ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А Н. ЦАЦУЛИН, В.М. ТАРАСЕВИЧ, А.А. ВОЛКОВА
Александр Николаевич ЦАЦУЛИН — доктор экономических наук профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член Национальной академии туризма РФ, профессор кафедры финансового менеджмента Северо-Западной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (СЗИУ — филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург).
Автор более 250 научных трудов.
Сфера научных интересов — статистика, анализ и ценообразование.
Валентина Михайловна ТАРАСЕВИЧ — кандидат экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПбГЭУ.
В 1960 г. окончила Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.
Автор более 50 научных и методических работ.
Сфера научных интересов — ценообразование, маркетинг, экономическая конъюнктура.
Анастасия Анатольевна ВОЛКОВА — аспирантка кафедры маркетинга СПбГЭУ.
В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет, Высшую школу менеджмента.
Автор 6 публикаций.
Область научной специализации — ценообразование, поведение потребителей.
^ ^ ^
28
А.Н. Цацулин, В.М. Тарасевич, А.А. Волкова
СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава Богу, У нас не мудрено блеснуть.
АС. Пушкин («Евгений Онегин») 1825, гл. 1, строфа 5
Для российских потребителей рост доступности услуг высшего образования в эпоху пресловутых рыночных преобразований вовсе не означал, что полученное в разных формах и разными способами образование расценивалось социумом как профессиональное, на что авторы статьи указывали еще шесть лет тому назад [4]. При этом работодатели, включая руководителей предприятий реального сектора экономики и сферы услуг, все активнее и более явно выказывали свое недовольство именно качеством подготовки выпускников отечественных вузов, в равной мере и столичных кампусов. И, как представлялось тогда (до финансового кризиса 2008 г.), изменение количественных и качественных характеристик системы высшего образования страны требовало существенно нового форматирования этой системы в посткризисных условиях глобальной нестабильности. Но изменилась ли обозначенная ситуация с тех пор к лучшему?
1. Инвестиции в так называемый человеческий капитал (ЧК) обычно рассматриваются представителями институциональной экономики как целенаправленное действие, ориентированное на повышение квалификации и развитие способностей и качеств любого индивидуума или их группы, а следовательно, и на рост производительности живого труда в самом широком смысле этой экономической категории. Инвестиции из любых источников государственного финансирования в ЧК осуществляются, как представляется авторам, в трех развернутых формах.
Первая форма — это собственно целевые расходы на образование; вторая форма — консолидированные бюджетные расходы на здравоохранение, обеспечивающее надлежащую работоспособность носителя рабочей силы; третья форма — предусмотренные федеральными программами расходы на внутреннюю отраслевую и межотраслевую мобильность, т. е. перемещение рабочей силы из мест с низкой производительностью живого труда в места с более высокой (и с соответствующей заработной платой); и на глобальную географическую мобильность молодежи при поисках результативного трудоустройства и благоприятной, перспективной персональной социализации.
Третья форма как таковая, возможно с оперативным государственным финансированием затрат (!?), может приобрести реальные очертания в современной России. И в озабоченное сознание россиян такую мысль заронил премьер-министр РФ Д.А. Медведев, выступая 30 сентября 2013 г. на пленарном заседании, прошедшем в рамках XII Международного инвестиционного форума в Сочи. «Всех нас ждут не самые простые времена, и именно сейчас нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом. Оно заключается в том, что у нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой... Кому-то — это может быть довольно значительная часть населения — придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства», — заявил глава правительства [16].
Обучение — это вид образования, а уже процесс образования — плановые процедура и совокупность образовательных технологий, по ходу реализации которых индивидууму (объекту образования) передают знания и одновременно формируют его навыки, умения, а также воспитывают необходимые компетенции. Достигнутый и зафиксированный в полученном аттестационном документе уровень образования — это один из способов распределения членов социума в общественной жизни страны в соответствии с индивидуальными природными способностями, талантами и потенциалом.
ГРНТИ 06.81.23
© А.Н. Цацулин, В.М. Тарасевич, А.А. Волкова, 2014
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
29
Достигнутый уровень образования является одним из компонентов, составляющих Индекс развития ЧК, или человеческого потенциала (ИРЧП), который в известной мере отражает уровень качества жизни той или иной территории. При этом под ключевой компетенцией как категорией понимается набор конкретных поведенческих характеристик, необходимых индивидууму для успешного выполнения той или иной конкретной работы или каких-либо отдельных функций. Причем компетенция в последнее время трактуется как видимая, доступная вербальной оценке и даже количественному измерению, совокупность характеристик, проявляющихся на поведенческом уровне [5. с. 215].
Новая образовательная модель предполагает смену очередной педагогической парадигмы, фокус которой смещается с позиций квалификационного на позиции так называемого компетентностного подхода. Реализация программ модернизации образования, создание и использование новшеств стали частью профессиональной деятельности ряда вузов страны, которые готовят кадры практически для всех отраслей и секторов народного хозяйства. Следует рассмотреть основные вопросы развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях различного уровня.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов, как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое значение. Словарное значение рассматриваемого термина «образование» как существительное от глагола «образовывать» можно, в первую очередь, трактовать в коннотации: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое — это, по существу, и есть инновация. Термин инновация, как известно, был введен в научный оборот Й. Шумпетером, который понимал под этим термином непосредственно фазу внедрения новшества, трансформацию изобретения, идеи, модели в реальный производственно-хозяйственный процесс.
Постоянный анализ и проверка — это плоть и кровь новаторства и изобретательства, что естественным образом связано с искусством пробуждать творческие способности как отдельной личности, так и коллектива единомышленников в условиях, как правило, чрезвычайно обширной и сложной научно-исследовательской деятельности всех уровней системы образования и науки в направлениях «Исследования и разработки» (Research&Development — R&D).
Для специалистов-организаторов, профессионально занимающихся этим вопросом, под термином R&D скрываются разные понятия, так сказать, по «цеховой» принадлежности. Ученый в университете занимается проблемными исследованиями, поисками «знания ради знания», но в режиме реального прибавления научного знания. Работа ученых и инженеров в отраслях секторов национальной экономики охватывает значительно более широкую область. Не чуждаясь проблемных исследований, основные свои усилия они все же направляют на то, чтобы практически использовать научные открытия и методы совершенствования техники и технологии, поставленных на службу всему социуму. Эта сторона их деятельности или, как принято говорить, разработка (D) требует особо тщательного планирования и предъявляет повышенные требования к качеству топ-менеджмента соответствующей организации.
С другой стороны, за термином R&D маячит поток идей, вращающихся в общественной среде, непрерывный обмен наиболее продвинутыми и ценными идеями. Умелое руководство подобным обменом вполне можно рассматривать как искусство распорядиться идеями с очевидной их ценностью для достижения определенных научно-практических и народнохозяйственных целей. Именно этот обмен идеями внутри одной страны, так же как и между странами в режиме глобализации и функционирования сетевой экономики, помогает каждому государству развивать свой научно-технический потенциал и совершенствовать свои абсорбционные возможности реального сектора экономики для инноваций. При этом, конечно, идеи не должны быть навсегда монополизированными одной личностью, одним предприятием-организацией или одним государством.
Весьма относительные, но все-таки локальные, успехи техники эпохи СССР в значительной степени объясняются тем, что серьезное внимание уделялось техническому новаторству. Достаточно сказать, что конкурентоспособные для того времени авиационные двигатели, произведенные в Рыбинске и Перми для самолетов ТУ-134, ТУ-154 и т. п., занимали 27 % мирового рынка моторов этого типа (да и по итогам 2013 г. российские авиадвигатели производителей из Уфы, Самары — так называемых центров компетенции — были самыми продаваемыми в мире, обогнав США). В учебных планах и рабочих программах советских вузов техника стояла наравне с наукой, и немало лучших умов страны занимались именно инженерно-технической деятельностью.
30
А.Н. Цацулин, В.М. Тарасевич, А.А. Волкова
Сложность и возможности современной техники почти безграничны, способности же отдельного человека гораздо более скромны. Поэтому грани индивидуального творчества раскрываются лишь в современных условиях научно-технической специализации. Однако для повышения эффективности всей системы необходимо наладить тесное сотрудничество специалистов, объединить их усилия для достижения общей цели. Только при соблюдении этого требования агрегированный итог может оказаться большим, нежели простая сумма составляющих его частей, ну хотя бы по синергетической схеме образования целого.
Желаемое и рациональное объединение усилий искомых специалистов — это стержень проблемы общественной продуктивности (результативности и эффективности). Как добиться желаемого контакта в конкретных научно-производственных ситуациях, часто бывает не вполне ясно. Безусловно, трудно создать и поддерживать длительное время предельно высокий уровень творческой работы ученых и инженеров различных специальностей. Но наладить между ними связи, объединить их усилия для комплексного и оперативного решения общих вопросов — задача куда более сложная и тонкая. Вдобавок, рост предприятия-организации, меняющий целеполагание, размеры и уровень специализации экономического субъекта, вызывает в означенных связях сбои, подчас с трудом поддающиеся устранению. Тем не менее без прочных связей между специализированными областями общий процесс совершенствования искомой системы в настоящее время немыслим.
Сложность работы руководителя программ в области R&D усугубляется необходимостью понимать и оценивать, в первую очередь, роль личностей, а не более привычную и понятную для бытового восприятия роль вещей. Большинство возникающих в наше время задач может быть решено при коллективном подходе и комплексной координации. Задачи, ставящиеся перед изобретателями, отличаются такой сложностью, требуют таких затрат, что ни один индивидуум не сможет справиться с ними в одиночку. Именно так развитие науки и техники сужает поле деятельности изобретателя-одиночки и вызывает к жизни армии соответствующих специалистов. Но где же эти армии отечественных специалистов, готовых к коллективным суждениям, состоящие из чутких и вдумчивых людей, обладающих к тому же критическими способностями конструктивного мышления и обширными познаниями?
2. Современная жизнь и в родном отечестве не стоит на месте, она предъявляет социуму быстро меняющиеся и возрастающие требования. С каждым днем разбухают в объеме новые познания и ветшают еще недавно приобретенные, и эти бурные процессы ставят перед исследованиями и разработками в области педагогики и образования поистине грандиозные задачи. Недаром пересматриваются многие традиционные формы обучения, заново формулируются цели образования и создается внушительный арсенал технических средств обучения и дидактических материалов, рассчитанных на новые и новейшие методы преподавания в рамках формулируемой отечественной образовательной парадигмы.
Таким образом, образование по своей сути уже является своеобразной инновацией. Проблема инновационного развития страны является ключевой для занятия Россией достойного места в мировом сообществе. Разве может считаться Россия великой державой, если она поставляет на рынок всего 0,2-0,3 % мирового уровня инновационных продуктов, тогда как США — 40 %, и если в Западной Европе инновации используют 80 % компаний, а в России — только 5 % [3; 12].
Инновация как средство и одновременно процесс предполагает введение чего-либо обязательно нового, переломного, кардинального. Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося, например в режиме работы в малых группах (до 8 человек) и даже индивидуальных занятий (консультации, зачеты, экзамены, коллоквиумы и пр.). В этом случае в малой группе происходит овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций [8].
Как представляется авторам настоящей статьи, общими целями инновационного по замыслу образования в рамках заявленной парадигмы являются:
1) обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития обучающегося;
2) создание надлежащих условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
3) научение и освоение научной методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
31
Объявленная Минобрнауки РФ концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть ее реализации возлагает на регионы и непосредственно на образовательные учреждения, предоставляя им возможность не только самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности за достигнутые результаты. Реализация национального образовательного проекта, естественно, включает в себя: повышение качества образования, освоение профильного дистанционного обучения, внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и в процесс управления системой образования, обеспечение ее материальнотехнической базы, формулирование новых принципов финансирования и самостоятельного управления вузов. Вот далеко не полный перечень приоритетных задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев системы образовательных учреждений.
Сейчас все народнохозяйственные отрасли страны нуждаются в работниках, которые проявляют инициативу в поисках заказных работ на рынке и в создании новых рабочих мест. Старая школьная и вузовская системы были вполне эффективными в деле подготовки работников в условиях, когда инициатива и творческие способности не проверялись, не подвергались валидации и не вознаграждались соответствующим образом. Но ныне такие навыки, как полезная, разумная инициатива, творческий подход к поиску и применению найденной научной информации, пользуются на рынке труда наибольшим спросом. Вопрос заключается в том, сможет ли образовательная система в области профессиональной подготовки в ходе своего реформирования сместить акценты, чтобы удовлетворить не только эту, но и другие новые и новейшие потребности, которые еще только намечаются и формируются не всегда явно.
Например, в коммерческой и предпринимательской деятельности необходимы такие знания, навыки, умения и компетенции, как подготовка и работа с компьютерными текстами на иностранных языках (в современных западных ТНК знание трех иностранных языков помимо родного — обычное требование к линейным менеджерам), свободные и продуктивные контакты с клиентами и партнерами, в том числе зарубежными, составление креативных рекламных текстов, посланий, умелое планирование бюджета организации, профессиональное открытие нового бизнеса, создание нового бизнес-процесса и мн. др.
Компетенции расширяют этот набор за счет таких важных комплексных характеристик, как интеллектуальное и культурное развитие, ценностные ориентации, профессиональные мотивация и самоопределение, профессионально-этические компоненты, уже упомянутая профессиональная мобильность, способность использовать знания для принятия самостоятельных профессиональных решений, приобретение практического опыта и т. п. Все сказанное в совокупности определяет способность и готовность личности осуществлять профессиональную деятельность в широком и многообразном контексте.
Ведущей фигурой организации современного производства и сбыта продукции в условиях второго десятилетия XXI в. становится информационно-ориентированный работник — этакий «синтетический специалист», по существу, менеджер-исследователь, аналитик потребительских и финансовых рынков, специалист по корпоративным сетям, созданию и поддержанию эффективных коммуникаций, специалист по организации рекламных и РР-кампаний, маркетолог, выстраивающий сети отношений с потребителями целевого рынка. Согласно экономической теории готовый рыночный продукт (собственно товар) в постиндустриальную эпоху становится все более насыщенным информацией и знаниями, что и обеспечивает ему высокую экономическую добавленную стоимость (от англ. Economic Value Added; ЭДС) и необходимую инновационность.
Соответственно, приоритетными становятся профессии, связанные с оперированием информацией по глобальным сетям, обеспечивающие увеличение ЭДС продукта на всех стадиях производственного цикла и технологических цепочек — от ресурсов на входе до трансформации в самой организации и сбыта готового продукта потребителю на выходе. При этом основополагающими качествами такого профессионала, нашпигованного инновационными технологиями, становится подлинная образованность (не путать с графой кадровой службы «образование»), креативность, экономическая проницательность и чутье финансового аналитика.
В дальнейшем все более жесткие требования будут предъявляться к качеству ЧК, и «информационный работник» должен, наряду и благодаря накопленному ЧК, обладать так называемым проектным типом мышления. В основе проектного типа лежит не интерес к стабильной, гарантированной
32
А.Н. Цацулин, В.М. Тарасевич, А.А. Волкова
и постепенной карьере в рамках одной структуры, а подлинный интерес к конкретному проекту и общественное (цеховое) признание фигуранта среди коллег-профессионалов с эквивалентными личностными характеристиками и параметрами.
Очевидно, что в ближайшие 15 лет неизбежно предстоит смена национальной экономической модели — от ресурсной модели к ее индустриальной (постиндустриальной, реиндустриальной и т. п.) разновидности. Появляется острая потребность в отраслевых менеджерах, которые могут работать в реальном секторе экономики. Бизнес идет в направлении развития информационно-сетевой экономики, тех или иных форм аутсорсинга. Одновременно должны происходить изменения характера и уровня требований к качеству рабочей силы не только в профессионально-квалификационной сфере труда, но и в социально-психологической и социально-культурной сферах.
Если основными востребованными морально-психологическими качествами рабочей силы в индустриальную эпоху были, прежде всего, дисциплина, знание своего места, жестко обозначенного в организационной иерархии и технологической цепочке, регламентная исполнительность, то новые императивы настаивают на большей инициативе и самостоятельности работника, его способностях работать во временных трудовых коллективах, рабочих группах, оперативных творческих командах, его высокой мотивации к переобучению, приобретению нового научного знания, инновационных умений и иных востребованных временем навыков.
Плохо, когда самоцелью модернизации становится некая «инновационная» активность, по сути выливающаяся в пустословие. Еще хуже, если результатом «модернизаторской» деятельности на самом деле становится контрмодернизация, т. е. разрушение, например, некогда высококачественной системы российского образования. Поэтому любая образовательная реформа или «модернизация» при отсутствии ее правильно осознанной и верно сформулированной цели в лучшем случае — это излишняя суета и затратный официоз, в худшем — вольная или невольная деструкция культурнообразовательных ценностей общества, слом его вех и размывание скрепов.
Поэтому обществу необходимо выработать четко осознанное представление, каким сегодня должен быть идеальный выпускник российского вуза для национальной экономики на всех уровнях подготовки — бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Этот же образ одновременно послужит и целевым ориентиром для подготовки педагогических кадров высшей квалификации для профильных факультетов вузов, готовящих кадры для отраслей народного хозяйства и видов экономической деятельности. А особое внимание следует уделить организации подготовки менеджеров перспективного планирования и использования инноваций в создаваемом новом технологическом укладе национальной экономики.
3. Как следует относиться к формированию в настоящее время глобальной системы упомянутого выше дистанционного способа получения высшего образования через Интернет? Насколько успешной может оказаться реализация подобной модели на постсоветском пространстве? Окажутся ли заслуживающими доверия дипломы разных степеней и уровней, полученные дистанционно? Ведь не символическая учеба в университете предполагает, что студенты тесно общаются с преподавателями, а полноценный учебный процесс, осуществляемый в стенах кампуса, состоит не только из лекций и презентаций. Здесь следует вспомнить о существовании идеальной модели университета всестороннего образования, разработанной еще В. Гумбольдтом (1831-1833) и построенной на синтезе принципов: академические свободы (при одновременной ответственности перед потребностями государства и общества) и единство преподавания и исследования [13]. Воплощение гумбольдтовой модели, разумеется, недостижимо в любой из известных интернет-моделей.
Но интернет-модель высшего образования в условиях глобализации и в среде наиновейших, совершенных IT обеспечивает известную конкурентоспособность малоизвестных, дешевых и агрессивных вузов на фоне куда более серьезных и именитых конкурентов, но не разработавших надлежащим образом собственную политику и стратегию существования в сфере интернет-образования или не заявивших о себе вовсе на этом сегменте рынка дистанционных образовательных услуг. Последние из перечисленных субъектов рынка образовательных услуг могут оказаться аутсайдерами в этой двусмысленной и сомнительной, по мнению авторов, гонке за всеобщим высшим образованием.
Естественно, безотносительно гонки, победить должно качество фундаментальной образовательной услуги, но цена на конкретную такую услугу также играет свою заметную роль при осуществлении потребительского выбора. Как отмечает профессор Э. Хаберле из Университета Сан-Франциско
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
33
(США), если Гарвард предлагает некий учебный интернет-курс за $5000 тыс., а параллельно получено предложение от Community College из Миссисипи за аналогичный курс в половину указанной стоимости, то выбор потребителя можно будет в большинстве случаев предсказать с высокой степенью вероятности [11, с. 67].
Другой известный случай еще более поучителен. Так, Технический университет Джорджии в Атланте предлагал в 2013 г. полноценный учебный курс с дипломом магистра в области Computer Science, и в условиях нахождения в университетском кампусе стоимость обучения составила $45 тыс.; тот же самый курс, но в Интернете был оценен в $7 тыс.
При полной идентичности дипломов этого вуза по разным формам обучения большинство потребителей образовательных услуг, безусловно, выберут онлайн-способ обучения, а университет при этом заработает гораздо больше, чем при стационарном варианте обучения*. Но такое возможно лишь при одном условии: когда у вуза зафиксирована хорошая репутация в обычных образовательных моделях. А если эта репутация при неудачной реализации онлайн-программ окажется разрушенной и умрет, как убедить потенциальных потребителей образовательной услуги учиться дистанционно?
Увы, репутация большинства российских, даже по-своему флагманских, вузов невысока. И коренные проблемы высшего (профессионального) образования на постсоветском пространстве, в условиях инновационного развития экономики, власти в посткризисный период попытались преодолеть путем создания в 2009 г. сети федеральных научно-исследовательских университетов. Эта в целом здоровая инициатива потребовала даже перераспределения финансовых потоков в сложной экономической ситуации преодоления последствий кризиса ликвидности. По замыслу инициаторов, такое переформатирование вузов позволило бы интенсифицировать фундаментальные и прикладные научные исследования, нацеленные на инновационные результаты. Та же система, которая существует сегодня, т. е. наука при кафедрах, чрезвычайно важна, поскольку она повышает уровень подготовки специалистов, опираясь на комплексные кафедральные научные исследования, особенно при соответствующей подпитке грантами. Но, к сожалению, система является недостаточной с точки зрения реального присутствия на рынке новых технологий и нового оборудования с заданным уровнем инновационности.
Поэтому одним из приоритетных вопросов в современном университетском мире становится научный менеджмент, который определяет пути движения (траекторию) научных разработок на рынке технологий и оборудования. Сегодня на импортозамещающий рынок нужно выходить не с изобретениями или идеями (хотя они сами по себе дорогого стоят), а с готовыми изделиями, пилотными образцами и новыми технологиями, которые уже получили финансовую и организационную поддержку, но требуют немедленной коммерциализации.
4. Конечно, с учетом сокращения расходов на образование вузы любых организационно-правовых форм будут испытывать в обозримой перспективе трудности финансирования своей профильной деятельности. Поэтому вопросы образования цен и тарифов на образовательные услуги в нишах традиционного планового коммерческого и дополнительного образования приобретают особое значение и требуют обстоятельного анализа. Какими должны быть цены? Достаточно ли будет поиграть с ценами в разных ситуациях, чтобы окончательно установить какой-либо ценовой уровень? Без специального исследования здесь не обойтись, и такое исследование было проведено авторами настоящей статьи.
На рынке потребительских товаров и услуг часто присутствует покупатель, который намного хуже продуцента осведомлен об имеющихся на рынках альтернативах и, соответственно, действует далеко не самым рациональным образом, а зачастую склонен и к «показному потреблению». Чувствительность покупателя-потребителя к цене — это мера его реакции на уровень предлагаемой ему цены и, соответственно, его готовности совершить покупку. В авторском исследовании было выделено 16 наиболее существенных факторов.
Описание исследования. Цель исследования: выявить особенности восприятия цен потребителей образовательных услуг. Объект исследования: общественное мнение потребителей (студентов) отно-
* Вот она — лучезарная перспектива замены «дорогостоящих» профессоров «дешевыми» ассистентами. Заметим, правда, что, во-первых, это касается главным образом западных систем оплаты труда ППС образовательных организаций (вошедшее в традиции университетов содержание «дорогущих» профессоров). А, во-вторых, здесь неминуем разрыв единства исследовательской и преподавательской функций университета.
34
А.Н. Цацулин, В.М. Тарасевич, А.А. Волкова
сительно цен на образовательные услуги высшего образования. География исследования: Санкт-Петербург. Период исследования: выборочное наблюдение проводилось с июня по октябрь 2014 г. Тип выборки: стратифицированная по трем вузам разной организационно-правовой формы.
Основа выборки: студенты (бакалавры, магистры, специалисты), а также те, кто уже закончил обучение в одном из трех вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербургский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО СПбГЭУ), Санкт-Петербургский университет управления и экономики (НОУ ВО СПбУУиЭ). Объем выборки: 120 респондентов, среди которых 58 % являются покупателями образовательных услуг в СПбГУУ, 27 % — в СПбУУиЭ и 15 % — в СПбГУ.
Условия отбора: респонденты должны были обучаться на факультетах экономики или менеджмента на платной основе и получать первое высшее образование по очной форме обучения. Данные учебные заведения были выбраны по принципу сопоставимости ценовых сегментов вузов Санкт-Петербурга. Так, стоимость обучения за год в СПбГУ на выбранных факультетах составляет примерно 300 тыс. руб. (высокий ценовой сегмент), в СПбГЭУ — 150 тыс. руб. (средний ценовой сегмент), в СПбУУиЭ — 40 тыс. руб. (низкий ценовой сегмент).
Метод сбора данных: письменный опрос, а также опрос по средствам электронной почты и программы для онлайн-опросов Survio. Описание исследования: в ходе количественного исследования был проведен опрос с целью выявления наиболее значимых факторов, влияющих на принятие решения о покупке образовательных услуг. При этом вопросы анкеты условно можно разделить на две части.
Первая часть — основная — включает перечень утверждений. Потребителям предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале, где под номером «1» подразумевается ответ «абсолютно согласен», а под номером «7» — «абсолютно не согласен». Вопросы данной части составлены с использованием результатов исследований из работы Флориана Симса “Preis wahmehmungvon Dienstleistung-en” [14]. Для программы статистического наблюдения было выделено 16 основных факторов, влияющих на восприятие цен покупателями в процессе принятия решения о покупке образовательных услуг: важность цены; внешняя референтная цена; ценовые знания; ценовая надежность; бюджетные ограничения; внутренняя референтная цена; ценовые ожидания; ценовая прозрачность; ценовая справедливость; условия оплаты; ценовая благоприятность; ценовое достоинство; цена как показатель качества; ценовые эмоции; ценовая безопасность; ценовые пороги. Все вопросы анкеты можно распределить по названным факторам.
Вторая часть анкеты касается общих сведений о потребителе: пол, возраст. Также в данной части респондентам предлагается ответить на вопросы, касающиеся использования образовательных услуг, с тем чтобы определить: вуз, в котором обучается или обучался респондент; часть бюджета, которую составляет оплата образовательных услуг; каким образом респондент оплачивает образовательные услуги; год окончания обучения (фактический или планируемый); источник финансирования обучения; образовательную степень.
Здесь своевременным будет рассмотреть 13-й фактор из перечня первой части опросного листа — «цена как показатель качества». Покупатель обычно воспринимает цену как известное количество денежных средств, которое ему предстоит заплатить на рынке за право получения экономического блага в свою собственность. Но на товарном рынке встречаются отклонения от этого простейшего случая, когда цена на благо сама становится сигналом желаемого качества. При этом традиционно выделяются три группы таких благ (товаров и услуг): имиджевые; эксклюзивные; блага без иных характеристик качества. Все эти разнородные экономические блага объединяет одна характерная черта — по отношению потребителя к этой группе прослеживается проявление эффекта оценки качества через цену.
Если имидж говорит громко сам за себя, то высокая цена может быть положительно оценена потребителем и в случае, когда речь идет об эксклюзивных товарах. Повышение цены подчас увеличивает полезность такого блага за счет не всегда верно измеряемой характеристики — ограничения числа конкурирующих рыночным способом за благо потребителей из числа малообеспеченных претендентов.
Что же касается блага без иных характеристик качества, то здесь речь идет о ситуациях, когда потребитель не может оценить свойства и качество блага до его приобретения и начала использования или не в состоянии найти информацию о потребительских свойствах блага. В этом случае потребитель зачастую руководствуется представлениями о том, что высокая цена (косвенное свидетельство),
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
35
как правило, связана с высоким качеством блага. Чем в большей мере потребитель вынужден полагаться на цену как на индикатор конкретного качества, тем менее он будет чувствителен к уровню цены. Склонность же потребителя к сравнительному анализу свойств и цен конкурирующих благ существенно зависит от соотношения уровня цен и тех усилий, которые надо приложить для сокращения затрат на покупку, например путем поиска более дешевой альтернативы анализируемому благу.
Как известно, философская категория качество отражает важную сторону объективной действительности — ее определенность. Проблемы этого понятия и все, что связано с качеством, детально исследованы в работах представителей Петербургской научной школы качества [см., напр.: 9]. Качество объекта (в нашем случае — блага, образовательной услуги), как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, воспринимаемым целиком, охватывая его полностью, в его связях с окружающей средой, и неотделимо от него. Вместе с тем качество, являясь инструментом идентификации объектов, позволяет объединять их на основании имеющейся у них общности или выделять множества (систему) из окружающего сообщества. Сказанное в полной мере отвечает идеологии концепции системного качества, разработанной в свое время заслуженным деятелем науки, профессором А.И. Ротштейном [10].
Один из создателей немецкой классической философии Г. Гегель отмечал, что «из сравнения качества с количеством легко видеть, что по своей природе качество есть первое». Качество выступает как единичное количество. Философское определение качества, по Г. Гегелю, является базовым для любых попыток иного определения качества [2]. Словосочетание «некачественное благо» нелогично, ибо любой объект, в том числе и благо, не может не иметь качества, поскольку если нет качества у объекта, не существует и собственно объект.
Многие связывают термин «качество» с понятием «хороший» («качественная образовательная услуга» и т. п.), но понятие качества должно распространяться на любой объект, даже если он кому-то не нравится или кого-то не устраивает (яды, отходы, удобрения и т. п.). Выражение «повышение качества» имеет ограниченное применение и заменено в международных стандартах на термин «улучшение качества».
В 2005 г. Международной организацией по стандартизации (ISO) были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. При уточнении термина качество из его предыдущих дефиниций был исключен термин свойства. Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: характеристика ^ свойства ^ качество. Последнее определение по ISO 9000 : 2005 звучит следующим образом: качество — это степень соответствия присущих (собственных) характеристик требованиям. Под требованиями понимаются потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Свойство, как и качество, — категория философская и выражает такую сторону объекта (блага, образовательной услуги), которая обусловливает его различие или общность с другими объектами и обнаруживается в его отношении к ним. Свойство обычно обобщает ряд характеристик объекта. Рынок же ориентирован не просто на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение именно платежеспособного спроса покупателей, формируемого их потребностями. В определении качества понятие потребности является исходным и их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта.
Количество экономических благ в сочетании с их качеством лишь в совокупности определяют возможности удовлетворения потребностей. Для каждого конкретного вида блага существенно, насколько взаимосвязаны эти показатели и улучшение каких свойств экономического блага, скажем, образовательной услуги, обеспечивает меньшими затратами удовлетворение одних и тех же потребностей индивида. Объем потребностей является величиной и динамичной, и неустойчивой. Рост качества блага как потребительной стоимости, удовлетворяющей данную потребность, будет оказывать влияние в сторону уменьшения его требуемого количества.
5. Также целесообразно пояснить содержание девятого фактора из перечня, названного в данном контексте как ценовая справедливость, что в целом отражает другой аспект наших исследований. Обычно в работах по образованию цени тарифов выделяют несколько феноменов, связанных с ценовыми различиями. И среди таких феноменов интересными являются представление о так называемой справедливой, или относительной, цене, что также предполагает наличие имплицитной (неявной) связи между ценой на потребительское благо и его качеством, восприятие ценовых различий и некоторые
36
А.Н. Цацулин, В.М. Тарасевич, А.А. Волкова
другие. Все эти явления чаще всего выглядят как не очень логичные, не совсем рациональные поступки потребителя, совершающего покупку по ходу торговой операции.
Впервые понятие относительности цены в научный оборот ввел в XIII в. Фома Аквинский [1]. Важное место в его учении занимает теория так называемой «справедливой цены». Справедливой он считал такую цену, которая: 1) учитывает труд, затраченный на производство товаров, т. е. цена призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством и качеством труда и издержек, и в ней должны возмещаться затраты на хранение, доставку товаров, а также учтена страховка на случай возможной утраты товара; 2) дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению («пропитание по статусу»), т. е. один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой — церковнослужителю, третий — феодалу; 3) должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу, т. е. для представителей церковного сословия цена должна быть, разумеется, ниже, чем для крестьянина.
Еще раньше (811-813 гг.) термин «справедливая цена» появился в прообразе административного кодекса в Капитулярии о свершении справедливости (Capitularia regum francorum) франкского короля Карла Великого [6]. Справедливыми он полагал те цены, которые назначал сам и другие сюзерены королевства. А еще за 500 лет до этого римский император Диоклетиан принял в 301 г. закон о справедливых ценах (как он их понимал), единых на товары и услуги для всей Империи. Довольно быстро это привело к тому, что население территорий перешло на бартерные отношения и при этом расцвела спекуляция и коррупция [7]. Такова неожиданная эволюция понимания социально-экономической справедливости — новой эры справедливости.
Но ощущение нерациональности покупателя при покупке и неправильности продавца при продаже при анализе тех и других поступков происходит из неполного представления о закономерностях, по которым индивид принимает решения. Практически всегда это не логические принципы, а некие схемы рассуждения, позволяющие принимать решения о покупке/продаже с малым числом ошибок в достаточно стабильной ситуации и с малыми затратами и усилиями. Поэтому в обычных и устойчивых ситуациях обыденные умозаключения индивидуумов выглядят и логичными, и рациональными, и правильными, а при особых условиях выработки решения они приводят к логическим ошибкам.
Американские экономисты Thomas T. Nagle и John E. Hogan определяют справедливую (относительную) цену как представление потребителей о том, сколько должно стоить данное благо, какая цена будет для него справедливой, на что можно рассчитывать при покупке этого блага [15]. Следует заметить, что знание о величинах и механизмах изменения справедливой (относительной) цены оказывается существенно важным именно для продавца, так как только в сравнении с этими величинами потребитель / покупатель оценивает выгодность торгового предложения.
Указанные авторы отвечают на вопрос, как потребитель формирует свое представление о справедливой (относительной) цене? Окружающий мир, по их мнению, в восприятии индивида принципиально неоднороден, и он делит все явления и объекты, с которыми ему приходится сталкиваться, на классы, группы, категории, страты и т. д., которые организованы в некое подобие иерархической структуры, что находит свое отражение в таком технико-гносеологическом понятии, как категоризация. Однако эта умозрительная классификация нежесткая, без четко выделенных и постоянно применяемых критериев и счетных индикаторов. Индивид подсознательно пользуется ею, специально не задумываясь, не отдавая себе отчета в том, что он классифицирует. Ему кажется, что оценка, даваемая им тому или иному объекту, — нечто само собой разумеющееся.
На оценку объекта по неустойчивым критериям, относящим его к приблизительной категории, оказывает воздействие множество факторов. Для этой оценки потребитель чаще всего черпает информацию из контекста ситуации, в которой происходит оценивание, из соотношения с другими объектами того же типа, фигурирующими в ситуации, из знания о прошлом или предполагаемом в будущем состоянии данного объекта. Все эти информационные источники создают определенные нормали, точки отсчета категориальной сетки. И с помощью последних, как демонстрируют авторы, можно управлять категоризацией, а следовательно, и намечать справедливые (относительные) цены.
Выводы
1. Для той системы высшего образования, которая вполне благополучно существовала в России до рыночных преобразований и накопила много положительного, была характерна подготовка узких специалистов, что вполне соответствовало целям и задачам индустриального общества и отвечало ин-
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
37
тересам отраслевого принципа подготовки кадров. Неизбежный же переход к постиндустриальному обществу и инновационной экономике порождал новые требования к системе образования, которая должна быть ориентирована на доминирование довольно широкого профиля подготовки.
2. Подобный профиль обычно достраивается множеством приемов разнообразных образовательных технологий, включая инновационные, т. е. до кондиций такого работника, который требуется конкретным секторам экономики и собирательным отраслям народного хозяйства. Такая перестройка должна базироваться на совершенствовании системы непрерывного образования потребителя услуги более-менее точной идентификации спектра его будущих образовательных траекторий с учетом как прогнозируемых темпов профессионального и карьерного роста, так и длительности жизненного цикла (Life Cycle Analysis — LCA) образовательного продукта той или иной образовательной организации.
3. Наиболее важным аспектом исследования образования цен на образовательные услуги системы высшего образования по различным формам и способам обучения (и не только на коммерческой основе) является установление количественных соотношений и измерение существующих связей между уровнем рыночных цен и системным качеством предоставляемых образовательных услуг. С этой целью было предпринято изучение отмеченных соотношений на основе выборочного наблюдения за потребителями образовательных услуг трех петербургских вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аквинский Фома. Сума против язычников. Книга первая 1259-1264 / пер. Т.Ю. Бородай. Долгопрудный: Цифровая библиотека по философии, 2000.
2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 2012.
3. Дегтярев Г.М., Носов В.Н. О некоторых трудностях на путях инновационного развития России // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 2. С. 114-118.
4. Егорова Е.Б., Цацулин А.Н. Каким уровнем образования должен обладать профессионал рынка туристского продукта? Туризм — путь достижения Целей Тысячелетия: сб. материалов. Часть I. СПб.: Невский Фонд, 2008. С. 33-35.
5. Ефимов О.И. Коммуникативная компетентность // Международный журнал социальных и гуманитарных наук «Личность — Культура — Общество». Т. XII. 2010. Вып. 3. № 65-66.
6. Капитулярий о свершении справедливости (811-813) // Девятайкина Н.И., Мананчикова Н.П. Практикум по истории средних веков. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. 240 с.
7. Кравчук А. Галерея римских императоров. Доминат. URL: http://www.telenir.net/istorija/galereja_rimskih_im peratorov_dominat/index.php (дата обращения: 11.11.2014).
8. Миронов Д.Ф. Техническая реализация теоретических разделов УМК учебной дисциплины // Информационно-методическое и организационное обеспечение профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008.
9. Окрепилов В.В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011.
10. Ротштейн А.И. Очерки промышленной статистики. М.: Статистика, 1964. 412 с.
11. Сумленный С. Останется десять университетов // Эксперт. 2013. № 48, 2-8 дек.
12. Цацулин А.Н., Яковлев М.А. Показатели инновационной активности хозяйствующих субъектов: мифы и реалии // Вестник национальной академии туризма. 2013. № 2. С. 58-63.
13. ШнедельбахГ. Философия в Германии 1831-1933 гг. / пер. с нем. М.: Логос, 2002.
14. Siems F. Preiswahrnehmung von Dienstleistungen, 2003. 365 s.
15. Thomas T. Nagle and John E. Hogan. The Strategy and Tactics of Pricing: A Guide to Growing More Profitably. 4th ed. (Dec 3, 2005). 624 p.
16. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/682428 (дата обращения: 04.11.2014).