ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.47
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И ЗНАНИЯМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ИХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
С. А. ФИЛИН, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, инвестиций и инноваций, вице-президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства E-mail: safíHn@mail. ru О. В. МАЛАХОВА, аспирант кафедры менеджмента, инвестиций и инноваций E-mail: SLadkozyika@mail. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
В статье отмечается, что в связи с необходимостью постоянного получения соответствующей информации (с учетом ее обновления для определения показателей, характеризующих уровень инновационного развития организации) в настоящее время существует проблема формирования системы информационного обеспечения и анализа массивов информации. Указывается на необходимость создания системы функционального обеспечения организации, позволяющей активизировать инновационную деятельность, делать ее более эффективной.
Ключевые слова: капитал знаний, информационное обеспечение, обеспечение знаниями, инновационный потенциал, уровень инновационного развития.
В настоящее время развитие мировой экономики в значительной мере определяется темпами и масштабами осуществления инновационной деятельности в различных секторах производства
и оказания услуг. При этом состояние инновационного потенциала организации:
— является базовым элементом выбора и механизма реализации инновационной стратегии, ее целей и задач;
— позволяет оценить возможность осуществления инновационной деятельности.
Связано это с тем, что приоритеты и выбор той или иной инновационной стратегии определяются:
— общеэкономическими целями, задачами и стратегиями развития организации;
— состоянием показателей инновационного потенциала.
Эффективность системы инновационного управления в свою очередь зависит от уровня инновационного потенциала организации. Уровень комплексной системы управления инновациями в организации определяется следующими внутренними и внешними факторами [1]:
1) сложившийся ранее уровень развития производства;
2) состояние социально-экономического механизма и системы управления;
3) уровень развития инновационного потенциала организации;
4) тип и ориентация организационной структуры управления;
5) тенденции хозяйственной и инновационной политики;
6) понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала и т. д.
Чем выше уровень инновационного потенциала организации, тем эффективнее и успешнее оно осуществляет инновационные разработки и менее подвержено влиянию кризисных ситуаций на рынке.
Инновационный потенциал организации — это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации [6].
Выделим основные факторы инновационного потенциала организации:
1) величина и уровень развития используемых инвестиционных ресурсов для достижения разработанных инновационных целей:
— финансовых;
— трудовых;
— производственных;
— материальных;
— информационных;
— инновационных и др.;
2) способы и методы систем управления;
3) тип организационной структуры;
4) тенденции экономической, правовой и инновационной политики государства;
5) понимание потребности в разрабатываемом инновационном продукте и готовность человеческих ресурсов организации к внедрению необходимых изменений во всех бизнес-процессах;
6) качество, профессионализм и решительность управленческих кадров.
Понятие «уровень инновационного развития» характеризует способность организации к инновационному развитию на собственной основе в будущем, т. е. содержит элемент динамизма. В состав показателей уровня инновационного развития включаются факторы, определяющие [1]:
1) перспективную потребность организации в научно-технологических разработках;
2) структуру затрат на перспективную ориентацию НИОКР;
3) инновационную структуру трудового потенциала, показывающую кадровые возможности инновационного развития собственными силами;
4) соответствие инновационных возможностей и инновационных потребностей организации;
5) перспективы организации в ускорении научно-технологического развития, перспективные возможности упрочения его положения на рынке.
Способность организации к инновационному развитию определяется следующими факторами [1]:
1) инновационный потенциал организации;
2) наличие:
— достаточной численности и квалификации персонала, осуществляющего НИОКР;
— задела НИОКР (или лицензий), готовых к внедрению в виде новых продуктов и технологий;
— достаточной опытной базы;
3) осуществление необходимых затрат в сферу НИОКР и обновление производства; благоприятный инновационный климат.
Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, совокупность внешних и внутренних условий функционирования организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности, разработку и реализацию новых идей на рынке и достижение инновационной цели.
Инновационный климат проявляется через инновационный потенциал организации, а через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Инновационное развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды: оно носит стратегический характер.
Инновационный климат организации является частью ее общей организационной культуры, и благоприятный инновационный климат необходим, если организация намерена разработать новую продукцию с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента:
— стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели;
— обеспечивать прозрачность поставленных перед коллективом задач;
— формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме, обеспечивать условия для творческого труда;
— создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи;
— поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.
Составляющие инновационного макроклимата организации подразделяются на следующие сферы:
1) социально-политическая (социальная напряженность);
2) природно-географическая и коммуникационная:
— доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим и информационным ресурсам;
— транспорт;
3) технологическая и научно-техническая:
— рынок технологий и научно-технической информации;
— наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм;
4) финансово-экономическая:
— налоги;
— льготы на проведение НИОКР;
— инвестиционный климат на федеральном уровне;
— наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов;
5) нормативно-правовая:
— федеральные и региональные планы и программы;
— законодательная база, регулирующая проведение НИОКР;
6) организационно-управленческая.
В качестве косвенного окружения внешний инновационный макроклимат не всегда непосредственно влияет на инновационный потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешний инновационный микроклимат (ближайшее окружение), непосредственно влияющий на инновационный потенциал организации.
Составляющие инновационного микроклимата организации включают зоны:
1) хозяйствования, сегмент рынка:
— скорость появления инновации на данном сегменте рынка;
— уровень конкуренции;
— отношения с потребителями, поставщиками и партнерами;
2) инвестиций в развитие новых технологий;
3) новых технологий и научно-технических информационных ресурсов;
4) трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих);
5) материально-сырьевых ресурсов.
Уровень инновационного климата организации
оценивается аналогично инновационному потенциалу, характеризующему способность предприятия достигать поставленных инновационных целей при имеющихся в наличии финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсах.
Инновационный климат организации влияет на активность инновационной деятельности организации, позволяющей показать связь между определенными целями реализации инновационных проектов и результатами их внедрения.
В настоящее время методика определения уровня инновационной активности организации состоит из сопоставления качественных и количественных характеристик. Основными качественными критериями, характеризующими уровень инновационной активности организации, являются:
1) преобладание в организации технологических, процессных и продуктовых инноваций в сравнении с объемом организационных и маркетинговых инноваций;
2) отнесение организаций к осуществляющим разработку инноваций или внедряющим приобретенные инновации.
К количественным критериям относят следующие абсолютные показатели:
1) доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организации;
2) доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организацией;
3) доля заимствованных инноваций и производство своих инновационных продуктов и т. д.
Уровень инновационной активности, инновационного потенциала и инновационного климата как отрасли, так и самой организации в целом, определяет степень инновационного развития организации. Оценка уровня показателей, определяющих характер инновационного развития организации, может осуществляться:
— сравнением фактического значения данного показателя с нормативным, со средними и лучши-
ми показателями по совокупности аналогичных организаций;
— определением динамики показателей;
— сравнением значений отдельных (связанных между собой) показателей.
Нормативные значения показателей рекомендуется определять экспертным путем и аналитическим путем — на основе информации о состоянии показателей аналогичных организаций. В качестве экспертов для оценки показателей целесообразно привлекать специалистов, владеющих информацией по совокупности аналогичных организаций, а также работников данной организации [1].
Под функциональным обеспечением организации понимают:
— инновационное обеспечение;
— инвестиционное обеспечение;
— финансовое обеспечение;
— информационно-аналитическое обеспечение;
— обеспечение квалифицированными человеческими ресурсами.
Инновационное обеспечение должно способствовать разработке, приобретению и использованию инноваций в процессе работы организации. Оно предполагает создание условий и перспектив вложения всех видов ресурсов инвестора в создание инновации (инвестирования) с целью их последующей коммерциализации. Создание эффективного механизма инновационно-инвестиционного обеспечения невозможно без осуществления соответствующего финансирования, а также привлечения высококвалифицированных кадров для разработки новых или совершенствования существующих инновационных продуктов.
Анализ изменений каждой составляющей функционального обеспечения инновационной деятельности организации дает основание полагать, что ключевую роль в формировании механизма функционального обеспечения организации играет развитие информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности организации. При отсутствии качественной информации в момент возникновения идеи разработки нового инновационного продукта или усовершенствования уже созданного продукта, технологии и т. п. все последующие действия организации по разработке, вложению финансовых и трудовых ресурсов и реализации инновационного продукта могут оказаться нецелесообразными.
В процессе создания, развития и разработки инновационного продукта наличие эффективной системы информационного обеспечения внутренней информации в организации особенно сильно влияет на скорость создания инновационного продукта и его целостность. Стадия снижения эффективности инновационной деятельности организации также в большей степени связана с потребностью в получении оперативной информации о текущем состоянии рынка и его новых потребностях. Именно такая информация позволяет организации своевременно:
1) переориентировать свое производство на разработку новых инновационных продуктов;
2) ускорить разработку инновационных продуктов за счет экономии времени посредством:
— использования новых программных продуктов для более оперативного контроля за всеми стадиями жизненного цикла инновации в организации;
— оперативного получения информации о существующих конкурентных инновациях;
— использования новейших технических средств для разработки инновационных продуктов;
— оперативного принятия инновационных управленческих решений вследствие наличия необходимой и достоверной информации.
В целом механизмы и способы информационно-аналитического обеспечения зависят от стадии инновационного развития организации (табл. 1).
Анализ роли уровня информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности организации в зависимости от уровня ее инновационного развития также существенно повышает эффективность деятельности организации путем определения:
— первоочередных способов информационно-аналитического обеспечения;
— путей минимизации использования дорогостоящей, но не целесообразной для использования при текущем уровне инновационного развитии организации информации.
Для построения матрицы взаимосвязи способов информационно-аналитического обеспечения и уровня инновационного развития организации (рис. 1) необходимо определить основные составляющие информационно-аналитического обеспечения и проранжировать организации с точки зрения степени их инновационного развития.
В рамках построения матрицы за основу видов информационно-аналитического обеспечения были приняты следующие составляющие:
Таблица 1
Степень информационно-аналитического обеспечения организации в зависимости от этапа ее инновационного развития
Вид функци- Зтапы инновационного развития организации
обеспечения Зарождение Развитие Зрелость Упадок
Инновацион- Поиск научно-технических ин- Разработка науч- Разработка инновацион- Поиск научно-техни-
ное новационных решений, созда- но-технических ных продуктов ческих решений по
ние идеи решений и реализация идей замене устаревших процессов
Инвестицион- Определение приоритетных Формирование и Долгосрочные инвес- Вложение денежных
ное направлений вложения средств поддержание благо- тиции в капитал других средств в разработку
приятного инвести- организаций новых инноваций
ционного климата
Финансовое Стартовое финансирование Финансирование на Финансирование разви- Финансирование лик-
стадии освоения и тия производственных видации устаревшего
расширения охвата рынка мощностей производства и финансирование разработки нового инновационного продукта
Человекоре- Подбор высококвалифици- Подбор «обслужи- Привлечение допол- Поиск новых перс-
сурсное рованных сотрудников для вающего» персона- нительных внешних пективных сотруд-
разработки нового или усовер- ла для продвижения консультантов ников и повышение
шенствования существующего инновационного квалификации уже
инновационного продукта продукта на рынке работающих в организации лиц
Информаци- Сбор сведений о рынке, нали- Оперативное полу- Совершенствование и Получение сведений
онно-аналити- чии конкурентных продуктов, чение информации поддержание на высоком о текущих потреб-
ческое степени государственного вли- об изменении ко- уровне технической и ностях рынка для
яния на рынке, барьерах входа нъюнктуры рынка, программной составля- переориентации ин-
и выхода с рынка, стоимости создании новых ющей осуществления новационного произ-
разработки и внедрения инно- продуктов инновационной деятель- водства и бизнеса
вационного продукта, потреб- ности для контроля и
ность рынка в инновационном управления процессами в
продукте организации
1) организационно-методическая (совокупность документов, определяющих работу и функции всех подразделений организации, устанавливающих состав, правила отбора и использования информации);
2) техническая (способ определения необходимости использования существующих технических средств предоставления информации, оснащение процессов управления современными техническими средствами, соответствующими применяемым методам управления, материально-технической базе производства и методам его организации);
3) программная (совокупность машинных программ, необходимых для разработки и внедрения инновационного продукта, а также осуществления функций распределения, контроля и управления информацией);
4) правовая (потребность организации в законодательном регулировании и контроле, а также безопасности использования информации для нужд самой организации и на рынке в целом).
В настоящее время существует большое количество методик определения уровня инновационного развития региона или отрасли, но не систематизированы способы определения уровня инновационного развития организации. Целесообразным является выделение совокупности критериев определения степени инновационного развития организации и осуществление эмпирического ранжирования каждого из них1 (табл. 2).
Согласно построенной матрице (см. рис. 1) взаимосвязи способов информационно-аналитического обеспечения и уровня инновационного развития орга-
Юамый низкий балл — 1. Он свидетельствует о низком значении критерия у организации. Самый высокий балл — 10.
низации можно сделать вывод, что, чем выше уровень инновационного развития организации, тем более расширенной и структурированной должна быть система информационно-аналитического обеспечения внутри организации.
Например, организациям с неудовлетворительным уровнем инновационного развития на стадии становления процесса создания инновации необходимо в основном только наличие организационно-методической информации:
— какие продукты сейчас существуют на рынке;
— каков потенциальный спрос на разрабатываемый инновационный продукт и т. д.
Соответственно, чем выше уровень инновационного развития организации, тем больше источников информации ей необходимо, более проработанной должна быть техническая составляющая при разработке инновационного продукта, более индивидуальным — программное обеспечение в организации. Также больше внимания организация обязана уделять законодательно-правовой защите созданных ею инновационных продуктов.
Способ информационного ' обеспечения
Правовое
Программное
Техническое
Организационно-методическое
Потребность организации в информационном обеспечении
Неудовлетворительный уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Уровень инновационного развития организации
Рис. 1. Матрица зависимости использования способов информационно-аналитического обеспечения деятельности в зависимости от уровня инновационного развития организации
Следует отметить, что матрицу взаимосвязи способов информационно-аналитического обеспечения от развития инновационной составляющей целесообразно рассматривать только на уровне
Таблица 2
Ранжирование критериев определения уровня инновационного развития организации
критерий Баллы
Доля расходов организации на НИОКР в общем объеме расходов компании 1—10
Доля создания организацией инновационных продуктов в общем объеме производимой продукции 1—10
Доля сотрудников, занимающихся разработкой и внедрением инноваций, от общего количества работников в организации 1—10
Степень рискованности и неопределенности создания и внедрения инновационного продукта/технологии 1—10
Доля затрат организации на обучение сотрудников работе с новым инновационным продуктом/технологией и периодичность повышение квалификации сотрудников 1—10
Степень автоматизации процессов внутри организации, использование информационно-ресурсных сетей, программного обеспечения и инновационных технических средств 1—10
Степень обеспечения безопасности процесса изобретения, создания и реализации инновационного продукта/технологии внутри компании от распространения информации на рынке 1—10
Доля прибыли компании от разработки инновационного продукта/технологии в общем объеме полученной прибыли 1—10
Доля имущества экспериментального и исследовательского назначения (машин и оборудования, программного обеспечения и т. д.) связанных с разработкой и внедрением инноваций в организации в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования и информационных ресурсов 1—10
Степень устойчивости технологического роста и производственного развития организации за последние несколько лет, свидетельствующие об опыте предприятия по реализации и управлению инновационными проектами 1—10
организации. Причина невозможности применения данной матрицы к уровню инновационного развития субъекта РФ или страны в целом заключается в том, что при расчете данного показателя все отдельно взятые показатели инновационности организаций должны быть объединены, что приведет к усреднению результата. Например, уровень инновационного развития какого-либо субъекта РФ признается низким, что свидетельствует о необходимости использования в основном только организационно-методического и технического обеспечения. Однако в данном регионе могут функционировать организации с высоким уровнем инновационного развития, которым требуется весь перечень средств и способов информационно-аналитического обеспечения их деятельности.
Данные, уменьшающие степень неопределенности и риска при разработке и принятии инновационных управленческих решений, формируют основу системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений. Для получения существенных преимуществ при осуществлении инновационной деятельности организациям важно уметь трансформировать имеющуюся внешнюю и внутреннюю информацию в полезные и ценные знания.
Сущность информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности организации заключается в использовании внешней и внутренней информации для создания инновационного продукта с целью его последующей реализации и продвижения на рынке.
Знания представляют собой результат анализа информации или данных (менее материальны по сравнению с понятием «информация»). Часто понятия «информация» и «знание» считают тождественными, но, несмотря на тесную взаимосвязь
этих понятий, их отождествление является некорректным. Основой знаний является информация, представляющая собой набор символов. Но, после того как информация проходит операцию интерпретации определенной воспринимающей системой, она становится знанием.
В отличие от знаний информацию можно измерить путем анализа уровня знаний до и после поступления информации. Сущность знания — это применение информации к информации. Таким образом, от полезности и ценности информации напрямую зависит, насколько полезными и ценными станут приобретенные с ее помощью знания. Соответственно значительно отличаются сущность и составляющие информационно-аналитического обеспечения и обеспечения знаниями (табл. 3).
В результате исследований, проводимых Научно-исследовательским институтом психологии [10], установлено, что человек усваивает:
— 10 % прочитанной информации;
— 20 % — с помощью слуха;
— 30 % — визуально увиденной информации;
— 40—50 % — на слух с визуальным подкреплением;
— 60 % — при устном обсуждении ;
— 80 % — при самостоятельном поиске и формулировании проблемы;
— 90 % — при самостоятельном формулировании и решении проблемы.
При этом человек воспринимает новую информацию только на 20 %.
По аналогии с проведенным в 1980-х гг. в США (National Training Laboratories in Bethel, Maine) исследованием, обобщающем данные относительно эффективности знаний (степени усвоения) различных методов в зависимости от форм обучения, рассмотрим взаимосвязь эффективности усвоения
Тип Люди Технология организация
Обеспечение знаниями Интеллектуальная деятельность, личные творческие качества людей Инструменты для анализа, моделирования и др. Управление персоналом и инвестиции в сотрудников Организационные формы и культура, которые облегчают управление знаниями
Обеспечение информацией Команды и группы для проведения научных исследований и внедрения новаций, расширение возможностей сотрудников Использование и создание различных видов записей, пакетов прикладных программ и т. д. Оценка информационных потребностей на каждом уровне, изучение документооборота организации, типизацию информации и данных, создание системы управления данными
Таблица 3
Сравнение основных составляющих информационно-аналитического обеспечения и обеспечения знаниями
знаний в зависимости от способов информационного обеспечения (рис. 2).
Эффективность усвоения знаний в зависимости от объема информационного обеспечения можно также рассматривать на примере закона Парето2, согласно которому 20 % полученной информации формирует 80 % знаний об объекте исследования, а оставшиеся 80 % используемой информации добавляет 20 % знаний. Иными словами, чем больше поток информации, тем труднее ее воспринимать. Верен и другой вывод: в любой получаемой информации примерно 20 % объема — полезная информация, остальные 80 % информации являются общим описанием и представляют собой вспомогательную функцию при ознакомлении с объектом исследования. Данный дисбаланс остается неизменным для статистических данных, относящихся к различным периодам времени и различным странам.
Согласно теории познания А. Зиновьева [7] в любой отрасли знаний необходимо и достаточно освоить базовый объем информации, после этого знания и умения становятся абсолютно полными (рис. 3).
Человеческий мозг постоянно обрабатывает любую поступающую информацию, а когда возникает необходимость ее применения для иного процесса или задачи, полученная информация трансформируется в знания. Конечной стадией преобразования информации, прошедшей многократную обработку в течение некоторого промежутка времени, становятся знания. При этом для получения максимального количества полезных и ценных знаний необходимо учитывать физическую составляющую человека: суточный цикл активности мозга (рис. 4) [8].
Из анализа данных, представленных на рис. 4, видно, что с 22 часов до 8 часов активность мозга минимальная. Значит и полученная в это время информация не будет способствовать приобретению ценных и полезных знаний. В эти часы человеческий мозг отказывается принимать дополнительные объемы информации.
Рис. 2. Эффективность усвоения знаний в зависимости от способов информационного обеспечения
Процент знаний
Время
Рис. 3. Зависимость объема знаний от временного фактора
Суточный цикл активности мозга
Время суток
18 20
2Этот универсальный принцип был сформулирован итальянским экономистом и социологом В. Парето в 1897 г.
Рис. 4. Эффективность получения знаний в зависимости от суточного цикла активности мозга
Итак, возникают задачи:
— структурирования информации;
— укрупнения данных;
— предоставления информации в форме таблиц, графиков, диаграмм (воспринимающихся легче, чем сплошной текст).
В условиях рыночных отношений существует кругооборот информации и знаний. Например, сотрудник организации обрабатывает полученную от нескольких подразделений информацию и применяет ее уже в качестве знаний для выполнения своих задач. Для создания интернет-сайта ИТ-специалисту необходимо получить от заказчика проекта информацию о том, какими будут основные составляющие интернет-сайта, в чем специфика отрасли, в которой работает заказчик проекта. Потом ИТ-специалист обрабатывает ее и создает интернет-сайт (являющийся новой информацией), применяя свои программные разработки и соответствующие знания в сфере методов и методик разработки интернет-сайтов.
В этой ситуации другой сотрудник, не имеющий соответствующих навыков программирования, знаний и предмета, не сможет правильно использовать информацию об объекте, полученную от заказчика.
Таким образом, основными свойствами категории «знание» являются следующие утверждения и факторы:
1) это статичное понятие, требующее какой-либо механической или человеческой энергии для приведения его в действие или использования;
2) это нематериальный актив (НМА) — патент на изобретение, право его использования и т. д.;
3) как НМА оно способствует созданию материальных активов (благодаря знаниям происходит создание материальных продуктов: например с помощью ноу-хау создается новое изобретение);
4) неизмеримость;
5) более широкое его распространение обеспечивает большую его общественную полезность и меньшую товарную стоимость;
6) трудность определения затрат на их получение3 [14];
7) непрерывность процесса получения знаний (не имеет начала и конца);
8) отсутствие заменителей;
9) сложность воспроизведения или копирования;
3Высокий уровень затрат на получение информации не является залогом высокой эффективности накопления знаний.
10) темпы дополнительной генерации капитала знаний при его использовании в производстве значительно превышают темпы дополнительной генерации материального или финансового капитала организации.
Исследователь Дж. Куинн [9] считает, что экономическая и производительная силы современных корпораций заключены в основном в интеллектуальной сфере и в сфере производства услуг, а не в материальных активах. При этом стоимость большей части продуктов и услуг в первую очередь определяется возможностями развития, основанными на знании НМА:
— технологические ноу-хау;
— дизайн продукции;
— маркетинговые исследования;
— понимание клиента;
— способность персонала к производительному труду и инновациям.
Таким образом, знания с каждым днем все больше используются для решения широкого круга различных задач компаний (финансовых, стратегических и т. д.), для получения существенных конкурентных преимуществ и финансовых результатов.
Знания накапливаются в течение всего времени существования организации и позволяют развивать интуицию и способности к познанию у ее сотрудников, что помогает лучше понять бизнес. Данный процесс можно назвать обеспечением знаниями организации.
Однако организации зачастую не представляют в полном объеме, каким капиталом знаний они владеют, или не могут эффективно его использовать. Между тем эффективное использование капитала знаний (знания персонала о конкурентах, рынке, поставщиках, клиентах, продуктах, процессах, ошибках и успехах, о самой организации и др.) становится важнейшим конкурентным преимуществом. Эти знания могут быть размещены в базах данных и распределены в практическом опыте.
Не все знания равноценны и могут быть трансформированы в капитал знаний. Организация оценивает и использует, как правило, только знание, имеющее потенциальную возможность капитализации (например в качестве средства производства с последующей трансформацией в капитал знаний).
Однако знание не исчерпывается сегментом, имеющим потенциальную возможность капитализации, оно гораздо обширнее и потенциально может приносить гораздо больший доход.
Решением этих проблем является внедрение на соответствующих уровнях экономики системы обеспечения капиталом знаний, дающей возможность получения организацией прибыли при использовании капитала знаний, которым владеет и распоряжается организация [13].
Большинство ученых определяют капитал знаний как стоимость активов. С. Дэвис и К. Мейер [11] рассматривает капитал знаний как «знания на продажу» (патенты или торговые марки). Уорнер М. Витцель [12] определяет капитал знаний как «стоимость активов, присущих любой организации или персоне, которые производят их непосредственно из принадлежащих им знаний».
Разные блоки информации и знаний для формирования информационного капитала и капитала знаний, необходимых для решения проблемы создания и реализации инноваций в условиях риска в сфере деятельности организации, могут быть четко определены и доступны на соответствующем сегменте информационного рынка.
Информационный капитал формируется из совокупной стоимости:
— общедоступных (покупных) информационных технологий;
— баз данных;
— программного обеспечения;
— программ для ЭВМ;
— справочной информации, используемой при выполнении производственных процессов и для получения конкретных результатов и др.
Капитал знаний формируется из внешних и внутренних источников. Например, из совокупной стоимости знаний, полученных из идей, составляющих часть клиентского капитала, который организация берет как бы «в аренду», оплачивая его поддержанием отношений с клиентом. Это может быть выражено в финансировании работы сайта сообщества (конференции) виртуальных встреч клиентов и организации диалога с клиентами, «паб-лик рилейшенс», «бесплатном» распространении образцов новой продукции среди потенциальных клиентов.
Источником являются знания персонала организации. Например, идеи персонала в процессе поиска путей повышения эффективности производства продукции (услуг), составляющих интеллектуальный капитал организации.
Это также знания, полученные из информационного капитала организации в результате его
обработки, систематизации и анализа до получения полезной (ценной) информации, к которой применены знания персонала.
Еще к источникам относятся:
— знания капитала прав. Например, лицензионные права на объекты интеллектуальной собственности (ОИС);
— знания структурного капитала, например организации и функционирования основного производства и продаж и эффективной технологии производства продукции (услуг) и др.
При этом общенаучное знание «пронизывает» все виды специальных знаний. В свою очередь внутреннюю информацию (знания) организации можно разделить на:
— знания отдельных сотрудников;
— знания, создаваемые коллективно (корпоративные знания, коллективные разум, мышление).
В эти категории попадают интеллектуальные продукты, включая технологические ноу-хау, описанные в специальной документации:
— информация о работе с клиентами;
— знания о специализации, навыках и опыте сотрудников и т. д. [5].
Особые свойства экономического знания заключаются в том, что в отличие от общенаучных они рассматривают достаточно узкий диапазон искусственных систем и деятельность человека как субъекта экономики. По тем же причинам они захватывают более широкую область, чем традиционные технологические и отраслевые знания.
По своей экономической сущности знания являются оптимальным возобновляемым ресурсом, производство и эксплуатация которого могут быть научно обоснованы для оптимального варианта. При соответствующих условиях их применения они обеспечивают извлечение дополнительного экономического сверхдохода. Эти новые стоимости создает интеллектуальный труд.
Возрастание роли и значения информации как фактора производства существенно модернизирует процесс формирования производственных издержек: современная технология сделала информацию легко тиражируемым благом, создание дополнительного количества которого требует незначительных издержек. В то же время ценность заключенного в них знания, которое в настоящее время стало одновременно и капиталом, и товаром, может быть очень существенной. Как и для всякого товара, формирование рынка знаний как сегмента
рынка инноваций обусловливает необходимость их накопления, инвентаризации и создания методов измерения:
— для обеспечения возможности проведения сравнительных оценок капитала знаний с точки зрения их использования в экономике;
— для присвоения производительной силы знания. Его важно капитализировать, чтобы оно отвечало условиям, при которых капитал знаний существует и функционирует как капитал. Знание должно экономить больше труда, чем стоило его приобретение. Труд его реализации должен контролироваться капиталом. Оно способно стать собственностью организации, реализующей знания в инновационной продукции.
Для финансовой оценки знаний организации может применяться коэффициент Дж. Тобина, связывающий рыночную стоимость организации (рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью (ценой замещения) ее активов (суммой расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам). Разница между стоимостью (капитализацией) компании и стоимостью ее материальных активов определяет размер НМА, т. е. капитала знаний.
Система обеспечения организации знаниями включает следующие блоки [13], (рис. 6). I блок — обеспечение информацией:
— поиск, сбор, накопление, постоянное обновление внешней и внутренней (от персонала) информации (знаний) для базы данных в хранилище информации;
— сортировка, хранение и обеспечение необходимой полезной информацией на основе принятых информационных моделей4;
— быстрый доступ к ней с помощью системы информационного обеспечения процесса обеспечения знаниями.
Именно формирование системы информационного обеспечения в значительной степени обеспечивает эффективное использование знаний.
Система информационного обеспечения процесса обеспечения знаниями — совокупность:
1) информационных ресурсов;
2) способов их организации;
3) методов управления и анализа в организации на основе инфокоммуникационных технологий, используемых для системного преобразования
4Например, концепция организации корпоративных информационных хранилищ Data Warehouse.
информационных ресурсов в информационные продукты, включая:
— реализацию процесса целенаправленного подбора соответствующей полезной информации (знаний);
— расчет (при необходимости) информативных показателей для осуществления анализа, обеспечивающего получение новых знаний;
— стратегическое управление знаниями, сочетаемое с управлением риском для достижения целей.
При логическом объединении информации (знаний) в масштабах организации хранилище информации (знаний) используется как инструмент коллективного взаимодействия. Взаимодействие обеспечивает возможность персоналу сотрудничать друг с другом непосредственно или косвенно. Оно развивает аналитический сектор организации до уровня коллективного взаимодействия между подразделениями, стимулируя производительность труда и генерацию знаний и инноваций.
В этом случае организация может быть представлена как «хранилище» многомерного корпоративного опыта [2], а миссией системы информационного обеспечения процесса обеспечения организации знаниями является интеграция логических уровней существующих коллективных знаний, опыта, навыков, что повышает эффективность его взаимосвязей с внешней средой.
II блок — получение нового знания, включая:
— целенаправленный подбор соответствующей полезной информации (знаний), навыков и опыта из хранилища информации (знаний);
— расчет (при необходимости) информативных показателей;
— передача их в «интеллектуальный центр».
Специалистам «интеллектуального центра»
необходимо оперировать данными более высокого уровня, качественными показателями (например обобщающими производственную деятельность и характеризующими результаты работы организации в целом). Поэтому основной задачей аналитических служб является целенаправленный отбор из исходных оперативных данных полезной информации и/или преобразование «данных» в «информацию», отвечающую потребностям процесса анализа в «интеллектуальном центре».
Задачами «интеллектуального центра» являются:
1) концентрирование знаний, навыков и опыта на основе системы информационного обеспечения процесса обеспечения знаниями;
2) коллективное осуществление их анализа;
3) формирование на основе анализа посредством саморазвивающейся и самоорганизующейся системы новых знаний в виде, например, технически и технологически реализуемой идеи создания инновации;
4) обоснование и принятие на основе новых знаний инновационных управленческих решений, например по созданию и реализации (в той или иной форме) этой инновации.
Сведение в «интеллектуальном центре» в едином алгоритме решения проблемы создания интеллектуального продукта на основе нового знания и реализации инновации на основе этого интеллектуального продукта:
— определяет методы действий организационных форм в этом процессе;
— повышает эффективность и снижает риск всего процесса.
III блок — получение полезного для организации и/или ценного знания, включая:
— оценку эффективности нового знания;
— его доведение до получения законченного полезного и/или ценного знания для организации в виде, например, интеллектуального продукта;
— внедрение в организации, осуществляемое первоначально, как правило, на опытном производстве.
IV блок — перевод интеллектуальных продуктов и знаний в капитализированные активы, включая:
— оценку стоимости объектов интеллектуальной собственности (ОИС), интеллектуального продукта и знаний;
— их передачу в виде капитализированного актива в хранилище информации;
— защиту авторских прав и интересов патентообладателей и разработчиков интеллектуального продукта на основе новых знаний в виде ноу-хау или патентов на изобретение.
Решение задачи трансформации изобретения и открытия в ОИС, а потом — в капитал [3] дает возможность получать принципиально новые преимущества в конкурентной борьбе, поскольку позволяет использовать еще не известные большинству субъектов рынка сигналы о перспективных технологиях, будущих потребностях и спросе [4].
Трансформация интеллектуального потенциала организации в его капитализированные активы предполагает:
— взаимодействие обеспечения знаниями и ОИС;
— управление финансами;
— юридическое сопровождение.
После передачи знаний в хранилище информации в виде капитализированного актива цикл процесса использования и создания новых знаний повторяется. Многократное использование имеющейся в хранилище информации (знаний), пополняемых новыми знаниями в каждом последующем цикле, обеспечивает организации возможность иметь постоянное конкурентное преимущество на глобальном рынке и повышать свою конкурентоспособность в целом.
V блок — включение подсистемы обеспечения экономической безопасности, обеспечивающей ограничение доступа к новым интеллектуальным продуктам и знаниям5 (ознакомление, копирование, работа с ними и пр.).
VI блок — формирование собственно капитала знаний и введение его в процесс производства организации посредством:
1) коммерциализации знаний, включая:
— разработку общей стратегии коммерциализации знаний в виде интеллектуальных продуктов;
— осуществление маркетинга и поиска инвесторов на основе этих интеллектуальных продуктов;
— коммерциализацию инноваций знаний в виде патентов и ноу-хау на интеллектуальные продукты (самостоятельно или через посредника на рынке инноваций посредством заключения лицензионного соглашения или контракта6);
2) повышения курсовой стоимости акций организации, котирующегося на фондовой бирже, и ее общей капитализации вследствие:
а) постановки на бухгалтерский и налоговый учет капитализированных активов (интеллектуальных продуктов и знаний) по их расчетной стоимости и увеличения тем самым общей стоимости активов, находящихся на балансе организации7;
5Меновая стоимость знания зависит от практической возможности временно ограничивать его распространение и последующее свободное обращение или доступ к нему институционально, посредством государственной охраны юридическими методами своих прав на знания (оформленные, например, в виде патентов), или самостоятельно обеспечивая монополию на знания (например в виде ноу-хау посредством введения мер безопасности).
6Например, технологический (инновационный) брокер сводит вместе «покупателя» (инвестора) и «продавца» (разработчика) интеллектуальных продуктов.
7Как правило, стоимость капитализированных активов, поставленных на баланс организации, существенно отличается от
б) получения под капитализированные дополнительные активы (интеллектуальные продукты и знания) на балансе организации как залогового обеспечения дополнительного заемного или привлеченного видов капитала, особенно в случае использования последних для реализации инновационных проектов;
3) получения организацией сверхдохода за счет повышения отдачи других видов капитала, взаимодействующих с капиталом знаний, вследствие обеспечения мультипликативного эффекта8, выражающегося в принципиально более эффективном использовании всех видов капитала в разных их сочетаниях и в их общей совокупности, в виде добавочного к обычному (без использования капитала знаний) приращения всех видов капитала организации.
Список литературы
1. Аньшин В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: учеб. пособие. М.: Анкил. 2003.
2. Аглицкий Д. Бизнес-культура как катализатор прогресса // Intelligent Enterprise. 2003. № 16.
3. АбдикеевН. М., Брежнева Т. В. Методы оценки интеллектуального капитала компании. URL: http://www. rea. ru.
их вклада в общую капитализацию организации. Связано это с тем, что биржевая котировка акций отражает ожидаемый в будущем от капитализированных активов (интеллектуальных продуктов и знаний) сверхдоход как производный неограниченного будущего рынка для монопольно распространяемых интеллектуальных продуктов и знаний.
8Франчайзинг можно представить как владение определенным знанием, например в виде ноу-хау, передаваемого фирмой как правообладателем в рамках договора франчайзинга другим организациям. Это знание функционирует как капитал знаний, повышающий за счет мультипликативного эффекта производительность, организацию и качество труда в этих организациях, подчиняя при этом их в той или иной степени.
4. Андрусенко Т. Интеграция знаний предприятия // Корпоративные системы. 2004. № 2.
5. Бочаров В. В., Горелов Л. С., Мирошичев Н. Я. Использование принципов информационных технологий для управления интеллектуальной собственностью. Материалы конференции IV Международного форума «Высокие технологии XXI века». М. 2003.
6. Горфинкель В. Я., Чернышева Б. Н. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. М.: Вузовский учебник. 2007.
7. Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. Изд. 2. М.: УРСС. 2010.
8. Как быстро и эффективно усвоить знания. URL: http://happy-web-money. narod. ru/skorost_ i_effektivnost_usvoeniya_informatsii/usvoenie_ informatsii/index. html.
9. КуиннДж. Б., Андерсон Ф., Финкельштейн С. Управление профессиональным интеллектом. М. 2006.
10. Моисеева С., Денисенко В. И. Проблемы документального обеспечения проекта. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. URL: http://ekonomika. snauka. ru/2012/01/347.
11. Мейер К., Дэвис С. Компания как живой организм: грядущая конвергенция информатики, нанотехнологии, биологии и бизнеса. М.: Добрая книга. 2007.
12. УорнерМ. Витцель. Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке. М.: Добрая книга. 2005.
13. Филин С. А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. Тула: Изд. ТулГУ. 2010.
14. StrassmannP. IT Value Chain Management — Maximizing the ROI from IT Investments. Information Economies Press. 2003.