Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ» И РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ» И РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5556
918
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Алёна Олеговна, Бухалина Нелли Михайловна, Тетеркина Светлана Павловна, Журавлева Елена Александровна

В статье рассматриваются дидактические игры, которые способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ» И РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-556872

Мельник А.О., Бухалина Н.М., Тетеркина С.П., Журавлева Е.А.

Сущность понятия «Дидактических игры» и роль дидактических игр в процессе обучения

Аннотация

В статье рассматриваются дидактические игры, которые способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Ключевые слова: обучение, младшие школьники, дидактические игры.

Что такое дидактическая игра? Какие основные функции она выполняет? Дидактическая игра - это игры, созданные специально педагогикой, для получения новых знаний, умений и навыков, это обучающие игры.

Игра на протяжении долгого времени рассматривалась, как средство обучения внешкольное время, но сейчас игровая деятельность является методом обучения. Дидактические игры создаются для благополучного развития и воспитания младшего школьника.

Л. С. Выготский писал, что «.. .в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения с действительностью. Она имеет свое внутреннее продолжение в учебе и работе»...

Мыслительный процесс и интеллектуальный потенциал младшего школьника, формируется как раз посредством дидактических игр. Так же важное место обучающих игр занимают в процессе развития всех психических процессов. Так как желание победить в игре, помогает ребенку быть внимательным, старательным, классифицировать, запоминать и сравнивать.

В процессе дидактической игры у младшего школьника формируются разные типы деятельности, это умение анализировать, соотносить свойства, обобщать и применять полученные результаты на практике.

Роль дидактических игр рассматривал А.В. Запорожец и говорил про них: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний умений и навыков, но и способствовали общему всестороннему развитию ребёнка».

Дидактическая игра имеет ряд функций:

- активизация и развитие мыслительной деятельности младшего школьника;

- развивает познавательные процессы;

- в процессе дидактической игры ученик сравнивает, наблюдает и классифицирует предметы, что помогает развитию учебных компонентов;

- стимулирует волевые усилия, организованность, умение соблюдать правила, сотрудничать с коллективом.

Таким образом, дидактические игры используются в процессе обучения, а роль заключается в том, в они формируют конкретные и обобщенные знания и учат применять их в определённых обстоятельствах и условий.

В.А. Сухомлинский считал, что «.. .в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития школьника.».

К дидактическим играм предъявляются требования в педагогике:

- игровая деятельность, должна быть мотивирована и должна быть уместна и необходима ученику на уроке;

- должна быть адаптирована под психическую и интеллектуальную готовность младшего школьника к игре.

Учителю при подборе игр необходимо учитывать все индивидуальные особенности каждого участника в дидактической игре. Учитывать характер, усидчивость, организованность школьника, всё это поможет создать радостное настроение, взаимопонимание и дружелюбие между коллективом.

Приобретенные умения, знания и навыки в процессе обучения, являются основой для игровой деятельности и позволяют принимать рациональные и правильные решения, самооценивать себя и действия окружающих.

Рассмотрим классификацию дидактических игр по А. И. Сорокиной:

- игра-путешествие - дидактическая игра создает условия для того, чтобы ребёнок обратил внимание на то, что находятся вокруг него, активизируют наблюдательность и способность преодолевать трудности. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач;

- игра-поручение - в зависимости от других дидактических игр, эти игры гораздо проще, но коротки по продолжительности. Учитель использует различные действия с предметами и игрушками, а также использования словесных поручений;

Педагогика

- игра-предположение - суть игры заключается в том, чтобы ученик мог продолжить предложение «Что было бы ...... Эта дидактическая игра направлена на

развитие логического мышления, а также формирование умения правильно формулировать свои мысли.

- игра-загадка - это игра в основе, которой лежит проверка знаний, находчивости школьника. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

- игра-беседа - это игра общение учитель-ученик, а также ученик-ученик. Эта игра направлена на развитие

эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывает умение слушать и уважать мнение другого человека. Материал для этой игры подбирается в соответствии теме темой и содержанием игры.

Таким образом, дидактическая игра - это эффективный метод и способ для формирования интереса и мотивации к процессу обучения младшего школьника. Дидактическая игра способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Использовать игру необходимо правильно и целенаправленно, не придавая данной игре характер обычного упражнения.

УДК 37

Папенкова Ю.И., Подчасова И.И.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Аннотация

В статье описываются основные характеристики патриотического воспитания как одного из основных направлений социального воспитания дошкольников. Раскрывается определение «патриотизма». Приводятся примеры педагогических методов и инструментов, используемых педагогами дошкольного образования в процессе патриотического воспитания. Определены основные специфические характеристики педагогического воздействия в рамках патриотического воспитания дошкольников. Подчеркивается важность патриотического воспитания в период дошкольного образования современных детей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание, патриотизм, дошкольники, социальное воспитание.

Воспитание традиционно понимается как сложный многокомпонентный педагогический процесс, имеющий своей целью формирование у человека системы норм и ценностей, принятых обществом. В самом общем смысле, «воспитание. можно определить, как «научение».

Современное образовательное пространство представляет собой комплексный многофункциональный механизм. С момента рождения и на протяжении всей жизни человека его сопровождает потребность в познании окружающей действительности. Познавательная активность - неотъемлемый компонент социализации.

В условиях современной реальности, социальный контекст воспитания становится особенно актуальным, поскольку общество нуждается в способах и средствах приобщения подрастающего поколения к общепринятым нормам поведения. Так, одним из наиболее важных направлений комплексного процесса воспитания детей дошкольного возраста становится патриотическое воспитание.

Анализ научного определения в различных словарях позволяет сделать вывод о том, что «патриотизм. - это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним. В контексте дошкольного образовательного учреждения воспитание патриотизма у детей сводится непосредственно к формированию чувства привязанности, любви к своей семье, коллекти-

ву воспитанников, детскому саду, городу, селу, стране. Патриотическое воспитание - многогранный и сложный педагогический процесс. Система ценностей дошкольников формируется одновременно в образовательной деятельности, играх, культурно-массовых мероприятиях, параллельно любым бытовые действиям.

Целостное восприятие дошкольником окружающей действительности характеризуется преобладанием эмоционального компонента. Этот факт обуславливает особенности процесса выбора педагогических инструментов. Чувство гордости за свою страну, народ и традиции прививается непрерывно через беседы, просмотр видеофильмов, чтение литературы о родине, пение патриотических песен. Педагогическое воздействие в рамках патриотического воспитания - последовательно и логично. От любви к семье и родителям, своему дому, дошкольник постепенно узнает о ценности своего народа и страны, в которой он живет.

Материал, используемый педагогом в процессе работы, должен быть ярким и наглядным. Патриотическое воспитание осуществляется в соответствии с возрастными особенностями различных групп дошкольников. Младшим группам важно запомнить свою фамилию, домашний адрес, адрес (название) своего детского сада. Детям старшего дошкольного возраста следует знать историю своего города, региона, символику своего государства - герб, флаг, гимн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.