А. А. Глухова, Е. Н. Вишнякова О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: инновация, инноватика, управление персоналом, инновационная система, инновационное развитие системы управления персоналом, менеджер инновационной системы персонала. innovation, innovatiment, management of a personnel, innovative system, innovative development of control system by a personnel, manager of the innovative system of personnel.
В статье рассматривается категория «инновация» как один из элементов развития российской экономики, ведущий к положительному эффекту в экономических, социальных, экологических, научно-технических и других сферах жизни. Развитие инноваций в системе управления персоналом поможет добиться стабильности в организации, повысить уровень конкурентоспособности и результативности, что будет способствовать росту экономики страны в целом. A category «innovation» is examined in the article as one of elements of development of the Russian economy that leads to the positive effect in economic, social, ecological, scientific and technical and other spheres of life. Development of innovations in control system by a personnel will help to obtain stability in organization, to promote the level of competitiveness and effectiveness, that will promote the growth of national economy on the whole.
В условиях рыночных отношений в каждой стране на любом уровне национального хозяйства становится очевидным важность управления инновациями в организациях. Ведь эффективность функционирования всей экономики во многом зависит именно от результатов деятельности ее элементов - организаций, которые в современных кризисных условиях являются конкурентоспособными за счет своего инновационного развития.
Значимость приобретения и применения знаний по теоретическим вопросам инноваций, управлению инновационной деятельностью, исследованию систем управления, управлению инновационными системами является весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность и конкурентность организаций. Это существенно способствует, повышению конкурентоспособности организаций, регионов и страны в целом.
В современных условиях в России развитие инноваций в различных областях экономики является весьма актуальным. Как подчеркивает Президент РФ Д.А. Медведев, в своем послании, будущее экономики Российской Федерации будет базироваться на концепции четырёх «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации (рис. 1) [10].
На рис.1 видно взаимосвязь всех элементов и их влияние на развитии российской экономики. Исходя из данной концепции, мы рассматриваем инновации как один из элементов развития российской экономики, которая ведет к положительному эффекту в экономических, социальных, экологических, научно-технических и других сферах жизни.
Анализируя инноватику, как отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств, можно выделить 6 ключевых видов деятельности:
1. основы теории инноватики, управление инновациями, управление инновационным бизнесом (предпринимательством);
2. управление человеческими ресурсами, управление интеллектуальным трудом,
управление знаниями;
3. управление инновационными проектами: создание, маркетинг, логистика и обслуживание инноваций;
4. управление инвестициями и инвестиционными проектами, управление коммерциализацией инновационных продуктов, включая технологию;
5. управление стратегическим развитием и изменениями;
Данное исследование нацелено на изучение и анализ инноватики в управлении человеческими ресурсами [1].
К настоящему времени термин «инновация» прочно устоялся в экономической науке. Однако разные авторы предлагают различные варианты его толкования в зависимости от того, какое свойство данного явления они считают основным, понимая инновацию как процесс или как результат деятельности.
В литературе наиболее распространены два подхода к определению сущности инновации: в одном случае инновация представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии; в другом - как процесс введения новых элементов, подходов, принципов, систем, вместо уже действующих (табл. 1) [5, С.15].
Изучение сущности категории инновации, выявлено, что суть данного термина изменялась с течением времени. Из всех перечисленных в таблице определений инновации наиболее успешным на наш взгляд является определение энциклопедического словаря, так как оно наиболее точно отражает инновацию с точки зрения управления.
Вследствие анализа, нами уточнено определение, инновация, что есть нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качество продукции.
Однако опыт Российских предприятий свидетельствует о том, что часто развитие научно-технического прогресса опережает развитие управления персонала, что требует уточнения к понятию инновации. Хочется отметить, что даже если организация будет вне-
дрять инноваций, это не значит, что она достигнет эффекта. Данная ситуация связана с отсутствием системного подхода в управлении, а именно управлении персоналом.
Таблица 1 - Некоторые существующие определения инноваций
Автор Источник Содержание определения
1 2 3
Пригожий А.И. Пригожий, А.И. Социология организаций. - М.: Наука, 1980. Нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах
Твисс Б. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б Твисс. -М. : Экономика, 1989. Инновация — процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание
Санто Б. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития /Б. Санто. -М. : Прогресс, 1990. Инновация — общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход
Завлин П.Н., Казанцев А.К., Мин-дели Л.Э. Завлин, П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / П.Н. Завлин, Л.К Казанцев, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 1997. - 560 с. Инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научнотехнической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов
Чулок А. И. Чулок, А. И. Предпринимательство и инновации / А. И.Чулок // Российское предпринимательство -2000. - № 1.- С.34. Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Ильдеменов, С. В. Инновационный менеджмент / С. В. Ильдеменов, А. С. Ильдеменов, В. П. Воробьев. - М.- Инфра, 2002. - 87с. Инновация — развивающийся комплексный процесс создания распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация — это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
1 2 3
Фатхутдинов Р.А. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 20с. Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. ...Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации. Новшество — оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности
Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О. Д. Бездудный, Ф.Ф., Сущность понятия инновация и его классификация / Ф. Ф. Бездудный, Г.А.Смирнова, О.Д. Нечаева // Инновации 2003. - №2-3. С. 10-18. Инновация — процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект
Аньшин А.И., Да-гаев А.А. Аньшин, А.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. - М., 2003. Инновация — первое практическое применение нового научно технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения
Шумпетер Й.А. Шумпетер, Й.А.Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер, Д.М. Кейнс. -М.ЭКСМО, 2007. - 658с. Инновация — изменение (новые комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом. Цели — внедрение и использование новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоение новых рынков, новые формы организации производства (реорганизация с целью монополизации)
Концепция инновационной политики Российской Федерации www.businesspravo.ru Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности
1 2 3
Энциклопедический словарь ru.wikipedia.org Инновация - результатом инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду.
В настоящее время необходимо проводить работу, по улучшению деятельности сотрудников на основе совершенствования системы управления и коренного преобразования имеющихся подходов к организации их труда, а также оказывающую непосредственное влияние на эффективность труда.
По нашему мнению, персонал является основным элементом организации, поэтому изменение и усовершенствование системы управления персоналом во многом поможет решению проблемы развития организации.
Проведенный анализ определения «Управление персоналом» выявил, что нет единого мнения по поводу содержания данной категории. Так, по мнению Н.В. Суровкина, управление персоналом является системой, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов [8, С.25].
В соответствии с энциклопедическим словарем, управление персоналом, есть область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом и оптимальное его использование [11]. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.
Как считает Р.Г. Кремнев, система управления персоналом содержит базовые принципы управления и его общую направленность, ее положения уникальны в отдельно взятой медицинской организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими для любой организации [6]. Данную систему управления персоналом можно представить на рис. 2.
Такого же мнения придерживается ученый А.П. Егоршин в своих трудах [4, С.20], характеризующий систему управления персоналом, как совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.
В результате исследования нами уточнено понятие инновационной системы, которая представляет собой упорядоченную совокупность звеньев и уровней управления, объединенных единой целью и взаимосвязанных и взаимообусловленных по средствам инновационных потоках и доведением продуктов (услуги) в заданное место, в нужном количестве и качестве.
Рис. 2 - Система управления персоналом
Вместе с этим инновационным развитием системы управления персоналом в организации следует считать гибкую систему управления персоналом, которая учитывает и формирует потребности в работе кадров, которые способны разрабатывать, внедрять и широко использовать инновации.
Из всего вышеизложенного следует, что предпосылками для инновационного пути развития определяются, прежде всего, присутствием специалистов, способных генерировать инновационные идеи. Однако только в условиях развитой рыночной конкурентной среды могут быть реализованы все принципы инновационного развития и управления. Эффективность функционирования, улучшение качества предоставляемых работ, услуг во многом зависит именно от результатов управленческой деятельности по созданию инноваций и реализации нововведений [7].
Для создания и управления инновационной системой управления персоналом необходим человек, который будет управлять данным процессом. По нашему мнению, это должен быть менеджер инновационной системы персонала, реализующий все функции управления.
Содержание понятия «менеджер инновационной системы персонала» существенно отличается до сих пор общеупотребительного понятия «управляющий». Современной экономике требуются менеджеры инновационной системы персонала, которые одновременно являются: своеобразным изобретателем, который преодолевает препятствия, связанные с использованием новых решений, причем не только технических, но и организационных и коммерческих; предпринимателем, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует еепрактическое осуществление; активным консультантом, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения. Менеджер инновационной системы персонала должен осуществлять все функции управления персонала, а именно планировать, организовывать, мотивировать, адаптировать, оценивать, анализировать и т.д.
Таким образом, стала очевидна роль инновационного развития системы управления персоналом, которая является важным элементом в управлении всей организации и обеспечивающее улучшение качества предоставляемых услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности предприятия, воспроизводства и реализации его рабочей силы. Развитие инноваций в системе управления персоналом поможет добиться стабильности в организации, повысить уровень конкурентоспособности и результативности, что будет способствовать росту экономики страны в целом.
Литература
1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник/ В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 16с.
2. Глухова, А.А. Модель системы управления персоналом в инновационных организациях / А.А.Глухова, Е.Н.Вишнякова // Сб. статей IV Всерос. науч.-практ. конф.: Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития.- Пенза: РИО ПГСХА, 2008. - 96с.
3. Глухова, А.А. Развитие инновационной системы управления персоналом на предприятии в условиях кризиса / А.А. Глухова, Е.Н. Вишнякова // Сб. ст. третьей науч.-практ. конф. «Наука -промышленности и сервису». Ч.1. 2009. - 244с.
4. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н.Новгород: НИМБ, 2005. - 720с.
5. Зинов, В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение / В.Г. Зинов,- М.:Дело, 2005. - 14с.
6. Кремнев, Р. Г. Реализация инновационной стратегии организации как фактор решения проблем занятости: дис. канд. экон. наук / Р.Г. Кремнев. - М., 2000. - 18 с.
7. Кузнецов, Б. Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 315с.
8. Суровкин, Н.В. Система управления персоналом как инновация / Н.В. Суровкин // Управление персоналом. - 2005. - № 3. - С. 25.
9. Фаламъев, АН. Инновационный тип развития экономики: Учебник / АН. Фоломьев. -М.: Изд-во РАГС, 2008. - 42 с.
10. www.kremlin.ru (Президент Российской Федерации)
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Энциклопедический словарь)
12. http://bigc.spb.su/publications/bigspb/metodology/innovations.php (Инновации — отказ от иллюзий. Методология бизнес-инжиниринга)
© А. А. Глухова - канд. экон. наук, доц. Тольяттинского госуд. ун-та, Е. Н. Вишнякова - студ. ТГУ. E-mail: [email protected]