Научная статья на тему 'Принципы построения развивающего образования акмеологического типа'

Принципы построения развивающего образования акмеологического типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ В АКМЕОЛОГИИ / ПРИНЦИП ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Ольга Валентиновна

При построении учебно-воспитательного процесса в диаде «общеобразовательная школа физкультурный вуз» использовались принципы организации развивающего образования акмеологического типа, которые позволили выявить его влияние на качественную сторону образованности школьников и подготовленность бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения развивающего образования акмеологического типа»

"Культурная жизнь Юга России " M 3 (32), 2009

36 —

Отметим следующие важнейшие составляющие этого процесса:

- анализ внешней среды;

- выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж вуза;

- анализ внутренних ресурсов;

- определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные ит. д.);

- мотивация участников проекта;

- выявление соотношения между компонентами имиджа (научный, образовательный, худо-жественно-творческий, общественный, имидж на рынке труда и т. д.);

- определение принципов формирования имиджа;

- разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;

- анализ соответствия полученного имиджа достигнутому результату.

Внедрение целостной системы формирования имиджа в практику образовательного учреждения представляется одним из важнейших путей позиционирования высшего образования в целом и отраслевого учебного заведения в частности

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия СПб., 1999. С. 401-414; Питере Р., Уотермаи Г. В поисках эффективного управления: пер. с англ. М., 1987. С. 94: ('ашюп Г. .-!.. Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М., 1995; Шейя Э. Г. Организационная культура и лидерство. М., 2001.

2. Шеш Э. Г. Организационная культура и лидерство ...

3. Лобанов М. М. Основные принципы оценки конкурснтоспособности продукции //ЛобановМ. М., Осипов Ю. М. Маркетинг в России и за рубежом. М., 2001. С. 53-58.

A. V. SKRIPKINA. POPULARITY AND REPUTATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF HIGH SCHOOL

The article is dedicated to factors of popularity and the reputation playing a significant role in formation of a positive image of high school of culture and arts at the present stage.

Key words: popularity; reputation, professional education, specialist, organizational culture, image, communication activity.

0. В. БЕЛОУСОВ A

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

При построении учебно-воспитательного процесса в диаде «общеобразовательная школа - физкультурный вуз» использовались принципы организации развивающего образования акмеологического типа, которые позволили выявить его влияние на качественную сторону образованности школьников и подготовленность бакалавров.

Ключевые слова: системный подход, принцип развития в акмеологии, принцип достижения профессионализма.

Важнейшая задача акмеологии - исследование сущностных характеристик человека, формирующихся в дошкольном, младшем школьном, отроческом и юношеском возрасте, благодаря которым он может проявить себя на ступени зрелости [1]. Наука, предполагающая целостное изучение человека в комплексных исследованиях, связанных с обобщением знаний о нем (философских, социологических, психологических, физиологических, психолого-педагогических, исторических и др.), в полной мере позволяет отнести ее к чело-векознанию [2]. Попытки определить содержание образования, исходя из создаваемых продуктивных (прогрессивных) технологий обучения, фактически породили одно из его новых направлений. Вопрос разработки моделей содержания образования в таком ракурсе еще не ставился, хотя

косвенно был затронут во многих педагогических исследованиях [3].

Не менее важной, на наш взгляд, является проблема опережающего формирования структурных элементов когнитивных процессов как своего рода степени развитости отдельных познавательных актов мотивационно-эмоциональной, волевой, произвольно-регуляторной сфер, особенно у школьников [4]. Поэтому как можно раньше необходимо заложить психологическую основу обучения, позволяющую учащимся на протяжении всего школьного периода не только успешно осваивать знания, но и быстрее обретать потенции к переходу в режим саморазвития.

В научных исследованиях при решении методологических проблем нового направления модернизации образования понятия «принцип» и

№ 3 (32), 2009

"Культурная жизнь Юга России " ^

«подход» нередко разделяют. Подобное разграничение можно пояснить на примере терминов «системный подход» и «принцип системности». А. А. Деркач поясняет это следующим образом: принципом в науке обозначают исходное теоретическое положение, руководящую идею; подход же выделяют как особый синтез знаний, базирующийся на определенных принципах [5]. Между подходом и принципом, как это выяснилось, существуют самые тесные связи. Исследователь К. К. Платонов заявлял, что «системный подход - это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого человека как системы» [6]. Сходную позицию занимал А. Б. Брушлинский, отождествляя «субъектный подход» и «принцип субъектности» [7].

Не вдаваясь детально в науковедческие вопросы, примем позицию близости этих понятий и попытаемся выделить те методологические положения акмеологии, на основании которых следует выстраивать развивающее образование в диаде школа - физкультурный вуз, поскольку они в значительной степени позволяют соблюсти преемственность при соотнесении систем школьного и вузовского обучения.

Исходя из базовых позиций акмеологии, мы полагаем, что для построения продуктивного образования одним из важнейших следует признать принцип поэтапного достижения вершин собственного развития в онтогенезе не только в учебных результатах (обученности), но и в личностном, субъектном росте каждого. Это требует перевода обучения в ранг персональных достижений с раннего детства до глубокой старости, т. е. до возраста, в котором оно осуществляется на максимуме способностей, задатков, психической напряженности в соответствии с уровнем здоровья при оптимальной трате энергетического потенциала в течение установленного индивидуального времени и вариативности воздействий [8].

Совершенно очевидно, что принятие такой методологии построения образования означает его истинную модернизацию, которая потребует раскрытия не только закономерностей и механизмов становления качественно-количественных характеристик акме, но и создания соответствующих инструментов измерения их показателей с учетом следующих факторов: предрасположенности обучаемых к конкретным предметным областям знаний; выбора присущей им профессии; прогрессивной технологии ее освоения. Далее, определяя иерархию качеств в обозначившемся контексте профессиональной деятельности, необходимо обязательно выделить незаменимые и те, которые могут быть без ущерба замещены другими [9].

Постановка развивающего образования акмео-логического типа (прежде всего, в общеобразовательных школах) предполагает также учитывать принцип сопряженного (в какой-то мере, фронтального) развития не всего многообразия качеств способностей и самосознания обучаемых, а только их триады - психотехнических, личностных, субъектно-деятельностных интегральных

[10]. Их необходимо формировать и диагностировать вплоть до завершения обучения в школе и в вузовском образовании. С точки зрения акмеоло-гической методологии эти свойства должны «выращиваться» в условиях сквозного использования психолого-педагогических методов, постепенного «снятия» ограничений в свободе действий учащихся и перехода к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию в индивидуации (самоосуществлении) деятельностей. При этом физ-культурно-валеологические установки в учебно-воспитательном процессе не менее актуальны, чем стратегические учебно-развивающие, так как без сохранения здоровья не будет и качественного образования.

Не менее важным фактором, характеризующим развивающее образование в рамках акмеологии, следует назвать принцип комплексности или комплексного подхода, нацеленного на интеграцию знания о различных качествах, свойствах, состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Его разработка связана с именем Б. Г. Ананьева, сформулировавшего задачу целостного изучения человека и интеграции знаний о нем [11]. По мнению А. А. Деркача, комплексный подход в акмеологии означает интеграцию разноуровнего знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности [12]. Специфика этого принципа состоит в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального совершенствования человека.

В таком понимании комплексный подход отличается от системного. Основная идея последнего заключается в изучении объекта как целого, состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованно-го. Системный подход появился и разрабатывался в основном в кибернетике (Л. Берталанфи, Н. Винер и др.), общей теории систем (Н. Н. Моисеев и др.), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин), физиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков). Этот принцип получил наиболее мощное воплощение в психологических исследованиях A.A. Бодалева, В. А. Ганзена, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и др. Его особенность состоит в том, что акмеологические объекты не имеют четко выраженного уровня системного строения, так как динамические изменения, связанные с развитием, гетерохронность этих процессов делают структуру весьма подвижной и переменчивой. К тому же образы (цели) системы выделены весьма отчетливо. Системные идеи на современном этапе недостаточно разработаны, хотя теоретико-методоло-гическое изучение основ акмеологии, в том числе и в русле образования, является перспективным научным направлением.

Выдвижение на первые «парадигмальные» позиции принципа субъектности в акмеологии и образовании требует глубокого обоснования, хотя, по мнению А. В. Брушлинского, личность всегда является субъектом [13]. Принципы психологи-

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (32), 2009

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ческого детерминизма и развития, разработанные в психологии, также можно считать имеющими выраженное акмеологическое содержание, связанное с образованием [14]. Например, определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, является важной составляющей любого акмеологического исследования и образования.

Специфика принципа детерминизма в акмео-логии проявляется в следующем. Внутренние условия личности в обучении рассматриваются как побудительные причины и детерминанты ее развития; далее, личность сама является его движущей силой; и, наконец, процесс вызревания личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия), когда социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уровень.

Формирование сознания должно быть ориентировано только на прогрессивное развитие и осуществляться в направлении становления индивидного субъекта деятельности и индивидной личности, а также интегральной индивидуальности. Следует признать, что в акмеологии речь пока не идет о гармоничном развитии личности, хотя многие исследователи подчеркивают необходимость стремления к нему.

Принцип развития в акмеологии включает следующие условия:

- понимание развития как процесса совершенствования и самосовершенствования, движения к зрелости, высшему уровню «выращивания самости» и постижения профессионализма в избранной деятельности;

- признание субъектного характера развития;

- осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом или личностью;

- индивидуальный характер развития;

- многогранность и многоплановость развития в разных сферах;

- реализацию индивидуального потенциала в процессе развития.

Следующим важнейшим методологическим аспектом является принцип постижения профессионализма в избранной деятельности в зрелом возрасте. Применительно к основной задаче образования на данном этапе становления науки он предполагает анализ формирования профессионализма в многообразии личностных проявлений. При этом профессионал рассматривается как индивид и субъект труда, личность и индивидуальность.

Важнейшим системообразующим фактором развития профессионализма является образ искомого результата, к которому стремился субъект деятельности. Потребность его достижения связана со степенью успешности продвижения к цели, поиском причин, способствующих и препятствующих этому процессу. Весьма важным оказывается и анализ в диалектическом единстве свойств профессиональной личности и профессиональной деятельности. Специальных исследований требует и принцип, который утверждает

необходимость изучения «общего в отдельном». Он реализуется в поиске общего и особенного, единичного в том, что связано с прогрессивным развитием зрелой личности. Прежде всего, необходимо изучить общие закономерности формирования профессионализма с учетом конкретной деятельности и индивидуальных траекторий движения к профессиональному мастерству. Идея заключается и в определении сходных параметров профессионализма на уровне общего и особенного, при этом они носят инвариативный (в какой-то степени независимый) характер. Ведь в структуре профессионализма есть составляющие, присущие всем специалистам, независимо от характера деятельности, поэтому развитие этого качества должно начинаться в первую очередь с них.

Кроме того, исследование методов достижения акме является весьма важной проблемой, которая состоит из процессов самоподготовки и самореализации. Первый означает формирование творческого потенциала индивидуума, второй - его воплощение в жизнь. Структура самореализации

- соотношение самовыражения и самоутверждения, где важно не только достижение своей вершины в профессии (самовыражение), но и умение добиться общественного признания полученного результата.

Однако следует учесть, что самовыражение -это первый шаг в самореализации. Он характеризует высокий класс профессионала. Следующий

- воплощает мотив социального роста. Отметим, что равновысоких достижений в осуществлении этих мотивов достичь почти невозможно вследствие ряда противоречий в их одновременном развитии.

Необходимо также указать и на принцип гуманизма, который является одним из наиболее весомых в педагогике, психологии и акмеологии. С точки зрения последней его применение в образовании должно быть направлено в первую очередь на интересы человека, прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Задача акмеологии состоит в том, чтобы развивать человека в соответствии с гуманистическими требованиями общества или до уровня, который он определил сам для себя. Согласно данному принципу, акмеология ориентирует личность на движение к центру своего «Я», исключая развитие «за счет других».

Итак, построение учебно-воспитательного процесса в диаде общеобразовательная школа

- физкультурный вуз предполагает использование принципов организации развивающего образования акмеологического типа для возможного применения его в реконструкции уже существующего, а также для выявления его влияния на качественную сторону обучаемости школьников, подготовленности бакалавров и повышения их профессионализма.

Литература

1. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. № 5. С. 73-79; Деркач

М 3 (32), 2009

' Кул ътурная жизн ь Юга России "

А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993; Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: познание и развитие. М., 2003.

2. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 21-25.

3. Краееский В. В., Лериер И. Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. М.. 1989; Нечаева Н. Н. Содержание образования как проблема вузовской педагогики // Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского. М. 1986. С. 144-160.

4. Локалова Н. П. Психологическое развитие как составляющая образования /У Вопросы психологии.

2003. №1. С. 34.

5. Гребнева В. В. Человеке центрированное взаимодействие в вузе: теория и практика. Белгород,

2004.

6. Платонов К. К. Избранные труды. М.. 1990. С. 5-10.

7. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб., 2003.

8. Пирогова О. В. О применении педагогических концепций в современном вузе // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 114-120.

9. Бодалев А. А. О предмете акмеологии ...

10. Белоусова О. В. Концептуальное проектирование инновационной образовательной системы саморазвития индивидуальности в комплексе: детский сад - школа: науч.-метод, пособие. Ростов н/Д, 2004; Мухина В. С. Первые итоги работы института развития личности РАО // Вопросы психологии. 1996. № 45. С. 147; Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 4-28.

11. Ананьев Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1976.

12. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: познание и развитие ...

13. Бруит¡некий А. В. Психология субъекта ...

14. Андыферова Л. И. Гуманистически-экзистен-циальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 5-14.

0. V. BELOUSOVA. CONSTRUCTING PRINCIPLES OF DEVELOPING EDUCATION ON THE ACMEOLOGICAL BASIS

During education at process forming in the dyad: secondary school - sports college the constructing principles of developing education on the acmeological basis were applied. These principles allowed to determine the influence of such an education on schoolchildren's educational abilities and bachelors' professional training-mastering.

Key words: systematic approach, principle of development in acmeology, mastering professionalism principle.

3. В. НИК0Н0ВА

СУЩНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В аспирантуре необходимо развивать методологическую компетентность научно-педагогических работников, содержание которой включает методологическую рефлексию, способность к научному поиску, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций и методов познания.

Ключевые слова: аспирантура, методологическая компетентность, послевузовское профессиональное образование, научно-педагогические работники.

В настоящее время методологическая компетентность является обязательным условием профессионального роста преподавателя высшей школы, так как главное направление инновационных процессов в образовании есть, прежде всего, не смена содержания и педагогических технологий, а формирование педагогического субъекта. Последний (в идеале) представляет собой на современном этапе носителя высокой методологической культуры, составной частью которой является методологическая компетентность. Он отличается способностью концептуально осмысливать свою образовательную деятельность, т. е. расценивать ее как гуманитарную, а также иметь стратегию личного профессионального развития.

Подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации педагогического профиля осуществляет аспирантура. В соответствии с существующим законодательством обучение аспирантов имеет следующие цели:

- формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- изучение теоретических и методологических основ педагогической теории;

- освоение методологии и методов педагогического исследования;

- углубление философских знаний;

- совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.