Научная статья на тему 'Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи'

Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1270
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL SAFETY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL SAFETY / ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LEGAL SAFETY / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PHYSICAL SAFETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CIVIL AND PATRIOTIC SAFETY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гукаленко Ольга Владимировна

В работе представлено обоснование сущности и раскрыто функциональное назначение поликультурного образовательного пространства. Последнее выступает как фактор социальной стабильности, средство удовлетворения культурных и познавательных потребностей человека, как форма социально-педагогической поддержки и безопасности детей и молодежи. Рассмотрены содержательные компоненты пространства, условия и механизмы, позволяющие реализовывать его защитные функции. Охарактеризованы возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE AS A FACTOR OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROVISION OF SECURITY FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

In the article a justification of essence and a functional purpose of polycultural educational space is presented. The polycultural educational space acts as a factor of social stability, means of satisfaction of cultural and informative needs of the person as a form of social and pedagogical support and safety of children and youth. Substantial components of space, condition and mechanisms allowing to realize its protective functions are considered. Possibilities of polycultural educational space on providing different types of safety of children and youth are characterized.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 37.013.78

Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи

В работе представлено обоснование сущности и раскрыто функциональное назначение поликультурного образовательного пространства. Последнее выступает как фактор социальной стабильности, средство удовлетворения культурных и познавательных потребностей человека, как форма социально-педагогической поддержки и безопасности детей и молодежи. Рассмотрены содержательные компоненты пространства, условия и механизмы, позволяющие реализовывать его защитные функции. Охарактеризованы возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодежи.

Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, поликультурное образование, социальная безопасность, духовно-нравственная безопасность, правовая безопасность, гражданско-патриотическая безопасность, физическая безопасность, информационная безопасность, социальный педагог, социально-педагогическая деятельность.

О.В. Гукаленко

Социокультурные реалии, современный цивилизационный этап создают широкие возможности для развития человека, более эффективного решения многих его профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Использовать эти возможности смогут только те, кто будет обладать высоким уровнем общей культуры, необходимыми ключевыми компетенциями, личностными качествами и умением ориентироваться в поликультурном мире. Вместе с тем смена ценностей, проникновение рыночных механизмов в сферу образования и ее вовлечение в глобальный рынок, социальное неблагополучие влияют на духовно-нравственное, культурное и физическое состояние людей и особенно — молодежи. В обществе проявляются тревожные симптомы, среди которых социокультурная дезадаптация молодых людей, неустроенность, разочарова-

© Гукаленко О.В., 2014

123

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

ние, агрессивность. Культурная эволюция порождает новые опасности и угрозы как для человека, так и для человечества. Войны, религиозные распри, терроризм и насилие, отравление и истребление природы — это как бы обратная сторона культурного прогресса. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь. Это во многом определяет необходимость новой стратегии развития образования в мире, нацеленной на повышение образованности населения, уровня культуры и профессиональной квалификации граждан. В складывающейся ситуации чрезвычайно важным и во многом определяющим фактором общественного прогресса выступает образование, отвечающее вызовам времени и ориентированное не только и не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование будущего.

При этом факт существования поликультурного пространства, такие тенденции мирового развития, как глобализация и интеграция, при которых «впервые в истории человечества поколения вещей и поколения идей сменяются быстрее, чем поколения людей», выдвигают перед образованием сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурного социума, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных поколений, социальных и субкультурных групп. Формирование культурной идентичности учащейся молодежи происходит в разнообразной и сложной социокультурной среде, что предполагает необходимость создания социально-педагогических условий и механизмов обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме. Обострение вопросов безопасности детей и молодежи в новой социокультурной реальности в мире и в России выдвигает перед отечественной системой образования и социальными институтами необходимость поиска новых подходов комплексного решения данной проблемы. В этом направлении интерес представляет такая социально-образовательная категория, как поликультурное образовательное пространство, изучению которого посвящены работы современных ученых Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, Е.П. Голобо-родько, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, С. В. Ивановой, З.А. Мальковой, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой, М.Г. Тайчинова, Р. Люсиер, С. Чайклина и др.

Поликультурное образовательное пространство, являющееся фактором и средством сохранения целостности Российского государства, имеет потенциальный ресурс формирования социально-педагогических условий и возможностей обеспечения безопасности детей и молодежи. К настоящему времени в науке сложилось несколько подходов к определению поликультурного образовательного пространства (В.П. Борисенков, С.К. Бондырева, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, Н.Д. Никандров, В.Е. Шукшунов и др.). Среди его наиболее значимых признаков называются следующие: высокий уровень интеграции; согласованная деятельность образовательных учреждений, социальных институтов и органов управления образовани-

124

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

ем; свободный доступ на равных условиях всех граждан, входящих в общее образовательное пространство, к государственным образовательным и культурно-просветительским ценностям; академическая и профессиональная мобильность учащейся молодежи, преподавателей, социальных педагогов, ученых и т.д.; подвижная система содержания образования, включающая оптимальное количество информации об общезначимых элементах культуры.

Учитывая сложившуюся в науке традицию, под поликультурным образовательным пространством мы понимаем особую реальность, создаваемую на основе укрепления и углубления связей региональных образовательных систем, обеспечения условий для их культурного взаимообмена и взаиморазвития, направленную на подготовку молодежи к жизни в условиях многокультурной и многонациональной среды. Поликультурное образовательное пространство РФ выстраивается на основе национальных традиций, национально-культурной идентификации подрастающего поколения, с учетом региональных особенностей, общемировых тенденций развития и общецивилизационных идеалов.

Функционирование поликультурного образовательного пространства основано на ряде важных принципов: толерантного взаимодействия между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями; диалогических отношений между различными культурами; отказа от культурно-образовательной монополии одной из национальных культур. Образовательное пространство, возникающее на основе таких представлений, можно определить как поликультурное и полисоциальное. Оно включает в себя множество субкультур, носителями которых являются самые разные социальные группы: представители различных рас и этносов, мужчины и женщины, городские и сельские жители. В образовательном пространстве каждая из культур представлена как фактически данная, как объективная реальность.

Поликультурное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.

Главной целью поликультурного образовательного пространства должно стать создание гуманистической культуросообразной атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребенка, на выработку и реализацию условий социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме. Образовательная политика, реализуемая в целостном поликультурном образовательном пространстве, призвана учитывать следующие факторы: многообразие культурных ценностей, национальных и религиозных традиций; необхо-

125

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

димость знакомства учащихся с культурами Востока и Запада, их принципами и особенностями; принципиальную важность умения жить в общностях, где влияние культур накладывается друг на друга; приоритет общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.

Функциями поликультурного образовательного пространства выступают формирование и развитие у молодежи представлений о многообразии культур в мире и своей стране, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур, создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме.

В исследованиях Бондыревой С.К., Бочаровой В.Г., Давыдова Ю.С., За-гвязинского В.И. и других показано, что образовательное пространство и социальная среда являются педагогическими факторами и несут огромный образовательный и воспитательный потенциалы, поэтому важно системное взаимодействие социальной среды, школы и пространства. Ряд исследователей (Малькова З.А., Вульфсон Б.Л., Супрунова Л.Л. и др.) обосновали условия и возможности поликультурного пространства как социально-педагогической среды обеспечения поддержки детства, особенности воспитания поликультурного самосознания у детей и молодежи, пути и средства формирования правовой культуры всех субъектов поликультурного образовательного пространства. По мнению отечественных ученых В.П. Борисенкова, М.Н. Кузьмина, А.Н. Джуринского, М.М. Плоткина, Л.Л. Суп-руновой, Л.М. Сухоруковой и др., эффективность обеспечения процесса безопасности детей и молодежи в поликультурном пространстве России будет достигаться при условии, что базисом концепций и технологий данного процесса выступят система национальных и транснациональных ценностей, предполагающая формирование поликультурно-ориентирован-ной личности, взаимосвязь школы, семьи и всех других субъектов поликультурного образовательного пространства. В работах Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, И.А. Колесниковой и др. раскрываются социокультурные условия и региональные практики межотраслевых и межведомственных коммуникаций по формированию социально защищенного жизненного пространства молодежи.

Поликультурное образовательное пространство призвано стать местом культурной дискуссии, помочь детям и молодежи понять и осмыслить личностные и культурные различия, научить решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества, выстраивать культурную перспективу, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности.

В контексте развития поликультурного образовательного пространства социальную безопасность мы рассматриваем как готовность и способность человека к продуктивному и толерантному взаимодействию с субъектами социальной

126

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

поликультурной среды (люди, общественные и государственные институты, артефакты культуры и др.).

Ученые Л.А. Михайлов, С.В. Петров, Р.Я. Рахматулин, Л.И. Шерснов и др. выделяют несколько видов безопасности, а именно: безопасность в экстремальных жизненных ситуациях; духовно-нравственная безопасность; гражданско-правовая безопасность; обеспечение здорового образа жизни; информационная безопасность и др. Безопасность в экстремальных ситуациях обусловливается нарушением общественных отношений (политических, экономических, межнациональных и др.) и появлением таких опасностей, как экономический кризис, безработица, наркомания, алкоголизм, проституция и безнадзорность. Борьба за безопасность в экстремальных ситуациях — это прежде всего профилактика этих ситуаций, ликвидация предстоящих опасностей. Естественно, эти проблемы должны решаться с помощью органов правопорядка, общественного контроля, за счет противодействия со стороны государства асоциальным проявлениям. Молодежь в данной ситуации должна быть подготовлена, чтобы суметь вовремя идентифицировать опасность, выработать внутреннюю саморегуляцию по защите от опасности. Безопасность социального взаимодействия во многом зависит от уровня развития конфликтологической культуры человека, его умения создавать безопасные отношения со средой (в том числе в социуме, в семье, в профессиональной среде).

Опираясь на наработки ученых, мы характеризуем возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодежи: правовой, гражданско-патриотической, физической, духовно-нравственной и информационной.

Духовно-нравственная безопасность. Мир сложноорганизован и многомерен. Он довольно часто ставит человека на границу разных культур, сталкивает с очень сложной проблемой сохранения своей культурной идентичности и адаптации в полиэтнической среде. Поликультурное образовательное пространство призвано помочь более глубокому пониманию культурной идентификации личности и способствовать более успешной ее адаптации в многокультурной среде. Поликультурное образовательное пространство представляет собой форму единства людей и складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В поликультурном образовательном пространстве каждый друг друга усиливает. В условиях развивающихся процессов глобализации и интеграции следует обеспечить каждому человеку возможность понять другого и мир в целом в его хаотичном движении к некоему единству. Для этого необходимо научиться понимать самих себя, осознать свою культурную идентичность. Знание особенностей и самобытности культуры собственного народа способно помочь личности глубже понять другие культуры и проникнуться уважением к их носителям.

Духовно-нравственная безопасность подразумевает развитие системы ценностей и моральных качеств личности. У современной молодежи под-

127

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

час недостаточно развиты такие качества, как терпимость, толерантность, что может превратить ее в объект для внешнего манипулирования. Очень важно в современном мире, чтобы молодежь имела свою позицию, умела отстаивать ее и в то же время была готова к жизни и сосуществованию с другими людьми, которые имеют отличные взгляды, традиции, убеждения.

Сопровождение безопасности детей и молодежи призвано основываться на методиках и региональных программах социального взаимодействия, а также на позитивных социальных практиках воспитания подрастающего поколения. При этом важно учитывать наличие и взаимодействие разнообразных культур; принципы диалога и поликультурности; наличие и многообразие культурных ценностей (национальных, транснациональных, ценности молодежной субкультуры, народных и религиозных традиций, а также выработку умений жить в обществе, где взаимное влияние культур накладывается друг на друга).

Для поликультурного образования важно сформировать личность, способную предвидеть опасность, знать проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности человека, уметь находить компромисс между личными и общественными интересами. Очень важно готовить подрастающее поколение к социальной безопасности как на личностном, так на групповом, семейном и коллективном уровнях. Ученые отмечают, что особенностью формирования личности безопасного типа является ее умение анализировать среду обитания человека, его личностное и духовное пространство. Важно средствами поликультурного образовательного пространства формировать у детей и молодежи мировоззренческую устойчивость, умение противостоять агрессии, наркомании и другим антисоциальным проявлениям.

Гражданско-патриотическая безопасность. Преодоление межэтнических конфликтов, противоречий между этнокультурными и общечеловеческими ценностями возможно через интеграцию региональных образовательных пространств, не разрушающую их самобытности и целостности. Общероссийские культурные ценности не могут существовать вне контекста общечеловеческих, национальная культура не может не взаимодействовать с другими культурами, поэтому поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство ориентируются не только на культурные приоритеты одного народа, но и на идеалы, выработанные другими народами, этносами, культурными группами. Междисциплинарные и межведомственные подходы в решении проблем безопасности детей и молодежи призваны учитывать и опираться на партнерство семьи и школы, на повышение социально-педагогической подготовки родителей, оказание им конкретной помощи в разрешении адресных проблем воспитания в семье.

Практика формирования гражданско-патриотической безопасности будет эффективной при условии разработки соответствующих методик,

128

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

формирования мировоззренческой устойчивости, способности противостоять антикультуре. Также важно внедрение разноуровневых технологий обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве РФ с целью содействия выработке коммуникационных компетенций, нацеленных на жизненное самоопределение детей и молодежи в обществе, а также формирование личностных качеств, необходимых человеку навыков толерантного поведения в поликультурном обществе.

Обеспечение гражданско-патриотической безопасности призвано учитывать, что этот процесс обусловлен одновременно природными и социальными стереотипно-поведенческими условиями взаимодействующих культур. Интеркультурная коммуникация требует понимания чужих «стереотипов» поведения, отраженных в национальных традициях, обычаях и адекватного их восприятия. В этой ситуации задача состоит в том, чтобы заложить гражданское начало в человеке, сформировать у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями. В систему образования всех уровней должны быть встроены идеи патриотизма, идеи общности и интернационализма. Чувства общности воспитывают такие символы, как флаг, герб, гимн, общие герои. Необходимо формировать у детей и молодежи понимание роли и места России в современном мире. При этом должно охраняться самобытное развитие всех народов на основе защиты этнополитических, этнокультурных интересов граждан, сообществ многонациональной России. В содержании поликультурного образования должны быть заложены пути и механизмы достижения высокого уровня гражданской культуры у учащейся молодежи, национального и конфессионального разнообразия.

Правовая безопасность. Единое поликультурное образовательное пространство России характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных стандартов и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в любом учебном заведении на территории города, региона, страны. Основными механизмами социально-педагогического обеспечения правовой безопасности детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве являются развитие региональных образовательных систем, основанное на общем понимании всеми его участниками ценностей, смыслов и целей современного поликультурного образования; признание всеми субъектами поликультурного образовательного пространства приоритетности интересов детей и молодежи; интеграция усилий государства и общественных институтов по обеспечению социальной защиты детей и молодежи; освоение образовательными учреждениями путей модернизации образования в целях повышения его качества.

Правовая безопасность предполагает формирование правовой культуры у молодежи, знание конституционных и гражданских прав и свобод.

129

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

Важно воспитывать правовое сознание, правовые убеждения, актуализировать идеи самоценности человека. Соблюдение норм международного и государственного права выступает условием поддержки учащихся в их приобщении к мировой и национальной культуре. Специфика и основная направленность социальной педагогической политики в области детства заключается в смягчении негативных последствий происходящих в обществе процессов, а также создании условий для видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов, призванных удовлетворять потребности и реализовывать интересы детей, обеспечивать безопасность современной молодежи.

Сегодня дети и молодежь нередко находятся в состоянии конфронтации со сверстниками, педагогами, родителями. Результаты исследования подтвердили, что почти каждый второй учащийся конфликтует со сверстниками, более половины опрошенных указывают на низкие материальные возможности семьи, особый дискомфорт испытывают учащиеся подросткового возраста, у них возникает чувство одиночества, они испытывают трудности в адаптации к социальному окружению. В целом можно выделить ряд базисных сходных критических, а иногда и драматических ситуаций, характерных для современной молодежи: конфликтные отношения со сверстниками; осложнения во взаимоотношениях с родителями, проблемы школьных отметок; трудности в изучении отдельных предметов; проблемы во взаимоотношении с интернет-ресурсами; проблемы межкультурной коммуникации и др.

Что делать? Необходимо разрабатывать и внедрять программы поддержки детей и молодежи, искать пути и механизмы социально-педагогического обеспечения безопасности их жизнедеятельности. Целесообразно создавать индивидуальные программы психолого-педагогических тренингов по самопрезентации и приемам уверенного поведения.

Информационная безопасность. Социокультурные изменения в обществе, с одной стороны, создают качественно новые возможности для жизненного выбора человека, с другой — оказывают деструктивное воздействие, вызывают дезориентацию в современной социальной ситуации. В настоящее время появляется потребность в обеспечении безопасности детей и молодежи, возрастает роль поликультурного образовательного пространства, которое призвано вернуть молодежи чувство защищенности. В решении вопросов безопасности детей и молодежи важна интеграция усилий государства, институтов гражданского общества, системы образования, семьи и других субъектов. У каждого из них своя специфическая миссия.

Нередко информационное воздействие вызывает психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, приводит к искажению нравственных критериев и норм и, как следствие, влечет за собой неадекватное поведение молодых людей. Зачастую в СМИ, Интернете процве-

130

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

тает девальвация духовных ценностей, культивируются насилие, расовая неприязнь, конфликты. Незащищенность психики молодых людей может привести в случае воздействия системных негативных информационных факторов к деформации сознания и поведения личности. Молодежи необходимо контролировать степень своей зависимости от Интернета, они должны быть способны к освобождению сознания от однобокой информационной зависимости.

Поликультурное образовательное пространство призвано адаптировать молодежь к новой информационной среде.

Создание методологически обоснованной и практико-ориентированной социально-педагогической системы обеспечения безопасности детей и молодежи предполагает решение следующих задач: формирование у детей и молодежи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития России и мира; оказание помощи молодежи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и интеркультурной коммуникации; поддержание процесса формирования у детей и молодежи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества. Сопровождение социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи будет эффективным, если будут разработаны критерии сформированности уровня культуры у детей и молодежи, критерии по выявлению способностей противостоять проявлениям антикультуры, будут спроектированы пути и возможности адаптации молодых людей в новой социокультурной среде. В поликультурном образовательном пространстве должны быть реализованы методики информационной безопасности, приемы межкультурного диалога, толерантного восприятия детьми и молодежью социальных и культурных различий. Необходимо формировать у учащейся молодежи систему ценностей, вырабатывать навыки саморегулирования, защитную реакцию от возможного манипулирования сознанием; сформировать устойчивое мировоззрение; помочь молодежи овладевать способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в социальных сетях и интеркультурной коммуникации.

Физическая безопасность. Поликультурное образовательное пространство уникально по своему назначению, оно характеризуется открытостью, способностью быстро реагировать на возникающие образовательные потребности человека и социума, отражает специфические характеристики культурного многообразия и выступает универсальной образовательной средой социализации человека, средой здорового и безопасного образа жизни.

Результаты исследования подтверждают то, что резко ухудшаются показатели здоровья нации. Физическая безопасность — это прежде всего здоровый и безопасный образ жизни, поэтому у молодежи должна быть сформирована ответственность за сохранность собственного здоровья, вы-

131

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

работаны навыки и модели здорового образа жизни, воспитано негативное отношение к вредным привычкам.

Практика социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи призвана опираться на социокультурную детерминированность поликультурного образовательного пространства с опорой на особенности (исторические, национальные, эколого-климатические, социально-экономические) в контексте социокультурных и образовательных, здоровьесберегающих запросов регионов и соотнесения их с имеющимся научно-образовательным, культурным и социально-экономическим потенциалом.

Целостное поликультурное образовательное пространство России призвано стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям понять и осмыслить личностные и культурные различия, научить решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества, выстраивать культурную перспективу, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности.

Для обеспечения безопасности особое значение приобретает готовность социальных педагогов, социальных работников, учителей, работников в системе семьи быть готовыми к профессиональной и личностной деятельности по обеспечению социальной безопасности детей и молодежи. Педагоги должны иметь теоретические знания о сущности, видах и способах обеспечения безопасности детей и молодежи.

Поликультурное образовательное пространство будет играть все большую роль по мере его педагогизации, включения всех субъектов, социальных, культурных и других институтов в широкую педагогическую работу.

Важность социально-педагогического сопровождения безопасности детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве позволяет вычленить условия, способствующие наиболее эффективному решению заданных проблем. По нашему мнению, таковыми могут быть: создание и внедрение системы педагогического мониторинга, раскрывающего положение семей и их детей в поликультурном социуме; соблюдение международных и государственных норм права в обеспечении педагогической поддержки и защиты детей; установление и наличие реальной связи семьи и школы с целью оптимальной поддержки учащихся; разработка и внедрение программ образовательной, социальной, культурной адаптации и билингвизма; усиление принципов аксиологического подхода, поликультурности, культуросообразности с целью совершенствования содержания и технологий поликультурного образования; повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогов, их компетентности; выявление уровня и динамики сформированности региональных условий и возможностей обеспечения социальной безопасности личности, позволяющих проектировать региональные программы, модели и технологии, на-

132

Поликультурное образовательное пространство как фактор...

правленные на решение этой задачи средствами поликультурного образовательного пространства.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. 271 с.

2. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2012. 358 с.

3. Газман ОС. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 10—38.

4. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М.: Педагогическое общество России, 2006. 320 с.

5. Иванова С.В. О понятии «образовательное пространство» и целях образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 6. С. 147—158.

6. Петров С.В, Кисляков П.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Русский журнал, 2011. 328 с.

7. Плоткин М.М. Психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодежи в поликультурной среде // Социальная педагогика в векторе социального развития России. М.: Современное образование, 2013. Вып. 5. 124 с.

8. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. М., 1995.

9. Сушко В.А., Сушко А.И. Социальная безопасность и социальное самочувствие россиян в современной России // Ценности и смыслы. 2013. № 2 (24). С. 43—59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.