Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования бренда учебного заведения'

Некоторые аспекты формирования бренда учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / АТРИБУТЫ БРЕНДА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ / BRAND / BRAND ATTRIBUTES / STAGES OF FORMATION / THE IMPACT ON CONSUMERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В.

В статье рассматривается некоторые аспекты формирования бренда вуза: значение, воздействия на потребителя, этапы формирования и атрибуты бренда высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about of some aspects of the formation of a brand of high school: the importance, impact on the consumer, the stages of formation and the brand attributes of higher education.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования бренда учебного заведения»

УДК 378 Д.В. Шамсутдинова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается некоторые аспекты формирования бренда вуза: значение, воздействия на потребителя, этапы формирования и атрибуты бренда высшего учебного заведения.

Ключевые слова: бренд, атрибуты бренда, этапы формирования, воздействие на потребителя.

Summary: This article is about of some aspects of the formation of a brand of high school: the importance, impact on the consumer, the stages of formation and the brand attributes of higher education.

Key words: brand, brand attributes, stages of formation, the impact on consumers.

В современных условиях, несмотря на повышенное внимание к проблемам

молодежи со стороны государства, ряд проблем остаются нерешенными. Например, наиболее острая из них - трудоустройство выпускников вузов. В условиях мирового кризиса и роста безработицы молодым специалистам особенно сложно найти свое место на рынке труда. При этом для высшего учебного заведения основными приоритетами являются следующие: достижение

устойчивого положения на рынке образовательных услуг, разработка новых направлений, расширение ассортимента предоставля-емых услуг. Решение указанных задач возможно при наличии положительного имиджа, сильного бренда, который предполагает высокий уровень

организационной культуры.

Формирование бренда начинается с момента выхода на рынок образовательных услуг, и его развитие является постоянным процессом. Образ вуза складывается у потребителя образовательных услуг,

работодателей, общественности в результате их контактов непосредственно с вузом, через рекламную продукцию, посещения выставок образовательных услуг, рынка вакансий, различных научно-практических конференций и т.д. Имидж и организационная культура являются неотъемлемыми факторами процесса формирования бренда. Внутренний образ бренда формируется у студентов, сотрудников, выпускников и профессорско-преподавательского состава. Внешний образ -это формирующиеся у абитуриентов и их родителей, партнеров, общественности, работодателей впечатления и ассоциации, связанные с данными высшего учебного заведения.

Понятие «бренд» включает:

•само образовательное учреждение со всеми его характеристиками;

•набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителем и приписываемых образовательному

учреждению (имидж);

•информацию о потребителе;

•обещания каких-либо преимуществ, дающихся потребителям.

Бренд воздействует на потребителя с разных сторон. С функциональной - бренд сообщает максимум полезной информации и гарантирует стабильную сумму

потребительских свойств для потребителей образовательных услуг. С психологической -создает устойчивые, долгосрочные положительные отношения с потребителем (лояльность). С культурной стороны (выступающей базой, основой существования бренда) - отражает систему ценностей, традиций и норм, которые разделяют целевой сегмент потребителей и образовательное учреждение.

По-нашему мнению, процесс создания бренда должен включать четыре этапа.

1. Позиционирование бренда -определение места на рынке, занимаемого образовательным учреждением по отношению к конкурентам.

2. Определение брендовой стратегии -нахождение путей, по которым будут использоваться ресурсы вуза для создания ценности бренда. Стратегия включает в себя ответы на следующие вопросы: кто является целевой аудиторией? Какое обещание (предложение) сле-дует сделать этой аудитории? Какое доказательство необходимо ей привести, чтобы показать, что это предложение чего-то стоит? Какое конечное впечатление следует оставить?

3. Формирование идеи бренда — нахождение и разработка идеи, которую необходимо будет донести до потребителя. При разработке фирменного стиля могут использоваться уникальные свойства

образовательного учреждения и его услуг.

4. Анализ существующих брендов -изучение брендов вузов, присутствующих на рынке. Это позволит избежать дублирования, учесть ошибки и просчеты, совершенные конкурентами, или даже натолкнуть на оригинальную идею.

Определившись технологией создания бренда, необходимо размышлять о содержательной стороне процесса формирования.

Для формирования адекватной сегодняшнему дню вузовской культуры важно знать, каковы атрибуты бренда высшего учеб-ного заведения. К наиболее важным, на наш взгляд, можно отнести следующие:

•история вуза, известность в профессиональных кругах и обществе;

•стабильность вуза и перспективы профессионального развития;

•востребованность выпускников на рынке труда;

•качественный состав и профессионализм профессорско-преподавательского состава; •территориальное местонахождение вуза; •фирменный стиль;

•открытость и интегрированность учебного заведения во внешнюю среду.

За свою историю развития КГУКИ сформировал позитивный бренд на рынке образовательных услуг. Казанский государственный университет культуры и искусств является одним из ведущих российских вузов в сфере культуры и искусства. Вуз готовит высококвалифицированные кадры для большого региона Среднего Поволжья и Приуралья. и динамично развивается, в марте 2009 года успешно прошел аккредитацию, подтвердив свой университетский статус. Имидж вуза как «кузница» подготовки талантливых,

творческих личностей для сферы культуры становиться неоспоримым аргументом. Свой талант и знания, полученные в университете, выпускники нашего вуза успешно развивают и продолжают в своей практической деятельности в качестве руководителей профессиональных и самодеятельных художественных коллективов, актеров и солистов эстрады, педагогов

дополнительного образования, мене-джеров в

сфере культуры, директоров культурнодосуговых учреждений, руководителей культуры в городах и районах и даже министров культуры.

Диапазон подготовки специалистов в Казанском государственном университете культуры и искусств особенно расширился за последнее десятилетие. Появились специаль-но-сти в области музыки - вокальное искусство, инструментальное

исполнительство, дирижирование, музыкальное искусство эстрады; в области театра -актерское искусство, режиссура театра; в области хореографии -педаго-гика балета; в области народного художественного творчества; фольклора; дизайна; в области кино и телевидения; информационных ресурсов и книжного дела; социально-культурной деятельности, сервиса и туризма; экономики и управления; информатики; а также специалисты с новыми квалификациями -искусствоведы, культурологи, социальные педагоги, документоведы, педагоги-

психологи, специалисты музейного дела, по работе с молодежью, звукорежиссуры и режиссеры массовых представлений и праздников и др.

Проведенный опрос среди

первокурсников факультета Социально-

культурной деятельности доказывает то, что именно творческие специальности, предлагаемые для обучения, являлись привлекательными для выбора профессии. В настоящее время факультет ведет многоуровневую подготовку специалистов широкого профиля в области социальнокультурной деятельности. Подготовка

осуществляется на уровнях бакалавриата,

специалитета и магистратуры.

Относительно молодыми, но

зарекомендовавшими себя на рынке

образовательных услуг, являются

факультетские специальности:

«Культурология», «Социальная педагогика», «Музейное дело и охрана памятников», «Организация работы с молодежью», «Педагогика и психология», «Социально-культур-ная деятельность».

Работают три аспирантуры по специальностям факультета, два Совета по защите док-торских и кандидатских диссертаций.

Научную и учебно-методическую работу на факультете ведут более 20 докторов наук, профессоров, 58 кандидатов наук и доцентов и более 25 преподавателей.

За эти годы коллективом накоплен значительный научно-методический и педагогический опыт, что позволяет формировать у студентов университета представление о собственной культурной идентичности, профессиональной

компетентности, социокультурной

значимости приобретаемых профессий.

Факультет имеет тесные научно-творческие связи с ведущими вузами России: Московским государственным университетом культуры и искусств, Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, Краснодарским государственным университетом культуры и искусств, Челябинской государственной академией культуры и искусств и др.

Формирование бренда - долгосрочная, последовательная, систематическая работа, которая не может обойтись без активного позиционирования полезной информации о вузе.

Таким образом, организационная культура высших учебных заведений в большей степени, чем других организаций, должна быть ориентирована на репутацию и бренд вуза. Вместе с тем для достижения эффективного функционирования образовательных учреждений необходимо, чтобы бренд был сориентирован на укрепление организационной культуры. Этот результат, как мы полагаем, может быть, достигнут путем интеграции культуры бренда с внутрифирменной культурой.

1. Шевченко Д.А. маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. - № 4. - С. 24-3.

2. Князев Е.А. Бренд и общество = разделение ценностей (прошлое и будущее взаимовлияние) // Рекламные технологии. 2003. - N° 3. - С. 2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.