиры в наем, на репетиторов и др.). Патентная система распространяется на 65 видов деятельности, приносящих доход, при этом сумма налога исчисляется из расчета 6% от размера потенциального дохода (а не 13%, как подоходный налог с физических лиц). Сейчас в Москве действует закон об упрощенной системе налогообложения на основе патента. Однако он не нашел широкого применения. Из 200 тыс. зарегистрированных в Москве индивидуальных предпринимателей две трети вообще не платят налоги. По словам руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы М. Решетникова, «в настоящее время патентной системой пользуются более 9,5 тыс. человек, из них свыше 5 тыс. занимаются транспортными перевозками. Исходя из количества патентов, в городе только 4 домработницы и 5 нянь, что не соответствует действительности - по оценкам, в Москве не менее 85-90 тыс. нянь, 50-60 тыс. домработниц»21. Чтобы новый закон оказался эффективнее прежнего, в Мосгордуме планируют разработать законопроект, грозящий неплательщикам налогов штрафы в размере годового дохода.

В Москве согласно новой схемы размещения нестационарных объектов мелкой розничной торговли, утвержденной летом 2011 г., в октябре 2012 г. официально оставалось чуть более 10 тыс. торговых палаток (в 2010 г. их было около 14 тыс.). Однако их в городе намного больше, чем утвердили власти. «Несколько сотен объектов мелкорозничной торговли продолжают работать по разным причинам, в основном из-за проволочек в работе районных управ, длительных судебных процедур и несогласованности действий органов власти. Такое положение терпеть нельзя, это несправедливо по отношению к добросовестным предпринимателям, которые заплатили за установку своей мелкой розницы, платят налоги, а рядом продолжают работу граждане, которые вообще ничего не платят», -заявил мэр Москвы С.С. Собянин на заседании городского Правительства 16 октября 2012 г.22. Причем недобросовестные предприниматели выигрывали аукционы на аренду земельных участков для установки торговых палаток по цене 25-30 млн. руб. за три года (при реальной цене аренды этих мест 1-1,5 млн. руб. на тот же срок). Однако, кроме задатка в 100-150 тыс. руб., город больше никаких денег не получает, а победители данных аукционов активно распродают права аренды таких торговых мест. Лица же, фактически установившие быстровозводимые модули на этих местах, незаконно подключаются к электроэнергии и торгуют в них по демпинговым ценам, не платя ни рубля в казну. За период существования вышеназванной схемы размещения нестационарных объектов мелкой розничной торговли, было выведено 9000 незаконно размещенных и выявлено еще около 2500 таких объектов. Всего к концу 2012 г. их должно остаться около пятисот.

Важным правовым инструментом защиты прав потребителей является Закон России от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»23. Более 400 тысяч

21 Нестерова О. Купи патент//Рос.газ. 2012. 1 ноября.

22 Игнатова И. Штрафстоянка для киоска//Рос.газ. 2012. 17 октября.

23О защите прав потребителей: Закон России от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (с изм. и доп., ред. от 18 июля 2011

россиян ежегодно обращаются в государственные и общественные организации защиты прав потребителей за помощью. Постоянно совершенствуется и судебная защита прав потребителей. Так, 28 июня 2012 г. было принято постановление Пленума Верховного Суда России № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»24 (согласно которому утратило силу постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», со всеми последующими его изменениями и дополнениями). Это постановление Пленума Верховного Суда поднимает на очередную ступень основной способ гражданско-правовой защиты прав потребителей, каким является судебный. Так, теперь законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям в системе обязательного медицинского страхования, а также к туристической деятельности. Получила дальнейшее развитие судебная практика защиты прав потребителей при осуществлении дистанционной торговли, а также при компенсации морального вреда. Или, например, данное постановление Пленума Верховного Суда дает потребителям важное средство защиты их прав в противодействии коллекторам, перекупающим их долги у кредитных организаций и, зачастую противоправными методами, требующим их возврата (часто с большими процентами). Пункт 51 этого постановления высшей судебной инстанции разъяснил, что Законом «О защите прав потребителей» не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении. Анализируемое постановление Пленума Верховного Суда (п. 46) разъяснило право потребителя на взыскание штрафа с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в его пользу в случае нарушения ими прав потребителя, которые не были удовлетворены в добровольном порядке и независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).

Подводя краткие итоги вышеизложенного мы можем сделать вывод, что для кардинального изменения ситуации на потребительском рынке страны необходимы системные меры: это мониторинг состояния продовольственной безопасности в целом по стране и в регионах, внедрение рациональных норм продовольственного потребления, усовершенствование регулирующей его законодательной базы и иные. Одной из важнейших составляющих частей экономической безопасности является социальная безопасность, которая неразрывно связана с экономикой домашних хозяйств, формированием и распределением доходов, уровнем благосостояния граждан, системой мотивов и стимулов экономической деятельности, конкурентоспособности отечественного бизнеса25.

г.)//«Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета РФ». 1992. № 15. Ст.766.

24 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда России от 28 июня 2012г. № 17//Рос.газ. 2012. 11 июля.

25 Быковская Ю.В. Социальная политика в органах внутренних дел: ее роль и значение при обеспечении экономической безо-

Рецензия

на научную статью доктора юридических наук, профессора С.Ф. Мазура на тему: «Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел»

В статье С.Ф. Мазура поднимаются очень интересные вопросы развития потребительского и, в частности, продовольственного рынка России. Заявленная тема относится к разряду постоянно актуальных - защита прав потребителей (или, по крайней мере, реальная постановка ситуации под контроль государства) является одной из важных проблем, стоящих перед обществом. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Развитие потребительского рынка страны служит экономическому развитию всего общества и, в конечном счете, повышению благосостояния населения. Однако гражданско-правовой механизм регулирования данного рынка не отличается совершенством - на это и нацелена рецензируемая работа.

Особенный интерес вызывают поднятые автором проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов (в первую очередь - органов внутренних дел), направленных на защиту законных прав и интересов всех субъектов потребительского рынка. Автор подробно освещает современную ситуацию, сложившуюся на потребительском рынке России и Москвы (сравнивая ее с потребительским рынком некоторых развитых стран мира) и делает вывод о необходимости усиления защиты его от деятельности недобросовестных посредников, других нарушителей правил оптовой и розничной торговли, раскрывает правовые основы регулирования торговой деятельности. Важным правоприменительным инструментом являются анализируемые автором руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда России, направленные на защиту прав потребителей.

Вывод: научная статья Сергея Филипповича Мазура «Отдельные вопросы развития потребительского рынка России и его правовой защиты органами внутренних дел» отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным работам, вызовет несомненный прикладной интерес, будет полезной широкому кругу теоретиков и практиков данной тематики. В силу сказанного, вышеуказанная научная статья достойна быть опубликованной в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России

Д.ю.н., профессор А.А. Магомедов

пасности государства/Организационно-экономические и правовые проблемы тылового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск: сб. ст. по мат-лам межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 6 декабря 2012 г.)/Под ред. Ю.Г. Наумова, В.В. Новикова. -М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.