Научная статья на тему 'Сущность понятия «Управленческая культура будущих руководителей оперативно – спасательных служб гражданской защиты»'

Сущность понятия «Управленческая культура будущих руководителей оперативно – спасательных служб гражданской защиты» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОПЕРАТИВНО СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / GOVERNANCE / CULTURE / MANAGEMENT CULTURE / SPECIES MANAGEMENT / MANAGER / MANAGEMENT CULTURE AND STRUCTURE OF ITS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузько Валентин Иванович

В статье проанализированы сущность понятий «культуры», «управленческой культуры» охарактеризованы понятие «управленческой культуры будущего руководителя оперативно спасательной службы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузько Валентин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE CONCEPT «MANAGEMENT CULTURE FUTURE LEADERS RESCUE SERVICE OF CIVIL PROTECTION»

This paper analyzes the essence of the concept of «culture», «management culture» and the essence of the concept of administrative culture of the future head of the emergency rescue service.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Управленческая культура будущих руководителей оперативно – спасательных служб гражданской защиты»»

УДК 378

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОПЕРАТИВНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

© 2013

В.И. Бузько, соискатель

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье проанализированы сущность понятий: «культура», «управленческая культура». Охарактеризована сущность понятия «управленческая культура будущего руководителя оперативно-спасательной службы».

Ключевые слова: управление, культура, культура управления, управленческая культура будущего руководителя оперативно-спасательной службы.

В нынешнее время риск возникновения чрезвычайных ситуаций в мире является высоким. Растет масштабность последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, что актуализирует проблему предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации или минимизации их последствий.

Ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляют работники Государственной оперативно-спасательной службы. Руководителей указанных подразделений готовят в вузах профильного направления. Специфика такой подготовки предполагает формирование у будущих руководителей оперативно-спасательной службы управленческих качеств. Ведь перед современным обществом возникла острая проблема: на фоне накопления интеллектуального потенциала, снижается рост возможностей его использования в управленческой практике, что является прямым путем к системному кризису управления [19].

Проблема формирования управленца нового типа и его управленческой культуры является ключевой в работах известных современных ученых М. Альберта, П. Владиславлева, М. Вудкока, Дж. Грейсона, К. О’Делл,

B. Лугового, М. Мескон, В. Солодкова, Д. Френсиса, Ф. Ходуори, Ли Якокки и др. Аспекты управленческой культуры специалистов во взаимосвязи с их профессионализацией исследовали Е. Бачинская, В. Болотов, Т. Брже, С. Гончаренко, Е. Зеер, И. Зимняя, И. Зязюн, Т. Иванова, Н. Коломинский, К. Корсак, А. Маркова,

Н. Ничкало, И. Прокопенко, Дж. Равен, С. Тришина, И. Фрумин, В. Хутмахер, А. Хуторской, С. Шишов и др.

Значительное количество работ посвящено различным аспектам профессиональной подготовки в области пожарной безопасности, а именно:

- условиям и принципам профессиональной подготовки: Н. Вовчаста, Л. Ишичкин, Н. Козяр, М. Кусий,

А. Парень, В. Покалюк, Ю. Антошкив, А. Ковальчук,

А. Гороховская, А. Камаев, Э. Вильчковский, Ю. Бородина, Г. Макарова и др.;

- готовности к профессиональной деятельности:

А. Быкова, М. Омельченко, А. Заричанский и др.;

- воспитанию и самореализации: Н. Вовк, А. Гладкий,

C. Крук и др.

- формированию компетентности: А. Иващенко, Т. Ткаченко А. Хрипунова и др.

Однако проблема воспитания управленческой культуры будущих руководителей оперативно-спасательных служб гражданской защиты специально не анализировалась.

Цель статьи - на основе анализа научных источников определить сущность понятия «управленческая культура будущих руководителей оперативно-спасательных служб гражданской защиты».

Динамичный мир предъявляет серьезные требования к управленцам: появляется немало управленческих инноваций, создаются возможности для качественных преобразований в деятельности. В то же время усложняются задачи управления, главное, требуются новые научно-обоснованные способы их решения.

Что касается целостного понятия «управленческая культура», то сначала необходимо обратиться к толкованию его основного компонента - понятия «культура».

Термин «культура» (сикига) имеет латинское происхождение, и буквально переводится как воспитание, образование или развитие [11]. Философская наука трактует его как исторически обусловленный уровень развития человечества, совокупности ценностей, духовного и материального богатства, предметным воплощением способностей человека, его сущностных сил и отношений [10, с. 117].

В научной литературе выделяют различные подходы к определению тех или иных аспектов культуры:

- соотношения культуры личности и культуры общества (Л. Пономарев, В. Попов, В. Чичканова и др.);

- анализ социальной культуры личности (В. Глуздов,

A. Прохоров, К. Розлогов, В. Рузин и др.);

- информационная культура (Д. Блюменау и др.);

- профессиональная культура (В. Кричевский и др.);

- управленческая культура (Т. Бутырская, Г. Войтович, Л. Воронько, И. Гречкосей, Н. Гудыма, Г. Ельникова В. Казаков, Я. Матийчик, Н. Нижник, М. Нинюк, А. Оболенский, Н. Пирен, В. Ребкало, М. Рудакевич, А. Скуратовский, И. Черленяк, С. Чукут,

B. Шахов, И. Шпекторенко, С. Яромич, Ю. Ясенчук и

др.) [3].

Культура, подчеркивают В. Глуздов, А. Касьян, И. Лукичева, как совокупность всех положительных социальных (созданных человеком) образований, охватывает три главные системы социальных ценностей:

- информационная система (знание всех видов и уровней: факты, гипотезы, категории, учения, теории и т.п.);

- операционная система (умение всех видов и уровней: навыки, средства, способы, подходы, технологии и т.д. );

- мотивационная система (установки всех видов и уровней: желание, стремление, интересы, убеждения, отношение и т. д.) [29].

Констатируем, что большинство исследователей рассматривают культуру с точки зрения трех подходов: ценностного, деятельностного и личностного, в частности:

- при ценностному подходу, культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А. Арнольдов, И. Громов, Ю. Ефимов В. Келле, М. Ковальзон, И. Комарова,

В. Малахов, В. Тугаринов, Н. Чавчавадзе и др.);

- при деятельностному подходу характеризуют как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности (С. Горбунова, А. Гурьева,

A. Иванюшкин, С. Лапаенко, В. Оржеховская, М. Панкратов, И. Поташнюк и др.);

- при личностно-процессуальному - развитие сущностных сил человека и его самореализации (Н. Асташова, И. Бех, А. Вишневский, И. Зязюн, П. Игнатенко, В. Кузнецова, В. Лутай, В. Сластенин,

B. Струманский, В. Сухомлинская и др.).

К основным формам культуры относятся следующие: культуру труда, общения, речи; моральная, политическая, научная, национальная культуры, а также -правовая, эстетическая, общечеловеческая [12].

Среди множества классификаций можно остановиться на той, которая опирается на понятие субъекта - носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсаль-

ной:

- культура общества;

- культура коллектива (организации);

- культура личности.

Ни один из видов культуры не сводится к двум другим ни в сумме, ни отдельно. Нужно подчеркнуть, что любая классификация форм и видов культуры в определенной степени относительна, и в реальной деятельности они переплетаются, взаимосвязаны между собой. Сложность социокультурной реальности определяется также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры требуют дальнейшего толкования посредством конкретного исторического материала [29].

Для лучшего понимания видов культуры и их взаимосвязи мы выделяем управленческую культуру, и толкуем ее, как меру и способ творческой самореализации личности в различных видах управленческой деятельности.

Для дальнейшего исследования бинарного понятия «управленческая культура» необходимо проанализировать толкование его составляющей - «управление» (смотр. табл. 1). Понятие «управление» с позиций современной науки сформировалось в контексте административной системы, основанной на ограничении такой свободы и определенности основных событий и процессов относительно централизованного планирования [7].

Как видно из таблицы 1, в которой представлены основные толкования понятия «управление», по своей сути они все похожи, ведь определяют сложную деятельность, охватывающую все сферы общества для их организации и продуктивного функционирования в будущем.

Анализ научной литературы дал основания нам утверждать [20, 21, 22], о том, что сейчас нет единого, однозначного толкования понятия «управление». Разногласия в определении термина связано с многообразием концепций, сфер реализации, целей и задач, решаемых в том или ином аспекте.

Таким образом, из толкования понятия «управление» как целенаправленного воздействия на систему для перевода ее в качественно новое состояние, становится понятной главная цель управления - обеспечение качественной подготовки как системы организационных и дидактических мероприятий, направленных на их реализацию [23, 24].

Современные ученые признают систему управления как имеющую в своей основе диалогическую природу и динамичный процесс взаимодействия субъекта и объекта управления [9]. По определению В. Лугового [14], понятие управления, как вида деятельности, характеризуется своей социальной природой. В. Солодков [15] указывает, что оно имеет коммуникативную природу на всех этапах. Основным средством взаимодействия между компонентами системы управления, как определяет П. Владиславлева [5], выступают информационные потоки и способы обработки информации.

Многозначность понятия «культура» находит отражение в неоднозначности толкования содержания различных его словосочетаний, в том числе «управленческая культура руководителя», «культура управленческой деятельности», «культура управления». В «Тезаурусе менеджера» [4] приведена одна из немногих трактовок «культуры управления» как комплексной, обобщающей характеристики управленческого труда, отражающей его качественные черты и особенности. Если исходить из определения понятия «культура» в словаре С. Ожегова как высшего уровня чего-либо, то культура управленческой деятельности - это высокий качественный уровень организации управленческой деятельности. В этом смысле понятие близко по значению к таким, как «профессиональное мастерство», «профессиональная компетентность». Так, В. Шепель культуру

управленческой деятельности рассматривает через понятие культуры общения, культуры поведения, а показателем управленческой культуры - стиль управления [3].

Таблица 1 -Толкование понятия «управление» в научной литературе

Толкование понятия Научный источник

Действие на определенный процесс (объект) с целью обеспечения желаемого его течения: наблюдается в биологических и применяется в технических и экономических системах. Універсальний словник енциклопедія / Гол. ред. ради. академік НАНУ М. Попович. 4-те вид., вправи., доп. - Видавництво «ГЕКА» 2006. - С. 160

Целеустремленное влияние руководителя на сознание и поведение отдельных индивидов или членов организации с целью повышения организованности и эффективности их совместной деятельности. Психологічна енциклопедія : - К. «Академвидав», 2006. - С.389

«Элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и цели». Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. С. Афанасьев и др. - 2 - е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1999. - 815 с. - С. 674.

Основная деятельность на выделение наиболее важных в этот период знаний, на осуществление которых направляются основные усилия управляющей организации. Великий тлумачний словник укр.мови (з дод. і допов.) / Уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел. - К. : Ірпінь: ВТФ : «Перун», 2005 - С. 1002

Организационное и социальнопсихологическое воздействие на индивида и социум в целях эффективного функционирования и развития управляемых систем в соответствии с поставленной целью. Маслов В. І. Теоретичні основи педагогічного менеджменту : навчальний посібник для працівників освіти / В. І. Маслов. - К. : УПКККО, 1996. - С. 32

Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (руководителя) на объект управления (социальную систему, функционирующую в рыночных условиях), в результате чего объект управления претерпевает качественные изменения и повышается уровень его конкурентоспособности. Даниленко Л. І. Управління інноваційною діяльністю в загальноосвітніх навчальних закладах: монографія / Л. І. Даниленко. - К. : Міленіум, 2004. -С. 212

Особая функция, возникшая из самой природы общественного процесса труда и рассматривается «как деятельность, охватывающая сферы материального и духовного производства». Пікельна В. С. Управління школою / В. С. Пікельна, О. А. Удод. - Д : Альфа, 1998. - С. 156

В. Мельник в структуре профессиональной компетентности руководителя выделяет такие виды культуры, как: правовая, психолого-педагогическая, управленческая и организационная [17].

По мнению Б. Гаевского и Ю. Палехи, «...управленческая культура руководителя (его личная вера, ценности и стиль) во многом определяет культуру организации» [6]. Действительно: от управленческой культуры руководителя зависит культура деятельности организации: определенно созданный стиль работы принципиально влияет на выработку у руководителя той или иной стратегии культуры управления.

По мнению Г. Ельникова, понятие «культура управленческого труда» включает следующие разновидности культуры: общая, или общечеловеческая культура; культура политическая, правовая, эстетическая, педагогическая с ее многими оттенками в зависимости от типа и

специфики учебного заведения [8].

Анализ понятий «управление», с одной стороны, и «управленческая культура» с другой, подчеркивает их тождественность на основании общей семантики слов и одновременно - существенное отличие как в толковании сути, так и в использовании понятий.

Проведенный нами анализ сущности понятия «управленческая культура» позволяет определенным образом охарактеризовать и разграничить управленческую культуру от понятия «культура управления»:

- управленческая культура - это разновидность профессиональной культуры, состоящей из политической, правовой, административной, менеджерской, организационной, социально-психологической, информационной, коммуникативной и экономической культур и является интегральным образованием по системе знаний и умений, личностных качеств, мотивов и ценностей, реализующихся при управлении [26, с. 88];

- культура управления - это совокупность достижений в организации и осуществлении процессов управления, организации управленческого труда, реализации методов и стилей руководства, использовании техники управления, а также удовлетворении требований, ставящихся перед системой управления и к работникам [26, с. 226].

Итак, сущность понятия «управленческой культуры» мы понимаем как некое выполнение совокупности требований, предъявляемых к процессу управления, обусловленных нормами морали, этики, эстетики, права, принципами организации и технологии управления определенной профессиональной деятельности.

Группа ученых (С. Дубенко, А. Крупчан, Г. Леликов, Я. Немировский, Н. Нижник, Л. Пашко, П. Ткачук,

В. Цветков и др.) управленческую культуру будущего руководителя государственной службы определяют как единство характерных для нынешнего этапа управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений, творческой управленческой деятельности. Очевидно, что от степени ее развития зависит эффективность всей системы управления государственной службы, ведь высокая управленческая культура в процессе своего функционирования предусматривает настоящее искусство управления не только с подчиненными, но и собой [25, с. 158].

Любая среда обитания человека имеет потенциальные опасности - явления, процессы, объекты, которые при определенных условиях способны вызвать нежелательные явления (в том числе, пожары, взрывы, аварии, катастрофы). Обеспечение безопасности человека и снижения риска возможны лишь при умелом управлении и владении знаниями о закономерностях развития потенциальных опасностей и сознании мероприятий, способных отвлечь или снизить их риск до допустимого уровня [28].

Именно поэтому особое значение приобретает составляющая общей культуры - управленческая культура будущих руководителей гражданской защиты, сочетающая в себе искусство руководства и искусство исполнения. Управленческая культура - это совокупный показатель управленческого опыта, уровня управленческих знаний и качеств, образцов поведения и функционирования субъектов управления, определенная интегральная характеристика состояния управления [19, с. 27].

Культура управленческих отношений, их моральнопсихологическая устойчивость оказывают непосредственное влияние на обучение и воспитание курсантов и впоследствии формируют атмосферу в частях и подразделениях, что позволяет успешно решать поставленные задачи будущей профессиональной деятельности [1].

Учитывая сказанное выше, под управленческой культурой будущих руководителей гражданской защиты ученые рассматривают совокупность целенаправленных действий (операций), определенных качеств (способностей, познавательных интересов, положительных мо-

тивов), являющихся основой их успешного профессионального становления профессиональной и личностной самоорганизации в будущем. Управленческая культура формируется в соответствии с требованиями государственных нормативно-правовых документов.

Таким образом, анализ научных исследований [21,

26, 28 и др.] позволяет нам рассматривать управленческую культуру, как выполнение совокупности требований, обусловленных нынешним нормам, предъявляемых к качественному процессу в различных видах и способах организации управленческой деятельности.

Вместе с тем дальнейших исследований требует определение педагогических условий формирования управленческой культуры руководителя оперативноспасательной службы гражданской защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов Д. А., Калач Е. В. Формирование культуры служебных отношений среди курсантов ведомственных вузов // Об’єднання теорії та практики - запорука підвищення боєздатності оперативно-рятувальних підрозділів. Збірник матеріалів Всеукраїнської науково-практичної конференції. - Харків, 21 березня 2013 р. -

С. 56-63.

2. Большой советский энциклопедический словарь.

- М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600 с.

3. Васильченко Л. В. Формування управлінської культури керівника школи в системі післядипломної педагогічної освіти як соціально-педагогічна проблема // Післядипломна освіта в Україні. - 2005. - № 2. - С. 7379.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 320 с.

5. Владиславлев П. А. Система образования в европейских странах СЭВ. Экономические и социальные проблемы. - М.: Наука, 1989. - С. 103.

6. Гаевский Б., Палеха Ю. Культура управления и организационная культура // Персонал. - 1998. - № 4. -

С. 60-63.

7. Губа А. В. Теоретико-методичні засади формування управлінської культури вчителя - майбутнього менеджера освіти: автореферат дис. на здобуття наук, ступеня док. пед. наук: спец.: 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти» / А. В. Губа - Луганськ, 2010.

- 24, [1] с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Єльнікова Г. В. Культура управлінської праці керівника загальноосвітнього навчального закладу. Управління школою. - № 35 (83). - грудень 2004. - С. 2.

9. Згуровський М. Болонський процес : шляхом європейської інтеграції : Бесіда з ректором НТУУ КПГ // М. Згуровським // Дзеркало тижня. - 2003. - № 40. - 18 жовтня. - С. 17.

10. Запоржець М О., Карасєвич А. О., Чирва Г. М. Філософія. Навч. посібник. - Умань: РВЦ «Софія», 2009.

- 172 с.

11. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие / Н. И. Кабушкин. - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2001. - 336 с.

12. Королюк С. В. Розвиток управлінської культури керівника загальноосвітнього навчального закладу. Монографія. - Полтава: 2007. - 168 с.

13. Крокинская О. Н. Профессиональное мышление в контексте профессиональной культуры // Социальнопедагогические и психологические проблемы общей и профессиональной культуры учителя. - СПб., 1992. -

С. 3-9.

14. Луговий В. І. Макропроцеси інтеграції вищої освіти в єдиний освітній простір України / Луговий В. І., Москаленко Н. В. // Вища освіта в Україні : реалії, тенденції, перспективи розвитку. - Ч. 1. - Матеріали міжн. наук. практ. конф., К.,1996. - С. 31-34.

15. Лукашевич Н. П., Солодков В. Т. Социология образования : Конспект лекций / Под ред. Н. П. Лукашевича.

- К. : МАУП, 1997. - С. 216.

16. Маркова А. К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы / А. Маркова. - М. : Воениздат, 1994. - 374 с.

17. Мельник В. Стандарти управлінської кваліфікації керівника навчального закладу // Директор школи, ліцею, гімназії. - 2002. - № 4. - С. 77-82.

18. Мельник Ірина. Спілкування як компонент професійної компетентності майбутніх фахівців з пожежної безпеки / Мельник Ірина // [Електронний режим]. - Режим доступу: http://komeniana.udpu.org.ua

19. Нижник Н., Пашко Л. Управлінська культура: теоретичне поняття чи управлінська поведінка? // Політичний менеджмент. - 2005. - № 5 (14). - С. 103-113.

20. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2003.

21. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти, 2011.

22. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

23. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

24. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н. Экономическая эффективность аналитической деятельности и управления образовательным учреждением. Москва, 2007.

25. Нижник Н. Р., Цвєтков В. В., Леліков Г. І., Крупчан О. Д., Дубенко С. Д., Ткачук П. М., Немировський Я. В. Державний службовець в Україні (пошук моделі). - Київ : Ін-Юре, 1998. - 272 с.

26. Основи цивільного захисту [текст] : навч. посіб. / О. В. Бикова, О. Ч. Болієв, Д. М. Деревинський та ін.; за заг. ред. М. В. Болотських; МНС України, Ун-тет цивільного захисту України, Ін-тут держ. упр. у сфері цивільного захисту. - К., 2008. - 223 с.

27. Прокопенко І. А., Педагогіка і психологія формування творчої особистості : проблеми і пошук : (Збірник наукових праць). - Випуск № 14. / І. А. Прокопенко. -Запоріжжя, 2007. - С. 300-301.

28. Управленческая культура организаций / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова - М. : Независимая фирма «Класс», - 400 с.

29. Учебное пособие / Глуздов В. А., Касьян А. А., Лукичева И. И. и др.; под ред. В. А. Фортунатовой, Л. Е. Шапошникова. - М. : Высшая школа, 2003. - 303 с.

ESSENCE OF THE CONCEPT «MANAGEMENT CULTURE FUTURE LEADERS RESCUE SERVICE OF CIVIL PROTECTION»

© 2013

V.I. Buz’ko, competitor

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: This paper analyzes the essence of the concept of «culture», «management culture» and the essence of the concept of administrative culture of the future head of the emergency rescue service.

Keywords: governance, culture, management culture, management culture, species management, manager, management culture and structure of its components.

УДК 373.5.016:168.522

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

© 2012

Г.А. Васьковская, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией дидактики Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины, Киев (Украина)

Аннотация: Обосновывается целесообразность дифференцированного отбора знаний о человеке для старшеклассников с учетом потребности формировать у них ценностные ориентации. Это даст возможность корректировать неуправляемые ценностно-смысловые установки учеников, возникающие под влиянием отрицательных социальных факторов.

Ключевые слова: содержание образования, старшеклассники, предметы гуманитарного цикла, ценности, ценностные ориентации, информационно-познавательные противоречия, интеллектуально-творческое развитие, саморазвитие, целостная картина мира.

Современное общество требует новых ценностных ориентаций, ценностных идеалов и ценностного мировоззрения. Это продиктовано условиями жизни (обитания) и работы (выживания) в ХХ1 веке. Безусловно, ценностные ориентации будут объединять творчество, оригинальные идеи с народными традициями и культурой, но глобализированный мир выдвигает свои условия, подчас не всегда гуманные. Ценностные ориентации по своей сути могут служить своеобразным критерием, фильтром в определении отношения человека к материальным и духовным ценностям, к системе установок, к отстаиванию принципов и убеждений.

Научной основой реализации государственной политики в сфере образования стала разработка Национальной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Украине, которая определила стратегию воспитания подрастающего поколения, что предусматривает объединение интересов: «личности - свободного саморазвития и сохранения своей индивидуальности; общества - саморазвитие личности должно осу-

ществляться на моральной основе; государства, нации

- дети должны расти национально сознательными гражданами, патриотами, способными обеспечить стране достойное место в цивилизованном мире. Ценностное отношение личности к обществу и государству проявляется в таких качествах, как патриотизм, национальное самосознание, правосознание, политическая культура и культура межэтнических отношений» [18]. С другой стороны, Государственной национальной программы «Образование» («Украина XXI век») [5] провозглашено гуманизацию, «которая заключается в утверждении человека как высочайшей социальной ценности, в наиполнейшем раскрытии его способностей и удовлетворении разнообразных образовательных потребностей, обеспечении приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы». Это и должно обеспечивать реализацию интересов и потребностей старшеклассника, связанных с его свободным становлением, идентификацией, развитием и саморазвитием, самореализацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.