Научная статья на тему 'Сущность как первопричина'

Сущность как первопричина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
428
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ / КАТЕГОРИЯ "СУЩНОСТЬ" У АРИСТОТЕЛЯ / СУЩНОСТЬ ПЕРВОПРИЧИНА / METHODOLOGICAL PRINCIPLE OF CAUSALITY / CATEGORY OF "ESSENCE" BY ARISTOTLE / ESSENCE A FIRST CAUSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самолева А. Н.

Показана связь категории "сущность" с методологическим научным принципом причинности и утверждением Аристотелем этой категории как первопричины реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AS A FIRST CAUSE

The connection of the category "essence" with the methodological scientific principle of causality and approval of the essence as a first causes of reality by Aristotle.

Текст научной работы на тему «Сущность как первопричина»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

УДК 001;62

СУЩНОСТЬ КАК ПЕРВОПРИЧИНА

А. Н. Самолева Научный руководитель - В. П. Жереб

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Показана связь категории "сущность" с методологическим научным принципом причинности и утверждением Аристотелем этой категории как первопричины реальности.

Ключевые слова: методологический принцип причинности; категория "сущность" у Аристотеля; сущность - первопричина.

ESSENCE AS A FIRST CAUSE

A. N. Samoleva Scientific Supervisor - V. P. Zhereb

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The connection of the category "essence" with the methodological scientific principle of causality and approval of the essence as a first causes of reality by Aristotle.

Keywords: methodological principle of causality; category of "essence " by Aristotle; essence - a first cause.

Смысл и содержание термина "сущность", на первый взгляд, исчерпывающе представлены в философской литературе как с метафизических (см. например, [1]), так и с диалектических [2] позиций. Его трактовка, по-видимому, не составляет проблемы ни для философии, ни для средств массовой информации, когда понятие сущность используют, что называется, "для красного словца".

Напротив, в концепции рациональных моделей реальности [3], целью которой является формирование логических основ единого естественнонаучного и гуманитарного теоретического знания, категория "сущность" является фундаментальной. Ее трактовка восходит к истокам методологии естествознания и радикально отличается от представлений, сложившихся в современном гуманитарном знании. Для понимания этих различий уместна цитата из работы [4] патриарха современного науковедения К. Поппера, который, негативно характеризуя галилеевскую философию науки (современное естествознания), выделяет три его тезиса:

"(1) Ученый стремится к нахождению истинной теории, то есть такого описания мира (в частности, его регулярностей, или законов), которое было бы также объяснением наблюдаемых фактов...

(2) Ученый может достигнуть успеха в окончательном обосновании истинности научных теорий — обосновании, не допускающем никакого разумного сомнения...

(3) Лучшие и истинные научные теории описывают "сущности" или "сущностную природу" вещей — те реальности, которые лежат за явлениями. Такие теории не нуждаются в дальнейшем объяснении и не допускают его: они являются окончательными объяснениями, и нахождение их есть конечная цель ученого".

Секция «Концепции современного естествознания»

Два последних тезиса, по мнению автора [4], является ошибочными. Такая оценка заложенных Г. Галилеем основ методологии естествознания весьма характерна для современного гуманитарного знания и, к сожалению, подчеркивает, тем самым, его умозрительность и поверхностность. Однако, так было не всегда.

Первые представления о сущностях реальности возникли еще в Древней Греции в V веке до Р. Х., но форму основной научной категории сущность приобрела в трудах Аристотеля [5]. С того времени основным стало определение сущности как первопричины бытия, как такой категории, постижение которой позволит установить самую общую закономерность причинно-следственных отношений в реальности. На сущность реальности, как на первопричину бытия, указывает и И. Кант: "Таким образом, высшая причина природы, поскольку ее необходимо предположить для высшего блага, есть сущность, которая благодаря рассудку и воле есть причина (следовательно, и творец) природы" [6].

Эта позиция положена в основу важнейшего методологического принципа науки - принципа причинности, утверждающего, что у всех процессов, наблюдаемых в реальности, имеется причина. Следовательно, рациональное освоение реальности должно быть направлено на установление в явной форме закономерностей причинно-следственных отношений реальности. Открытие таких закономерностей разного уровня общности позволяет делать обоснованные, часто, количественные прогнозы относительно будущего состояния реальности (так со времен И. Ньютона решаются актуальные проблемы человечества). Кроме того, такой подход позволяет решать и "обратную задачу" - поставить проблему рационального постижения первопричины реальности, выделение этой причины на наиболее общем, сущностном уровне.

Такое понимание сущности реальности углубляет представление о другом методологическом принципе научного исследования, сформулированном английским философом, логиком и церковным деятелем Уильямом Оккамом (1283-1349). Его методологический принцип очень прост: в науке не следует умножать сущности без необходимости. В научной методологии он получил название принципа Оккама (бритва Оккама). Ассоциация с бритвой здесь вполне оправдана - этот принцип, до сих пор действуя в науке, указывает на то, что первопричин реальности не может быть много. Он не только препятствует появлению в науке «псевдоновых» непродуктивных понятий или бесполезных, не связанных с новым знанием, теорий, но, прежде всего, утверждает существование в наблюдаемой, «видимой» реальности лежащих в ее основе сущностей, относящихся ко всей реальности в целом.

Библиографические ссылки

1. Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. 246 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

3. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2009. 132 с.

4. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // В кн. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы. М.: Прогресс, 1983. С. 240-378.

5. Аристотель. Сочинения: в 4 т.т. Т. 2. Категории. М.: Мысль, 1978. С. 51-90.

6. Кант И. Собрание сочинений в 8 т.т. Под общей ред. проф. А. В. Гулыги. Т. 4. Критика практического разума. 1788. М.: Из-во «ЧОРО», 1994. С. 521.

© Самолева А. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.