Научная статья на тему 'Мобильность реагирования на изменения запросов потребителей образовательных услуг как фактор конкурентоспособности вуза'

Мобильность реагирования на изменения запросов потребителей образовательных услуг как фактор конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТАТУС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы реагирования на изменения потребностей в образовательных услугах, факторы формирования конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильность реагирования на изменения запросов потребителей образовательных услуг как фактор конкурентоспособности вуза»

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

T. I. STRAZHNIKOVA. INNOVATION TECHNOLOGIES OF TEACHING IN THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION: OUTLOOK OF DEVELOPMENT

The article deals with the perspective ethnopedagogical, multimedia, creative technologies of training in the system of musical education school - college - higher educational institution.

Key words: multilevel system of musical training, innovation technologies of education.

А. В. СКРИПКИНА

МОБИЛЬНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

Автор рассматривает реагирование на изменения потребностей в образовательных услугах и другие факторы формирования конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: мобильность, образовательные услуги, конкурентоспособность, статус, образовательные программы, имидж.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ) на протяжении четырех десятилетий формировался как вуз, имеющий структуру, достаточно гибкую для того, чтобы чутко реагировать на запросы рынка труда и при этом сохранять свою индивидуальность, неповторимость в ряду других высших учебных заведений Юга России.

Он был основан во второй половине прошлого столетия, в период, когда в стране был взят курс на целенаправленную подготовку кадров для всех сфер самодеятельной культуры. Со временем роль вузов культуры в стране росла и изменялась. Спектр их социальных функций обогащался и преобразовывался в соответствии с требованием адекватно реагировать на изменение запросов общества и потребности в специалистах определенного профиля. Сфера образовательных услуг расширялась. В последнее десятилетие двадцатого века в вузах культуры начали открываться отделения, обучающие студентов по консерваторским программам. С этого периода в названии учебных заведений такого профиля появилось новое слово: их стали именовать вузами культуры и искусств. Такое изменение статуса было связано с усложнением структуры, появлением новой отрасли образовательной деятельности, приблизившей учреждения культуры к охвату всех уровней современной художественной жизни при становлении личности, свободной от идеологических рамок.

Сегодня мобильность вузов культуры и искусств связана с качественным и эффективным функционированием образовательной системы, совершенствующейся в соответствии с потребностями рынка труда. Этого невозможно достичь без тесной связи с органами управления культуры и с отраслями, для которых вуз готовит специалистов. Немаловажным аспектом планирования деятельности вуза является возможность получить необходимую информацию, проанализиро-

вать кадровое обеспечение всех сфер и отраслей культуры, определить ориентированность и мотивации молодежи на получение высшего образования в учебных заведениях. Без четкой проработки этого аспекта невозможно говорить о структурированном рынке труда, об успешной кадровой и образовательной политике в сфере культуры.

Выходя на рынок образовательных продуктов и услуг со своими программными предложениями, отраслевые вузы готовят специалистов разного уровня и профиля. В этой связи существен вопрос: являются ли выпускники «продукцией» вуза?

Можно согласиться с мнением о выпускниках как о специфическом «товаре», когда предприятия берут на работу выпускников с целью удовлетворения своей потребности в кадрах нужной квалификации. Однако нельзя принять однозначное утверждение о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов [1], ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение, а также самостоятельную работу выпускника над самим собой. Конечно, в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз. Самообразование в период пребывания в вузе, параллельное обучение на различных курсах, влияние семьи, окружающей среды тоже приносят выпускникам знания, умения и навыки, востребованные на рынке труда.

Вряд ли целесообразно рассматривать профессиональные качества в отрыве от других характеристик личности, также немало значимых при трудоустройстве и во время профессиональной деятельности. Предлагая всем студентам конкретного курса на конкретном факультете одну и ту же образовательную программу, вуз в итоге выпускает разных специалистов. Они отличаются друг от друга как по степени усвоения прой-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (31), 2009

денных программ и качеству знаний, так и по личностной ориентации, устремлениям, способности проявить себя в разных аспектах профессии. Поэтому на рынке труда вуз выступает именно как производитель образовательных программ - в том виде, в котором они освоены его выпускниками. В результате обучения по предложенным образовательным программам выпускники приобретают нужные рынку труда знания, умения и навыки, а вуз и далее совершенствует образовательные программы, оперативно реагируя на потребности в подготовке специалистов сферы культуры и искусств.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг во многом определяется возможностью обеспечить студенту качественное образование в процессе обучения и после получения диплома. Не требует доказательств тот факт, что рынок труда влияет на критерии, которыми руководствуется общество при оценке качества образования и предоставленных вузами образовательных услуг. В этом смысле мобильность как характеристика деятельности вуза складывается из двух компонентов. С одной стороны, это постоянное изучение рынка труда, а с другой - продвижение образовательных программ учебного заведения навстречу потенциальным потребностям будущих студентов (расширяя тем самым круг абитуриентов). Следовательно, учебное заведение ориентируется на результаты такого анализа в масштабах города, края, региона, страны. Все это важно при прогнозировании спроса на образовательные услуги и определении целевой аудитории разрабатываемых вузом программ.

Имидж вуза играет важную роль не только как фактор организации учебного процесса, но и при формировании общественного мнения о вузе, определении его места в социально-культурной сфере региона. Этот вопрос недостаточно изучен. Как правило, разным видам имиджевых мероприятий придается большее значение в негосударственных вузах; они наиболее озабочены такими проблемами, как завоевание рынка и привлечение абитуриентов. На самом деле имидж любого вуза формирует обратную связь с рынком образовательных услуг: в зависимости от уровня профессионально и целенаправленно организованной деятельности по позиционированию вуза форми-

руются установки и направления - целостный пакет образовательных услуг, предоставляемых потенциальным потребителям.

Известно, что ежегодно вуз выходит на рынок труда с результатами своей образовательной деятельности, реализованными в знаниях, умениях и навыках выпускников. Выпускники предлагают свою рабочую силу предприятиям, а те в свою очередь оценивают квалификацию рабочей силы в виде стартовых зарплат и других условий найма. В результате этой сделки по продаже рабочей силы вуз не получает прямых материальных выгод, но ожидает получить определенный отклик - подъем престижа, увеличивающий приток абитуриентов (спрос на образовательные программы). Это упрочивает его положение среди других учебных заведений. Вот почему ряд специалистов придерживается мнения о том, что выпускники вуза являются объектом имиджа вуза, т. е. результатом имиджевой работы [2].

Краснодарский университет культуры и искусств одним из возможных факторов обратной связи с предприятиями считает заключение договоров. Если предприятие удовлетворено качеством выпускаемых вузом специалистов и заинтересовано в дальнейшем получении квалифицированных кадров, оно, как правило, готово оказывать вузу материальную, финансовую и иную помощь в обмен на приоритетное право отбора и найма выпускников. В этом смысле вуз (производитель образовательных программ, которые он предлагает на рынке образовательных услуг) опосредованно - через своих выпускников, которые в результате потребления образовательных продуктов вуза приобрели знания, умения и навыки, повысившие качество их рабочей силы, -выходит на рынок труда.

КГУКИ принадлежит ведущая роль в подготовке кадров с высшим образованием в области культуры и искусств, и вуз непосредственно заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно точнее соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее эти программы усваивали. Поэтому ведется серьезное изучение рынка труда, накапливаются сведения о результатах имиджевой деятельности высшего учебного заведения. Это связано с тем, что, во-первых, рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные должности. Во-вторых, перспектива трудоустройства является важным мотивом, обусловливающим выбор образовательных продуктов потребителем. Следовательно, достоверная информация о рынке труда, предоставляемая вузом покупателям его образовательных продуктов, может увеличить спрос на то, что повысит шансы успешного трудоустройства в будущем. Поскольку мобильное реагирование на изменение запросов потребителей и работодателей в сфере культуры и искусств есть путь к эффективному имиджу, вузу важно

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

иметь четкое представление о контактных аудиториях и составляющих процесса.

Итак, в рамках образовательных программ вузы разрабатывают учебники и учебные пособия, программы повышения квалификации своих сотрудников. Но неверно сужать круг потребителей образовательных услуг до специалистов, повышающих свою квалификацию, и студентов. Такой подход игнорирует более широкий круг заинтересованных лиц и активных участников процесса как внутри вуза, так и за его стенами. Здесь вопрос не в терминологии, а в конкретном распределении интересов различных групп населения в области приобретения продукции вузов. В контексте заявленной проблемы потребителями на рынке образовательных услуг являются прежде всего студенты. Однако поскольку вузы также выходят со своими образовательными продуктами опосредованно (через выпускников) на рынок труда, потребителями также выступают предприятия и организации, нанимающие выпускников.

Потребителями могут быть также другие вузы, персонал учебного заведения и работники разных отраслей. В этой связи широко используется термин «покупатель». Покупателем в данной ситуации является тот, кто принимает решение о приобретении образовательного продукта или услуги (например, родители и учащиеся, выбирающие учебное заведение в зависимости от целого ряда условий и параметров). Но и в этом случае возможна более широкая интерпретация термина «покупатель». Им становится фирма, оплачивающая обучение ребенка своего сотрудника; компания, посылающая своих работников на переподготовку; правительство, заказывающее вузам определенную программу подготовки специалистов.

Предприятия-работодатели не могут быть отнесены к покупателям образовательных продуктов вуза, поскольку приобретают они не сами образовательные программы, а сформированные на их основе знания, умения, навыки и прочие характеристики. Работодателей логичнее было бы рассматривать в составе категории «клиенты».

«Клиент» - наиболее широкий термин, включающий в свой состав всех возможных потребителей и покупателей, а также иные контактные аудитории, прямо или косвенно заинтересованные в деятельности вуза. Сюда могут быть отнесены фонды, финансирующие образовательные проекты и программы; журналисты, пишущие на темы образования и профессиональной подготовки; агентства по трудоустройству, собирающие базы данных о выпускниках вузов и их профессиональной карьере; поставщики учебной литературы; предприятия и организации, нанимающие выпускников вузов. Одним из клиентов вуза является выпускник (он одновременно выступает и как опосредованное воплощение продукта вуза и как одно из средств продвижения этого продукта на рынке труда).

Выпускник является и продуктом эффективной деятельности вуза. Подготовка студента осу-

ществляется в результате потребления предложенной вузом образовательной программы, а также реализации собственных усилий обучаемого, влияния его семьи, внешней среды, национальной культуры. В ходе обучения приобретаются качества и характеристики, необходимые, чтобы удовлетворить предъявляемый предприятиями и организациями спрос в рабочей силе нужного уровня и квалификации. Чем сильнее проявляются в профессионально значимых качествах и характеристиках выпускника особенности пройденной образовательной программы, тем точнее вуз реагирует на соответствующие требования работодателей. Соответственно и вуз получает отклик от целевых сегментов рынка труда, в которые принимают по найму его выпускников. Этот отклик, как уже говорилось, проявляется в таких материальных и нематериальных выгодах, как подъем престижа вуза, получение финансирования за счет договорных форм обучения, рост спроса на предлагаемые образовательные программы и т. д.

В случае повторного обращения выпускника за образовательными продуктами вуза (продолжение обучения в аспирантуре, получение второго высшего образования по другой специальности, прохождение курсов повышения квалификации и т. д.) выпускники подтверждают позитивный имидж вуза на рынке образовательных услуг.

Одним из непростых моментов сегодняшней ситуации в системе высшего профессионального образования является финансирование. Вопрос об оплате обучения для государственных вузов тоже немаловажен, поскольку практикуется так называемый коммерческий набор и оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе. Правильное позиционирование вуза (его образовательной программы) с точки зрения цен на предоставляемые услуги - достаточно важный компонент имиджевой стратегии, показатель мобильности на рынке труда. Покупатель образовательных продуктов будет готов заплатить более высокую цену, если производитель сможет наглядно продемонстрировать качественность образовательных программ: перечислить дополнительные услуги; детализировать характеристики, показывающие, чем данные образовательные программы отличаются от программ конкурентов; выявить параметры, повышающие уровень обучения, - в частности, профессиональную компетентность профессорско-преподавательского состава вуза.

Таким образом, выпускники вуза как носители его имиджа опосредованно характеризуют качество образовательных программ высшего учебного заведения. Уровень подготовки (демонстрируемые выпускниками знания и умения) влияют на стартовую зарплату: рынок труда учитывает качество предоставляемых вузом образовательных услуг. Мобильность реагирования учебного заведения на изменение запросов потребителей образовательных услуг должна рассматриваться в контексте формирования имиджа вуза. Это позволит ему сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009

36 —

Литература

1. Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М., 1997.

2. См.: Гусев В. В. Некоторые аспекты работы университета в условиях перехода к рыночной экономике // Вуз и рынок. Кн. 1. М., 1997. С. 74-87; Заславский И. Е., Григорьянц Г. Н., Кузьмин В. А. Совершенствование организации

трудоустройства молодежи в региональных комплексных программах повышения эффективности использования трудовых ресурсов. М., 1981. С. 38; Зуев А. Э. Особенности формирования молодежного рынка труда на современном этапе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1996; Кириллина Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 35-37.

A. V. SKRIPKINA. MOBILITY OF REACTION ON CHANGES IN INQUIRIES OF EDUCATIONAL SERVICES CUSTOMERS AS THE FACTOR OF HIGH SCHOOL COMPETITIVENESS

The author researches the reaction on changes of needs in educational services as well as the other factors of high school competitiveness forming in the education market.

Key words: mobility, educational services, competitiveness, status, educational programs, image.

Е. Н. ГУСАРОВА

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в статье проведен анализ внутренних (комплекс личностных характеристик) и внешних (система профессионального образования) факторов, влияющих на формирование творческого стиля специалиста социономической сферы деятельности.

Ключевые слова: творческий стиль, креативность, технологичность мышления.

Современные направления в обучении специалистов предполагают формирование творческой личности профессионала как интегративного динамичного целого. Существует целый ряд проблем включения личности в творческую профессиональную деятельность. Особенно актуальны вопросы формирования творческого стиля специалистов социономической сферы деятельности -педагогов, психологов, менеджеров, консультантов и специалистов другого профиля в процессе профессионального обучения.

Творческий стиль личности является интегральной многоуровневой и динамической системой. Нами выявлено, что он позволяет наиболее полно описать особенности формирования будущего специалиста, на ранних этапах его профессионального становления избегая понятия «успешность». Это дает обучающемуся возможность на начальных этапах профессионализации наметить оптимальную модель вхождения в специальность и определить перспективы собственного развития как творческой личности.

Изучая особенности формирования креативности у будущих педагогов-психологов в условиях профессионального обучения, мы исследовали профессиональные личностные характеристики как регулятор данного процесса. Подбор диагностических методик проводился в несколько этапов:

- анализ имеющихся в литературе данных о психологических и педагогических особенностях формирования креативности;

- построение гипотетической структурной модели творческой личности педагога как субъекта профессиональной деятельности, основанной на выделении личностных предиспозиций и условий обучения и воспитания, содействующих профессиональному развитию;

- проведение диагностики актуального уровня развития креативности как интегральной характеристики творческой личности;

- сравнительный анализ этих уровневых значений развития креативности среди различных групп специалистов социономической сферы деятельности.

Базами исследования были Краснодарский государственный университет культуры и искусств (студенты 1-5-го курса педагогических специальностей), Кубанский государственный университет (студенты-психологи 1-4-го курсов факультета управления), Межрегиональный центр повышения квалификации при КубГУ (преподаватели психологии и практические психологи). Всего в эксперименте приняли участие 684 чел.

На основе гипотетической модели структуры творческой личности специалиста социономи-ческой сферы деятельности, включающей в себя перечень следующих качеств: коммуникативные умения, эмпатия, направленность личности, особенности индивидуальных стилей межличностных отношений (содержание демонстрируемой профессионалом реципиенту собственной «Я-концепции»), креативность, было проведено эм-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.