Научная статья на тему 'Становление фундаментального антропного принципа'

Становление фундаментального антропного принципа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курбанова Д.О., Жереб В.П.

Показано, что Антропный астрофизический принцип, сформулированный во второй половине XX века, в его «суперантропной» форме, является фундаментальным научным принципом, обеспечивающий формирование антропной рациональной модели реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление фундаментального антропного принципа»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

Д. О. Курбанова Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск.

СТАНОВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА

Показано, что Антропный астрофизический принцип, сформулированный во второй половине XX века, в его «суперантропной» форме, является фундаментальным научным принципом, обеспечивающий формирование антропной рациональной модели реальности.

Антропный принцип был сформулирован во второй половине XX века несколькими астрофизиками, в частности, Г. М. Идлисом, Р. Дикке, Б. Картером и в различающихся, но близких формах. В 1973 г. Б. Картер сформулировал это положение в виде следующего принципа, который ом назвал антропологическим: «...то, что мы можем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования» [1].

Этот принцип констатирует существование неслучайной связи между параметрами Вселенной - мировыми константами - и присутствием в ней человечества. Анализ возможного вида Вселенной при слабом (до 10 %) варьирования основных мировых констант показал, что даже незначительное их изменение несовместимо с появлением во Вселенной жизни и, соответственно, разума. Это привело к заключению о невозможности возникновения нашей Метагалактики в наблюдаемом виде случайным и ненаправленным образом. Антропный принцип устанавливает соотношение между фундаментальными свойствами Вселенной в целом и существованием в ней жизни и человека, или в более общей трактовке - между существованием наблюдателя и наблюдаемыми свойствами Вселенной. Основные черты наблюдаемой Вселенной являются необходимыми для возникновения и развития жизни - это объясняется тем, что мы наблюдаем не произвольную область Вселенной, а ту, в которой существует познающий эту Вселенную субъект (наблюдатель) и в которой реализовались необходимые для его существования условия. Или: мы являемся свидетелями наблюдаемых свойств Вселенной, пото-

му что при других ее свойствах развитие Вселенной протекало бы без свидетелей.

В слабой форме антропный принцип утверждает, что наблюдаемый вид Вселенной неслучаен, а является результатом ее тонкой подстройки с самого начала. «Сильный» антропный принцип утверждает, что тонкая подстройка Вселенной осуществлялась для того, чтобы на некотором этапе ее становления во Вселенной появился наблюдатель. Под обобщенным понятием «наблюдатель» понимается человечество. Очевидно, что если обе - слабая и сильная - формулировки антропного принципа верны, то во Вселенной присутствует Творческое Начало. Творческое Начало можно рассматривать как новую, ранее неизвестную в науке сущность реальности, а утверждение о его присутствии во Вселенной - как новый фундаментальный принцип. Такую «сверхсильную» формулировку можно рассматривать как фундаментальный антроп-ный принцип, с помощью которого впервые за всю историю развития науки рациональным и непротиворечивым образом в науку введена роль Творца [2].

Библиографические ссылки

1. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теория и наблюдения : сб. М. : Мир, 1978. С. 369-380.

2. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания ; СибГАУ. Красноярск, 2009. 132 с.

© Курбанова Д. О., 2013

УДК 669.713.7

Е. Н. Мандрусяк Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РАЗРЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Показано, что глобальные проблемы человечества по своей природе, масштабу влияния и последствиям допускают их разрешения в общем виде только научным путем - с помощью дедуктивной теории соответствующего уровня общности.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивили-

зации. Глобальность этих проблем проявляется в том, что, с одной стороны, эти проблемы касаются всего человечества и нет ни одного государства и ни одного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.