УДК 378 Д.В. Шамсутдинова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается некоторые аспекты формирования бренда вуза: значение, воздействия на потребителя, этапы формирования и атрибуты бренда высшего учебного заведения.
Ключевые слова: бренд, атрибуты бренда, этапы формирования, воздействие на потребителя.
Summary: This article is about of some aspects of the formation of a brand of high school: the importance, impact on the consumer, the stages of formation and the brand attributes of higher education.
Key words: brand, brand attributes, stages of formation, the impact on consumers.
В современных условиях, несмотря на повышенное внимание к проблемам
молодежи со стороны государства, ряд проблем остаются нерешенными. Например, наиболее острая из них - трудоустройство выпускников вузов. В условиях мирового кризиса и роста безработицы молодым специалистам особенно сложно найти свое место на рынке труда. При этом для высшего учебного заведения основными приоритетами являются следующие: достижение
устойчивого положения на рынке образовательных услуг, разработка новых направлений, расширение ассортимента предоставля-емых услуг. Решение указанных задач возможно при наличии положительного имиджа, сильного бренда, который предполагает высокий уровень
организационной культуры.
Формирование бренда начинается с момента выхода на рынок образовательных услуг, и его развитие является постоянным процессом. Образ вуза складывается у потребителя образовательных услуг,
работодателей, общественности в результате их контактов непосредственно с вузом, через рекламную продукцию, посещения выставок образовательных услуг, рынка вакансий, различных научно-практических конференций и т.д. Имидж и организационная культура являются неотъемлемыми факторами процесса формирования бренда. Внутренний образ бренда формируется у студентов, сотрудников, выпускников и профессорско-преподавательского состава. Внешний образ -это формирующиеся у абитуриентов и их родителей, партнеров, общественности, работодателей впечатления и ассоциации, связанные с данными высшего учебного заведения.
Понятие «бренд» включает:
•само образовательное учреждение со всеми его характеристиками;
•набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителем и приписываемых образовательному
учреждению (имидж);
•информацию о потребителе;
•обещания каких-либо преимуществ, дающихся потребителям.
Бренд воздействует на потребителя с разных сторон. С функциональной - бренд сообщает максимум полезной информации и гарантирует стабильную сумму
потребительских свойств для потребителей образовательных услуг. С психологической -создает устойчивые, долгосрочные положительные отношения с потребителем (лояльность). С культурной стороны (выступающей базой, основой существования бренда) - отражает систему ценностей, традиций и норм, которые разделяют целевой сегмент потребителей и образовательное учреждение.
По-нашему мнению, процесс создания бренда должен включать четыре этапа.
1. Позиционирование бренда -определение места на рынке, занимаемого образовательным учреждением по отношению к конкурентам.
2. Определение брендовой стратегии -нахождение путей, по которым будут использоваться ресурсы вуза для создания ценности бренда. Стратегия включает в себя ответы на следующие вопросы: кто является целевой аудиторией? Какое обещание (предложение) сле-дует сделать этой аудитории? Какое доказательство необходимо ей привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит? Какое конечное впечатление следует оставить?
3. Формирование идеи бренда — нахождение и разработка идеи, которую необходимо будет донести до потребителя. При разработке фирменного стиля могут использоваться уникальные свойства
образовательного учреждения и его услуг.
4. Анализ существующих брендов -изучение брендов вузов, присутствующих на рынке. Это позволит избежать дублирования, учесть ошибки и просчеты, совершенные конкурентами, или даже натолкнуть на оригинальную идею.
Определившись технологией создания бренда, необходимо размышлять о содержательной стороне процесса формирования.
Для формирования адекватной сегодняшнему дню вузовской культуры важно знать, каковы атрибуты бренда высшего учеб-ного заведения. К наиболее важным, на наш взгляд, можно отнести следующие:
•история вуза, известность в профессиональных кругах и обществе;
•стабильность вуза и перспективы профессионального развития;
•востребованность выпускников на рынке труда;
•качественный состав и профессионализм профессорско-преподавательского состава; •территориальное местонахождение вуза; •фирменный стиль;
•открытость и интегрированность учебного заведения во внешнюю среду.
За свою историю развития КГУКИ сформировал позитивный бренд на рынке образовательных услуг. Казанский государственный университет культуры и искусств является одним из ведущих российских вузов в сфере культуры и искусства. Вуз готовит высококвалифицированные кадры для большого региона Среднего Поволжья и Приуралья. и динамично развивается, в марте 2009 года успешно прошел аккредитацию, подтвердив свой университетский статус. Имидж вуза как «кузница» подготовки талантливых,
творческих личностей для сферы культуры становиться неоспоримым аргументом. Свой талант и знания, полученные в университете, выпускники нашего вуза успешно развивают и продолжают в своей практической деятельности в качестве руководителей профессиональных и самодеятельных художественных коллективов, актеров и солистов эстрады, педагогов
дополнительного образования, мене-джеров в
сфере культуры, директоров культурнодосуговых учреждений, руководителей культуры в городах и районах и даже министров культуры.
Диапазон подготовки специалистов в Казанском государственном университете культуры и искусств особенно расширился за последнее десятилетие. Появились специаль-но-сти в области музыки - вокальное искусство, инструментальное
исполнительство, дирижирование, музыкальное искусство эстрады; в области театра -актерское искусство, режиссура театра; в области хореографии -педаго-гика балета; в области народного художественного творчества; фольклора; дизайна; в области кино и телевидения; информационных ресурсов и книжного дела; социально-культурной деятельности, сервиса и туризма; экономики и управления; информатики; а также специалисты с новыми квалификациями -искусствоведы, культурологи, социальные педагоги, документоведы, педагоги-
психологи, специалисты музейного дела, по работе с молодежью, звукорежиссуры и режиссеры массовых представлений и праздников и др.
Проведенный опрос среди
первокурсников факультета Социально-
культурной деятельности доказывает то, что именно творческие специальности, предлагаемые для обучения, являлись привлекательными для выбора профессии. В настоящее время факультет ведет многоуровневую подготовку специалистов широкого профиля в области социальнокультурной деятельности. Подготовка
осуществляется на уровнях бакалавриата,
специалитета и магистратуры.
Относительно молодыми, но
зарекомендовавшими себя на рынке
образовательных услуг, являются
факультетские специальности:
«Культурология», «Социальная педагогика», «Музейное дело и охрана памятников», «Организация работы с молодежью», «Педагогика и психология», «Социально-культур-ная деятельность».
Работают три аспирантуры по специальностям факультета, два Совета по защите док-торских и кандидатских диссертаций.
Научную и учебно-методическую работу на факультете ведут более 20 докторов наук, профессоров, 58 кандидатов наук и доцентов и более 25 преподавателей.
За эти годы коллективом накоплен значительный научно-методический и педагогический опыт, что позволяет формировать у студентов университета представление о собственной культурной идентичности, профессиональной
компетентности, социокультурной
значимости приобретаемых профессий.
Факультет имеет тесные научно-творческие связи с ведущими вузами России: Московским государственным университетом культуры и искусств, Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, Краснодарским государственным университетом культуры и искусств, Челябинской государственной академией культуры и искусств и др.
Формирование бренда - долгосрочная, последовательная, систематическая работа, которая не может обойтись без активного позиционирования полезной информации о вузе.
Таким образом, организационная культура высших учебных заведений в большей степени, чем других организаций, должна быть ориентирована на репутацию и бренд вуза. Вместе с тем для достижения эффективного функционирования образовательных учреждений необходимо, чтобы бренд был сориентирован на укрепление организационной культуры. Этот результат, как мы полагаем, может быть, достигнут путем интеграции культуры бренда с внутрифирменной культурой.
1. Шевченко Д.А. маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. - № 4. - С. 24-3.
2. Князев Е.А. Бренд и общество = разделение ценностей (прошлое и будущее взаимовлияние) // Рекламные технологии. 2003. - N° 3. - С. 2-5.