Научная статья на тему 'Конкурентоспособность вуза как показатель эффективного имиджа'

Конкурентоспособность вуза как показатель эффективного имиджа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМИДЖ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна

Имидж вуза характеризуется автором статьи как способность высшего учебного заведения к достижению определенного уровня инновационных преимуществ на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность вуза как показатель эффективного имиджа»

22 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (36), 2010

маться», потерять веру в себя. «Творческая карьера музыканта, и Композитора и Исполнителя, связана с множеством превратностей. Ему нужны огромная уверенность в своем призвании, стойкость в несчастьях и творческий оптимизм, который вновь и вновь побуждает его добиваться успеха и признания» [3].

Если неудачи имеют важное профилактическое значение, то только такие, которые были преодолены; без опыта борьбы с препятствиями человек, натолкнувшийся на трудности, может получить тяжелейшую психическую травму. «Запущенные неудачи» влекут за собой отказ от последующих попыток преодолеть препятствие, вызывают комплекс неполноценности, равнодушие и привычку быть слабым. Умение преодолевать трудности и поражения нужно тренировать так же, как и любые другие положительные качества.

Подчеркнем, что метод позитивной установки особенно продуктивен для учащихся с адекватной и заниженной самооценкой. Видимо, именно к такой группе учеников относились слова Ф. Шопена: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше» [4]. Студентов, склонных переоценивать свои исполнительские качества, можно лишь изредка подвергать такому воспитательному методу, предварительно убедившись, что в данный момент их игра действительно заслуживает похвалы. Плохо, когда талант не уверен в себе, но самоуверенная бездарность еще хуже. Она опасна.

Практиковать применение метода позитивной установки желательно и на текущих уроках: про-

слушав исполнение произведения, полезно предложить студенту проанализировать свою игру, используя функцию самоконтроля - сличение представляемого образа с результатом. При этом студент должен задать себе следующие вопросы: что удалось в исполнении? что пока не получается? какими путями следует добиваться желаемого результата?

Разбирая игру студента и его самоанализ, педагог сначала должен отметить все положительные стороны и моменты, обозначить сдвиги к улучшению интерпретации. Только после этого можно отметить неудавшиеся, невыразительные места и ошибки. Такая последовательность этапов разбора поможет обучающемуся воспринять критику безболезненно. В результате подобного анализа учащийся будет четко представлять, над чем ему работать в дальнейшем, что усовершенствовать и откорректировать. При таком подходе неуверенные в себе студенты не будут испытывать больших моральных переживаний, отнимающих силы и время при осознании случившихся неудач.

Литература

1. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. С. 210.

2. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М., 1987. С. 168.

3. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. С. 341.

4. Шопен Ф. Письма. М., 1929. С. 237.

0. R. BULATOVA. OVERCOMING PSYCHOLOGICAL PROBLEMS DURING TRAINING FOR PUBLIC PERFORMANCE

This article reveals the positive method, which with the help of self-control allows to get over diffidence and embarrassment, that students-musicians feel during public performance.

Key words: musician-performer, self-control, aim at success, performance.

А. В. СКРИПКИНА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ИМИДЖА

Эффективность имиджа вуза определяется способностью высшего учебного заведения к достижению определенного уровня инновационных преимуществ на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, имидж, рынок образовательных услуг, социальный престиж.

Высшее профессиональное образование - основа формирования и укрепления интеллектуального, культурного и научно-технического потенциала на современном этапе развития общества. Однако условия глобализации, интернационализации, интеграции и диверсификации обострили проблему профессиональной адаптации в быстро меняющейся социально-экономической среде.

При конкуренции между различными образовательными системами одной из важнейших целей высшей школы стало повышение качества услуг, в том числе содержания предоставляемых образовательных программ.

Для повышения конкурентоспособности образовательных услуг необходимо концептуально совершенствовать образование и профессиональ-

ную подготовку специалистов в следующих направлениях:

- усиление требований к профессиональным качествам субъекта образовательного процесса;

- углубление профессиональной компетентности и социальной ответственности в процессе вузовской подготовки;

- упрочение системы подготовки на основе концепции тотального управления качеством (TQM) и модели совершенства фонда управления качеством (EFQM);

- переход на модульно-кредитную систему организации учебного процесса в высшем образовании;

- увязка «цены» с объемом и сложностью учебного материала;

- педагогическая нагрузка в условиях функционирования модульно-кредитной системы;

- связь высшей школы с рынком труда;

- практика студентов в реалиях рыночной экономики.

В научных источниках [1] обоснована неразрывная связь между стратегическим маркетингом и конкурентоспособностью образовательного учреждения. Выявлена следующая закономерность: использование вузом в своей деятельности возможностей маркетинга определяет становление учреждения как жизнеспособного, динамичного и конкурентоспособного вуза [2]. Под конкурентоспособностью организации подразумевают превосходство товаров и услуг, предоставляемых данной организацией, над их аналогами в конкретных сегментах рынка в определенный период времени; способность разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигаемую без ущерба финансовому состоянию организации (Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, А. Г. Поршневой, Б. А. Райзберг и др.).

Анализируя факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности вуза культуры и искусств в сфере образовательных услуг, мы предлагаем классификацию, учитывающую факторы внешней (заказчик) и внутренней среды (конкурентоспособность как следствие качества). Конкурентоспособность вуза - показатель эффективного имиджа - представляет собой способность к конкурентному поведению, зависимость от устойчивого функционирования и наличия реальных перспектив роста на рынке образовательных услуг.

Перечислим основные условия достижения высокого уровня конкурентоспособности:

- конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

- наличие высокого научно-педагогического, технологического, учебно-методического и кадрового потенциала;

- проективная функция образования, или степень востребованности полученных специалистами знаний и навыков в будущем.

Исходя из этих моментов, конкурентоспособность образовательных услуг определяет следующие характеристики рынка:

- факторы организации производства (подготовка высококвалифицированных специалистов для сферы культуры, искусств и образования, наличие развитой инфраструктуры учреждений культуры, искусств и образования, финансовый капитал);

- спрос на образование (определение потребности в данной образовательной программе. Требования, предъявляемые к услугам, свидетельствуют о важности этой характеристики);

- стратегия образовательного учреждения, вытекающая из его структурных особенностей и рыночной конкуренции (разработка программ на перспективу, фундаментальность программ обучения, качество человеческих ресурсов).

Рис. 1. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (36), 2010

Устойчивые связи со стратегическими партнерами и организациями - потребителями образовательных услуг

Хорошо развитая материально-техническая база: аудиторный фонд, компьютерный парк, концертные залы, оркестровый инструментарий, библиотека, общежития, спортзалы

Кадровый и научно-технический потенциал учебного заведения

Инновацонность образовательного процесса: наличие современных методик обучения, с использованием интерактивных методов обучения и специализированных учебных и информационных технологий, организация научных и художественно-творческих мероприятий российского и международного уровня, возможность интеграции в международное образовательное пространство

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рис. 2. Факторы конкурентоспособности образовательных программ вузов

Из названного следует, что конкурентоспособность образовательных услуг выражается степенью ориентированности на будущее состояние рынка труда.

Классификация и систематизация взаимодействия охарактеризованных факторов на уровне вуза позволила выстроить систему связей между составными элементами конкурентоспособности образовательной услуги (рис. 1).

Конкурентоспособность как показатель эффективной организации имиджа вуза есть способность при имеющихся исходных параметрах и ресурсах достичь инновационных преимуществ на рынке образовательных услуг, опередив другие вузы, предлагающие аналогичную по назначению, объему и содержанию систему имиджевых мероприятий. Основные факторы конкурентоспособности вуза приведены на рисунке 2.

Сопоставительный анализ информации, представленной на рисунках 1 и 2, свидетельствует о том, что в управлении качеством подготовки специалистов основополагающими критериями являются:

- ассортимент (спектр программ по профессиональному обучению);

- содержание учебных программ (основных и специализированных), наличие в них ключевых проблемных блоков;

- привлечение специалистов-практиков, ученых к проведению занятий, методическое обеспечение учебного процесса;

- наличие и состав собственного преподавательского корпуса и формы его переподготовки;

- стратегическое партнерство с отраслевыми учреждениями культуры, искусства и образования.

Для определения конкурентоспособности КГУКИ был использован метод «четыре Р» -сравнительный анализ организаций-конкурентов (вузов Краснодарского края, предоставляющих

81

100

60 40 20

Ш

44

33

31

48

54

28

28

lp

□ КГУКИ

ЗР

□ другие вузы

Рис. 3. Оценка уровня конкурентоспособности КГУКИ по укрупненной группе «Культура и искусство»

аналогичные образовательные услуги) по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. Автор методики «четыре Р» (по заглавным буквам на английском языке: фактор 1Р - «PRODUCT» - образовательная услуга; фактор 2Р - «PRICE» - цена; фактор 3Р - «PLACE» - коммуникативный менеджмент; фактор 4Р - «PROMOTION» - продвижение и распространение) профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер считает, что организация может добиться конкурентных преимуществ при решении, как минимум, трех задач. Первая из них - повышение качества и потребительских свойств образовательных услуг; вторая - снижение издержек и сохранение максимально приемлемого уровня цен; третья - ориентация образовательных услуг на целевые сегменты рынка.

Результаты исследований свидетельствуют, что положительная динамика оценки уровня конкурентоспособности КГУКИ прямо связана с активизацией маркетинговой деятельности. Маркетинговая инновация позволила вузу по ряду специальностей (укрупненная группа «Культура

и искусство») успешно конкурировать на рынке образовательных услуг (рис. 3).

Нами была проанализирована деятельность Кубанского государственного университета, Кубанского государственного университета физической культуры туризма и Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. По фактору 1Р в КГУКИ наблюдается значимый приоритет качества образовательных услуг; по фактору 2Р (цена образовательных услуг) - потребительская способность ориентирована на бюджетное обучение студентов; по факторам 3Р (технологии коммуникативного менеджмента) и 4Р (позиционирование образовательных услуг) КГУКИ занимает более высокие позиции, чем названные университеты. Использование маркетинговых технологий в КГУКИ позволило гибко реагировать на рынок образовательных услуг, анализируя потребности социально-экономической сферы в выпускных специальностях учебных заведений среднего специального образова-

ния, а также оценивать результаты собственной деятельности; обеспечивать развитие вуза в контексте востребованности выпускников, открытия новых специальностей.

Важнейшая задача отраслевого вуза - завоевание социального престижа на основе эффективно сформированного имиджа. В этом направлении особое внимание было уделено направлениям социального партнерства:

- созданию на базе КГУКИ курсов повышения квалификации для преподавателей профильных образовательных учреждений предшествующего этапа обучения;

- обмену положительным опытом через проведение мастер-классов силами профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза, разработке научно-методических и учебно-методических рекомендаций и пособий для абитуриентов КГУКИ на основе программ обучения в учреждениях среднего профессионального образования;

Государство

Социальный заказ на образовательные услуги (учреждения искусства, культуры, образования)

Маркетинговая деятельность по формированию имиджа вуза

Стратегический анализ синергетических процессов в вузе

Разработка и прогноз эффективности маркетинговой деятельности

Процессуальный процесс маркетинговой деятельности

Управление продвижением образовательных услуг

Коммуникационная деятельность в продвижении образовательных услуг

Маркетинговые исследования по продвижению образовательных услуг

Мониторинг внешних и внутренних составляющих маркетинга4 образовательньк услуг

Управление механизмом оказания образовательных услуг (образовательная, научная и художественно-творческая деятельность)

Анализ маркетинговой [внешней и внутренней] среды

Оценка качества предоставляемых образовательных услуг

Мониторинг временного фактора формирования специалиста

Конкурентоспособность образовательного учреждения ВПО Контролинг качества выполнения маркетингового плана — Конкурентоспособность выпускника на рынке труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Модель маркетинговой деятельности вуза

"Культурная жизнь Юга России"

36 —

№ 2 (36), 2010

- совместным научно-практическим конференциям, семинарам, выставкам, консультациям;

- организации выездных мероприятий в районах Краснодарского края с целью оказания помощи поступающим на творческие специальности, проведению практических семинаров для преподавателей;

- расширению базы практик, охватывающей учреждения искусства, культуры и образования;

- проведению масштабных художественно-творческих мероприятий, выездных выставок и олимпиад и др.

Маркетинговая характеристика образовательных программ КГУКИ отражается в содержательном и процессуальном компонентах и постоянно диверсифицируется под воздействием современных требований к специалистам данного профиля.

Внесение маркетингового аспекта в образовательную, научную и художественно-творческую деятельность КГУКИ нашло отражение во внутренней составляющей формирования имиджа. Знание о целях и путях развития вуза посредством информации о востребованности в образовательных услугах, предоставляемых университетом, дало толчок новым подходам к оценке эффективности работы ППС (нацеленным на конечные результаты деятельности на рынке образовательных услуг); изменилась коммуникационная деятельность вуза; была достигнута интеграция факультетов и структурных подразделений КГУКИ.

В ходе наших исследований разработана модель управления маркетинговой деятельностью в вузе (рис. 4). Основной установкой маркетинговой деятельности стала идея повышения конкурентоспособности вуза культуры и искусств как активного субъекта регионального рынка образовательных услуг. Предложенная модель стала средством разработки механизма взаимодействия на рынке образовательных услуг, послужила прояснению места и роли вуза культуры и искусств, формированию стратегии его развития с помощью анализа маркетинговой ситуации. Модель повторяет внутреннюю организацию процесса управления образовательным учреждением в направлении формирования имиджа и социального престижа вуза.

Компоненты процессуального блока модели нацелены на управление продвижением образовательных услуг с точки зрения исследования про-

цесса принятия потребителем образовательной услуги вуза. Анализируя поведение потребителей на стадии принятия решения о получении образования в вузе культуры и искусств, необходимо оценить стартовые возможности будущих специалистов сферы культуры и искусств (уровень начального и среднего специального образования, степень одаренности, профессиональной пригодности и др.), получить первичную информацию об их готовности к обучению в творческом вузе.

Таким образом, маркетинговая деятельность вуза культуры и искусств скоординировала методы активного управления образовательным учреждением. Адаптированная к условиям данного отраслевого вуза с его спецификой, маркетинговая деятельность позволила учесть реалии и успешно конкурировать на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Boukding K. The Image. Knowledge in Life and Society. Boston, 1987; Саймон Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М., 1995; Абдуллина О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 35-39; Кириллина Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям // Там же. 2001. № 5. С. 35-37; Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Там же. 2008. № 1. С. 12-22; Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы // Там же. 2008. № 3. С. 124-136; Касаткина Н. Э. Концептуальные основы функционирования университетского комплекса как регионального центра образования // Профессиональное общение: материалы науч.-практ. конф. Кемерово, 2002. С. 82-89 и др.

2. Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании.1999. № 5. С. 45-55; Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2003; Корчагина Л. А. Маркетинговые инструменты в управлении вузом: формирование товарной политики // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 18; Лазаренко И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // URL: http:// www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9 /stat8.html.

A. V. SKRIPKINA. COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATIONAL SCHOOL AS AN INDICATOR OF EFFECTIVE IMAGE

Effectiveness of image of higher educational institution is determined by its ability to reach certain level of innovative advantages in the market of educational services.

Key words: competitiveness, image, the market of educational services, social prestige.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.