УДК 332.122 БЕЛОУСОВА О. М.
BELOUSOVA O. M.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
REGIONAL MONITORING OF RussIAN subjects INNOVATIVE ACTIVITY:
sITuATION ANALYsIs AND PROBLEM OF FORMATION
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы
формирования системы регионального мониторинга инновационной активности субъектов Российской Федерации; дается видение данного процесса с учетом проблем организационного, методологического и информационного характера. Автором выявлена важная проблема обеспечения федерального органа госстатистики качественной статистической информацией об инновационной деятельности регионов России на основе обновленной методологии статистического обследования инновационной сферы, которая учитывает международные стандарты (ОЭСР и Евростат), а также стандарты менеджмента качества (типа 1БО 9000/2000).
Ключевые слова: региональный мониторинг;
представление информации; инновационная активность; эффективность инновационной деятельности; государственная инновационная политика.
Abstract: the paper considers questions of regional innovative activity monitoring system of the Russian Federations, offers the vision of the given process taking into account problems of organizational, methodological and information character. It also identify an important problem of providing the federal statistic unit by qualitative statistical information due to innovative activity of ies on the basis of the updated methodology of statistical survey in innovative sphere which include the international standards (OECD and Eurostat) and Russian region quality management standards (like ISO 9000/2000).
Key words: regional monitoring; information representation; innovative activity; innovative activity efficiency; state innovative policy.
Проблемы формирования системы регионального мониторинга инновационной активности.
Формирование системы регионального мониторинга сопряжено с рядом проблем организационного, методологического и информационного характера.
Во-первых, это неполнота охвата инновационных процессов в науке и инновационной деятельности. Анализ теоретических разработок и методологических подходов к созданию и функционированию систем регионального мониторинга инновационного развития показал, что, как правило, осуществляется диагностика лишь отдельных аспектов инновационной деятельности, которая, к тому же, проводится нерегулярно.
Кроме того, при оценке эффективности инновационной деятельности в региональных социально-экономических системах возникают проблемы, связанные с информационным обеспечением мониторинга, — неполнота информации о показателях инновационной активности или ее избыточность, несвоевременность поступления информации, несовершенство методического обеспечения мониторинга и другие негативные факторы.
Как нам видится, региональный мониторинг инновационной активности — это процесс непрерывного контроля эффективного функционирования и устойчивого развития региональной инновационной системы, включающий сбор и обработку данных, фиксирующих дина-
мику изменения состояния системы, выявление Он должен базироваться на системном ана-
тенденций ее развития, динамику инновацион- лизе, планировании и прогнозировании, моде-ных процессов, а также анализ систематическо- лировании процессов и явлений, информаци-го взаимодействия системы с внешней средой. онных технологиях (см. рис. 1).
Рисунок 1. Алгоритм мониторинга инновационной активности субъекта Российской Федерации
Данная система мониторинга должна аккумулировать в себе банки данных, содержащих информацию об экономических, экологиче-
ских, социальных и инновационных аспектах региональной инновационной системы.
Основной целью функционирования такой системы мониторинга является обеспечение органов государственного управления полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах, протекающих в данном регионе.
Во-вторых, это несовершенство формы представления информации для принятия управленческих решений.
В настоящее время система статистической отчетности инновационной деятельности формируется в основном Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). На региональном уровне эту функцию осуществляют территориальные представители федерального органа государственной статистики. Проблема здесь существует в ведомственном срезе.
Помимо Росстата данные об инновационной деятельности, объектах инновационной инфраструктуры также приходят в Минобрнауки России, дирекцию ФЦП — это порождает проблему методологического единства предоставляемой информации и сводимости показателей.
В частности, следует отметить отсутствие понимания в показателях, характеризующих влияние инновационной деятельности на конечные результаты работы предприятий и органи-
заций, на макроэкономические показатели.
В настоящее время у Росстата сформировалась насущная потребность в получении качественной статистической информации об инновационной деятельности из регионов России на основе обновленной методологии статистического обследования инновационной сферы, учитывающей международные стандарты (ОЭСР и Евростат), а также стандарты менеджмента качества (типа 1БО 9000/2000).
Проблема отсутствия адекватной статистической информации в инновационной сфере стоит еще острее, чем в других сферах экономической деятельности. Большинство показателей Росстата, характеризующих инновационную деятельность в регионах, непригодны для использования, поскольку они дают труднообъяснимую картину.
Прежде всего это связано с отсутствием стандартов, устанавливающих, какая продукция может называться инновационной. По официальному определению к инновационной продукции может относиться как высокотехнологичное оборудование, так и усовершенствованная продукция.
Если говорить об индикаторах мониторинга национальной инновационной системы, то общепринятая мировая практика находится еще в стадии разработки, и такие индикаторы еще не сформированы.
Имеются тщательно проработанные информативные базы данных по инновационному
развитию: регулярные (с периодичностью раз в два года) выпуски «Индикаторы развития науки и техники» (Science&Engineering Indicators, Arlington, VA: National Science Foundation); база данных «Кооперационные соглашения и технологические индикаторы» (CATI), созданная Маастрихтским экономическим исследовательским институтом инноваций и технологий (MERIT); базы данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Однако выделенные базы данных могут рассматриваться лишь в качестве необходимых, но не достаточных источников информации для создания системы индикаторов, позволяющих осуществлять оценку и принятие управленческих решений в сфере инновационно-технологической деятельности.
В настоящее время в России система показателей для оценки инновационной активности в целом характеризуется набором статистических показателей. Перечень данных показателей разработан, апробирован и опубликован1: они содержатся в формах федерального государственного статистического наблюдения № 2-наука (годовая), № 2-наука (краткая), № 1-НК, № 1-технология, № 1-лицензия, № 4-инновация, № 3-информ, № П-1, № П-3,№ П-4, № 11, № 11 (краткая).
В этой связи можно предложить следущее начальные требования (начальные условия) к построению системы статистических показателей (научно-технической и инновационной деятельности) в регионах:
- соподчиненность составных частей общей системе в исследовании;
- единство методологии в системе показателей;
- обзор наиболее существенных признаков, формирующих состав;
- система показателей должна комплексно характеризовать явления;
- отражение объективных явлений и процессов в регионе;
- приспособление системы показателей к действующей системе статистического учета и отчетности.
Формирование законодательных требований к показателям статистической отчетно-
сти развития инновационной активности регионов России. Одним из основных факторов инновационного развития общества, постоянная оценка и анализ которого необходимы для определения уровня конкретного государства, существующих проблем и тенденций, выступает инновационная активность его регионов.
Инновационная активность является одной из важнейших комплексных характеристик инновационной деятельности. Введение в научный и повседневный оборот данного понятия во многом обусловлено тенденцией широкого распространения терминов, производных от понятия «инновация». Инновационную активность, прежде всего, следует охарактеризовать как управленческую категорию, используемую для оценки характера инновационной деятельности, среди основных признаков которой:
1) качество инновационной стратегии;
2) уровень мобилизации инновационного потенциала;
3) уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций;
4) методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное — это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ;
5) обоснованность реализуемого уровня инновационной активности;
6) соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации;
7) скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений2.
Проявляется инновационная активность в стремлении побеждать в конкурентной борьбе за счет новизны, совершенства и качества продукции; в поддержке творческих, инициативных сотрудников; в восприимчивости к инновациям и ко всему новому; в степени интенсивности осуществляемых действий
1 См.: Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М., 1996-2003. Т. 1-4.
2 иЯЬ: http://www.jourclub.rU/3/165 (дата обращения:12. 02. 2012)
по разработке и внедрению инноваций и их своевременности; в способности обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса; в готовности к обновлению основных элементов инновационной системы — знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования.
Понятие инновационной активности является не просто качественной характеристикой страны, регионов, предпринимательских структур — оно наполнено глубоким содержанием, имеющим, прежде всего, количественную оценку.
На сегодняшний день, несмотря на отсутствие законодательного определения термина «инновационная активность», на законодательном уровне закреплено определение такого понятия, как «статистический инструментарий», а также установлены критерии и показатели статистической оценки уровня развития науки и инноваций, или, иначе говоря, инновационной активности3.
Так, например, приказом Росстата от 6.09.2010 № 305 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за занятостью населения и деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций» установлены формы и требования к статистической отчетности о результатах инновационной деятельности организации, которые подлежат учету в территориальном органе Росстата в субъекте РФ.
Сведения об инновационной деятельности включают:
- общие организационно-экономические показатели компании (продолжительность
жизненного цикла (производства) основных товаров, работ, услуг; наиболее важные рынки сбыта; произведенные инвестиции в основной капитал за отчетный год; среднесписочную численность работников; количество научноисследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организации и др.);
- показатели инновационной активности-компании: имела ли организация в течение последних трех лет завершенные инновации, т. е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи); внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы; новые или значительно улучшенные способы маркетинга; организационные и управленческие изменения.
Данные показатели должны содержать информацию о наличии или отсутствии технологических (продуктовых и процессных), маркетинговых и организационных инноваций, а также наименования наиболее значимых по каждому из видов созданных организацией инноваций;
- характеристики объема инновационных товаров, работ, услуг за отчетный год;
- показатели оценки факторов, препятствующих инновациям. Значимость факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности организации за последние три года, оценивается по следующей шкале оценочных кодов: 1 — незначительный или малосущественный; 2 — значительный; 3 — основной или решающий; 4 — затрудняюсь с ответом; 5
— данный фактор отсутствует.
Система факторов, подлежащих оценке, включает:
3 См., напр.: распоряжение Росстата от 20.12.2007 № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12058303/; приказ Росстата от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)», № 4-инновация «Сведения об инновационной активности организации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; приказ Росстата от 30.10.2009 № 237 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; приказ Росстата от 08.02.2010 № 83 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций в сфере нанотехнологий» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; приказ Росстата от 06.09.2010 № 305 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за занятостью населения и деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» и др.
1. Экономические факторы:
- недостаток собственных денежных средств;
- недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
- низкий спрос на новые товары, работы, услуги;
- высокая стоимость нововведений;
- высокий экономический риск.
2. Внутренние факторы:
- низкий инновационный потенциал организации;
- недостаток квалифицированного персонала;
- недостаток информации о новых технологиях;
- недостаток информации о рынках сбыта;
- неразвитость кооперационных связей.
3. Другие факторы:
- недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги);
- неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности;
- показатели затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационной деятельности и источникам финансирования за отчетный год (общие (капитальные и текущие) затраты на инновации, затраты на оплату услуг, работ сторонних организаций);
- показатели результатов инновационной деятельности.
В ряду показателей результатов инновационной деятельности назовем следующие:
1) расширение ассортимента товаров, работ, услуг;
2) сохранение традиционных рынков сбыта;
3) расширение рынков сбыта (в России; в странах СНГ; в странах ЕС, Исландии, Лихтенштейне, Норвегии, Швейцарии; в США и Канаде; в других странах);
4) улучшение качества товаров, работ, услуг;
5) замена снятой с производства устаревшей продукции;
6) увеличение занятости;
7) повышение гибкости производства;
8) рост производственных мощностей;
9) сокращение затрат на заработную плату;
10) сокращение материальных затрат;
11) повышение энергоэффективности производств (сокращение потребления или потери энергетических ресурсов);
12) улучшение условий и охраны труда;
13) сокращение времени на взаимодействие с клиентами или поставщиками;
14) повышение мотивации к осуществлению инновационной деятельности;
15) улучшение информационных связей внутри организации или с другими организациями;
16) снижение загрязнения окружающей среды;
17) обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам;
18) маркетинговые инновации: освоение новых рынков сбыта в новых групп потребителей;
19) внедрение товаров, работ, услуг на новые географические рынки:
- информация о количестве совместных проектов и типах партнеров по выполнению исследований и разработок в отчетном году;
- сведения об источниках информации для формирования инновационной политики организации;
- информация о методах защиты изобретений и иных научно-технических разработок организации, включая формальные (патентование, поддержание действующих патентов, регистрация товарных знаков, охрана авторских прав) и неформальные методы (обеспечение коммерческой тайны, ноу-хау, усложненность проектирования изделий, обеспечение преимущества в сроках разработки и выпуска товаров, работ, услуг над конкурентами);
- показатели количества приобретенных и переданных организацией новых технологий (технических достижений), программных средств за отчетный год;
- показатели изменений по таким направлениям, как:
- разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии;
- внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией;
- разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в компании;
- нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;
- применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг;
- внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих;
- создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научнотехнических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
- внедрение корпоративных систем управления знаниями;
- реализация мер по развитию персонала (организация корпоративного и (или) индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала);
- реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями;
- передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг);
- прочие организационные инновации.
При этом маркетинговые инновации предполагают:
- внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг;
- внедрение значительных изменений в упаковку товаров;
- реализацию новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта;
- использование новых приемов по продвижению товаров (новые рекламные концепции, имидж бренда, методы индивидуализации маркетинга и т. п.);
- использование новых каналов продаж (прямые продажи, интернет-торговля, лицензирование товаров и услуг);
- введение новых концепций презентации товаров в торговле (например, демонстрационные салоны, веб-сайты и другие);
- использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг;
- информацию об экологических инновациях;
- прочие маркетинговые инновации.
Как видим, представленная система статистической оценки уровня развития науки и инноваций в организации носит довольно сложный характер. На основе совокупности полученных данных о результатах инновационной деятельности отдельных организаций можно получить комплексную характеристику уровня инновационного развития региона.
Между тем специалистами в области оценки инновационной активности и результатов инновационной деятельности отмечается, что существующая система государственной статистики инновационной деятельности не в полной мере обеспечивает получение необходимой информации.
Подтверждение этому — разработки Минобрнауки России во исполнение поручения Правительства РФ в рамках Предложений по созданию системы мониторинга инновационного потенциала и инновационной активности в экономике Российской Федерации, где указывается, что в настоящее время «целостная система сведений о научно-инновационном потенциале, необходимая для эффективного управления структурно-инвестиционными процессами в стране, не создана, что является основным препятствием практической реализации инноваций»4.
Используемые статистические формы не сопоставимы между собой по структуре показателей и различаются по периоду сбора информации, имеющейся официальной статистической информации явно недостаточно для анализа состояния и оценки уровня развития инновационной деятельности5.
Свои системы оценок используют и региональные органы власти для определения уровня инновационного развития. Подтверждение этому мы находим в уже рассмотренных региональных стратегических и программных документах в области науки и инноваций.
Так, например, научно-технический и ин-
4 См.: [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5 См.: Крымов В. Б. Региональная инновационная система // Инновации. 2010. № 5. С. 118-119.
новационный потенциал Саратовской области в Областной инновационной научно-технической программе «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы»6 оценивается по таким показателям, как:
- количество научных организаций в регионе;
- количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки в регионе (в том числе отдельно по отраслям наук);
- число лиц, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, включая докторов наук и кандидатов наук;
- финансирование затрат на исследования и разработки (собственные средства организации, бюджетные средства на финансирование НИР, средства организаций предпринимательского сектора, средства организаций государственного сектора, иностранные источники);
- объемы отгруженной инновационной продукции и т. д.
Среди основных показателей инновационной деятельности, отражающих ее развитие в Тверской области, в соответствии с Долгосрочной целевой программой Тверской области «Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы»7:
- доля инновационной продукции;
- число инновационно-активных предприятий;
- доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в валовой региональный продукт;
- патентный потенциал, число патентов, в год.
Оценка инновационной активности регионов в соответствии с данными показателями, как правило, носит негативный характер и используется для характеристики общей системной проблемы регионов и выбора путей ее преодоления, а также разработки количественных показателей результатов реализации стратегических и программных документов.
Возрастающий со стороны субъектов Российской Федерации интерес к анализу инновационной активности объясняется общей тенденцией интеграции в мировые инновационные процессы и необходимостью решения задачи сравнения уровня инновационной
активности регионов, как внутри России, так и с передовыми странами, для того чтобы выявить возможности повышения конкурентоспособности и инновационного потенциала региона.
При оптимизации управления инновационной деятельностью на региональном уровне очень важно опираться на результаты сравнительной оценки инновационной активности субъектов Российской Федерации, позволяющей определить направления и масштабы принимаемых мер8.
Исходя из важности и востребованности постоянной оценки инновационной активности регионов, представляется необходимым разработать и законодательно закрепить единую систему показателей и критериев инновационной активности субъектов РФ, установив нормативно-правовые требования к показателям статистической отчетности о развитии регионов в инновационной сфере. Речь идет о необходимости осуществления глубокого научно обоснованного подхода с привлечением специалистов в области экономических наук и обязательного учета зарубежного опыта проведения официальных статистических обследований ведущих инновационных держав.
Региональный мониторинг в разрезе формирования региональной инновационной систе-мы.Формирование инновационной экономики в регионах России, позволяет нам рассматривать инновационную деятельность в разрезе региональной инновационной системы как объект управления и регулирования со стороны государства. Успешное развитие государства, как мы полагаем, связано именно с формированием региональной инновационной системы (далее — РИС).
Региональные структуры власти и управления развивают инновационную деятельность в основном в сфере инфраструктурных проектов. При этом отсутствие целостной системы развития инновационной системы на региональном уровне управления в большинстве регионов связано с механизмами интеграции региональной инновационной системы в национальную
6 См.: [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7 См.: [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8 См.: Киселев В. Н. Об оценке уровня инновационной активности субъектов Российской Федерации // Инновации. 2009. № 10.
и международную, которые находятся в разработке или вообще отсутствуют.
Опыт регионального управления в США и других странах демонстрирует, что региональная инновационная политика является ядром конкурентоспособности национальной инновационной системы. На интеграционную тенденцию оказывают влияние особенности развития конкретного региона, а также законодательные, институциональные и организационные факторы.
В стратегическом плане мы выделим три направления, которые оказывают влияние на формирование региональной инновационной системы.
Первое — институциональное направление
— касается согласования стратегии развития инноваций в регионе с общегосударственным направлением инновационной политики.
Второе — организационное направление
— подразумевает создание единой структуры управления разработкой региональной инновационной системы.
Третье — законодательное обеспечение — определяет и устанавливает единые требования:
- к понятийному аппарату в сфере инноваций и инновационной деятельности России;
- к показателям региональной статистической отчетности.
Таким образом, развиваясь на базе имеющихся ресурсов с учетом федеральной стратегии развития, регион становится центром интеграционных инновационных процессов.
Рассмотрим первое направление, связанное с разработкой стратегии развития РИС.
В связи с формированием РИС на первый план выходят проблемы прогнозирования и моделирования возможных вариантов развития региона.
На этот счет сложились различные точки зрения научного и экспертного сообщества. Одни считают, что необходимо учитывать гео-экономический фактор при прогнозировании инновационного развития региона, другие, напротив, не акцентируют внимание на сравнительных преимуществах геополитического положения региона и не выделяют роль иерархии, а фокусируются на эндогенной динамике развития территорий и специфичных режимах организации производства.
На наш взгляд, сложность разработки плана развития РИС заключается в неоднородности территорий по климатическим условиям, инфраструктурному развитию и размещению производительных сил.
Сектора экономики, которые традиционно являются локомотивами в инновационном развитии, распределены по территории России неравномерно, что объясняется геоэкономиче-ской спецификой территории. Параметры, оказывающие влияние на индексы промышленного производства по регионам России, выглядят следующим образом:
- регионы группы высокого риска (экспортоориентированные) — 20%;
- регионы с низкими социальными показателями уровня жизни (низкими доходами населения) — 68%, снижением заработной платы
— 50%, повышенного риска циклической безработицы — 65%.
В зависимости от применяемой методики обследования регионов по критерию инновационности имеют место и различные подходы к оценке регионов с точки зрения качества и интенсивности инновационных процессов. В развитии методологии оценки и прогнозирования, а также моделирования состояния РИС можно использовать региональный Форсайт. С его помощью на этапе целеполагания и стратегического анализа возможно решать проблему развития региона на долгосрочную перспективу, определяя в то же время круг возможных индикаторов оценки инновационной активности и инновационного потенциала региона.
Второе направление, которое мы обозначили, связано с организацией РИС. При этом к федеральной компетенции можно отнести такие направления, как:
- разработка РИС (создание согласованного центра управления РИС — единой специальной государственно-общественной системы в Интернете с размещением в ней открытой информации о текущей инновационной деятельности регионов);
- согласование стратегии (анализ существующих проектов, инициатив, информационных материалов; формирование, накопление и обновление базы данных о конъюнктуре рынка инновационных проектов, анализ состояния, оценка перспектив развития региональных
сегментов рынка, инновационных проектов во внутренних и международных электронных сетях; размещение информации об инновационных проектах, имеющих реальные государственные гарантии и льготное налогообложение; проведение анализа сильных и слабых сторон экономики регионов, возможностей и потенциальных угроз со стороны внешней среды («SWOT-анализ»), осуществление стратегического анализа расстановки приоритетов в осуществлении инновационной политики регионов, поддержки перспективных и стратегически важных отраслей и кластеров экономики региона и разработки стратегии развития);
- мониторинг функционирования РИС (система обмена информацией с федеральными органами госстатистики в рамках единой системы показателей и единой методологии мониторинга, о наличии перспективных инновационных проектов для обеспечения двусторонних контрактов с торгово-промышленными палатами других стран в целях привлечения возможных инвесторов, определения инновационного рейтинга региона.
Третье направление, оказывающие влияние на формирование региональной инновационной системы — это законодательное обеспечение инновационной деятельности, которое определяет и устанавливает единые требования к понятийному аппарату в сфере инноваций и инновационной деятельности России, а также к показателям региональной статистической отчетности.
Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день мониторинг является одной из наиболее важных функций государственного управления инновационной деятельностью, имеющей большое значение для открытости государственной деятельности, информированности граждан и общественности о состоянии и показателях инновационного развития Российской Федерации. Представляется, что про-
ведение мониторинга осуществления основных мероприятий стратегии, оценка уровня достижения ее основных результатов является реально действующим и наиболее эффективным средством выявления недостатков, проблем и противоречий, «слабых мест» в государственной инновационной политике. Кроме того, мониторинг может рассматриваться как один из главных инструментов повышения уровня и качества деятельности государства в инновационной сфере, включая обеспечение эффективности разрабатываемых нормативных правовых актов, направленных на регулирование инновационных отношений.
Государственное регулирование в научнотехнической и инновационной сфере целесообразно осуществлять путем формирования нормативно-правовой базы, способствующей созданию необходимых условий для развития науки и инноваций, а также обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности. Система законодательного обеспечения должна охватывать весь инновационный цикл, способствуя формированию благоприятных экономических условий для проведения НИОКР и широкого использования достижений науки в промышленности.
С нашей точки, система законодательного обеспечения должна также охватывать сферу прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых научных, научно-технических, инновационных программ и проектов; создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций в науку и наукоемкий сектор экономики; устанавливать оптимальные пропорции между видами НИОКР, инвестициями в науку, образование и капитальными вложениями; предоставлять льготные кредиты, налоговые и таможенные льготы субъектам научной и инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселев, В. Н. Об оценке уровня инновационной активности субъектов Российской Федерации / В. Н. Киселев // Инновации. - 2009. - № 10. 2. Крымов, В. Б. Региональная инновационная система / В. Б. Крымов // Инновации. - 2010. - 5. - С. 118-119.
3. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации : Монография / науч. ред. д-ра экон. наук, проф. О. М. Белоусовой. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 119 с.