Научная статья на тему 'Сущность патриотического воспитания молодежи в учреждении культуры региона на основе педагогической регуляции'

Сущность патриотического воспитания молодежи в учреждении культуры региона на основе педагогической регуляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / PEDAGOGICAL REGULATION / CULTURE ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрина Елена Константиновна

В статье рассматривается сущность патриотического воспитания молодежи в учреждении культуры региона на основе педагогической регуляции. Проведенный автором статьи анализ показывает, что чем больше будет систематизирован и внедрен общечеловеческий опыт по патриотическому воспитанию молодежи, тем меньше вероятностей возникновения общественных потрясений и благоприятнее условия для деятельности учреждений культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрина Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the essence of patriotic education of youth in culture establishment of region on the basis of pedagogical regulation is considered. Carried out by the author of article the analysis shows that the universal experience on patriotic education of youth will be more systematized and introduced, the it is less than probabilities of occurrence of public shocks and conditions are more favorable for activity of culture establishments.

Текст научной работы на тему «Сущность патриотического воспитания молодежи в учреждении культуры региона на основе педагогической регуляции»

^нтггш + I ■ I I ■

^ Социально-культурная деятельность 155

СУЩНОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Е. К. Добрина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается сущность патриотического воспитания молодежи в учреждении культуры региона на основе педагогической регуляции. Проведенный автором статьи анализ показывает, что чем больше будет систематизирован и внедрен общечеловеческий опыт по патриотическому воспитанию молодежи, тем меньше вероятностей возникновения общественных потрясений и благоприятнее условия для деятельности учреждений культуры.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, учреждения культуры, педагогическая регуляция.

In article the essence of patriotic education of youth in culture establishment of region on the basis of pedagogical regulation is considered. Carried out by the author of article the analysis shows that the universal experience on patriotic education of youth will be more systematized and introduced, the it is less than probabilities of occurrence of public shocks and conditions are more favorable for activity of culture establishments.

Key words: patriotic education, youth, culture establishment, pedagogical regulation.

Современные культурно-исторические условия характеризуются радикальными преобразованиями. В результате экономических, социальных и политических реформ страна переходит к социальной рыночной экономике. В настоящее время в стране созданы многие институты рыночной экономики, благодаря чему граждане России стали собственниками земли, средств производства, жилья, хозяевами интеллектуальной собственности. В стране существует свобода слова, многопартийная политическая система, выборность практически всех органов власти, свобода передвижения российских граждан по всему миру; происходит постепенное становление гражданского общества в России.

В конкретных культурно-исторических условиях перед учреждениями культуры от-

крываются неограниченные возможности для патриотического воспитания населения с учетом специфики региона. Проведенный автором статьи анализ показывает, что чем больше будет систематизирован и внедрен общечеловеческий опыт по патриотическому воспитанию молодежи, тем меньше вероятностей возникновения общественных потрясений и благоприятнее условия для деятельности учреждений культуры. Газета «Московский комсомолец» провела опрос после нашего главного праздника Дня Победы с одним вопросом: «Как вы провели День Победы?»

Ответы были получены следующие: 57% провели день в кругу семьи; 34% поехали на дачу; 9% пошли на парад (Московский комсомолец. - 2011. - 10 мая). Из этого можно сделать вывод о том, что для деятельности учреж-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 155-158

.....

ш

156 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

дении культуры здесь имеются огромные возможности.

Такое направление деятельности учреждений культуры, как патриотическое воспитание населения, представляет собой систематизированную деятельность с созданием произведений искусства, массовую художественную самодеятельность, которая способствует росту творческой активности участников, будит их мысль, одухотворяет ратный труд, воспитывает у аудитории высокие морально-бытовые качества. В каждом учреждении культуры найдутся запевалы, чтецы, музыканты, танцоры, эрудиты. Всех желающих участвовать в художественной самодеятельности можно собрать в клубе, распределить по коллективам,установить дни и часы занятий (не реже двух раз в неделю), назначить руководителей, обсудить репертуар, примерную программу ближайшего концерта и приступить к репетициям. Ведь хорошо известно, что абсолютно неспособных людей не бывает - в каждом из нас есть то или иное творческое начало. Развитию творческого начала могут и должны помочь коллективы художественной самодеятельности, которые, как правило, функционируют при клубе, вовлекая в активную работу любителей и энтузиастов самодеятельного художественного творчества.

Основой художественной самодеятельности является репертуар. Главное, чтобы самодеятельное творчество несло благородные идеи

российского патриотизма, воспитывало население в духе любви и верности к нашей Родине - России. Источники репертуара - это в первую очередь произведения наших прозаиков, поэтов, драматургов, композиторов, художников, киносценаристов. Неиссякаемым источником являются произведения русской и зарубежной классики и народного творчества.

При подборе репертуара следует использовать произведения местных авторов, которые помогут теснее связать самодеятельное творчество с жизнью подразделения. В ходе репетиций надо добиваться от исполнителей правильного раскрытия содержания произведения и художественной выразительности исполнения. Очень важно, чтобы занятия и репетиции проводились регулярно. График проведения репетиций и концертов необходимо согласовать с администрацией района для лучшей координации всех творческих сил района и охвата всех категорий населения, как по вертикали, так и по горизонтали.

Анализ показывает, что нет исследований, направленных на подробное выявление влияния деятельности учреждений культуры на патриотическое воспитание населения региона в современных культурно-исторических условиях. Так, исследование, проведенное среди молодежи показывает, что живой интерес к деятельности учреждений культуры она относит к получению знаний, возможности развития способностей к творческой деятельности.

Динамика посещения молодежью учреждений культуры в День Победы

(в % от числа опрошенных)

Таблица 1

Место проведения досуга Систематически Изредка Не посещают

Семья 35 43 16

Театры 24 56 17

Клубные учреждения 22 34 41

Научные клубы 18 9 72

.....

ш

Социально-культурная деятельность 157

Можно предположить, что, если на Праздник Победы молодежь ходит не столько по причинам нехватки денег, сколько потому, что большинство понимает и, следовательно, любит такую музыку, которая никогда не исполняется на концертах современной музыки, которую молодежь любит. Причина такой низкой посещаемости учреждений культуры кроется, на наш взгляд, в слишком высокой цене на билет на концерты любимых исполнителей

или музыкальных групп.

Экспансия западной культуры в большей мере коснулась киноискусства: по данным исследования, больше половины опрошенных подростков (63%) смотрели лишь зарубежные фильмы (в основном произведенные в Голливуде). Поэтому в патриотическом воспитании населения эта культурно-историческая ситуация на деятельность учреждений культуры влияет отрицательно.

Таблица 2

Какие произведения искусства оказывают наибольшее влияние на патриотическое воспитание населения в учреждениях культуры

(в % от числа опрошенных)

Из кинофильмов Из творчества современных музыкальных групп, исполнителей

Только отечественные 10 27

Только зарубежные 53 27

И те, и другие 29 25

Затруднились ответить 8 21

Чтобы выявить основные жизненные ценности респондентов в патриотическом воспитании, посетителям учреждений культуры в День Победы был задан один вопрос: «Что Вы считаете необходимым для Вашего жизненного пути?» Отвечая на этот вопрос, жители Домодедовского района Московской области на первое место (наряду с хорошим личным здоровьем) поставили хорошую семью (79%). Несмотря на то, что традиционно целью создания семьи было рождение детей, наше иссле-

дование подтвердило, что далеко не все молодые люди сегодня, вступая в брак, хотят завести ребенка (по данным опроса, ребенок нужен лишь менее чем половине - 42% от общего числа респондентов), хотя и понимают, что это непатриотично. Сегодня в текущей жизненной ситуации будущее нашей страны зависит от уровня жизни, от состояния семьи и ее проблем. Это и определяется степенью адаптации населения к современной жизненной ситуации.

Таблица 3

Степень адаптации населения к современной жизненной ситуации

(в % от числа опрошенных)

Активно участвует в рыночной реформе общества 36

Пали духом, утратили надежды на улучшение жизни 16

Ищут дополнительный источник доходов, работу и т.п. 15

Верят в нашу страну, свой народ 14

Затруднились ответить 23

.....

I I I ■ M I I I

158 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

В целом население сегодня настроено лояльно по отношению к власти. Однако это отнюдь не означает, что оно довольно власти предержащими и государством в целом. Лишь 18% опрошенных считают, что государство обеспечивает охрану их конституционных прав как граждан России, подавляющее большинство (76%) считают, что оно не обеспечивает их охрану. 68% населения не одобряет деятельности учреждения культуры по патриотическому воспитанию детей.

Полученные результаты свидетельствуют, что самыми активными участниками художественной самодеятельности оказались учащиеся колледжей (27%).

А в диапазон от «редких» до «постоянных посетителей» попали: 50% постоянных посетителей дискотек, 49% любителей рок-музыки. Разница между «дискотечниками» и «рокерами» невелика, всего 1%. И те, и другие определенно составляют авангардную социально-культурную группу активной части молодежи, что обусловливает необходимость применения активным методов по патриоти-

ческому воспитанию со стороны всех государственных и общественных организаций и ведомств.

Среда обитания, круг знакомых, друзья и близкие во многом определяют поведение человека, особенно молодого, участвуют в формировании его мироощущения и мировоззрения, ценностных ориентаций на патриотическое воспитание. Групповые интересы, групповые пристрастия, модели поведения имеют порою решающее значение для совершения тех или иных поступков, поведенческих стереотипов, выбора жизненного пути каждого человека, не зависимо от его возраста и пола.

Поэтому в патриотическом воспитании среда, окружение играет очень значительную роль, которая сможет быть как губительной, так и спасительной для человека, чьи жизненные установки, модели поведения, ценностные ориентации находятся всегда в стадии формирования, подвижны и легко поддаются переориентации, коррекции, трансформации в зависимости от тех или иных обстоятельств и факторов.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Е. П. Мельникова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается феномен развития творческой самореализации личности в условиях детского хореографического коллектива.

Ключевые слова: творческая самореализация личности, хореографический коллектив, процесс развития и воспитания.

This article tells us about a phenomenon creative self-realization of person in terms Choreographic collective.

Key words: creative self-realization of person, choreographic collective, process Development and formations.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5(43)сентябрь-октябрь 2011 158-162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.