Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввонова О.А.

В статье рассматривается роль дидактической игры, способствующей развитию детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Список литературы:

1. VII Международный научный конгресс «Спорт, Человек, Здоровье», 27-29 октября 2015 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса / Под. ред. В.А. Таймазова. - СПб.: Олимпия-СПб., 2015. - 440 с.

2. Кораблева Е.Н. Социализация студентов в процессе физкультурно-массовых мероприятий в высших учебных заведениях // XXII Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», 20 апреля 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конференции. Том 2. - СПб.: ООО «Технолит». - СПб., 2016. - С. 297.

3. Трунин В.В., Михайлов Б.А. Возможности физической культуры и спорта в процессе социализации обучающихся в высшей школе // XXII Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», 20 апреля 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конференции. Том 2. - СПб.: ООО«Технолит» - СПб., 2016. - С. 316.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Саввонова О.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается роль дидактической игры, способствующей развитию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова игра, дети дошкольного возраста, образование.

Основное направление политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России [1, с. 3].

В наше стремительно меняющееся время, важным звеном социального развития является дошкольное образование как период обучения подрастающего поколения, на котором строятся важнейшие умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Дошкольное образование начало рассматриваться как первая стадия в целой системе беспрерывного обучения. Дошкольным организациям призвано сформировать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физиологического формирования детей и реализовать их подготовку к школе.

Дошкольное детство - небольшой, но весьма значимый период в становлении личности. Воспитатель многому способен научить детей в ходе

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

ежедневного общения с ним, в период режимных процессов, а также на прогулках и в процессе игры. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, в ходе которой формируются внутренние и физические силы детей: его внимание, память, фантазия, организованность, ловкость. Важную роль в развитии произвольного внимания представляют игры с правилами, которые помимо увеличения уровня развития основных качеств произвольного внимания, способствуют воспитанию в детях волевых качеств характера, инициативности, самостоятельности и целеустремленности. Наиболее интенсивной формой обучения являются специально организуемые воспитателем дидактические игры.

Игра для ребенка - это путь в духовный мир. По мнению В.А. Сухо-млинского игра - это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре дошкольник учится преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, предприимчивость, активность. Посредством игры дети могут познать жизнь и самих себя. Дидактические игры - это тип учебных занятий, организуемых в виде тренировочных игр, и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и порядка оценивания, это единственный способ интенсивного обучения. Дидактические игры весьма значимы для умственного развития ребенка. В момент занятий у него формируются необходимые качества, требуемые для физического и умственного развития. Вера в ребенка, доверие к нему - успешный залог правильного воздействия посредством игры [7, с. 84].

Таким образом, значимость дидактических игр и занятий в умственном воспитании ребенка бесспорна.

Тем самым, заслуживают внимания слова Н.Ф. Добрынина, о том, что вследствие обучения, дети должны обращать внимание на вызываемое от них действие, и со временем у них, пока ещё в простой форме, начинает выражаться сознательность [2, с. 36]. Характерной чертой внимания дошкольника считается его непреднамеренность, т.е. в таком случае, оно вызывается внешними, привлекательными объектами, мероприятиями. Особым видом игровой деятельности считается дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только приобретает свежие знания, но таким образом обобщает и фиксирует их.

Дидактическая игра представляет собой многостороннее, непростое педагогическое явление: она считается и игровым способом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и независимой игровой деятельностью, и орудием многостороннего обучения личности ребенка. Дидактическая игра, как социокультурный факт имеет собственную историю и переходит из поколения в поколение. Дидактические игры формировались и формируются взрослыми с целью развития ребенка с учетом их потребностей, увлечений и способностей. Дети принимают сущность игры в готовом варианте и овладевают ей как частью культуры.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

По глубокому убеждению автора, оценивая значимость дидактической игры, необходимо добиваться того, чтобы она существовала не только лишь формой усвоения отдельных познаний и умений, но и содействовала единому развитию детей, служила развитию его способностей [6, с. 35-38].

Дидактическая игра способствует решению проблем нравственного воспитания, формированию у ребенка коммуникабельности. Воспитатель ставит ребенка в такие обстоятельства, которые помогают им мастерски играть совместно, корректировать собственное действие, являться объективным и добросовестным, покладистым и строгим.

Результаты многолетних исследований в области дошкольной педагогики все без исключения дидактические игры можно разделить на три главных типа: игры с предметами (игрушками, естественным материалом), на-стольно-печатные и словесные игры [8, с. 62-64]. Ниже, приведем примеры этих игр.

В играх с предметами применяются игрушки и настоящие предметы. Играя с ними, ребята обучаются сопоставлять, определять схожесть и отличие объектов. Значимость данных игр в том, что с их помощью дети познакомились с качествами объектов и их свойствами: расцветкой, размером, формой, качеством.

Настольно-печатные игры - увлекательное дело для ребенка. Они разнообразны согласно типам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задания, которые находят решение при их использовании.

Подбор иллюстраций по парам. Наиболее элементарное задание в такого рода игре - обнаружение среди различных картинок двух абсолютно схожих: 2 шапочки, похожие и по расцветке, фасону, либо две куколки, по внешнему виду ничем не отличающиеся. Далее задание усложняется: ребенок связывает картинки не только лишь по наружным показателям, но и по смыслу: к примеру, отыскать из числа всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, представленные на картинке, могут являться различные и по фигуре, и по расцветке, но их объединяет, делает их схожими принадлежность к одному типу объектов.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В подобных играх ребята обучаются, основываясь на имеющиеся представления об объектах, углублять сведения о них, так как в этих играх необходимо приме-

нять полученные ранее знания в новых связях, в новых условиях. Дети без помощи других решают различные мыслительные задачи; показывают предметы, подчеркивая отличительные их свойства; разгадывают согласно описанию; находят свойства схожести и отличия; группируют объекты согласно разным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. [13, с. 2].

Дидактическая игра как способ формирования познавательных процессов детей дошкольного возраста включает в себя большие потенциальные способности: активизирует познавательные процессы; воспитывает заинтересованность и бдительность детей дошкольного года; развивает возможности; вводит ребенка в жизненные ситуации; учит их действовать согласно законам, формирует любознательность; закрепляет знания, умения.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно утверждать, что игра - это не только лишь наслаждение и радость для детей, что само по себе немаловажно [4, с. 112]. С её поддержкой можно совершенствовать внимание, память, осознание, воображение ребенка, т.е. все те свойства, которые нужны для дальнейшего существования. Играя, ребенок способен приобретать новые знания, умения, навыки, совершенствовать способности, порой, никак не догадываясь об этом.

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)

Дидактическая игра представляет собой многостороннее, непростое педа-готическое явление: она является и игровым способом преподавания ребенка дошкольного года, и конфигурацией преподавания, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством многостороннего обучения личности ребенка, социальных представлений [12, с. 29-37]. Эту деятельность стали планировать, чтобы занять ребят, отвлечь их от пустого времяпрепровождения, возбуждать у них любознательность, интерес к исследованию [3, с. 176].

Подводя итог, скажем, что с помощью дидактических игр педагог приучает ребенка самостоятельно думать, применять приобретенные знания в разных условиях в соответствии с поставленной проблемой [5, с. 65-67].

Список литературы:

1. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

2. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.

3. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий //

Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

4. Иохвидов В.В. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. -С. 109-113.

5. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.

6. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 35-38.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

8. Иохвидов В.В. А.П. Склярова, З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

9. История дошкольной педагогики в России / Под ред. С.Ф. Егорова. -М.: Просвещение, 1987. - 432 с.

10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984. - 250 с.

11. Кант И. Критика способности суждения // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 5. -М.: Мысль, 1966. - 564 с.

12. Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 87. - С. 29-37.

13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО

© Саркисян В.Р.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого и его взгляды.

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.