Научная статья на тему 'Повышение качества экономических механизмов инновационного развития страны'

Повышение качества экономических механизмов инновационного развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков А.Т., Дегтярева В.В., Дуненкова Е.Н., Киселев Б.Н., Ляпина С.Ю.

Одним из главных вопросов формирования механизма развития российской экономики является разработка стратегии инновационных преобразований и модернизации в промышленности, обеспечение поддержки наиболее стратегически важных отраслей и предприятий, стимулирование спроса на новые продукты (услуги) и технологии. Условием эффективного применения этих инструментов является наличие системной инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков А.Т., Дегтярева В.В., Дуненкова Е.Н., Киселев Б.Н., Ляпина С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества экономических механизмов инновационного развития страны»

Согласно отчету Европейской комиссии «Smart Grid projects in Europe: lessons learned and current developments», опубликованному в июне 2011 года, объемы инвестиций в проекты интеллектуальных сетей составят: в Европе — 56,5 млрд евро до 2020 года; в США — от 238 до 334 ,5 млрд евро до 2030 года; в Китае — 71 млрд евро до 2020 года.

России нужно включаться в этот процесс:

- во-первых, для внедрения Smart Grid нужны изменения в законодательстве, так как в данной концепции любая точка в сети, точка доступа, может быть идентифицирована и как потребитель, и как генератор;

- во-вторых, интеллектуальная энергосистема это дорогое удовольствие, поэтому нужны спонсоры и определенные государственные программы;

- в-третьих, нужно провести внедрение данной концепции на ряде пилотных проектов в отдельных энергодефицитных районах.

Литература

1. Кобец Б. Б., Волкова И. О. Smart Grid: Концептуальные положения // Профессиональный журнал — 2010 — №03 (75)

2. European SmartGrids Technology Platform. Vision and Strategy for Europe's Electricity Networks of the Future. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006.

3. Grids 2030. A National Vision for Electricity's Second 100 years. — Office of Electric Transmission and Distribution of USA Department of Energy, 2003.

4. Smart Grids — European Technology Platform for Electricity Network of the Future, 2005.

5. The National Technology Laboratory: «A vision for the Modern Grid», 2007.

А. Т. Волков В. В. Дегтярева Е.Н. Дуненкова Б.Н. Киселев С.Ю. Ляпина

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

IMPROVING QUALITY OF ECONOMICAL MECHANISM OF NATIONAL

INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация: Одним из главных вопросов формирования механизма развития российской экономики является разработка стратегии инновационных преобразований и модернизации в промышленности, обеспечение поддержки наиболее стратегически важных отраслей и предприятий, стимулирование спроса на новые продукты (услуги) и технологии. Условием эффективного применения этих инструментов является наличие системной инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационный климат, национальная инновационная система, инновационная деятельность, экономический механизм инновационного развития.

Abstract: One of the main questions in crafting mechanism of Russian economy development is elaboration of innovative transformation' and modernization's strategy for indus-

© А.Т. Волков, В.В. Дегтярева, Е.Н. Дуненкова, Б.Н. Киселев, С.Ю. Ляпина, 2012

try, support key branches and enterprises, stimulation of new products' (services) and technologies' demand. A main condition for effective apply these instruments is an effective systematic innovative infrastructure.

Keywords: innovative potential, innovative climate, national innovative system, innovation activity, economical mechanism of innovative development

Одним из главных вопросов формирования механизма развития российской экономики является разработка стратегии инновационных преобразований и модернизации в промышленности, обеспечение поддержки наиболее стратегически важных отраслей и предприятий, стимулирование спроса на новые продукты (услуги) и технологии. Инструментами экономического механизма выступают: регулирование отраслевых пропорций, субсидирование процентных ставок по кредитам для приоритетных, но малодоходных отраслей, финансирование НИОКР, разработка государственных программ развития промышленно-производственной инфраструктуры. Условием эффективного применения этих инструментов является наличие системной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей движение инвестиций в соответствии с запросами рынка.

Можно выделить основные направления повышения качества экономического механизма инновационного развития:

- обеспечение устойчивых связей науки и промышленности, оптимизация взаимодействия между участниками инновационного процесса, разработка эффективного механизма государственно-частного инновационного партнерства для продвижения в производство и на рынок новых продуктов и технологий, развития человеческих ресурсов, формирования инновационной культуры;

- осуществление экономической политики в направлении стимулирования участников инновационного процесса, формирование институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования наукоемких проектов;

- проведение целенаправленной политики создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инкубаторов, технопарков, технополисов, инновационно-технологических центров, кластеров и т.п.), малых инновационных предприятий, сетей организаций по оказанию услуг в области инновационной деятельности, специализированных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Базовым институтом, обеспечивающим перевод экономики на инновационный путь развития, призвана стать национальная инновационная система, представляющая собой федерально-региональную систему, включающую совокупность взаимосвязанных институциональных структур, обеспечивающих создание и коммерческую реализацию знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих эффективное взаимодействие ее элементов.

Исходным пунктом формирования национальной инновационной системы и стратегии инновационного развития и модернизации российской экономики является определение понятия инновации. В настоящее время существует некоторая неоднозначность трактовки этого одного из базовых понятий. Выявлена определенная подмена понятий «новшество» — «инновация». Сами инновации рассматриваются почти исключительно в узком смысле: как новый, внедренный на рынок продукт либо технология. Такой подход затрудняет ведение статистики инноваций, поскольку, во-первых, результаты научно-исследовательской деятельности — новшества, — учитываются в статистике инноваций, не имея при этом материального воплощения, и, во-вторых, внедренные результаты разработок в области управления, маркетинга, финансов, в социальной и экологической сферах остаются «за кадром».

Эта проблема порождает необходимость однозначной, законодательно определенной характеристики инновационно активных предприятий. В настоящее время к инновационно активным относятся также предприятия, ведущие деятельность по приобретению материальных и нематериальных активов без учета цели этих приобретений. Так, например, предприятие, которое для замены устаревшего оборудования вынуж-

денно приобретает более прогрессивное оборудование, уже только поэтому относится к инновационно активным. С учетом необходимости коренной модернизации и обновления основных фондов большинства промышленных предприятий статистические показатели могут искажать представление о состоянии технологических инноваций.

Инновационная деятельность направлена на освоение и распространение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений с целью создания новых или усовершенствованных товаров и технологических процессов, расширения и обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции.

Инновационная деятельность может осуществляться в одной из двух форм:

- диффузия — равновесное распространение новшеств, постепенное и ненасильственное изменение общественно-экономической практики. Например, развитие мобильной связи;

- внедрение — принудительное введение (навязывание) изменений в общественно-экономическую практику. Например, ремни безопасности в автотранспорте, электронный документооборот в государственных учреждениях.

Очевидно, что государство становится непосредственным участником инновационной деятельности лишь при внедрении, обязывая потребителей (пользователей) применять продуктовые или технологические новшества. Отсюда возникает необходимость государственного регулирования с целью координации инновационной деятельности. В настоящее время данные функции распылены по министерствам и ведомствам.

Если распространение инноваций может осуществляться в форме диффузии, вмешательство государства способно привести лишь к замедлению данного процесса, поскольку возникает необоснованный бюрократический этап (например, сертификация).

Инновационная деятельность является результатом функционирования национальной инновационной системы. Она может осуществляться в различных масштабах, на разных иерархических уровнях и находится под воздействием двух типов факторов:

- инновационного потенциала государства, региона, отрасли, организации-инноватора — способности и готовности базовых и развитых ресурсов к инновационной деятельности, что зависит от организационно-технического уровня производств(-а), квалификации трудовых ресурсов, наличия производственных факторов и др. и специфики реализуемой инновации;

- инновационного климата — состояния внешней среды, способствующей (благоприятный инновационный климат) или препятствующей (неблагоприятный инновационный климат) динамике и масштабам инновационной деятельности. При этом инновационный климат определяется не только уровнем развития инновационной инфраструктуры, экономической ситуацией и ресурсной базой, но и такими факторами, как уровень реализации инновационной деятельности, уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов, инновационной восприимчивости потребителей, имиджа и престижа инновационного предпринимательства и т. п. На инновационный климат также оказывает влияние доступность новых знаний, то есть степень тесноты и эффективность организации связей науки и общественного производства.

Формирование и развитие инновационного потенциала социально-экономической системы (предприятия, региона, отрасли) является прерогативой ее руководства как элемент стратегического выбора. Источником формирования инновационного потенциала должен выступать весь состав ресурсов предприятия (региона, отрасли, государства) — не только материально-технические и финансовые, но в первую очередь интеллектуальный капитал.

Несколько иная ситуация с оценкой инновационного потенциала государства (отрасли, региона). Здесь понятие инновационного потенциала непосредственно характеризует конкурентоспособность данного объекта инновационной деятельности.

Реализация инновационного потенциала обеспечивает осуществление инновационного процесса во всех сферах экономики: в научно-исследовательской сфере — разра-

ботка новшеств с последующим их трансфером; в производственной и технологической сферах новшества превращаются в наукоемкие продукцию и услуги; в рыночной сфере осуществляется реализация новых продуктов и услуг; результатом этого рыночного процесса является получение дохода от инновационной деятельности, часть которого возвращается в инновационный процесс через последующие инвестиции; информационная среда обеспечивает процесс трансфера знаний среди участников инновационного процесса; кадровая сфера обеспечивает подготовку инновационно активного персонала.

Формирование и развитие инновационного потенциала является условием эффективного роста экономики за счет осуществления НИОКР и последующего внедрения и коммерциализации результатов исследований.

Инновационный потенциал охватывает все этапы инновационного процесса, и его развитие зависит от ряда факторов:

1) от эффективности субъектов национальной инновационной системы, к которым можно отнести: бизнес-сектор; правительство; научно-исследовательский сектор (РАН, отраслевые академии наук, университеты, научно-исследовательский потенциал в промышленности); элементы инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, инкубаторы бизнеса, технопарки и пр.); организованное гражданское сообщество (например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Союз предпринимателей России); зарубежные партнеры по инновационной деятельности.

2) от системной инновационной политики, стимулирующей инновационную активность предприятий, в том числе за счет развития инновационной инфраструктуры.

К составляющим инновационного потенциала в мировой практике относят: интеллектуальную, научно-техническую, промышленную, инвестиционную составляющие.

Интеллектуальная составляющая инновационного потенциала включает знания, ценности, умения, навыки, которые используются в инновационном процессе и которыми обладают человеческие ресурсы государства (региона, отрасли, предприятия), а также социальные институты (НИИ, организации, образовательные учреждения), обеспечивающие получение, сохранение, распределение и развитие знаний, ценностей, умений и навыков для развития национальной инновационной системы.

Важным элементом интеллектуальной составляющей инновационного потенциала является интеллектуальная активность. Развитие интеллектуальной составляющей инновационного потенциала обеспечивает гибкую реакцию на изменения во внешней среде и компенсацию слабых сторон инновационного потенциала.

Выделение интеллектуальной составляющей и признание ее особенной важности связано в первую очередь с развитием экономики, основанной на знаниях. Несмотря на то, что любая экономика всегда базируется на определенной совокупности знаний, современный этап развития экономики отличается от всех предыдущих фаз общественного развития. В современных условиях знание, воплощенное в продуктах и услугах, формирует большую часть создаваемой стоимости. Этот процесс осуществляется через интеллектуализацию технологий, рост наукоемкости продукции и развитие рынка интеллектуальных товаров и услуг.

Результатом развития интеллектуальной составляющей инновационного потенциала является формирование интеллектуального капитала и его компонентов — человеческого, институционального и потребительского капитала.

Наибольшие проблемы при формировании интеллектуальной составляющей инновационного потенциала порождаются вопросами, связанными с интеллектуальной собственностью. Показатели патентования свидетельствуют о значительном отставании России от развитых стран мира. Необходимо разрабатывать мероприятия по стимулированию НИОКР, привлечению изобретателей к реализации собственных разработок.

Под научно-технической составляющей инновационного потенциала понимается способность научно-технической сферы обеспечить предпосылки инновационного развития производственной сферы, создавать новшества на основе добытых знаний. Ре-

зультатом развития научно-технической составляющей является переориентация национальных трудовых ресурсов на более сложные и престижные виды работ, снижение нагрузки на окружающую среду, переход на более высокий уровень экономического развития.

В мировой практике разработан ряд показателей для характеристики и оценки научно-технической составляющей инновационного потенциала: ресурсные показатели (затраты на НИОКР и численность исследователей как «начальные условия» реализации инновационного процесса); организационные характеристики: особенности организации НИОКР, сложность и новизна лабораторного оборудования, уровень информационного обслуживания. Необходимо отметить, что в «чистом виде» ресурсные показатели, особенно затраты на НИОКР, не являются определяющими; значительно более важными оказываются показатели результативности: соотношение результатов и понесенных затрат.

Главной проблемой в развитии научно-технической составляющей в России является развитие спроса со стороны производственного сектора на открытия и изобретения. Спрос на результаты НИОКР является неоднородным в силу различных производственных и финансовых возможностей инновационных организаций, различий в их стратегиях и в стиле поведения. В инновационном процессе между этапами опытно-конструкторских разработок и производства существует разрыв, который до сих пор не удается преодолеть, несмотря на активное создание организаций поддержки инновационной деятельности. Результатом существования этого разрыва становится моральное устаревание разработки еще до запуска в производство.

Под промышленной составляющей инновационного потенциала понимается способность промышленности к производству товаров и услуг, основанных на научно-технологических достижениях и инновациях и соответствующих требованиям мировых рынков при одновременном повышении реальных доходов населения.

Развитие промышленной составляющей инновационного потенциала требует создания новых, более гибких организационно-поведенческих моделей управления с максимальной степенью взаимодействия всех участников инновационного процесса. Важную роль в этом процессе играет научно-техническая составляющая инновационного потенциала.

Степень развития промышленной составляющей характеризуется масштабами НИОКР, объемом промышленного производства высокотехнологичной продукции, объемом экспорта технологий, долей инновационно активных предприятий в общем объеме промышленных предприятий.

Инвестиционная составляющая инновационного потенциала характеризует возможность производственных факторов (ресурсов) обеспечивать поток инновационной продукции и услуг, обеспечивать долговременный устойчивый экономический рост на основе инноваций.

По принципу влияния на инновационное развитие и конкурентоспособность страны все виды факторов производства можно разделить на базовые и развитые. К базовым факторам относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и потенциально ликвидные финансовые ресурсы. Опора на базовые факторы производства обеспечивает конкурентное преимущество предприятиям в отраслях с невысокими требованиями к квалификации рабочей силы и традиционными технологиями. Однако такое преимущество не является устойчивым и довольно легко обходится компаниями, имеющими доступ к аналогичным ресурсам либо альтернативные технологии. Чтобы конкурентное преимущество было устойчивым, оно должно опираться на развитые факторы производства, к которым относятся:

- ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации, обеспечивающей создание инновационной продукции и услуг), сосредоточенный во всех дос-

тупных информационных источниках;

- финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для поддержки инновационной деятельности и повышения инновационного потенциала (конвертируемые займы, прямые инвестиции, гарантийные фонды, частичное покрытие процентных ставок, передача собственности; технико-технологическое инвестирование, осуществляемое в форме лизинга; венчурное финансирование);

- правовые факторы, законодательно определяющие приоритеты инновационного развития страны и средства достижения инновационных целей;

- инновационная инфраструктура, создающая организационные условия для осуществления инновационного процесса.

Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность организаций частного и государственного сектора, которые, индивидуально и во взаимодействии друг с другом, обслуживают инновационную деятельность в рамках норм, целенаправленно регулируемых государственной инновационной политикой (центры трансфера технологий, инкубаторы бизнеса, технопарки, инновационно-технологические центры, учебно-деловые центры и другие специализированные организации). Целью формирования инновационной инфраструктуры является не просто создание новых субъектов для ведения инновационной деятельности, а обеспечение эффекта от их совместной деятельности и, как следствие, — развитие инновационного потенциала страны и ее отраслей и регионов.

Следовательно, инновационная инфраструктура должна выполнять весь набор функций, позволяющий объединить субъекты инновационной деятельности в систему: поддержку проведения исследований и разработок и создания конкурентоспособной наукоемкой продукции; поддержку продвижения результатов исследований и новой продукции на рынки всех уровней; предоставление услуг по изучению рынков, экспертизе и сертификации инновационных проектов, защите интеллектуальной собственности и патентно-лицензионной работе; информационное обеспечение всех субъектов инновационного процесса; координацию и регулирование инновационной деятельности, ее финансово-экономическое и кадровое обеспечение. Такая среда способна снизить повышенный риск и неопределенность инновационной деятельности, и, кроме того, становится источником распространения моделей инновационной деятельности.

Мировой опыт создания и развития объектов инновационной инфраструктуры свидетельствует о влиянии множества факторов на формирование и развитие инновационной инфраструктуры, включая ее размеры, наличие природных ресурсов, географическое положение и климат, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Каждая национальная инновационная инфраструктура характеризуется определенной степенью конфигурации объектов и связей между ними, порядка, предполагающего стабильность институционального взаимодействия.

Общими целями для всех элементов инфраструктуры являются создание рабочих мест; диверсификация экономической структуры; поддержка развития на технологической основе начинающих предприятий; диффузия и применение новых технологий.

Инновационный климат для государства, отрасли, региона определяется международными факторами: глобализацией, интеграционными процессами, межгосударственными и межфирменными соглашениями, формированием мирового научно-технологического пространства, унификацией стандартов, систем сертификации, механизмов охраны прав интеллектуальной собственности, деятельностью региональных интеграционных институтов (ЕС, АТЭС и т.п.) и международных организаций — ООН, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНЕСКО и др.

Инновационный климат для организации-инноватора является результатом функционирования национальной инновационной системы — то есть определяется результативностью государственной инновационной политики.

Национальная инновационная система представляет собой совокупность организаций частного и государственного сектора, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом в рамках юридических норм и неформальных правил поведения обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Государственная инновационная политика — составная часть социально-экономической политики государства, представляющая собой совокупность целей, задач и направлений прямого и косвенного регулирования и стимулирования инновационной деятельности и их практическая реализация за счет ресурсов государства.

Предлагается следующая факторная модель анализа инновационного климата для организации-инноватора и определения направлений его улучшения, включающая блоки (компоненты):

1) Производственно-технологические условия инновационной деятельности определяют производственно-технологические возможности освоения производства новых продуктов и технологий, что традиционно оценивается по показателям организационно-технического уровня производства (в процессе технологического аудита) и, в первую очередь, — по структуре и состоянию основных производственных фондов. Во многом производственно-технологические условия также определяются организацией производства, эффективностью и рациональностью логистических цепей, уровнем кооперирования и планирования использования производственных мощностей.

До сих пор не созданы условия для деятельности инновационных организаций — нет конкурентной среды, нет настоящих технопарков, эффективных инкубаторов бизнеса, которые могли бы выявлять классы потребителей и способствовать формированию кластеров по цепочкам ценности.

2) Экономико-финансовые условия инновационной деятельности определяют возможность и готовность финансовых институтов инвестировать инновационные проекты и программы. Основным критерием принятия инвестиционных решений на практике является инвестиционная привлекательность, которая определяется соотношением риска и доходности. И если на других сегментах финансового рынка (валютном, фондовом, кредитном и др.) риски существенно ниже, а доходность намного выше, чем при инвестировании инноваций, никакие меры принуждения бизнеса к вложению в инновационную сферу деятельности не будут эффективными. Поэтому государство должно не столько заставлять бизнес инвестировать в инновационную сферу, сколько разрабатывать комплекс мер (в том числе и через механизм налогообложения) по снижению доходности на других сегментах финансового рынка.

При принятии решений об инвестировании в инновационные проекты для инвестора существенным фактором выступает срок окупаемости инвестиций, который во многом определяет для инвестора рискованность вложений. Так, вложения с высокой потенциальной доходностью, получаемой в относительно отдаленном периоде времени, для инвестора выглядит менее привлекательными, чем менее доходные, но «быстрые деньги». В этих условиях государство должно, с одной стороны, пересмотреть подход к финансовому регулированию с целью предоставления возможности увеличения сроков кредитования инновационных проектов, а с другой — развивать финансовую инфраструктуру инновационной сферы деятельности для повышения ликвидности инвестиций в инновации.

Кроме того, для принятия инвестиционных решений необходимо также рассматривать и показатели эффективности применения новой технологии или эксплуатации новой техники. В этом случае государство путем перераспределения доходов может принять на себя функции дотирования убыточного освоения производства новой техники и технологии, получая дополнительные бюджетные поступления за счет более высоких доходов (и, соответственно, более высоких налоговых платежей) от потребителей. В этом случае гарантированная государством доходность реализации новой тех-

ники (применения новой технологии) обеспечивает инвестиционную привлекательность подобных инновационных проектов.

Для повышения инвестиционной привлекательности инновационных проектов государство также должно предусмотреть экономические меры по стимулированию вывода из эксплуатации изношенных основных производственных фондов. В этих целях целесообразно применять механизм ренты.

Государство должно ввести налог на использование в производственных процессах самортизированного оборудования и при этом устранить двойное обложение налогом на добавленную стоимость амортизации приобретенных новых основных производственных фондов, а также разрешить исключать из облагаемой налогом прибыли суммы затрат на приобретение новой техники и технологий, как это было до 1996 г.

В России к настоящему времени не сформирована целостная система налоговых льгот и финансовой поддержки инновационной деятельности. Налоговые льготы не работают. По некоторым оценкам, посевной и венчурный капитал в РФ оставляет только 5% от требуемой величины.

3) Правовые условия инновационной деятельности определяют, в первую очередь, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности и обеспечивают эффективность функционирования механизма трансфера результатов научно-технической и творческой деятельности. Государство должно, с одной стороны, создавать условия для эффективной защиты патентных прав (минимально бюрократизированное оформление и фиксирование патентных прав, быстрые и справедливые судебные решения, отлаженный механизм исполнения судебных решений и др.); с другой стороны, государство должно пресекать искусственное ограничение развития как часть антимонопольных мер. Также необходимо ввести прозрачные процедуры оценки и отражения в балансе стоимости нематериальных активов, их учета и амортизации. Так, если в результате НИОКР создан объект интеллектуальной собственности, необходимо оценить его стоимость и поставить на балансовый учет.

4) Доступность новых знаний, развитие науки означает не только бюджетное традиционное финансирование научных исследований в достаточном объеме, но и создание информационной инфраструктуры для распространения новых знаний и механизмов их вовлечения в социально-экономическую практику. Эта инфраструктура может, например, базироваться на существующей сети учреждений высшего профессионального образования, что требует кардинального пересмотра содержания существующих учебных программ и для ведущих вузов страны — отказ от образовательных стандартов и процедур оценки качества обучения по тестированию остаточного уровня знаний, которые по своей природе не способны «успевать» за достижениями науки и техники. Необходимо введение требований к должностям руководящего звена предприятий и некоммерческих организаций о необходимости профессиональной переподготовки в области развития отраслевых технологий хотя бы каждые 5 лет со сдачей квалификационного экзамена в независимых квалификационных центрах. Одновременно необходимо создать сеть профессиональных саморегулируемых организаций (ПСРО), на которые возложить обязанности профессиональной аттестации и сертификации кадров в отрасли (сфере профессиональной деятельности), профессиональных (отраслевых) образовательных центров и профессорско-преподавательского состава (в области профессиональных знаний). При этом данные ПСРО должны нести ответственность за выданные сертификаты: если сертифицированный специалист оказался профессионально некомпетентным, ущерб возмещается за счет средств ПСРО (в том числе — за счет руководства ПСРО и аттестационно-сертификационных центров).

Параллельно ПСРО могут инициировать проведение профессиональных конкурсов, вводить награды за профессионализм и компетентность в своей области (в настоящее время существующие знаки отличия «Почетный работник отрасли» в большей степени присуждаются по формальным поводам: за стаж, к юбилею специалиста или

предприятия, в соответствии с должностью и др., при этом профессиональная среда исключена из процесса принятия решения, что понижает статус данных профессиональных наград).

6) Информационная и организационная поддержка инновационной деятельности основывается на развитии компонентов инфраструктуры, связанных с консалтингом. В настоящее время консалтинг в стране развивается преимущественно в финансовой сфере, в области мониторинга существующего рынка и автоматизации сложившихся бизнес-процессов. Как правило, предлагаемые услуги ориентированы на платежеспособный стабильно функционирующий, как правило, крупный и состоявшийся бизнес. Для малых инновационных предприятий, выходящих на рынок с новыми продуктами (услугами) и технологиями затруднительно не только оплатить услуги консультанта, но и просто узнать о его существовании. Мало используются возможности лизинга оборудования (как в отношении собственных основных средств, так и в отношении производимой инновационной продукции). Практически не существует промышленных парков (набора стандартного оборудования, оснащенного необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые инновационные предприятия могли бы арендовать либо, при наличии финансовых возможностей, выкупить производственные площади), центров коллективного использования производственным оборудованием (в отличие от развитых стран.

Фасилитаторская функция государства, к сожалению, пока малорезультативна: созданная сеть трансфера технологий не работает, учрежденные инновационные союзы и ассоциации главным образом заняты собственным пиаром и инвестициями в свое собственное развитие.

Не менее важной государственной задачей в области инновационного климата является популяризация достижений в инновационной сфере. Национальными героями, не покидающими экраны новостных программ, должны стать Кулибины и Ползуновы, позитивный опыт должен становиться национальным достоянием и получать общественное признание. Сегодня никто из школьников не мечтает стать инноватором: самые популярные специальности в вузах — юриспруденция и государственное и муниципальное управление, в школах нет кружков и факультативов детского творчества, а дома «юных техников» заняты, как правило, арендующими помещения солидными фирмами. Необходимо восстановить Выставку Достижений Народного Хозяйства (не как маркетингово-рекламный центр продвижения уже давно освоенной продукции, а как полигон оценки интереса потребителей, емкости будущего рынка и т.п.). Таких выставочных площадок крайне мало (Московский международный салон инвестиций и инноваций, Архимед, Инновационная ярмарка в Санкт-Петербурге). Это идеологическая задача, которая лежит в прямой сфере компетенций государства.

7) Инновационная культура — это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при соблюдении в инновационной системе принципа преемственности.

Культурно-исторический контекст инновационной деятельности определяет менталитет людей вовлеченных в инновационные процессы в качестве участников, фа-силитаторов и потребителей (пользователей). Необходимо четко понимать специфику поведения людей, что, с одной стороны, создает возможности для развития инновационных процессов, а с другой — формирует риски их реализации. Кроме того, надо реально оценивать способность и готовность людей работать в командах, идти на взаимовыручку, держать слово и др. Необходимо трезво оценивать, что значат в обществе понятия «честь» и «достоинство».

8) Социально-демографические условия инновационной деятельности определяют не только возможности реализации инновационных процессов, их обеспеченность

квалифицированными кадрами, но и потенциал потребления инновационных продуктов и технологий, инновационную восприимчивость общества.

Состояние инновационного климата, а, следовательно, инновационной системы показывает, что эффективность работы инновационной инфраструктуры оказывается ниже ожидаемой. Основные причины такой ситуации — это несоответствие масштабов инфраструктуры реальным ресурсам, направляемым на поддержку инновационного процесса, и вторая, возможно, более существенная причина —устаревшее, не соответствующее сегодняшнему технологическому укладу, понимание сущности инноваций и инновационной деятельности. Мировая практика показывает, что высокая эффективность инновационной деятельности всех участников достигается именно при их взаимодействии. Однако в России, несмотря на, казалось бы, понимание вышесказанного, участники не форсируют процессы взаимодействия с малыми предприятиями, и инновационным предприятиям всех форм приходится работать самостоятельно, что подтверждают примеры развития многих отечественных предприятий.

Развитие экономического механизма обеспечения инновационной деятельности должно базироваться на обоснованном прогнозировании развития науки и техники. Процесс научно-технического прогнозирования должен учитывать не только возрастающие возможности науки и техники, но и желаемые и необходимые для Российской Федерации цели с учетом проводимой ею политики, стратегии развития, а также общемировых тенденций. Тем самым задаются новые требования к системе прогнозирования: определение перспективных направлений исследований и разработок с учетом их рыночной значимости и социально-экономических интересов государства.

О.Н. Герасина Т. С. Сальникова Ю.А. Мезяков

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF BUSINESS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы», изложены основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере образования в условиях глобализации информационных потоков и экономики, что должно способствовать повышению эффективности образовательной деятельности и, как следствие этого, успешному социально-экономическому развитию России.

Ключевые слова: система, регулирование, образование, интеграция, глобализация, экономика.

Abstract: in the article prepared under the federal target program Scientific and Research-and-Educational Personnel for Innovation Russia and the analytical departmental target program Development of the Scientific Potential of the Higher School describes the basis of state regulation of entrepreneurial activity in education in the conditions of globalization of the information flows and the economy, which should help improve the efficiency of educational activities and, as a consequence, successful socio-economic development of Russia.

Keywords: system, regulation, education, integration, globalization, economy.

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере образования не должно носить сугубо ситуационный характер, а должно носить системно-стратегический характер, базирующийся на научно выверенном комплексе принципов.

© Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.