М 3 (32), 2009
' Кул ътурная жизн ь Юга России "
А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993; Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: познание и развитие. М., 2003.
2. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 21-25.
3. Краееский В. В., Лериер И. Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. М.. 1989; Нечаева Н. Н. Содержание образования как проблема вузовской педагогики // Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского. М. 1986. С. 144-160.
4. Локалова Н. П. Психологическое развитие как составляющая образования /У Вопросы психологии.
2003. №1. С. 34.
5. Гребнева В. В. Человеке центрированное взаимодействие в вузе: теория и практика. Белгород,
2004.
6. Платонов К. К. Избранные труды. М.. 1990. С. 5-10.
7. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб., 2003.
8. Пирогова О. В. О применении педагогических концепций в современном вузе // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 114-120.
9. Бодалев А. А. О предмете акмеологии ...
10. Белоусова О. В. Концептуальное проектирование инновационной образовательной системы саморазвития индивидуальности в комплексе: детский сад - школа: науч.-метод, пособие. Ростов н/Д, 2004; Мухина В. С. Первые итоги работы института развития личности РАО // Вопросы психологии. 1996. № 45. С. 147; Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 4-28.
11. Ананьев Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1976.
12. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: познание и развитие ...
\Ъ. Бруитшский А. В. Психология субъекта ...
14. Андыферова Л. И. Гуманистически-экзистен-циальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 5-14.
0. V. BELOUSOVA. CONSTRUCTING PRINCIPLES OF DEVELOPING EDUCATION ON THE ACMEOLOGICAL BASIS
During education at process forming in the dyad: secondary school - sports college the constructing principles of developing education on the acmeological basis were applied. These principles allowed to determine the influence of such an education on schoolchildren's educational abilities and bachelors' professional training-mastering.
Key words: systematic approach, principle of development in acmeology, mastering professionalism principle.
3. В. НИК0Н0ВА
СУЩНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В аспирантуре необходимо развивать методологическую компетентность научно-педагогических работников, содержание которой включает методологическую рефлексию, способность к научному поиску, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций и методов познания.
Ключевые слова: аспирантура, методологическая компетентность, послевузовское профессиональное образование, научно-педагогические работники.
В настоящее время методологическая компетентность является обязательным условием профессионального роста преподавателя высшей школы, так как главное направление инновационных процессов в образовании есть, прежде всего, не смена содержания и педагогических технологий, а формирование педагогического субъекта. Последний (в идеале) представляет собой на современном этапе носителя высокой методологической культуры, составной частью которой является методологическая компетентность. Он отличается способностью концептуально осмысливать свою образовательную деятельность, т. е. расценивать ее как гуманитарную, а также иметь стратегию личного профессионального развития.
Подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации педагогического профиля осуществляет аспирантура. В соответствии с существующим законодательством обучение аспирантов имеет следующие цели:
- формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности^
- изучение теоретических и методологических основ педагогической теории;
- освоение методологии и методов педагогического исследования;
- углубление философских знаний;
- совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;
^ "Культурная жизнь Юга России "
№ 3 (32), 2009
- подготовка к преподавательской деятельности.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры осуществляется не только по наличию знаний и умений, но и по готовности к осуществлению самостоятельной научной (исследовательской и педагогической) деятельности, овладению культурой научной работы в области педагогики [1]. Поэтому наряду с задачей воспроизводства научных кадров высшей квалификации необходимо решать и проблему подготовки преподавателей высшей школы, что осуществляется посредством чтения образовательных курсов, а также включения аспиранта в научно-педагогическую работу кафедры.
Под научно-педагогическими работниками в данной статье понимаются аспиранты и преподаватели высшей школы, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в рамках системы повышения профессиональной и научной квалификации. Показателем последней является ученая степень кандидата наук, которая также свидетельствует об уровне методологической компетентности работника. Становление методологической компетентности - длительный процесс, продолжающийся в течение всей творческой жизни преподавателя вуза. В это понятие мы включаем интегрированное сочетание знаний, способностей и свойств, позволяющих человеку вести научно-исследовательскую деятельность в современной научной среде.
В последние пятнадцать лет проблема подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре стала предметом исследования педагогов, психологов, социологов, экономистов, управленцев, однако компетентностный подход в послевузовском образовании до сих пор не являлся предметом специального рассмотрения. Вместе с тем нет и научных исследований в области развития методологической компетентности научно-педа-гогических работников. В данных обстоятельствах сложились следующие противоречия:
- между объективными потребностями общества в зрелом научно-педагогическом работнике, интеллектуально и социально подготовленном, компетентном, имеющем ценностные установки, сформированное мировоззрение, и отсутствием такого специалиста;
- между признанием необходимости направленного обучения аспирантов основам научного видения мира, исследовательским методам его познания и отсутствием такового;
- между потенциальными возможностями существующей базы изучаемых в рамках аспирантуры дисциплин развивать методологическую компетентность и нереализованностью методологии читаемых курсов в этом аспекте;
- между заявленными программными целями развития компетентного специалиста и неразработанностью путей формирования компетентной личности.
Объективность и педагогическая важность этих противоречий обозначили проблемное поле нашего исследования - необходимость развития у
научно-педагогического работника в послевузовском образовании методологической компетентности и выявления специфики и структуры этого качества, формируемого за период обучения в аспирантуре. Настоящая статья посвящена разрешению данного противоречия.
В переводе с латинского компетентность (сот рсШпйэ) означает обладание компетенцией, т. е. осведомленностью в определенном круге вопросов. Следовательно, компетентный в определенной сфере человек владеет соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно в ней действовать. В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» отмечается, что «компетентность» включает в себя не только когнитивную и операцион-но-технологическую составляющие, но и мотива-ционную, этическую, социальную и поведенческую. В соответствии с этой аргументацией можно выделить ключевые компоненты компетентности, относящиеся к личности как субъекту жизнедеятельности; проявляющиеся во взаимодействии человека с другими людьми; связанные с профессиональной деятельностью человека (выступающие во всех ее типах и формах).
Компетентность обнаруживается в степени умелости, в форме проявления способности как некоторого итога самообразования и саморазвития специалиста (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. М. Новиков, В. А. Сластенин и др.). Данное понятие широко употребляется для описания образа специалиста высшей школы, однако в послевузовском профессиональном образовании оно используется не часто.
Методологическая компетентность - это готовность и способность к научному поиску, особый тип организации знаний и исследовательских умений, связанный с мировоззрением, моти-вационной сферой, жизненной позицией, а также набор личностных качеств. В содержание этого понятия входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Для научного работника, педагога-исследова-теля методологическая компетентность профессионально значима, с одной стороны, как требование (норма) квалификационного стандарта, а с другой - как потребность в научно-исследовательской деятельности. Данная позиция отражена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». В «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий» и «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» также обращается внимание на иссле-
M 3 (32), 2009
' Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
довательскую деятельность педагога, которая невозможна без методологической подготовки [2].
Литература
1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессио-
нального образования по отрасли 13.00.00. Педагогические науки. Уч. ст. кандидат наук. М., 2002.
2. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: практическое пособие для работников органов управления образованием. М., 1996.
Z. V. NIKON OVA. NATURE OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL WORKERS OF HIGH SCHOOL
The article is dedicated to the problem of developing the methodological competence of scientific-pedagogical workers in the post-graduate courses. The content consists of methodological reflection, ability to the scientific research, critical sensing and creative application of definite concepts and methods of understanding.
Key words: post-graduate course, methodological competence, post-high school professional education, scientific-pedagogical workers.
В.А.ОВЧИННИКОВ
ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы модернизации учебного процесса основных специальностей высших образовательных учреждений МВД России.
Ключевые слова: модернизация учебного процесса, дисциплина «Физическая подготовка», вузы МВД России.
За последние два десятилетия в нашей стране произошли резкие изменения в экономике и общественно-политической жизни. В настоящее время Россия интегрируется с европейским и мировым сообществом, процессы глобализации активно внедряются во все сферы деятельности. Правоохранительные органы различных стран обьединяются для выполнения совместных действий по предупреждению и пресечению преступлений террористического характера и экстремистских проявлений. Поэтому воспитание профессионала в широком смысле этого слова -важнейшая задача Министерства внутренних дел России. Одним из показателей цивилизованного общества является профессионализм, а наиболее эффективным путем его формирования - образование [1].
В системе органов внутренних дел уделяется большое внимание проблемам высшего профессионального образования. В частности, качество подготовленности специалистов и эффективность их работы во многом определяются системой многолетней профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляемой в вузах МВД России.
Процесс подготовки специалистов для органов внутренних дел включает в себя, во-первых, наделение курсантов и слушателей необходимыми для их последующей деятельности теоретическими знаниями, отвечающими уровню высшей школы; во-вторых, овладение практическими навыками и умениями по выполнению функциональных обя-
занностей, соответствующих требованиям квалификационных характеристик выпускаемых вузом специалистов. Решение этих задач сопряжено с проблемами, которые сопутствуют современному состоянию всего общества, в том числе и высшему образованию. Одним из приоритетных направлений развития образовательных систем является внедрение новых передовых форм интенсификации учебного процесса, а именно персонифицированных педагогических технологий и разработок методов их реализации [2].
В связи с этим цель нашего исследования - выявление общих тенденций и перспектив развития учебного процесса по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза», а также определение степени важности дисциплины «Физическая подготовка» и ее места в общей структуре юридического образования.
До 2000 года в вузах МВД России временной период получения квалификации «юрист» и «судебный эксперт» составлял четыре года. В связи с переходом на многоуровневую систему обучения Приказом Министерства образования РФ № 686 от 02.03.2000 года нормативный срок освоения основной образовательной программы этих профессий при очной форме обучения определен в пять лет. Специальность «Правоохранительная деятельность» создана Приказом Министерства образования РФ № 155 от 18.01.2001 года, и нормативный срок освоения ее основной образовательной программы при очной форме обучения