Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

СУЩНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / КИБЕРУГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнейков Евгений Николаевич

Проанализированы виды угроз информационной цифровой среды в отношении детей и молодежи. Определена классификация угроз, адекватная задаче обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и молодежи в цифровом информационном пространстве: факторы влияния непосредственно на психику молодежи и факторы отрицательного влияния на жизнедеятельность подрастающего поколения в контексте реализации традиционной педагогической модели. Выявлена сущность обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и молодежи в цифровом информационном пространстве на основе анализа сущности восприятия человеком фактора опасности. Данный вид обеспечения безопасности определяется как система мер, направленных на защиту личности от всех видов негативных факторов глобальной сети средствами психолого- педагогического влияния. Принципами обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и молодежи в цифровом информационном пространстве определены принципы системности, научности, регулирования уровня влияния информационного контента, психолого-педагогической поддержки деятельности детей и молодежи в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнейков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF ENSURING THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SAFETY OF CHILDREN AND YOUTH IN THE DIGITAL INFORMATION SPACE

The types of threats to children and youth in the digital information environment are analyzed. The classification of threats adequate to the task of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and young people in the digital information space is determined: factors of influence directly on the psyche of young people and factors of negative influence on the life of the younger generation in the context of the implementation of the traditional pedagogical model. The essence of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and youth in the digital information space is revealed based on the analysis of the essence of human perception of the danger factor. This type of security is defined as a system of measures aimed at protecting the individual from all types of negative factors of the global network by means of psychological and pedagogical influence. The principles of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and youth in the digital information space define the principles of consistency, scientific approach, regulation of the level of influence of information content, psychological and pedagogical support for the activities of children and youth in the information space.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Сущность обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и молодежи в

цифровом информационном пространстве

The essence of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and youth in the

digital information space

Корнейков Евгений Николаевич

Студент, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского», Россия, г. Брянск. e-mail: korneikoff@yandex.ru

Korneykov Evgeny Nikolaevich

Student, Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky,

Russia, Bryansk. e-mail: korneikoff@yandex.ru

Аннотация.

Проанализированы виды угроз информационной цифровой среды в отношении детей и молодежи. Определена классификация угроз, адекватная задаче обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и молодежи в цифровом информационном пространстве: факторы влияния непосредственно на психику молодежи и факторы отрицательного влияния на жизнедеятельность подрастающего поколения в контексте реализации традиционной педагогической модели. Выявлена сущность обеспечения психо лого-педагогической безопасности детей и молодежи в цифровом информационном пространстве на основе анализа сущности восприятия человеком фактора опасности. Данный вид обеспечения безопасности определяется как система мер, направленных на защиту личности от всех видов негативных факторов глобальной сети средствами психо лого -педагогического влияния. Принципами обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и молодежи в цифровом информационном пространстве определены принципы системности, научности, регулирования уровня влияния информационного контента, психолого-педагогической поддержки деятельности детей и молодежи в информационном пространстве.

Annotation.

The types of threats to children and youth in the digital information environment are analyzed. The classification of threats adequate to the task of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and young people in the digital information space is determined: factors of influence directly on the psyche of young people and factors of negative influence on the life of the younger generation in the context of the implementation of the traditional pedagogical model. The essence of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and youth in the digital information space is revealed based on the analysis of the essence of human perception of the danger factor. This type of security is defined as a system of measures aimed at protecting the individual from all types of negative factors of the global network by means of psychological and pedagogical influence. The principles of ensuring the psychological and pedagogical safety of children and youth in the digital information space define the principles of consistency, scientific approach, regulation of the level of influence of information content, psychological and pedagogical support for the activities of children and youth in the information space.

Ключевые слова: психолого-педагогическая безопасность детей и молодежи, киберугрозы, информационная безопасность личности, цифровая информационная среда.

Key words: psychological and pedagogical safety of children and youth, cyber threats, personal information security, digital information environment.

Психология и педагогика, как и все научные дисциплины, сегодня активно развиваются, опираясь на достижения цифровизации и информатизации. Современные психолого-педагогические исследования учитывают не только особенности существующего и бурно развивающегося цифрового общества, но и перспективы его развития. Только постоянный учет тенденций общественного и научно -технического развития позволяет психологии и педагогике адекватно осмысливать сущность образовательных аспектов современной информационной цифровой среды и на этой основе разрабатывать эффективные модели и механизмы развития личности информационного общества.

Воздействие информационной цифровой среды на человека очень разнообразно, затрагивает все стороны его жизни. Цифровая среда влияет на человека как позитивно, так и негативно. При этом, негативное влияние наблюдается как на физиологическом уровне, так и на уровне психики и социально-нравственной сферы личности (особенно сильно данное влияние на молодое поколение, поскольку у молодежи еще не сложилось мировоззрение, не сформирован опыт противодействия негативным воздействиям внешней среды).

Негативное влияние информационной среды на подрастающее поколение осознается и обществом, и государственными институтами [1, 2]. Сегодня ставится стратегическая задача создания в России «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность всех форм и уровней образования» [1]. Решение данной задачи требует, в первую очередь, определения сущности психолого-педагогической безопасности молодежи в информационной цифровой среде.

Анализ научных исследований показывает, что в современных исследованиях не сложился единый подход к классификации потенциальных угроз информационной цифровой среды для развития личности (в том числе - для становления детей и молодежи). Среди факторов риска информационной цифровой среды, которые способны оказывать негативное влияние на развитие психики подрастающего поколения, исследователями выделяются интеллектуальные, физические, психоэмоциональные перегрузки, нерационально построенный вследствие веб-серфинга режим дня, перенасыщенный мультимедиа «агрессивный» для детей и молодежи информационный контент и др. Особую роль в степени влияния информационной среды на детей и подростков играют индивидуально-личностные (в том числе - возрастные) особенности подрастающего поколения [3]. Г.У. Солдатова среди угроз цифровой среды для молодежи, активно использующей киберресурсы, выделяет контентные (содержательные), коммуникационные, технические, потребительские угрозы и факторы [4]. Аналогичный подход проявляется и в исследованиях В.А. Плешакова. Автор в перечне опасностей киберпространства выделяет:

- опасности коммуникации в киберпространстве (например, комментарии негативного содержания, буллинг, насмешки, оскорбления, издевки, запугивания и др.);

- опасность потребления молодежью в процессе веб-серфинга большого объема информации (в том числе фейковой, не соответствующей действительности);

- опасность, связанная с неконтролируемым стремлением погрузиться в виртуальный мир, подменив им реальность;

- опасности возникновения переутомления, неврозов при навязчивом стремлении обеспечения в сети личностью своей «публичности» и «успешности» [5].

Множество негативных факторов влияния цифровой среды на подрастающее поколение, очевидно, определяет необходимость обеспечения физической, психической, социальной и других видов безопасности молодежи.

Отдельные виды безопасности получили свое определение в ряде научных работ последних лет. Так, под социально-психологической безопасностью понимают «состояние личности, которое рассматривается как динамическая структура, проявляющая психику субъекта в каждый момент его жизнедеятельности» [6]; социально-педагогическая безопасность - «это такая сложная система, которая ориентируется на конкретные условия, в которые входят социальные вопросы и потребности как личности, так и среды, в которой пребывает личность» [7]; психологическая безопасность рассматривается как «некое состояние информационной среды, а также изменения в условиях жизни общества, которые не способствуют нарушению психологических изменений в процессе функционирования и развития человека» [7].

Для определения психолого-педагогической безопасности молодежи в информационной цифровой среде наиболее удобной представляется классификация факторов негативного влияния цифровой среды на подрастающее поколение, данная в работах О.В. Гукаленко и В.Н. Пустовойтова. Исследователи выделяют факторы негативного влияния среды непосредственно на психику молодежи и факторы отрицательного влияния на жизнедеятельность подрастающего поколения в контексте реализации традиционной педагогической модели. К первой группе факторов авторы относят: искажение нравственных идеалов, нарастание психоэмоциональной напряженности в ходе бесконтрольного взаимодействия молодежи в информационной среде, потенциально негативное влияние на психическое здоровье данной среды вследствие «агрессивного» влияния мультимедийного гипертекстового контента и др. Вторая группа факторов включает в себя: неудовлетворенность молодежи (родителей, общества) содержанием образования, методами и формами обучения, степенью и качеством использованием в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий и средств, подмена проверенных временем традиционных систем обучения дистанционными, неапробированными на практике, моделями образования и др. В данную группу авторы включают и снижение воспитательного потенциала образовательных систем [8].

Многогранность влияния информационной цифровой среды на личность (в том числе - значимость цифровых ресурсов для воспитания подрастающего поколения ) определяет сложность понимания и, соответственно, обеспечения информационной безопасности в процессе развития личности.

Отметим, что проблема информационной безопасности общества не нова, она возникла намного ранее, чем появилась глобальная сеть. Об обеспечении информационной безопасности общества (и особенно -молодежи) ученые стали говорить уже в начале ХХ века. В научной литературе и исследованиях выявлялось влияние на личность печатных средств массовой информации, угрозы содержания журналов и газет для психики и морально-нравственного состояния личности [9]. Сегодня в научных исследованиях информационная безопасность понимается «с одной стороны, как ограждение подрастающего поколения от нежелательного контента сети Интернет, а с другой - осознание детьми и молодежью связанных с ним опасностей» [10].

Реализация информационной безопасности детей и молодежи сопряжена в первую очередь с психолого-педагогическим сопровождением взаимодействия и деятельности молодого поколения в глобальной сети [1]. Для определения сущности обеспечения психолого-педагогической безопасности молодежи в информационной цифровой среде выявим механизм психического состояния информационной безопасности. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей личности, которая связана с отсутствием опасности. Данная потребность, согласно иерархии мотивационных образований личности по А. Маслоу, выступает базой для самоактуализации личности (наравне с такими потребностями, как потребность в признании и оценке, в любви и привязанности и др., реализуемых на основе удовлетворения физиологических потребностей человека).

В процессе деятельности в глобальной сети осознание человеком негативных факторов осуществляется через восприятие им некоторых «сигналов опасности». При этом, поскольку восприятие во многом субъективно, человеком не всегда корректно воспринимаются объекты и процессы цифровой среды, реально или потенциально несущие на себе опасность для личности. Часто человек вследствие самовнушения классифицирует информационные объекты как негативные [11]. Данное положение определяет психолого-педагогическую задачу обеспечения адекватного восприятия детьми и молодежью сетевого информационного контента, формирование опыта у молодежи объективной переработки информации.

Человеческий мозг, как известно, имеет пределы когнитивной переработки информации. Данные пределы индивидуальны, но непреложно - большой объем информации, ее многообразие затрудняют осознание и переработку информации. В то же время современная молодежь не может не пользоваться цифровой

информацией, молодежь нуждается в получении разнообразного контента, объем и направленность которого в цифровом пространстве практически безграничны. Как следствие, ключевой задачей обеспечения «здорового восприятия» детьми и молодежью информации в сети является определение границ информированности, определение направленности контента глобальной сети.

Выявленные пути обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и подростков в цифровом информационном пространстве в полном объеме соответствуют выводам исследователей: «... информационная безопасность предполагает не только формирование опыта работы с сетевым контентом, но и реализацию разъяснительных мер, и, возможно, определенную ограничительную практику пользования детьми ресурсами всемирной сети» [12].

Учитывая выявленные характеристики и особенности обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и подростков в цифровом информационном пространстве, определим данный вид обеспечения безопасности как систему мер, направленных на защиту личности от всех видов негативных факторов глобальной сети средствами психо лого-педагогического влияния. Данная система мер в своей реализации обеспечивает психическое здоровье пользователей сети, способствует удовлетворению их потребностей в познавательной деятельности, общении, значимости, создает для субъектов информационной цифровой среды условия для самореализации, обеспечивает объективность и адекватность принятия цифрового контента, формирование адекватного мировоззрения детей и молодежи на основе традиционных общечеловеческих ценностей в условиях цифровизации жизни общества, обеспечивает «включение цифровой гигиены в контекст воспитания детей на регулярной основе» [13].

Решение задачи обеспечения психо лого-педагогической безопасности детей и подростков в цифровом информационном пространстве предполагает учет ряда принципов. Среди данных принципов в работах [14, 15, 16], в частности, определены принципы:

- системности (требует взаимодействия всех заинтересованных институтов в обеспечении психолого -педагогической безопасности подрастающего поколения);

- научности (предполагает проведение междисциплинарных психолого-педагогических исследований по выявлению путей и средств предупреждения негативного влияния цифровой информационной среды на формирование мировоззрения молодежи);

- регулирования уровня влияния информационного контента (предполагается регулирование доступа детей и молодежи к киберресурсам в соответствии с возрастом и уровнем сформированности информационной культуры);

- психолого-педагогической поддержки деятельности детей и молодежи в информационном пространстве (предусматривается проектирование и реализация системы мер обучения детей и молодежи адекватному восприятию и обработке информационного контента).

Подводя итог сказанному, отметим: информационное цифровое пространство несет на себе не только положительный потенциал, но и угрозы. Выявление сущности обеспечения психолого-педагогической безопасности детей и подростков в цифровом информационном пространстве создает основу для проектирования и реализации действенного барьера негативному влиянию глобальной сети на молодежь.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации // О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. - [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (дата обращения: 27.09.2021)

2. Хакимзянов Р.Н. Внутренние ресурсы психологической безопасности подростков в условиях интернет - коммуникации // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №3. -С. 77-78.

3. Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов / авт.-сост.: Е.В. Мазурова. - Барнаул: КГБУ "Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи", 2019. - 72 с.

4. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи "Дети онлайн" : Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23. - № 3. - С. 50-66.

5. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens^ до Homo СуЬегш'а : Монография. -Москва, 2012. - 270 с.

6. Березина Т.Н. Факторы среды и их влияние на индивидуальную продолжительность жизни // Мир психологии. - 2013. - № 4. - С. 165-178.

7. Основы психологической безопасности // Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.becmology.ru/blog/warrior/security_intro01 .htm (дата обращения: 17.10.2021)

8. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Обеспечение информационной безопасности молодежи в современном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 2. -№ 2(64). - С. 117-131.

9. Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете [Электронный ресурс] // Современное образование. - 2014. - № 1. - С. 73-96. - URL: https://nbpublishcom/library_read_artide.php?id=10923 (дата обращения 18.10.2021)

10. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодёжи // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27331 (дата обращения: 19.10.2021).

11. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно - психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 32-37.

12. Овчаренко Л.Ю. Психологическая защищенность детей и подростков в информационной среде // Гуманитарные науки. - 2017. - №4. - С.113-121.

13. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Безопасность детей и молодёжи в поликультурном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. - 2017. - №7. - С. 25-33.

14. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V. , Pustovoitov V.N., Pustovoitova L.V. Principles of pedagogical interaction in the digital space // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS - DCCD 2020 (Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding, 23-25 April, 2020, Moscow City University (Moscow, Russia)). Vol. 95, P. 54-61. Doi: 10.15405/epsbs.2020.11.03.7

15. Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2021. -№ 2. - С. 37-41; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2367 (дата обращения: 19.10.2021).

16. Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Методологические принципы подготовки педагогов к воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 3. - С. 177-181; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=38552 (дата обращения: 15.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.