Научная статья на тему 'Информационная безопасность личности: Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения и поддержки школьников'

Информационная безопасность личности: Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения и поддержки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ / IDENTITY PROTECTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SECURITY OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INFORMATION SECURITY SCHOOLBOYS / THREAT INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Юлия Игоревна, Привалов Александр Николаевич

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников в условиях организации безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации. Введено понятие, определены цели, принципы, методы и структура психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьников. Уточнена классификация факторов риска и угроз информационного воздействия на личность обучающихся. Приведены примеры деятельности педагога, психолога по работе со школьниками для обеспечения их информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Юлия Игоревна, Привалов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Information Security: Actual Issues on Psychological and Pedagogical Support and Maintenance of Schoolboys

The article deals with the psychological and pedagogical support and support for information security in the conditions of school organizations secure information and educational environment of the educational organization. The concept of defined goals, principles, methods and structure of psycho-pedagogical support of information security students personality. Specification of the classification of risks and threats of informa-tional influence on the personality of students. Examples of the teacher’s work, the psychologist to work with the students to ensure their information security.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность личности: Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения и поддержки школьников»

Ю. И. Богатырева, А. Н. Привалов

УДК 378.002

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ

1 ктуальность исследования обосновывается возросшим накалом информационной войны в России и усиливающимся информационным воздействием средств массовой информации, Интернета, социальных сетей, материалов видеохостингов на детей и подростков.

Одним из направлений социальной политики современной России является задача защиты детства. XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества. Все эти процессы оказывают самое прямое воздействие на интеллектуальное, психическое и физическое развитие подрастающего поколения, в том числе негативное.

На наш взгляд, суть проблемы заключается в том, что на сегодняшний день у современных школьников не сформирован достаточный уровень защиты от информационных угроз. В подтверждении этого факта можно привести статистические данные о том, что Россия занимает 1 место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков, а за последние годы количество детских самоубийств и их попыток в России существенно выросло (см. http://нацкурс.рф/post193.html). Появляются новые риски и формы угроз в современном информационном пространстве, которые

требуют осмысления и совершенствования подходов в борьбе с ними.

На наш взгляд, одним из главных условий повышения информационной безопасности является позиция учителя, сущность которой составляет желание укрепить позицию ребенка в социуме, оказать своевременную поддержку в саморазвитии, оградить школьника от совершения неприемлемых действий, открыть путь к социализации и адаптации в глобальном информационном обществе.

Считаем, что необходимо перенести акценты с изучения отдельного ребенка за компьютером к комплексному исследованию организации его безопасной информационно-образовательной среды [3, с. 76], в которой главенствующую роль могут занять педагоги.

Таким образом, актуальной научной проблемой сегодня является разработка системы педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников с целью наиболее полного развития личности ребенка.

Цель данной статьи заключается в обосновании и описании системы педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников для защиты их от негативных проявлений, угроз и рисков в открытом информационном пространстве.

Для реализации поставленной цели планируется решить ряд частных задач:

- выявить факторы риска и угрозы информационной безопасности учащихся;

- сформулировать цели и направления психолого-педагогического сопровождения и поддержки школьников для защиты их от негативных проявлений в современной информационно-образовательной среде;

- охарактеризовать условия создания безопасной информационно-образовательной среды в школе, которые позволят реализовать психологически комфортную атмосферу обучения, учитывая актуальные потребности учащихся и выстраивая с ними личностно-ориентированное взаимодействие в ходе психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- описать систему педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации с целью защиты их от негативных проявлений угроз и рисков в открытом информационном пространстве, отвечающим запросам современного информационного общества глобальной коммуникации.

Сегодня в современном информационном потоке (Интернет, социальные сети, СМИ, виртуальные сообщества) становится все труднее защитить личность ребенка от информационных угроз. Проблема информационной безопасности учащихся актуализируется с каждым годом.

В нашем исследовании под информационной безопасностью школьников будем понимать состояние защищенности психики, сознания и здоровья учащихся от опасных информационных воздействий, наносящих вред психическому, нравственному или физическому состоянию личности [2, с. 18].

По мнению ряда ученых (И. А. Баева, Ю.И. Богатырева, М.И Бочаров, Т. А. Малых, В.П. Поляков, Н.И. Сатарова, В. А. Романов), в настоящий момент остро стоит вопрос о выработке системы мер по повышению информационной безопасности обучающихся, в том числе в условиях глобализации и информатизации образования.

Разработкой и проектированием методических систем обучения школьников и студентов защите информации и информационной безопасности занимались исследователи М.А. Абиссова, Е.Н. Бояров, А.И. Горбунов, Е.П. Димов, П.С. Ломаско, В.П. Поляков, А.Н. Привалов. Проблемы подготовки кадров и формирования компетентности в области информационной безопасности представлены в трудах Е. Б. Белова, Е. Н. Боярова, И.Н. Дорониной, Э.В. Тановой, М.Н. Швецовой, Е. АШгес^еп и др.

Проведенный анализ исследований по проблематике информационной безопасности позволил сделать вывод, что к настоящему времени в российской образовательной

системе проводятся отдельные организационные и педагогические мероприятия и действия, направленные на обеспечение информационной безопасности личности школьников, которые можно рассматривать лишь как предпосылки разработки и принятия педагогическим сообществом более широкого комплекса мер, объединенных понятием «педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников».

Иллюстрируя положение дел в регионах России, можно сослаться на исследование, проведенное в 2013 году центром психолого-медико-социального сопровождения «Преображение» в Тульской области, основная цель которого заключалась в выявлении уровня информированности тульских семиклассников о рисках, связанных с использованием Интернета. Результаты оказались очень тревожными. К примеру, 37% респондентов оказались готовы высылать незнакомцам свои фотографии. Почти треть из ответивших могли самостоятельно отправиться на встречу с собеседником из Интернета, а половина - общаться лично в присутствии друга или подруги [8].

Другим аспектом рассматриваемой проблемы является то, что возрастные особенности психики школьников побуждают их к совершению противоправных поступков, направленных на нарушение информационной безопасности личности и личного пространства, куда относится и информационно-образовательная среда школы (например, заблокировать доступ к школьному сайту, получить права на просмотр и редактирование публичной информации, просмотр противоправной информации и т.д.).

На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психологи, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется, прежде чем передаваться обучающемуся. Во-вторых, учащийся получает информацию из внешней информационной среды, которая

включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе и пр.

Ряд ученых как в России, так и за рубежом заявляют об избыточности информации для подрастающего поколения, говорят о невозможности для ребенка справиться со скоростью и темпами нарастания объемов информации, с «информационным мусором» [1; 3; 4; 5; 7].

Сопутствующими процессами увеличения информационных объемов, является психологическое подавление, манипулирование сознанием наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи. Отмечается, что одной из самых серьезных угроз в информационно-образовательной среде, является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб психическому здоровью детей, нравственному развитию и удовлетворению основных потребностей человека.

Для того чтобы обеспечить эффективную защиту, необходимо в первую очередь рассмотреть и проанализировать все факторы, представляющие угрозу информационной безопасности современного ребенка. К факторам риска информационной среды, которые могут стать опасностями, следует отнести следующие:

1. Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступающей и циркулирующей информации для школьников.

2. Наличие в информационной среде противоправного контента, вредоносной информации, воздействующей на нравственное развитие и ценностные ориентиры ребенка.

3. Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков.

4. Наличие в информационной среде контента манипулятивного характера, дезориентирующего школьника, ограничивающего его возможности в условиях слабой правовой образованности и возрастных особенностей несовершеннолетних.

Угрозы информационного воздействия

Физическому здоровью

Психическому состоянию

Нравственному развитию

Материального ущерба

Некорректное поведение в чатах, форумах

Рис. 1. Угрозы информационной безопасности школьников

Другим опасным фактором и источником угроз информационного воздействия является несанкционированное использование персональных данных, а также разглашение информации, содержащей конфиденциальные сведения.

На основе выделенных И.В. Роберт [6] направлений информационно-учебной деятельности предлагается классифицировать угрозы информационной безопасности личности учащегося следующим образом (см. рис. 1).

Проведенный анализ угроз на основе наблюдений за деятельностью учителей и бесед с учащимися показал, что процесс обеспечения информационной безопасности личности учащихся представляет собой нерешенную, весьма актуальную, многоаспектную и междисциплинарную проблему, решение которой видится нами в построении системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки учащихся в вопросах информационной безопасности.

Однако современные учителя не в полной мере могут осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и поддержку информационной безопасности учащихся,

что было выявлено в ходе анкетирования учителей и учащихся, проведенного на базе ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» в 2014 году [2, с. 54].

В тоже время современная школа должна организовать комплекс мер по противодействию информационным угрозам и рискам физического, психологического и нравственного здоровья школьников, создавая, в том числе, безопасную информационно-образовательную среду (БИОС). Под БИОС будем понимать информационно-образовательную среду, дополненную аппаратными, программными и организационными средствами и способами защиты от негативной информации, которая обеспечивает безопасность и защиту личностной информационной среды всех субъектов образовательного процесса в целях создания условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных способностей и возможностей [3, с. 176]. Причём ее значение в последнее время, в связи с повышением роли информационных технологий, возрастает, среда качественно влияет на образовательный процесс всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.

Рисунок 2. Направления психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьника.

Создание безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации, являясь необходимым условием решения задачи информационной безопасности школьников, актуализирует и поднимает на новый качественный уровень проблематику вопросов подготовки работающих и начинающих педагогов к обеспечению защиты от информационного воздействия учащихся, психолого-педагогического сопровождения и контроля информационной безопасности школьников.

В контексте рассматриваемой проблемы, предлагается следующий путь ее решения -осуществление «психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников» (ППС), под которым будем понимать систему личностно-ориентирован-ных методов, приемов и психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния защищенности психики, сознания и физического здоровья учащихся от опасных информационных воздействий, и в целом на обеспечение определенного уровня информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности учащегося.

Задача психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников заключается в защите личности

от негативных проявлений, угроз и рисков в открытом информационном пространстве и тем самым обеспечение условий для наиболее полноценного развития личности.

Процесс ППС информационной безопасности школьников опирается на ряд важных организационных принципов, среди которых - системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества учащегося и педагога в области создания условий информационной безопасности личности школьника.

К обязательным видам деятельности педагога, психолога при сопровождении процесса обеспечения информационной безопасности школьников относятся консультирование, диагностика, развивающая и коррек-ционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение (рис. 2).

При этом методами психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников являются групп-повые и индивидуальные тренинги, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, диспуты, тестирование и анкетирование, наблюдение и эксперимент.

Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность учителя, направлен-

ную на предотвращение трудностей и построение безопасного личного информационного пространства учащихся.

Структура психолого-педагогического сопровождения ИБ школьников в условиях школы, включает три компонента:

- организационно-педагогический (обеспечивающий оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и форм обучения, усиление взаимодействия школьника и педагога, направленное на обучение и воспитание активной, самостоятельно постигающей мир личности школьника, способной организовать личное информационно-безопасное пространство);

- содержательный (направленный на разработку учебно-воспитательных материалов, творческих заданий, обеспечивающих творческое проявление и самореализацию школьников в учебно-познавательной деятельности на основе безусловной информационной безопасности; предполагающий увеличение доли творческих форм работы со школьниками с целью повышения их инициативности и активности в вопросах информационной безопасности);

- технологический (нацеливающий фокус внимания педагогов школы на личную информационную безопасность школьника при организации и проведении учебно-воспитательного процесса, основанного на применении положений личностно-ориентирован-ного подхода).

Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьника отличается от поддержки тем, что уменьшается степень влияния педагога в процесс индивидуального образования ребенка, возрастает умение школьника самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы, связанные с анализом и переработкой информационных потоков.

Результатами психолого-педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников будет создание системы социально-педагогических и психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения

безопасного информационного пространства школьников, формирование личностных характеристик, отвечающим запросам современного информационного общества на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности.

Полученные результаты теоретико-методологического исследования вносят значительный вклад в развитие педагогической теории и практики обучения, так как в последнее время увеличивается степень угроз информационного воздействия на школьников в учебно-воспитательной и внеучебной деятельности, возрастает острота проблемы информационной безопасности всех субъектов образовательного процесса.

В дальнейшем планируется разработать методические рекомендации для учителей по психолого-педагогическому сопровождению и поддержки информационной безопасности школьников, которые декомпозируются в следующих направлениях - обязательных видах деятельности и дополнительных, работа с родителями и учащимися, консультирование, диагностика, развивающая и коррек-ционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.

Авторами планируется разработать учебно-методическое обеспечение курсов повышения квалификации учителей в системе дополнительного образования, которое базируется на рассмотрении комплекса задач, моделирующих реальные ситуации, связанные с построением системы педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения и поддержки информационной безопасности школьников в условиях организации безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации. Введено понятие, определены цели, принципы, методы и

структура психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьников. Уточнена классификация факторов риска и угроз информационного воздействия на личность обучающихся. Приведены примеры деятельности педагога, психолога по работе со школьниками для обеспечения их информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, защита личности, информационные угрозы, безопасная информационно-образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников.

SUMMARY

The article deals with the psychological and pedagogical support and support for information security in the conditions of school organizations secure information and educational environment of the educational organization. The concept of defined goals, principles, methods and structure of psycho-pedagogical support of information security students personality. Specification of the classification of risks and threats of informational influence on the personality of students. Examples of the teacher's work, the psychologist to work with the students to ensure their information security.

Key words: information security, identity protection, threat information, security of information and educational environment, psychological and pedagogical support of information security schoolboys.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовательной среде. Психологическая характеристика образовательной среды школы. Проектирование психологически безопасной образовательной среды школы (проблемы психологического насилия). -Спб., 2002. - С. 7-23.

2. Богатырева Ю. И. Организация безопасного информационного пространства школьников в Интернете: методическое пособие для бакалавров и магистров направления 050100 Педагогическое образование,

учителей, учащихся и их родителей [Текст] / Ю.И. Богатырева, А.Н. Привалов, С.В. Пазу-хина. - Тула: ТулГУ, 2013. - 96 с.

3. Богатырева Ю.И. Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы: монография. - Тула: ТулГУ, 2013. - 160 с.

4. Поляков В.П. Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов: автореф. дис... д-ра пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 47 с.

5. Привалов А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Текст] /А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки - Тула. - 2012. - Выпуск 3. -С. 427-431.

6. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). -3-е изд. - М.: ИИО РАО, 2010. - 164 с.

7. Романов В.А. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе / В.А. Романов, А.Н. Привалов // Информатика и образование - 2012. - № 1. - С. 77-80.

8. Черкасова М. Как не запутаться в сети? // Тульские известия. - № 175 - (5992) от 27.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.