Научная статья на тему 'Сущность, особенности и Классификация инноваций'

Сущность, особенности и Классификация инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучаева Светлана Азизовна, Гаджиев Магомедрасул Магомедович

Рассмотрено устоявшееся понятие «инновация» как вполне определенная управленческая категория. Инновации как технические усовершенствования, как средства для преодоления экономических спадов, как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, как результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is now possible to talk about the development of a kind of international standard notion of innovation as a well-defined management category. Innovation is the technical improvements, as a means to overcome the economic downturn, as the end result of creative activity, were embodied in the form of new or improved products, as a result of new ideas and knowledge to practical applications to meet specific customer needs.

Текст научной работы на тему «Сущность, особенности и Классификация инноваций»

УДК 338

СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И

Сегодня можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия «инновация» как вполне определенной управленческой категории. Инновациями считали технические усовершенствования - как средства для преодоления экономических спадов, как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, как результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Под инновацией в XIX в. понимали, прежде всего, введение элементов одной культуры в другую. Й. Шумпетер представлял роль инновации в качестве средства для преодоления экономических спадов. Он указывал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции. Так, в «Теории экономического развития» Й. Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т. п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Й. Шумпетеру следующие пять случаев:

1) изготовление нового, т. е. еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара;

С.А. Бучаева, М.М. Гаджиев КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Современные экономические теории о понятии «инновация» как об управленческой категории. Сегодня можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия «инновация» как вполне определенной управленческой категории.

Формированию этого международного стандарта во многом способствовали две работы, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло».

Первый из них - «Руководство Фраскати» -постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вариант этого руководства (которое представляет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях) был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 г. (отсюда и название документа). Несмотря на то, что группой экспертов ОЭСР постоянно разрабатываются новые рекомендации, за документом сохраняется это название. Второй документ, способствующий формированию общего подхода к понятию инновации, был принят в Осло

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.4..221|2.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУ^

в 1992 г. («Руководство Осло») и представлял собой методику сбора данных о технологических инновациях.

Именно принятое в этих документах понятие «инновация» взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности.

Итак, под инновацией понимают следующее.

Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Основными критериями инновации являются [3]:

- научно-техническая новизна;

- практическая воплощенность (промышленная применимость), т. е. использование в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и других областях;

- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т. е. реализуемо на рынке; в свою очередь, это означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения инновации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс, деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея имеют экономическое содержание.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:

- как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инно-

вационной, производственной деятельности и маркетинга;

- в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и распространения;

- как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа (см. рисунок).

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств, инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах,

так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания инновационных процессов в экономике, расширения производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новации еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.

Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, повышения

конкурентоспособности и обеспечения условий для возврата (окупаемости) рискоинвестиций на данном этапе инвестиционного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии конкурентоспособности продукции, услуг и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

Существует несколько следующих подходов к классификации инноваций.

1. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны.

1.1. В зависимости от вида объекта: - предметные инновации - новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит

^жаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГП|У.4..2212.Экономиче£кие.науки

название продуктовой. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;

- процессные инновации - новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют технологической. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.

1.2. По месту в системе предприятия:

- инновации на входе предприятия - новые материальные ресурсы, сырье, информация;

- инновации внутри системы предприятия -новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;

- инновации на выходе предприятия - новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау).

Экономический эффект от такой инновации получает потребитель.

1.3. В зависимости от степени новизны:

- радикальные (базовые) - например, новый продукт на основе изобретения-пионера;

- улучшающие - например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;

- модификационные (частные) - например, новый продукт на основе рацпредложения.

Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями «техническое» решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.

Изобретение-пионер - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.

Открытие - установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Рациональное предложение - «техническое» решение, обладающее относительной новизной, например новое для данной отрасли, или для данного рынка, или для данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности такие, как новый ресурс: предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций - одна-две в промежуток времени 40-50 лет в данной области науки и техники.

Один из важнейших видов продуктовой инновации - новая техника, т. е. средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь, применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия - новым технологиям.

Сегодня в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.

Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами: является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация; является неисчерпаемой.

2. Классификация с учетом сфер деятельности организации.

Инновации подразделяются следующим образом:

- производственные - новые технологии, инструменты, оборудование;

- торговые - новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит - пример радикальной торговой инновации.

- социальные - новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;

- управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.

3. Классификация инноваций в зависимости от характера использования .

Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей - потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации -увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара.

Примеры потребительских инноваций: новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т. д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.

Другой вид инноваций - производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инноваций -новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т. д.

4. Классификация инноваций по иерархическим уровням организации.

Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента. На первом уровне организация рассматривается как единое целое - корпорация, этому уровню соответствует стратегический менеджмент; на втором, нижележащем, уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг

с другом, этому уровню соответствует внутрифирменный (производственный) менеджмент; на третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей, этому уровню соответствует персональный менеджмент.

Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:

- для стратегического уровня - инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;

- для внутрифирменного уровня - инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;

- для персонального уровня - инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.

Итак, в современном мире инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик. Страны, которые осуществляют свою политику в направлении развития экономики нововведений, демонстрируют свою эффективность и высокие темпы экономического развития, поэтому актуальность исследования понятия «инновация» не вызывает сомнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранчеев, В.П. Управление инновационными проектами (стратегии прорыва хайтек-продуктов) [Текст] : науч.-практ. пособие / В.П. Баранчеев. - М.: Благовест-В, 2007. - 192 с.

2. Козловская, Э.А. Экономика и управление инновациями [Текст] : учебник по классич. универ-сит. образованию / Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева,

Д.С. Демиденко, М.М. Гаджиев. СПбГПУ. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010 - 304 с.

3. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.