Научная статья на тему 'Сущность информационного обеспечения и его роль в инновационной деятельности'

Сущность информационного обеспечения и его роль в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4651
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATION SUPPORT / INNOVATIONS / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова О. В.

Своевременное формирование и предоставление актуальной и достоверной информации при осуществлении инновационной деятельности представляет собой сущность подсистемы информационного обеспечения. Построение эффективных схем информационных потоков организации, разработка методологии построения баз данных с помощью проведения анализа совокупности систем кодирования информации и существующего в организации интеллектуального «капитала знаний», напрямую влияют на эффективность и степень информационного обеспечения инновационной деятельности в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT MATTER AND ITS ROLE IN INNOVATION ACTIVITY

Timely preparing and providing of actual and reliable information during innovation activity realization is the essence of information support subsystem. Performing of information flow effective schemes, methodology development of database building by means of makingan analysis of coding information aggregate systems and existent intellectual knowledge capital in organization directly influence on efficiency and degree of information support of innovation activity in organization.

Текст научной работы на тему «Сущность информационного обеспечения и его роль в инновационной деятельности»

СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малахова О.В., аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Своевременное формирование и предоставление актуальной и достоверной информации при осуществлении инновационной деятельности представляет собой сущность подсистемы информационного обеспечения. Построение эффективных схем информационных потоков организации, разработка методологии построения баз данных с помощью проведения анализа совокупности систем кодирования информации и существующего в организации интеллектуального «капитала знаний», напрямую влияют на эффективность и степень информационного обеспечения инновационной деятельности в организации.

Ключевые слова: информация, знания, информационное обеспечение, инновации, инновационная деятельность.

INFORMATION SUPPORT MATTER AND ITS ROLE IN INNOVATION ACTIVITY

Malakhova O., the post-graduate student, Plekhanov Russian University of Economics

Timely preparing and providing of actual and reliable information during innovation activity realization is the essence of information support subsystem. Performing of information flow effective schemes, methodology development of database building by means of makingan analysis of coding information aggregate systems and existent intellectual knowledge capital in organization directly influence on efficiency and degree of information support of innovation activity in organization.

Keywords: information, knowledge, information support, innovations,innovation activity.

В России первые работы в сфере инноваций носили социальный характер, при этом инновации рассматривались как инструмент и метод социального развития страны в контексте научно-технического прогресса. Термин «инновация» в 1980-1990 гг. начинает активно использоваться в переходной экономике развития как самостоятельная категория, а также для обозначения ряда похожих понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.Анализ существующих в настоящее время определений понятия «инновация» приводит к выводу, что специфическими свойствами содержание инноваций являются изменения, научно-техническая новизна, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Выделим основные критерии, по которым можно классифицировать инновации и определить наличие их взаимосвязи с информационным обеспечением инновационной деятельности (табл. 1):

- Объект и предмет исследования (процесс, результат процесса);

- Цели использования.

Следует отметить, что вышеуказанные определения категории «инновации» не содержат в себе одной из основных составляющих ее реализации ? информационной. Так, согласно С.Ю. Ягудину [3] распространение инновации - это «информационный процесс, скорость, способ и форма которого зависит от мощности и качества коммуникационных каналов на рынке, особенностей восприятия информации субъектами, а также от их способностей к практическому применению данной информации».

Балабанов В.С., Дудин М.Н. и Лясников Н.В. считают, что процесс управления инновациями также осуществляется непосредственно через движение информации: внешней, внутренней, информации о состоянии объекта до и после управления им. Таким образом, движение информации представляет собой «сбор, анализ, хранение, контроль за ее передачей и оценка результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления»[2].

Вышеуказанные определения представляют инновации только как процесс создания и распространения информации. В отличие от них, автором предлагается определение, представляющее собой не только процесс движения информации, но и результат интеллектуальной деятельности, являющийся обязательной составляющей инновации, а именно:

инновация - это процесс, благодаря которому совокупность новых технических, производственных, маркетинговых и информационных мероприятий приводит к появлению и распространению на рынке новых и улучшенных промышленных технологий и оборудования, и, одновременно, материализованный результат интеллектуальной деятельности, полученный вследствие вложения ресурсов компании (инноватора) в разработку, внедрение и распространение результатов интеллектуальной деятельности посредством использования новых знаний и информации о потребностях рынка в них, и информационного обеспечения субъектов экономики об

инновационных продуктах.

В ходе проведенного автором анализа существующих определений категории «инновации» и «инновационная деятельность» было выявлено, что в настоящее время недостаточное внимание уделяется информационному обеспечению как одной из основных составляющих развития и осуществления инноваций и инновационной деятельности в целом. Инновационная деятельность неразрывно связана с использованием информации и знаний для создания инновации и информационным обеспечением субъектов экономики и общества в целом об этой инновации. Поэтому целесообразно рассматривать инновационную деятельность как использование последних достижений науки и техники с учетом оптимизации существующих бизнес-процессов внутри организации, совершенствования информационного обеспечения подразделений организации и их взаимодействия в организации, а также совершенствование информационного обеспечения самих организаций.

В целом информационное обеспечение является подсистемой общей структуры информационной системы. Информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений, и включает совокупность единой системы показателей, потоков информации — вариантов организации документооборота; систем классификации и кодирования экономической информации, унифицированную систему документации и различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на магнитных носителях и имеющие различную степень организации. Основное назначение системы информационного обеспечения — обеспечивать такую организацию представление информации, которые отвечали бы любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий. Совершенствование информационного обеспечения инновационной деятельности возможно благодаря решению таких проблем как: недостаточное нормативное обеспечение информационной поддержки со стороны государства, невысокая эффективность использования информационных ресурсов НТИ, отсутствие единых центров сбора, обработки и хранения ресурса НТИ, низкая степень внедрения современных ИКТ в организациях и невозможность свободного доступа субъектам инновационной деятельности и заинтересованным гражданам страны к отечественным и зарубежным ресурсам НТИ.

В условиях современной рыночной экономики, когда информация является одним из важнейших видов товаров, решение проблем информационного обеспечения участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей. Для многих из них практически невозможно получение полных массивов необходимой информации и самостоятельное осуществление поиска нужных данных. В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, что обусловливает появление национальных исследовательских программ, призванных стимулировать их разработку.

На рынке информационных услуг существует множество про-

Таблица 1. Основные понятия сущности инноваций и их взаимосвязь с информационным обеспечением инновационной деятельности

Автор, норма тикно-прлкокые акты Определение шишка пни Взаимосвязь с информационным обеспечением инновационной деятельности

В. Твиее] 11 { процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание отсутствует

U.E. Лужанский |7j выпуск и реализация конкурентоспособной продукции 1 работ, услуг! отсутствует

Ф. Никсон |4| «совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению па рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования» отсутствует

Б.Сакто [10] общественный - технический -экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации па рынке может привести добавочный доход отсутствует

A.ß, Хрипко|15] «превращение потипшальиого научно-технологического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях» отсутствует

J1.C. Еарютик [8] «управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся во введении различных изменений в существующие системы и структуры с целью создания,распространения и использования принципиально нового или модифицированного практического средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего экономический, технический или социальный эффект» отсутствует

A.C. Кулагин [6] «новая иди улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология | ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в е||>ере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условии для такой выгоды иди улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги)». отсутствует

И. Шумпетер [16| новая вдучно-орган изационная комбинация производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом отсутствует

10,11, Вертакова, Ii .С. Симоненко [12] материализован ный резул ьтат, полученный от вложения ресурсов компании в новую технологию н технику, новые виды организации работы компании (сфера управления, учета, контроля,анализа и планирования) отсутствует

0. X ар га дон, Р. Саттон [13] «выработка и тестирование новых идей в систему, которую может воспроизвести практически любая компания» отсутствует

Первое издание Руководства Осло 1492 г. 14 технологическая инновация имплементация и коммерциализация продуктов с улучшенными техническими характеристикам и, способствующих предоставлению на рынок объективно новых или улучшенных продуктов и услуг. Данные технологические инновации могут включать изменения типов используемого оборудовании, используемых человеческих ресурсов, методов работы или их новых комбинации. Теория инноваций служит информационной основой для построения как схем измерения информационной активности, так и инновационной политики, а эмпирический анализ данных обследований расширяет и углубляет понимание сущности инноваций, помогает формированию политики и способствует возникновению новых политических инициатив. 11 Руководстве предложено создание всеобъемлющей информационной системы, которая охватывала бы все разновидности факторов, относящихся к инновационной политике и исследованию инноваций |[ри построении системы инновационных показателей важнейшими задачами Руководства являются информационные потребности политиков и аналитиков.

процессная инновация — это внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта (значительные изменения в

Автор, нормативно-прав«вые акты Определение инновации Взаимосвязь с информационным обеспечение:« шшовяииои ной деятел ьиости

технология, производственном оборудовании и/или программном обеспечении).

продуктовая инновация — это введение в употребление (внедрение) товара илн услуги, являющихся новыми илн значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.

организационная инновация — что внедренне нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

Третье издание Руководства Осло (рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям) 2[105 г.' маркетинговые инновации -«внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены».

С. Я. Бабаскин[1] прибыльное использование новых технологий, социально-экономических и технико-организационных решений на предприятии. отсутствует

15. Ф. Уколов, В.Д. Галайла, С.С. Мазин |5| процесс создания,использования и распространения во всех сферах деятельности организации новшеств, обеспечивающих более эффективную работу организации, направленную па удовлетворение потребностей ее бизнеса и отрасли

Г.И, Просветов [9] результат творческой деятельности новатора, призванный создать и распространить новый продукт, бизнес -модель и т. л. отсутствует

A.A. Бовин, J1.L. Чередникова, ß.A. Якимович [¡4| идеи, проекты, изобретения, предложения и исследования, выступающие в качестве нового продукта н обязательно воплотившиеся в конечное изделие, технологию, предмет п которые восприняты потребителями данных новшеств отс\тствует

1111ринципы инвестиционной политики ОАО «Российская всич; риал компания» (Одобрено Советом директоров ОАО «Российская венчурная компания» 22 февраля 2007 года); 2) Положение об инвестиционной политике открытого акционерного общества «Российская венчурная компания» (утверждено Решением совета директоров Открытого акционерного оошсствл «Российская венчурная компания» 1 протокол № 5 от 23 декабря 2009 г.) продукт, соответствующий одному нлн более из следующих приоритетных направлений развития пауки, технологий и техники Российской Федерации: !. Безопасность н противодействие терроризму; 2. Живые системы (понимаемые для целей настоящих Принципов как биотехнологий медицинские технологии и медицинское оборудование); 3. Индустрия наносиетсм п материалов; 4. Ннформяцнонно-телекоммуннкяцнонные системы; 5. Рациональное природопользование; 6. Гране портим с. авиационные н космические системы; 7. Энергетика и энергосбережение. Развитие информационно телекоммуникационных систем является одним из приоритетных направлений финансирования ОАО «Российская венчурная компания».

1) Федеральный чакон «О Российской корпорации нанотехпологнн» от 19 июля 2007 г. № 139-Ф3; 2) Стратегия деятельности Российской корпорации нанотехнологии, основывающаяся и согласующаяся с целями, задачами. приоритетами н показателями, определяемыми: - президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрни» от 24 апреля непрерывный, целенаправленный н управляемый процесс предприми мател ьс кой деятельности, связанной с переносом последних достижений науки, техники и технологий а бизнес-среду, а производство продукции и процессы оказания услуг, в расчете на повышение их потребительских свойств и, в конечном ит оге, на коммерческий успех. отсутствует

'Принятона 56-йсессииКомитетанонаучно-техническойполитикеОЭСР (Организацияэкономическогосотрудничестваиразвития) 24.10.1991 г. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition. Русское издание осуществлено государственным учреждением «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН) Министерства образования и науки РФ. Соответствие перевода оригинальному тексту обеспечено ЦИСН, 2010.

Автор, нормативво-правовые акты Определение инновации Взаимосвязь с информационным обеспечением инновационно й деяггел ьногга

2007г.№Пр-Ш; - федеральным законом «0 российской корпорации иаиотехнологий»; - поручением Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 г, № ВЗ-П7-2702 по обеспечению реализации программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года; - проектом концепции формирования национальной нанотех иол отческой сети Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной корпорации «Ростехнологии» от 23 ноября 2007 г, №270-ФЗ. среди ключевых критериев, которые должны присутствовать в новом продукте, можно выделить зри фактора: новизна технических решений, безопасность и предполагаемый экономический эффект от внедрения отсутствует

Проект изменений в разделы 1, II. Ш. VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации но кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации ог 18 июля 2008 года N 1108 «О совершенствовании Граждане ко го кодекса Российской Федерации» в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерация отсутствует отсутствует

«Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.»в соответствии с поручением Президента РФ от 03.07.2008 г." № Пр-¡369 и поручением Правительства РФ от ¡5.07.2008 г. № ВП-П9-4244 (Утверждена Приказом Министерства Промышленности и Торговли России от 24.09.2009 г. № 853) отсутствует В рамках цели но защите внутреннего рынка и интересов российского производителя от теневого оборота товаров для формирования цивилизованного рынка потребительских товаров, в Стратегии только вкратце указано в качестве способа достижения вышеуказанной цели - обеспечение всем субъектам рынка равноправного доступа к товарным и фондовым рынкам, к потребителям, ресурсам и Информации. Также указана необходимость Обеспечения методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии.

«Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 гола» (Угв. Приказом Министр промышленности и энергетики Российской Федерация от 07.08.2007 г. № 311) отсутствует Рассмотрена необходимость активного перехода к инновационной экономике (экономике «знаний»), Олной из задач Стратегии является обеспечение постоянной связи каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями Типа Intranet в результате расширения возможности использования электроники и информационных систем.

«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Утв. Распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. №2227-Р-) отсутствует В рамках Стратегии предусматривается создание открытой базы данных, содержащей краткую информацию (не включающую элементов коммерческой тайны или технологических ноу-хау) обо всех инновационных проектах, поддерживаемых институтами развития. При этом планируется развитие единой федеральной базы данных научно-исследовательских и опыт но-конструкторских работ. Главным инструментом обеспеченна координации деятельности в сфере коммерциализации результатов научной деятельности станет механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах между государственными органами и организациями, финансирующими стадию исследований и разработок, и созданными государством институтами развития, поддерживающими указанные проекты на стадии нх коммерциализации. Важной задачей библиотек станет обеспечение гражданам доступе к платным источникам информации, включая российские и международные специализированные базы данных, в том числе организован доступ к электронным версиям международных научных и научно-популярных

Автор, нормативно-правовые акты Определение инновации Вшгмосвягь с информационным обеспечением нияовздион ной деятельности

журналов. Также предполагается создание координационного совета с участием и других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающего необходимы» обмен информацией и взаимодействие заказчика с организациями сектора исследований и разработок.

граммных продуктов, которые в значительной степени способны восполнить пробелы в информационном обеспечении инновационной деятельности компаний, однако внедрение нового программного обеспечения не приведет к положительным результатам без предварительной подготовки и настройки информационно-организационной системы, ее согласования с конфигурацией бизнес-процессов и формальной структурой компании.

В настоящее время вопросы информационного обеспечения инновационной деятельности входят в число главных приоритетов не только крупных мировых организаций, но и информационной политики развитых стран. Ухудшение качества информационных ресурсов может привести к сбоям в функционировании систем управления технологическими процессами в организации. С целью повышения эффективности формирования системы информационного обеспечения инновационной деятельности, целесообразно проведение анализа существующего опыта развитых стран по формированию международных и национальных систем информационного обеспечения инновационной деятельности в целом.

На основе проведенного анализа теоретической составляющей понятий информации и информационного обеспечения, а также анализа роли информационного обеспечения при переходе экономически развитых стран и России на инновационный тип развития, автором были выявлены следующие проблемы: 1) использование предпринимателями ИТ не всегда возможно по причине их высокой стоимости; 2) трудность оценки экономической эффективности внедрения в организации новых ИТ-систем; 3) недостаточное развитие структуры информационных ресурсов; 4) «информационная закрытость» рынка (40 % опрошенных предпринимателей предпочитают обращаться за нужной информацией к коллегам и знако-мым2); 5) недостаточность имеющейся информации для развития бизнеса; 6) неактуальность данных; 7) трудность доступа к данным по причине отсутствия их структуризации и высокой стоимости; 8) недостаточная правовая урегулированность сферы информационного обеспечения предприятий;9) низкая скорость получения информации; 10) недостаточная эффективность инструментов поиска информации; 11) обеспечение безопасности информационного обеспечения инновационной деятельности; 12) полезность, качество и ценность получаемой информации в процессе информационного обеспечения и трансформация ее в «капитал знаний» (несистемная информация); 13) в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации не указаны способы достижения указанных целей, источники финансирования реализации данной стратегии в области ИКТ.

Информационные системы в случае правильного определения целей их использовании позволят достичь следующих результатов: увеличить прибыльность бизнеса; повысить конкурентоспособность компании; повысить эффективность работы сотрудников; оптимизировать схему использования ресурсов компании; упростить процесс управления компанией и выпускаемыми продуктами/ оказываемыми услугами. Для достижения вышеуказанного результата необходимо, чтобы разработка и внедрение ИТ-систем было вызвано потребностью и текущей необходимостью бизнеса. Если со стороны управляющих менеджеров компании нет четкости понимания цели внедрения ИТ-систем, методологии ее использования и применения к текущим процессам в компании, результат может быть отрицательным. В силу того, что разработка ERP3 и CRM4 систем составляет в зависимости от сложности от 300 тыс. руб. до

нескольких миллионов долларов США, владельцы малого и среднего бизнеса редко используют данные ИТ, а владельцы крупного бизнеса стараются избежать их внедрения по причине сложности оценки их экономической эффективности. Кроме того, на начальном этапе разработки данных систем трудно оценить все риски, связанные с внедрением и эффективностью данных систем, что увеличивает неопределенность реализации данных проектов.

Так, согласно исследованию AMRResearch 28 % внедрение CRM-проектов прекращались до момента завершения их разработки, а 33 % имели серьезные проблемы с адаптацией под пользователей. Исследование 2005 г., проведенное ForresterResearch показало, что ? опрошенных испытывали трудности при использовании своих CRM-систем, а больше ? опрошенных были неудовлетворены возвратом инвестиций отих CRM-систем.

Аналитики вывели зависимость между сложностью проекта и его реализацией. Среди проектов небольшой сложности 81 % доведенных до конца, 12 отложено, 7 % прекращено. Средний срок отклонения от плана в процессе разработки составлял около 1 мес. Из проектов наивысшей сложности лишь 14 % было завершено, 21 отложено и 65 % прекращено. Средний срок, на который были рассчитаны сложные проекты — 48 мес., а график был превышен в среднем на 26 мес.

Оценка эффективности внедрения новых информационных систем сопряжена для российских предприятий с большими трудностями. Основная проблема состоит в уникальности процессов внутри отдельно взятого предприятия, что приводит к усложнению, а иногда и к невозможности сравнения показателей до и после внедрения ИТ-систем. В российской деловой среде на текущий момент унифицированного подхода к оценке эффективности внедрения информационной системы не существует, как не существует и отраслевых стандартов информационного обеспечения.

Одними из первых информационные системы для повышения эффективности управления потоками на предприятии и при взаимодействии с внешней средой в середине 1980-х гг. разработали специалисты оборонного комплекса США. Они были предназначены для совершенствования управления материально-техническим обеспечением армии США и получили обозначение CALS (ComputerAidedLogisticSupport ? компьютерная поддержка процесса поставок). Реализация этой концепции должна была уменьшить затраты на организацию информационного взаимодействия с учреждениями и фирмами при формировании заказов, а также привести к сокращению бумажного документооборота и повышению управляемости. Эволюция представленной концепции позволила последовательно включить в нее не только процесс поставок, но и другие элементы (разработку, производство, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и т. д.). В 1990 г. началось внедрение CALS-технологий в различные отрасли промышленности. В дальнейшем концепция получила более широкую трактовку ? непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции (CALS - ContinuousAcquisitionandLifecycleSupport).

Практически не затронутым в рамках CALS-технологий является информационное обеспечение процесса создания новшества и его товародвижение до производителя, т. е. начальный этап жизненного цикла товара. В частности, является актуальной разработка модели информационного обеспечения товародвижения инновационной продукции. Основными задачами данной моде-

2Опрос был проведен на III Всероссийской конференции представителей малых предприятий «малому бизнесу - реальную ресурсную поддержку», состоявшейся (15-16).04.2002 г.

3ERP (Enterprise-ResourcePlanning) - это компьютерная система, созданная для обработки деловых операций организации и для содействия комплексному и опреативному (в режиме реального времени) планированию, производству и обслуживанию клиентов.

4CRM (CustomerRelationshipManagement) - это программы для управления взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром вообще. CRM подразумевает ориентацию бизнеса компании на отношениях с Клиентами, повышение эффективности маркетинга, продаж и уровня обслуживания; анализ реакции Клиента с последующей корректировкой действий.

ли являются: 1) формирование БД по новациям, включающим основную документацию и дополнительную информацию по использованию новшества; организациям-разработчикам новшеств и предприятиям-производителям, имеющим достаточный инновационный потенциал; рыночной информации, необходимой для обоснования принятия решений о внедрении новшества; 2) разработка системы доведения информации до потенциальных производителей и инвесторов.

Рассмотрим более подробно проблему недостаточного развития структуры информационных ресурсов в России.

Общественный интерес и основной объект государственной информационной политики представляют собой, прежде всего, информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания «внешних» пользователей (т. е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием) и используемые для решения задач государственного управления. К сожалению, организованной системы информационно-справочных служб для населения России в настоящее время не существует. Для создания такой службы необходимо создать условия, обеспечивающие получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения.

Помимо информации из государственных информационных организаций, ключевую роль в обеспечении работы любых государственных органов, организаций и предприятий играют их собственные информационные ресурсы, создаваемые непосредственно в ходе их основной деятельности и управления предприятием. Они представлены в основном в виде информационных файлов различных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т. д. К сожалению, внедрение вышеуказанных ИТ-систем практически не осуществляется в России по причине их высокой стоимости и связанных с их внедрением неопределенности и высокого риска.

Большинство государственных органов и организаций, обладающих информационными ресурсами, содержащими сведения, интересующие массового пользователя, не специализируются на ведении массового информационного обслуживания и не имеют соответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей. Явный недостаток подобных информационных ресурсов и неразвитость экономических, правовых и организационных механизмов их формирования являются серьезными недостатками системы российских государственных информационных ресурсов.

Одним из последствий недостаточной развитости существующего информационного обеспечения является низкая информативность российского сектора сети Интернет. Профессиональные производители информационных ресурсов, обладающие навыками и возможностями качественного сбора, верификации и смысловой обработки информации, не видят в настоящее время возможностей прибыльной работы через сеть Интернет в России. Преодоление указанной выше структурной неполноты российских государственных информационных ресурсов (недостатка адаптированных для массового использования модификаций «фундаментальных» информационных ресурсов) могла бы существенно повысить эффективность такого перспективного средства доступа к информационным ресурсам, как общедоступные компьютерные телекоммуникационные сети.

Создание единой информационной системы невозможно без создания эффективного инструмента поиска информации в ней. В настоящее время, поисковые интернет-системы часто оказываются недостаточно эффективными из-за их сложности и разнородности, что приводит к потере времени и появлению эффекта "информационного шума". Значительная часть наиболее ценной информации (полнотекстовые издания, БД и т. п.) в основном является платной и процесс ее получения более длителен (потребителю информации необходимо сначала оплатить доступ к данной конкретной информации и только после этого получить возможность доступа).

Проблема безопасности информационного обеспечения инновационной деятельности, так же как и недостаточная правовая урегулированность сферы информационного обеспечения в части информационного обеспечения предприятий в значительной степени влияет на функционирование всей системы информационного обеспечения России.

В России такая важная сфера как обеспечение защиты прав пользователей новыми ИКТ пока не имеет адекватного законодательного регулирования. В законодательстве до настоящего времени не нашли отражения две обширные темы, связанные с обработкой информации и обеспечением прав личности: не установлена ответственность за нарушение прав личности путем незаконного сбора персональных данных, их обработки, разглашения и отказа источнику в доступе к ним и отсутствуют разделы, устанавливающие ответственность субъектов отношений, возникающих на основе использования новых ИКТ.

В настоящее время быстрыми темпами развивается рынок информационных продуктов и услуг. В хозяйственный оборот вовлекаются не только информационные продукты, относящиеся к интеллектуальной собственности. Во всем мире и в России идет активная торговля коммерческой информацией, необходимой для обеспечения нормального функционирования всех субъектов общества. На создание массивов таких информационных продуктов затрачиваются существенные средства юридических и физических лиц. Однако права создателей этих информационных продуктов законодательно не защищены, так как не обладают признаками интеллектуальных продуктов и по своей сути представляют собой информационные продукты, постоянно меняющие свое содержание.

Отсутствуют также нормы, направленные на регулирование оборота электронных документов в законодательных актах, отношений в отдельных важных областях общественной деятельности: в электронной торговле, в денежном обращении, в таможенных операциях и др.

В настоящее время в России не существует организованной системы информационно-справочных служб, а также межотраслевых систем информационного обеспечения. Для создания таких систем необходимо создать условия, обеспечивающие получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего повышения эффективности информационного обеспечения в стране.

Литература:

1. Бабаскин С.Я. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: учеб.пособие. - М.: Дело, - 2010. -240 с.

2. Балабанов В.С., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: Российская академия предпринимательства, Наука и образование, 2008.

3. Ильенкова С.Д,, Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: УМК, 2-е изд. Под редакцией профессора, д.э.н. С.Ю. Ягудина, - М.: МЭСИ, 2010.

4. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой. -М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов, В.А. Галайда, С.С. Мазин. - М.: Экономика, 2009. - 400 с.

6. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации, 2004. - № 7. - С. 56-59.

7. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России. Тез.докл. 1-й междунар. конфер., 25-26 ноября 2008 г. - Москва, 2008. (Секция З.Роль и место оценочной деятельности в инновационной экономике.)

8. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебное пособие / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Экономика, 2004. - 518 с.

9. Просветов Г.И. Управление инновациями: задачи и решения: учебно-практическое пособие. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 208 с.

10. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990, с. 296

11. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989, с. 271.

12. Управление инновациями: теория и практика: учеб.пособие / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.

13. Управление инновациями: Пер. с анг. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 237 с.

14. Управление инновациями в организации: учеб.пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - 3 - е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 415 с.

15. Хрипко А.В. Инновационные процессы и их влияние на 16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Про-

социально-экономическое развитие промышленного предприятия: гресс, 1982, с. 169.

Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: М.: 1999. - 139 с. РГБ ОД, 61:00- 17. Oslo Manual: Proposed Guidelines for Collecting and

8/40-1. Interpreting Technological Innovation Data, 2nd Edition

СИНДИНИКА КАК НАУКА О ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимов Д.А., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» Спиридонов Ю.Д., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

В статье рассматриваются достижения Синдиники как новой философии региональных менеджеров при анализе и прогнозировании катастрофических рисков.

Ключевые слова: риск-менеджмент, риск, управление рисками, Синдиника.

SINDINIKA AS SCIENCE ABOUT GLOBAL RISKS

Maksimov D., Ph.D., assistant professor, Plekhanov Russian University of Economics Spiridonov Y., Ph.D., assistant professor, Plekhanov Russian University of Economics

In article Sindinika's achievements as new philosophy of area managers are considered in the analysis and forecasting of catastrophic risks.

Keywords: risk management, risk, risk management, sindinik.

В Календаре событий (CALEND.RU) отмечается, что согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 13 октября ежегодно считается Международным днём по уменьшению опасности бедствий. Цель Дня заключается в повышении уровня осведомлённости о том, как люди принимают меры для снижения риска стихийных бедствий. Международная стратегия по уменьшению опасности бедствий преследует, прежде всего, цель доведения до сведения широкой общественности важности задачи предотвращения и проведения разъяснительной работы среди населения и общин, которые наиболее подвержены опасности стать жертвой стихийных, экологических и техногенных бедствий, относительно доступных средств по предотвращению перерастания опасностей в катастрофы.

Действительно, в повседневной жизни нас подстерегает множество опасностей, грозящих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Новостные передачи часто сообщают о различных катастрофах, землетрясениях, наводнениях и прочих опасностях. Развитие человечества всегда связано с риском, порождёнными опасными природными явлениями усугубляемыми его хозяйственной деятельностью. В ядерной энергетике, авиаперевозках, химической промышленности и других отраслях любой страны возникают многочисленные опасности и риски.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за прошедшие 30 лет (с 1980-2010 гг.) количество крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного характера возросло в 3,5 раза, а число техногенных аварий и катастроф - в 6 раз. Среди наиболее разрушительных природных катастроф в мире преобладают штормы, наводнения, а среди масштабных техногенных катастроф—аварии на транспорте и крупные пожары на промышленных и энергетических объектах. При этом видны следующие тенденции: растёт экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций, растёт численность пострадавши людей. Все это свидетельствует о растущей опасности таких катастроф для общества вообще и экономики в частности.

Кроме того, так как национальные экономики взаимозависимы, и эта зависимость растёт в результате глобализации, то любые чрезвычайные ситуации сказываются на всей мировой экономике. Высокая концентрация людей в городах, сосредотачивающих опасные производства, увеличивает риск социальных и экономических потерь при любых катастрофах.

Необходимое условие для достижения безопасности - компетентность людей в вопросах опасностей и рисков и способах защиты от них. Поэтому люди должны учиться управлять такими рисками на всех этапах практической деятельности.

При этом важно подходить к управлению рисками системно, так как различные виды и типы рисков тесно связаны между собой и, взаимно завися друг от друга, представляют целостную систему. Как системный подход к управлению опасностями и рисками во Франции в конце 80-х гг. прошлого века родилась новая научная дисциплина - Синдиника, предметом изучения которой являются

опасности, грозящие человеку и обществу в повседневной жизни, т.е. глобальные риски, и которая разрабатывает организационные мероприятия, направленные на уменьшение масштаба и последствий реализации этих рисков.

Название нового научного направления происходит от греческого слова «kyndunos», означающее «опасность», поэтому некоторые авторы произносят его и как «киндиника». Разработчики этого научного направления трактуют его как новую философию менеджмента, которая основывается на специфике управления глобальными рисками.

Достижения науки Синдиники обсуждались «за круглым столом», проведённым в 1994 году в Новом Орлеане во время конференции RIMS (Risk and Insurance Management Society) - Общества по вопросам управления рисками и страхования, созданного в 1950 г. в Нью-Йорке и объединяющего специалистов в области риск-менеджмента с целью обмена практическим опытом и развития концепций по управлению риском. Этот «круглый стол» частично базировался на статье «Теория хаоса», написанной Энтони Дж. Бурландо, изданной в журнале «Risk-management» в апреле 1994 года.

Подчёркивая важность превентивного управление активами и пассивами в противоположность управленческому подходу, основанному на поддержании ежеквартальной или ежегодной прибыли, Синдиника представляет собой новую управленческую философию, предполагающую эффективное управление рисками, угрожающих финансовым и физическим активам компаний.

В своей статье «Переосмыслим управление рисками» в Женевской Газете о Риске и Страховании («Geneva Papers on Risk and Insurance»), в июле 1992 г., Феликс Кломен заявил, что проблема управления рисками состоит в том, чтобы изучить, как жить с неуверенностью так, чтобы риск мог быть приемлемым стимулом, а не недопустимой угрозой. Заявление Кломена указывает на актуальность Синдиники, потому что целостное развитие глобального, системного подхода к опасностям и рискам лежит в центре этой новой науки.

Жорж-Ив Керверн (George-Yves Kervern), самый цитируемый автор по вопросам Синдиники в Интернете, в своей статье «Синдиника — наука об опасностях» опубликованной в журнале «Риск-менеджмент» в январе 1995 г., описывает три основных этапа становления Синдиники.

1.Философская фаза ( 1755-1940 гг.). До 1755 г. ещё практически не было наук об опасностях и рисках, не применялись их методологии. Методы предотвращения рисков сводились к животным и в некоторых случаях к человеческим жертвам. В ранних обществам считалось, что проливание крови животных или молодых девушек или мальчиков являлось профилактическим средство от катастроф. А в более передовых цивилизациях того времени молитвы и религиозные ритуалы были очень распространёнными методами предотвращения катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.