© Веретенникова О. Б., Шеина Е. Г., 2011
ВЕРЕТЕННИКОВА Ольга Борисовна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового менеджмента
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-92 e-mail: veretennikova_o@mail.ru
ШЕИНА Екатерина Георгиевна
Аспирант кафедры финансового менеджмента
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (905) 808-04-75 e-mail: shekat@mail.ru
Сущность и классификация инноваций и инновационной деятельности
Ключевые слова: инновация; процессный и объектный подходы; инновационная деятельность; коммерциализация; новые общественные потребности; классификация инноваций; классификация видов инновационной деятельности.
Аннотация. Рассматриваются проблемы понятийного аппарата в сфере инноваций на современном этапе. Проводится анализ различных подходов к термину «инновация». Раскрывается сущность понятий «инновация», «инновационная деятельность» с позиции основных требований рынка - конкурентоспособности и удовлетворения общественных потребностей. Дается характеристика классификаций инноваций отдельных авторов. Приводятся две авторские классификации - инноваций и видов инновационной деятельности.
Для российской экономики инновационная деятельность - достаточно новое понятие. На сегодняшний день Федеральный закон об инновационной деятельности в нашей стране отсутствует, понятия «инновация», «инновационная деятельность» законодательно не определены, а соответственно, не установлен и круг субъектов такой деятельности.
Слово «innovation» в переводе с английского языка означает новшество, нововведение, новую идею, метод, продукт. Сам термин «innovation» изначально происходит от латинского слова «innovatio» и переводится как обновление, перемена (рис. 1).
Первое наиболее полное описание инноваций ввел в экономическую науку Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1912), в которой отразил содержание инноваций с помощью пяти особенностей:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) изготовление нового продукта или известного продукта с новыми качествами;
3) использование новых видов сырья или полуфабрикатов;
4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5) проникновение на новый рынок сбыта [1].
С этого исследования начинается классическая теория инноваций.
«Innovatio»
«Innovation»
Рис. 1. Происхождение термина «инновация»
Одним из первых исследователей сущности инноваций в России был Н. Д. Кондратьев. Впервые в работе «Большие циклы конъюнктуры» (1925) он обосновал теорию больших циклов продолжительностью примерно в 50 лет, ввел понятие длинной волны, характеризующее влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. К таким инновациям Кондратьев относил изобретение паровых машин, строительство железной дороги, электроэнергетику и автомобилестроение [2].
В современной экономической литературе - как отечественной, так и зарубежной, трактовка понятия «инновация» является предметом научных дискуссий, что свидетельствует об отсутствии общепризнанной единой терминологии в этой области.
На данный момент сложилось два подхода к определению понятия «инновация» (табл. 1):
• процессный - инновация рассматриваются как некий процесс;
• объектный - инновация обозначает некий объект в виде конечного результата.
Таблица 1
Сущность процессного и объектного подходов в трактовке понятия «инновация»
Авторы Точка зрения в трактовке понятия «инновация»
Процессный подход
Я. Кук, П. Майерс Полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке [3]
Б. Твисс Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретают экономическое содержание [4]
Б. Санто Общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду (прибыль), ее появление на рынке может принести добавочный доход [5]
Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева Процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект [6]
П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [7]
А. И. Пригожин Развитие технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах [8]
Окончание табл. 1
Авторы Точка зрения в трактовке понятия «инновация»
Объектный подход
Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова Итоговый результат создания и внедрения принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, технологический) [9]
«Руководство Фраскати», «Руководство Осло», постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы» Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [10-12]
А. В. Сурин, О. П. Молчанова Конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности [13]
Р. А. Фатхутдинов Конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [14]
B. Г. Медынский, C. В. Ильдеменов Объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [15]
А. С. Кулагин Новая и улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства и применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) [16]
Если термин «инновация» вызывает интерес исследователей, является предметом дискуссии, то определение понятия «инновационная деятельность» часто не заслуживает отдельного внимания экономистов. Не все авторы, изучающие вопросы терминологии в сфере инноваций, дают самостоятельную трактовку понятия «инновационная деятельность». Если же данное определение дается, то чаще всего оно сформулировано следующим образом: «инновация является следствием инновационной деятельности» [8], или «инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций» [13].
По нашему мнению, определение сущности инновационной деятельности очень важно. Будучи процессом, инновационная деятельность предшествует и приводит к результату - созданию инноваций.
Любая инновация будет оценена и востребована потребителем только в случае выхода на рынок, иными словами, при успешной коммерциализации. В рыночной экономике это возможно только при высокой степени конкурентоспособности данной инновации по сравнению с существующими аналогами, т. е. в случае более эффективного удовлетворения общественных потребностей, а также при получении в итоге принципиально нового уровня социально-экономического эффекта.
Данные аспекты в совокупности не отражены ни в одном из приведенных выше определений, в связи с чем предлагается авторская трактовка понятий «инновационная деятельность» и «инновация».
Инновационная деятельность - это процесс зарождения, разработки принципиально новых идей, методов, изобретений. технологий с высокой степенью конкурентоспособности и их последующей коммерциализации, удовлетворяющих новые общественные потребности при получении принципиально нового уровня социальноэкономического эффекта. Классификация видов инновационной деятельности приведена на рис. 2.
Рис. 2. Классификация видов инновационной деятельности
Инновация - это результат инновационной деятельности в виде принципиально нового продукта (услуги).
Предлагаемые трактовки делают акцент на основных условиях инновационной деятельности - разработке идеи и ее реализации в виде нового продукта или услуги, удовлетворяющих принципиально новые общественные потребности. Такой подход позволяет четко определить объекты и субъекты управления, в том числе финансирования инновационной деятельности.
Кроме того, становится понятной цель инновационной деятельности - процесс создания инноваций. Новая технология, на наш взгляд, не может быть целью инноваци-
онной деятельности, она является лишь инструментом, с помощью которого создаются инновации.
Классификация данных категорий позволит еще глубже взглянуть на их сущность.
Основоположником классификации инноваций можно считать Г. Менша, который выделяет единственный критерий группировки - степень радикальности инноваций. Поэтому данная классификация инноваций имеет достаточно ограниченный характер применения (табл. 2).
Таблица 2
Классификация инноваций по Г. Меншу [17]
Критерий классификации Виды инноваций Описание
Степень радикальности инновации 1) базисные:
технологические способствуют образованию новых отраслей и новых рынков
нетехнологические способствуют кардинальным изменениям в культуре, управлении, услугах
2) улучшающие заменяют устаревшие модели более новыми и эффективными
3) псевдоинновации улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса
Рис. 3. Классификация инноваций
Основываясь на типологии Г. Менша, собственную классификацию инноваций предлагают многие авторы, выделяя в среднем по 5-7 классификационных признаков [8; 18]. Поскольку отдельно виды инновационной деятельности исследователи не рассматривают, критерии современных классификаций инноваций часто смешиваются с критериями, присущими непосредственно инновационной деятельности.
Авторы разделяют понятия «инновационная деятельность» и «инновация» и поэтому приводят классификации обоих явлений (рис. 2 и 3). В каждой из представленных классификаций выделяется восемь признаков, охватывающих, на наш взгляд, основные аспекты систематизации исследуемых процессов.
Классификация инновационной деятельности показывает, что ее субъектами могут быть крупные предприятия, а также малый и средний бизнес. Данная деятельность может регулироваться на уровне территории (федеральный, региональный и местный уровни) или отрасли. Источниками финансирования может быть собственный, заемный и привлеченный капитал и пр.
Что касается инноваций, то четко выделяются их объекты - продукт или услуга, инновационный эффект, продолжительность использования, период действия и пр.
Анализ терминов «инновация», «инновационная деятельность», рассмотрение классификаций инноваций и видов инновационной деятельности показали, что инновационные процессы на данном этапе развития российской экономики многогранны, актуальны и требуют дальнейших исследований.
Источники
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития : пер. с англ. М. : Прогресс, 1982.
2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М. : Экономика, 2002.
3. Cooke I., Mayers P. Introduction to Innovation and Technology Transfer. Boston : Artech House, Inc., 1996.
4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями : сокр. пер. с англ. / авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М. : Экономика, 1989.
5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с венг. / общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. М. : Прогресс, 1990.
6. Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации. 1998. № 2-3.
7. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб. : Наука, 2000.
8. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М. : Политиздат, 1989.
9. Соколов Д. В., Титов А. Б., Шабанова Н. М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб. : ГУЭФ, 1997.
10. О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы : постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
11. Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок : Руководство Фраскати / пер. и науч. ред. Л. М. Гохберга. Париж ; М. : ОЭСР; ЦИСН, 1995.
12. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Организация экономического сотрудничества и развития; Статистическое бюро европейских сообществ. 3-е изд. М. : ЦИСН, 2006.
13. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент : учебник. М. : ИНФРА-М, 2009.
14. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент : учеб. для вузов. 6-е изд. СПб. : Питер, 2011.
15. Медынский В. Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ, 1999.
16. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. 2004. № 7.
17. Mensch G. Stalemate in Technology: Innovations Overcame the Depression. Cambridge : Ballinger, 1979.
18. Завлин П. Н., Васильев А. М. Оценка эффективности инноваций. СПб. : Бизнес-пресса, 1998.