Научная статья на тему 'Различия между фундаментальными и методологическими принципами науки'

Различия между фундаментальными и методологическими принципами науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
520
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / FUNDAMENTAL PRINCIPLES / ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ / THE PRINCIPLE OF CAUSALITY / ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ / PRINCIPLE OF CONSERVATION / ПРИНЦИП РАССЕЯНИЯ / THE PRINCIPLE OF SCATTERING / АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП / ANTHROPIC PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпачёва Н.А., Жереб В.П.

Обсуждается природа фундаментальных и методологических принципов науки. Особое внимание уделяется рассмотрению различий между этими принципами и их сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENCE BETWEEN FUNDAMENTAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF SCIENCE

Article is aimed to full disclosure of fundamental and methodological principles of science. Particular attention is paid to consideration differences between these principles and their essence.

Текст научной работы на тему «Различия между фундаментальными и методологическими принципами науки»

Секция ««Концепции современного естествознания»

УДК 50

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ

ПРИНЦИПАМИ НАУКИ

Н. А. Карпачёва Научный руководитель - В. П. Жереб

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: lerochka.khan@mail.ru

Обсуждается природа фундаментальных и методологических принципов науки. Особое внимание уделяется рассмотрению различий между этими принципами и их сущности.

Ключевые слова: методологические принципы, фундаментальные принципы, принцип причинности, принцип сохранения, принцип рассеяния, антропный принцип.

THE DIFFERENCE BETWEEN FUNDAMENTAL AND METHODOLOGICAL

PRINCIPLES OF SCIENCE

N. A. Karpachyova Scientific supervisor - V. P. Zhereb

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lerochka.khan@mail.ru

Article is aimed to full disclosure offundamental and methodological principles of science. Particular attention is paid to consideration differences between these principles and their essence.

Keywords: the methodological principles, the fundamental principles, the principle of causality, the principle of conservation, the principle of scattering, the anthropic principle.

В науке принято разделять методологические и фундаментальные принципы. Содержательная составляющая научного знания представлена фундаментальными принципами - принципом сохранения, принципом рассеяния и антропным принципом.

В крайней форме идея рационального освоения реальности выражается в методологическом принципе рационализма, который признает разум единственной основой познания, нередко связывая этот процесс с постижением истины.

Христианские философы утверждают, что истина никогда не может быть окончательно постигнута разумом. Для большинства ученых заявление о том, что наука занимается поиском истины, а критерием истины является эксперимент, звучит, по меньшей мере, самонадеянно. Еще со времен Г. Галилея в науке утвердилось представление о погрешностях эксперимента. Наблюдения или эксперименты могут служить лишь проверкой следствий теории, а не ее «доказательством», поскольку для любой теории может быть проведен такой эксперимент, который не будет совпадать с ее следствиями, т. е. покажет границы применимости теории. Использование в этом случае понятия относительной истины и других ее суррогатов только усугубляет нелепости.

В связи со сказанным выше заметим, что если понятие истина относится к откровению и связывается с религией, то наука может претендовать только на некоторый уровень постижения сущности реальности. Иными словами, целью научного знания является постижение не истины, а сущности реальности.

Первые представления о сущностях реальности возникли в Древней Греции в V веке до Р. Х., но форму основной научной категории сущность приобрела в трудах Аристотеля. С того времени одним из основных стало определение сущности как первопричины бытия, как такой категории, пости-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

жение которой позволит установить самую общую закономерность причинно-следственных отношений в реальности.

Таким образом, вторым важнейшим методологическим принципом в науке можно считать принцип причинности, утверждающий, что у всех процессов, наблюдаемых в реальности, имеется причина, и, следовательно, рациональное освоение реальности должно быть направлено на выделение этой причины на наиболее общем, сущностном уровне, и установление в явной форме закономерностей причинно-следственных отношений реальности.

Наука во все времена занималась решением актуальных проблем, используя более или менее общие теории. Поэтому одним из следствий принципа рационализма и принципа причинности является утверждение о том, что научное знание - это теоретическое знание.

Методология науки, как указывалось выше, начала формироваться в Древней Греции, но определенно оформилась как важнейшая составляющая науки в ХШ-ХУ веках под влиянием идей Уильяма Оккама (1283-1349), английского философа, логика и церковного деятеля. Им был сформулирован важнейший методологический принцип научного исследования, который получил название принцип Оккама (бритва Оккама). Принцип очень прост: в науке не следует умножать сущности без необходимости. Он не только препятствует появлению в науке «псевдоновых» непродуктивных понятий или бесполезных, не связанных с новым знанием, теорий, но, прежде всего, утверждает существование в наблюдаемой, «видимой» реальности лежащих в ее основе сущностей, относящихся ко всей реальности в целом. В позитивной форме принцип Оккама утверждает, что только невозможность разрешения возникших проблем в рамках сложившихся представлений и необходимость в новой модели реальности может служить оправданием для поиска и введения в науку новых сущностей. Формирование классической науки и современных научных представлений происходило под сильным влиянием оккамизма.

Но теории в той или иной области знания - лишь абстрактное подобие ограниченной области реальности, ориентированное на установление для этой области науки причинно-следственных отношений количественного характера с приемлемым уровнем точности. Развитием представлений об ограниченности, т. е. наличии границ применимости любых теорий является методологический принцип дополнительности, сформулированный в первой половине ХХ века выдающимся датским физиком, создателем квантовой теории атома, лауреатом Нобелевской премии Нильсом Бором.

Даже краткое знакомство с методологическими принципами науки позволяет понять смысл методологии как системы закономерностей, относящихся к самой процедуре процесса познания, к его организации и формам. Эти закономерности превращают процесс познания в науку, но они не связаны с содержательной стороной научного знания.

Фундаментальный принцип - самый общий, сущностный уровень обобщения закономерностей причинно-следственных отношений, распространяющийся на всю реальность и лежащий в основе всего познания. В науке фундаментальный принцип имеет наддисциплинарный характер (т. е. относится не только к физике, химии и другим областям знания, но и ко всей реальности в целом) и ложится в основу всего процесса познания. Фундаментальные принципы выражают самые общие -сущностные отношения реальности, т. е. выделяют в реальности сущности, упомянутые в принципе Оккама, и характеризуют связанные с ними закономерности, что превращает их в логический фундамент моделей реальности.

В настоящее время в науке можно сформулировать три фундаментальных принципа: принцип сохранения, являющийся обобщением известных из физики законов сохранения вещества, энергии, импульса, момента импульса и т. п.; принцип рассеяния - распространение на всю реальность второго закона термодинамики в формулировке Р. Клаузиуса - принципа возрастания энтропии, а также активно обсуждаемый и претендующий на фундаментальный статус антропный принцип, появившийся в астрофизике во второй половине ХХ века в самой общей формулировке сверхантропного астрофизического принципа.

Принцип сохранения был известен еще древним грекам (обычно его связывают с именем Эм-педокла) и в современной формулировке гласит, что в реальности можно выделить такую перманентную сущность, которая не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а переходит из одной формы в другую в эквивалентных количествах.

Принцип диссипации утверждает, что в реальности взаимные переходы одних форм перманентной сущности в другие эквивалентны, но осуществляются в одном преимущественном направлении - от концентрированных форм к рассеянным - в самопроизвольных процессах. Это утверждение является обобщением принципа возрастания энтропии, который впервые был представлен научным

Секция «Концепции современного естествознания»

кругам Р. Клаузиусом в 1865 году как наиболее общая формулировка второго начала термодинамики, распространенного на всю Вселенную. Недраматическая форма этого принципа утверждает, что в изолированной системе энтропия 8 самопроизвольно возрастает до своего максимального значения. Максимальному значению энтропии соответствует состояние равновесия.

Антропный принцип был сформулирован во второй половине XX века астрофизиками Г. М. Идлисом, Р. Дикке, Б. Картером. Он констатирует существование неслучайной связи между параметрами Вселенной - мировыми константами - и присутствием в ней человечества. Анализ возможного варьирования основных мировых констант показал, что даже незначительное их изменение несовместимо с появлением во Вселенной жизни и, соответственно, разума, что приводит к заключению о невозможности существования нашей Метагалактики в наблюдаемом виде. В слабой форме антропный принцип утверждает, что наблюдаемый вид Вселенной не случаен, а является результатом ее тонкой подстройки. Сильный антропный принцип утверждает, что тонкая подстройка Вселенной осуществлялась для того, чтобы на некотором этапе ее эволюции во Вселенной появился наблюдатель. Под обобщенным понятием «наблюдатель» понимается человечество [2; 3]. Очевидно, что если обе - слабая и сильная - формулировки антропного принципа верны, то во Вселенной присутствует творческое начало. Творческое начало можно рассматривать как новую, ранее неизвестную в науке сущность реальности, а утверждение о его присутствии во Вселенной - как новый фундаментальный принцип. Такую «сверхсильную» формулировку можно рассматривать как фундаментальный антропный принцип, с помощью которого впервые за всю историю развития науки рациональным и непротиворечивым образом в науку введена роль Творца.

Библиографические ссылки

1. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, Красноярск, 2009. 132 с.

2. Идлис Г. М. Революции в астрономии, космологии и физике. М.: Либроком, 2013. 336 с.

3. Гусейханов М. К. Антропный космологический принцип // Соросовский образовательный журнал. 2000. № 6. С. 59-64.

© Карпачёва Н. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.