^^ "Культурная жизнь Юга России "
m 1 (30), 2009
способствующих формированию и развитию личности студента в течение всего периода обучения. Успешное продвижение будущих специалистов в комплексе по избранным траекториям обеспечивается целенаправленной работой психолого-педагогической службы, созданной в структуре многоуровневого ОК.
Психологическая служба через систему опросов выявляет мотивы, интересы обучения, представления студентов о будущей профессиональной деятельности. Одновременно проводится ряд диагностических исследований особенностей личности, позволяющих учитывать исходный уровень при построении развивающих мероприятий, помогающих планировать собственную карьерную траекторию. Разработаны и реализуются программы, направленные на адаптацию обучающихся при переходе на другой уровень. Созданы условия для привлечения будущих специалистов к определенным видам психологической практики, что способствует приобретению ими знаний, умений и навыков, необходимых для формирования профессиональной идентичности, планирования и реализации карьеры, достижения личностной успешности. В целом система организации работы в многоуровневом ОК создает оптимальные психолого-педагогические условия для фор-
мирования и развития траекторий профессионального и личностного роста обучающихся.
Практика функционирования комплекса как нового типа ОУ показывает, что на его основе, во-первых, обеспечивается доступность высшего профессионального образования в субрегионе; во-вторых, повышается эффективность производства на основе решения кадровых и научно-технических проблем предприятий и организаций, сотрудничающих с комплексом; в-третьих, развивается творческий, интеллектуальный, культурный потенциал молодежи и населения субрегиона в целом.
Литература
1. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. М.; Воронеж, 2005.
2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004 № 11. С. 22-26.
3. Беспалъко В. П. Персонифицированное образование//Педагогика. 1998. № 2. С. 12-17.
4. Бондаревская Е. В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе // Инновационная школа. 1995. № 2. С. 6-9.
Е. G. IVAN OVA. DIFFERENT WAYS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SPECIALIST TRAINING IN CONDITIONS OF SUBREGIONAL EDUCATIONAL COMPLEX
The article is dedicated to the organization of educational institution which provides different ways of education on the basis of high qualification approach to students of colleges and high schools.
Key words: multilevel educational complex, psychological conditions of the development of personal competency.
А. В. СКРИПКИНА
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА
В статье анализируется внешняя и внутренняя среда образовательного учреждения, выявляется потенциал, на который может опираться вуз культуры и искусств в реализации своей стратегии развития на современном этапе.
Ключевые слова: конкурентоспособность, позиционирование, имидж, корпоративная миссия, стратегические партнеры.
Высшее образование является сферой социальной практики общества. Хорошо известно, что его основная функция - наследование и расширение воспроизводства общей и профессиональной культуры. Особую роль в этом процессе призваны сыграть вузы культуры и искусств, основная функция которых заключается не только в потреблении и передаче культурных ценностей, но и в возвращении и обогащении через формирование личности носителя этой культуры. Важнейшим в данном направлении становится разработка стратегии управления вузов, сориентированной на по-
вышение эффективности и качества образования. Процесс формирования стратегии вузов культуры и искусств на современном этапе определяется изменениями их внешней и внутренней среды.
Повсеместное открытие вузов культуры в нашей стране относится ко второй половине XX века, когда был взят курс на целенаправленную подготовку кадров руководителей коллективов художественной самодеятельности. В ходе исторического развития функции вузов культуры стали меняться: их спектр расширялся в социальном направлении и, как следствие, отмечалась
№ 1 (30), 2009
"Культурная жизнь Юга России " ^
мобильность реагирования вузов на изменение запросов потребителей специалистов, т. е. происходило расширение сферы образовательных услуг. С начала последнего десятилетия XX века в вузах культуры открываются отделения, обучающие студентов по консерваторским программам. Именно в этот период происходит преобразование данных учебных заведений в вузы культуры и искусств. Изменение их статуса связано с появлением новой структуры образования и функционирования учреждений культуры, формированием современной российской цивилизации, становлением личности, свободной от идеологических штампов.
В условиях рыночной конкуренции университеты культуры и искусств вынуждены подчеркивать свою индивидуальность, своеобразие, чтобы выделиться из общей массы образовательных учреждений и привлечь внимание потребителей услуг. Как и любой поставщик продуктов и услуг, вуз культуры и искусств должен иметь отличительный «фирменный знак», подчеркивающий его специфику и уникальность предоставляемых услуг. В этой связи усилия коллектива должны быть направлены на разработку положительного имиджа вуза, позиционирование его отличия от конкурентов.
Формирование положительного имиджа вуза начинается со стратегического анализа внешней и внутренней среды образовательного учреждения, поскольку, опираясь на его выводы, можно интерпретировать стратегическое положение организации. Цель стратегического анализа образовательного учреждения - оценить его реальное положение на рынке труда и определить перспективы организации. В этом контексте объектами стратегического анализа вуза становятся внешняя и внутренняя среда учреждения.
Анализ внешней среды образовательного учреждения представляет собой процесс изучения и оценки внешних по отношению к организации факторов и включает в себя исследование влияния тенденций экономического развития отрасли, правового регулирования и управления, политических процессов, региональной среды и ресурсов, общих тенденций развития культуры, технологий, инфраструктуры и др. Следовательно, необходимо проанализировать микро- и макросреду деятельности вуза.
Микросреда высшего образовательного учреждения представляет собой внешнюю среду, в которой непосредственно действует организация, включая специфические факторы. Прежде всего, это основные характеристики образования как отрасли. Необходимо учитывать темпы развития образовательных услуг, масштабы конкуренции, количество вузов в данной отрасли, их территориальную принадлежность и размеры, темпы технологических изменений в обучении. Следует также сопоставить количество и качество образовательных программ данного вуза и вузов-конкурентов.
К факторам анализа микросреды образовательного учреждения относятся и потребители образовательных услуг. Необходимо проанали-
зировать демографические, социально-психоло-гические, географические характеристики потенциальных потребителей образовательных услуг вуза, изучить их информированность, платежеспособный спрос, степень лояльности к вузу, его авторитет и имиджевые характеристики.
Особое положение в исследовании микросреды вуза занимают конкуренты - организации, с которыми он сосуществует в образовательном пространстве региона. При анализе конкуренции в отрасли необходимо оценить каждый фактор, влияющий на нее, определить уровень конкурентного давления, выработать стратегию деятельности вуза на рынке образовательных услуг. В этом контексте необходимо знать и учитывать рынок образовательных услуг и работодателей региона, потенциальных потребителей кадров, обучающихся в вузе.
Учитывая все вышеизложенные факторы микросреды, необходимо ориентироваться на результаты деятельности, определяющие успех вуза. Именно фактор успеха является ключевой позицией в его деятельности, так как направлен на долгосрочное конкурентное преимущество и способствует позитивности и разработке успешной стратегии.
Макросреда высшего образования в сфере культуры и искусств идентична для всех работающих в этой отрасли и включает в себя социальные, юридические, экономические, международные и технологические факторы, влияющие на учреждение. Анализ текущих и прогнозируемых экономических факторов имеет важнейшее значение для вуза как поставщика кадров в своей отрасли. Следовательно, эти факторы должны оцениваться систематически и объективно. Кроме того, для разработки долгосрочной стратегии вуза необходимо иметь представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития высшей школы и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Безусловно, вуз должен учитывать возможности использования современных технологий обучения, а также общие тенденции развития, продиктованные требованиями развития отрасли. И, наконец, невозможно объективно оценить стратегию развития вуза без учета социальных факторов - отношения людей к высшему отраслевому образованию, традиций в этой области, демографической структуры, социальных ценностей, знаний, уровня образования и др.
Анализ внутренней среды образовательного учреждения сферы культуры и искусств (персонал вуза, квалификация, интересы, целевые и ценностные установки, организация управления, процесс обучения, научное и художественно-творческое развитие, финансово-экономическое положение, организационная структура и др.) помогает определить потенциал, на который может опираться вуз в реализации своей стратегии.
Объектом нашего исследования в контексте разработки стратегии стал Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), который на протяжении четырех де-
Ф "Культурная жизнь Юга России "
№ 1 (30), 2009
сятилетий формировался как вуз, четко реагирующий на социальные запросы в подготовке специалистов для рынка труда сферы культуры и искусств. Сегодня социальная функция регионального вуза культуры и искусств заключается в качественном и эффективном функционировании образовательной системы, ее соответствии потребностям рынка труда. Невозможно достичь этого без связи с самой отраслью, с органами управления культуры. Деятельность вузов данной сферы дала возможность получить необходимую информацию для анализа кадрового обеспечения отрасли культуры, определения ориентированности и мотивации молодежи на получение высшего образования в учебных заведениях отрасли. Без этой информации невозможно говорить о структурированном рынке труда, кадровой и образовательной политике в сфере культуры.
С целью повышения эффективности работы КГУКИ и определения его стратегического развития нами проведен детальный анализ организации и координации мероприятий по трудоустройству его выпускников. Отметим, что выпускники университета трудятся в учреждениях культуры, а также в образовательных учреждениях Юга России. Республики Северного Кавказа (Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Чечня, Северная Осетия -Алания и др.) заключили с вузом договоры на целевую подготовку специалистов социально-культурной сферы. Согласно условиям соглашений, специалисты получают гарантии трудоустройства в субъектах Южного федерального округа.
Основным потребителем кадров выпускников вуза, как свидетельствует анализ, является Краснодарский край. Сегодня культурный облик Кубани определяется деятельностью 2500 учреждений, в которых трудятся около 32 ООО специалистов. Разработана и реализуется программа мониторинга трудоустройства выпускников КГУКИ, включающая анкетирование студентов по вопросам планируемого трудоустройства по окончании вуза. На каждого выпускника заводится индивидуальная информационная карта, в которую заносятся данные о работе специалиста в течение года после завершения учебы. Все это позволяет отслеживать процесс профессиональной адаптации выпускников и разрабатывать меры по их трудоустройству. Отметим, что востребованность выпускников вуза составляет один из факторов его популярности и успешности.
Для объективной оценки деятельности КГУКИ и определения вектора стратегического развития университета используется SWOT-анализ (производное от слов Strengths - силы, Weaknesses - слабости, Opportunities - благоприятные возможности, Threats - угрозы). Этот метод исследования позволяет совместить анализ внешней и внутренней среды, в которой функционирует образовательное учреждение, а также прогнозировать успешность деятельности вуза в условиях рыночных отношений.
Особенностью анализа сильных и слабых сторон деятельности в определении стратегии разви-
тия вуза является учет текущего времени и современного состояния рыночной ситуации. В определении стратегии вуза задачи анализа заключаются в следующем:
- провести анализ внешней среды, максимально объективно определить возможности и угрозы;
- выяснить, в какой степени сильные стороны университета позволяют воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам;
- определить, какие стратегии следует реализовать, учитывая конкуренцию, силу и слабости, возможности и угрозы образовательных учреждений на рынке образовательных услуг.
При составлении 8\¥ОТ-анализа следует учитывать определенные правила: анализ должен быть максимально сконцентрирован на изучаемых проблемах; сильные и слабые стороны вуза должны отражать положение университета относительно его соперников по рынку; выводы по вычлененным элементам, которые оказывают наибольшее влияние на развитие вуза, необходимо четко излагать и формулировать.
Для оценки возможностей развития КГУКИ применялся метод позиционирования каждой конкретной возможности. Исходя из этого, мы объединили аналитические оценки и выбор стратегии. Другими словами, произведено объединение стратегической ситуации образовательного учреждения, заключения о важности отдельных факторов и их влияния на стратегию, идентификацию и оценки стратегических альтернатив. С этой целью в состав экспертных оценок были включены оценки вероятности благоприятных возможностей и угроз, уровней влияния на деятельность этих внешних факторов, интенсивности сильных и слабых сторон в деятельности организации и их влияния на реализацию благоприятных возможностей и защиту от потенциальных угроз.
В качестве примера приводим §\¥ОТ-анализ деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств в 2008 году (табл. 1).
Составив объективную таблицу 8\¥ОТ-ана-лиза в определении стратегии развития вуза, основную оценку эффективности деятельности вуза следует основывать на формулировании конкретных стратегий и мероприятий на основе 8, и с учетом О и Т. Так, после определения 8, О, Т предлагается перейти к составлению матрицы стратегий (табл. 2):
80 - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей вуза;
\¥0 - мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя предоставленные возможности;
8Т - мероприятия, которые используют сильные стороны университета для избегания угроз;
\¥Т - мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избегания угроз.
На основе предварительно проведенного 8\¥ОТ-анализа, выявленных возможностей и угроз в КГУКИ разработаны проекты, позволив-
№ 1 (30), 2009
жизнь Юга России "
- 51
Таблица 1
Сильные стороны Слабые стороны
Наличие интеллектуального потенциала Отсутствие опыта деятельности в условиях рыночной конкурентной среды
Хорошая обучаемость, способность к восприятию Разобщенность, внутренняя борьба за ресурсы и приоритетность
Развитые навыки рефлекции по поводу своей деятельности Некомпетентность в решении вопросов стратегического планирования
Наличие сложившихся традиций, научных и творческих школ Старение профессорско-преподавательского состава
Возможности Угрозы
Привлечение отечественного и международного опыта Отсутствие ясности в развитии образования в сфере культуры и искусств
Привлечение к практике обучения специалистов отрасли, стратегических партнеров Отсутствие обоснованных прогнозов развития рынка труда в стране и регионе
Разработка имиджевых мероприятий для позиционирования образования в сфере культуры и искусств Глобализация образовательного пространства, усиление конкуренции на уровне региона и страны
Привлечение опыта бизнеса в сфере предоставления образовательных услуг Демографический спад, экономический кризис
Таблица 2
Внешние факторы Внутренние факторы Сильные стороны (8) (перечислить 5-7 факторов внутренних сильных сторон) Слабые стороны (У/) (перечислить 5-7 факторов внутренних слабых сторон)
Возможности (О) Мероприятия 80 Мероприятия \¥0
Угрозы (Т) Мероприятия 8Т Мероприятия
шие преодолеть «цеховую» разобщенность. Это проект «III Международный конкурс пианистов им. М. А. Балакирева», Всероссийская выставка творческих работ студентов ссузов и вузов, обучающихся по специальностям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Сохранение отечественной народной культуры» в рамках Целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.». Вышеназванные проекты позволили привлечь к совместной деятельности по позиционированию университета не только все факультеты вуза, но и наших стратегических партнеров: ТО «Премьера», средние учебные заведения края и региона, дизайнеров, специалистов в области рекламы, выставочные залы, СМИ и т. д.
Проведение этих масштабных мероприятий стало возможным на основе плана, включающего идентификацию и документальное оформление достижения целей проекта. При разработке вышеназванных мероприятий движущие силы были определены как изменения в составе потребителей и способах использования возможностей вуза, внедрение новых форм позиционирования, выход на новые уровни проведения мероприятий, изменение общественного мнения, уменьшение влияния негативных факторов в борьбе с конкурентами.
Учитывались базовые факторы внешнего позиционирования университета:
- геополитическое значение КГУКИ в образовательном и социокультурном пространстве Краснодарского края и Юга России в целом;
- профессиональная поддержка базовых партнеров (Государственный академический Кубанский казачий хор, ТО «Премьера», Краснодарский государственный академический театр драмы им. А. М. Горького, Краснодарский молодежный театр, ГТРК «Кубань», МТРК «Краснодар» и др.);
- научная составляющая изучения развития южно-российского региона и ресурсного социокультурного обеспечения стратегии устойчивого развития Краснодарского края;
- развитие теоретических и прикладных направлений, обеспечивающих научное сопровождение подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусства, включая изучение южно-российской региональной культуры;
- развитие партнерских отношений с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования в области художественно-творческих специальностей (Краснодарский краевой колледж культуры, Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова, Краснодарский музыкально-педагогический колледж, Краснодарское хореографическое училище, Краснодарское художественное училище, детские музыкальные школы и др.) в целях обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования;
- развитие партнерских отношений с отечественными и зарубежными вузами и колледжами в рамках академических обменов преподавателями и студентами в целях реализации принципов Болонского процесса и совместной научно-ис-
"Культурная жизнь Юга России "
52 —
М> 1 (30), 2009
следовательской и художественно-творческой деятельности (Библиотека Академии наук России, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Российская академия музыки им. Гнесиных, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Ростовская государственная консерватория им. С. Рахманинова, Московский художественно-промышленный институт им. С. Г. Строганова, Российская академия театрального искусства, Киевский государственный университет культуры и искусств. Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Г. Сковороды, лондонский колледж М А ГУ Е К N Н ОII8 Е и др. Студенты университета регулярно участвуют во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях студенческих научных и художественно-творческих работ и проектов, где неизменно становятся победителями и лауреатами;
- сотрудничество с общественными научными организациями, включая такие формы совместной деятельности, как научный туризм, участие в между народ ны х научных конференциях в Болонье (Италия) и Иерусалиме (Израиль), создание российско-канадского международного Открытого Центра глобалистики в сфере куль-
туры и искусства на базе Краснодарского отделения Российского философского общества, кафедры философии и политологии КГУКИ, Фонда «Добро» и канадской некоммерческой организации Canadian Kindness Society.
Проводимые мероприятия характеризуют университет в контексте развития внешней среды с учетом предполагаемой значимости вышеназванных факторов. Следовательно, мы рассматриваем стратегическое планирование развития КГУКИ как процесс, опирающийся на оценку настоящих и будущих возможностей и угроз среды путем исследования изменяющегося характера этой среды и стандартов конкуренции внутри данной области, а также на оценку сильных и слабых сторон вуза для определения его сравнительных преимуществ, необходимых для конкуренции.
Литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.
2. Брынза В. В., Соловьев В. Г1. Стратегия управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2. С. 15-19.
3. Кириллина Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям // Высшее образование в России". 2001. № 5. С. 35-37.
4. Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. 2005. №4. С. 9-18. "
A. V. SKRIPKINA. METHODS OF THE ANALY5IS OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT IN STRATEGY OF HIGH SCHOOL DEVELOPMENT
The article is dedicated to the analyses of the external and internal environment in the higher educational institution. The author reveals the foundation on which the University of culture and arts can he based in realization of its strategy in modern conditions.
Key words: competitiveness, positioning, image, corporate mission, strategic partners.
0. В. ПЕНКИНА
К ВОПРОСУ О КОРРЕЛЯЦИИ КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимоотношений креативности и интеллекта, приводятся факты относительной независимости интеллекта и креативности.
Ключевые слова: креативность, интеллект, Щ, дивергентное мышление, конвергентное мышление.
Проблема корреляции креативности и интеллекта в системе музыкального образования сегодня носит дискуссионный характер. Интеллект и креативность на протяжении длительного времени ассоциировались друг с другом в научных теориях, так как их относили к числу общих способностей. В связи с этим теории по изучению данной проблемы столь многообразны и многочисленны, что в одном обзоре невозможно представить их сколько-нибудь полное описание. Выделим основные подходы.
1. Разделение креативности и интеллекта считается неправомерным, так как высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. В этом случае креативность - лишь компонент общей умственной одаренности. К данному направлению принадлежат научные исследования Дж. Гилфорда (который только первоначально включал в структуру креативности интеллектуальные параметры, тем самым постулируя положительную связь между интеллектом и креа-