Научная статья на тему 'Теоретические аспекты инновационной деятельности и пути внедрения инноваций в организации'

Теоретические аспекты инновационной деятельности и пути внедрения инноваций в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6797
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / АДАПТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ / КРИЗИСНЫЕ ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Юлия Юрьевна

В современных условиях, когда инновации стали непременным элементом всех структур, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны. В статье показана значимость инновационной деятельности для предприятий Российской Федерации. Представлен анализ понятия «инновация», рассмотрены механизмы внедрения инноваций. Структурированы модели инновационного процесса. Систематизированы подходы к классификации инноваций и выявлены целевые классификационные признаки. На основе классификационных свойств, автор определяет основные методы внедрения инноваций в организациях: принудительные, адаптивные, кризисные. В статье рассматриваются их плюсы и минусы, предлагает подходы к внедрению инноваций, с целью минимизации сопротивляемости персонала. Статья будет полезна при изучении теоретических вопросов управления инновациями, а также при практическом внедрении их в организации, снижению барьеров сопротивляемости персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты инновационной деятельности и пути внедрения инноваций в организации»

Теоретические аспекты инновационной деятельности и пути внедрения

инноваций в организации

Theoretical aspects of innovative activity and the ways of implementation of

innovations in organizations

Балакина Юлия Юрьевна Balakina Iuliia

Кандидат экономических наук, доцент Екатеринбургский государственный театральный институт

YBalakina@e l.ru

Аннотация. В современных условиях, когда инновации стали непременным элементом всех структур, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны. В статье показана значимость инновационной деятельности для предприятий Российской Федерации. Представлен анализ понятия «инновация», рассмотрены механизмы внедрения инноваций. Структурированы модели инновационного процесса. Систематизированы подходы к классификации инноваций и выявлены целевые классификационные признаки. На основе классификационных свойств, автор определяет основные методы внедрения инноваций в организациях: принудительные, адаптивные, кризисные. В статье рассматриваются их плюсы и минусы, предлагает подходы к внедрению инноваций, с целью минимизации сопротивляемости персонала.

Статья будет полезна при изучении теоретических вопросов управления инновациями, а также при практическом внедрении их в организации, снижению барьеров сопротивляемости персонала.

Abstract. In modern conditions, when innovation has become an indispensable element of all structures, the use of scientific methods of innovative management becomes an important factor in the economic development of the country. The article shows the importance of innovation for enterprises of the Russian Federation. Presents an analysis of the concept of "innovation", the mechanisms of innovation. Structured models of the innovation process. Systematic approaches to classification of innovations and identified the target classification attributes. On the basis of the classification properties, the author defines the main methods of implementation of innovations in organizations: coercive, adaptive, and crisis. The article discusses their pros and cons, offers approaches to innovation, to minimize resistance of staff.

The article will be useful when studying theoretical questions of innovation management, as well as in the practical implementation in their organizations, to reduce barriers of resistance staff.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, внедрение инноваций, модели инновационного процесса, принудительные инновации, адаптивные инновации, кризисные инновации, классификация инноваций. Keywords: Innovation, innovation process, innovation, models of innovation process, forced innovations, adaptive innovations, crisis of innovation, classification of innovations.

Введение

Инновационный характер производства обуславливает повышение эффективности и обеспечение устойчивости современных предприятий и отраслей, является приоритетом экономической политики в настоящее время. Именно инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста за счет выпуска конкурентоспособной продукции.

В современных условиях, когда инновации стали непременным элементом всех структур, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны. За последнее десятилетие в стране создано множество фондов поддержки инноваций - это и «Сколково», «Росконгресс», фонды поддержки на уровне области, города, основная цель которых -развитие исследований, разработок и коммерциализация их результатов. Одной из главных проблем остается проблема превращения «новшества» в «инновацию» и получение прибыли. Цель статьи - анализ теоретических основ инновационной деятельности и выявления механизмов внедрения инноваций на практике как одного из наиболее важных инструментов экономического развития предприятия. Задачи:

1. систематизировать подходы к определению понятия «инновация»;

2. выявить составляющие элементы инновационного процесса и проблемы при реализации инноваций;

3. предложить мероприятий по внедрению инноваций. Анализ подходов к определению «инновация»

Впервые определение «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало внедрение одних элементов системы в другую.

В научный оборот понятие инновации ввел австрийский, позже американский ученый Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития», основываясь на теории длинных волн Н. Кондратьева. В своей теории главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям в период первой, второй, третьей повышательной волны. Йозеф Шумпетер предполагал, что экономические колебания вызваны техническими новшествами, вовлечением в эксплуатацию новых ресурсов и освоением новых территорий. Он писал об инновациях как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря

использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта [11].

Дальнейшее развитие его теория нашла в трудах Х. Фримена, который ввел категории новой технологической системы и технологической революции. В работах Ю. Яковца выделены циклы и фазы развития техники, дана периодизация научно - технических революций [15]. Детальную типологию инноваций впервые представил Я. Ван Дейн, их обширную классификацию разработал А. Пригожин.

Со временем разные исследователи начинают трактовать этот термин по-своему. Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфидд, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс и др.), трактуют понятие «инновация» в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход[10, 7, 1].

В данных определениях инновация связывается с экономическим эффектом, после реализации ее на рынке, но не рассмотрены организационные, управленческие, социальные и другие сферы ориентации инноваций.

П. Друкер определяет «инновацию» как разработку и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы, придадут новые очертания экономике данного бизнеса. Инновация - это не изобретение и не открытие. <...> Но она фокусируется не на знаниях, а на

эффективности, а в бизнесе - на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического и научного»[4].

Э.А. Уткин определяет инновацию как объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или открытия, качественно отличный от предыдущего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом[12].

В данном определении инновации рассматриваются в технологическом аспекте, не рассмотрены другие сферы применения инноваций, не прослежен выход «объекта» на рынок, что является основным в современных условиях.

Отечественные ученые, П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, авторы справочного пособия «Инновационный менеджмент» считают, что инновации -использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов[5]. В данном определении инновации показаны как техническая и социальная категории, но не рассматривается получение экономической выгоды через реализацию их на рынке.

С точки зрения В.Л. Макарова инновация - есть форма разрешения противоречия, явления прогресса в любой сфере человеческого прогресса, а не только в технике и технологии[8]. Определение В.Л. Макарова более широко характеризует понятие инновации. В данном определении инновации включают в себя не только техническое, но и социальное, организационное содержание.

Автор статьи, обобщая взгляды отечественных и зарубежных ученых, рассмотренных выше, придерживается расширенной трактовки инноваций, как формы разрешения противоречий в любой сфере человеческого прогресса, основанной на использовании достижений науки и передового опыта.

Так же представляется важным разграничить понятия «новшество» и

«инновация». Новшество - оформленный результат фундаментальных,

прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-

5

либо сфере деятельности по увеличению ее эффективности. Для разработки «новшества» необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, осуществить производство и оформить результат[2]. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, стандартов.

Внедренное новшество становится инновацией, то есть завершается инновационная деятельность, затем продолжается совершенствование инновации[3], рис. 1.

Рис.1.. Схема процесса последовательного превращения новшества в инновацию

Неправомерно, с точки зрения Р.А. Фатхутдинова, в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение. Это относится к инновационной деятельности как к процессу, результатом которого могут быть новшества и инновации[13]. Классификация инноваций

Для того чтобы найти инструменты, способствующие внедрению инноваций, раскрыть разнообразные области и способы их использования, различные методы управления автор считает необходимым сравнение классификаций инноваций, предложенных разными авторами.

Классификация инновация может быть рассмотрена с различных позиций и построена на основе различных классификационных признаков. С точки

зрения С.Д. Ильенковой, А.И. Пригожина классификация основывается на производственно-технологическом подходе[6], табл.1

Таблица 1

Классификация инновация с точки зрения С.Д. Ильенковой, А.И. Пригожина

Классификационный признак Виды инноваций

технологические параметры продуктовые, процессные инновации

место в системе предприятия инновации на «входе», на «выходе» предприятия, инновации структуры предприятия

тип новизны инновации новые для отрасли в мире, новые для отрасти в стране, новые для предприятия

место в производственном процессе сырьевые инновации, обеспечивающие, продуктовые

глубина вносимых изменений радикальные, улучшающие, модификационные инновации

сфера деятельности технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления

распространимость единичные, диффузные

охват ожидаемой доли рынка локальные, системные, стратегические инновации

П.Н. Завлин и А.В. Васильев классифицируют инновации по экономическим показателям[5], табл. 2.

Таблица 2.

Классификация инновация с точки зрения П.Н. Завлин и А.В. Васильева

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций

область применения управленческие, организационные, социальные, промышленные

этап НТП научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

степень интенсивности «бум», равномерная, слабая, массовая

темпы осуществления быстрые, замедленные, нарастающие, равномерные,

скачкообразные

масштаб инновации трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

результативность высокая, низкая, стабильная

эффективность экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В классификации инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой отражена многофункциональная связь с позиции целевых изменений на предприятии, в технологической, производственной, экономической, торговой, социальной, управленческой сферах[10], табл.3.

Таблица 3.

Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификацион ный признак Вид инноваций Содержание инноваций

Структурная характеристик а инноваций Инновации на «входе» в предприятие Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов.

Инновации на «выходе» из предприятия Целевые качественные или количественные изменения.

Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения.

Целевые изменения Технологические Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды.

Производственные. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц.

Экономические Изменение методов и способов, планирования всех видов производственно-хозяйствнной деятельности, рост экономического стимулирования.

Торговые Использование методов ценовой политики

во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг.

Социальные Улучшение условия характера труда, характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.

Инновации в области управления Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений.

Проанализировав представленные классификации можно сделать вывод, что любой инновации присущ, по крайней мере, один из следующих аспектов:

- технологический (новая технология);

- прикладной (новое дополнение в форме новых товаров, услуг или процессов);

- выход на новый рынок или новый сегмент потребителей;

- изменение организационной структуры или стиля управления.

В большинстве случаев эта комбинация множества факторов, которая может внедряются как одновременно, так и последовательно. Поэтому инновация - не изолированное событие, а скорее цепь последовательных превращений, состоящая и серии событий, в ходе которых новация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологи или услуги и распространяется при практическом использовании.

Модели инновационного процесса

Процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций Завлин П.Н. называет «инновационным процессом»[5]. В статье мы рассмотрим несколько моделей инновационного процесса. Одна из моделей процесса представлена в работе Завлина П.Н. [5], рис. 2, в которой инновационный процесс разделяется на стадии, сменяющие друг друга.

Фундаментальное (теоретическое)

п

Прикладное исследование

П 7

Разработка

п 7

Проектирование

Маркенинг

1

Сбыт

п

Рис.2 Типовая модель инновационного процесса

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности[9].

Еще одна из моделей инновационного процесса представлена Санто Б., где процесс представлен в виде системы, включающей этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними, рис.3[10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И - результат исследований

Р - разработка О - опытное производство П - производство М - маркетинг С - сбыт

Рис.3 Замкнутый инновационный круг Санто Б.

В модели А. Маркова инновационный процесс представляет этапы, где которые идут параллельно друг другу, взаимно усложняясь вследствие наличия образных связей. В этой модели происходит ответвление этапов инновационного процесса, которое ведет к появлению новых видоизмененных циклов инноваций, рис. 4.

Линейная аналитическая модель

исследования производство эксплуатация

Цепная аналитическая модель исследования

производство

эксплуатация

Синтетическая модель

исследования

производство

эксплуатация

Рис. 4. Модели инновационных циклов Методы внедрения инноваций

Самый сложный этап продвижения инноваций - это внедрение их в

организации. Внедрение инноваций возможно тремя методами:

принудительным, адаптивным, кризисным. Эти методы редко встречаются в

чистом виде, однако любая инновация в большей или меньшей степени

содержит компоненты каждого из названных выше методов. Любые проблемы,

возникающие в ходе внедрения инноваций в организации, связаны с

неадекватной реакцией людей на эти изменения. Анализируя процессы

внедрения инноваций, можно утверждать, что ни одна из инновационных

11

стратегий не была внедрена без сопротивления со стороны субъектов инноваций. Часто непродуманная реакция руководства на такой «саботаж» приводила к полному провалу инновационной политики и значительным ущербам[14]. Поэтому важно рассмотреть методы внедрения инноваций и пути более мягкого их внедрения, табл.4.

Таблица 4.

Методы внедрения инноваций

Методы внедрения Сущность

Принудительные Работники вынуждены работать по новым стандартам, возможно не

инновации отвечающим привычным мотивациям, интересам, опыту персонала.

Плюс этого метода внедрения инноваций - выигрыш во времени. Этот

способ вызывает большое сопротивление персонала. Сотрудники

могут бойкотировать изменения.

Адаптивные Сначала проект согласуется на уровне исполнителей, каждый из

инновации которых дает свои замечания и соображения. Только после этого

проект передается на уровень руководителей подразделений, где

процедура повторяется. Так, уровень за уровнем, реализуется

«революция снизу». Это самый оптимальный способ реализации

инноваций. Все сотрудники чувствуют себя участниками

инновационного процесса.

Кризисные Сопротивление нововведению в условиях кризиса практически нет.

инновации Инновации внедряются в сжатые сроки. Руководство и сотрудники

готовы более лояльно относиться к инновациям в компании. Минус

этого метода в том, что нет времени на обдумывание процесса.

Выводы

Проведенное исследование позволило модели управления инновациями и механизмы их реализации в организациях. В итоге работы выделены методы внедрения инноваций.

В заключении хочется отметить, что механизмы управления инновациями можно рассматривать как один из наиболее важных инструментов

экономического развития предприятия, поскольку это позволяет высшему руководству проводить анализ возможных ситуаций развития предприятия в будущем с учетом изменения факторов как внешней, так и внутренней среды, обеспечив тем самым развитие предприятия в долгосрочной перспективе

Библиографический список:

1. Бездудный Ф., Смирнова Г., Нечаева О. Сущность понятия инновации и его классификация // Инновации. - № 2-3. - 1998

2. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности - СПб.; Политехника, 2000.

3. Дедова И.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-М.: МИИТ, 2004.-58с.

4. Друкер П. Бизнес и инновации. - М.: Вильямс, 2009.

5. Основы инновационного менеджменты: Теория и практика: Учебное пособие/ Под руководством П.Н.Завлина, А.Н. Казанцева, Л.Э. Миндели.- М.: Экономика, 2000.

6. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент.-2-е изд.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-343

7. Кортов В.С. Основные задачи формирования инфраструктуры инновационной системы Уральского региона // Региональные аспекты научно-технической политики: об фундаментальных исследований до реализации инноваций/ Материалы третьей окружной инновационной конференции Екатеринбург, 2004

8. Макаров В.Л. Внедрение технических нововведений: Экономика и организация промышленного производства. - Новосибирск: Наука, 1983.

9. Попп Т.В. Основы управления инновационной деятельностью на железнодорожном траснпорте.- М.: НИИ Труда и социального страхования, 2003 - 74с.

10. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венгер. / Общ. ред. и вст. ст. Б.В. Сазанова. - М.: Прогресс, 1990.

11. Смирнов Л.А. О повышении эффективности инновационной деятельности отраслевой науки // Региональные аспекты научно-технической политики: об фундаментальных исследований до реализации инноваций/ Материалы третьей окружной инновационной конференции - Екатеринбург, 2004.

12.Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тантем». ЭКМОС, 1997.

13.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: 5-е издание.- М.: Дело,1996.

14.Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

15.Яковец Ю.В. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие. - М.: Издательство РАГС, 2000.

References:

1. Bezdudniy AF, Smimova, Nechaev O. The essence of the concept of innovation and its classification // Innovations. - № 2-3. - 1998

2. Hamidov GS, Kolosov VG, Osman NO Fundamentals of innovation and innovation - St. Petersburg .; Politehnica 2000.

3. Dedov IN Innovation Management: Study posobie. M .: MIIT, 2004, 58c.

4. P. Drucker Business and Innovation. - M .: Williams 2009.

5. Basics of Innovation Management: Theory and Practice: Textbook / Under the direction P.N.Zavlina, AN Kazantsev, LE Mindeli.- M .: Economics, 2000.

6. Ilyenkov SD, Hochberg LM, Yagudin SY Innovative menedzhment.-2nd izd.-M.: UNITY-DANA, 2003, 343

7. Kortov VS The main objectives of formation of innovation system infrastructure of the Ural region // Regional aspects of science and technology policy: on the basic research to the implementation of innovations / Proceedings of the Third District Innovation conference Ekaterinburg 2004

8. Makarov VL The introduction of technological innovations: Economics and Organization of Industrial Production. - Novosibirsk: Nauka, 1983.

9. T. Popp Basics of innovation management in the railway trasnporte.- M .: Research Institute of Labour and Social Insurance, 2003 - 74c.

10. Santo B. Innovation as a tool for economic development: Trans. with Wenger. / Common. Ed. and TSA. Art. BV Sazanova. - M .: Progress, 1990.

11. Smirnov LA On improving the efficiency of innovative activity of industrial science // Regional aspects of science and technology policy: on the basic research to

the implementation of innovations / Proceedings of the Third District Innovation conference - Ekaterinburg 2004.

12. Utkin EA Company management. - M .: Association of Authors and Publishers, "Tanti". EKMOS 1997.

13. RA Fatkhutdinov Strategic Management: 5th izdanie.- M .: Delo, 1996.

14. OM Hotyasheva Innovation Management: Textbook. 2nd edition. - SPb .: Peter, 2007. - 384 p.

15. Yakovets Y. Innovations: theory, mechanism of state regulation: Textbook. - M .: Publisher RAGS 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.