2 "Культурная жизнь Юга России "
m 3 (32), 2009
133; Осгуд Ч. Перцептивная организация // Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б, Михайлевской. М. 1975. С. 281-296; Gottschcddt К. Über den Einfluss
der Einfluss der Erfahrung auf die Wahrnehmung von Figuren // Psycho 1. Forsch. 1926. Vol. 8. P. 261-317.
2. Kctnpcm В. И., Kcmpcm О. В. Психология и разработка рекламной продукции ... С. 62.
S. G. AZHGIHIN. HIGH-SCHOOL STUDENTS DESIGN TRAINING OF VISUAL ADVERTISEMENT
BY MEANS OF GRAPHIC DESIGN
The article is dedicated to the complex research of main principles of advertising images creation by means of graphic design. The article contains some aspects of the maintenance of professional training of the future designers from positions of optimum ways of creation of a design image of advertising drawings.
Key words: design image, advertising images, design, means of graphic design, professional training of designers.
А. В. СКРИПКИНА
ИЗВЕСТНОСТЬ И РЕПУТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ВУЗА
В статье анализируются факторы известности и репутации, играющие значительную роль в формировании положительного образа вуза культуры и искусств на современном этапе.
Ключевые слова: известность, репутация, профессиональное образование, специалист, организационная культура, имидж, коммуникационная деятельность.
Современная ситуация в России к концу первого десятилетия XXI века предполагает переосмысление сущности и роли университетского образования, возникновение нового взгляда на отношение в сферах общество - образование - культура. Это предопределено теми социальными формами, которые Россия заимствует в контексте интернационализации: рыночная экономика, парламентская республика, правовое государство, Болонская модель в образовании и др. В то же время далеко не очевидно, что в изменяющихся условиях российские университеты смогут выполнять уникальную функцию сохранения культуры и исторического опыта через содержание образования. Тем не менее в нынешних условиях чрезвычайно важной проблемой является сбережение традиционных основ общества, самобытности народа и его культурно-историчес-кой неповторимости.
В контексте сохранения духовного наследия велика роль вузов культуры и искусств. Они имеют свою историю, идущую от подвижнического опыта российской интеллигенции по внешкольному образованию и культурному развитию населения дореволюционной России. Петроградский институт внешкольного образования (1918) стал первым вузом культуры. Впоследствии он преобразовался в Политикопросветительный, а затем в институт культуры. Сегодня это Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Вторым учебным заведением высшего профессионального образования в сфере культуры стал Московский государственный библиотечный институт (1930), который после многократного переименования носит название Московский государственный университет культуры и искусств.
Сейчас в регионах России успешно работают более десяти подобных вузов, имеющих федеральное подчинение, и еще несколько, курируемых местными органами управления.
На современном этапе вузы культуры и искусств представляют собой особый тип учебного заведения, объединяющего такие современные направления профессиональной подготовки выпускников в сфере культуры, как библиотеч-но-информационное и издательское дело, книго-распространение, различные виды и жанры народного художественного творчества, специальности искусства, социально-культурная деятельность, современные формы менеджмента и др. Многообразие специальностей вузов продиктовано особенностями сферы современной культуры. Обеспечивая потребности отраслевых учреждений, органов управления культурными процессами на всех уровнях, современный вуз диверсифицирует подготовку кадров. Высшие учебные заведения с аналогичной специализацией открыты сегодня во многих регионах России, во всех странах СНГ и в ряде стран дальнего зарубежья.
Современное развитие вузов культуры и искусств в России достигло нового состояния, которое проявляется как во внешнем позиционировании, так и во внутрисистемном развитии. Реформирование высшего профессионального образования ориентировано на смену его целевых установок, внедрение многоуровневой системы. Последняя обеспечивает решение следующих задач: осуществление индивидуального выбора содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющей интеллектуальные, социальные и экономические потребности личности; получение специалиста в
короткие сроки с затребованными квалификационными характеристиками; наиболее полная реализация научного потенциала профессорско-преподавательского состава.
Востребованность специалистов данного профиля объясняется рядом причин. Во-первых, в России устойчиво функционирует модель культурной политики, которая позволяет осуществлять финансовую поддержку подготовки специалистов для отрасли культуры. Во-вторых, продуманная организация учебного процесса дает возможность эффективно использовать выделяемые средства. В-третьих, подобные вузы являются мощными центрами культурной жизни, особенно это ощущается в регионах, где они вызывают к жизни новые культурные инициативы, формируют культурные интересы и потребности населения, во многом определяют социально-культурную среду его жизнедеятельности.
Велика роль известности и репутации образовательного учреждения для продвижения целевых установок высшего образования сферы культуры и искусств, в основе которых находится четко выстроенная, глубоко осмысленная организационная структура учреждения. Известно, что понятие «репутация» (фр. reputation) представляет собой обобщенную характеристику, общественную оценку, сложившееся мнение о достоинствах и недостатках. В основе известности, как правило, находится репутация учреждения, сложившаяся на базе формальных и неформальных мероприятий, направленных на развитие имиджа вуза. Репутация Краснодарского государственного университета культуры и искусств, которая создавалась на протяжении более четырех десятилетий, выступает в виде неповторимой архитектоники вуза, определяющей его индивидуальность.
Интерес к изучению организации как культурного феномена восходит к традициям М. Вебера, Т. Партсона, К. Левина, Ф. Селзника. В работах Ч. Бернарда появляется термин «организационная модель», предвосхитивший понятие «организационная культура». Основной вывод, к которому приходят авторы, заключается в том, что рацио наль но -нормативистские у прав ле нче ские теории и базирующиеся на них унифицированные методы регуляции трудового поведения и стимулирования мотивации не оправдывают себя на практике. Даже однотипные управленческие воздействия в различной организационной среде вызывают разные поведенческие реакции, а способы и методы управления во многом определяются традициями и культурными особенностями. Однако различие в понимании истоков формирования и сущности организационной культуры нашло отражение во множестве трактовок этого понятия. Оно было предметом внимания И. Ансоффа, Т. Питерса, Г. Саймона, Е. Шейна [ 1]. Содержание термина «организационная культура» можно установить через ряд следующих его определений:
- система оценок и представлений, разделяемая членами организации, позволяющая получить представление о ситуации;
- набор ценностей, образцов поведения, определяющих символов, установок и принятых способов целедостижения, которые отличают данную организацию от остальных;
- совокупность базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла в результате попыток адаптироваться к внешней среде или решать задачи, связанные с обеспечением внутренней интеграции; позиции, достаточно хорошо зарекомендовавшие себя, признанные этой группой целесообразными;
- философия, идеология, ценности, нормы, которые связывают членов организации в единое целое;
- целостная система, существующая для придания смысла не только результату, но и процессу деятельности, для создания форм взаимодействия и существования;
- базовый набор представлений, взглядов и внутренних правил, которые постоянно направляют поведение на рабочем месте;
- ценности и представления, которые определяют содержание отношений организации с окружающей средой.
Исходя из изложенных трактовок, можно говорить о том, что, с одной стороны, организационная культура рассматривается как атрибут организации, а с другой - как обозначение ее сути.
Вместе с тем совокупность базовых представлений образует «культурную парадигму» организации [2]. Это понятие, как известно, включает отношения со средой, представления о повседневной жизни, о природе человека и его деятельности.
В отечественной практике фундаментальными исследованиями в области организационной культуры являются труды Л. Е. Турина, Н. А. Лобанова [3]. В основе концепций отечественных ученых лежат принципы формирования и проявления ментальности. По определению психологов, менталитет - это такая совокупность принятых и одобренных обществом взглядов, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает данную человеческую общность от других. Однако источники и факторы формирования менталитета не имеют однозначного определения, ученые приводят разный их состав.
В сфере образовательных учреждений организационная культура несет отпечаток ярко выраженных положительных черт российской национальности. Как правило, в системе высшего профессионального образования приоритет принадлежит таким факторам, как требование духовного совершенствования, высокого самосознания, коллективизма, справедливости, взаимоуважения.
Известность и положительная репутация в области формирования позитивного имиджа имеют в основе следующие принципы:
- ценности, которые определяют нововведения, должны быть адекватны формам внешнего поведения, не приводящим к конфликту между собственно ценностями и установками членов организации;
"Культурная жизнь Юга России "
34 —
№ 3 (32), 2009
- при планировании надлежит учитывать стратегию развития организации, целесообразность глобальных изменений; руководящему персоналу важно понимать, какие структуры должны быть вовлечены в этот процесс;
- необходимо рассматривать возможность влияния на коллектив неформальных лидеров, которые воздействуют на поведение членов организации и ее субъектов на различных этажах иерархии;
- важно принимать во внимание историю организации;
- следует стремиться вырабатывать обоснованные ориентиры, притягательные для всех членов организационной структуры.
Следовательно, от известности и репутации зависит создание позитивного имиджа вуза, что позволяет успешно пребывать на рынке образовательных услуг, который за последнее время в Краснодарском крае вырос многократно. Система высшего профессионального образования на Кубани насчитывает 140 вузов: 12 государственных, 1 муниципальный, 22 негосударственных, а также 106 филиалов. Кроме того, на территории края действует 50 представительств вузов.
Нижеприведенная таблица свидетельствует о темпах развития высшего профессионального образования в Краснодарском крае (табл. 1).
Как свидетельствует представленная информация, в регионе произошел существенный рост числа высших учебных заведений. Сам по себе этот процесс не может рассматриваться однозначно. С одной стороны, открытие вузов и филиалов способствует повышению образовательного уровня населения, максимальному приближению вузов к периферии, помогает в решении проблем занятости населения, обеспечивает дополнительный заработок преподавателям, получение внебюджетных средств для развития вузов. С другой стороны, очевидна жесткая конку-
рентная борьба за образовательное пространство, за каждого абитуриента, за каждый бюджетный рубль. Отметим, что более половины всех филиалов Краснодарского края приходится на долю региональных вузов. Причем 1/3 из них составляют государственные вузы.
В условиях широкого выбора образовательных услуг возрастает интерес к известности и репутации вуза. Сложившаяся ситуация значительно повлияла на качественные запросы к образовательному процессу. Абитуриенты и студенты интересуются котировкой вуза среди ему аналогичных, уровнем профессионального образования. Как показывает опыт, обучающиеся предъявляют высокие требования к квалификации преподавательского состава, что возможно при наличии профессионалов высокого уровня - докторов и кандидатов наук, имеющих большой опыт практической работы, авторитетных специалистов в сфере своей деятельности. В настоящий момент в вузах Краснодарского края складывается следующая ситуация по обеспеченности образовательных учреждений профессорско-преподавательским составом (табл. 2).
Абитуриенты, как правило, весьма не безразличны к ситуации, которая складывается на рынке труда. Наибольшим спросом пользуется ограниченное количество приоритетных специальностей, рейтинг которых отражает социальные процессы в обществе, показывает престижность одних и низкую популярность других профессий. Растет конкуренция, выживают те, кто может гибко реагировать на информацию в данной области, запросы общества, сочетая их с высоким уровнем потребностей личности.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств на рынке образовательных услуг является единственным вузом в данной отрасли Южного федерального округа. Отметим, что проблема завоевания рынка труда стоит до-
Таблица 1
Категории учреждений 1991 2003 2004 2005
Государственные вузы 8 13 12 12
Филиалы государственных вузов - 58 64 66
Негосударственные вузы - 21 22 22
Филиалы негосударственных вузов - 37 40 40
ВСЕГО: 8 129 138 140
Категория вуза Общее количество штатных преподавателей Доктора наук, профессора Кандидаты наук, доценты
Государственные вузы 5618 738 2908
Негосударственные вузы 1393 116 651
Итого 7011 854 3559
Таблица 2
статочно остро. В условиях современной жесткой конкуренции главной целью высшего учебного заведения является получение прибыли за счет повышения конкурентоспособности. Эта цель может быть достигнута путем реализации следующих факторов: повышения качества обучения; изучения и приспособления к рынку труда; использования современных средств коммуникационной деятельности; применения современных научных подходов, принципов и методов разработки в образовательных системах; реализации управленческого решения на всех стадиях жизненного цикла вуза.
Сегодня КГУКИ обладает развитой структурой учебных специальностей и специализаций, отражающей многообразные потребности отрасли в кадрах различного профиля. Здесь обучаются культурологи, специалисты в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности, информационной культуры, музееведения, управления и экономики культуры, библиотековедения, библиографоведения, информатики, документоведения, книговедения. Вуз готовит музыкантов-исполнителей и преподавателей игры на фортепиано, народных и оркестровых инструментах, певцов, дирижеров, композиторов, музыковедов, актеров драматических и кукольных театров, хореографов, специалистов в области монументально-декоративного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайна, рекламы и т. д. Иными словами, КГУКИ ориентирован на углубленную профессиональную подготовку специалистов для различных сфер искусства, культуры и образования. На современном этапе он сохраняет репутацию одного из ведущих вузов культуры и искусств в России. Его работа формируется с учетом конкретных потребностей региона и мировых образовательных стандартов.
Успешности университета способствует развитая структура образовательной и научной деятельности. Здесь функционируют консерватория, две академии (художественно-промышленная и народной культуры), восемь факультетов, аспирантура по двенадцати специальностям, докторантура, три докторских диссертационных совета, институт повышения квалификации, телевизионная студия «Дебют», библиотека с читальным залом, типография, лаборатории (криминалистическая, музыкальная, учебно-методическая, звукозаписи и др.), редакция рецензируемого журнала «Культурная жизнь Юга России», включенного в Перечень ВАК, редакционно-издательский отдел, специализированные кабинеты.
Продуктивно действует в контексте формирования репутации вуза созданная университетом система вертикальной интеграции профессионального образования (начальное, среднее, среднепрофессиональное, высшее, послевузовская подготовка). Творческие связи объединяют КГУКИ со многими училищами - музыкальными и художественными, культуры и искусств, колледжами культуры. Университет сотрудничает с учебными заведениями Краснодара, Майкопа, Владикавказа, Элисты, Новороссийска, Сочи,
Ставрополя, Минеральных Вод, Ростова, Шахт, Таганрога, станицы Северской.
Для формирования известности и позитивной репутации в университете используются все применяемые в вузовской практике формы профориентации: дни открытых дверей (в том числе и выездные - в районах края), выставки, краевые ярмарки учебных заведений, краевая выставка-форум, рекламные телевизионные программы собственной телестудии «Дебют», рекламные материалы в краевых и городских газетах и в специализированных справочниках.
Студенты творческих специальностей заканчивают обучение публичным государственным экзаменом по специальным дисциплинам, что в немалой степени содействует творческой репутации КГУКИ. По окончании вуза его выпускники составляют значительную часть артистического состава таких ведущих коллективов, как симфонический оркестр ТО «Премьера», Государственный концертный оркестр русских народных инструментов «Виртуозы Кубани», Кубанский казачий хор, Музыкальный театр, филармония и др.
На формирование позитивной репутации вуза направлена научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава университета, его аспирантов и студентов. Концепция научного развития университета нацелена, прежде всего, на решение важнейших проблем подготовки кадров. Она учитывает принципы глобализации, интернационализации, конвергенции, социализации, преемственности, непрерывности, целостности, информатизации, вариативности. Сегодня предприняты шаги по созданию в университете эффективной финансовой системы с диверсифицированными доходами, академически сфокусированными на научном сопровождении обеспечения учебных программ и разного рода деятельности - научных школ и направлений, издательских, художественно-творческих проектов. Известность и репутация учебного заведения формируется учеными, практиками, известными деятелями культуры и искусства. Благодаря разработанной системе многоуровневых научных школ созданы коллективы, включающие студентов, соискателей и аспирантов во главе с научным руководителем комплексной темы.
Как свидетельствует мировой опыт, важным фактором формирования репутации вуза в научном мире является получение грантов. В соответствии с соглашением между администрацией Краснодарского края и Российским гуманитарным научным фондом «Об участии в региональном конкурсе "Северный Кавказ: традиции и современность"», а также Положением о конкурсе проектов в области гуманитарных наук в 2000 году университет утвержден головной организацией РГНФ. За последнее время университетом получено около 100 грантов, в том числе и иностранных.
Таким образом, при формировании положительного имиджа вуза необходимо стремиться к проведению мероприятий, направленных на формирование известности и репутации учреждения.
"Культурная жизнь Юга России " M 3 (32), 2009
36 —
Отметим следующие важнейшие составляющие этого процесса:
- анализ внешней среды;
- выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж вуза;
- анализ внутренних ресурсов;
- определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные ит. д.);
- мотивация участников проекта;
- выявление соотношения между компонентами имиджа (научный, образовательный, худо-жественно-творческий, общественный, имидж на рынке труда и т. д.);
- определение принципов формирования имиджа;
- разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;
- анализ соответствия полученного имиджа достигнутому результату.
Внедрение целостной системы формирования имиджа в практику образовательного учреждения представляется одним из важнейших путей позиционирования высшего образования в целом и отраслевого учебного заведения в частности
Литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия СПб., 1999. С. 401-414; Питере Р., Уотерман Г. В поисках эффективного управления: пер. с англ. М., 1987. С. 94: ('ашюп Г. .-!.. Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М., 1995; Шейя Э. Г. Организационная культура и лидерство. М., 2001.
2. Шеш Э. Г. Организационная культура и лидерство ...
3. Лобанов М. М. Основные принципы оценки конкурснтоспособности продукции //ЛобановМ. М., Осипов Ю. М. Маркетинг в России и за рубежом. М., 2001. С. 53-58.
A. V. SKRIPKINA. POPULARITY AND REPUTATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF HIGH SCHOOL
The article is dedicated to factors of popularity and the reputation playing a significant role in formation of a positive image of high school of culture and arts at the present stage.
Key words: popularity; reputation, professional education, specialist, organizational culture, image, communication activity.
0. В. БЕЛОУСОВ A
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
При построении учебно-воспитательного процесса в диаде «общеобразовательная школа - физкультурный вуз» использовались принципы организации развивающего образования акмеологического типа, которые позволили выявить его влияние на качественную сторону образованности школьников и подготовленность бакалавров.
Ключевые слова: системный подход, принцип развития в акмеологии, принцип достижения профессионализма.
Важнейшая задача акмеологии - исследование сущностных характеристик человека, формирующихся в дошкольном, младшем школьном, отроческом и юношеском возрасте, благодаря которым он может проявить себя на ступени зрелости [1]. Наука, предполагающая целостное изучение человека в комплексных исследованиях, связанных с обобщением знаний о нем (философских, социологических, психологических, физиологических, психолого-педагогических, исторических и др.), в полной мере позволяет отнести ее к чело-векознанию [2]. Попытки определить содержание образования, исходя из создаваемых продуктивных (прогрессивных) технологий обучения, фактически породили одно из его новых направлений. Вопрос разработки моделей содержания образования в таком ракурсе еще не ставился, хотя
косвенно был затронут во многих педагогических исследованиях [3].
Не менее важной, на наш взгляд, является проблема опережающего формирования структурных элементов когнитивных процессов как своего рода степени развитости отдельных познавательных актов мотивационно-эмоциональной, волевой, произвольно-регуляторной сфер, особенно у школьников [4]. Поэтому как можно раньше необходимо заложить психологическую основу обучения, позволяющую учащимся на протяжении всего школьного периода не только успешно осваивать знания, но и быстрее обретать потенции к переходу в режим саморазвития.
В научных исследованиях при решении методологических проблем нового направления модернизации образования понятия «принцип» и